Государственное
автономное профессиональное образовательное учреждение
«Казанский музыкальный колледж имени
И.В.Аухадеева»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Ансамбль народной песни.
Работа над трёхголосием»
Выполнила:
преподаватель высшей квалификационной категории
Мартынова Наиля Тахиржановна
Казань 2018 г
Открытый урок
тема: «Ансамбль народной песни. Работа над трёхголосием»
Цель урока:
· приобщение детей к национальной культуре, региональным традициям;
· развитие творческих способностей и навыков импровизации;
· формирование навыков многоголосного пения;
Задачи:
· формирование целостного отношения к русской народной культуре;
· развитие общих, творческих и специальных способностей;
· освоение навыка многоголосного пения;
· восприятие созвучий в вокальных партиях;
· основы навыка пения a capella;
Оборудование: фортепиано, нотная литература, партитуры.
Структура урока:
I.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Организационный момент – 2 мин
Сообщение темы, цели и задач урока.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Ознакомление и разучивание трёхголосного упражнения полифонического изложения – 5 мин
Работа над разучиванием русской народной песни Кемеровской области «У горы» - 25 мин:
1. Ознакомительная беседа. Особенности традиционного исполнения, характерного для Кемеровской области. Работа с текстом.
2. Разучивание.
III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Исполнение песни «У горы» a capella;
Подведение итогов открытого урока; домашнее задание – 8 мин
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 2 мин
Открытый урок проводится на занятии вокального ансамбля народной песни.
Представление участников ансамбля - учащихся средних и старших классов.
Сообщение темы, цели и задач урока.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Урок начинается с разучивания трёхголосного упражнения полифонического изложения. Следует обратить внимание на особенность и различия между двумя
видами многоголосного пения: полифонией и гомофонией. При полифоническом изложении происходит сочетание нескольких самостоятельных мелодических голосов, что делает многоголосную фактуру слышимой, более детальной, контрастной. В упражнении следует разучить отдельно каждую партию, обратив внимание на чистое интонирование, звуковедение. Затем исполнять упражнение трёхголосно, с различным характером каждой партии.
Исполнение по полутонам вверх и вниз, с гармонической поддержкой фортепиано и a capella – всего 5 мин
Русская народная песня «У горы» - многоголосный образец музыкального фольклора Кемеровской области. Песенный фольклор этой местности в большинстве своём был неприуроченным, то есть не был жестко связан ни с обрядовыми, ни с традиционными формами общественного быта. Поэтому пелись песни в течение всего года, как в будни, так и в праздники.
Ведущая тема в лирических песнях Кемеровской области – тема любви, поэтому главные герои – молодец и девица. Главное назначение песен – служить средством увеселения, создавать радостное настроение.
Хороводная песня «У горы» полифонического изложения, имеет трёхголосную основу, где ведущим является средний голос. Ему же и принадлежит запев, а голоса остальных участников ансамбля примыкают к нему.
Ритмика традиционных лирических песен области спокойная и размеренная, с преобладанием ровных длительностей, что придаёт особый колорит и подчёркивает принадлежность к сибирским песням. – 2 мин
Игра партитуры – 1 мин
Разучивание песни со 2 – ого куплета.
· Партия SII – работа над чистым интонированием темы; звуковедение – «покачивание» мелодии голосом; работа над ритмически точным исполнением (восьмые в припеве) – 3 мин
· Партия А – исполнение мелодии подчёркивая каждый звук (marcato), низкие ноты исполнять светло, «на улыбке» - 2 мин
· Партия SI – пение legato, ритмически точно, пропевать долгие гласные, скоро - короткие согласные звуки – 2 мин
· Трёхголосие со второго куплета – отработать окончание, точное интонирование тоники – 2 мин
· Пение a capella – активным звуком, подчёркивая каждую ноту, услышать свой голос и созвучие партий; 2-3 куплета – 2 мин
· Исполнение стоя, a capella – звуковедение каждой партии: альт – marcato;
cопрано II – тембральное пение на опоре; сопрано I – лёгким звуком, как украшение мелодии; цепное дыхание; 2 куплета – 1 мин
· Работа над текстом, фразировкой – «о–зе-ро» - legato; «сто–ит(ы)», «ко во-ро– теч(и) – кам(ы)», «ко – пы – теч(и) – ком(ы)» - огласовывание согласных; «мо - ло – дец» - ударение на первый слог – 2 мин
Исполнение 1 –ого куплета
· Работа с запевалой – ритмически точное исполнение своей партии (восьмые в припеве); пение с проигрыванием на инструменте своей партии, затем с партией
верхнего голоса; вступление после запева каждой партии – 2 мин
· Партия альта - «осветление» низких нот, петь «на улыбке» - 2 мин
· Одновременное исполнение 1 – ого куплета, альт и сопраноII – 2 мин
· Исполнение партии сопрано I – legato, «покачивая» голосом мелодию – 1 мин
· Трёхголосное исполнение 1–ого куплета – почувствовать пульсацию - 1 мин ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
· Исполнение всей песни a capella при произвольном движении по классу, выполняя все указания преподавателя, используя закреплённые и приобретённые на уроке навыки – 4 мин
· Подведение итогов открытого урока – 2 мин
· Домашнее задание – пение с проигрыванием на инструменте своей партии и партии соседнего голоса; 2 мин
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.