Проект "Две сестрички - рукавички"
Оценка 5

Проект "Две сестрички - рукавички"

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
технология
Все классы
31.12.2022
Проект "Две сестрички - рукавички"
Проект посвящён истории появления варежек на Руси, их целебным свойствам и технологии изготовления варежек. Цель проекта: исследовать, как изготавливаются варежки. Задачи проекта: - познакомить детей с историей возникновения варежек; - развивать творческие способности, эстетический вкус; - воспитывать интерес к народному ремеслу. Тип проекта: творческо-исследовательский, краткосрочный, групповой. Участники проекта: воспитанники и воспитатели. Объект исследования: варежки - рукавицы. Предмет исследования:технология изготовления варежек.
Проект Две сестрички - рукавички!.docx

Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области  

«Специальная (коррекционная) школа – г. Киренска»

 

 

 

 

 

 

«Две сестрички - рукавички»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: Цикаев Андрей

                                                                                   Ермилова Наталья

 

 

Руководитель: педагог

Зикрацкая Елена Николаевна

 

 

 

2016 год

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………3

 

Глава 1. История рукавичек - варежек…………………… …... 6

 

Глава 2. Целебные свойства варежек……………………………10

 

Глава 3. Технологии вязания………………… …………………  11

 

Глава 4. Значение элементов орнамента…………………………14

 

Заключение……………………………………………………….17

 

Литература…………………………………………………………. 18

 

Приложения…………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

Введение

В регионе c таким суровым климатом, каким является Сибирь, без теплой одежды и обуви никак нельзя.   В тёплых варежках не страшны самые лютые морозы.

Сегодня мы не представляем себе, что когда-то такой вещи, как варежки, вообще не существовало… Трудно сказать точно, кто и когда придумал первую рукавицу. Можно утверждать лишь то, что случилось это не на юге, а на севере. Взял один умный житель каменного века кусочек звериной шкуры и смастерил мешочки для рук - защиту от холода. Кроме того, в «прабабушках» современных рукавиц было удобнее держать тяжелые орудия труда. Потом появился другой сообразительный человек, который додумался сделать в мешочке отделение для большого пальца.  Изначально теплые варежки были придуманы для работы на мороз.  Имя его изобретателя, к сожалению, не установлено. Достоверно известно, что этот человек не имел отношения к царям и боярам. Богатые люди в те далекие времена носили длинные и очень теплые широкие меховые шубы. Они прятали руки в широкие карманы. А вот крестьян, которые в любую погоду работали в уличных условиях, не спасали ни теплые тулупы, ни длинные рукава… 

Одним из множества достоинств варежек является то, что они - вещь полезная. Во всех отношениях. Медицина подтверждает благотворное влияние варежек на здоровье человека.

Проект посвящён истории появления варежек на Руси, их целебным свойствам и технологии изготовления варежек.

Цель проекта: исследовать, как изготавливаются   варежки.

Задачи проекта:     

-  познакомить детей с историей возникновения  варежек;

-  развивать творческие способности, эстетический вкус;

-  воспитывать интерес к народному ремеслу.

Тип проекта: творческо-исследовательский, краткосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели.

Объект исследования: варежки - рукавицы.

Предмет исследования:технология  изготовления варежек.

Этапы реализации проекта:

1 этап  Организационно-подготовительный

- Формирование групп учащихся.

- Составление плана работы.

- Формулирование вопросов для исследований.

- Подбор информационный ресурсов для проекта.

-  Создание дидактических материалов (словарь понятий, бланки для разработки планов исследования в группах,  списка рекомендуемых ресурсов).


2  этап  Обучающий

- Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации.

- Выявление предварительных знаний детей по теме проекта с помощью теста, листа контроля.

- Определение групп по интересам.

- Определение темы исследования каждой группы.

- Определение этапов работы над проектом.

- Составление плана исследований.

 

3  этап  Исследовательский

-Работа по группам. Проведение исследований.

- Самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Знакомство с памяткой по эффективному поиску информации в Интернет, листами для оценивания Веб-сайтов, помощь в подборе ключевых слов по теме исследования, корректировка плана работы групп.

- Сохранение результатов в формате Word.

- Работа с печатными материалами.

- Изучение методических материалов по проекту.

- Составление плана презентации.

- Оформление результатов исследований с помощью выбранного инструмента презентаций.

 

4  этап  Итоговый. Защита проекта. Исследования, проведенные в рамках проекта:

- Презентация результатов проекта (конференция с обсуждением полученных выводов).

- Первая группа исследует вопрос «История возникновения варежек».

- Вторая группа собирает материал о полезных свойствах варежек.

- Третья занимается поиском материала по теме «Технология  изготовления варежек».

- Четвёртая занимается  поиском материала по теме «Значение  элементов орнамента»

 Предполагаемый результат:

- У детей сформированы знания об истории возникновения варежек, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.

