Проект для старшей группы: «Модница» 14.03.2022г. |
|
Авторы :Калаева Лариса Михайловна (воспитатель)
Тип проекта:- творческий;
-краткосрочный;
Руководитель проекта: Калаева Л.М.
Участники проекта: дети старшей , воспитатель Фролова Л.В., родители воспитанников.
Возраст детей:5-6 лет
Сроки реализации: март 2022
Актуальность проекта:
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации».
Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов .
Проблема: Из беседы с детьми стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях: швеи, модели, модельера, поэтому решили познакомить детей с этими профессиями поближе
Цель: Развивать у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями: швеи, модели, модельера.
Задачи проекта
1. Закрепить знания детей о профессиях:
2. Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
3. Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.
4. Определить значимость профессий.
5. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.
Ожидаемый результат: Полные знания детьми информации о профессия: швеи, модели, модельера. Понимание значения слово «профессия». Рассказы детей об этих профессиях
1. Обогащение словаря детей, расширение представлений о профессии швея, инструментах труда, месте работы.
2. Дети познакомятся с тем, как получается одежда.
3. У детей сформируется бережное отношение к труду взрослых.
5. Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Цель: создание условий для реализации проекта.
II этап – внедренческий
Цель: эффективная организация совместной деятельности воспитателя, детей, родителей по реализации проекта.
III этап – итоговый Цель: оценка результатов деятельности, подведение итогов.
I этап –
Подготовительный
Работа с детьми: Опрос детей.
Цель: выявление знаний детей о том, как и где шьют одежду, введение
в проблему. Взаимодействие с родителями: Ознакомление родителей с темой, целью и задачами проекта.
Подборка материала, иллюстраций, изготовление альбомов. Работа
педагогов: Изучение педагогической литературы. Изучение интернет - ресурсов.
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач
проекта. Планирование мероприятий по реализации проекта. Проведение
педагогического обследования (игровая деятельность дошкольников). Подборка
информационного материала для
родителей.
II этап – внедренческий: Мотивация.
Объявление о начале проекта. Беседы «Все профессии важны, все профессии
нужны!»
«Кем ты хочешь быть?» Чтение стихотворения и
беседа по содержанию. Л. Олифирова «Кем хотите стать вы, дети?»
Рассматривание иллюстраций с изображением ателье,
швейной фабрики, дома моды. Картотека пословиц и
поговорок о труд, загадок о профессиях и орудиях труда. Чтение художественной
Маяковский «Кем быть?» Беседа «Знакомство с профессией швеи», просмотр
презентации о профессии
швея. Цель:
знакомство детей с профессией
швеи.
Оформления с-р игры: Ателье
Развлечение: «Я маленькая
модница…»
Мини- музей: «Все дело в шляпе» Экскурсия в магазин «Стильный», отдел
одежды. Беседы: «О разных тканях», «Как
шьют одежду», «О рабочих инструментах швеи»,
«О чем рассказала швейная машинка»
Встреча с интересным человеком: Встреча с раскройщиком одежды из ателье.
Встреча со швеёй из ателье.
Конструирование: Детский дизайн одежды «Юный дизайнер»
Рисование: «Я – модельер» (платье для мамы)
Аппликация: «Украсим платье»
Проект :«Сказки шагают по свету»
Сроки реализации :февраль
Актуальность.
Долгими веками, как драгоценные сокровища, собирали люди всей Земли сказки, легенды, мифы. Это были истории о добре и зле, любви и предательстве, волшебстве и богатырской силе. С лучшими из них дети познакомятся в данном проекте.
Цель проекта: развитие и саморазвитие ребенка посредством «кругосветного путешествия» по миру сказок, приобщение к чтению художественной литературы.
Задачи проекта:
• Знакомство с культурным и историческим наследием разных стран.
• Развитие интереса к художественной литературе.
• Воспитание читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать им, откликаться на прочитанное.
• Заложение нравственных основ личности детей.
• Освоение норм и ценностей общества и развитие внутреннего мира каждого ребенка.
• Формирование компонентов речевой системы.
