С появлением ребенка иногда всплывают различные личные проблемы, которые, если их не разрешить, могут помешать вам в его воспитании. Если родитель не в состоянии действовать в интересах ребенка, возникают специфические нарушения, препятствующие нормальному развитию. Некоторые родители не способны прочесть сигналы, которые им подает ребенок. В таком случае возникает риск развития «примитивных стратегий», т. е. малыш больше плачет и в меньшей степени способен успокаиваться самостоятельно.
Проблемы родителей
С появлением ребенка иногда всплывают различные личные проблемы, которые,
если их не разрешить, могут помешать вам в его воспитании. Если родитель не в
состоянии действовать в интересах ребенка, возникают специфические
нарушения, препятствующие нормальному развитию. Некоторые родители не
способны прочесть сигналы, которые им подает ребенок. В таком случае
возникает риск развития «примитивных стратегий», т. е. малыш больше плачет и
в меньшей степени способен успокаиваться самостоятельно. Если ребенок
начинает применять эти стратегии, он использует их снова и снова, потому что
учится плакать, чтобы получить желаемое . Чтобы отучить ребенка от их
применения, нужна более благоприятная обстановка. К счастью, существуют
книги и аудиокурсы, которые помогают родителям узнать о нормальном развитии
детей. Если родитель обучится нужным вещам, он может затем научить им и
ребенка.
Некоторые родители ищут оправдания своим действия в собственном прошлом:
«Я хочу избежать сурового воспитания, которое получил в детстве». Это может
вести к отсутствию какихлибо рамок. Родители, которые чрезмерно
чувствительны к потребностям своего ребенка, рискуют добиться того, что он
станет слишком от них зависим. Такие дети не умеют читать свои собственные
сигналы и нуждаются в том, чтобы за них это делали взрослые.
Детям очень нужен порядок, и установление границ – один из способов его
достижения. Грубые приказания, физические наказания или демонстрация силы
приводят к развитию у ребенка повышенного чувства вины и заставляют его
делать все, чтобы угодить родителям. Еще хуже, когда они после грубого
обращения с ребенком и слишком долгого плача резко меняют тактику и
начинают его обнимать и утешать. В этом случае, принимая противоречащие друг
другу сообщения, ребенок начинает думать, что для того, чтобы его обняли,
необходимо плакать.
Некоторые родители хотели бы, чтобы их дети всегда оставались на одной и той
же стадии развития, потому что у них самих имеются определенные потребности,
которые никогда адекватно не удовлетворялись. Например, допоздна не
укладывая ребенка спать, родители удовлетворяют свою потребность в
близости. В этом случае ребенок вынужден игнорировать собственную
потребность в сне, потому что неправильно истолковывает поведение
родителей: «Я знаю, что вы не спите, потому что скучаете по мне. Я здесь».
Подобно той бабушке, которая, простудившись, заставляет внучку надеть свитер,
мать, которой одиноко, воображает, что дочери тоже одиноко, поэтому
заставляет ее бодрствовать допоздна и лишает необходимого сна. Ребенок
получает противоречивую информацию и может не понимать, на что
ориентироваться – на свои собственные сигналы или на те, что подает
воспитатель. У ребенка могут возникать трудности с восприятием новой
информации, так как его не научили справляться с такой ситуацией.
Давайте продолжим рассказ матери Эсме. Обратите внимание на то место, где
она пишет: «Сейчас мне не хватает моей матери в качестве бабушки для моей
дочери… И мне самой не хватает ее как матери».
«Еще
сказку»
(продолжение)
Время укладывания – это особое время; мы сидим вместе в креслекачалке, я
держу ее, уже одетую в пижамку, на коленях, играет негромкая музыка, в доме
однутихо, никаких телефонов, никто не отвлекает и не прерывает нас, никто и ничто
не давит на нас и не ограничивает во времени. Это время глубокого,
сконцентрированного общения с дочерью. Не то, что бы я мало времени
проводила с ней днем – я писатель и работаю дома два или три раза в неделю по
полдня. Но только вечером Эсме разрешает мне свернуться вместе с ней
калачиком, держать ее на коленях – днем она слишком занята играми и беготней
по дому и ни минуты не хочет посидеть спокойно. А вечером дочка гладит мои
волосы, таскает меня за нос, просит петь смешные песенки и снова читать
любимые сказки. Нам так весело вместе! Я люблю это тихое время так же
сильно, как и она, и я виновата в том, что позволяю этому продолжаться и
продолжаться еще на пять, шесть, семь песенок или книжек, еще на одну минуту,
еще на одно объятье, пока обе мы не оказываемся совершенно уставшими.
Мы с мужем обсуждали сложные причины такой моей привязанности к дочери. Я
сама была очень близка с матерью, хотя не настолько близко физически,
возможно, именно поэтому мне так дорого это уютное время в креслекачалке.
Моя мать умерла семь лет назад, ей было всего пятьдесят. Я тогда как раз
собиралась замуж и пережила очень тяжелый период траура. Сейчас мне не
хватает моей матери в качестве бабушки для моей дочери. Жаль, что я не могу
разделить с ней заботу о малышке. И мне самой не хватает ее как матери. Я не
хочу, чтобы мой ребенок был для меня всем, – это слишком тяжелая ноша. Моя
мать, у которой были сложные взаимоотношения с ее матерью, воспитала меня
именно так, и, вероятно, поэтому я страдаю страхом расставания. И, повторю
еще раз, я не хочу любить свою дочь настолько сильно, чтобы быть неспособной
эффективно установить твердые, четкие границы и правила.