ГОУ ЛНР «ЛУГАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ»
Курсы внеурочной деятельности
«ДОНСКОЙ КРАЙ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ» и
«МОЯ ИСТОРИЯ»
Выступление на педсовете 02.11.2022
Подготовил:
Плешечников Юрий Васильевич
Луганск
2022
Проект "Донской край - наш общий дом" (презентация)
Сдайд № 1 (ТИТУЛЬНЫЙ)
Слайд № 2
«Каждый человек, любящий свой отчий край, должен знать его историю …Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение настоящего». М. ГОРЬКИЙ
Слайд № 3
Главной целью школьного, историко-краеведческого образования является воспитание гражданина и патриота России и своей Малой Родины.
Краеведение рождает чувство патриотизма глубокой любви к Родине.
Слайд № 4
Основная идея создания проекта, дать содержательную базу и возможность обучающимся вести исследовательскую и проектную деятельность, привлекая ресурсы библиотек и музеев.
Слайд № 5
(Хорошилова Владислава и Зубенко Станислава в творческом проекте НИР «Улицы нашего города»).
Все это поможет ученикам совместно с учителями организовать экскурсии, поисковые работы, создавать видеоролики, писать рассказы и эссе, записывать воспоминания знаменитых земляков. Создавать своими силами в каждом населенном пункте, небольшие музейные экспозиции.
Слайд № 6
Донским издательским домом в 2004 г., при поддержке Министерства образования Ростовской области, был разработан и издан курс «Донской край – наш общий дом».
(Казаки, которые жили на окраинах Российской империи, в боях постоянно сталкивались со смертью. Естественно, это наложило огромный отпечаток на их поведение и быт).
Слайд № 7
В связи с введением новых образовательных стандартов в 2019 г., была разработана программа Курса «История Донского края история с древнейших времен до начала XXI века». Программа соответствует ФГОС и иторико - культурного стандарта.
Слайд № 8
Новый учебный курс состоит из шести учебных пособий с рабочими тетрадями. Содержание учебных пособий написано в соответствии с курсом Истории основной школы, что дает возможность синхронизировать системное изучение родного края и истории Донского края с 5 по 10 класс.
Слайд № 9
(Почему казаки не обнимали жен, не брали детей на руки на людях?)
Материал написан с учетом и на основе новейших региональных открытий, исследований исторической науки археологических находок. Применение учебных пособий возможно в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Слайд № 10
В дополнение к учебным пособиям разрабатывается интернет-рессурс, на котором будут даны дополнительные материалы по темам, для любознательных и увлеченных, в соответствии возрасту будут предложены по изучаемой тематике, книги, фильмы, популярные и доступные пониманию, видеоролики ведущих ученых, археологов и историков.
Слайд № 11
(Женщина всегда должна была знать свое место. Ей не следовало интересоваться делами мужа).
Результаты исследовательских работ учеников будут храниться на сайте архив исследовательских работ, для того, чтобы все заинтересованные могли с ними ознакомиться. Учащиеся смогут на сайте выкладывать свои работы: видеофильмы, презентации, эссе, рассказы, песни, стихи. Ребята из других районов смогут друг о друге читать и познавать историю своего края, соседних районов Ростовской и Луганской области.
Слайд № 12
Одной из важнейших составляющих проекта «Донской край – наш общий дом», является создание тетрадей проектных работ по истории Малой Родины, для 55 муниципальных образований Ростовской области.
Слайд № 13
Подводя итоги, можно сказать, что ученики в конце обучения в школе, могут сказать я знаю – люблю свой край и дорожу им, где бы я ни был, когда вырасту всегда буду помнить, где прошли мое детство, юность, какая земля меня взрастила и я оставил там частицу своего труда и любви, поэтому и меня там будут помнить и навсегда это будет моим домом.
Слайд № 14
• Почему казаки не обнимали жен, не брали детей на руки на людях?
