МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЕТСКИЙ САД №1» «СИНЯЯ ПТИЦА»
140090, Россия, Московская область, город Дзержинский, улица Спортивная дом 10 А
Проект «Детская экологическая Академия»
Рзработала учитель-дефектолог :
Полунина С.Е.
г.Дзержинский,2020г.
Содержание
1. Введение.
2.Технологическая карта проекта.
3.Содержание проекта, реализация.
3.1.Лаборатория неживой природы.
3.2.Лаборатория живой природы-растения фитотерапевты.
3.3Метеолаборатория.
4.Советуем почитать -список литературы.
1.Введение
Актуальность экологического воспитания дошкольника на сегодняшний день обусловлена, в первую очередь, реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе. Экологическое воспитание дошкольников имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект, который разработан с учетом реализуемой в детском саду комплексной программы.
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Климент Аркадьевич Тимирязев.
Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Предлагаемый нами проект «Детская экологическая Академия» восполняет пробелы образовательной работы с детьми по формированию экологических знаний дошкольников.
Период:
Долгосрочный.
Участники:
- воспитатели старшей группы
- дети старшей группы
Цель проекта:
-создание в дошкольном учреждении условий для подготовки детей 5-6 лет к обучению основам экологии, природопользования;
Задачи:
-формирование экологической культуры личности дошкольника, представлений о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
-познавательно - исследовательскую;
-ценностно - ориентированную;
- творческую (художественно-эстетическую);
-коммуникативную:
-социальную.
-создание предметно-развивающей экологической среды;
-разработка методических рекомендаций для проведения ООД.
Ожидаемый результат:
-создание предметно-развивающей экологической среды;
-составление конспектов ООД, праздников, вечеров, развлечений.
-формирование первичных экологических знаний.
Реализация проекта возможна при соблюдении следующих условий:
-общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали опыт приобщения к основам экологической культуры;
-при ознакомлении ребенка с окружающим миром с самого раннего детства следует делать упор не только на знания о предметах и явлениях, но и на навыки бережного (неразрушающего) обращения с ними;
- каждому дошкольнику должны быть созданы условия для наиболее полного раскрытия его возрастных способностей и возможностей.
Содержание проекта:
I. Лаборатория неживой природы. (Вода, воздух, вес, температура
песок, глина, свет).
II.Лаборатория живой природы-растения фитотерапевты. (Календула, мать-и-мачеха,мята,подорожник).
III. Метеолаборатория. (прогнозирование погоды по поведенческим признакам растений, животных и птиц).
Содержание проекта отражает основные направления в работе ДОУ по экологическому образованию. Логику формирования экологических знаний можно представить в виде следующей схемы:
Лаборатория неживой природы организована с целью обогащения представлений об объектах неживой природы, встречающихся прежде всего, в ближайшем окружении. Оснащение лаборатории не требует особых затрат. Это разнообразные совочки, ведерки, лейки, воронки, бутылочки, баночки, инвентарь для экспериментов и главный атрибут лаборатории – игровой персонаж Экоша. Именно с его помощью дети ставят опыты, проводят эксперименты и делают открытия. Результатом работы лаборатории становится не только обогащенное представления малышей об объектах неживой природы, но и освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Растения фитотерапевты. Какие они? На этот вопрос дошкольники находят ответ, изучая и наблюдая растительный мир участка детского сада, выращивая лекарственные растения. В ходе работе над проектом дети не только наблюдают и делают зарисовки, но и под руководством воспитателя учатся находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках обширной экологической библиотеки детского сада. Эту информацию дети используют для изготовления игр, пособий, выпуска мини-энциклопедий, что несомненно, пополняет эколого-развивающую среду дошкольного учреждения.
Метеолаборатория. Предсказать погоду, даже не слушая ее прогноз по телевидению, могут дети из старшей группы – участники проекта «Детская экологическая академия». Ребята много узнают о животных, растениях, птицах – синоптиках, что даже создают свой собственный справочник. Благодаря ему можно узнать какие растения, животные и птицы и как предсказывают погоду. В проектную деятельность включаются и родители воспитанников. Вместе с детьми они сочиняют сказки, мастерят книги для экологической библиотеки, собирают коллекцию народных примет, т.е. вносят свой вклад в организацию развивающей экологической среды.
В процессе реализации проекта «Детская экологическая Академия» идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, иначе говоря, умений. Изучение свойств и явлений живой и неживой природы способствует формированию у дошкольников первичных научных представлений, а так же создает условия для становления начальных понятий об экологических связях в природе.
Нельзя не отметить положительное влияния работы над проектом на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт двигательной активности.
Проект технологичен, и при желании педагогов воспроизводим в условиях любого детского сада. Используя предлагаемую систему, каждый педагог сможет выстроить или сконструировать свой воспитательно-образовательный процесс (особенно его экологическое направление) достаточно эффективно.
2.Технологическая карта проекта «Детская экологическая Академия»
Содержание |
пояснение |
Название проекта |
«Детская экологическая Академия» |
Участники |
Воспитатели старшей группы, дети старшей группы |
Период |
Долгосрочный |
Основания для разработки проекта |
Актуальность экологического воспитания дошкольников на сегодняшний день обусловлена, в первую очередь, реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе. Экологическое воспитание дошкольников имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект, который разработан с учетом реализуемой в детском саду комплексной программы. |
Цель |
Создание в дошкольном учреждении условий для подготовки детей 5-6 лет к обучению основам экологии и природопользования. |
Задачи |
-формирование экологической культуры личности дошкольника, представлений о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: -познавательную - исследовательскую; -ценностно - ориентированную; -творческую (художественно – эстетическую); -социальную; -создание предметно-развивающей экологической среды; -разработка методических рекомендаций для проведения ООД. |
Ожидаемый результат |
-создание предметно-развивающей экологической среды; -составление конспектов ООД, праздников, вечеров, развлечений; -формирование первичных экологических знаний. |
Трансляция проекта |
-ознакомление педагогов ДОУ с новыми дидактическими пособиями, изготовленными по данной теме; -оформление выставки детских рисунков «Экология глазами детей». -выпуск экологической газеты «Экологический вестник». -оформление буклетов и открыток с художественными и литературными зарисовками детей и родителей. -выпуск, бюллетеней, листовок «Зеленый доктор» -создание библиотечки «Растения и животные в народных приметах» |
Дальнейшее развитие проекта |
В дальнейшем разработать и реализовать проект о растениях и животных родного города, занесенных в «Красную книгу». Провести диагностику по определению уровня экологических знаний у детей. |
3.Содержание проекта
3.1. «ЛАБОРАТОРИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
(вода, воздух, вес, температура, свет, песок, глина)
Проблема. Как познакомиться с неживой природой?