- У детей развиваются творческие способности, эстетический вкус и интерес к изучению народного промысла, потребность к здоровому образу жизни.

- Совместная деятельность воспитателей и  помогает расширить социальные связи.

Во время работы над проектом мы  развивали навыки и умения решать практические задачи, развивали способности, применять уже имеющиеся умения, знания в поисках решений проблемных ситуаций. У нас формировался познавательный интерес к изучению окружающего мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 История варежек

  Первые варежки предположительно датируются первым тысячелетием нашей эры. Они были обнаружены археологами на территории Латвии.
На Руси первое упоминание о варежках и рукавицах в среде городских жителей относится к XIII веку, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Исстари они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды.Варежки делились на мужские и женские.Женские - миниатюрнее,наряднее,многоцветнее.Мужские попроще,вязались без резинки,чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки,пот утереть.

Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Просто в них не было нужды. Помните поговорку - работать спустя рукава, то есть плохо? Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы.

Считается, что слово «варежки» произошло от слова «вареги» - варяжские рукавицы.  Другой вариант происхождения этого слова - от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода! Но существует и третий: слово «вареги» - от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми. В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни - по способу их изготовления. Были еще мохнатки, шубницы их делали из меха - оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др. (Приложение 1)

Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки).Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные.

 В северных холодных районах люди носили удлиненные кожанки, под которые надевали варежки, связанные из оленьего пуха.

 В старину варежки считались очень ценным подарком. «Дарёнки» – это варежки в подарок, так же, как кисеты, платочки носовые девушки готовили для любимых.

Про  «дарёнку» даже частушку сложили:

                      На вечёрку  пойду

                      И возьму дарёнку,

                      Чтобы рук не застудить

                       Моему милёнку.

На Руси вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое.

Вязаные изделия являлись важной частью многих старинных обрядов и обычаев, в том числе и свадьбы. Невеста готовила себе в приданое особенно нарядные чулки и рукавицы. В Мезенском уезде Архангельской губернии было принято связать к свадьбе до 20 пар рукавиц, ими девушка одаривала жениха и его родню. Количество рукавиц, многообразие украшавших их узоров свидетельствовало о мастерстве и трудолюбии будущей жены. Использование рукавиц в свадебном обряде могло иметь и другой смысл. Так, толковый словарь В.Даля сообщает, что «знахарь перекинул рукавицу поперек свадебного поезда и испортил свадьбу». Подаренные на свадьбе изделия надевали нечасто, только по самым большим праздникам, их хранили в семье как память в течение долгих лет. Популярными орнаментами для украшения аксессуара были снежинки, цветы и олени.

«Свиданка» - для свиданок шерсть брали тонкую, нескольких цветов. Рисунки самые разные придумывали: мушки, снежинки, мельницы, крестики, солнышки. Иногда вывязывали инициалы своего «матани». На «свиданках» обязательно должно быть по две птицы «клювик к клювику», знак любви.

      Если парню приглянулась девушка, он мог ей намекнуть об этом в частушке:

                       Варежки да варежки,

                       Варежки пуховая.

                       На ладошках дырочки,

                       Скорей свяжись новая.

      Пришёлся по нраву мастерице – получай дарёнку или свиданку, щеголяй перед всей вечёркой, хвались, какая у тебя «зазноба» умелица – рукодельница. Никто не считал, сколько свадеб варежки  затеяли.

Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче!

Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. (Приложение 2)

А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки.

Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. 

В конце XIX — начале XX века повсюду вязали рукавицы с узорами. 
В Поморье узоры вязали, используя два-три цвета, как говорили по-местному, в две или три нитки (две-три шерсти, двурядки, троерядки). До нашего времени сохранились и повсеместно распространены традиционные пестрые узоры: «косоножки», «косорядки», «рядочки», «столбики», «ёлочки», «клинчики», «стульчики», «ячея», «очки» — клетки, «рябушки» и другие. Как видно уже из названий, узоры состоят из треугольников, клеток, полос, прямых и зигзагообразных линий. На Онежском и Летнем берегах рукавицы, орнаментированные такими узорами, получили название пеструшки. 

С середины XX века по краям изделий предпочитают вывязывать резинку, чередуя две лицевые и две изнаночные петли. Резинку вяжут в полоску, добавляя контрастные по отношению к основным нитям узора цвета, чаше других используют фиолетовый, оранжевый, синий и зеленый. Эти полосы оживляют изделия и подчеркивают сдержанность основного орнаментального мотива.

Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием: ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию.  Сложная техника вязания появилась не на Руси. Еще раньше ее освоили  другие народы. Самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах, причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины.

В 1589 году в истории вязания произошла революция: Уильям Ли (англ. WilliamLee) , английский приходской священник из Кальвертона, сконструировал первый вязальный станок (Приложение 3) Новая технология позволила наладить массовое производство вязаных вещей по всей Европе и частично вытеснила ручное вязание.

