Проблемы обучения информатике в начальной школе

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как-то совсем незаметно и очень быстро компьютеры проникли в наши квартиры и классы. Сегодня компьютеры настолько глубоко вросли в нашу повседневность, что современному ребёнку можно только позавидовать: ему не нужно перестраиваться. Он уже растёт в среде, в которой компьютер – такая же привычная и обыденная вещь, как автомобиль, телевизор или сотовый телефон. Однако до сих пор остается неразрешенными немало проблем, которые волнуют многих учителей начальных классов. Коротко перечислю некоторые из них.
Иконка файла материала Проблемы обучения информатике в начальной школе.doc
Алданова Людмила Николаевна  учитель начальных классов  МОУ СОШ № 3 с УИОП  г. Фрязино Московской области ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Как­то   совсем   незаметно   и   очень   быстро   компьютеры   проникли   в   наши квартиры   и   классы.   Сегодня   компьютеры   настолько   глубоко   вросли   в   нашу повседневность,   что   современному   ребёнку   можно   только   позавидовать:   ему   не нужно перестраиваться. Он уже растёт в среде, в которой компьютер – такая же привычная и обыденная вещь, как автомобиль, телевизор или сотовый телефон.    Однако до сих пор остается неразрешенными немало проблем, которые волнуют многих учителей начальных классов. Коротко перечислю некоторые из них. В начале 90­х гг. в общеобразовательной школе наметилась тенденция раннего обучения информатике. Эта проблема поставила несколько основных вопросов перед руководителями ОУ. Одним из них был вопрос о том, кто будет преподавать этот курс – учитель информатики или учитель начальных классов.  Целями   обучения  информатики   в  начальной  школе   является:   формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера; формирование информационной культуры ребенка.  В соответствии с целями обучения информатики в начальной школе выделяется ряд задач,   на   которые   нужно   опираться   при   подготовке   учителя   информатики   в начальных классах:  познакомить   школьников   с   основными   свойствами   информации,   научить планированию действий и организации информации;  дать первоначальное представление о компьютере и современных информационно­ коммуникационных технологиях;  дать   представление   о   современном   информационном   обществе,   информационной безопасности.Реализация данных задач проходит через весь курс информатики в начальной   требований школе,   но   трудность   состоит   в   том,  что   нет   соответствия   федерального,   регионального   стандартов.   УМК   для   учителя   и   ученика   не универсален.  При   реализации   авторских   программ   в   рамках   изучения   предмета «Информатика   и   ИКТ»   (А.В.   Горячев,   Е.П.   Бенесон   и   др.)   необходима коррекция   программы   для   прохождения   практической   части,   что   позволит реализовать блок «Практика работы на компьютере» Изучение   курса   информатики   зависит   от   оснащенности   школы   ИТ   и специальной подготовкой преподавателя.  Возможно,   преподавание   информатики   за   счёт   часов   вариативной   части образовательного учреждения.  а) «бескомпьютерное» изучение информатики; б) информатика, как самостоятельный предмет; в)   организация   модуля   «Практика   работы   на   компьютере»       учебного   предмета «Технология»    Возможна организация модуля «Практика работы на компьютере»     учебного предмета «Технология» за счёт часов инвариантной части учебного плана. Проблемы:   нехватка   специалистов   среди   учителей   начальных   классов   для преподавания модуля «Практика работы на компьютере»;  при организации Модуля  за счёт инвариантных часов  возникают трудности с оформлением тарификации  учителя нач. классов, который ведёт предмет «Труд» (34 ч/в год) и  учителя, который ведёт модуль «Практика работы на компьютере» (12ч/год)  Я хочу рассказать, как решаются все эти проблемы в нашей гимназии. В   МОУ   гимназии   №   23   учебный   предмет   «Информатика   и   информационно­ коммуникационные технологии (ИКТ)» изучается в качестве учебного модуля в 3­4 классах   за   счёт   часов,   отводимых   на   учебный   предмет   «Труд»   образовательнойобласти   «Технология».   Для   начальной   школы   выделен   отдельный   кабинет информатики  с 15  компьютерами.  Дети  разделены  на подгруппы:  одна  подгруппа идёт на урок труда, другая – на информатику.  Учебный модуль «Практика работы на компьютере» проводит подготовленный учитель   начальных   классов.   Информатика   и   ИКТ   имеет   большое   значение   в формировании   круга   знаний   в   соответствии   с   программой   начальной   школы,   в интеллектуальном   развитии   детей,   средством   формирования   мотивации   учения, обеспечивает личностный рост учеников.  Наше занятие делится на 2 части: теория (20 минут) и практическая часть (20 минут). Для подготовки теоретической части нужна большая подготовка. Я пользуюсь такими учебниками: Учебник «Мой инструмент компьютер» Горячев (3, 4 классы) Учебник «Информатика» Матвеева (2­3, 4 классы) «Информатика и ИКТ» (начальный уровень) под редакцией Макаровой Для практической части использую тренажёры из диска «Мир информатики» 1­2 классы, 3­4 классы.  Внедрение ИТ в начальную школу должно идти через чувства и эмоции ребенка, естественно возникающие в процессе познания окружающей действительности, людей и самого себя.  Очень   интересной   и   важной   является   интеграция   информатики   и   других дисциплин начальной школы. Эта линия в изучении информатики особенно близка учителям   начальной   школы,   так   как   в   скором   будущем     интеграция   отдельных дисциплин   будет   важнейшим   направлением   сокращения   нагрузки   учащихся   и обновления содержания образования в начальной школе. Таким   образом,   следует   понимать,   что   ни   одна   дисциплина   школьного образования   не   обладает   таким   мощным   потенциалом   для   развития   ребенка,   как информатика,   ибо   она   строится   на   фундаменте   философии   и   лингвистики, естествознания и математики, логики и психологии. В этом – ее сила, и в этом – ее слабость. В информатике пересекаются наука и искусство, мистика и ремесло.

Посмотрите также