Материал: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, свет
№ п/п |
Исследуемый объект или явление |
Название мероприятия (опыта, эксперимента) |
Цель опыта |
Материал, оборудование |
1 |
Вода |
1. Узнаем, какая вода |
Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется |
- две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; - набор мелких цветных предметов |
2. Вода волшебница |
Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) |
- три одинаковые емкости с водой; - гуашевая краска; - пакетик растворимого кофе; - 10 кусочков сахара рафинада; - одинаковые стаканчики по количеству детей |
||
2 |
Воздух |
3. Что в пакете? |
Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий |
- полиэтиленовые пакеты |
4. Игра с соломинкой |
Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его |
- трубочки для коктейля; - емкости с водой |
||
5. Игры с воздушными шариками и соломинкой |
Продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его |
- 2 воздушных шарика (один, надутый слабый, - мягкий; другой, надутый сильно, - упругий) |
||
6. выдувание мыльных пузырей |
Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь |
- тарелки (поднос); - стеклянная воронка; - соломенные палочки с колечками на конце; - мыльный раствор и емкость для него |
||
7. Ветер по морю гуляет |
Обнаружить воздух |
- бассейн с водой; - модель судна-парусника |
||
3 |
Вес, температура (теплота), свет |
8. Легкий - тяжелый |
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов |
- перышко и камень; - непрозрачные пластиковые бутылки с песком и листьями, водой и травой |
9. Плавает - тонет |
Показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью |
- кусочек пенопласта; - проволока; - деревянный брусок; - металлический брусок |
||
10. Горячо – холодно
|
Научить определять на ощупь температуру воды, предметов |
- емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; - предметы, лежащие под лучами солнца; - предметы, лежащие в тени |
||
11. Чудесный мешочек |
Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее) |
-мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики)
|
||
12. Что в коробке? |
Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик) |
- коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; - фонарик |
||
4
|
Песок, глина |
13. Песочные струйки |
Знакомство со свойствами песка - сыпучестью |
- пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки |
14. Чудесные фигурки |
Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать |
- песок, вода; - лопаточки, совочки, ведерки, формочки |
||
15. Узнаем, какая глина |
Знакомить со свойствами глины (размокает, мнется, бьется) |
- куски глины; - емкость (ведерко); - вода |
||
16. Глиняные шарики |
Учить определять качества глины: мягкость, пластичность |
-глиняные предметы, сделанные воспитателем; - глина; - миска с водой; - подставки для работы; - тряпочки |
1.Узнаем, какая вода?
Экоша: Ребята, я обнаружил на столике две загадочные банки (дети вместе с Экошей рассматривают закрытые крышками банки, одна – пустая, другая с водой). Интересно, что в них?
Предлагает детям рассмотреть.
При обследовании выясняется, что одна банка легкая, а другая – тяжелая
Экоша (предлагает): Давайте откроем первую банку. Что в ней? (нет ничего, кроме воздуха). Правильно, она пустая, поэтому и легкая.
Педагог (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?
Экоша: В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это? (Ответы детей). Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой».
Дети выполняют, выбирая предмет и опуская его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.
Педагог помогает детям в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие «прозрачная».
Экоша: А если мы наклоним банку с водой, что произойдет? (Ответы детей). Правильно, она выльется, потому что вода жидкая, текучая.
Педагог (обращаясь к Экоше, предлагает): Экоша, если вода жидкая, налей ее ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льется, переливая воду из одного стаканчика в другой.
Дети знакомятся со следующими свойствами воды : вода прозрачная, текучая.
2.Вода-волшебница.
Экоша: Ребята, мне так понравилось с вами заниматься, что я решил сегодня снова заглянуть к вам. Что у нас сегодня интересного, ну-ка, посмотрим. Так (показывает детям), три одинаковые бутылки. С чем они? Догадались? Конечно, это вода. Какая она? (чистая, прозрачная). Вот она – чистая и прозрачная вода! (Оставляет на столике одну бутылку).
А хотите, научу вас делать фокус? (Ответы детей). Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льется водичка, а все потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже полон. Какая в нем вода? Прозрачная.
А сейчас я открою эту
баночку с краской красного цвета. Где на участке вы видите красный цвет? (Цветы,
божьи коровки). Так, баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка.
Набираю красную краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два,
три! (размешивает кисточкой краску). Посмотрите! Водичка стала красного
цвета! Давайте, проверим, прозрачная она или нет. (Опускает ложечку в стакан).
Ложечки не видно, значит, вода не прозрачна.
Педагог: Вот какая вода – волшебница, взяла и растворила густую краску.
Предлагается возможность всем желающим детям повторить фокус.
Экоша: А зачем нам нужна третья бутылка?
Педагог: Я хочу вам показать еще один фокус, как вода может менять свой цвет и вкус. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в стаканах? (Прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая она на вкус? (вода как вода, без вкуса). Понюхайте, чем пахнет? Ничем? А сейчас каждый из вас положит себе в стаканчик немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? Какая стала вода? (Она стала коричневой и пахнет кофе). Вода поменяла цвет, растворила кофе.
А теперь попробуйте, какая стала на вкус? (Горькая). Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар)
Возьмем сахар. (Педагог предлагает каждому ребенку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой). Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится все меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? Сладкого. Следовательно, вода без вкуса, запаха, вода – растворитель. И в этом случае вода меняет запах, вкус, цвет. Волшебница да и только!
Иногда вода может быть непрозрачна, иметь неприятный запах. Как вы считаете, почему чистая, прозрачная природная вода становиться непрозрачной? (В случае загрязнения)
Таким образом, в результате выполнения эксперимента, дошкольники узнают основные физические свойства воды: без цвета, без вкуса, без запаха, прозрачная, текучая, имеет вес, растворитель. В случае загрязнения становится непригодной для использования, поэтому воду надо беречь.
Экоша вместе с детьми среди игрушек обнаруживают полиэтиленовые пакеты.
Экоша: Что у вас в этих пакетах?
Дети вместе с педагогом рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакеты воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.
Воспитатель: А теперь что у меня в пакете?
Потрогайте, какой он стал упругий.
Экоша: Что же там? Откройте, мы посмотрим.
Воспитатель открывает пакет, в нем ничего нет.
Педагог обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.
Экоша: Так что же в нем было?
Педагог: В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, легкий) Поэтому нам казалось, что пакет пустой.
Экоша (встречает детей на участке детского сада). Ребята, я так скучал без вас, идите сюда поскорее, я принес нам подарки.
Раздает всем детям трубочки для коктейля.
Экоша: Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).
Воспитатель: Воздух нужен нам для дыхания. Он
попадает внутрь человека через рот и нос, и при выдохе его можно не только
почувствовать (как вы чувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.
Экоша: А я не верю!
Воспитатель: Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда они исчезают?
Экоша: Они вышли из трубочки, а так как воздух легкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.
3.Игры с воздушным шариком и соломинкой.
На прогулку к детям приходит Экоша. Он приносит с собой два шарик: один надут на полностью, другой – наполовину.
Экоша: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принес! Хотите поиграть?
Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбывается, «летает», плавно опускается вниз и пр.).
Ребята обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что надут, другой – мягкий.
Экоша: Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать – я не знаю.
Воспитатель: Ребята, поможем Экоше? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним хорошо было играть? (Побольше надуть.) Что находится внутри шарика? (Воздух). Как он попал в шарик? (Его туда выдыхают.)
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.