Освоение образовательных областей при реализации проекта:
• социально-коммуникативное развитие: беседы о нравственных уроках сказки; игровые проблемные ситуации, обсуждение сказок;
• познавательное развитие: дидактические и развивающие игры по мотивам сказок;
• речевое развитие: слушание сказок, рассматривание иллюстраций.
Этапы работы над проектом:
I. Выявление проблемы.
II. Организация работы над проектом.
III. Практическая деятельность по решению проблемы.
IV Продуктивная деятельность.
V. Подведение итогов и обеспечение достоверности реализации проекта (с помощью средств контроля).
I этап. Выявление проблемы.
Задачи:
– формировать способность понимать поведение героев сказок, сопереживать им;
– развивать индивидуальные литературные предпочтения;
– формировать способность к восстановлению цепи событий в сказке.
Формы работы:
• Увлекательное путешествие в мир сказок.
• Чтение родителями детям сказок.
• Выставка книг «Любимые сказки».
II этап. Организация работы над проектом.
Задачи:
– организовать сотрудничество детей, логопеда и родителей;
– создать благоприятную психологическую атмосферу для обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка;
– приобщать детей и родителей к прошлому мировой культуры;
– развивать у детей познавательные способности, творческое воображение и мышление.
Формы работы:
• Подбор сказок.
• Беседы на нравственно-этические темы.
• Изучение «букваря эмоций».
III этап. Практическая деятельность по решению проблемы.
Задачи:
– формировать компоненты речевой системы;
– развивать монологическую и диалогическую формы речи;
– совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
– развивать зрительный, слуховой и моторный анализаторы.
Формы работы:
Ш чтение сказок:
• «Иван-царевич» (русская народная сказка).
Эта сказка о добре и зле, любви и предательстве, волшебстве и богатырской силе.
• «Фея воды» (хорватская сказка).
Есть ли на свете что-нибудь дороже родительской любви и родных стен? Оказавшись в гостях у Феи воды, маленький герой сказки понял, что никакие сокровища подводной страны не смогут их заменить.
• «Умница-красавица» (португальская сказка).
Эта сказка повествует о трех сестрах, которые помогали доброй фее по хозяйству. Лишь одна из девушек получила награду за свои труды – ведь чуткое сердце и бескорыстие ценятся превыше всего.
• «Золотая шпилька» (китайская сказка).
Эта сказка о красоте и мудрости, о добром имени и бескорыстии, о настоящей любви и трудолюбии, которые оказываются сильнее всякого злодеяния.
• «Три ценных совета» (английская сказка).
«Добрый совет дороже денег», – гласит народная мудрость. Простодушный крестьянин Айвен убедился в этом сполна, когда последовал наставлениям своего дальновидного хозяина.
• «Волшебная шкатулка» (японская сказка).
Сказка о рыбаке, попавшем в подводное царство, проникнута древней восточной мудростью – восхищением красотой мира, в ней есть и вознагражденная доброта, и осознание неизбежности законов жизни.
• «Проделки хитреца» (итальянская сказка).
Эта сказка повествует о забавных похождениях крестьянина по имени Камприано, остроумно поквитавшемся со своими обидчиками, которые потешались над старым осликом и бедным соседом.
• «Золотое яйцо» (французская сказка).
Эта сказка про юношу по имени Гор, который попадает на Змеиный остров и получает золотое яйцо. Он узнает, что дороже золота во все времена была мудрость и рыцарственность, отвага и благородство.
• «Король-портной» (польская сказка).
Удивительные похождения польского портного по имени Ниточка. Загадочные предсказания и невероятные приключения, захватывающие дух полеты верхом на ветре и зловещий пир нечистой силы, мастерство и доброта, которые совершают чудеса.
• «Колечко в чашке супа» (арабская сказка).
Эта арабская сказка о прекрасной девушке по имени Лейла и единственном сыне могущественного султана. В сказке есть любовь и коварство, завораживающая тайна, веселый смех и вечная мудрость Древнего Востока.
• «Невеста белого медведя» (норвежская сказка).
В этой сказке белый медведь живет в золотом дворце и оказывается заколдованным принцем, серебряный колокольчик исполняет желания, а ураганный ветер – стоит только попросить его хорошенько – отнесет тебя на край света.
• «Белый цветок луны» (бразильская сказка).
