Проект

  • Культурные мероприятия
  • docx
  • 22.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

День Матери
Иконка файла материала 6.Проект ко Дню Матери - подготовительная гр-1.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

  детский сад №47 «Гусельки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

ко Дню Матери

«Всех важней на свете - мама» (подготовительная группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: Александрова Н.В.

 

 

Сургут 2024


 

Аннотация.


Паспорт проекта

Сколько звезд на ясном небе! Сколько колосков в полях! Сколько песенок y птицы! Сколько листьев на ветвях! Только солнце - одно на свете.

Только мама - одна на свете.


И действительно ведь мама у всех на свете одна. И именно она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идём со своими проблемами. Она всегда всё поймёт, утешит и обнадёжит. Сколько бы мы ни говорили о маме – этого будет мало. Важно, чтобы дети понимали, что значит мама в судьбе каждого из них, какую роль она играет в семье. Кроме того, в беседе с детьми, мне удалось выяснить, что практически все дети знают и могут рассказать, чем их мамы заняты дома, о своей совместной с ними деятельности, но некоторые дети не знают, где и кем работают их мамы, не все дети могут рассказать о маминых увлечениях. Проект разработан для совместной деятельности детей 6 лет, их родителей. Основными методами и приёмами проекта являются: беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, а так же подготовка и участие детей и родителей в семейном досуге «Мама и я неразлучные друзья».       Сотрудничество с семьёй позволяет более успешно реализовать поставленные задачи, т.к. в семье дети приобретают первоначальный опыт общения. Маленький ребёнок, как губка, впитывает образцы поведения значимых взрослых. Этот проект направлен на акцентирование внимания родителей на мысли о том, что положительное самоощущение у детей появляется в результате эмоционально наполненных, доверительных контактов с родными и близкими. Уважительное отношение к родителям лежит в основе народной педагогики.

Данный проект направлен на развитие положительного отношения ребенка к окружающему миру, приобщению детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме.

 

Актуальность:

Воспитание доброжелательного отношения к маме, уважение к старшему поколению, воспитывать уважение к семейным традициям и ценностям.

Цель: сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей

 

Задачи:

     углубить знания детей о роли мамы в их жизни;

   способствовать сплочению коллектива родители-дети; привлечь родителей к работе над проектом;

   способствовать развитию детской речи через выразительное чтение стихов, пословиц, составление рассказов о маме;

- развивать творческие способности, желание делать подарки маме;

   воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.


Проблема: скоро праздник День матери. Как лучше поздравить маму?

 

Сроки проекта: с 06 по 24 ноября 2024 года.

Вид проекта: игровой, творческий, групповой, краткосрочный.

 

Образовательная область:

Ознакомление с окружающим, нравственно патриотическое воспитание

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

 

Разработка проекта.

·        Определение значимости проекта.

·        Изучение литературы по теме проекта.

·        Составление плана осуществления проекта.

·        Разработка мероприятий по осуществлению проекта.

·        Выбор методов и приёмов осуществления проекта.

·        Создание игр для совместной деятельности.

 

Реализация проекта.

 

Этапы проекта

Действия детей

Действия воспитателей

Действия членов

семьи

Подготовительный

(проблема, планирование, прогнозирование результатов продуктов проекта) (06 - 10 ноября)

-Свободное общение на тему «Близкий мне чело- век».

-Чтение художественной литературы: р.н. сказка

«Волк и семеро козлят»,

рассказ Л.Н. Толстого «Сыновья», нанайская народная сказка «Айога», А.Барто «Разлука»,

Б. Емельянов «Мамины руки»,

К. Кубилинкас «Мама», Э.Мошковская «Я маму мою обидел…»,

Н. Саконская «Разговор о маме»,

Е Благинина «Посидим в тишине», «При солнышке тепло, при матери добро» К. Д. Ушинский.

Разучивание песен о маме. Проведение дидактических игр: «Назови ласково»,

«Моя мама самая…». Сбор фотографий для фо-

Подготовить материал для чтения, подобрать книги.

Подготовка анкеты. Подбор музыкальных произведений по данной тематике (музыкальный руководитель).

Анкетирование родителей.

Проведение индивидуальных консультаций.

 

 

Подготовка фотографий


 

товыставки «Мама лучшая на свете».

Составления сценария совместного досуга «Мама милая моя».

 

 

Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту).

(13-22 ноября).

Составление рассказа

«Моя мама лучше всех!»

Беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!».

Совместное оформление с детьми фотогазеты

«Мама лучшая на свете»

Словесные игры: «Как зовут твою маму?»,

«Назови ласково», «Профессия мамы».

Создать галерею портретов мам.

Задание детям: узнать у мамы кем она работает.

 

Оформление выставки поделок «Мамины руки».

Задание мамам:

рассказать своему ребёнку о своей профессии.

Изготовление поделок своими руками с привлечением ребёнка.

 

Пальчиковый театр

«Волк и семеро козлят»

 

 

 

Создание отпечатков ладошек для оформления праздничной газеты.

 

 

 

Аппликация «Подарок для мамы».

 

 

 

Рисование «Портрет мамы»

 

 

 

«Праздник каждый день» (инсценировка)

 

 

 

Оформление приглашений для мам

 

 

Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новыми знаниями или опытом)

(23-24 ноября)

Участие в подготовке

представления «Мама и я – неразлучные друзья».

Чаепитие с родителями.

Проведение представления для мам.

Анкетирование родителей.

Рефлексия: «Солнышко», анализ анкет.


План мероприятий

 

п/п

Содержание работы

сроки

1

Нравственно-этическая беседа «Близкий мне человек».

06.11

2

Составление и утверждение сценария совместного досуга «Мама и я неразлучные друзья».

06.11

3

Сбор фотографий для фотовыставки «Мама лучшая на

свете!».

06-10.11

4

Анкетирование родителей

06-10.11

5

Разучивание песен о маме.

06-10.11

8

Чтение литературных произведений: В.Осеева «Сыновья»;

Нанайская народная сказка «Айога»; Л.Н.Толстой «Сыновья»;

А.Барто «Разлука»; Б.Емельянов «Мамины руки»; К.Кубилинкас «Мама»;

Э.Машковская «Я маму мою обидел…»;

Н.Саконская «Разговор о маме»; Е.Благинина «Посидим в тишине».