Воспитатель (обращается к Экоше): Посмотри, Экоша, как мои ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух. (на выдохе предлагает подставить ладошку под струю воздуха). Откуда берется воздух внутри человека? (его вдыхают).
Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.
В конце игры воспитатель предлагает детям повторить опыт самим. Раздает всем по соломинке, через которую можно надуть шарик.
Воспитатель, (приглашая детей на прогулку , сообщает) ,ребята, поторопитесь, сегодня у нас интересные дела, а наш друг Экоша отправился в лес навестить своих родственников. Придется вам ему все рассказать.
Дети с воспитателем приходят на веранду, где на столике стоит большой поднос.
Воспитатель (обращает внимание детей на поднос): Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы на него положили?
Ответы детей.
Воспитатель: Я сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную (с мыльным порошком). А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу.
Теперь накрою ее прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А сейчас я сделаю для нашей красивой пуговки еще один колпачок: возьму соломинку, опущу в трубочку воронки и подую в соломинку вот так.
Над воронкой надувается мыльный пузырь (над пуговкой).
Воспитатель (продолжает). Ну вот получился еще один колпачок – мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (ответы детей). Правильно, я выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?
После того как дети выразят желание, педагог предлагает им палочки с колечком на конце, еще раз показывает, как можно надуть мыльный пузырь. Далее дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Педагог обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие – значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером – это потому что в них мало воздуха.
На прогулку к детям приходит Экоша. Он возвращается из поездки к родственникам.
Экоша. Здравствуйте, ребята! Наконец-то я добрался к вам! Мои родственники живут в лесу на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок – и вот я здесь!
Воспитатель. Постой, а при чем здесь ветер?
Экоша. Ну, как же, ведь это он подталкивает мой кораблик.
Воспитатель и дети (удивлены). Как, чем подталкивает?
Экоша. Пойдемте все к нашему бассейну, я вам все покажу и объясню, только возьмите с собой вот эти маленькие парусники.
Дети берут бумажные парусники и подходят к бассейну (к емкости с водой).
Экоша (обращается к детям). Поставьте свои парусники на воду, а теперь подуйте на их паруса. Вот видите, поплыли! Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер? (ответы детей). Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если брать воздуха побольше и сильнее выдохнуть, направляя его струю на парус, то кораблик поплывет быстрее.
Далее дети самостоятельно запускают свои лодочки.
Можно провести соревнование в парах «Чья лодка доплывет скорее?»
В результате выполнения опытов и наблюдений у детей формируются элементарные представления о свойствах воздуха : прозрачный, невидимый, легкий, внутри человека есть воздух. Движение воздуха - это ветер.
3.Исследуемые объекты природы-вес, температура, свет.
1.Легкий-тяжелый.
Во время прогулки в гости к детям приходит Экоша со своим другом медвежонком Винни.
Экоша. Здравствуйте, ребята. Сегодня я к вам пришел вместе с Винни. Ему так хотелось поиграть с вами. Можно взять вот эти игрушки? (показывает на оборудование «лаборатории»).
Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте! (предлагает цветные бутылочки из одинакового материала, но разного размера).
Экоша берет бутылочки маленькие, а Винни большие.
Воспитатель (спрашивает детей). Почему Экоша и Винни так распределили бутылочки?
Дети отвечают, проверяя (взвешивая) бутылочки на вес.
Воспитатель (обращаясь к Экоше и Винни). Посмотрите, у нас вот какие еще есть игрушки! (игрушки из одинакового материала, но одни из них заложены внутри сухой листвой, другие – песком).
Затем воспитатель предлагает детям выбрать «угощения» в ведерках, которые могут донести Экоша и Винни, и выясняет, какое ведерко сумеет донести Экоша, а какое – Винни.
Педагог проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержимое ведерок.
2. Плавает-тонет.
Экоша (говорит, обращаясь к детям). Ребята, пока вас не было, я решил поиграть в морской бой на воде. Вместо корабликов взял разные предметы: палочки, проволочку, пенопласт, металлическую тарелочку. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.
Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята, почему утонул кораблик-проволочка? Правильно, он тяжелый. А корабль-тарелочка? Тоже тяжелый. Почему плавает кораблик-палочка? (потому что он легкий).
Экоша. Теперь я понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать? (ответы детей). Вот спасибо!
Далее дети самостоятельно экспериментируют с предметами (плавает – тонет).
Воспитатель уточняет их представления, опрашивая детей.
Настя. Ну наконец-то вы пришли, а то одной так скучно! Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.
Воспитатель. Настенька, ты, наверное, долго гуляла? Играла в песке, вся перепачкалась: ручки грязные, ножки тоже, лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.
Ребята, какой водой умываться лучше: теплой или холодной? (ответы детей) правильно, теплой. Где у нас есть вода? (в емкости, в бутылочках, стоящих в тени).
Давайте попробуем, какая вода в нашем бассейне (в емкости для воды). (дети трогают, отвечают, что теплая). А в бутылочках? (холодная). Почему? (ответы детей). Да, вы правы, бассейн стоит на солнечной стороне, солнышко согрело в нем воду. А бутылочки лежат в тени, там прохладно, поэтому вода в них холодная.
Настя. Тогда купайте меня в бассейне, ведь
там такая приятная теплая вода.
Дети купают куклу, девочки вытирают ее и укладывают спать. Внимание мальчиков воспитатель обращает на игрушки (совочки, формочки, ведерки), лежащие в песочнице. Выясняет, что все игрушки очень горячие, их тоже согрело солнышко.
Воспитатель предлагает сложить игрушки на поднос и облить их холодной водой. Что произошло? Игрушки быстро остыли. Воспитатель обсуждает это с детьми.
4.Что в коробке.
Рассматривая на прогулке игрушки, воспитатель обращает внимание детей на коробку.
Воспитатель. Странно, что это такое? (Рассматривает вместе с детьми.) Может быть, в коробке что-нибудь лежит? ( Встряхивает ее, раздается стук.) Хотите узнать, что там внутри?
Ответы детей.
Дети обнаруживают в коробке прорезь. Заглядывают по очереди в нее.
Воспитатель. Что бы это могло быть? Что там? Ничего не видно? Темно?
Это потому что там нет света. А если мы откроем прорезь посильнее, то в коробку попадет свет, все сразу станет видно. Попробуем?
Дети выражают согласие, и опыт проводится до конца.
Воспитатель. В коробке стало светло – туда попали солнечные лучики. А если в доме темно, что надо сделать? ( Включить свет.) Да, без света было бы темно, страшно, ничего не видно. Хорошо, что он есть!
По окончанию проведения наблюдений у дошкольников формируются знания о том, что предметы бывают легкими, тяжелыми, и все легкие предметы обладают плавучестью, что предметы могут быть холодными, теплыми и горячими, в том числе и тело человека обладает температурой. Дошкольники узнают, что нормальная температура тела человека 37’. Приходят к выводу, что солнце, солнечный лучик-источник света, а так же у детей закрепляется представление о закономерностях смены дня и ночи.
4.Исследуемые объекты - песок и глина.
1.Песочные струйки.
