ГБПОУ «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»
Проект: Движение «Новые Петербуржцы».
Авторы: преподаватель литературы
Андреева Жанна Олеговна,
студентка 1 курса 211 гр. Алина Горшкова
2018-2019
История вопроса.
Эссе Алины Горшковой
Не могу я разобраться в Братске,
И не браться бы за это мне.
Кто же знал, что в Братске девять Братсков
И что старый Братск лежит на дне.
……………………………………
Дым костров на побережье горек,
Небеса подобны парусам,
И шагает этот странный город,
Корпуса теряя по лесам.
………………………………………
Не остаться мне и не расстаться,
Голоса его во мне гудят,
И глядят мне вслед все девять Братсков,
Девять братьев на меня глядят.
Такую песню сочинила Ада Якушева, побывав очень давно в Братске и загадав загадку о девяти Братсках. А это просто отдельные посёлки, возникшие во время строительства Братской ГЭС, а потом ставшие его районами.
Братск – это город, где я родилась, сделала свои первые шаги, произнесла первые слова, сделала свои первые открытия мира. Город, который иногда мне снится.
Братск – город маленький, численность его населения в два раза меньше, чем одного Калининского района Петербурга. Но Братск имеет большую площадь, потому что это девять посёлков (теперь районов) объединённых одним именем. Между районами – леса, реки. Здесь всего по одному: один театр, один кинотеатр с памятником Чарльзу Чаплину, один университет. Жили мы в многоквартирном доме в пять этажей. В садик ездила на другой конец города, 30 минут на автобусе. Рисовала, лепила из глины, пела, плавала в бассейне. В общем, как большинство детей маленьких городов.
Но в какой-то момент семья оказалась перед
выбором. У родителей на работе произошло сокращение штатов. Нужно где-то искать
работу и лучшее место для моей учёбы – переезд. Но куда? Столько городов на
карте страны! Обсуждали, взвешивали. Из многих вариантов мы выбрали три:
Иваново, Москва и Санкт-Петербург.
Иваново - там много знакомых. В Москве – много работы. А Петербург славится
своей культурой, талантами, романтизмом! Именно эти качества так близки нашему
творческому семейству.
О Петербурге я знала по рассказам знакомых, по книгам, которые мама мне читала перед сном. Мне нравилась история появления Петербурга. Самый умышленный город, воплощённая фантазия одного человека! Это вдохновляет: если Пётр сумел увидеть и построить город на болотах, то в таком городе есть энергия творческого дерзания! Это лучшее место для самореализации творческих людей.
Мне было 5 лет, когда семья, все восемь человек (три поколения) поселилась на брегах Невы. Правда, в спальном районе.
Совсем недавно мне исполнилось 16 лет, я студентка первого курса педагогического колледжа, будущий учитель начальных классов.
За одиннадцать лет наша семья и я прошла серьёзный путь вживания в мегаполис, в город со своей великой, героической, трагической судьбой. За триста пятнадцать лет своего существования население города неоднократно обновлялось коренным образом: революция, война, репрессии – это большие жертвы, на место погибших, уехавших всегда приходили «новые петербуржцы». Сегодня в моей учебной группе лишь пять человек из двадцати пяти имеют непосредственное отношение к блокаде Ленинграда, кто пережил её и оставил потомство в своём городе. Кто-то приехал сразу после войны восстанавливать город и его промышленность, кто-то в шестидесятые приехал учиться и остался. Кто-то, как моя семья, стали петербуржцами совсем недавно.
Становление жителя большого города, да ещё со своими традициями проходило для всех членов нашей семьи непросто. В маленьких городах люди живут более открыто, они более доверчивы, можно сказать даже наивны. Они верят слову, часто рассказывают о себе то, что, возможно, не стоит, потому что это делает человека уязвимым. Разница в привычках, одежде, даже в речи стала причиной обидных прозвищ, насмешек со стороны других детей. Но я внимательно приглядывалась: как здесь одеваются? Прислушивалась: как и о чём говорят? Всей семьёй мы бродили по городу, глазели, запоминали. Посещали музеи, ездили на экскурсии. И в какой-то момент поняли, что знаем больше тех, кто кичится своим питерским происхождением. Мне есть что посоветовать, куда повести тех ребят, которые в нашем (он давно стал НАШИМ) городе ещё не обжились и побаивается выезжать самостоятельно из спального района – в центр. «Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других», - сказал кто-то из мудрецов. Я готова учиться быть петербурженкой, помогая в этом другим.
Иногда приходится слышать от коренных горожан, что в Питере почти не осталось носителей петербургских традиций, петербургского духа. Прервана связь. Ведь коренными жителями чаще всего называют норму в три поколения: то есть коренным считают жителя, бабушки и дедушки которого родились в этом городе.
Мы, приехавшие в Петербург недавно, с удовольствием восприняли и продолжили бы эти самые традиции. Мы готовы поддерживать правила поведения, особый стиль. Мы готовы развивать всё лучшее. Но проблема в том, что сегодня так трудно найти «первоисточники», живых носителей этих знаний. Часто наши сверстники, коренные горожане, знают о своём городе даже меньше нас. Равные возможности нужны не только людям с проблемами здоровья, но и тем, кто просто растерялся перед необъятным миром Петербурга, кто ищет ориентиры.
Проект: Движение «Новые Петербуржцы».