«Правде рот не заткнёшь рукавицей», «В рукавицу ветра не изловишь», «И солнышко в рукавицах» — говорят смекалистые люди.

И никому не надо объяснять, что  значат эти пословицы. Варежки не подведут в холодную погоду, согреют и обогреют! Недаром  варежкам посвящено немало пословиц, загадок, стихов, сказок (Приложение 4)

Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами.    На прилавках магазинов мы видим  варежки. Они ни в чем не уступают другим модным аксессуарам – их искусно украшают бисером, тесьмой, мехом и вышивкой,  вывязывают всевозможные узоры. Сегодня большой популярностью пользуются двойные перчатки и митенки. Данные аксессуары часто украшают лентами или пуговицами. (Приложение 5)

Есть район, где вязание варежек стало промыслом в самом высоком смысле этого слова. Это Лешуконский район Архангельской области. Лешуконские варежки есть в разных музеях и даже в таком знаменитом, как Русский музей Санкт-Петербурга. Экспонатами музея являются более чем 500 варежек самых разных форм, видов и размеров.  (Приложение6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Целебные свойства варежек

 

   Варежки - вещь полезная, во всех отношениях. А все благодаря овечьей шерсти, она не только надежно греет, но и лечит. Медицина подтверждает благотворное влияние варежек на здоровье человека. Хорошо известны и целебные свойства, которыми обладает натуральная овчина. Тем, кто легко мерзнет, или у кого сильно потеют ладони, или ломят суставы, следует носить варежки из натуральной овчины.

Свойства овечьих варежек хорошо были известны народу не одно столетие. Это не просто теплые варежки, это изделия с уникальными термоизоляционными свойствами. В них в самую морозную пору не холодно – даже если на улице минус сорок.  Овчинные рукавицы очень ценят рыбаки, охотники. В них не страшно при самой низкой температуре, причем тепло сохраняется целый день.

При этом, что удивительно, овчинные варежки и при нулевой температуре позволяют чувствовать себя комфортно – в них не жарко.

Еще одно свойство, которое делает столь популярными варежки из натуральной овчины – их непревзойденная гигроскопичность. Проще говоря, в овчинных рукавицах поддерживается идеальный микроклимат для рук, а лишняя влага исчезает.

Еще одно удивительное свойство овчинных варежек – их замечательное влияние на кожу рук. Вы, вероятно, замечали, что в состав дорогих кремов для рук входит ланолин. Так вот, это природное вещество добывают именно из шерсти овец. А в варежках из натуральной овчины ланолин естественный! Он смягчает кожу рук, и это косметическое воздействие дополняется мягким массажем, которым славится натуральная овчина.

В результате проведенных исследований ученые выяснили, что собачья шерсть оказывает противовоспалительное, обезболивающее и общеукрепляющее воздействие. Ее используют при лечении  суставах. В случае проблем с руками, – помогут варежки.

Козий пух содержит ланолин – вещество, входящее во все антиаллергические и противовоспалительные препараты, способствующее заживлению ран и переломов, обладающее болеутоляющими свойствами. Козий пух не вызывает аллергических реакций ни у детей, ни у взрослых.

 Варежки, связанные из кроличьего пуха не только очень теплые и мягкие, они улучшают микроциркуляцию крови, и благотворно влияет на сосуды.

Натуральные шерстяные варежки обладают положительной для человека энергетикой.

 

 

Глава 3  Технология изготовления варежек

Варежки вывязывались из овечьей шерсти по форме ладони с одним большим пальцем. Как правило, размер рукавицы был значительно больше размера руки. На Севере рукавицы на пяти спицах, вязали как с резинкой, так и без нее. Основной способ вязания – так называемая чулочная вязка. Излюбленными узорами вязаных изделий служили

ромбические, свастические, крестообразные мотивы, трилистники. 
 Существует три способа вязания варежек: одной иглой, на спицах и вязальным крючком.

Способ вязания одной иглой является одним из древних. К началу XX века в Поморье он в большей степени был распространен на Летнем, Онежском, Поморском берегах, на других берегах так вязали немногие жители. В начале XX века этим способом пользовалось проживавшее по соседству с поморами неславянское население: карелы с Поморского, Карельского, Кандалакшского берегов, саамы Терского берега. Иглы для вязания делали из дерева, металла или кости. При вязании этим способом использовали неокрашенную шерстьдомашнего изготовления. Готовое изделие стирали в горячей воде, отчего оно сильно садилось и становилось очень плотным и теплым. Повсеместно одной иглой вязали рабочие рукавицы, которые известны под разными названиями: русские (Онежский берег — Кянда, Поморский и Летний берега), наладонки, надолонки (Онежский берег — Пурнема), дельницы (Терский берег). 
Особый интерес представляет отделка краев вязаных изделий. В XIX — первой половине XX века по краю рукавиц и других вещей повсеместно вывязывали рубецки (рубичок) — несколько поперечных полос в плотный рубец, а края праздничных рукавиц дополнительно украшали морхами — бахромой из разноцветной шерсти. Некоторые мастерицы пользуются этими приемами и поныне.