Воспитатель (обращается к детям). Ребята, я знаю, что вы любите играть
с песком.
Экоша. И я тоже люблю! Я даже интересную игру придумал, «Песочные струйки» называется. Хотите, научу?
Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода струйкой течет. Сухой песок – сыпучий. Теперь когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою ее крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы тоже попробуйте.
Дети экспериментируют с сухим песком.
Воспитатель. Экоша, ты чем-то расстроен? Тебя кто-то обидел, пока нас не было?
Экоша. Никто меня не обижал. Просто я хотел для ребят сделать сюрприз – забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, Экоша, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, а как помочь Экоше? (ответы детей). Налить воды в песок и перемешать лопаткой? Давайте попробуем.
Дети носят воду ведерками из емкости, смачивают песок.
Затем
все вместе делаю песочные «пирожные», используя формочки, колобки и лепешки,
прихлопывая ладошками.
Воспитатель. Это происходит потому, что вода склеила между собой частички песка. У сухого песка все частички – отдельно друг от друга.
3.Узнаем, какая глина?
Воспитатель. Ребята, мы с вами очень любим играть в песочнице с песком. Но, посмотрите, в песочнице лежит какой-то коричневый комок. Может быть, это камень? Проверим? (Роняет комок на землю.) Что с ним стало? Правильно, разбился. Значит, это не камень. А если опустить отколовшийся кусочек в ведро с водой?
Дети собирают кусочки глины и опускают их в ведро с водой. Постепенно глина размокает.
Воспитатель. Куда делись комочки? Они размокли? Да, они размокли. Потому что это был не камень, а комок глины. Давайте закроем ведро крышкой и оставим его так до завтра. А завтра мы с Экошей расскажем вам про глину.
4.Глиняные шарики.
Экоша. Дети, поторапливайтесь на прогулку, скорее хочется посмотреть, что стало с глиной, которую мы с вами опустили в ведерко с водой.
На прогулке Экоша и дети ищут ведерко, находят точно такое же, открывают а в нем поделки из глины, сделанные воспитателем ( уточка, чашечка, мячик,петушок,палочки).
Экоша. Ой, а что это ребята? (Рассматривают.) Интересно, из чего они сделаны?
Ответы детей.
Воспитатель. Все это сделано из глины. А ведерко,
которое вы искали, вот. (Достает с полки ведерко с глиной, открывает его.)
Вы тоже, если захотите, можете сделать для себя глиняные игрушки. Хотите
попробовать?
Дети берут глину из ведерка, стараются лепят игрушки..
Когда работа закончена, все изделия выкладываются на просушку.
Воспитатель (говорит, любуясь работой детей). Какие замечательные поделки можно сделать из глины!
Экоша. А все потому, что глины мягкая, пластичная.
Воспитатель. А еще она хрупкая. («Нечаянно» роняет свою глиняную палочку.) Кусочек глины разбился, его надо положить в воду, он размокнет, и из него можно будет снова лепить поделку.
В результате опытов и наблюдений у детей формируются представления о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду) и глины (пластичность, мягкость, неспособность пропускать воду), песок и глина вокруг нас. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т.п.) и глину ( производство посуды, кирпича, дымковской игрушки).Формируется интерес к объектам неживой природы и навыки наблюдения за ними.
II.Лаборатория неживой природы-растения фитотерапевты.
(мать-и-мачехи, календула, душистая мята, подорожник)
«РАСТЕНИЯ-ФИТОТЕРАПЕВТЫ. КАКИЕ ОНИ?»
П р о б л е м а. Узнать, какие лекарственные растения находятся на территории детского сада, какую пользу они приносят людям и можно ли вырастить их самим?
Д и д а к т и ч е с к о е о б е с п е ч е н и е: наличие в детском саду зеленого уголка с лекарственными растениями; научно-популярная литература; детская познавательная литература.
О ЧЕМ РАССКАЗАЛ ЦВЕТОК МАТЬ-И-МАЧЕХИ?
Месяц, Неделя |
Мероприятие |
Цель мероприятия |
Место и форма проведения |
Март 1-ая неделя |
«Жалобная книга природы» (жалоба растения мать-и-мачеха) |
Познакомить детей с растением мать-и-мачеха. Воспитывать бережное отношение к первоцветам |
Групповая комната, беседа |
Март 2-ая неделя |
Здравствуй, маленький цветок |
Рассмотреть растение, предоставить возможность сделать зарисовки цветущего растения, вызвать желание узнать его историю |
Наблюдение в уголке лекарственных растений Каменистого сада |
Март 3-я неделя |
Жила-была мать-и-мачеха |
Развивать творчество, мышление, фантазию детей |
Конкурс сказок, рассказов, загадок, придуманных детьми и их родителями |
Март 4-я неделя |
Представление проекта |
Вызвать у детей желание рассказать читателям газеты «Экологический вестник» о ценностях растения, живущего рядом с нами |
Статья в экологической газете «Экологический вестник» |
П р о б л е м а. В чем заключается ценность лекарственного растения мать-и-
мачеха?
Реализация.
Работая с детьми в уголке природы, воспитатель обращает внимание детей на растение зигокактус, которому дети помогли, когда тот «обратился» к нам с просьбой через «Жалобную книгу природы».
Воспитатель. Молодцы, ребята, что помогли растению. Хорошо, что у нас есть такая книга! Иначе как бы мы узнали проблемы растений? А не заглянуть ли нам снова в нее, не появились ли в ней новые странички?
Дети отвечают согласием.
Дети очень удивляются и одновременно радуются, обнаружив новую страничку. Внимательно рассматривают ее и находят письмо.
Воспитатель (зачитывает письмо). Дорогие ребята! Я – один из самых первых весенних цветков!
И радоваться бы мне, что я первый из цветов встречаю весеннее солнышко, греюсь в его лучах. Но нет радости в моих глазах потому, что все так и норовят сорвать мои золотые, нежные цветочки и сплести из них веночки или унести их домой.
Помогите, ребята, защитите меня, ведь я такой полезный!
Воспитатель. О какой пользе говорит цветок? Не хотите ли узнать?
Ответы детей(хотим!)
Рассказ цветка:
Мы с вами не виделись очень долго, потому что была
ЗИМА, на дворе стоял мороз, шел снег. А сейчас погляди в окошко: светит
солнышко, бегут ручейки. Настала самая настоящая ВЕСНА! Земля показалась из-под
снега, на солнечном припеке появились темные бугорки и сразу же навстречу
солнышку потянулись мы - веселые желтые цветочки, МАТЬ-И-МАЧЕХА. А еще нас
называют ПЕРВОЦВЕТЫ. Как вы думаете, почему? Умнички, ну, конечно же, потому,
что мы первыми появляемся из земли!
А знаете, почему я так странно
называюсь, МАТЬ-И-МАЧЕХА? Это из-за моих листиков: верхняя сторона у них нежная
и мягкая, как мамочкина ладошка, а нижняя - грубая и шершавая, как руки у злой
мачехи из сказки.
