Продуктивные задания как средство формирования базовых учебных действий на уроках математики в коррекционной школе.
Оценка 4.8

Продуктивные задания как средство формирования базовых учебных действий на уроках математики в коррекционной школе.

Оценка 4.8
Документация
docx
математика
4 кл—9 кл
31.01.2020
Продуктивные задания как средство формирования базовых учебных действий на уроках математики в   коррекционной школе.
Использование продуктивных заданий, которые помогают преобразовывать информацию, связывать с реальной жизненной ситуацией, с изученными правилам и закономерностями.
продуктивные задания.docx

Продуктивные задания как средство формирования базовых учебных действий на уроках математики в   коррекционной школе.

Математика является одним из ведущих учебных предметов в специальной (коррекционной) школе.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности.

На своих уроках я применяю продуктивные задания, которые помогают

преобразовывать информацию, связывать с реальной жизненной ситуацией, с изученными правилам и закономерностями. Такой подход к организации образовательного процесса можно рассматривать как деятельностный и использовать его для получения учащимися опыта разрешения проблем в различных учебных и внеучебных ситуациях.

 Реализация деятельностного подхода на учебном предмете математика обеспечивает:

·  придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

·  прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;

·  существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

·  обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся базовые учебные действия. Таким образом, новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов.

Полученные на определённом этапе знания можно применять и за его пределами, превращаясь из предметного умения в базовые  учебные действия. Продуктивные задания нацелены не на закрепление знаний, а на обучение детей их самостоятельному применению не только в школе. Такие задания часто помогают проверить, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные. Важно отметить, что продуктивные задания нацелены  и на формирование  жизненных компетенций.

В федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) акцент поставлен на умении применять знания при решении практико-ориентированных, жизненных задач. Поэтому, например, формулировки заданий по математике должны быть нацелены не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и работать с ними. Актуальность использования продуктивных заданий ― отсутствие опыта применения собственных знаний, опыта решения реальных проблем, требующих использования знаний из разных областей.

Базовые учебные действия (БУД)― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Для выполнения этих задач и разрабатываются продуктивные задания. Под продуктивными заданиями понимают задания на преобразование информации с целью получения ответа на проблемный вопрос или ситуацию.

На уроках математики я использую различные виды продуктивных заданий, нацеленных на формирование БУД.  

Виды базовых учебных действий

Виды заданий

Познавательные

«Найти отличия»

«Поиск лишнего»

Составления схем-опор

«Сравнение»

«На что похоже?»

«Поиск лишнего»

«Цепочки»

Регулятивные

«Преднамеренные ошибки»

«Сравнение»

«Решение текстовых задач»

«Проблемная ситуация»

Коммуникативные

Задания, сопровождающиеся инструкциями:

§  «Расскажи»

§  «Объясни»

§  «Обоснуй ответ»;

Личностные

Участие в проектах

Подведение итогов урока

Творческие задания, имеющие практическое применение

Самооценка событий

 

Рассмотрим применение продуктивных заданий на уроках математики.

Чтобы создать продуктивное задание, надо

1. Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации.

2. Вместо авторской оценки предложить оценить ситуацию самому.

3. Связать задания с повседневным опытом ребёнка через жизненную ситуацию.

4. Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций.

С помощью таблицы я хочу показать различие между  традиционными и продуктивными заданиями, применяемые на уроках математики в коррекционной школе.

 

Традиционные задания

Продуктивные задания

Маша купила 4 конверта, а Миша купил 6 конвертов. За всю покупку  ребята заплатили 40 рублей. Сколько стоит 1 конверт?

Маша купила 4 конверта, а Миша купил 6 конвертов. За всю покупку заплатили 40 рублей. Сколько стоит 1 конверт?

Используя решение задачи, вставь в предложения пропущенные числа:

-конверт стоит …..рублей

-если Маша купила 4 конверта, то она заплатила….рублей

- если Миша купила 6 конвертов, то он заплатил….рублей

Определите площадь прямоугольника

Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол в комнате

Сможет ли лифт поднять 4-х человек массой 80, 100, 65 и 40 кг, если грузоподъемность лифта 400кг

 

Представь, что ты попал в такую ситуацию: твоя семья пришла в гости, надо подняться на 8-й этаж, грузоподъемность лифта - 400 кг, сможет ли данный лифт поднять твою семью на 8 этаж? Сможет ли лифт поднять 4-х человек массой 80, 100, 65 и 40 кг, если грузоподъемность лифта 400 кг?

Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 13 м и 23 м 

 

Сколько линолеума (кв. м) потребуется для того, чтобы застелить пол класса, если его измерения 13 м и 23 м.

Найди число, если 11 % его равно 275

Представь, что ты являешься финансовым консультантом по вопросам вкладов. Дай совет своему клиенту о том, какую сумму ему необходимо положить в банк, чтобы к концу года получить доход в 275 $ при условии, что годовая процентная ставка банка 11 %.

Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино. Дядя  Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин,

если у него осталось 9 бутербродов?

 

Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино на 5 дней. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?

- Подумай, все ли числа нужно использовать при решении задачи?

- В задаче есть лишние данные. Подумай,

какие числа не нужны для решения задачи?

 

Несколько рекомендаций учителям по развитию базовых учебных действий:

При формировании личностных базовых учебных действий помните, что главным является не предмет, которому Вы учите, а личность, которую Вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Для формирования регулятивных базовых учебных действий помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

При формировании познавательных базовых учебных действий помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике свои знания.

Для формирования коммуникативных базовых учебных действий не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, групповой работы для освоения материала. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. — М.: Просвещение, 2008.

2.Калашникова Н.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков. -Волгоград: Учитель, 2013. -158с.
 3.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Министерство образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Продуктивные задания как средство формирования базовых учебных действий на уроках математики в коррекционной школе

Продуктивные задания как средство формирования базовых учебных действий на уроках математики в коррекционной школе

Важно отметить, что продуктивные задания нацелены и на формирование жизненных компетенций

Важно отметить, что продуктивные задания нацелены и на формирование жизненных компетенций

Рассмотрим применение продуктивных заданий на уроках математики

Рассмотрим применение продуктивных заданий на уроках математики

Найди число, если 11 % его равно 275

Найди число, если 11 % его равно 275

Литература: 1.Асмолов, А. Г

Литература: 1.Асмолов, А. Г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020