МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Кадетская школа №46 г.Пензы. Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус»
Паспорт проекта
«Читающий класс- Читайка»
Старт реализации: сентябрь 2018г.
Срок реализации: 2018 – 2019 годы
Составители :учитель начальных классов Мулина Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов Лебедева Елена Александровна,
учитель начальных классов Алешаева Наталья Петровна
г.Пенза
2018г.
Название учебного заведения : МБОУ «Кадетская школа №46 г.Пензы Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус».
Год разработки 2018г.
Опыт использования-начальная школа
Возраст учащихся, на который рассчитан проект: школьники, родители, учителя, социальные партнеры.
Авторы проекта : обучающиеся 2 «В», 2 «К», 2 «М».
Тип проекта по доминирующей деятельности : исследовательский.
Время работы : долгосрочный (сентябрь 2018- май 2019гг)
Заказчик проекта: социум
Проблемная ситуация: социокультурная ситуация, сложившаяся в стране, привела к снижению авторитета печатного слова, вытеснению книги на периферию общественного сознания, разрушению ментальности читающей нации. Сегодня перед российским обществом стоит задача вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые за последние 20 лет по разным причинам почти перестали читать.
Актуальность проекта: данная Программа предусматривает комплексное решение задач развития информационно-инновационного пространства МБОУ «Кадетская школа №46 г.Пензы». В содержании Программы предусмотрено совершенствование всех ее направлений, определены ключевые мероприятия, призванные способствовать формированию у участников образовательного сообщества культурологических основ образовательной и прочей деятельности, современных подходов к развитию личностных, учебных и профессиональных компетенций и компетентностей.
Цель проекта «Читающий класс-Читайка»: создание условий для популяризации чтения среди учащихся, педагогов, родителей.
Задачи проекта:
1. Разработать и провести комплекс мероприятий по выявлению и развитию читательской культуры педагогов, обучающихся, родителей;
2. Развернуть на базе школьной библиотеки работу читательских клубов, литературных кружков, детско-взрослых сообществ;
3. Объединить усилия общественных организаций, культурных учреждений, библиотек, представителей родительского сообщества для реализации цели проекта;
4. Способствовать более высокому уровню образования школьников, обеспечению их гарантированных прав доступа к информации и культурным ценностям.
Сроки реализации проекта: 2018 – 2019 годы
Новизна программы: данная Программа предусматривает комплексное решение задач развития информационно-инновационного пространства МБОУ «Кадетская школа №46 г.Пензы». В содержании Программы предусмотрено совершенствование всех ее направлений, определены ключевые мероприятия, призванные способствовать формированию у участников образовательного сообщества культурологических основ образовательной и прочей деятельности, современных подходов к развитию личностных, учебных и профессиональных компетенций и компетентностей.
Пути реализации проекта:
· концептуальная работа по развитию культуры чтения в процессе изучения всех предметов Учебного плана и во время реализации программ дополнительного образования;
· организация постоянно действующего семинара для педагогов «Почитаем классику вместе…»;
· совершенствование деятельности школьной библиотеки;
· обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам воспитания читательской культуры обучающихся.
Ожидаемые результаты:
· повышение престижа чтения среди участников образовательного сообщества МБОУ «Кадетская школа №46 г.Пензы» и совершенствование их читательской культуры;
· совершенствование деятельности школьной библиотеки,
· возрождение традиций домашнего чтения, способствующих укреплению семьи и развитию ее духовно-нравственной культуры;
· позитивно-преобразующее развитие культурного поля МБОУ «Кадетская школа №46 г.Пензы» и улучшение психологического климата в детско-взрослом сообществе;
· повышение качества образования обучающихся;
· отсутствие фактов асоциального поведения детей и взрослых.