Это наиболее старинный способ вязания рукавиц - с рубцами - плотная горизонтальная вязка, состоящая из 3-4 полос, где каждая полоса - два вязанных ряда. Рубец вяжется вместо резинки сразу из двух клубков. Набираем на спицы число петель,  берем два клубка ниток одного цвета, первый ряд вяжем изнаночными петлями двумя нитками через петлю (первую петлю вяжем ниткой из первого клубка, вторую — из второго, третью снова из первого и т.д.), при этом нитки меняются местами перед работой, т.е. находятся перед вязанием. Второй ряд вяжем лицевыми петлями из одного клубка. Каждые 2 ряда, связанные этим способом, представляют собой один ряд «рубца».

   При вязании «рубца» надо учитывать, что все петли вяжутся с накидом или «бабушкиным способом», а не так, как мы привыкли сейчас вязать с пальца. Закончив «рубец», варежку вяжут тем же способом, что и варежку с резинкой. Если варежка вяжется одним крупным узором, то его надо просто увеличить на высоту резинки, провязав вместо нее узор.

   Если же варежка вяжется семеричными узорами, то начинается она с окаймляющего бордюра, затем семеричный узор и так далее. Заканчивается варежка также окаймляющим бордюром и «мыском». В старинных варежках, связанных семеричными узорами, большой палец и конец варежки были одноцветными.

Вязание на нескольких спицах — прутках — в Поморье(Карелия, Архангельская область) распространено повсеместно до сих пор. 

Варежки обычно выполняют по кругу на пяти спицах: на четырех находятся петли, а пятой вяжут.

   Вязать варежки начинают с резинки 2x2; 1x1; 2x1 (2 петли лицевые, 2 изнаночные и т.д.) полосами произвольной ширины и цветов пряжи на высоту примерно 4-5 см. Закончив резинку, приступают к вывязыванию рисунков. Все узоры начинаются одинаково. Три петли одним цветом, три петли —другим. Поэтому, когда рассчитываем перед началом вязания количество петель для варежки и узор, общее количество петель должно делиться на двадцать, для того чтобы легче было распределить их на четыре спицы. 

   Теперь вяжем по часовой стрелке по внешней стороне круга чулочной вязкой по схеме до основания большого пальца. Спица, с которой мы начали вывязывание орнамента, считается первой, а соединение узора, или срост, на варежке должно находиться на ребре ладони. Это место считается наиболее незаметным при носке варежки.

   Соответственно с этим отверстие для большого пальца правой руки мы делаем на третьей спице, предварительно провязав 2 (или 3, если большой размер варежки) петли, снимаем 9-10 петель на булавку и снова набираем столько же петель. Если у нас в работе две нити, набираем их по очереди, чтобы они не провисали.

   Отверстие для большого пальца для левой руки мы делаем на четвертой спице, сначала сняв 9-10 петель и набрав их вновь, но при этом также оставляем на спице 2-3 петли с края, которые и провязываем. Эти петли нужны для того, чтобы палец не получился на боку (ребре) варежки.

   Закончить варежку можно несколькими способами. Наиболее старинный способ — провязывание каждых двух первых петель на каждой из четырех спиц в каждом ряду.  Современные северные мастерицы-вязальщицы используют при работе способ заканчивания варежки «мыском» или «домиком», потому что конец законченной варежки напоминает крышу дома. В этом случае провязываем вместе в каждом ряду первые петли в начале первой и третьей спиц за заднюю стенку и последние второй и четвертой за переднюю. Когда на спицах остается четыре петли (на каждой по одной) их стягивают на одну нить и закрепляют.

   Большой палец удобнее вязать на трех спицах. Узор для него выбирают простой, типа шахмат, лесенки или крапинок. Иногда его вяжут одноцветным, но в этом случае палец получается не таким теплым и быстро протирается.

Размер варежек определяется не только выбранным узором, но и толщиной пряжи, и плотностью вязания. Варежки всегда стараются связать плотными, чтобы были теплее. В результате этого получается более плотный узор, ровнее петли и орнамент. (Приложение 7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4 Значение элементов орнамента

Элементы орнамента подсказывают человеку окружающая природа,место его обитания,климат,обычаи народа,очертания человеческого тела и окружающих предметов.Орнамент в прошлом никогда не был чисто декоративным.Каждый его элемент имел определённый смысл,был условным,но всем понятным изображением законов природы:рожденияжизни,смерти.Орнамент можно назвать древним языком общения людей. Для вязания орнаментов пользуются пряжей из овечьей шерсти натуральной окраски, но чаще крашеной. С давних времен мастерицы пользовались естественными красителями, главным образом растительного происхождения, но постепенно их заменили анилиновые. Современные мастерицы пользуются уже ими, и только отдельные старые мастера сохраняют секреты приготовления натуральных красителей.