Три сына старого вождя пускаются в далекое и опасное путешествие. Тому из них, кто пройдет все испытания и добудет луноцвет, отец передаст свою власть. Доброта, справедливость и любовь оказываются самой могучей силой.
• «Ласточка» (корейская сказка).
Сказка о бедняке Хын Бу и богаче Нор Бу, о ласточке и загадочных тыквах. О том, как труд, доброта и забота о ближнем помогают стать счастливым, а зависть и жадность не сулят ничего хорошего.
• «Четыре дружных брата» (индийская сказка).
Сказка о четырех братьях, которые прислушивались к добрым советам и наставлениям и тем самым избежали в жизни многих ошибок.
Ш Беседы по темам прочитанных сказок.
Ш Игровые проблемные ситуации.
Ш Творческие игры на сюжеты сказок.
Коррекционно-логопедическая направленность проекта:
• Коммуникативная направленность.
• Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
• Совершенствование звуковой культуры речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
• Развитие диалогической и монологической речи.
• Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Развитие связной речи:
• Пересказ сказки по вопросам.
• Подсказка ребенком слова или фразы при повторном чтении сказки логопедом.
• Совместный пересказ ребенка и логопеда.
• Отраженный пересказ.
• Пересказ по частям.
• Пересказ по иллюстрациям сказки.
• Знакомство с пословицами на тему сказки.
IV этап. Продуктивная деятельность.
• Чтение и обсуждение сказок.
• Знакомство со странами и народами прочитанных сказок.
• Создание выставки «Сказка шагает по свету».
.Занятие- развлечение: «Путешествие по сказкам»
Лепбук: «Сказки шагают по свету»
V этап. Подведение итогов и обеспечение достоверности реализации проекта.
• Воспитание разностороннего читателя.
• Воспитание активного, любознательного читателя.
• Воспитание разборчивого читателя.
• Воспитание заинтересованного читателя.
• Воспитание критически мыслящего, творческого читателя.
В результате реализации проекта должны быть сформированы следующие социально-коммуникативные компетенции:
– умение вести прочный диалог со взрослыми и сверстниками;
– умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.);
– умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
– умение спокойно отстаивать свое мнение, соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
– умение понимать и оказывать помощь, спокойно реагировать в конфликтной ситуации.
Используемая литература
1. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет»
2. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой
3. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию
4. Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей
5. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.
6. Смирнова, О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» / О. Д. Смирнова. – М. : Скрипторий 2003, 2011.
7. Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.
8. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» / Л. Л. Тимофеева. – СПб. : Детство-Пресс, 2011.
9. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – СПб. : Детство-Пресс, 2012
Анкета
Уважаемые родители!
1) Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг: практически все свободное время; ежедневно; хотелось бы больше, но мало свободного времени; Ваш вариант ответа
2) В чем Вам видится воспитательная роль книги: книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми; книга – источник познания окружающего мира; книга – источник эстетической культуры; Ваш вариант ответа_______________________________
3) Назовите, пожалуйста, любимые произведения вашего ребенка _________________________
4)Вы читаете ребенку книги:
по просьбе ребенка;
по собственной инициативе
5) Какое время дня в вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг: перед сном; перед едой; на прогулке; Ваш вариант ответа______________________________________
6) Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги ?________________________________________
7) Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное произведение? ______________________________
8) Читаете ли Вы с ребенком произведения для длительного чтения? Какие последние произведения прочитали? __________________________________________________________
9) Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать содержание прочитанного произведения? ______________________________________________________
10) Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в рассматривании книг: да; нет; от случая к случаю; Ваш вариант ответа__
11) Чем Вы руководствуетесь при покупке детских книг: красочные иллюстрации; познавательная ценность книги; яркий литературный язык; доступная цена; выбор, сделанный самим ребенком; Ваш вариант ответа___________________________________________________
12)Есть ли у вас дома библиотека для взрослых и детей? Считаете ли Вы важным ее наличие?
