Хомченко Татьяна Александровна
Педагог-библиотекарь
МБОУ «СШ №17 имени Героя Российской ФедерацииА.Б.Буханова» г.Смоленска
Продвижение чтения средствами театрализации в школьной библиотеке
«Театр – искусство прекрасное.Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит изнего запас мудрости и доброты»
(К. С. Станиславский)
Ребенка все труднее заинтересовать книгой. Однако привлечь к книге надо, потому что чтение развивает разносторонне, и нельзя упускать момент. Но как прийти к этому? Через игру и творчество.
Одной из творческих форм современной библиотечной работы с детьми и подростками являются библиотечные театрализованные постановки, отрывки из произведений классиков и современников, инсценированные сказки, театрализованные игры, красочные шествия литературных героев.
Я работаю в библиотеке более30 лет. Пятнадцать лет из них в школьной библиотеке.Театрализацию всегда очень любила и использовала в работе, но только в школе я смогла реализовать свои планы и задумки. Выступать любят и хотят все дети, особенно младшие школьники.
Сценарии для постановок обычно беру готовые,взятые из книг или из Интернета. Постановки выбираю такие, которые не требуют длительных репетиций. Их продолжительность должна быть не более 15 минут.Репетиции проходят во внеурочное время или на театральном кружке. Помощники в подготовке к мероприятиям – учителя и родители юных артистов.
Элементы театрализации я использую,например, на библиотечных уроках.Приведу несколько примеров опыта работы.
Во время первого знакомствас библиотекой первоклассников неожиданно вбегает Волк, который хочет записаться в библиотеку. Библиотекарь рассказывает Волку о правилах поведения в библиотеке, по советудетей Волк «выбирает» книгу на абонементе.
На библиотечных уроках о периодической печати с журналами детей знакомит почтальон Печкин и герои журналов:Мурзилка, Читайка, Росяночка. Они рассказывают об истории создания и о рубриках журнала.
Литературные гостиные становятся все более популярной формой ознакомления детей с литературными произведениями и приобщения школьников к миру искусства. В нашей библиотеке проводились гостиные потворчеству Л.Н.Толстого, В.В.Бианки,С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм. В этом году мы проводили литературную гостиную по книге Т.Р.Симоновой «Капельки». Это первый поэтический сборник автора. Татьяна Робертовна композитор, педагог, преподаватель фортепиано детской школы искусств.Ею написаны более пятисотмузыкальных произведений для детей и взрослых. Татьяна Робертовна исполняла свои стихи и пела песни под гитару. Дети 1-2 классов очень выразительно читали ее стихи. Творческие люди Смоленска частые гости нашей школы.
Очень эмоционально проходят в нашей библиотеке литературно-музыкальные композиции посвященные творчеству поэта, писателя, известного деятеля. Для них разрабатывается специальный сценарий. Театрализация в таких мероприятиях может заключаться в участии одного-двух персонажей, в костюме ведущего, в использовании декораций или бутафорских предметов, помогающих создать соответствующую атмосферу. Такие мероприятия в библиотеке проводятся преимущественно для читателей среднего и старшего возраста.
Интересной мне показалась такая форма работы как театрализованные диалоги. К столетию Н.И.Сладкова мы провели несколько мероприятий для обучающихся начальных классовпо книге писателя-натуралиста «Под шапкой невидимкой». Дети выучили замечательные диалоги: «Лиса и Ёж», «Сойка и Волк», «Заяц и Медведь», «Барсук и Медведь» и др., изготовили шапочки зверей и птиц. Прекрасный текст–позволил детям в коротких диалогах очень выразительно передать характер животных.
Театрализованные викторины -эта форма пропаганды книги частоиспользуемая в работе с читателями младшего возраста, как часть мероприятия. Например, на открытии «Недели детской книги». Короткий стихотворный текст быстро учится детьми, не требует репетиций.Викторина проходит динамично, красочно,ярко. Выступление сопровождается музыкой. Часто роль подбирается под имеющийся костюм у ребенка (чаще это новогодний костюм).Театрализованные викторины мы проводимкак театрализованные шествия, в которых участвуют дети из нескольких классов.
Несколько лет подряд я веду театральный кружок в начальных классах. Занятия в кружках позволяют формировать у юных читателей художественный вкус и развивают творческие способности у детей. Занятия, в основе которых лежит театрализация, - это прекрасная возможность «оживить книгу», вызвать у детей непосредственную эмоциональную реакцию (радость, сопереживание) и, конечно, - желание прочитать книгу.
В процессе занятий у детей расширяется представления о театре, его видах, атрибутах, костюмах.Прививаются навыки в области театрального искусства (кукловождение, диалог персонажей). Театральные игры, разучивание скороговорок, чтение по ролям, мини-спектакли, участие в школьных концертах и в массовых мероприятиях школы, выступление в городских библиотеках – все это очень нравится детям. Мы ставили мини-спектакли по стихам и сказкам С.Я.Маршака «Дом, который построил Джек», «Багаж», «Баллада о королевском бутерброде»; по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»;сказкам Г.Х. Андерсена «Ганс-чурбан» и «Снежная королева»; братьев Гримм «Король –Дроздобород» и др.
Ежегодно мы с детьми участвуем в городских конкурсах. Полюбился нам конкурс «Впиши свою строку», посвященный знаменитым землякам. К конкурсу мы готовили театрализованные постановки о Г. Потемкине, М. Микешине, Е. Клетновой, М.Ефимове, Н.Пржевальском (о последних двух земляках с девятиклассниками снимали видеофильм с элементами театрализации).
Последнее выступление в 2019 году было посвящено юбилею И.А. Крылова. Жюри отметило интересную подачу материала. Юные артисты инсценировали басни великого баснописца, а в роли рассказчика был самавтор басен.
Показ спектаклей малой формы в библиотеке — это прекрасная возможность познакомить читателей с деятельностью театра и театральным искусством в целом, и таким образом в игровой форме, наиболее близкой восприятию ребёнка, произойдет знакомство и с фондом библиотеки.
Ежегодно в нашей школе проводится Театральный марафон. Каждый класс готовит спектакль на 10-15 минут. По опросу это мероприятие……
Я люблю работать с поэзией
Дити читали стихи «Колдунья», «Принцесса на горошине», «Бармалей», «Сказка» Сценические костюмы дополняли выразительное выступление детей.
По сказке смоленской писательницы Т.А.Харитоновой второклассники инсценировали сказку «Маленький Чик». На премьере присутствовал автор.
Я давно работаю со смоленскими сказками. Сказки»Клец-солонец», «Как мужик тыквы продавал», «Полоумный барин» удачны для постановки. Несложный текст дети быстро запоминают и с удовольствием играют.
Когда я провожу мероприятие по творчеству того или иного псателя, то для выбора инсценировки использую только авторский текст. Как правило это небольшие отрывки из одной, двух, максимум трех книг.
Из русской классики в разные годы инсценировались басни И.А.Крылова, А.С.Пушкина
Литература
1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки. -Волгоград: Учитель,2009. - 344с.
2. Зябкина В.В.Микляева Н.В.Родионова Ю.Н.Литературные гостиные и салоны в детском саду и начальной школе. -Москва:АРКТИ,2010.-88с.
3. Нахимовский А.М. Наш классный театр:Сборник инсценировок для начальной школы. -Москва: АРКТИ,2003. -72с.
Постановка по сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева».
На экскурсии в библиотеке.
Герои открытия «Недели детской книги»
Вмуниципальной социальной библиотеке №8 на литературном
Празднике к столетию Н.И.Сладкова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.