Узоры на варежках столь же значительны, как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы, звёзды, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы - обереги, переходившие от матери к дочери, защищали человека от злых сил, помогали в добром деле. Слово «орнамент» происходит от латинского «ornamentum» - украшение. На Руси более употребительным было слово «узор», несущее тот же смысл - украшение поверхности предмета. (Приложение 8)

Традиция украшения предметов быта одежды узорами, несущими обереговую функцию, существовала на Руси со времён язычества. С принятием христианства эта традиция не исчезла, она видоизменялась и дожила до наших дней, правда, частично утеряв обереговый смысл узоров.

Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений, он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни.Ромб с точкой посерединке обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.

Цепочка из ромбов – «древо жизни»,ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил,именно этим знаком славяне украшали срубы своих домов. Например, рисунок рыбы - символ плодородия, солнца, добра. 

Если варежка испещрена крестами, не стоит пугаться. Крест - символ огня и солнца.«Вязаное» солнце - символ света и животворения.

Самый распространённый после геометрического - растительный орнамент.Его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента:анималистический(птицы,звери,насекомые),природный(волны),тератологический(фантастические или сказочные звери или их части).Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания.

Мотивы орнаментов могут быть как конечными (например,«звезда»),так и бесконечными(например, волнистая линия).Конечный орнамент создаёт ощущение статичности, бесконечный - представление о подвижности. Зигзагообразнаяполоса или «верёвочный» узор ,вывязанные на рукавице , означали пожелание долголетия её владельцу.

Считалось,что места,через которые могла проникнуть злая сила,-это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц.Чтобы уберечься от неё, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.

   Часто орнамент вяжут одним цветом, а фон - полосатым. Иногда меняют и цвет узоров, и цвет фона —такие варежки распространены в основном в Лешуконском районе.

 Узоры орнамента — это не просто украшение, надуманные завитушки, нет, это запечатленный рассказ о далеком прошлом, и только так следует их воспринимать.

Постепенно в ходе веков менялась, совершенствуясь, технология, но темы изображений, рисунки и знаки, наносимые на предметы ремесла, охранялись традицией. Их не меняли, потому что все они несли смысловую нагрузку, имели определенное значение, часто магическое. Было страшно их изменять, так как магия играла ведущую роль в верованиях язычников и эти рисунки и должны были свято охраняться, они дожили в народном искусстве до наших дней.   

Например, так называемый меандр, напоминающий прямоугольно загнутый крючок, изначально был нанесен самой природой на поверхностный слой дентина - вещества бивня. А с бивней мотив меандра перешел на другие вещи. И на русском севере он встречается не только в археологических раскопках древнейших стоянок, но и на варежках, рубахах, полотенцах всех последующих веков.Эти мотивы напоминают свастику. Этот знак выражал привет, пожелание благополучия. Ведь в переводе с санскритского свастика объясняется как «дарующий все хорошее, приносящий счастье». Знаком свастики, начиная с глубокой древности, у предков славян и арьев стал обозначаться свет, солнце как источник жизненного счастья, да и самой жизни. Этот знак прослеживается от Архангельска до Бенареса. В Индии он распространен очень широко — им украшают одежду, дома. На севере существовало два вида свастики: женская и мужская. Женская — против часовой стрелки, мужская — по часовой.

   Узоры придавали вещам магическую силу: чулки и рукавицы должны были защищать не только от холода, но и от всяческих бед и напастей. Кроме этого существовал специальный прием, при выполнении которого удваивалась магическая сила оберега. Этот прием называется вывязывание обручка.  В результате получается как бы шнурок, скрученный из двух или более ниток, прикрепленный   к рукавице. Он и является оберегом.

   Изделия ручного труда пользуются спросом, они удобны, красивы, выполнены с большим вкусом и любовью, причем каждая вещь индивидуальна и неповторима, так как, несмотря на ограниченный набор основных орнаментальных образцов, возможность их вариаций бесконечна. В своих работах мастерицы сохраняют и развивают лучшие традиции народного искусства. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий. При вязании изделий допустима тесная взаимосвязь стилей, узоров, сочетания спиц и крючка.

На словах технология изготовления варежек может показаться простым, но на самом деле она требует много терпения, силы и усидчивости.

Из книги рекордов Гиннеса: самая большая варежка была связана в Норвегии. Её вязали 68 женщин  в течение многих лет. Потратив 5,5 кг пряжи, длина -  237 см и ширина -  97,5 см.В музей варежки Северной столицы из Коми передали варежку весом 9 кг. Уникальный экспонат вошел в Книгу рекордов Гиннеса.(Приложение 9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Таким образом, в ходе своей работы мы выяснили, что корни изготовления варежек уходят в века. Над этим проектом было работать интересно, увлекательно.