06-10.11

9

Проведение дидактических игр:

«Скажи ласково», «Моя мама самая…».

9,10.11

10

Составление рассказов на тему «Моя мама лучше всех!».

13,14.11

11

Пальчиковый театр «Волк и семеро козлят».

13.11

12

Оформление фотовыставки «Мама лучшая на свете».

15,16.11

13

Создание отпечатков ладошек для оформления праздничной газеты.

16.11

14

Рисование «Портрет мамы».

16.11

15

Оформление галереи портретов.

17.11

16

Инсценировка «Праздник каждый день».

15.11

17

Беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!».

21.11

18

Словесные игры «Как зовут твою маму?», «Назови ласково».

14-16.11

19

Оформление выставки поделок «Мамины руки».

21,22.11

20

Аппликация «Подарок для мамы».

21.11

21

Оформление приглашений для мам.

21,22.11

22

Совместный досуг «Мама и я неразлучные друзья!».

24.11

 

Презентация проекта.

Галерея портретов мам.

Фотовыставка «Мама лучшая на свете». Выставка поделок «Мамины руки»

Проведение праздника «Мама и я неразлучные друзья»


Ожидаемые результаты

1.   Дети освоили смысл ключевых понятий проекта: «уважительность», «заботливость», «внимательность».

2.   Дети стали внимательнее и уважительнее относиться к близким людям, в данном случае, к маме.

 

Практическая значимость проекта

1.       Для детей: сформированы позиция помощника и защитника, доброжелательные отношения к женщине, к матери и уверенность в своих возможностях.

2.     Для воспитателя: состоялась реализация поставленных задач по теме проекта.

3.      Для родителей: узнали больше о способностях своих детей, появилась уверенность в сформированных навыках ребёнка – заботиться о своих близких.

 

Программно-методическое обеспечение

1.            «Воспитание нравственных качеств у детей» А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. М., 2008.

2.            «Нравственное воспитание в детском саду» В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. М., 2006.

3.            «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Василье- вой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М., 2007.

4.            «Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения» Р. Р. Калинина. С-Пб., 2004.

 

Мониторинг эффективности проекта

 

Результат

Критерии

Диагностическая

методика

Ответственный

Дети освоили смысл ключевых понятий проекта: «уважительность», «заботливость», «внимательность».

Высокий уровень

Ребёнок самостоятельно подбирает характеристику, соответствующую или близкую ключевому понятию проекта.

Средний уровень

Ребёнок самостоятельно подбирает характеристику, соответствующую или близкую ключевому понятию проекта, но допускает ошибки, которые сам исправляет.

Низкий уровень

Ребёнок может подобрать

Анализ проблемных ситуаций, предложенных педагогом.

Организатор проекта


 

к ситуации одно из предложенных понятий с помощью взрослого, сов-

местным анализом ситуации.

 

 

Дети стали внимательнее и уважительнее относиться к близким людям (к маме).

Высокий уровень

Ребёнок самостоятельно проявляет заботливое, уважительное отношение к близким людям (к маме).

Средний уровень

Ребёнок проявляет заботу к близким людям, но иногда допускает невнимательное отношение к ним; самостоятельно находит

выход из сложившейся ситуации.

Низкий уровень

Ребёнок не проявляет инициативы в заботливом отношении к близким людям (к маме); нуждается в постоянной помощи взрослого для организации уважительного и заботливого общения с близкими людьми (с мамой).

Наблюдение за поведением ребёнка.

Беседа с родителями.

Организатор проекта


Приложения

Приложение №1

 

Словесные игры:

«Как зовут твою маму»

Цель: Закреплять знания детей Ф.И.О. своей мамы.

Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют Ф.И.О. своей мамы («Мою маму зовут …»). Если ребенок затрудняется, то помогает воспитатель.

 

«Назови ласково»

Цель: Учить ласково обращаться к своей маме.

Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и произносят ласковые слова, которые они говорят своей мамочке.

 

«Профессия мамы»

Цель: Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий. Игровые правила: Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку, а ребе- нок называет, кем работает его мама и что она делает («Моя мама врач, она лечит людей»)

 

«Мамочка»

Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка! Кто сказал: «Вставать пора!»? Ма-моч-ка! Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка! Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка! Целый дом один подмел? Ма-моч-ка! Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!

Кто ребячий любит смех? Ма-моч-ка! Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!


Приложение №2

Анкета для родителей

Хотели бы Вы, чтобы с Вашим ребенком проводилась специальная работа по вос- питанию любви к матери?                                                                                                                              


 

Считаете ли Вы, что в детском саду должна проводиться такая работа?                                                                                                                                


 

 

Готовы ли Вы сотрудничать по этому вопросу с воспитателями детского сада?                                                                                                                                


 

 

 

 

Спасибо!


Приложение №3

Итоговая анкета для родителей.

Как отразились занятия и беседы о маме, проводимые в детском саду, дома?

играх, в отношении к близким людям, в выполнении обязанностей по дому, в рассказах; пели ли дети песни, разученные в детском саду и др.)


 

 

 

Что, по вашему мнению, было самым нужным в проведенной работе?


 

 

Что, по вашему мнению, было самым интересным в проведенной работе?


 

 

 

Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?


 

 

Ваши пожелания и предложения:


 

 

 

Спасибо!


Приложение №4

Конспект организованно тематической деятельности

«Поговорим о маме»

Программное содержание:

Уточнять и обобщать знания детей о семье, раскрыть детям многогранный образ матери, воспитывать любовь и заботливое отношение к ней. Воспитывать нравственные и эстетические чувства.

 

ХОД.

В. «Как вы думаете, что такое семья?

(семья-это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, говорят друг с другом ласково.

Семья это мам, папа, дети, бабушки, дедушки)

ИГРА С МЯЧОМ

«Кто я?» («Я мама, а ты мне кто?», «Кому ты сын?», «Кому ты внучка?» ) и т.д.

Ребята, вы принесли фотографии своих мам. Сегодня мы поговорим о ваших ма- мах, самых дорогих и любимых.

