Урок гражданственности Донбасса № 9
1 класс
Верещака Н. Д., учитель ОШ І-ІІІ ст. №18
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина ДНР»
Микросфера «Трудом славен человек»
Тема. Почетный труд шахтера
Цель: познакомить учащихся с профессией шахтера;
расширить кругозор учащихся, способствовать развитию коллективной и самостоятельной познавательной деятельности, активной гражданской позиции;
воспитывать уважительное отношение к труду.
Оборудование: детская игрушка с прозрачным механизмом, коллекция камней, иллюстрации по теме «Шахтерский труд».
Ход урока
І. Мотивирование к учебной деятельности
- Посмотрите на игрушку (механизм). Что в ней необычного? (Все детали видны. Можно увидеть, как работает)
- А что будет, если убрать одну деталь? (Не будет работать)
- Вот так же и знания человека состоят из маленьких «деталей». И только когда эти «детали» собраны вместе, и не упущена ни одна, тогда знания начинают действовать, и их можно применить в жизни. Каждый наш урок и то, чему мы на нем учимся, являются такими «деталями», частями наших знаний.
- Вспомните, чему мы учились на прошлом уроке?
- Сегодня мы продолжим путешествие по нашему родному краю.
ІІ. Актуализация знаний и затруднение в деятельности
- Огненными сполохами металлургических плавок загорается небо Донбасса, гудят заводы, мчатся электропоезда, а в небе летят самолёты, по ночам разливается по городам половодье электрических огней – и всё это благодаря труду людей самых различных профессий.
ІІІ. Постановка учебной задачи
- Сегодня на уроке мы поговорим о людях труда, о профессии шахтера, ведь «шахтёр под землю для того спускается, чтоб на земле хватало всем тепла».
ІV. «Открытие» детьми нового знания
1. Беседа
Учитель показывает детям коллекцию камней, среди которых есть каменный уголь.
- Послушайте загадку и скажите, о каком камне идет речь:
Он в земле лежит пластами,
Чтоб наверх его достать,
Надо в шахте побывать.
Под землею огоньки –
Это в шахте горняки
Молотками отбивают.
Это очень нужный камень. (Каменный уголь)
- Почему о каменном угле сказано, что это очень нужный камень? (Рассуждения детей)
- Какого цвета уголь?
- Да! Каждому известно: уголь чёрный.
А таблетки, которые вам давали от простуды, например аспирин - белые как снег. А уголь разве похож на снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из чёрного угля.
Уголь чёрный, а из него получают разноцветные краски.
Уголь ничем не пахнет, а из него получают духи и разные сиропы для конфет и пирожных.
Уголь совсем не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее стекло и стеклянные предметы.
Уголь совсем не похож на нитки, а из него получают лоскутки цветной шерсти, пушистого меха.
Из угля получают и порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли фрукты, овощи, хлеб.
Из угля добывают витамины, необходимые детям, и бензин для машин. Чего только не делают из угля!
- А кто же добывает каменный уголь? (Ответы детей)
- Где же шахтёры добывают уголь? (Уголь добывают в шахте).
2. Рассказ учителя или подготовленными учениками
Добыча каменного угля производится как на поверхности, так и глубоко под землей. Для добычи под землей строят шахты – это глубокие и темные колодцы. В стволах шахты устанавливают подъемные машины. От стволов шахты по направлению к залежам угля роют подземные коридоры, там прокладывают рельсы, делаю освещение.
Шахтеры добывают уголь с помощью специальных машин - угольных комбайнов. Добытый уголь грузят в специальные вагоны и на них перевозят до ствола шахты. Здесь подъемными машинами поднимают уголь на поверхность земли. Там грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Труд шахтера очень труден и почетен.
3. Дети читают стихи:
а) Летит высоко самолёт
Над нашею страною.
Работа на земле идет,
Идёт и под землёю.
Богатство есть у нас в стране
Невидимое взору.
Внизу в подземной глубине
Работают шахтёры.
Шахтер - профессия эта
Опасна и очень нужна!
б) Да здравствуют наши шахтёры,
Бессмертный и дружный народ!
Добытчики чёрного солнца
Проходчики чёрных пород!
4. Релаксация
По родному краю дружно мы шагаем. (Марш на месте)
Справа от нас – зелёный луг. (Поворот)
Слева находится лес. (Поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (Взмахи руками)
V. Первичное закрепление
1. Тест «Кто чем занимается?»
- У каждого на столе лежит листок с заданиями и карандаш. Постарайтесь правильно определить, кто чем занимается и подчеркните нужную профессию:
Зубы лечит: хирург, стоматолог, медсестра.
Корову доит: доярка, пастух, дворник.
Дом строит: маляр, строитель, слесарь.
Снег метёт: шофёр, лётчик, дворник.
Детей учит: библиотекарь, нянечка, учитель.
Рубашки шьёт: швея, сапожник, часовщик.
Охраняет границу: тракторист, пограничник, почтальон.
Добывает уголь: художник, водитель, шахтёр.
2. Задание «Восстанови рифму»
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Трактор водит….(тракторист)
В школе учит нас ….(учитель)
Строит здание ….(строитель)
Стены выкрасил….(маляр)
Доску выстругал…(столяр)
В шахте трудится…(шахтер)
В доме свет провел…(монтёр)
В жаркой кузнице…(кузнец)
Кто всё знает - …(молодец!)
VІ. Рефлексия
- Что интересного было на уроке?
- Что нового узнали?
- О чем расскажете дома?
Список литературы
1. Книга «Шахтерск – родина моя», «Донеччина», 2003
2. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-mirom-v-starshei-grupe.html
3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/02/14/oznakomlenie-doshkolnikov-s-professiey-shakhtyor
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.