Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Березовский детский сад
Проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Составила: Брусникина Н.А.-воспитатель
МБДОУ Березовский детский сад
2022 г.
Введение
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:
1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.
2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.
3. Ликвидация возможных последствий.
В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знанияоснов безопасности.
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Работая долгое время в детском саду, заметила, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.
Цель:формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность.
Задачи:
· формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность
· воспитание у детей принятие правил и норм безопасного поведения для приобретения социального опыта.
· систематизация методов и приемов для формирования основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность.
· организация взаимодействия педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность.
· проверка эффективности использования познавательной проектной деятельности
Участники:
· дети старшего дошкольного возраста;
· родители;
· воспитатели.
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование использования познавательной проектной деятельности для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты разных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, А.А. Баранов, Г. Казанцев, Т.С. Грядкина, В.Г. Каменская, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина).
Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В.Давыдов, В.А.Петровский.
4. Программа «Безопасность», Р.Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в
исследованиях многих отечественных ученых (В.А.Алексеенко, В.С.Белов,
А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак,
И.М.Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).
Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и
безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П.
Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда, и др.
В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева,
С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и
подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.
Авторы программы «Детство» предполагают в разделе "Экологическое воспитание" с младшей группы давать детям знания о целостности живого организма, развивать навыки ухода за животными в уголках природы с соблюдением правил безопасности.
В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). В разделе "Социально-нравственное воспитание" в младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении. В разделе "Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду" с младшей группы детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми.
Главная цель по формированию у детей безопасного поведения - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Рассмотрим метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ. Проект-это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проект в ДОУ - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.
ГЛАВА 2. Содержание системы работы.
Реализуя принципы системности и последовательности обучения детей основам безопасности, работаю в тесном контакте со всеми участниками педагогического процесса - воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, используя в работе следующие формы:
- совместное планирование;
- индивидуальные консультации;
- консультации для педагогов ДОУ;
- семинары-практикумы;
- открытые просмотры;
- развлечения, праздники.
Использование метода проекта по формированию основ безопасности позволяет значительно повысить самостоятельность и активность детей, умение детей разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи в ДОУ используются различные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика,зрительная гимнастика, релаксация, мимическая гимнастика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, сказкотерапия, артикуляционная гимнастика.
Для системной работы по ОБЖ с дошкольниками в воспитательно-образовательном процессе я использую программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность», где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Она разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования, реализует шесть основных направлений.
БЕЗОПАСНОСТЬ
и нацеливает на специальную работу по ознакомлению дошкольников с различными опасными ситуациями в их жизни и правилами безопасного поведения.
Использование метода проекта меня привлекло потому, что:
во-первых, технология метода проектов, где отношения «ребенок-взрослый» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими;
во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт;
в-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе;
в-четвертых, в результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, в получении новой информации, удовлетворяет познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.
Тема реализованного мною долгосрочного познавательного проекта: «Безопасность детей - забота взрослых».
2.1.Создание предметно-развивающей среды.
В процессе работы над решением задач моей методической темы широко использую ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет мне разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. Только при наличии полноценной материально – технической базы возможно внедрение работы по проекту.
Для работы с детьми дошкольного возраста по основам безопасности необходимо создание игрового Центра «Безопасность», в котором содержится:
- картотека дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности;
- альбомы: «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).
- детские рассказы по данной тематике;
- наглядный дидактический материал;
Важным в работе по данному направлению является разработка и использование методического материала:
-викторин, кроссвордов, подборка проблемных ситуаций и заданий;
-разработка и использование электронных презентаций (соответствии с темой недели);
-дидактических игр: «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку», игры по профилактике безопасного поведения на дороге «Светофор», «Грамотный пешеход»
- планов виртуальных экскурсий по безопасным и опасным местам в городе , в пожарную часть, больницу, парк, детские игровые площадки ;
- сценарии развлечений.
Использование материально-технического оснащения позволяет эффективнее решать поставленные задачи. Широко используется: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, цифровой фотоаппарат, камера, электронные носители, диски,
Использование цифровой камеры и фотоаппарата помогает в течение работы с детьми зафиксировать работу, дает возможность проанализировать ее, сделать выводы, наметить дальнейшие пути работы.
Правильно организованная развивающая предметно-развивающая среда в группе, будет способствовать успешной реализации данной темы. Она должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям и потребностям.