Воспитатель читает стихотворение.

Кто вас, детки, крепко любит? Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

- Мама дорогая!

Давайте скажем о маме все хорошие слова, каждый назовет по одному слову, Не повторяя уже сказанные. Какая мама?

(ДЕТИ - добрая, ласковая, нежная, любимая…)

 

А у вашей мамы тоже есть мама. Кто же она? (ответ детей) Да, это ваша бабушка.

Воспитатель читает стихотворение о бабушке. Бабушка наша очень добра

Бабушка наша стала стара

Много морщинок у бабушки нашей С ними она еще лучше и краше.

Бабушка теплые варежки вяжет, Бабушка вечером сказку расскажет. Слушать ее мы готовы часами,

Что позабудет, подскажем ей сами.

 

Ребята, а как вы заботитесь о маме и бабушке? Что вы делаете по дому? Как им помогаете?

ДЕТИ отвечают.


ВОСП-ЛЬ. Мама не только дома заботится о семье, она еще и работает. Расскажи- те об этом.

Кем работает твоя мама? что она делает? Что ей нужно для работы. Дети по очереди рассказывают про своих мам.

ВОСП. Вот видите, ребята, как необходима людям мамина работа: она лечит людей, учит детей, продает лекарства…

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С.Махалкова «А что у вас?» Воспитатель проводит физкультминутку «Мама спит»

Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу (дети идут на цыпочках )

 

Я на пяточках хожу,

Маму я не разбужу (дети идут на пятках)

ВОСП. О маме много сложено пословиц

«При солнышке тепло, при матери добро»

«Лучше мамы друга не сыщешь»

«Нет лучше дружка, чем родная матушка» (дети повторяют и учат пословицы)

В. Ребята, я послушала ваши рассказы о маме, бабушке и почувствовала, что вы их очень любите, стараетесь помогать им и любите свою семью.

Скоро у нас состоится праздник «День матери», давайте споем песню о маме, которую мы учим к празднику. Это тоже подарок мамам.

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ О МАМЕ.


Приложение №5

 

Вопросник для детей 1

1.                 Назови полное имя и отчество твоей мамы?

2.                 Где работает твоя мама?

3.                 Кем она работает?

4.                 Чем занимается мама дома?

5.                 Назови, пожалуйста, любимое мамино занятие.

6.                 Как ты думаешь: трудно быть мамой?

7.                 А ты хочешь быть мамой, когда вырастишь? (вопрос только для девочек).

 

Вопросник для детей 2

1.                 Ты любишь свою маму?

2.                   За что ты любишь свою маму?

3.                   Как ты проявляешь свою любовь?

4.                   Как ты поступаешь, если:

                    Мама устала;

                    Маме нездоровится;

                    Пришли гости, а в доме беспорядок?

5.                 Что будешь делать, если ты играешь в очень интересную игру, а мама про сит ей помочь?

6.                 Можешь ли ты понять, какое настроение у мамы?

7.                 Как ты это определяешь?

8.                 Хочешь ли ты быть похожей на маму? (вопрос для девочек)

9.                 Составление устного портрета мамы.

10.               «Представьте себе, что я никогда не видела твоей мамы. Расскажи, какая она, чтобы я

смогла её сразу узнать.


Приложение №6

"Мама и я неразлучные друзья".

Семейные посиделки в честь Дня матери

Программное содержание:

1.          Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать её.

2.          Расширить представления детей об общественном празднике «День Матери».

3.          Привлечь родителей к совместному мероприятию, для установления хороших, доверительных отношений с ребёнком.

4.                 Создать положительный эмоциональный настрой.

5.                 Воспитывать смелость, взаимовыручку, коллективизм.

 

Оформление группы:

·                     воздушные шары разного размера и цвета;

·                     фотографии мам с детьми;

·                     галерея портретов.

Ход праздника

песня:

Ведущий: От всей души мы приветствуем мам, бабушек и всех гостей, пришедших на Наши Семейные Посиделки!!! Сегодня вас ожидают встречи с шутками и неожиданностями, с песнями и стихами… в общем, всего не перечесть. А будет ли сегодня весело, зависит от вас, дорогие друзья. Потому как у нас нет профессиональных артистов… Скажу вам по секрету, что каждый из вас и есть Артист, если его немножко расшевелить, подзадорить и настроить на лирический лад.

 

Ребёнок:

Дорогие мамы! Милые, для вас! Концерт осенний, радостный Покажем мы сейчас.

И выступят в концерте том Ни Пугачева, ни Кобзон

И не Хазанов Гена,

Но звёзды будут непременно…

 

Ребенок:

Что ж, всё готово к празднику! Так чего ж мы ждём? Мы сейчас для вас, родные, стихи свои прочтём.

 

Ребёнок

На свете добрых слов живёт немало, Но всех добрее и важней одно:

Из двух слогов, простое слово Ма-ма И нет на свете слов дороже, чем оно!


Ведущий: Мама. У каждого из нас есть своя мама, мамочка… когда ты только появился на свет и ещё не умел говорить, мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, где у тебя болит. Мамин голос ты не спутаешь ни с одним голосом. Он такой знакомый, такой родной. Мама – дарительница тепла, любви и доброты. Всё, что окружает нас в этом мире начинается (все вместе) с Ма- мы!!!!!!

 

Ребёнок.

Почему, когда я с мамой,

Даже хмурый день светлей? Потому что, потому что Нету мамочки милей!

 

Ребёнок.

Почему, когда мне больно, К маме я спешу скорей?

Потому что, потому что Нету мамочки нежней!

 

Ребёнок.

Почему, когда мы вместе, Я счастливей всех на свете? Потому что, потому что Нету мамочки добрее!

 

Ребёнок.

Как люблю я маму нашу! Я всесилен рядом с ней.

Злой волшебник с ней не страшен, И не страшен Бармалей!

Я смеюсь, и мама рада,

С мамой вечен наш союз.

С мамой я не только жабу – Крокодила не боюсь!

 

Ребёнок.

Мамочек красивых, Добрых и любимых,

Мы сейчас поздравим, Песню им подарим!

