«Как спрятать свои иголки?»
Требования, предъявляемые к ребёнку в детском саду и в школе, значительно отличаются. И справляться с их выполнением младшему школьнику зачастую очень сложно: сидеть целый урок за партой, выполняя задания; отвечать по поднятой руке только тогда, когда тебя спрашивают; исправлять ошибки; завершать начатую работу; бесконфликтно взаимодействовать с одноклассниками и с педагогом. Для этого требуется достаточный уровень произвольности поведения.
Постепенно на одно из первых мест выходит выстраивание взаимоотношений (с родителями, педагогами, одноклассниками), которое является немало важным для осуществления учебной деятельности. В свою очередь, на выстраивание эффективной коммуникации большое влияние оказывает уровень развития эмоционального интеллекта.
В младшем школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей. Несмотря на то, что дети могут демонстрировать интенсивные эмоциональные реакции на происходящие с ними события, они испытывают серьёзные затруднения в идентификации своих и чужих эмоций, в управлении эмоциями. Вследствие этого переживаемая эмоция и её выражение могут не совпадать. Дети часто не способны правильно интерпретировать выражение эмоций окружающими людьми - эмоциональная реакция может быть неадекватной по отношению к стимулу, который её вызвал. В результате этого может возникнуть не только недопонимание, но и произойти конфликт.
Цель занятия: развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста
Задачи:
1. Актуализировать знания детей о многообразии эмоций, которые могут испытывать люди в различных ситуациях.
2. Систематизировать знания детей о маркерах, с помощью которых они могут определить, какую именно эмоцию испытывает их партнёр по общению.
3. Продемонстрировать способы совладания с негативными эмоциями и переживаниями.
4. Способствовать развитию базовых коммуникативных умений и навыков.
5. Активизировать процесс рефлексии.
Данные задачи реализовываются при помощи применения наглядного материала, который близок, доступен для понимания детьми и вызывает у них интерес:
·
Мультфильм,
позволивший создать для обучающихся проблемную ситуацию.
Герои мультфильма демонстрировали достаточно большой спектр эмоций, на котором
была выстроена дальнейшая работа с группой.
· Красочные изображения эмоций в виде смайликов, которые используются детьми во время общения в социальных сетях. Для упрощения задачи (называния эмоции при помощи слов) все смайлики были подписаны. На каждом из смайликов нарисованы характерные для разных эмоций выражения лица (например, приподнятые брови, круглые глаза и раскрытый рот при удивлении), что помогало детям при ответе на вопрос: «По каким признакам вы поняли, что эмоция именно такая?».
· Карточки со способами совладания с негативными эмоциями, содержащими ответ на вопрос: «Как мы можем справиться со своими или чужими иголками?».
Коммуникативные навыки и навыки рефлексии развиваются вследствие того, что на протяжении всего занятия дети находятся в непосредственном активном взаимодействии с педагогом, анализируют получаемую информацию, делают выводы, формулируют, высказывают и аргументируют свою позицию, слушают мнения других участников.
Необходимое оборудование: компьютер и проектор для воспроизведения мультфильма; мультфильм, записанный на электронном носителе; изображение ежа; смайлики с различными эмоциями (набор на каждого обучающегося); карточки со способами совладания с негативными эмоциями.
Участники: дети младшего школьного возраста
Часть 1. Вводная
Цель - установление эмоционального контакта между всеми участниками, снижение эмоционального напряжения.
Для этого используется мультфильм, который позволил подвести детей к теме занятия. Просмотр мультфильмов – составляющая медиа-пространства, которое окружает ребёнка каждый день. В мультфильмах одна яркая картинка быстро сменяет другую, могут существовать рядом реальное и фантастическое, животные могут говорить, носить одежду, ходить в школу, и добро обязательно побеждает зло. Через мультфильм ребёнку транслируются представления об окружающем мире, об отношениях и нормах поведения. Для упрощения понимания материала, мы с детьми разбираем проблемную ситуацию на примере героев, а затем переносим основные мысли на реальные человеческие взаимоотношения.
Часть 2. Основная
Цель – развитие коммуникативных навыков, эмпатии, понимания своих и чужих эмоций.
У младших школьников преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, вследствие чего используется работа с двумя наборами карточек. Наглядный материал служит зрительной опорой во время ответов на вопросы.
Часть 3. Заключительная
Цель – обобщение пройденного во время занятия материала.
Рефлексия позволяет ребёнку проанализировать и систематизировать материал, оценить результат своей деятельности, а педагогу понять, какая информация была усвоена обучающимися, а какую нужно проработать в дальнейшем.
На протяжении занятия применяются как вербальные, так и невербальные способы общения с группой, задействованы такие каналы восприятия, как: аудиальный (обсуждение), визуальный (раздаточные материалы, просмотр мультфильма).
Педагог: «Здравствуйте! Вы помните, что у нас с вами каждую неделю занятия? Как они называются?»
Ответы детей
Педагог: « А что же мы обычно делаем на этих занятиях?
Ответы детей
Педагог: «Сегодня я предлагаю вам начать с просмотра мультфильма. Постарайтесь внимательно его посмотреть. Вам нужно будет ответить на вопрос: о чём этот мультфильм?»
Дети смотрят мультфильм
Педагог: «Про что этот мультфильм?»
Ответы детей
Педагог: «Перед вами картинки, на которых изображены разные эмоции, которые может испытывать человек (приложение 1). Как вы думаете, какие эмоции испытывали герои мультфильма? Выберите картинки, на которых эти эмоции изображены. Давайте разложим их вокруг ёжика. (приложение 2)»
Дети выбирают изображения эмоций
Педагог: «Как вы поняли, что эмоции именно такие?»
Ответы детей
Педагог: «Давайте попробуем вспомнить: а испуг был?» (проговариваем эмоции, которые не были выбраны, но присутствовали в мультфильме)
Ответы детей
Педагог: «Как звери в мультфильме справились с возникшей проблемой?»
Ответы детей
Педагог: «Вы совершенно правы! Они надели ёжику на иголки кусочки чего-то мягкого. Возможно это был поролон.»
Демонстрируем кусочек поролона, предлагаем детям его потрогать.
Педагог: «Как вы думаете, самому ёжику нравились его иголки?»
Ответы детей
Педагог: «Почему иголки не нравились ёжику?»
Ответы детей
Педагог: «Каждый из нас становится ёжиком, когда обзывает другого, говорит о нём неправду, дерётся, жадничает, ябедит, ломает чужие вещи. Таким поведением мы сильно колем окружающих нас людей. А ещё мы можем быть колючими, когда боимся, что нас могут обидеть, сделать нам больно, или просто не знаем, как вести себя в новом коллективе. В данном мультике белка нашла замечательный выход. Но мы с вами не белки и не ёжики, на наши иголки нельзя надеть кусочек поролона. Что же тогда делать нам? Как помочь одноклассникам спрятать иголки?»
Ответы детей
Педагог: «Давайте поднимем ёжика и посмотрим, что там. (приложение 3) Пусть каждый из вас возьмёт одну из карточек. Давайте подумаем, как же это может нам помочь спрятать иголки?»
Дети по очереди читают, что написано на карточке, и объясняют, как это может помочь человеку «спрятать» свои или чужие «иголки».
Педагог: «Что было важного для вас на сегодняшнем занятии?»
Ответы детей
Педагог: «Вы сегодня большие молодцы! Давайте похлопаем друг другу!»
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Добрые слова |
Улыбка |
Совместная игра |
Вместе пойти на кружок |
Угостить сладостями |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.