Проблемы и перспективы профильной школы
Оценка 5

Проблемы и перспективы профильной школы

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
администрации
9 кл—11 кл
12.02.2017
Проблемы и перспективы профильной школы
В данной статье раскрываются проблемы и перспективы профильного обучения в старшей школе. Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации образовательного процесса ,направленное на создание условий доступного и качественного образования школьников.Перспектива развития профилей, превращает профильную школу в действенный фактор развития общества.
Проблемы и перспективы профильной школы.doc

Проблемы и перспективы профильной школы.

 

          Конец 20 и начало 21 века характеризуются сверхдинамичными изменениями в различных сферах жизни нашей страны: в политике, экономике, образовании. Процессы глобализации не могли не способствовать появлению новых специальностей, профессий, новых требований к рынку труда. Всё это, в свою очередь, диктует новые, повышенные требования к соискателям, к уровню их конкурентоспособности. Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к общеобразовательным учреждениям. Школа охватывает наибольшее количество детей и подростков, которые в течение продолжительного периода времени   находятся в её стенах. Кроме того, время пребывания в школе совпадает с периодом роста и развития ребенка, в частности, с формированием у подростков трудовой мотивации, собственной жизненной позиции, с выбором профессии.

           Чтобы снять противоречия между традиционным обучением в школах (лицеях, центрах образования, гимназиях) и увеличивающимся объёмом учебного материала и требованиями к уровню подготовки выпускников, чтобы помочь учащимся старших классов лучше ориентироваться в современных профессиональных направлениях, и создаётся система профильного обучения.

           Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации образовательного процесса позволяет наиболее полно учитывать интересы и способности учащихся, создаёт условия для того, чтобы ученики  в старших классах могли уделять больше внимания тем предметам и дисциплинам, с которыми связаны их  намерения в отношении продолжения образования и будущие профессиональные интересы.

           Однако вместе с тем практика внедрения профильного образования в школах показывает и ряд проблем. Трудности и противоречия профильного образования лежат и в психологической сфере, и в социальной, и, конечно, зависят от общеэкономической ситуации в стране.    

           Проблемы эти можно распределить следующим образом:

а) противоречия между желаниями и возможностями самого ученика;

б) проблема выявления у старшеклассников способностей и интереса к той или иной профессиональной деятельности;

г) противоречия между престижностью той или иной профессии и социально – экономической необходимостью  общества в ней;

д) противоречия между школьной образовательной системой и постоянно меняющимися требованиями рынка труда;

е) проблема подготовки обучающих кадров, обеспечения материально – технической базы.

         Конечно, противоречия между желаниями и возможностями ученика в выборе профессии лежат в личной сфере. Адекватная самооценка своих возможностей учащимися в силу возрастных, психологических, социальных причин не всегда бывает сформирована. Понятно, что старшеклассник  в силу своего возраста и жизненного опыта не сможет сделать однозначно безошибочный выбор. Поэтому желание учащихся не всегда может быть ориентиром при профильном распределении, тем более, что мотивами школьников часто служат: «где полегче», «за компанию», «там добрые учителя», «мне все равно». Очень важно, чтобы распределение учащихся по профильным классам происходило на основе результатов объективной профессиональной диагностики. Важно начать эту работу не в последний момент, а хотя бы за год до распределения по профильным классам. И здесь очень важную роль играет педагогическое и психологическое сопровождение. Школьные психологи путём тестирования, бесед и наставлений могут помочь ученику сориентироваться в выборе профильного направления. Помощь психолога обязательно должна быть персональной. Не секрет, что в наших школах учатся ребята с разным уровнем мотивации к обучению. Деятельность педагогического коллектива и психологической службы должна быть ориентирована на учеников, имеющих потребность в целевой подготовке в вузы, обладающих устойчивыми интересами в конкретных областях знаний. Для учащихся с низкой мотивацией к обучению психологическая поддержка может заключаться прежде всего в оказании помощи в самопознании и самоопределении. Психологические тренинги, психологические игры – основные формы работы.

       Роль классного руководителя и учителей – предметников в профильных классах является также очень важной, так как именно эти педагоги ежедневно общаются с учениками, видят их плюсы и минусы в освоении тех или образовательных предметов, знают их характеры, интересы, могут объективно оценить их способности. Участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах, создание собственного «Портфолио ученика» - всё это должно быть учтено учителями и школьными психологами при диагностике и рекомендации по профильному ориентированию учащихся.

        Если первые три из перечисленных проблем профильных школ относятся к непосредственной работе с учащимися, то есть к самому процессу воспитания и обучения, то последние две являются вопросом организации системы профильного обучения.

        Вопрос о том, будет ли эффективной работа по обучению в профильных классах, будет ли она соответствовать современным требованиям рынка труда и социально-экономическим условиям в стране, зависит от уровня подготовки обучающих кадров, умения работать со школьниками, использования наиболее эффективных методик обучения. Очень важна подготовительная работа по обеспечению школ учебными пособиями, отвечающими задачам профильного обучения,   по обновлению содержания образовательных предметов и его обеспечения (учебные планы, методики, обучающие программы), по повышению квалификации учителей.

           Перспективы развития профильной школы напрямую связаны с успешной работой по преодолению трудностей, а также с обеспечением  целого комплекса мероприятий, направленных на успешное внедрение профильного образования. К таковым относятся:

 1) создание условий для осознанного выбора профессии;

 2) обеспечение индивидуализации образования, личностно-ориентированного обучения;

 3) организация учебного процесса с учетом современных достижений в сфере культуры, экономики, науки и техники;

 4) организация преподавания отдельных предметов на повышенном образовательном уровне;

 5) разработку методики целевой подготовки в вузы;

 6) использование программ, реализующих информационные технологии в образовании;

 7) преемственность уровней ступеней образования: от общего (базового) до предпрофильного и профильного.

 

        Несомненно, роль психологической службы в перспективе развития профильной школы наиболее важна. Ведь именно эта служба проводит психодиагностику, выявление интересов и приоритетов учащихся, предоставляет школьникам знания о самих себе: своем темпераменте, типе мышления, ценностных ориентациях. Также психологическая служба представляет школьникам знания о различных профессиях и о потребностях региона в кадрах. Основные формы работы психолога: анкетирование, тренинговые групповые занятия, индивидуальные беседы, тестирование.

          В заключение можно сделать вывод, что изменения в российском обществе несомненно вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. В условиях  реформ, происходящих в обществе, профильное образование прямо нацеливает школу на решение целого комплекса задач, определяя образование как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства» (Закон РФ "Об образовании"). Таким образом, знание перспектив развития, а также успешное решение проблем, связанных с профильным образованием школьников, превращает профильную школу в действенный фактор развития общества.

 


Проблемы и перспективы профильной школы

Проблемы и перспективы профильной школы

И здесь очень важную роль играет педагогическое и психологическое сопровождение

И здесь очень важную роль играет педагогическое и психологическое сопровождение

Также психологическая служба представляет школьникам знания о различных профессиях и о потребностях региона в кадрах

Также психологическая служба представляет школьникам знания о различных профессиях и о потребностях региона в кадрах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017