Этапы работы над проектом:
1. Организационно-подготовительный
2. Основной
3. Завершающий
Содержание проекта «Читающий класс-Читайка»
№ п/п |
Событие |
Срок |
Ответственный |
|
I |
Организационная работа |
|||
1. |
Старт проекта «Читающий класс- Читайка» в пространстве школы |
Сентябрь 2018 |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
2. |
Разработка Программы «Читающий класс-Читайка» |
Сентябрь 2018 |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
3. |
Разработка Плана реализации проекта «Читающий класс-Читайка» в МБОУ «Кадетская школа №46 г.Пензы» |
Сентябрь 2018 |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
4. |
Организация работы внеучебных творческих объединений детей и взрослых на базе школьной библиотеки, составление планов их работы |
Сентябрь 2018 |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
5. |
Обеспечение работы постоянно действующих семинаров для педагогов «Почитаем классику вместе» и «Мировая художественная культура – учителю» |
В течение года |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
6. |
Организация работы Читательского клуба для родителей |
Октябрь 2018 |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
II |
Совершенствование деятельности школьной библиотеки |
|||
1. |
Содействие интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией |
Постоянно |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
2. |
Поддержка деятельности пользователей (педагогов, обучающихся, родителей) в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, web-страниц и т.п.) |
Постоянно |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
3. |
Осуществление проектов, способствующих становлению информационного мировоззрения современных педагогов и школьников |
Постоянно |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
4. |
Инновации в сфере развития продуктовых и сервисных услуг: обновление программ, проектов в соответствии с задачами времени; интеграция современных и традиционных подходов к проведению выставок, фестивалей, конкурсов, театрализованных мероприятий, видеомероприятий, игр, уроков, клубов |
Постоянно |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
5. |
Ориентация ежегодного плана работы библиотеки на взаимодействие со следующими целевыми аудиториями: обучающиеся учителя и другие работники родители обучающихся обучающиеся других образовательных учреждений и жители микрорайона, жители города Пензы |
Постоянно |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
III |
Совершенствование читательской культуры педагогов |
|||
1. |
Обеспечение работы постоянного семинара для родителей и педагогов «Почитаем классику вместе…» |
1 раз в четверть |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
2 |
Обеспечение работы постоянного семинара для родителей и педагогов «Мировая художественная культура – учителю» |
1 раз в четверть |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
3. |
Информационная учительская планерка «Новинки школьной библиотеки» |
1 раз в полгода |
библиотекарь |
- |
4. |
Разработка проекта Литературного салона |
1 раз в полгода |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
5. |
Мастер-классы учителей «Открытие книги» |
1 раз в четверть |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
6. |
Проведение семинара для детей и родителей «Книга на уроке» |
1 раз в полгода |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
7. |
Обеспечение работы клуба «Взрослый читатель» |
В течение года |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
8. |
День презентаций «Домашняя библиотека учителя» |
Январь |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
9. |
Конкурс «Самый читающий ученик и учитель» |
Ежегодно |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
IV |
Совершенствование читательской культуры обучающихся |
|||
1. |
Организация выставок в соответствии с ежегодным планом работы библиотеки |
В течение года |
библиотекарь |
|
2. |
Реализация проекта «Наша классная библиотека» |
Сентябрь - апрель |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
3. |
Проведение клубной программы «Книга в жизни моей семьи» |
Февраль |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
4 |
Организация работы Поэтического клуба |
В течение года |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
5. |
«Презентация хорошей книги» Посещение библиотеки микрорайона. |
В течение года |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
6. |
Организация клуба «Юный читатель» |
Сентябрь, далее – в течение года |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
7. |
Организация участия обучающихся в городских конкурсах «Самый читающий класс» и «Читатель года» |
2019 по графику проекта |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
8. |
Проведение читательских конференций |
1 раз в четверть |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
9. |
Организация исследовательской деятельности детей по темам: «Читательская культура наших школьников», «Наша школьная библиотека», «Перспективы развития нашей школьной библиотеки», «Культура чтения наших предков и культура чтения современного человека» и др. |
Ежегодно |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
10. |
Проведение праздников:
|
В течение года
|
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
11. |
Выставки рисунков и произведений декоративно-прикладного творчества по любимым книгам |
В течение года |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
12. |
Оформление стенда «Придуманные города и страны: по страницам любимых детских книг» |
2019 |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
13. |
Пресс-клуб:
|
По плану |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
14. |
Реализация проекта «Умные взрослые – умным детям» по теме «Умная книга в моей судьбе» |
В течение года |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
- |
15. |
Киноклуб: «Экранизация литературных произведений» с последующим обсуждением качества соответствия экранизации замыслу авторов литературных текстов |
В течение года |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
V |
Совершенствование читательской культуры родительского сообщества |
|||
1. |
Праздник «День семьи: книга в жизни нашей семьи» |
2019 |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
2. |
Организация участия семей обучающихся в городском конкурсе «Самая читающая семья» |
2019 |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
3. |
Организация работы Читательского клуба для родителей |
2019 |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
4. |
Организация работы семинара для родителей «Семейное чтение» |
2019 |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
5. |
Участие в школьных праздниках, посвященных совершенствованию читательской культуры детей и взрослых |
В течение года |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
6. |
Презентация «Книга года»: читательский опыт родителей |
Март 2019 |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
VI |
Совершенствование читательской культуры жителей микрорайона |
|||
1. |
Обеспечение доступности информационных ресурсов школьной библиотеки |
В течение года |
библиотекарь |
-- |
2. |
Обеспечение доступа к обсуждению проблем воспитания читательской культуры общества на школьном сайте (форум) |
В течение года |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
3. |
Приглашение к участию в мероприятиях, способствующих воспитанию культуры чтения |
В течение года |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
- |
VII |
Издательская деятельность |
|||
1. |
Выпуск классной газеты по темам: «Вечная книга», «Моя любимая книга», «Как я научился (научилась) читать умные и добрые книги» |
В течение года |
Мулина Т.И., Лебедева Е.А., Алешаева Н.П.