А знаете, как питаются цветы? Глубоко-глубоко в земле спрятаны вкусные и полезные вещества, которые так нужны растениям. Но как их достать? А что делаете вы, если хотите выпить сок или молоко из закрытого пакетика? Правильно, вставляете трубочку и сосете через нее. И у цветочков, оказывается, есть специальные трубочки, КОРНИ, с помощью которых они добывают из земли все, что им нужно, чтобы вырасти большими и красивыми.
Если бы мы с вами разрезали корешок и рассмотрели его в микроскоп, то увидели бы, что внутри него находится трубочка, по которой полезные вещества попадают в листья и цветы.
Давай-ка подойдем поближе и рассмотрим цветочек повнимательнее. Как вам кажется, на что он похож? По-моему, на маленькое желтое солнышко.
Ого! Да там, внутри, много-много
маленьких цветочков со своими лепестками!
И каждый полон сладкого нектара, из которого пчелы делают вкусный душистый мед. Глядите: одна маленькая пчелка уже с удовольствием устроилась на моем цветочке.
Ну, а когда настанет лето, каждый из крохотных цветочков превратится в семечко с пушинкой. А все вместе они образуют вот такую симпатичную белую шапочку.
Если на нее подует ветер, пушинки
разлетятся и где-нибудь далеко-далеко упадут на землю. И тогда на следующий год
из семечек вырастут новые цветы мать-и-мачехи.
Этот рассказ явился началом большой работы, в ходе которой дети узнали историю растения, почему его так называют, делали зарисовки в разное время дня.
Однажды во время рассматривания детских рисунков, слушая комментарии детей, воспитатель сказал: «Ребята, вы так хорошо рассказываете о мать-и-мачехе, делаете такие интересные сравнения, что у меня появилась идея: а не устроить ли нам конкурс рассказов, сказок, загадок. (Ответы детей.) Их можно оформить в виде маленьких книжек или буклета открыток».
Дети дома совместно с родителями придумывали содержание своих книжек, оформляли их, проявляя свое творчество. На конкурсе победителей не было, он стал своеобразной презентацией детско-взрослово творчества.
Когда у детей был накоплен достаточный запас знаний, они начали делиться ими не только с детьми своей группы, но и со взрослыми.
Воспитатель (предложил). Ребята, а не поделиться ли нам информацией о растении мать-и-мачеха со всеми, кто посещает детский сад? Как вы думаете, пригодится она им? (Ответы детей.) Да, вы правы. Несомненно, ваши советы полезны будут всем. Давайте подумаем, где можно поместить информацию об этом лекарственном растении?
Предложения детей : можно нарисовать листовки и развесить на прогулочных участках; отправить письма с рассказами о мать-и-мачехе во все группы детского сада; проводить экскурсии с показом растения и рассказом о нем.
Самым интересным было предложение о публикации статьи в детсадовской газете «Экологический вестник». Так и поступили. Статья вызвала интерес у общественности детского сада, а дети почувствовали свою компетентность и стали более уверенными и коммуникабельными.
2.ОБЫКНОВЕННАЯ КАЛЕНДУЛА
Месяц, неделя |
Мероприятие |
Цель мероприятия |
Место и форма проведения |
Июль, 1-ая неделя |
Целебный отвар |
Рассказать детям о целебных свойствах календулы, вызвать желание выращивать ее на участке |
Полоскание горла отваром календулы, рассматривание календулы и ее семян |
|
Посев семян на грядке |
Прививать детям практические навыки по выращиванию лекарственных растений, уходу и наблюдению за ними |
Совместная деятельность в уголке лекарственных растений Каменистого сада |
|
Наблюдение за ростом растения и уход за ним |
Учить детей фиксировать изменения внешнего вида растения в «Дневнике наблюдения» |
Грядка календулы, «Дневник наблюдения» (зарисовки, записи) |
Август, 2-ая неделя |
Акция «Необычное семечко» |
Учить детей заготавливать и сортировать семена для дальнейшего их выращивания |
Сбор семян, хранения их |
Проблема. Научиться выращивать культурные лекарственные растения.
Реализация.
Воспитатель (расфасовывая по пакетикам собранные лекарственные растения , рассуждает). Хорошо, что собрали листья, цветы лекарственных растений. Зимой, когда не будет хватать витаминов, частые вспышки простудных заболеваний могут ослабить наш организм – на помощь придут растения, собранные вами. Но все эти растения ( мать-и-мачеха, мята, подорожник) дикорастущие, то есть специально их редко кто выращивает. А есть лекарственное растение – культурное, которое люди сеют, оно растет на участке детского сада. Интересно вам узнать, какое это растения?
Ответы детей.
Воспитатель. Это растение – календула, оно живет один год. На следующий год его снова надо сеять. Календулу в народе называют цветок – ноготок. На земле тысячи цветов - и у каждого свое назначение, свой характер, своя история. Русское название "ноготок" объясняет вот такая сказка.
Давным-давно, еще при царе Горохе, родился в бедной семье мальчик. Назвали его Заморышем, потому что был он слабым и болезненным. Вырос Заморыш и отправился в путь-дорогу, чтоб ума-разуму набраться. Люди уже забыли о нем, но однажды пронесся слух: будто бы объявился человек, который больных лечит. И прославился Заморыш, тем что лечил людей не заговорами, не ворожбой, а целебными напитками. Прослышала об этом бабка Абракадабра и решила отравить лекаря. Из ревности злая ворожея Абракадабра, пригласив к себе в гости лекаря, поднесла ему кубок с отравленным вином. Не знал об этом Заморыш и выпил вино. Когда почувствовал Заморыш, что умирает, позвал людей и завещал им закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном бабки Абракадабры. Люди выполнили его просьбу. И вырос на том месте золотистый цветок, который назвали ноготком. Лечит цветок-ноготок от многих-многих болезней, за что люди всегда помнят Заморыша.
Календула – обыкновенный цветок, но он одарен особой врачебной силой. Можете себе представить, если посадить календулу около плодовых деревьев, то она будет предохранять эти растения от болезней. А может ли она помочь человеку? Хотите знать?
Дети соглашаются.
Цветки календулы убивают микробов. Свежим соком растения пользуются против укусов пчел и ос. Отваром из цветков растения полощут горло при простуде и пьют для крепкого сна.
Воспитатель. Я предлагаю, когда вы придете домой, рассказать взрослым, с каким лекарственным растением вы познакомились, что о нем узнали, и попросить их помочь вам узнать о нем еще больше. Например, от каких болезней календула лечит людей.
После выполнения домашнего задания дети приходят к выводу, что календула очень полезное растение, его необходимо вырастить на участке.
Это было началом работы, в ходе которой дети наглядно могли убедиться, как готовится почва для посева семян, смогли самостоятельно посеять семена календулы, наблюдать за ее прорастанием, вели «Дневники наблюдения»
( делая зарисовки, записи), готовили пакетики для семян.
3.ДУШИСТАЯ МЯТА ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ ПРИЯТНА!