Песня:

Мы все чьи-то дети, для каждого сидящего в этом зале, слово мама, самое важное и самое прекрасное. Так давайте согреем своей любовью сердца наших матерей. От чистого сердца, простыми словами сегодня, друзья, мы расскажем о маме.


Дети (по очереди):

1.   Мама – это небо!

2.   Мама – это свет!

3.   Мама – это счастье!

4.   Мамы лучше нет!

5.  Мама это сказка!

6.  Мама это смех!

7.   Мама – это ласка!

8.   Мама любит всех!

9.   Мама улыбнётся,

10.   Мама погрустит,

11.   Мама пожалеет,

12.   Мама и простит.

13.   Мама, нет тебя дороже!

14.   Мама всё на свете может!

15.   Мам сегодня поздравляем!

16.   Мамам счастья мы желаем!

Дети (вместе): Мама, я тебя люблю! Песню я тебе дарю!

 

Ребенок:

Нынче праздник! Нынче праздник! Праздник бабушек и мам! Этот светлый, добрый праздник осенью приходит к нам.

 

Ребёнок:

Всех мам мы будем поздравлять, здоровья будем вам желать! А ещё любви и ласки, чтоб жилось вам всем, как в сказке.

Ребенок:

Сегодня мы вас пригласили, чтоб громко и дружно сказать: Любимые наши, мы вас поздравляем!  И счастья хотим пожелать!

Ребенок: Мы поздравляем мам любимых Со светлым материнским днем!

Желаем много дней счастливых И общения даем!

Ребенок:

Мы знаем как вы устаете! С утра до вечера дела,

Нет равных вам в любой работе А дома нет без вас тепла.

 

Ребенок: А чтоб улыбка с лица не сходила, Мы будем с ребятами вас развлекать.


Сценка “Праздник каждый день”

Сцена первая

Мама ходит по дому, прибирает игрушки и говорит Что же это такое?

Здесь такой кавардак! Хоть минуту покоя Не дадут мне никак! Я бельё постирала,

И сварила обед.

Я так сильно устала, Но покоя мне нет.

Устала, пойду, первый раз в жизни прилягу, пока дети из школы не пришли. А здесь потом уберусь сама.

 

Сцена вторая

Приходит сын из школы, весь взмыленный, на ходу поёт на мотив “Бременские музыканты”

Ничего на свете лучше нету

Чем гонять футбол хоть до рассвета. И в хоккей сражаться до упаду Только это мне для счастья надо

ля- ля- ля-

 

Сын: Мама, я пришёл! Мама, я опять забыл купить хлеб. Мам, я есть хочу! (заглядывает в комнату). Спит… (удивлённо). Странно… Ну, ладно, пока спит, сгоняю за хлебом (поёт) Ля-ля-ля

 

Сцена третья

Из школы приходит дочь. Поёт (на мотив “У неё глаза…” гр. “Премьер-министр”)

Мой сосед не спит, не ест - Про меня лишь говорит.

Говорит, что нет прекраснее, Ладнее девушки, что с ним сидит Посмотрите не спеша,

Разве я не хороша? Про себя отмечу…. да!

Припев:

У меня глаза два брильянта в три карата, Локоны мои - сходят все с ума ребята.

Губки у меня створки две ворота рая, И вообще, я вся, вся такая - растакая!

Дочь: Мама! (хнычет). Мамочка, я ужасно устала и замёрзла, сними с меня сапо- ги! Мама! У меня красивые ногти! Мам! (снимает обувь, заглядывает в комнату). Ты что – спишь? (недоумённо). Ничего не понимаю!


Сцена четвёртая

Появляется сын с хлебом, напевая песенку.

 

Дочь: Тише ты! Маму разбудишь!

Сын: Как?... Она ещё спит? Ну, ничего себе! Её надо срочно разбудить! я ведь есть хочу!

Дочь: Да я уже пробовала, ничего не получается. Сын: Тогда ты корми меня, видишь я голодный!

Дочь: Ещё чего! У меня ногти красивые! Я устала…

Сын: А я, думаешь, не устал? Между прочим, я в спортивной школе учусь! Дочь: Ну и что! А я в музыкальной.

Сын: Да, ладно! Ну и что теперь нам делать? Может врача вызвать? Вдруг мама заболела? (испуганно).

Дочь: Что?

Сын: Может папе на работу позвонить?

Дочь: Нет, не надо врача, и папу не стоит беспокоить. Наша мама здорова. Она просто устала. Крутиться одна как белка в колесе целый день, и от нас помощи никакой! Вот организм и не выдержал! Бедненькая!

 

Пауза.

Сын: Придумал! Давай сами приберём здесь всё, а мама проснётся и обрадуется. Вот здорово я придумал!

Дочь: Ты прав! Замучили мы нашу бедненькую мамочку. Посмотри, какая она уставшая. А я раньше этого даже и замечала. Всё! С этого дня начинаем маме помогать!

Сын: Классно!

Сын и дочь поют песню на мотив “Песенка водовоза” Дочь:

Маму надо уважать Маме надо помогать Ничего не говори

Здесь убери, там не сори.

Сын:

Я открою вам секрет Лучше мамы нашей нет Ничего не говори

Здесь убери, там не сори.

Дочь: Я буду гладить бельё! Сын: Так ведь ты не умеешь! Дочь: Ничего научусь!

Сын: А я тогда буду мусор выносить! Вот! Дочь: Врёшь!

Сын: Да чтоб мне лопнуть на этом месте! По рукам?


Дочь: По рукам! Договорились! Сцена пятая.

Просыпается мама. Дети радостно бегут к ней, обнимают её и целуют. Сын: Мама!

Дочь: Мамочка!

Мама: (удивлённо) Как здесь чисто! Ай, да, молодцы! Разве сегодня какой-то праздник?

Дочь: Нет, мамуля! Но с этого дня мы будем тебе помогать! Сын: Ага!

Мама: А что так вдруг?

Дочь: Просто мы поняли одну простую истину. Любить – это значит, оберегать, заботься, помогать и поддерживать друг друга.

Сын: Всегда! Правильно, мама? Мама: Правильно дети!

 

Ведущий: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя мать!»