13)Считаете ли Вы необходимым приобщить ребенка к посещению общественной библиотеки? _________________________________________________________
14)Какие книги предпочитает Ваш ребенок: сказки; стихи; литературу о природе; энциклопедии; книги познавательного содержания; нет определенных предпочтений._______________________
15) Как, по Вашему мнению, нужно учить детей бережному отношению к книгам: личный пример; знакомство с правилами; постоянное напоминание; Ваш вариант
ответа_____________________________________________________
16) Рассказывает ли Ваш ребенок о тех книгах, которые прочитали в детском саду? ________________________________________________________________
17)Используете ли Вы в практике воспитания Вашего ребенка примеры ситуаций или поведения литературных героев?
Тема: «Чудо-плод картошечка!»
Направление: краткосрочный экологический проект
Мастер-класс для детей 6-7 лет
Автор лаборатории:
Маринина Валентина Ивановна,
учитель начальных классов
Ульяновск, 2016
Цель: создать условия для развития познавательной активности детей в процессе реализации краткосрочного проекта «Чудо-плод картошечка!»
Задачи: - расширить у учащихся представления о картофеле;
- развивать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе свободного общения с одноклассниками и учителем; способность осуществлять самостоятельный поиск решений экологических проблем;
- совершенствовать умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
- формировать бережное и экологически правильное отношение к культурным растениям.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
-формировать положительное отношение к приобретению новых знаний.
-формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
-формировать бережное отношение к природе.
Регулятивные УУД: развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из собственных наблюдений, из дополнительных источников;
Коммуникативные УУД:
- учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Оборудование: виртуальная энциклопедия; дидактический материал для задания «Кластер», словари, ватные палочки, стаканчики для опытов, ложечки, вода, пипетки, йод, крахмал, мука, маленькая лампочка, проволока, металлические зажимы, перчатки для опытов, интерактивная доска, карточки для опыта и викторины.
Подготовительная работа: за несколько минут до начала мастер-класса натереть на тёрке картофель.
Ход мастер-класса
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать тему нашего занятия, разгадайте ребус:
- Вы догадались, к кому в гости вы попали? О чем будет наше занятие? Правильно, речь пойдет о картофеле. Да, о той самой простой, незаменимой картошке.
- Что вы можете узнать на нашем занятии? На какие вопросы вы бы хотели получить ответ? Какие вопросы вы бы хотели задать?
II. Актуализация знаний.
Работа в группах. Детям раздаются словари. Что такое картофель?
Ученики зачитывают:
Ожегов. «Картофель – клубнеплод, богатый крахмалом»
- Как вы думаете, из чего состоит картофель?
-Сегодня на занятии мы узнаем все секреты о картофеле. Мы будем исследователями и мастерами.
Историческая справка:
- Тогда предлагаю вам посмотреть, что нам расскажет о картофеле моя помощница - виртуальная энциклопедия.
- А знаете ли вы, что уже 2000 лет назад выращивали картофель. Сначала картофель выращивали из-за красивых цветов, которые могли позволить только короли. Позже стало известно, что у этого красивого растения съедобны клубни.
- 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни, зерна новых, неизвестных Европе растений. Паппо” и «чунью». Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь паппо устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков, мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.
Распространению на Руси картофель обязан великому императору Петру Первому, который заинтересовался этим заморским корнеплодом, находясь в Голландии, и прислал "для расплода" мешок клубней из Роттердама графу Шереметьеву. В России народ не сразу принял картофель, его считали ядовитым и долго не решались употреблять в пищу.
В наши дни в Румынии возле города Георгине в поле воздвигли памятник картофелю. В Брюсселе есть музей картофеля. А гениальный композитор Иоганн Себастьян Бах написал музыкальную пьесу в честь картофелю. Эти все почести удостоен картофель тем, что он стал вторым хлебом для всех людей на планете, на земле. (Импровизированная корона картофелю.) Он очень вкусный и полезный.
- Вы знаете, какие блюда можно приготовить из картофеля?
Задание «Кластер» (на доске большое изображение картофеля)
- Назовите как можно больше слов к нашей теме. (пюре, жареный картофель, чипсы, фри, драники, салаты, борщ, ….). Картинки к словам выкладываются вокруг изображения картофеля.
|
-Вот сколько блюд можно приготовить из одного и того же овоща!
- Как вы думаете, как сейчас у нас используется картофель, для чего он нужен? (идёт в пищу для людей, для животных, используется в косметологии, в медицине)
Игра-драматизация «Скорая помощь» Идём «на приём» к «врачу» (подготовленный ученик)
- Мы с вами сказали, что картофель не только обладает полезными свойствами, но ещё используется и в медицине, может быть лекарством.