Месяц, неделя |
Мероприятие |
Цель мероприятия |
Место и форма проведения |
Май, 1-ая неделя |
Рассказ-беседа о целебных свойствах мяты |
Заинтересовать детей рассказом о лекарственном растении – мяте; вызвать желание собрать совместно с родителями информацию о данном растении |
Групповая комната, фитобар, отвар мяты |
Май, 2-ая неделя |
Экскурсия в уголок лекарственных растений. |
Познакомить детей с разными видами мяты, растущими на мятной полянке |
Территория детского сада |
Май, 3-я неделя |
Сбор информации о различных видах мяты (совместно с родителями). Обобщение полученных данных |
Активизировать познавательную деятельность участников проекта; побуждать использовать для сбора информации различные источники. Обучать приемами систематизации полученной информации |
Домашнее задание, беседа, печатная информация из различных источников, выпуск книжечек-малышек |
Май, 4-ая неделя |
Представление проекта – организация фитогостиной |
Вызвать у детей желание поделиться информацией с детьми другой группы |
Групповая комната, гостиная |
Проблема. Узнать, какими лечебными свойствами обладает мята.
Реализация
По старой доброй традиции в среду в детском саду – чаепитие «Сладкий чай». В группу вносится самовар с заваренным чаем, аромат которого разносится по всей группе.
Дети обращают внимание на необычный аромат, высказывают свои предположения, почему чай так пахнет.
Воспитатель ( выслушав ответы детей). Вижу, ребята, заинтересовались вы, почему чай так пахнет. Я могу раскрыть вам этот секрет. Хотите?
Дети соглашаются.
Рассказ воспитателя о мяте.
Чай пахнет так потому что в него добавлены листья душистой мяты. Мята – лекарственное растение.
Своим именeм мята обязана героям греческих мифов. По легенде, царь подземного царства Аид влюбился в нимфу по имени Минта, но ревнивая жена царя, Персефона, превратила соперницу в траву, которую так и не смог расколдовать влюбленный царь и подарил ей прекрасный освежающий и тонкий аромат. Есть поверье, которое уходит своими корнями в древние времена, если в доме ждали гостя, хозяева натирали свежими листьями мяты стол и стены для запаха. Когда гость переступал порог дома и улавливал приятный аромат растения, он сразу понимал — здесь ему рады и его прихода ждали.
Мята обладает целебными свойствами – лечит головные боли, кашель, повышает аппетит, применяется в случае укусов насекомых и змей, мята благотворно влияет на работу мозга, улучшает память. Так же мяту используют в производстве зубных паст, кремов и одеколонов, для свежести дыхания и придания аромата телу.
Так началась большая работа по ознакомлению детей с мятой, ее видами.
В ходе работы над проектом дети неоднократно посещали уголок лекарственных растений детского сада, рассматривая мяту полевую, мяту перечную, мелиссу, собирали и обобщали информацию о растении. Некоторые ребята даже сделали с помощью родителей книжки-малышки.
4. ВЕЛИКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК
Месяц, неделя |
Мероприятие |
Цель мероприятия |
Место и форма проведения |
Июнь 1-ая неделя |
Следы белого человека |
Заинтересовать рассказом о новом лекарственном растении ( подорожнике). Вызвать желание заниматься поисково-творческой деятельностью |
Экскурсия по экологической тропе, рассказ, беседа |
Волшебный листок |
Учить детей на практике использовать знания о лечебных свойствах подорожника |
Практическая деятельность |
|
Июнь, 2-ая неделя |
Все о подорожнике |
Продолжение сбора информации и обобщение полученных знаний о данном лекарственном растении |
Домашнее задание |
Защита проекта |
Вызвать у детей желание вести просветительскую работу среди сверстников и родителей через средства наглядной агитации |
Бюллетень «Зеленый доктор» |
Проблема. Как лечиться подорожником?
Реализация
Во время прогулки на участке детского сада ребенка укусил комар. На месте укуса сразу образовалось большое красное пятно с ярко выраженной припухлостью. Ребенок начал себя чувствовать дискомфортно: место укуса постоянно чесалось. Возникла опасность занесения инфекции, так как ребенок грязными руками пытался почесать укушенное место.
Воспитатель ставит перед детьми проблемную задачу: как помочь товарищу?
Дети высказывают разные варианты: прижечь одеколоном, зеленкой, подуть на больное место. Воспитатель, выслушав ответы детей, предлагает еще один вариант.
Воспитатель. Знаете, ребята, есть такой волшебный листок у одного растения, которое растет у нас в детском саду. Если вас укусила оса, комар или вы ушибли ногу, то надо сорвать листочек этого растения, помыть его, хорошо размять и положить на больное место. Боль утихнет или пройдет, даже с помощью этого листочка можно остановить кровь. Давайте поможем нашему больному?
Дети с радостью и заинтересованностью соглашаются.
Находят с помощью взрослого растение и оказывают помощь пострадавшему.
Возникает вопрос : как же называется это растение?
Воспитатель. Называется это растение – подорожник. А знаете, почему он получил такое название?
Ответы детей.(растет у дороги)
Рассказ воспитателя.
Существует такая легенда что подорожник – это слезы путников, которые прошли большие расстояния и сильно растерли ноги. Чтоб идти дальше, им необходимо было вылечить ноги, но у них не было лекарства и тогда из их слез пролитых на обочине, появился подорожник. Странники приложили его к израненным ногам, и они чудесным образом исцелились.
Существует еще одна легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства подорожника. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая задержалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования растения для лечения ран. Если лист подорожника приложить к ране, то кровь остановится, и рана заживет быстрее, и не будет воспалительного процесса.
Воспитатель. Где чаще всего он встречается в нашем саду? Правильно, вдоль дорожек. Поэтому его и назвали подорожником. Сколько легенд и увлекательных историй существует об этом растении! Хотите их узнать? Тогда спросите об этом своих родителей, может быть, они что-нибудь интересное расскажут.
А вы придете и сообщите нам об этом. Договорились?
Дети с интересом включаются в работу.
Это стало началом деятельности детей, в ходе которой они узнали, как раньше называли это растение индейцы,(след белого человека) на что похож листок подорожника, научились практически использовать это растение.
Однажды утром к детям пришла медицинская сестра и сказала: «Я слышала, вы много знаете о подорожнике, помогите мне выпустить информационный бюллетень для родителей, чтобы они знали, как можно лечить своих детей подорожником».
Дети были немного удивлены и одновременно обрадованы такой просьбой и с удовольствием ее выполнили вместе с воспитателем.
III. МЕТЕОЛАБОРАТОРИЯ
(прогнозирование погоды по поведенческим признакам растений, животных и птиц).
Месяц, неделя |
Название мероприятия |
Цель мероприятия |
Место и форма Проведения
|
Май, 4-я неделя |
Знатоки Народных примет |
Развивать речь детей, коммуникативные качества, вызвать желание поделиться информацией, доставить детям эмоциональное удовольствие. Нацелить детей на создание книжек-малышек на тему: «Растения в народных приметах» |
Групповая комната. Конкурс «Кто больше знает присеет о предсказаниях погодных явлений»; Конкурс знаний народного календаря. Взаимодействие с родителями: заинтересовать оформлением книжек-малышек совместно со своими детьми
|
Июнь, 1-я неделя |
Библиотечка «Растения и животные в народных приметах» |
Пробуждать детей к проявлению творчества, помочь почувствовать свою компетентность, значимость от участия в коллективном деле |
Экологическая лаборатория. Презентация детьми собственных книжек-малышек |
1. Известно, что ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды и есть деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности (наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы).