|
|
Ресурсы и организации, которые будут привлечены к реализации проекта: ученики, учителя, социальные партнеры.
Оценка эффективности результатов проекта. Количественная оценка данного проекта будет осуществляться по следующим критериям :
- количество учащихся, охваченных проектными мероприятиями.
-количество педагогов, принявших участие в реализации проекта.
-количество проведенных акций.
Качественная оценка данного проекта будет осуществляться по следующим критериям:
- отзывы учащихся, педагогов, родителей, учащихся по итогам проекта.
Результаты проекта:
- формирование читательской грамотности.
-приобретение учащимися опыта позитивной коммуникации.
-самореализация учащихся в позитивном ключе.
-развитие читательской заинтересованности учащихся.
-популяризация чтения среди школьников населения.
Приложения
Приложение № 1
Темы часов общения,
рекомендуемые для проведения в рамках программы«Читающий класс-Читайка»
Время |
Начальная школа |
Начальная школа и Родительский клуб |
Родительский клуб |
1 четверть |
Что значит быть читателем? |
Сказки: до какого возраста их не стыдно читать… |
Что модно сейчас читать? (путеводитель для старшеклассников) |
2 четверть |
Лучший подарок – это книга |
День любимой книги |
Кто он, современный герой литературы и жизни? |
3 четверть |
Как научиться быстро читать много интересных книг |
Справочная литература: Интернет или энциклопедия? |
Современна ли классика? (диспут) |
4 четверть |
Презентация читательского дневника «Мой друг» |
Роль книги в информационном мире |
Человек читающий – лидер в современном обществе?!.. |
Приложение № 2
Темы родительских собраний,
рекомендуемые для проведения в рамках «Читающий класс-Читайка»
Начальная школа |
Начальная школа и Родительский клуб |
Сайт школы |
Секреты для взрослых, или как стать родителем читающего ребенка? |
Компьютер и книга. Устарело ли чтение? |
Что модно сейчас читать? (путеводитель для старшеклассников) |
Чтение без увлечения, или почему ребенок не любит читать? |
Что читают наши дети? |
Книга или компьютер: гармонизация отношений |
Как привить любовь к чтению? |
Подросток и взрослый: трудный диалог по поводу книги |
Через чтение к убеждениям |
«Самиздат» на дому |
Условие успешной учебы - начитанность |
Начитанность – путь к достижению успеха |
Семейная книга – это здорово! |
День любимой книги – семейная традиция |
|
Общение с книгой – источник развития интеллекта |
Формирование читательской культуры школьника |
|
Как создать домашнюю библиотеку |
Каждому возрасту – своя литература |
|
Грамотность – дело всей семьи |
Дневник читателя: беседа о прочитанном |
|
Читательский дневник: как правильно его вести |
|
|
Читающий родитель – читающий ребенок |
|
|
Программа «Читающий класс» разработана в соответствии со стратегическими целями и задачами реализации МБОУ «Кадетская школа №46 г.Пензы» «Смысловое чтение» и Государственной образовательной стратегии «Наша новая школа».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.