Большая роль отводится методическому сопровождению.
В методическом кабинете в достаточной количестве имеется наглядный материал по основам безопасности. В наличии методическая литература по данной теме.
2.2. Методы и приемы работы.
Для реализации задачпо формированию основ безопасности жизнедеятельности через познавательную проектную деятельностьиспользуются методы и приемы, способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и социализации дошкольника в целом.
Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Это очень важные навыки, способствующие формированию умения ориентироваться в ситуации выбора. Метод проектов предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Таким образом, ребенок имеет возможность «погрузиться» в определенную ситуацию выбора способов поведения в той или иной опасной ситуации, и найти адекватное решение.
Методы работы в частности:
Наглядный
· Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
· Демонстрационный материал;
· Наблюдение;
· Рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;
Словесный
· Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок..
· Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение.
· Исследование предметов, материалов, способов изготовления.
Практический
· Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.
· Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.
· Моделирование – направлено на прогнозирование и моделирование ситуаций и их разнообразных вариантов и способов решения.
· Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..
Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план – карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, "читать" карту. Задания типа "Составим план – карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками". Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.
Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: "Почему нельзя украшать елку свечами?" Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: "Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?".
"К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома". Игровое "как будто…" раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: "Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?" Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку "Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…". Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения "Кошкин дом", при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка
2.3. Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности. А это самое важное в данной работе, важно, чтобы ребенок «присвоил» правила безопасного поведения.
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь личный опыт каждого ребенка индивидуален. В ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей, происходит формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Используемые формы работы в процессе реализации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:
- Комплексные занятия;
- досуги и развлечения;
- беседы;
- заучивание правил безопасного поведения
- чтение художественной литературы;
- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;
- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- эксперименты и опыты;
- игровые тренинги;
- «минутки безопасности»;
- моделирование заданных ситуаций;
- театрализованные представления;
-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
- отгадывание загадок, кроссвордов;
- сбор фотоматериалов,
- просмотр фильмов, мультфильмов;
- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС,
- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать) ;
2.4. Организация взаимодействия с родителями в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности детей.
С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:
-совместные рисунки, поделки для выставки;
-совместные рисунки для альбомов;
-дни открытых дверей;
-помощь в изготовлении атрибутов для игр;
-совместные развлечения и досуги;
-совместные прогулки;
-родительские собрания (групповые и общесадовские);
-индивидуальные консультации по запросам родителей;
-оформление стендов и родительских уголков;
-анкетирование;
-выставки детских работ с родителями;
-цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Домашние животные», «Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее половодье» др.
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это – "идеальные родители", то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это – родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в "уголках родителей", отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Сетка занятий на неделю мало, о чем скажет родителям. Но им будет интересно узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. И не исключено: взрослые охотно включатся в "домашние задания", которые иногда задают детям. В процессе реализации проектной деятельности с родителями проводились консультации, давались домашние задания. Я провела тестирование на тему "Откуда опасность", где были заданы ряд вопросов:
В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?
Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?
Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?
Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т.п.)?
Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками?
Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?
Что знает ваш ребенок об электричестве?
Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.
Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом планомерной и систематической работы являются показатели диагностики формирования основ безопасности жизнедеятельности через познавательную проектную деятельность, имеющие положительную динамику. Выбранный мной метод проекта и приемы по формированию у детей основ безопасности способствуют определить уровень знаний детей о правилах безопасности в быту; выявить уровень умений обращения с потенциально опасными бытовыми предметами и отношение к ним, стимулируют развитие у детей самостоятельности и ответственности в различных ситуациях, воспитывают у детей потребность научиться находить правильные решения в опасных ситуациях, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
КАРТИНКА № 2
КАРТИНКА № 3
Я вижу результат своей работы - постепенно дети смогли понять, что мир — разный, что есть в нём и добро, и зло и, что от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадёшь, как выбраться из сложившихся обстоятельств, чтоб вернуться домой целым и невредимым.
Приложение
Познавательный проект
по познавательному развитию
«Безопасность детей - забота взрослых»
Вид проекта: познавательно – практический; долгосрочный: сентябрь 2018 -май 2019 г.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники,
родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детям, начиная с самого детства, следует на примере и наглядно показать последствия неправильного поведения человека в той или иной опасной ситуации.
Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Было решено совместно с родителями закрепить знания и обучение правилам безопасного поведения на улице и в лесу, подготовить консультации для детей родителями, организовать мероприятия, с их участием по правилам дорожного движения и правильного поведения в лесу.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности и безопасного поведения на улице и в лесу. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Дать детям понятие «терроризм».
Задачи проекта:
Образовательные
Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
Учить детей видеть дорожные знаки и соблюдать правила на дороге.
Учить применять правила безопасности с незнакомыми людьми и предметами
Развивающие
Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
Развивать творческие способности дошкольников
Воспитательные
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
Прививать практические навыки поведения детей в определённых опасных ситуациях в быту, на улице и в лесу.
Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ
Принципы реализации проекта:
Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Значимость проекта для всех его участников:
Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике, участвуют в продуктивной деятельности и в мероприятиях.
Обеспечение проектной деятельности:
Диски «Как себя вести», «уроки о дороге», мультипликационные фильмы Альманах «Уроки осторожности» Уроки тётушки Совы, Просмотр мультфильма «Машины специального назначения» из сериала «Азбука безопасности смешариков», «Игра с огнём», азбука безопасности со смешариками «Кто быстрее», «Правила безопасного поведения детей на природе», публикации в СМИ.
Планируемые результаты:
Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов.
Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Овладение знаниями простейших дорожных знаков, правил для пешехода и знаний сигналов светофора до автоматизма.
Соблюдение правил поведения с незнакомыми людьми и предметами.
Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Пополнение уголка безопасности и обогащение РППС группы.
Проект включает в себя 3 этапа:
Подготовительный.
Основной.
Заключительный.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
План работы по теме проекта
Мероприятия |
Цели |
Ответственные |
1 этап подготовительный |
||
1.1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода в ДОУ. |
Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования |
Воспитатель |
1.2. Составление плана над проектом. |
Реализация мероприятий по проектной деятельности. |
Воспитатель |
1.3. Беседа с родителями на тему "Азбука безопасности детей на дорогах" |
Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта |
Воспитатель, |
1.4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала по теме проекта . |
Создать условия для реализации проекта |
Воспитатель, |
1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. |
Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей. |
Воспитатель, |
1.6. Ознакомление родителей и детей с фотоматериалом"Основные правила формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста" |
Сформировать интерес у детей к проектной деятельности. |
Воспитатель, |
2 этап – основной. |
Разделы программы |
Тема. Цель |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Ребенок и другие люди
|
1. «Ребѐнок и его старшие приятели» Цель: научить детей говорить нет, если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. |
1.Рассмотрение и обсуждение предложенных ситуаций: «Старший приятель зовѐт вас с собой залезть в чужой огород». 2.Придумывание аналогичных историй, рассказывание случаев из жизни. 3.Игра-тренинг: «Как сказать нет своему старшему приятелю». |
Беседа с родителями на тему: «Как поступать родителям, если старший приятель вашего ребѐнка оказывает на него большое влияние». |
|
2. «Если ты потерялся на улице» Цель: учить детей определять круг лиц, к которым можно обратиться за помощью, знать свой домашний адрес. |
1.Игровое упражнение «Если ты потерялся». Нарисовать дом, в котором ребѐнок живѐт, ориентиры, помогающие определить место жительства. 2.Тематическая беседа "Назови свой адрес!". 3.Дид. упражнение: раскрасить на рисунке только тех, к кому можно обратиться за помощью на улице. 4.Игра-тренинг «Как правильно обратиться к взрослому с просьбой» |
Консультация «Опасности подстерегающие ребѐнка на улице» |
|
3. «Если тебе угрожает опасность». Цель: закрепить у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. |
1.Моделирование и обсуждение типичных ситуаций угрожающих жизни и здоровью ребѐнка. 2.Обыгрывание ситуаций, используя кукольный театр. 3. Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности тѐтушки Совы» 4.Дид. игра «Найди безопасный путь зайчика к дому» |
Оформление папки- передвижки: «Как обезопасить своего ребѐнка» |
Ребенок и природа
|
1. «Безопасность при отдыхе на природе» Цель: закрепить основные правила поведения при отдыхе на природе. |
1.Дид. карточки «Найди правильное действие» 2. Игра-тренинг: «Если рядом пчѐлы» 3.Моделирование ситуации: «Дети купались в озере, неожиданно началась гроза». 4.Разгадывание тематических загадок. 5.Подвижная игра «Прятки -АУ!» 6.Рисование тематических плакатов: «Береги природу»! |
Папка-передвижка «Экскурсии в природу». |
|
2. «Взаимосвязь и взаимодействие в природе. Охрана природы» Цель: развивать у детей понимание того, что планета Земля—наш общий дом, воспитывать природоохранное поведение. |
1.Тематическая беседа. 2.Составление рассказа по картинам: луг, лес, река, поляна. 3.Чтение стихотворений и рассказов о природе. 4.Демонстрация художественных картин о природе. 5.Проведение опытов: «Свойства почвы», «Воздух», «Свойства воды». 6.Дид. упражнение: «Определи, что вредит природе», «Определи, что восстанавливает природу». |
Беседа с родителями: «Охраняйте природу»; организация совместного родительского субботника. |
|
3. «Беседа о гололѐде» Цель: дать детям представление о гололѐде как явлении природы.