 

Ребёнок

День мамы - это праздник послушанья, Поздравлений и цветов,

Прилежанья, обожанья

Праздник самых лучших слов!

 

Ребёнок

Нет конца подаркам разным И в стихах словам,

Ведь сегодня главный праздник Всех на свете мам!

Ребёнок

Мамочка, любимая, родная, Солнышко, ромашка, василёк, Много пожелать тебе хочу я, В этот замечательный денёк.

 

Ребёнок

Пожелаю радости и счастья, Мира и удачи на твой век,

Чтобы сердце не рвалось на части. Милый мой, родной мой человек!

 

Ребёнок

Люблю тебя, мама, За что, я не знаю, Наверно, за то,

Что дышу и мечтаю,


За небо, за ветер, За воздух вокруг… Люблю тебя, мама,

Ты лучший мой друг.

 

Ребёнок

Мы ведь знаем, мамочка, Ты всегда права,

Но «прости, пожалуйста» Вновь звучат слова.

 

Ребёнок

Как на небе солнышко, Как в саду листва,

Как вода живая, Мама нам нужна.

Ребёнок

Поздравляем мам всех С праздником осенним! И хотим вам пожелать Радости, веселья!

 

Ребёнок

Пусть в делах всегда и всюду Вам сопутствует успех!

И сегодня в праздник светлый Будьте вы счастливей всех!

Ведущий: Наши мамы наша гордость, Слова нет для нас родней!

Так примите танец

Вы от любящих детей

Танец

Ведущий: Ребята, а ведь у вашей мамы есть тоже мама, ваша бабушка. Давайте и ваших любимых бабушек поздравим с Днем МАМЫ, ведь они тоже мамы.

Ребёнок.

День матери для бабушки тоже праздник важный, Ведь когда-то мамочкой стала ты отважно.

С пеленками возилась детей, а после внуков, На практике освоила нелегкую науку.

Бабулечка, бабуля, тебя я поздравляю,

Два десятка правнуков дождаться вот желаю.


Ребёнок.

Милая бабуля, солнышко мое! Обнимет, приголубит, песенку споет!

Мы поздравить бабушку с праздником спешим, С праздником великим, праздником большим! Ты ж не только бабушка, мамочка же ты!

Кладезь света, мудрости, добра и красоты! Так живи же, бабушка, всем на радость нам!

Ты у нас как солнышко, как душе бальзам!

Ребёнок.

Девочка девушка женщина мать, Времени ход не дано удержать.

Ты теперь бабушка мама в квадрате, Значит, вдвойне ты порадуйся дате!

Матери день праздник бабушек тоже, Внуки детей ведь бывают дороже!

С праздником, бабушка! Будь как и прежде Нам образцом веры, мира, надежды!

 

Ребёнок.

Я с бабушкой своею Дружу давным –давно. Она во всех затеях

Со мною заодно

Ах, сколько руки эти Чудесного творят !

Латают, вяжут, месят, Все что-то мастерят.

Ребёнок.

Я с ней не знаю скуки, И все мне любо в ней, Но бабушкины руки Люблю всего сильней Проворные - смотрите, Готовы день деньской Они плясать в корыте, Шнырять по кладовой.

 

Ребёнок.

Настанет вечер –тени сплетают на стене.

И сказки –сновидения Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветит И тут замолкнут вдруг


Умнее нет на свете И нет добрее рук.

 

Ребёнок.

Любимая бабушка, мама со стажем! Тебе я в день матери счастья желаю, И чтобы грустить ты не думала даже, Живи, пожеланий своих не скрывая!

Пускай исполняется все, что ты хочешь, Здоровье пусть крепкое в жизни придет! Пусть маме любой за бессонные ночи Господь своей щедрой рукой воздает!

Песня:

Пальчиковый театр. Сказка «Волк и семеро козлят»

Ведущий: А теперь давайте немного поиграем.

Первый конкурс: «Крокодил». Это известная игра. Кто не знаком с этой игрой, напомню правила. Я покажу картинку , видеть её смогут все, кроме мамы, участвующей в конкурсе. Ребенок жестами, мимикой должен объяснить своей маме это слово за две минуты, а мама должна его угадать.

Ведущий: Приглашаем двух мам на сцену.

Мамы должны из платка, шарфика, бантов сделать наряд ребёнку.

Ведущий: А зрители болеют, кричат и аплодируют. (Звучит музыка) Спасибо за такие наряды! Дети пройдитесь. Бурные аплодисменты!

Ведущий: Дорогие мамы! Вы, наверное, хорошо знаете своих дорогих деток. А дети в свою очередь очень хорошо знают своих мам. Даже нарисовали вот такие замечательные портреты. Но, к сожалению ни один портрет не подписан. Сейчас мы посмотрим, узнаете ли вы свои портреты по рассказам ваших детей о своей маме. (На портретах с обратной стороны заранее написан рассказ ребёнка о маме: например, любимое блюдо, певец, цветы, любимое занятие, профессия и д) А теперь, мамы, угадайте, о чьём ребёнке идёт речь.

- Любимая еда - ……………………………….. Лучший друг -………………………………… Любимое занятие –………………………… Любимый праздник –………………………. Любимая песня – …………………………… Любимая игра, игрушка - ………………….

Дома мама меня называет - ……………..

 

Мальчик:

  Детство золотая пора.

Как чудесно знать, что со мной Мама — словно ангел добра, Друг мой самый лучший, родной.


Девочка:

  Дорогая мамочка, мамуля Милый дорогой нам человек Любим крепко и целуем

Будь счастливой весь свой век.

 

Девочка:

  Любимая мама, тебя поздравляю,

В День матери счастья, здоровья желаю. Ты в сердце моём, даже, если в разлуке, Я помню всегда твои нежные руки.

Мальчик:

  Пусть каждый твой день наполняется светом, Любовью родных будь, как солнцем, согрета.

Прости, временами тебя огорчаю, Поверь, что невольно...Себя я ругаю.

Вместе хором:

  Мы мамам любовь свою отдаем Для них мы сегодня песни поем.

Песня: «На горе мы видим дом»

Дети вручают мамам подарки, сделанные своими руками.