-При болезнях желудка используется картофельный сок.
-Согревающие компрессы готовят из вареного картофеля.
-Больное горло можно вылечить, если подышать над паром от сваренного картофеля.
- При ожоге поможет сырой картофель.
Физпауза ( отрывок из м/ф «Антошка»).
III. Опытно-экспериментальная деятельность.
- Картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем.
- Ребята, как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?
Почему сваренный картофель такой рассыпчатый?
Перед нами поставлена проблема.
- Картофель - очень необыкновенный овощ, в чем вы сейчас сами убедитесь. Я предлагаю вам стать исследователями и отправиться в лабораторию..
Инструктаж по технике безопасности:
· строго и точно выполняй все требования учителя;
· будь осторожен с химическими препаратами;
· приступайте к работе после того, как тебе будут ясны все твои действия;
· опыты проводи в перчатках.
- Как вы думаете, какого цвета картофель в разрезе?
-Правильно. Сейчас мы выясним, из каких веществ состоит картофель.
Опыт № 1. «Из чего состоит картофель?» (с предварительной подготовкой)
Цель: выяснить, из каких веществ состоит картофель.
Оборудование: картофель, тёрка, стаканчики, вода.
Ход эксперимента:
1) Натереть сырой картофель.
Результат: жидкая кашица.
Вывод: в картофеле есть вода. ( На доске вывешивается карточка со знаком воды)
2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.
Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)
Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.
Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал. Кроме того, в картофеле есть питательные вещества, но мы их не увидим невооруженным глазом.
Опыт № 2. «Сравнивание крахмала с мукой» (групповая работа)
Цель: сравнить крахмал и муку.
Оборудование: крахмал, мука, йод, стаканчики, вода, таблицы.
Ход эксперимента:
- Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой? (Крахмал похож на муку).
- У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Я вам предлагаю сравнить эти два вещества. Результаты записать в таблицу.
Параметры сравнивания |
Крахмал |
Мука |
Цвет |
|
|
На ощупь (ощущения) |
|
|
Запах |
|
|
Реакция на йод |
|
|
- Что можно сказать о цвете муки? (Для сравнения использовать полоски белой бумаги)
-Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?
- Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)
- Посмотрим, что произойдет с крахмалом и мукой, если добавить каплю йода. Посмотрите, какого цвета йод? Сейчас берем два стакана с водой. В один добавляем крахмал, а в другой - муку, капаем йод в оба стакана.
-Посмотрите, какие изменения произошли? Как вы думаете, почему?
Результат: в одном стакане с мукой цвет стал жёлтый, а в другом стакане с крахмалом цвет стал темно- фиолетовый.
Вывод: крахмал изменяет цвет йода.
Параметры сравнивания |
Крахмал |
Мука |
Цвет |
Белый |
Желтоватый |
На ощупь (ощущения) |
Хрустит |
Мягкая, не хрустит |
Запах |
Без запаха |
Без запаха |
Реакция на йод |
Фиолетовый цвет |
Жёлтый цвет |
- Подведите итоги, расскажите о результатах сравнивания крахмала и муки.
Опыт № 3. «Наличие крахмала в овощах» (групповая работа)
Цель: определить наличие крахмала в овощах.
Оборудование: картофель, огурец, редис, помидоры, капуста, йод, пипетки, тарелочки, карточки.
Ход эксперимента:
- Как вы думаете, как определить, есть ли в каком-либо продукте крахмал? Ваши версии.
- Совершенно верно! Чтобы узнать, содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета.
-Строго следуйте плану работы:
1. Берем трубочку.
2. Набираем йод.
3. Капаем на овощ.
4. Наблюдаем.
(Ученикам предлагаются тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)
Работа в группах. Ученики проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.
- В каких овощах есть крахмал? Сделайте вывод.
- Теперь занесите ваши результаты опыта в карточки. (У учеников карточки с изображением тех овощей, которые лежат на тарелках. Надо напротив овоща поставить кружок темно-синего цвета или коричневого, в зависимости от наличия крахмала в данном овоще) .