  Мы убедились, что вязание варежек – процесс длительный, требующий усилий и упорства, но одновременно   творческий. Удивительно, как из  разноцветных нитей путём  вязания и переплетения нитей создаётся – образ нашей культуры. 

  На своём опыте мы убедились, что варежки могут быть предметом творчества.

  Данную работу можно использовать классных, воспитательных, клубных часах, внеклассных мероприятиях, в выступлении старших ребят перед младшими с целью ознакомления с историей возникновения варежек.

Вот такая она - эта непростая «простая рукавица»: и для тепла, и для боя, и для работы, и для обряда, и для красоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      М. Фасмер (см. Этимологический словарь русского  языка.М., 1986, т. I. с. 274)

2.      И. Люстрова, Л. И. Скворцов, В. Я. Дерягин. Беседы о русском слове. М., 1978).

3.      Г. Поверина «Узорные рукавички»

4.      Н.Бибикова «Русские варежки: история появления рукавиц, значение элементов,  цветовая палитра».

5.      Энциклопедия.

6.      Юлия Герцвольф.  Рукавицы, перчатки, варежки: какова история возникновения этих слов?

7.      Словарь алтайских говоров.

8.      Словарь В.Даля.

 

Источник: http://vk.com/club53529197?w=wall-53529197_55

Tags: русская культурарусский бытрусский костюм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 

МохнаткиКошанки

ШубницыИсподочки


Словарь « Русская Варежка»

Вачега – грубая рабочая рукавица.

Верхонки – верхняя рукавица из плотной ткани.

Голицы – кожаные рукавицы, не обшитые тканью, не имеющие меха. Надевались на голую руку, сами были «голые», холодные.

Деяница – вязаная шерстяная исподняя рукавица.

Исподки – варежки с длинной резинкой.

Камошницы – рукавицы из камасов (камас – шкура с оленьих ног)

«Катанки»- катаные рукавицы.

Меховушки – шились мехом внутрь.

Митенки (накулачники) – длинные узкие перчатки без пальцев

Мохнатки – меховые, мехом наружу

Надолонки – верхние рабочие рукавицы, которые имели на ладонной части кожаную нашивку.

Перчатки – перстатые или перстяные рукавицы, рукавицы с пальцами.

Плетеницы – плелись (названия, связанные с процессом изготовления ).

Постовка – рукавица, связанная по-особому: двупалая – для большого и указательного пальца.

Ровдужницы – верхние рукавицы из ровдуги (ровдуга – выделанная оленья шкура)

Рукавицы. Это слово состоит из двух корней: рука, второй известен в глаголе вить. Рукавица означает «обвивающая руку».


Приложение 2

 

 

 

 

Приложение 3

1589 год – первый вязальный станок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Пословицы, стихи, загадки и частушки про варежки.

Загадки про рукавички, варежки.



Едва повеяло зимой –
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их ... (рукавички)

Они, как мамины ладони,
Они, как гнездышко для птички.
Их бабушки внучатам вяжут.
Зовут их просто … (рукавички)

Две сестренки, две плетенки,
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Рукавички)

А ну-ка, ребята,
Кто угадает:
На десятерых братьев,
Двух шуб хватает.
(Варежки)


Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят,
В печке вязаной -
Сидят.
(Варежки)

В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама.
(Варежки)

Греет руки пара печек,
Из колечек от овечек.
(Варежки)

Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился,
И отдельно поселился.
(Варежка)




Частушки.


Мы про варежки частушки 
Пропоем сейчас для вас,
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас.

 

Рукавички я надену.
Стану я красавица,
Потому что рукавички,
Всем ребятам нравятся!

 

Я на улицу пошла,
Варежки надела.
Засмотрелась я на них,
С лестницы слетела!

 

Я соседского мальчишку,
К себе быстро присушу.
Каждый день я на прогулку,
В новых варежках хожу.

 

Не зовите на гулянье,
Я сегодня не хожу.
Лучше сяду да дружочку
Теплы варежки свяжу.

 

В новых варежках красивых
Я снегурочку слеплю. 
И весной её не брошу, 
В холодильник поселю!

 

Во, саду ли, в огороде,
Наш Матвей ворон считал.
И какое кому дело, 
Рукавички потерял.

Мы частушки петь кончаем,
А к вам обращаемся.
Варежки всегда носите,
Зимой руки не студите!

 

Вот и спели все частушки
Мы про варежки для вас.
Громче хлопайте в ладоши,
Очень весело у нас!

 

 

 

 

 

 

 


Пословицы.


В рукавицу ветра не изловишь.

Дело готово, хоть в рукавички обуй.