2. Этот вид деятельности позволяет углублять знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической. Например, наблюдая за мать-и-мачехой и одуванчиком, дети узнают их отличительные признаки, реакцию на различные факторы среды (закрывают соцветия при понижении атмосферного давления или температуры, повышении влажности). Эти растения не только живые барометры, но и отличные часы (в хорошую погоду открывают и закрывают соцветия в одно и то же время суток).
3. Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования во всех указанных формах работы, прежде всего эпизодические, повторные и длительные самостоятельные наблюдения-исследования за растениями и животными в уголке природы, дома, на даче с последующим обсуждением их результатов на «научной конференции».
4. Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом. Например, все знакомы с воронами, но только сведущие люди знают: если вороны усаживаются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону, завтра ветер будет дуть с той стороны, куда направлены клювы; если садятся на ветви деревьев как попало, то ветра не будет.
5. Прогнозирование погоды детьми позволяет приобщить их к народной культуре, к народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений.
6. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески (дети рифмуют приметы, зарисовывают их).
7. Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время суток, в любое время года и в любом возрасте.
8. Прогнозирование погоды позволяет детям испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы («А календула — это барометр? А рыбка в аквариуме?» и т. д.). При этом неважно, подтвердится прогноз или нет: дети радуются в любом случае. Если прогноз подтвердился — радости нет предела; если нет — можно аргументировано доказать неправомерность предположения.
9. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе («Не наступи случайно на одуванчик или паучка: они подскажут, какая завтра будет погода»).
10. Благодаря этому методу дети учатся понимать язык природы (о чем предупреждают ласточка, зяблик, ель, лягушка и т. д.).
11. Дети на практике знакомятся с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды.
12. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»).
13. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы («фиалка загрустила» — наклонила цветок к земле перед дождем и т. д.), а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру.
14. Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
. Наблюдения начинают с явлений неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни животных и растений. Этим занимаются в разное время суток на прогулках, экскурсиях, в повседневной жизни. Объектами наблюдений становятся солнце, звезды, луна, заря, радуга, туман, иней, роса, пузыри в лужах во время дождя, ветер, тучи, дым из трубы. Дети самостоятельно и с родителями наблюдают за объектами природы дома, по дороге в детский сад, в выходные дни, на даче, а потом рассказывают о своих наблюдениях, рассуждают о достоверности примет.
Из растительных и животных
объектов для наблюдений были отобраны наиболее распространенные в наших краях
«живые барометры» — одуванчик, акация, чертополох, мать-и-мачеха, клевер,
ноготки, мокрица, кислица, бальзамин, сосна; муравьи, стрекозы, мухи, пауки,
кузнечики, бабочки, дождевые черви, аквариумные и озерные (речные) рыбы, лягушки,
ласточки, воробьи, вороны, синицы, снегири, стрижи, чайки, зяблики, утки,
голуби, куры, кошки, собаки и др.
Детей знакомят не только с особенностями реакций животных и растений на метеофакторы, но и с научным объяснением механизмов предчувствия изменения погоды, например: недостаток кислорода в воде при низком атмосферном давлении вынуждает рыб держаться близко к поверхности перед дождем и т. д. Одновременно детей знакомят с различными видами приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды.
Знания, приобретенные детьми в процессе прогнозирования погоды, мы используем как средство развития творческих способностей детей, т. е. в рифмовании известных народных примет и изображении их в рисунках. (Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и запоминаются детьми, чаще используются ими в речи, тем более если они придуманы самими детьми.)
Мы считаем, что описанную выше работу — по прогнозированию погоды — проводить необходимо не ради составления прогноза погоды, хотя само по себе это интересно и может пригодиться, а ради того, чтобы дети развивались умственно, творчески, чтобы формировались экологическое мышление, экологическое сознание и ценностная ориентация на природу.
Предсказание погоды по растениям, насекомым и поведению животных.
Растения предсказатели погоды.
Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.
Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.
Перед дождем фиалка сгибает стебелек, дрема и жимолость - облеплены насекомыми.
Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,
Клевер съёживается, а цветы мальвы сникают и свертываются - к дождю.
Клевер сближает листочки наклоняются - перед ненастьем.
Листья папоротника-орляка закручиваются книзу - к теплой, сухой погоде, расправляются - перед ненастьем.
Если цветок звездчатки (мокрицы) не поднимаются и не раскрываются до девяти часов утра. - Днем жди дождя.
Цветки заячьей капусты остаются на ночь открытыми - перед дождем, закрываются - к хорошей погоде.
Цветы жимолости перед дождем издают особенно сильный аромат, а перед засухой вообще теряют свой аромат.
Листья конского каштана перед дождем выделяют большое количество липкого сока.
Кустики Костянки, скрывающиеся в тени деревьев, за 15-20 часов перед дождем распрямляют свои обычно закругленные листочки.
Перед дождем донник лекарственный сильно пахнет.
Перед дождем шишки репейника (лопуха) раскрывают свои крючки.
Перед дождем закрываются цветки у белой кувшинки.
Лист белокрыльника отогнут в сторону от початка - к дождю, стоит прямо - к ведру (вёдро - ясная погода)
Листочки костянки закручиваются вниз - к хорошей погоде, раскручиваются - к дождю.
В устойчивую ветреную погоду колючки околоцветника чертополоха принимают горизонтальное положение, а в пасмурную вертикальное.
Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.
Перед дождем минут за 15-20, кусты жимолости начинают источать сильный запах.
На бурю, сосна звенит, если внимательно слушать, а дуб стонет.
Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.
Перед дождем цветки желтой акации выделяют больше нектара и сильнее пахнут, ипомея складывает лепестки, цветки лугового сердечника, поникают, козлобородника и мать-и - мачехи - закрываются.
Желтые цветы акации в ожидании близкого ненастья как бы раскрывают свои объятья: пестики раздвигаются, и в центре каждого цветка показывается блестящая капелька меда
Предсказание погоды по насекомым.
Если пауки тенетники во
время дождя начинают плести паутину - дождь скоро кончится.
К потеплении паутина плетется в южном направлении, к холоду- в северном.
Паук старается уменьшить паутину к ветру.
Паук сидит неподвижно в центре паутины - к непогоде.
Паук прячется в углу - к дождю
Паук основные нити делает короткими и растягивает широко-долгое тепло.
-Паутина колесом - вёдро (солнце , и сухая погода).
-Мало пауков - к перемене погоды.
-Много пауков - к хорошей погоде.
-Паук крестовик перед сильным ветром разрывает основные нити, с той стороны, откуда подует ветер. Уползает в свой домик к дождю.
-Возле желтой акации много насекомых - к непогоде.
-Мухи перед хорошей погодой просыпаются рано , начинают оживленно жужжать, перед плохой погодой сидят тихо.