|
1.Разгадывание тематических загадок о зимних явлениях природы. 2.Демонстрация опыта: «Таяние снега (льда) при нагревании, замерзание воды при низкой температуре». 3.Дид. игра «Явления природы» 4.Трудовые поручение на прогулке: посыпание дорожек песком. 5.Моделирование ситуации: «Ребѐ-нок вышел с мамой на прогулку, а на дороге гололѐд» |
Памятка «Осторожно! Скользкая дорога». |
|
4. «Лекарственные растения» Цель: познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями. |
1.Беседа "Лекарственные растения, польза и вред". 2.Экскурсия на луг: «Знакомство с лекарственными растениями» 3.Разгадывание загадок о растениях. 4.Чтение тематических стихотворений. 5.Подвижная игра «Что где растѐт» 6.Упражнение детей (не аллергиков) в практическом определении растений по запаху. |
Оформление уголка для родителей: «Растения наши друзья» |
Ребенок дома
|
1. «Предметы, требующие осторожного обращения» Цель: закрепить правила пользования некоторыми пожароопасными предметами, запомнить их, учить самостоятельно, делать выводы о последствиях неосторожного обращения с ними. |
1.Тематическая беседа по иллюстрациям с объяснениями. 2.Экскурсия «Изучаем план эвакуации детского сада» 3.Подвижная игра «О пожаре» (воспитатель, передаѐт шар детям по кругу со словами, дети должны назвать последнюю строчку стихотворения и передать шар следующему) . 4.Дид. игра «Найди и раскрась пожароопасные предметы» 5.Игра-тренинг: «Как правильно позвонить с службу 01» |
Консультация: «Не бывает дыма без огня». |
|
2. «Использование и хранение опасных предметов» Цель: закрепить правила пользования и хранения опасных предметов. |
1.Дидактические упражнения. 2.Беседа. 3.Разгадывание загадок по теме. 4.Дид. игра «Найди места для хранения опасных предметов» 5. Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности тѐтушки Совы» |
Провести беседу: «Как и где необходимо хранить опасные предметы». |
|
3. «Как могут стать опасными домашние вещи» Цель: рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии. |
1.Разучивание правил—стихотворений. 2.Обыгрывание тематических ситуаций с помощью кукольного театра. 3.Моделирование ситуаций: «Дети одни дома, почувствовали запах газа»; «Мы уходим из дома на прогулку». 4.Дид. игра: «Определи по рисунку, кто из детей нарушает правила безопасного поведения, а кто нет». 5.Сюжетно-ролевая игра «Семья». |
Оформление папки-передвижки: «Безопасность в доме». |
|
4. «Основные правила поведения и действия при пожаре» Цель: ознакомление детей с действиями при пожаре. |
1.Беседа «Чтобы не было пожара» 2.Дид. игра «Сигнал тревоги» 3.Игра-имитация «Пожарники» 4.Чтение стихотворений и рассказов по теме. 5.Подвижная игра «Преодоление за-дымлѐнной зоны». 6.Разгадывание тематических загадок, кроссвордов. |
Оформление памятки: «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре» |
Здоровье ребенка
|
1. «Как устроен Я» Цель: познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. |
1.Демонстрации иллюстраций, слайдов на тему: «Строение тела человека» 2.Игра-разминка: «Покажи части тела и лица» (ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают их на себе. 3.Дидактическое упражнение: «Создай свой портрет» |
Рекомендации родителям: беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела, называть органы медицинскими, общепринятыми терминами. |
|
2. «Работа внутренних органов человека» Цель: дать общее представление о работе сердца, органов пищеварения, органов дыхания. |
1.Демонстрации слайдов, иллюстраций «Внутренние органы тела человека». 2.Составление схем некоторых систем органов. 3.Тематическая беседа. 4.Практические опыты: «Определение пульса»; «Движение грудной клетки при дыхании»; «Влияние физических нагрузок на сердечный ритм». 5.Дид. игра: «Составь схему работы для пищеварительной, дыхательной систем». 6.Чтение произведения В.Драгунского «Денискины рассказы» 7.Подвижные игры. |
Оформление уголка для родителей «Укрепляем свой организм» |
|
3. «Как движутся части тела» Цель: ознакомить детей с назначение мышц, костей, суставов.