«И солнышко в рукавицах» — говорят смекалистые люди.

Рукавицы ищет – а они под поясом.

Привычка – не рукавичка, не повесишь на крючок.

Жена не рукавица – с руки не сымешь.

Правде рот не заткнёшь рукавицей.

На тяжёлом возу и рукавица потянет.

 

Стихи.

Варежки


Чтобы ручки не замерзли

Надо варежки надеть.

И тогда мороз не страшен!

Они ручки будут греть.

Вот тогда руками можно

И лопатку подержать,

И снежок слепить из снега,

И с друзьями поиграть!

Вот тогда за руку маму

Можно смело повести,

Чтобы мама не боялась.

Знала чтоб, куда идти.

Чтобы ручки не замерзли

Варежки надену я.

Пусть у ручек будет домик.

Ручки варежкам – друзья!


***


Маша варежку надела:
-Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
-Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
- Как живешь?

 

 


 

Про варежки

Репин В.

Приходили варяги из норвежской сторонки,
В шерстяных рукавицах, что вязали сестрёнки.
Так сподручней и проще, чем в льняных рукавицах,
Не потеют ладони, и мозолям не сбиться.
А спустя рукава ведь не работалось сроду – 
Полюбилась славянам та варяжская мода.
Это было давненько, хоть и было когда-то.
Ну, а варежки вяжут и сегодня, ребята.

Почему варежки на резинке?

 

***


Убегали варежки
от маленького Ванюшки!
Лишь на улицу придёт –
Рукавички наутёк!!!

В снег сначала упадут –
на секундочку замрут.
Руки к ним протянет Ваня –
А они уже в канаве…

И бегом-бегом-бегом!
Вот они уж под кустом,
Пронеслись через дорогу –
подзапачкались немного!

Повисели на кустах –
отдохнули второпях,
А потом с горы крутой,
Пронеслись они с лихвой!

Каждый день - одно и тоже-
Ваня ищет их как может!
Но однажды, вот беда,
Отыскалась лишь одна.

Там и тут, кругом искали,
Знать, где варежка – не знали!
Только утром спозаранку,
Обнаружили беглянку!

Рукавичка притомилась
и в кармашек «завалилась»!
Так до самого утра,
В куртке Ваниной спала!


Рукавичек наказали –
С той поры послушны стали.
Но теперь гулять одних,
Не пускали больше их.

К ним резинку привязали,
Курткой накрепко прижали…
Не ударишься в бега,
Как в былые времена!!!
Автор: Арсентьева Валерия


 

Сказка

Рукавичка (Русская народная сказка)

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

- Тут я буду жить.

А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка. А ты кто?

- А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!

- Иди.

Вот их уже двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто?

- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!

- Иди.

Вот их уже трое. Бежит лисичка:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто?

-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?

- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!

- Ну иди!

Влез и этот. Уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись, бредет кабан:

- Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка да волчок - серый бочок. А ты кто?

- А я кабан - клыкан. Пустите и меня!

Вот беда, всем в рукавичку охота.

- Тебе и не влезть!

- Как-нибудь влезу, пустите!

- Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!

Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

- Кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок да кабан - клыкан. А ты кто?

- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!

- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

- Да как-нибудь!

- Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

- Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

Приложение 6

Музей Варежки в Санкт-Петербурге

 В Санкт-Петербурге очень много музеев и выставочных центров, но среди них есть один, который по праву называется самым тёплым музеем Северной Столицы. Причём, тёплым этот музей называется не только потому, что здесь самая большая коллекция варежек, но и потому, что это благотворительный музей помощи детям-сиротам.Посетив этот, замечательный во всех смыслах, музей, вы сможете увидеть большую коллекцию варежек. Уже сейчас экспонатами музея являются более чем 500 варежек самых разных форм, видов и размеров. Коллекция постоянно пополняется, потому что самые удивительные изделия присылают сюда со всей страны. «Музей варежки» — это не просто собрание рукавичек из разных материалов — шерсти, кожи, бумаги, дерева, пластика, живых цветов и даже печенья. Экспонаты — это материальные частички взрослой отзывчивости и детской надежды. Некоторые вещи были созданы не только в Петербурге и области, но прибыли из других городов России — Ангарска, Архангельска, Казани, а также... французского Версаля.В музее есть постоянные экспозиции, рассказывающие об истории появления варежки и об особенностях ее, как элемента национального костюма. Здесь можно увидеть фото старинных рукавиц, предоставленные Российским этнографическим музеем, именные варежки Почетных жителей Санкт-Петербурга, а также рукавички народов мира. А еще здесь размещены сказочные экспонаты. Например, рукавичка Деда Мороза, которые привез ее в Санкт-Петербург из Великого Устюга и которая исполняет желания. Также в Музее варежки проходят временные выставки фотографов и художников. 
На экскурсии по музею детям рассказывают об истории вязания на Руси, учат "читать" узоры и гадать на рукавичках. 