• Так как в брак было принято вступать на всю жизнь, молодые люди с особым вниманием подходили к выбору спутника жизни, отчего их отношения являлись особо нежными. Так почему же на людях они этого не показывали? А все просто: они выражали сочувствие другим женщинам. Как правило, не все казаки возвращались из военного похода. Поэтому часто случалось такое, что в одном доме были радость возвращения сына, мужа и отца, а в другом - слезы и горе по убитому. Именно для того, чтобы не напоминать осиротевшим детям и овдовевшим женщинам о том, что в соседнем доме все прекрасно, казаки на людях сторонились своих жен и маленьких детей. Они практически не появлялись на людях под руку со своей супругой - как правило, жена должна идти следом за казаком.
Слайд № 15
Спасибо за внимание!
Проект "Донской край - наш общий дом"
Цель проекта: создать образовательное пространство, способствующее формированию мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся Луганской Народной Республики, личностных основ российской гражданской идентичности посредством этнокультурной и социальной самоидентификации обучающихся в окружающем мире, на примере внеурочной деятельности в «Луганском гуманитарно-экономическом лицее - интернатае».
Задачи проекта:
- познакомить обучающихсяс лицея с главными вехами истории Донского края с древности до начала XXI века;
- способствовать воспитанию чувства любви к малой родине, уважения к традициям прошлого, понимания значения культурно-исторического наследия края, формированию активной созидательной жизненной позиции школьников;
- создать условия для развития у обучающихся компетенций, связанных с творческой, исследовательской, проектной деятельностью.
Актуальность проекта.
Целесообразность обращения к краеведению в наши дни вызвана необходимостью поднять уровень воспитательной работы в школе - краеведение имеет огромный потенциал для этого. Немаловажно и то, что существует вариативность использования краеведческого материала, например, его можно включать фрагментарно в уроки по отечественной истории для иллюстрации общих закономерностей исторического развития на примерах Донского края или для выявления своеобразия региональных событий того или иного времени. Разработчики данного проекта видят наиболее полное его воплощение с внеурочной деятельностью обучающихся в 5-9 классах и возможно в 10 классе для организации проектной деятельности. Проект предполагает тесное сотрудничество учреждений образования и культуры в формате экскурсий, музейных практик, фестивалей, конкурсов. Реализация проекта обеспечит массовое включение учеников в активную исследовательскую, творческую, проектную краеведческую деятельность, в то время как сейчас это удел учителей - энтузиастов, часто не имеющих достаточной методической и информационной поддержки. В большинстве субъектов Российской Федерации разработаны и реализуются краеведческие курсы в образовательных учреждениях
Новизна проекта заключается в том, что акцент переносится с изучения краеведческого материала на деятельность учеников, что нашло отражение в Рабочих тетрадях, Тетрадях для творческих и проектных работ обучающихся. Предусмотрены разнообразные виды деятельности: рисование, лепка из пластилина/глины, создание презентаций, интервьюирование собеседников, составление схем/таблиц, работа с архивными материалами, фотографиями, открытками и другими иллюстративными материалами, разработка туристических маршрутов, ментальных карт, квесты, написание эссе, решение исторических загадок и ребусов и многое другое.
Курс «Моя история»
Курс «Моя история» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. Курс «Моя история» дополняет школьный курс истории.
Курс «Моя история» имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант организации внеурочной деятельности лицеистов 8 - 9 классов.
Одним из путей, способных решить назревшие проблемы исторического образования является повышение познавательной активности учащихся, формирование у них универсальных учебных действий через организацию внеурочной деятельности учащихся по истории, которая позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике.
8 класс/9 класс
Новизна проекта
*Творческий проект «Репортаж с рыцарского турнира «Сражение храбрецов за руку принцессы Изабеллы»
* Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д.
*Практическое занятие «Источники по истории России»
*Практическая работа в группах «Жилище древних славян» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина)
*Практическое занятие / инсценировка «Суд во времена «Русской Правды»
* Инсценировка суда над самозванцем Лжедмитрием I. Подготовка доводов и аргументации в обвинение и защиту Лжедмитрия.
Города и торговля (Славянск, Бахмут, Мариуполь). Святогорский монастырь. Формирование многонационального состава населения Донецкого края. Дневник академика И. Гильденштедта. Донецкие земли в административно- территориальном устройстве Российской империи в XVIII веке.
В рамках курса обучающиеся смогут ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки основной школьной программы, углубить и расширить свои знания об исторической науке, раскрыть индивидуальные способностей, развить интерес к различным видам деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.