Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Рождественский»
Проект
« Мы исследователи!»
(2 группа раннего возраста «Облачко»)
Воспитатели:
Абрамова Н.Д.,
2021г
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный (26.07.2021-30.07.2021)
Возраст воспитанников: 2-3 лет
Участники: воспитатели, дети и родители
Актуальность:
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Проблема: дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления об объектах природы, их интерес к опытно-экспериментальной деятельности недостаточно развит. Поэтому встал вопрос: Как рассказать детям младшей группы об окружающей природе?
Цель: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
Задачи проекта:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- учить объяснять наблюдаемое.
Предполагаемый результат:
- расширить представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательный интерес через экспериментальную деятельность;
- вовлечение родителей в педагогический процесс по средствам повышения компетентности и развития творческих способностей.
Продукт проекта: ЛЭПБУК «Мы исследователи», «Путешествие капельки», картотека опытов.
Этапы реализации проекта:
1 этап — подготовительный:
1. Постановка цели и задач
2. Изучение литературы.
3. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
4. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
5. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
6. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
7. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
8. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
2 этап — основной:
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Мы исследователи»
Включает в себя:
1.Работа с детьми
2.Работа с родителями
Понедельник : «День занимательных открытий и исследований»
-опытническая деятельность с водой;
-беседы «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»;
-беседы о значении целебных трав для человека
- рисование солнышко нетрадиционным способом
Вторник: «Ветер, ветер, ты могуч»
-наблюдения в природе;
-наблюдение за флюгером;
-опытническая деятельность «Воздух- невидимка»;
-развлечение « Как интересен мир вокруг»
Среда: «Чудеса на песке»
-беседы о свойствах песка;
-игры-эксперименты в песочницах «Путешествие золой рыбки», «Загадки песочного человечка»;
- постройки из песка «Чудеса на песке»
Четверг: «Кто трудиться не ленится, тот к осени угостится»
-наблюдения за ростом цветов;
-беседа о труде взрослых (выращивание овощей, злаков и заготовок на зиму);
-чтение и закрепление пословиц и поговорок о труде;
-подвижные игры
Пятница: « День мыльных пузырей»
-эксперименты-игры с водой, песком и камешками;
-подвижные игры;
-игры с мыльными пузырями и экспериментирование
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Оформление папок-передвижек по теме «Опыты на кухне с малышами», «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования»
- Пополнение уголка экспериментирования в группе
3. Заключительный этап
- ЛЭПБУК «Мы исследователи», «Путешествие капельки»,
- картотека опытов
Заключение:
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы (цвет, форма, величина: мнётся – ломается, высоко - низко – далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.