 

Ведущий:  Дорогие наши мамы, уважаемые бабушки! Спасибо вам, что вы откликнулись и приняли участие в наших семейных посиделках! И вручаем вам медали за активное участие в нашем проекте.

Приглашаем мам и детей в круг. Ребёнок стоит против своей мамы (два круга).

Любите своих матерей! Любите красивых и добрых И просто родных, без затей. Любите и строгих, суровых. Любите их просто так.

Без всякого оправданья. Без матери жизнь пустяк,

А мама для нас мирозданье!

 

Пусть тепло домашнего очага согреет каждого из вас! Настал тот момент, когда вы, глядя в глаза друг другу, можете обменяться самыми теплыми и важными словами.

- Мы всем вам желаем, чтобы дети никогда не огорчали родных, а взрослые всегда понимали младшее поколение! Любите друг друга и не оставляйте без внимания и участия! Всем желаем здоровья и семейного счастья!

тихо звучит песня «Мы желаем счастья вам!»


Рефлексия.

Предложить гостям высказать своё мнение: «понравилось» приклеивают к солнышку жёлтый лучик; «не понравилось» – синий. В раздевалке группы вывешиваем это солнышко и слова благодарности за участие в декаде ко Дню Матери.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Агния Барто. Разлука Все я делаю для мамы: Для нее играю гаммы,

Для нее хожу к врачу, Математику учу.

Все мальчишки в речку лезли, Я один сидел на пляже.

Для нее, после болезни, Не купался в речке даже.

 

Для нее я мою руки,

Ем какие-то морковки... Только мы теперь в разлуке. Мама в городе При луки,

Пятый день в командировке.

 

Ну, сначала я, без мамы, Отложил в сторонку гаммы, Нагляделся в телевизор

На вечерние программы.

Я сидел не слишком близко, Но в глазах пошли полоски. Там у них одна артистка Ходит в маминой прическе...

 

И сегодня целый вечер

Что-то мне заняться нечем! У отца в руках газета, Только он витает где-то,

Говорит: Потерпим малость, Десять дней еще осталось...

И наверно, по привычке Или, может быть, со скуки Я кладу на место спички И зачем-то мою руки.

 

И звучат печально гаммы

В нашей комнате. Без мамы.


Лев Толстой. Отец и сыновья. Сказка

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

  Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ло- мать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит:

  Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.

 

 

 

Валентина Осеева. Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький стари- чок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

-   Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

-   А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит.

-   Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

-   Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут жен- щины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:

-   Ну что? Каковы наши сыновья?

-   А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!


Борис Емельянов. "Рассказы о маме". НАДО И НЕ ХОЧЕТСЯ

С вечера у мамы разболелась голова.

Ночью Маша проснулась и увидела: мама сидит у стола под лампой и обеими ру- ками сжимает голову у висков, так ей больно.

Маша сказала спросонок:

  Милая мамочка, мне тебя жалко. И опять заснула.

Утром мама, как всегда, встала рано. Миша и Маша лежали и смотрели, как мама расчёсывает перед зеркалом волосы, а потом на кухне застучал крышкой чайник, бабушка вошла и сказала:

  Ну, лежебоки! Вставайте на работу! Живо! Маша сказала:

  Работы у нас никакой нет: мы маленькие. Миша сказал:

  Это ты маленькая, а я большой. Работа у меня есть: состругать табуретку. Кот её ободрал когтями. Можно её, конечно, состругать завтра...

Маша сказала:

  Мне надо сшить Матрёшке платье. Табуретка твоя ерунда.

  Хватит разговаривать, сказала бабушка и сдёрнула с ребят одеяла. Мать сейчас уйдёт.

Мама сидела за столом бледная. Она и чашку с чаем не допила, и плюшку не дое- ла, а только сказала:

  Милые мои товарищи! Если бы вы знали, как вашей маме сегодня не хочется идти работать.

  Не хочется, и не ходи, сказал Миша. Сиди дома.

  Конечно, не ходи, раз не хочется, сказала Маша.

Мама посмотрела на ребят с удивлением и вроде даже не поняла, что они говорят.

  А как же быть, дети мои, если надо? сказала она, стукнула Мишу легонько по затылку, поцеловала обоих ребят, оделась и ушла.

Сели ребята на диван, наморщили лобики и задумались. Думали, а о чём, кто зна- ет?.. Часто, что ли, они так задумываются.

  Иди стругай табуретку, сказала Маша. Миша покачал головой и сказал:

  Чего-то не хочется.

  Надо, — строго сказала Маша. — Бабушка об неё вчера занозила палец. Осталась Маша одна. Сшить, что ли, платье Матрёшке или не сшить? Не хочется. А надо. Не ходить же Матрёшке голой.

 

МАМА ВСЁ ПОНИМАЕТ

Совсем, казалось, весна пришла, и вдруг небо нахмурилось и сверху посыпался снег. Миша и Маша пошли к бабушке на кухню и долго стояли возле плиты и молчали.

  Ну, сказала бабушка, говорите сразу, что надо. Сразу говорить дети почему-то не умели.

  На улицу ты нас не пустишь, сказала Маша.

  Не пущу, подтвердила бабушка.


  Мы и не просимся, сказал Миша.

  На улице грязно, сказала Маша.

  Мокро, добавил Миша. Холодно.

  Скучно, сказала Маша. На улице никого нет.

  Какие умные дети! воскликнула бабушка. Ничего им объяснять не надо. Всё видят, всё знают сами.

  Милая бабуся, сказала тогда Маша, позволь, пожалуйста, мы позовём к себе Нюшу и Федю.

  Гм! сказала бабушка.

  Пожалуйста, сказал Миша жалобно.

  Мы ничего не испачкаем и не разобьём, сказала Маша. Будем сидеть ти- хо.

  А во что вы будете играть? спросила хитрая бабушка. В футбол?

  Миша будет нам рассказывать про своё путешествие в Африку, — сказала Маша.

  Про чьё путешествие? спросила изумлённая бабушка.

  Про своё, сказала Маша. Очень интересно.

Через полчаса Нюшка и её братишка Федя сидели в гостях у Миши и Маши. Нюшка, когда с неё сняли шарфы, платки, шубку и варежки, оказалась очень гла- денькой, толстой девочкой, и они с Федей были похожи друг на друга, как два мячика.