|
1.Тематическая беседа с использование иллюстраций. 2.Дид. карточки: «Определи и назови органы движения человека» 3.Тренинг-упражнение: «Плохая и хорошая осанка» (дети показывают нарушения осанки, нормальную осанку) 4.Дид. упражнение «Найди и назови суставы на рисунке» 5.Подвижные игры. 6.Корригирующая гимнастика. |
Консультация: «Как сохранить осанку в норме» |
|
4. «Отношение к больному человеку» Цель: стараться пробудить в детях чувство сострадания, стремления помочь больным и одиноким людям. |
1.Тематическая беседа. 2.Вводный тренинг (предложить детям закрыть руками последовательно глаза, уши, нос и т.п. и попросить рассказать, что они при этом чувствуют) 3.Обсуждение картинок с изображением людей-инвалидов. (кто им помогает, почему; видели ли вы таких людей, что при этом чувствовали, чем и кому вы можете помочь» |
Рекомендации родителям: объяснить детям, как нужно вести себя при встрече с человеком-инвалидом. |
Эмоцио-нальноеблагопо-лучиеребенка
|
1. «Конфликты между детьми» Цель: научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
|
1.Тематическая беседа. 2.Игра-пантомима: «Угадай мои эмоции» 3.Моделирование ситуаций: -одна девочка катается на качелях, другая пытается еѐ столкнуть; -один мальчик принѐс игрушки, а другой их забрал. 4.Разучивание пословиц и поговорок: «Всякая ссора красна миром; Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь; Друга ищи, а най-дѐшь—береги; Других не суди—на себя погляди; Добрые слова дороже богатства. |
Консультация: «Жадный ребѐ-нок» |
|
2. «Как можно всѐ объяснить взрослым» Цель: способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путѐм формирования умения объясниться. |
1.Тематическая беседа. 2.Тренинговая игра: «Поручение-обращение» (ребѐнку необходимо обратиться с вопросом, просьбой к разным сотрудникам дошкольного учреждения). 3.Рисование. «Нарисуй, что тебе разрешают и запрещают» 4.Моделирование ситуации: -ребѐнок разбил мамину любимую вазу, что делать, как поступить. 5.Сюжетно-ролевая игра: «Семья». |
Рекомендации родителям: стараться выслушивать своего ребѐнка, учить его говорить правду, находить, совместное, решение из сложной ситуации. |
|
3. «Твои поступки и чувства других» Цель: развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков. |
1.Дид. игра: «Изобрази выражение лица» (предлагаются различные ситуации) 2.Дид. игра: «Покажи выражение лица как на картинке» 3.Игра-тренинг: ведущий изображает свои чувства в какой либо ситуации; остальные определяют, что он хотел показать. 4.Игра: «Я—разведчик» (определить по внешним признакам, кто человек по профессии) 5.Сюжетно-ролевая игра: «Семья». |
Оформление уголка: «Как наше слово отзовѐтся» |
|
4. «Мы готовимся к школе» Цель: сформировать понятие готовности к поступлению и обучению в школе.