Вывод: крахмал есть только в картофеле. Картофель рассыпчатый из-за того, что в нем содержится крахмал. Вот мы и решили нашу проблему, выяснили, почему картофель рассыпчатый.
Опыт № 4. «Картофель вырабатывает ток» (проводит учитель)
Цель: показать свойство картофеля вырабатывать ток.
Оборудование: картофель, проволока, лампочка, металлические зажимы.
Ход эксперимента:
Электрический ток можно получить из лимона, яблок и, самое интересное, из обычного картофеля – сырого и вареного. Именно Израильские ученые исследователи в качестве источника энергии необычной батарейки предложили использовать вареный картофель, так как мощность устройства в этом случае по сравнению с сырым картофелем увеличится в 10 раз. Такие необычные батареи способны работать несколько дней и даже недель, а вырабатываемое ими электричество в 5-50 раз дешевле получаемого от традиционных батареек и, по меньшей мере, вшестеро экономичнее керосиновой лампы при использовании для освещения.
Технология изготовления:
1) Берём, зачистим противоположные концы на расстоянии 2 – 3 см;
2) Возьмем гвоздь и прикрутим его к одному из концов проволоки;
3) В картофеле сделаем шилом два прокола на расстоянии 2 см, чтобы легко вошли с одной стороны гвоздь, а с другой проволока.
4)Возьмём маленькую светодиодную лампочку, подсоединим её к контактам от картофелины. Лампочка загорится.
Вывод: картофель служит источником электрической энергии.
Вот какой чудо-плод эта наша картошечка!
Познавательно – исследовательский проект «Картофель – второй хлеб»
Авторы: Игнатьева Евгения Васильевна, Коростелева Наталья Сергеевна Тип проекта: Познавательно – исследовательский Вид проекта: Групповой. Срок: Краткосрочный. Срок реализации: 03.10.2017-10.11.2017 Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. Цель проекта: Изучение полезных свойств картофеля и его применение в кулинарии и медицине. Задачи проекта: 1. Познакомить детей с овощем - картофель. 2. Познакомить из чего состоит картофель. 3. Познакомить с блюдами из картошки. 4. Закрепить представления о росте и размножении картофеля; семенем, клубнем, глазками. 5. Обогащать словарный запас детей (клубни, росток, глазки). 6. Привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу через приготовление с детьми блюд из картофеля, изготовление поделок из клубней, знакомств с народными приметами, загадками, стихами. 7. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. 8. Формировать умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы экологического мышления. 9. Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями, наблюдать за жизнью растений. Актуальность: Когда мы изучали тему «Овощи» мы узнали, что существенное место среди овощей занимает картофель. Мы поговорили с сотрудниками детского сада, и убедилось, что и они знают немного о свойствах, о пользе, об истории происхождения картофеля. Нам очень захотелось, как можно больше узнать об этом растении, почему так популярен картофель. Народная поговорка гласит: «Картофель - второй хлеб». Мы подумали, что если мы изучим все свойства картофеля, то сможем доказать его полезные свойства для людей в пище, в медицине и сможем подтвердить известную поговорку, что «Картофель – второй хлеб». Этапы проекта: Подготовительный этап: Разработка проекта. Деятельность воспитателей. Разработать конспекты НОД, бесед с детьми. Собрать альбом детских рисунков. Изготовить дидактическую игру: «Что сначала, что потом» (этапы роста растения), алгоритм по развитию речи «Картофель» для составления рассказа. Подобрать подвижные игры. Разработать алгоритм проведения опытов с картофельным крахмалом. Подобрать стихи, загадки, сказки, песни, иллюстрации о картофеле. Деятельность родителей. Содействие воспитателям в сборе информации, оформлении выставки поделок из картофеля. Знакомить детей с кулинарными рецептами, привлекать детей к приготовлению блюд из картофеля дома. Приготовление разнообразных блюд из картофеля. Основной этап: Выполнение проекта. Игровая деятельность: Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Хорошо – плохо», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Варим борщ» Настольные