Дети сидели в комнате на самом деле тихо. Бабушка долго, недоверчиво прислу- шивалась к тишине, а потом вытерла руки, отставила суп с конфорки и тоже по- шла слушать про путешествие.

Миша, оказывается, в Африку уже приехал и теперь ходил в дремучем тропиче- ском лесу и охотился на диких зверей. Нюшка и Федя слушали его молча, рас- крыв рты, и всему верили.

Миша рассказывал здорово:

  Иду никого нет. Сяду лев! Сяду тигр с тигрятами!

  Ой! сказала Нюшка чуть слышно. Я боюсь. Миша посмотрел на неё презрительно.

  Иду дальше, продолжал он. Опять никого. Сел обезьяна, как Нюшка, мохнатая. Макака! Не стал стрелять! Иду. Сяду — удав! Сяду — бегемот! Раз, и готово!

  Ты бы уж постоял, что ли, отдохнул, сказала бабушка, явно жалея внука. — Легко ли эдак, вприсядку, по Африке.

  Ты, бабушка, в охоте не понимаешь, сурово объяснил Миша. Если сто- ять, звери не подойдут близко, увидят.

  Теперь-то уж поняла, — сказала бабушка. — Конечно, охотничье дело тонкое. Спасибо, внук, за науку. Нюшку только не обижай и макакой не зови! Сидите, си- дите, я вас скоро чаем поить буду с вареньем.

Бабушка удалилась на кухню, успокоенная и примирённая с Африкой. Увы! Ти- шина не продлилась до чая. Скоро из комнаты раздался страшный рёв и вой, и спустя минуту в кухню долетел отчаянный Нюшкин вопль. Это Миша, оказалось, нечаянно превратился в тигра, потом обратно в охотника, потом из охотника во льва. Лев прыгнул на Нюшку и защёлкал зубами...


Всё остальное бабушке не надо было рассказывать. Льву попало веником, Нюшке выдали конфету вне очереди. Чайник закипеть не успел.

Миша решил возвращаться из Африки. Скоро оттуда не доедешь. Хорошо, что у него под рукой была волшебная мамина кровать с блестящими никелированными шарами у изголовья. На этой кровати можно, как на самолёте, лететь куда угодно. Нужно только повернуть в разные стороны два блестящих шара, и кровать выле- тит в окно мигом. Лучше всякого самолёта.

  Пожалуйста! Миша пригласил слушателей на мамину кровать.

Не оставаться же им в африканских лесах без Миши. Трудно будет только удер- жаться вчетвером на пружинном матраце, как-никак вылетать с третьего этажа.

  Держитесь крепче! Лезьте! Нюшку мы подсадим. Нюшка побледнела и сказала коротко:

  Не полечу! Миша сказал:

  Ерунда. Лети!

Нюшка схватилась за диван и за ковёр на полу обеими руками. Голос у неё стал переходить на визг, словно на улице с ходу притормаживали машину.

  Не полечу. Не трогай. Ай! Миша сказал громко:

  Федька! Помоги мне её отодрать от дивана. Маша сказала:

  Чудачка! Это охотничьи рассказы. Никто никуда не полетит. Нюшка завизжала удивительно, ни на что не похоже.

Бабушка в коридоре выронила чайник из рук; хорошо, что не обварилась. Нюшку успокаивали полчаса.

Вечером бабушка сказала маме категорически:

  Наташа! Мишку надо за враньё выпороть. Язык у него подвешен не как у лю- дей. С таким языком долго ли до беды. Нюшку он сегодня напугал до полусмерти. Дети за диваном слушали со страхом.

Маша прошептала:

  Очень уж Нюшка кричала пронзительно.

  Бабушке, конечно, вся вера, пробурчал Миша, прислушиваясь. Ишь ты, расписывает.

Бабушка тем временем досказывала происшествие до конца.

  А ведь это, пожалуй, и не враньё, задумчиво сказала мама.

  А что? спросила бабушка.

  Фантазия, ответила мама тихо. Выдумка. А ну, подите сюда, охотники! Дети вылезли из-за дивана и стали «руки по швам».

  Как там погода в Африке? спросила мама.

  Тёплая, сказал Миша и подмигнул Маше: мама всё поняла.

 

МАМИНЫ РУКИ

Такой это был несчастный, нехороший день!

С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.


Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.

Мама спросила:

  Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку.

Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые.

На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.

  Фу, сказала она. Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.

  Ну вот, удивилась мама. Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?

  Жёсткие, ответила Маша. Царапаются.

Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.

  Руки обыкновенные, сказала мама. Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.

Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.

Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.

  Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!

  Я её обидеть не хотела, сказала Маша плача.

  Не хотела, да обидела, сказала бабушка. Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих... Надрала бы уши.

Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.

  Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, сказала она. Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте...

  Знаю, знаю! закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю...

  Ничего ты не знаешь, сказала мама. А если знаешь, говори.

  Знаю, сказала Маша. Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.

  Ну и надеру, сказала мама. Чтоб не обижала.

  Бабушка говорила, сказала Маша из угла, что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.

Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.

 

МАМИНО ГОРЕ

Что такое счастье кто знает. Мама говорила: счастье у каждого своё. Так, наверно, и есть на самом деле.

Бабушкино счастье свой срок на земле отслужило и лежало завёрнутое в бумажку в большой красной коробке у бабушки на комоде. Миша и Маша один раз залезли


потихоньку в красную коробку, когда бабушки не было дома, и нашли в ней две дедушкиных медали и тоненькое золотое колечко. Дедушку убили на войне. Дети это знали. Бабушкино счастье они завернули обратно в бумажку, коробку поста- вили на место и целый день сидели по разным углам и опять думали.

Дети привыкли верить в мамино счастье. Мама у них была счастливая. Вот и се- годня она вернулась с работы, бабушку обняла и сказала:

  Нашу Трёхгорку сегодня наградили орденом Ленина. Ой, как я рада! Бабушка спросила:

  А тебя, дочка, не наградили? Мама ответила весело:

  Меня в этот раз не наградили. Наградной лист нам, говорят, пишут. Бабушка сказала:

  Характер у тебя, Наталья, счастливый, умеешь ты радоваться не за себя, а за других. Это хорошо.