|
1.Дид. игра «Оцени друга» 2.Подвижная командная игра: «Кто быстрее соберѐт портфель» 3.Дид. игра: «Что тебе понадобится в школе». 4.Подвижная игра «Школьный звонок» (дети сидят на стульчиках, как только звенит 1-звонок, можно вставать и бегать, а когда звонок звенит второй раз, нужно занять свой стульчик) |
Оформление папки-передвижки: «Готовность ребѐнка к школе». |
Ребенок на улице
|
1. «Мы—пассажиры» Цель: закрепить полученные знания по правилам поведения в общественном транспорте. |
1.Дид. игра «Назови виды транспорта» 2.Беседа о правилах Дорожного движения. 3.Обсуждение иллюстраций с типичными ситуациями. 4.Просмотр тематических мультфильмов и их обсуждение. 5.Игра-тренинг: «Мы пассажиры автобуса» 6.Разгадывание ребусов. |
Консультация: «С ре-бѐнком едем в город» |
|
2. «Опасные участки на пешеходной части улицы» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы. |
1.Тематическая беседа. 2.Обыгрывание ситуаций: -вы идѐте зимой по тротуару и заметили большие сосульки свисающие с крыши дома…; вы идѐ-те по тротуару и увидели открытый люк. 3.Дид. игра: «Найди и обозначь опасные места на карте» 4.Сюжетно-ролевая игра «Дорога» 5.Дид. игра: «Кто самый внимательный» 6.Выезд на улицу города : пешеходный переход, для написание трафаретами «Сними наушники», «Убери мобильник» |
Составление плана-схемы безопасного пути в детский сад, с отметкой опасных участков на пути следования. |
|
3. «Опасные ситуации на дорогах» Цель: познакомить с наиболее опасными ситуациями на дороге.
|
1.Рассмотрение рисунков, анализ ситуаций. 2.Дид. игра «Знаешь ли ты дорожные знаки» 3.Просмотр тематических мультфильмов «Уроки безопасности тѐтушки Совы» и обсуждение. 4.Игра-тренинг: -перейди правильно, дорогу в нерегулируемом месте. 5.Чтение литературных произведений о ПДД. 6.Музыкально-игровой досуг «Помни правила дорожного движения» 7. Флешмоб: Соблюдай ПДД. |
Памятка для родителей: « Основные правила дорожного движения» |
|
4. «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где жи-вѐшь?» Цель: помочь детям запомнить и твѐрдо знать свой адрес. |
1.Тематическая беседа. 2.Написание печатными буквами своего адреса, номера телефона. 3.Моделирование ситуации: -вы оказались далеко от дома, увидели милиционера и подошли, вам нужно объяснить, где живѐте, как выглядит дом, в каком подъезде, на каком этаже ваша квартира. 4.Конструирование: «Наша улица», «Мой двор». |
Рекомендации родителям: помочь детям правильно запомнить свой адрес, номер телефона. |
Заключительный этап:
Оформление выставки детских работ, оформление уголка безопасности в группе, подборка консультаций для родителей по ОБЖ, подборка и составление авторских памяток по ОБЖ, изготовление своими руками макетов, лепбуков .
Сообщение для воспитателей из опыта работы на педсовете ДОУ «Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через познавательную проектную деятельность»
Публикация материала проектной деятельности в СМИ.
Практическая значимость проекта :
Благодаря проекту дети были ознакомлены с основами безопасного поведения. Могут смело применять свои знания и умения в свободной деятельности.
Во время работы над проектом дети проявляли повышенный интерес и любознательность. Испытывали яркие и положительные эмоции, что способствовало формированию чувства ответственности за свою жизнь.
Родители так же активно принимали участие в работе, что помогло взаимодействию с детьми и воспитателями.
Продуктом проекта является пополнение уголка безопасности в групповой комнате.
Родительское собрание на тему: "Безопасность детей - забота взрослых"
Повестка дня:
1. Сообщение«Безопасность детей – забота взрослых».
2. Памятка "Правила безопасности для детей в картинках"
Цель: Познакомить родителей воспитанников с работой педагогов ДОУ по теме «Безопасность жизнедеятельности детей».Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения.
Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами ДОУ по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители, гости! Мы рады встрече с вами. Тема нашего собрания: «Безопасность детей – забота взрослых».
Сегодня нам предстоит обсуждение очень серьёзных вопросов. Безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. Наша задача — сделать всё, для того чтобы дети были живы и здоровы.
1.Сообщение «Безопасность детей – забота взрослых». Каждый из вас хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребёнка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с младшего дошкольного возраста надо учить ребёнка правильному поведению в чрезвычайной ситуации.