-Навозные мухи вечером летят низко - к хорошей погоде.
- Копашатся на новозных кучах , не взлетая - к ненастью , прячутся в норках к дождю.
-Много хрущей весной - к засухе.
-Гусеницы соснового шелкопряда при приближении ненастья прячутся.
-Если поздней осенью комары вылетают на солнышко - зима мягкая.
-Комары ярятся к грозе.
-Ночная бабочка перед холодным ветром ищет убежища в тепле.
-Крапивница - за несколько часов до грозы прекращает полеты, прячется.
-Сильно стрекочу кузнечики - в ближайшие сутки хорошая погода.
-Яркие светлячки - к хорошей погоде.
-Светлячки не светятся или неожиданно гаснут - к дождю.
-Цикады оживленно стрекочут вечером - к хорошей погоде.
-Божья коровка , взятая на руку, быстро слетает .- к ведру.
-Стрекозы летают стаями - через 1-2 часа будет дождь
Птицы - предсказатели погоды.
Куры:
-Раннее пение петухов в морозы - к оттепели.
-Взлетают на самые высокие предметы - скоро
дождь.
-Наседка сажает цыплят под себя к ненастью.
-Куры купаются в песке, хлопают крыльями, ощипываются и кудахчут к ненастью.
-Куры не прячутся от дождя, то он будет несильным и недолгим.
-Начинают кукарекеать среди дня - дождь.
-В сильный мороз индюк кричит - подует теплый ветер.
Гусь:
-Гусь лапу поднимает - к стуже.
-Гусь сидит поджав ноги к холоду.
-Гусь загогочет зимой – к теплу.
-Высоко летят гуси - к дружному весеннему половодью, низко летят к малой весенней воде.
Утки:
-Утки и гуси головы под крыло прячут - к холоду и стуже.
-В мороз крыльями хлопают - к оттепели,подолгу плещутся в пруду хлопают крыльями , кричат , усердно смазывают перья жиром - к дождю.
-Утки и гуси головы под крыло прячут - к холоду и стуже.
-Дикие утки перед дождем и ветром уходят дневать в прибрежные заросли.
-Дикие утки весной прилетают жирные - весна предстоит долгая .
Воробьи:
-Воробьи вдруг среди зимы начинают активно собирать пух и перья - через несколько дней ударят морозы. Сидят на деревьях или строениях втихомолку - будет снег без ветра.
-Воробьи расчирикались к оттепели, защебечут в ненастье - к ясной погоде.
-Перед сильным ветром , прячутся под стреху - к буре.
-Летают стаями - к сухим погожим дням.
-Воробьи перед сильным ветром , прячутся под стреху - к буре.
-Воробьи купаются в пыли - к дождю.
Вороны:
-Вороны зимой собираются стаей , кричат каркают - жди снега или мороза.
-Ворона каркает летом - к дождю , зимой к метели.
-Вороны и галки зимой вьются в воздухе - перед снегом.
-Садятся на снег - к оттепели, на вершины деревьев - к морозу. На нижние ветки - к ведру.
-Вороны садятся кое-как, головами в разные стороны - безветренная темная ночь, сели головой в одну стороны, да на сук потолще - будет сильный ветер с той стороны куда у них головы.
-Ворон купается весной и летом - к теплу и дождю.
-Вороны взвиваются в тучи к ненастью, хохлятся - к непогоде.
-Вороны и галки с криком затевают игру - к оттепели.
Другие птицы:
-Ласточки и стрижи летают то вверх, то вниз - перед бурей.
-Стрижи летают высоко над строениями до самых поздних сумерек - признак сохранения хорошей погоды.
-Ласточки тревожно носятся туда-сюда низко над землей - к дождю, высоко - сухая погода
-Кукушка регулярно кукует и поет длинную песню - к теплой погоде.
-Кукушка кукует на сухом дереве к морозу.
-Голуби разворковались - к ведру, прячутся - погода портится.
-Грачи прилетели до 14 марта - снег рано сойдет.
- Синичка с утра кричит - к морозу.
-Журавли летят осенью высоко - к
хорошей погоде
-Снегирь свистит- скоро зима.
-Лебеди покидают полыньи и расходятся по прудам - к теплу.
-Сыч кричит по ночам - к дождю и холоду.
-Чайки на берегу поднимают гвалт - к ненастью
-Морские птицы садятся на воду - к хорошей погоде.
-Зяблик сидит смирно, тихо монотонно цедит - к дождю
-Жаворонок поет к ясной погоде (сидит нахохлевшись- к грозе)
-Большой дятел стучит клювом по суку в погожий летний день - быть дождю.
-Черные дрозды начинают пронзительно свистеть, прячутся - буря , дождь.
-Соловьи всю ночь поют не умолкая -перед ветреным днем.
-Фазан с вечера усаживается на ветки деревьев - сухая тихая ночь, прячутся в кусты - дождь и ветер.
-Тетерева и куропатки улетают зимой с открытых мест и редких перелесков - под защиту бора или леса - скоро пурга. За несколько часов до бурана прячутся в снег.
-Чибис летает низко - к продолжительной сухой погоде, кричит с вечера к ясной погоде
-Кулик летит к полю - к ясной погоде.
-В пасмурную дождливую погоду, в самом начале дня начинают неожиданно петь -погода разгуляется.
-Птицы на землю садятся - к ведру, на крыши - к ненастью.
-Поют весело - к хорошей погоде. Прячутся днем в гнезда - к дождю.
Животные.
-Рыба выскакивает из воды и ловит летающих насекомых - к дождю
-Раки прогуливаются в прибрежных зарослях-жди непогоды.
-Лягушки держатся на поверхности воды квакают, выставляют морду к непогоде. Турчат - на дождь, молчат на холод, с вчера квакали, а потом замолкли к холоду.
-Перед штормом маленькие крабы , передвигающиеся по мелководью свои домик-раовины, раки отшельники, а также бокоплавы уходят на берег.
-Крот делает высокую кучу или выход из-под земли - к дождю
-Если вход в кротовую нору на север – зима будет теплая, на юг - холодная , к востоку - сырая, к западу - сухая.
-Если в хорошую, ясную погоду сайгаки дружно,табуном уходят в саксаульник или прячутся за песчаными барханами - жди бурана
Собака:
-Катается по снегу - к непогоде;
-По земле - к дождю;
-Усиленно роет землю – дождю;
-Свертыется и лежит калачиком-к морозам;
-Растягивается на зеле к теплу.
Кошка:
-Лижет хвост - к ненастью.
-Лапу - к ведру.
-Прячет морду - к морозу и ненастью.
-Дерут стену когтями, встав на задние лапы - к вьюге
-Растягивается на полу к теплу.
Знания и опыт, полученные детьми самостоятельно во время экспериментальной деятельности ценны тем, что усваиваются осознанно, а навыки прочно входят в повседневную жизнь. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества.
Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя!
Проект развивается, пополняясь новыми
проблемами и способами их решения, и у коллектива ДОУ (дети, родители,
педагоги) есть уже реальные планы на следующий период работы в рамках
«Академии».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.