Через три дня всё стало плохо. Мама сидела с бабушкой за столом и пила чай, де- ти лежали в кроватках и шёпотом ссорились. Маша сегодня сломала Мишину удочку — доставала удочкой из-под дивана катушку с нитками. Конечно, Миша сердился. Маша отдавала за удочку Матрёшкину синюю кофту, Миша не брал и требовал две тетрадки и красный карандаш.

Вдруг мама сказала:

  Такое горе, такое горе... Катя заболела.

Миша даже привскочил на кровати и опять лёг. Вот тебе и раз. А они думали, что у счастливой мамы горя никогда не бывает.

Бабушка сказала по-своему:

  Ты, Наталья, не расстраивайся. Всё перемелется, мука будет. Поправится Кате- рина, вот увидишь. Это ведь не царское время, когда рабочему человеку жизни не было. Вылечат. Только надо её лечить с умом и со скоростью.

Мама сказала:

  Кате фабричный комитет дал бесплатную путёвку в санаторий, и завтра она уезжает. Всё равно беспокойно.

  Характер у тебя, Наталья, скверный, вздохнула бабушка. Горюешь не за себя, а за других.

  Катерина моя сменщица и подруга, — сказала мама сурово. Кому же о ней горевать, как не мне. Дети останутся одни на целый месяц.

  С таким гореваньем тебя надолго не хватит, сказала бабушка.

  Хватит и останется, сказала мама. Мы народ крепкий.

  Останется! подтвердили дети радостным хором. Мы крепкие. Мама даже вскочила со стула.

  Спать сейчас же! рассердилась мама. Это ещё что за фокусы? Вот уж действительно горе мое.

  А вчера говорила, что радость, пробормотал Миша. Тебя пойми.

На другой день мама вроде была весёлая, ходила по комнате и пела. Маша теперь сидела у стола хмурая и молчаливая. Миша в углу стругал табуретку.

Мама посмотрела на Машу.

  Ну, сказала она, что затуманилась?

  Ничего я не затуманилась, сказала Маша. Нюшка и Федя остались одни. Тётя Катя уехала.


  Тебе-то что, сказала мама. Уехала и уехала.

  Нюшка моя подруга, сказала Маша. Кому же о ней беспокоиться, как не мне.

  Федька плачет с утра, сказал Миша.

  Возьмём Нюшку и Федю к нам жить, пока тётя Катя не вернётся, сказала Маша.

  Конечно, возьмём, сказал Миша. Зачем беспокоиться зря. Взяли, и делу конец.

Так и решили. Взяли Нюшку и Федю. Жили все вместе целый месяц. Выздоровела тётя Катя и вернулась. Бабушка сказала:

  Ну вот. Погоревали, и хватит.

 

КОНЕЦ

Все как будто несчастья кончились, точно их и не было, а всё-таки какая-то грустинка из дома не убежала и где-то в нём спряталась.

Миша и Маша слышали: мама, когда в комнате гаснет свет, о чём-то вздыхает, а ночью иногда вдруг вскрикивает. Бабушка тогда просыпается и говорит маме:

  Спи, Наташа, спи, милая.

Дети забеспокоились и пошли к бабушке: нет ли у мамы ещё какого горя, чем они могут маме помочь?

  Ладно уж, утешители, — сказала бабушка. — Горя у матери никакого нет. Просто она об Николае, о вашем отце, соскучилась и о нём беспокоится. Плавает- то ведь он не в корыте, а в Северном Ледовитом океане. Там сейчас такого нанес- ло льда, что даже отцовский ледокол дорогу к берегу никак не проложит. Поняли?

  Поняли, сказали дети. А что же нам теперь делать?

  Ничего не делать, сказала бабушка. Мать не расстраивать и ждать. У мо- ря погоды и отцовского благополучного возвращения.

Все они вчетвером друг друга больше не расстраивали и ждали. А потом весна и в Северном Ледовитом океане чуток растопила и подвинула льды, и ледокол про- бился. В Москве уже травка появлялась кое-где и почки набухали на деревьях, ко- гда Миша вдруг сорвался с подоконника с отчаянным криком:

  Папа приехал!


Костас Кубилинскас. Мама.

Мама, очень-очень Я тебя люблю!

Так люблю, что ночью В темноте не сплю.

Вглядываюсь в темень, Зорьку тороплю.

Я тебя всё время, Мамочка, люблю! Вот и зорька светит. Вот yже pассвет.

Hикого на свете Лyчше мамы нет!

 

Елена Благинина. Посидим в тишине.

Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу, А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадется золотой.

 

И сказала я лучу:

– Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

Ничего, шепнул он будто, – Посидим и в тишине!..


Нина Саконская. Разговор о маме.

Разговор о маме От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме.

Мы любим ее

Как хорошего друга За то, что у нас

С нею все сообща,

За то, что когда

Нам приходится туго, Мы можем всплакнуть У родного плеча.

Мы любим ее и за то, Что порою

Становятся строже В морщинках глаза.

Но стоит с повинной Прийти головою — Исчезнут морщинки, Умчится гроза.

 

За то, что всегда Без утайки и прямо

Мы можем доверить Ей сердце свое.

И просто за то,

Что она наша мама, Мы крепко и нежно Любим ее.


Эмма Мошковская Я маму мою обидел… Я маму мою обидел,

Теперь никогда-никогда Из дому вместе не выйдем, Не сходим с ней никуда.

 

Она в окно не помашет, Я тоже не помашу,

Она ничего не расскажет, Я тоже не расскажу…

Возьму я мешок за плечи, Я хлеба кусок найду, Найду я палку покрепче, Уйду я, уйду в тайгу!

 

Я буду ходить по следу, Я буду искать руду,

Я через бурную реку Строить мосты пойду!

И буду я главный начальник, И буду я с бородой,

И буду всегда печальный И молчаливый такой…

 

И вот будет вечер зимний, И вот пройдёт много лет,

И вот в самолёт реактивный Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья Тот самолёт прилетит.

И выйдет оттуда мама, И мама меня простит!