Это долгосрочный, гибкий проект.
Реализовываться будет в педагогическом колледже №4. Проект может быть интересен старшеклассникам и студентам СПО.
В движение могут вступить, присоединиться, как недавно приехавшие студенты и преподаватели колледжа, так и коренные жители Петербурга.
Цель движения: становление НОВОГО ГРАЖДАНИНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
Главным механизмом проекта является система тьюторства, сопровождения «нового петербуржца».
Тьютором может быть, как коренной житель, так и тот, кто прожил в городе несколько лет, обрёл знания, свой опыт вхождения в культурное пространство и готов поделиться своим опытом и знаниями.
Движение может иметь следующие направления:
· «Писанные и неписанные правила и законы жизни петербуржца вчера, сегодня, завтра» (этика)
· «Петербургский стиль» - внешний вид на все случаи жизни (эстетика).
· «Петербургский словарь» - языковые нормы, сленг, топонимы (развитие речи).
· «Найди себя в городе» - как найти друзей по интересам? Где обитают современные художники, поэты, танцоры, театралы… (информальное образование).
· «Служение» - долой иждивенчество! Не только брать, но давать! Петербургу нужны наша энергия, наш талант, наша инициатива. Приезжие имеют свой уникальный опыт тех мест, откуда они родом, он может быть полезен Петербургу, сделает жизнь Петербурга более разнообразной и насыщенной новыми смыслами, формами! (деятельность на благо города, волонтёрство)
· «Петербургский педагог» - изучение системы и истории петербургского образования, опыта наиболее ярких педагогов. Будущие педагоги петербургских школ должны знать о своих предшественниках, их поисках, открытиях и достижениях.
Проект стимулирует процессы самообразования, самореализации и самосовершенствования всех участников.
Основные принципы: добровольность, доброжелательность, диалогичность, творчество, созидательность.
Ожидаемые результаты: становление ответственного, знающего, инициативного горожанина.
Формы осуществления проекта: интерактивные лекции, парные, групповые (малые группы) познавательные прогулки по городу, посещение музеев, выставок, театров, концертов и других культурных событий, и акций с последующим обсуждением; участие и организация флэш-мобов, участие в общественных слушаньях касающихся градостроительства, экологии, . Организация праздников микрорайона, волонтёрство, организация и участие в конкурсах по истории города, исследовательских работ по краеведению, квестов по городу, проведение встреч с жителями города, чья деятельность значима для города, выдающимися учёными, известными актёрами, художниками, поэтами; участие в программах библиотек, по теме Петербурга; проведение игр по истории города; творческие дела.
Проект можно считать успешным, если
· участники самостоятельно продолжают работу, начатую с тьютором: чтение книг о Петербурге, путешествия по городу с целью знакомства с достопримечательностями, посещение музеев, театров, участие в городских событиях;
· распространяют свой опыт, инициируют краеведческую работу в своей группе, в колледже;
· успешно проводят на практике творческие дела по истории нашего города, его традициях, культуре;
· организуют или участвуют в конкурсах знатоков города, исследовательских и проектных работ, связанных с петербургской тематикой;
· в своём внешнем виде, речи, поведении являют петербургский стиль;
· становятся тьюторами, привлекают в движение новых членов.
Шаги проекта
1. Опросы студентов 1 курса:
А) Чувствуете ли вы себя горожанином?
Б) Каков твой Петербург?
В) Нуждаетесь ли вы в сопровождении познания Петербурга?
2. Поиски тьюторов, создание группы педагогов и студентов.
3. Создание «связок»: парных, групповых.
4. Определение маршрутов.
5. Создание группы «в контакте».
6. Разработка тематики и жанра встреч «Правила жизни»: стиль, словарь, этикет.
7. Публикация в группе творческих отчётов и отзывов.
8. Проведение главного события по итогам семестра: Петербургские встречи.
Риски проекта
Возможные затруднения |
Шаги разрешения затруднения
|
Низкая заинтересованность студентов в проблематике проекта. |
Камерный характер пилотного проекта. Опрос студентов с целью формулировки информационного запроса (тема, форма взаимодействия) |
Отсутствие энтузиастов среди преподавателей и студентов старших курсов (коренных петербуржцев). |
Обращение к организациям педагогов-ветеранов, ознакомление с планами библиотек города, участие в мероприятиях по нашей тематике. |
Загруженность студентов и преподавателей, трудности в организации встреч. |
Использование виртуального общения в соц.сетях. |
Расплывчатость, неопределённость результатов, сложность в отслеживании. |
Ведение дневников встреч, публикация в группе «В контакте» вопросов и отзывов. Создание очерков –биографий.
|
Формализм |
Только добровольное участие, как тьюторов, так и «новых петербуржцев». |
Низкий уровень знаний тьюторов, субъективизм.
|
Собеседование с тьюторами, встречи с преподавателями-специалистами, создание списка литературы по истории СПб, ресурсов Интернета. |
Возможности для распространения опыта.
Проект универсален, т.к. может реализовываться в любом городе, как для приезжих, желающих быстрее адаптироваться и работать на его благо, так и для коренных жителей города (населённого пункта), заинтересованных в сохранении и продолжении традиций, сохранение самобытности данного города, ответственных за развитие города и его жителей. Направления могут иметь свою содержательную специфику, формы, методы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.