В нашем детском саду уделяется большое внимание организации работы по воспитанию основ безопасности воспитанников в различных сферах деятельности. В течение учебного года проводятся различные мероприятия по формированию основ безопасности на темы: контакты с незнакомыми людьми, если чужой приходит в дом, ядовитые растения и грибы, забота о своем здоровье, о пользе витаминов, о правилах поведения на дороге и в транспорте, что делать если потерялся на улице, пожароопасные предметы, предметы, требующие осторожного обращения, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности, поведение на воде. Однако работы по формированию ОБЖ со стороны детского сада недостаточно.
Родители являются главными помощниками в работе по данному направлению. Бесспорно, каждый родитель беспокоится о здоровье своего ребенка, но одного беспокойства недостаточно. Необходимо систематически и целенаправленно обучать наших детей основным правилам жизни.
Каким правилам мы должны научить своих детей в первую очередь? В период дошкольного детства ребенок знакомиться с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Нередко в силу различных причин их выполнение оказывается малоэффективным.
Определяя основное содержание и направление развития детей мы с Вами, должны выделить такие правила поведения, которые должны выполнять дети неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила нам с Вами следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением.
Опасности можно разделить на несколько групп:
Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления: ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с незнакомыми людьми.
Ребёнок и природа. Задача взрослых по этому направлению: рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов: стихийные явления природы, которые представляют угрозу для жизни (ураганы, наводнения, сели и др.), явления природы- гроза, туман, гололед, жара, холод и др., растения- ядовитые грибы и ягоды, животные- опасности при контакте с ними; поведение на воде, в лесу.
Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей (электроприборы; колющие и режущие предметы: нож, иголка, ножницы; бытовая химия, лекарства; спички, зажигалки.
Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача взрослых по этому направлению: профилактика конфликтных ситуаций: обучить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя их до силового решения.
Ребёнок на улицах города. Задача взрослых – познакомить с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.
Правила безопасности в сети Интернет.
Компьютер и Интернет с каждым днем всё активнее входят в нашу жизнь. Дети сегодня являются одними из самых активных пользователей Сети. Кроме того, что Интернет – это полезный источник информации и общения, он (вместе с компьютером) одновременно является и источником угроз безопасности детей. Советы родителям по теме «Ребёнок и Интернет» До 3 лет — никаких экранов До 6 лет — только развивающие компьютерные игры под контролем взрослых (10-15 минут) Как только ребенок знакомится с компьютерными играми, они занимают всё его внимание в ущерб другими видам деятельности.
2. Обратите внимание на памятку "Правила безопасности для детей в картинках". Заберите домой покажите и расскажите ребенку эту информацию.
В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Каждый из нас может оказаться в непредвиденной ситуации, кто же поможет человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего он сам! Понять это — значит сделать первый, самый важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Мы взрослые должны быть главными помощниками на этом пути. Должны научить детей предвидеть опасные ситуации и избегать их, а в крайнем случае быть максимально к ним готовыми. — Мы, взрослые, своим личным положительным примером должны научить детей соблюдать правила и совместно с детьми применять эти правила в жизни!
Итог собрания
А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):
1. Активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросу безопасности детей.
2. Принять во внимание особенности обучения детей правилам безопасного поведения.
Я благодарю Всех родителей за участие в работе родительского собрания. До новых встреч!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основной:
1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.
4. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.
5. Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.:Мозаика – Синтез, 2013.- 112с.
6. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.
Дополнительный:
1. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников.// Детский сад от А до Я.-2004, №4.
2..Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.
3. Парамонова Л. Алиева Т. Примерная общеразвивающая программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание.-2003.-№6.-С.27 31.
4. Программа «Детство». – СПб., 1997.
5.Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.,1993.
6.Соловьёва Е.А. Гражданское воспитание сегодня. //Дошк. Воспитание - 1995 №8.
7.Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. //Дошк. воспитание - 1997№3
8.Усачев А., Березин А. Школа безопасности. – М., 1997
9.Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб.,1997.
10.Шаталин А.А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте!!! // После уроков – 2002.
11.Шаталин А.А. «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».// После уроков – 2003.
Фотографии детей подготовительной группы , родителей, воспитателей.
Интернет ресурсы:
1. http://www.obruch.ru/
2. http://www.vdou.ru/
3. http://doshvozrast.ru/
4. http://www.doshvozrast.ru/
5. http://www.sdo-journal.ru/
6.http://pedagogic.ru/
7.http://ps.1september.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.