Музей Варежки в Санкт-Петербурге

 

Музей Варежки в Санкт-Петербурге

Все изделия, которые здесь представлены создавали сами дети,  а также те люди, которые помогают музею при помощи благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Время Помогать».

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Технология изготовления варежек.

 

 

 

 

Приложение 8

Орнамент

 

 

 

 

 

 

 

Приложение9

 

Интересное о варежках

В Петербург прибыла гигантская варежка из Книги рекордов Гиннеса

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 октября. В музей варежки Северной столицы из Коми передали варежку весом 9 кг. Уникальный экспонат вошел в Книгу рекордов Гиннеса.

 

Самая большая варежка в мире связана в Норвегии!

 Самую большую варежку вязали 68 женщин  в течение многих лет. Потратив 5,5 кг пряжи. Как результат их работы: варежка Selbuskogen внесена в Книгу рекордов Гиннеса, как крупнейшая в мире. Рукавицы получились длиной: 237 см и шириной: 97,5 см.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное образовательное казенное учреждение

Государственное образовательное казенное учреждение

Введение… ……………………………………………………………3

Введение… ……………………………………………………………3

В регионе c таким суровым климатом, каким является

В регионе c таким суровым климатом, каким является

Создание дидактических материалов (словарь понятий, бланки для разработки планов исследования в группах, списка рекомендуемых ресурсов)

Создание дидактических материалов (словарь понятий, бланки для разработки планов исследования в группах, списка рекомендуемых ресурсов)

У детей развиваются творческие способности, эстетический вкус и интерес к изучению народного промысла, потребность к здоровому образу жизни

У детей развиваются творческие способности, эстетический вкус и интерес к изучению народного промысла, потребность к здоровому образу жизни

Глава 1 История варежек Первые варежки предположительно датируются первым тысячелетием нашей эры

Глава 1 История варежек Первые варежки предположительно датируются первым тысячелетием нашей эры

На Руси вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое

На Руси вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое

В конце XIX — начале XX века повсюду вязали рукавицы с узорами

В конце XIX — начале XX века повсюду вязали рукавицы с узорами

На прилавках магазинов мы видим варежки

На прилавках магазинов мы видим варежки

Глава 2 Целебные свойства варежек

Глава 2 Целебные свойства варежек

Глава 3 Технология изготовления варежек

Глава 3 Технология изготовления варежек

Если же варежка вяжется семеричными узорами, то начинается она с окаймляющего бордюра, затем семеричный узор и так далее

Если же варежка вяжется семеричными узорами, то начинается она с окаймляющего бордюра, затем семеричный узор и так далее

Когда на спицах остается четыре петли (на каждой по одной) их стягивают на одну нить и закрепляют

Когда на спицах остается четыре петли (на каждой по одной) их стягивают на одну нить и закрепляют

Глава 4 Значение элементов орнамента

Глава 4 Значение элементов орнамента

Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания

Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания

Узоры придавали вещам магическую силу: чулки и рукавицы должны были защищать не только от холода, но и от всяческих бед и напастей

Узоры придавали вещам магическую силу: чулки и рукавицы должны были защищать не только от холода, но и от всяческих бед и напастей

Заключение Таким образом, в ходе своей работы мы выяснили, что корни изготовления варежек уходят в века

Заключение Таким образом, в ходе своей работы мы выяснили, что корни изготовления варежек уходят в века

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Приложение1 МохнаткиКошанки

Приложение1 МохнаткиКошанки

Мохнатки – меховые, мехом наружу

Мохнатки – меховые, мехом наружу

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3 1589 год – первый вязальный станок

Приложение 3 1589 год – первый вязальный станок

Приложение 4 Пословицы, стихи, загадки и частушки про варежки

Приложение 4 Пословицы, стихи, загадки и частушки про варежки

Я на улицу пошла, Варежки надела

Я на улицу пошла, Варежки надела

И тогда мороз не страшен! Они ручки будут греть

И тогда мороз не страшен! Они ручки будут греть

Повисели на кустах – отдохнули второпях,

Повисели на кустах – отдохнули второпях,

Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка

Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка

Гав-гав-гав! Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу

Гав-гав-гав! Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу

Приложение 5

Приложение 5

Приложение 6 Музей Варежки в

Приложение 6 Музей Варежки в

Все изделия, которые здесь представлены создавали сами дети, а также те люди, которые помогают музею при помощи благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Время

Все изделия, которые здесь представлены создавали сами дети, а также те люди, которые помогают музею при помощи благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Время

Приложение 7 Технология изготовления варежек

Приложение 7 Технология изготовления варежек

Приложение 8 Орнамент

Приложение 8 Орнамент

Приложение9 Интересное о варежках

Приложение9 Интересное о варежках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.12.2022