игры: «Лото», «Домино», «Пазлы», «Найди пару», «Разложи по порядку» Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поездка на рынок», «Готовим обед». Познавательное развитие: Беседы: «Просто картошка», «Наши помощники», «Как картошка появилась в России», «Как картошка на стол приходит», «Как «умные машины помогают выращивать растения». Рассматривание иллюстраций: «Этапы выращивания и уборки картофеля»; рисунков в поваренных книгах, открыток с изображением картофельных блюд. Непрерывная образовательная деятельность «Необычное в обычном». Опыты с картофельным крахмалом. Развитие речи: Составление творческого рассказа «Как мы сажали картошку». Разучивание стихов, загадок, пословиц о картошке. ИЗО деятельность: Зарисовки разных сортов и разных размеров клубней, этапы роста. Рисование красками «Мешок картошки», рисование карандашами «Картошкины сказки» Упражнение «Раскрась цветущий картофель» Аппликация «Мешок картофеля», «Блюдо с овощами». Лепка «Картофельный куст». Физическое развитие: Эстафета «Посади, поливай, собирай урожай картошки» Подвижные игры «Картошка в ложке», «Горячая картошка», «Соберем урожай», «Огородник». Утренняя гимнастика «Собираем урожай» Физкультминутка: «Ах, картошка...», «Шли с картошкой пирожки…» Пальчиковые игры: «Овощи», «На огород», «Урожай» Театрализованная деятельность: «Теремок для овощей» Экскурсия в пищеблок, в овощной магазин. Работа с родителями: Обращение к родителям с просьбой помочь в сборе информации. Выставка детских рисунков. Поделки из картофеля. Составление поваренной книги «Блюда из картофеля» Полезные советы – странички для здоровья. Итоговый этап: Презентация проекта. Оформление альбома «Наша Чудо картошка» Картотека опытов с картофельным крахмалом (старшая группа) Книга рецептов блюд из картофеля. Сборник стихов, пословиц, загадок о картофеле. Картотека дидактических и подвижных игр. Выставка поделок «Ах, картошечка, картошка». Формы и методы работы: беседы, наблюдения, опыты, труд на участке, чтение художественной литературы, игры, презентации, развлечения. Здесь представлена презентация проекта: «Картофель – второй хлеб» |
Физпауза. Подвижная игра «Картошка»
Поделки из картофеля.
- А ещё из картошки можно делать разные поделки. И наша картошка может превратиться в разных сказочных героев и животных. Давайте мы тоже с вами пофантазируем и превратим наши картошки во что-нибудь необыкновенное.
- Как вы думаете, во что можно превратить картошку?
(перед детьми на столах лежат картошка, пластилин, палочки, бросовый материал и т.п.)
IV. Итог.
Итак, мы сегодня с вами сделали открытия. Какие?
- Картофель состоит из воды и крахмала,
- Крахмал содержится только в картофеле,
- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.
Викторина.
Для вас я приготовила 8 вопросов и столько же ответов. Те, кому достался вопрос, зачитывает его, а остальные ищут ответ на него. Ученикам раздаются карточки с вопросами и ответами.
1) Кто привёз первые клубни картофеля из Голландии в Россию? (Пётр 1)
2)Родина картофеля — это…? (Южная Америка)
3) Как в старину называли картошку? («чертово яблоко»)
4) Что такое «картошка в мундире»? (картошка, запечённая или сваренная в кожуре)
5) Какие вы знаете пословицы про картофель? («Ешь картофель – будешь сыт, старый дед мой говорит».
6) Как называется насекомое – вредитель, поедающее ботву картофеля? (колорадский жук).
7) Съедобны ли ягоды картофеля? (нет, ядовиты).
8) Какой корнеплод необходим для приготовления драников? (Картофель)
V. Рефлексия.
Продолжите предложения:
- «Я узнал …»
- «Я удивился …»
- «Я хочу узнать..»
- Скоро мы услышим звонок,
Пора заканчивать урок.
Спасибо за работу!
Список литературы:
1.Витер В.Н. «Фруктовая батарейка».Журнал «Химия и химики»(стр.134-137)№8 «2009г».
2.Воронкевич О.А. – Добро пожаловать в экологию. Часть II. С-П: «Детство – пресс» 2003г.
3.Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.
4.Лунич М. В. Детям о природе. М., 1996.
5.Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании детей. М., 1999.
6.Николаева С.Н. Юный эколог. М: «Мозаика – Синтез» 1999г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.