МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №46
Проект приоритетного направления развития детского сада
«Эко - огород»
п. НАЗАРЬЕВО, 2014год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 46
Руководитель: Кучерова Ольга Александровна Адрес: Московская область, Одинцовский район, пос. Назарьево, стр. 37 Телефоны/ факс: (495) 634 03 43 E-mail: mbdou-46@yandex.ru Сайт: detsad46.odinedu.ru |
|
Краткая информация о дошкольном образовательном учреждении
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №46 функционирует с 1991г. Наше учреждение функционирует в режиме развития. Здание индивидуального проекта с бассейном, на 10 групп полного дня, 2 группы кратковременного пребывания. Детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Кадровое обеспечение нашего учреждения насчитывает 29 педагогов. В детском саду создаются условия для физкультурно-оздоровительной работы, художественно-эстетического и позновательно-речевого развития детей. С целью оказания коррекционной помощи детям на данный момент в учреждении функционирует логопункт и группа компенсирующей направленности. Работает педагог-психолог проводит коррекционные занятия в форме игры, применяет сказкотерапию, проводит диагностику готовности детей к школе, участвует в работе психолого-медико-педагогического консилиума, ведет банк данных детей из неблагополучных семей. В детском саду разработан комплекс здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Функционирует физкультурный зал и комната релаксации, спортивная площадка. На первом этаже здания - бассейн; имеются душевые и раздевалки; Музыкальный зал с разнообразным выбором наглядного и демонстрационного материалов; имеется гримерная с многообразием сценических костюмов и театральной атрибутикой. Оснащен методический кабинет. На
территории высажены деревья и кустарники, организованы клумбы, создан
«детский огород», оформлены кормушки для зимующих птиц. |
Миссия образовательного учреждения:
Способствовать формированию экологических знаний у дошкольников в процессе экологического образования на основе решения задачи сохранения и укрепления здоровья ребенка |
Информация о реализуемом инновационном проекте
Тема инновационного проекта: «Эко - огород!» Основная решаемая проблема: Создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны Цели и задачи проекта: Способствовать формированию экологических знаний у дошкольников в процессе экологического образования. Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы, эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними, отзывчивость, любовь к родному краю, уважение к труду людей. Воспитывать у дошкольников интерес и уважение к труду людей, которые выращивают овощи в теплице Организовать просвещение родителей, направленное на формирование экологической культуры всех членов семьи. Основные мероприятия проекта: экологические занятия, экологические экскурсии, экологические конкурсы, обсуждение и проигрывание ситуаций, коллекционирование. Результаты и эффекты реализации проекта: значительно повысить экологическую культуру маленьких любителей и защитников природы, а также их родителей; развивать у дошкольников интерес и уважение к труду людей, которые выращивают овощи в теплице, обогащать знания детей о правильном выращивании овощей;укрепление физического и психического здоровья детей; повышение профессионально-творческого уровня педагогов. |
Инновационный продукт, предлагаемый ОУ к распространению
Экологический кружок «Юный путешественник», экологический музей, комната эколого-экспериментальной деятельности, теплица, фитогостиная, экологическая тропа |
Заведующий МБДОУ
центром развития ребенка
детским садом №46 О.А.Кучерова
М.П.
Приложение № 1
План мероприятий на подготовительный этап
2013-2014 учебный год
№ |
Мероприятие |
Дата |
Ответственный |
Исполнитель |
1. |
Закупка семян |
сентябрь |
Зам.по АХР |
Зам.по АХР |
2. |
Завоз чернозема |
сентябрь |
Зам.по АХР |
Зам.по АХР |
3. |
Посадка многолетних цветов в цветники |
октябрь |
Зам.по АХР Ст.воспитатель |
сотрудники МБДОУ |
4. |
Разработка плана экологической тропы |
ноябрь |
Ст.воспитатель |
воспитатели |
5. |
Создание зимнего сада |
декабрь |
Зам.по АХР |
воспитатели |
6. |
Создание в группах «Огорода на окне» |
Январь-февраль |
Ст.воспитатель |
воспитатели |
7. |
Выгонка луковичных цветов |
Февраль-апрель |
Зам.по АХР |
воспитатели |
8. |
Подготовка огорода к посадке овощных культур |
май |
Зам.по АХР |
дети, РКОЗ |
9. |
Выращивание и уход за овощными культурами на огороде, и цветами в цветниках |
Май - август |
Зам.по АХР |
дети, воспитатели |
Приложение №2
План мероприятий на технологическом этапе
2014-2015 учебный год
№ |
Мероприятие |
Дата |
Ответственный |
Исполнитель |
1. |
Открытие кружка «Юный путешественник» |
октябрь |
Ст.воспитатель |
Сеченикова В.Ю. |
2. |
Сбор экспонатов в экологический музей |
ежеквартально |
воспитатели |
дети, воспитатели |
3. |
Закупка семян |
Сентябрь-октябрь |
Зам.по АХР |
Зам. по АХР |
4. |
Приобретение и изготовление различных видов экологического оборудования и инструментария (макеты природных зон и ландшафтов; муляжей, игровых символов; приборы для проведения экологических опытов и экспериментов). |
Ноябрь Февраль Март |
Педагог кружка Сеченикова В.Ю. |
|
5. |
Создание «Банка педагогических идей» по вопросам развития экологической культуры дошкольников:сделать каталог и картотеку по воспросу экологического воспитания (журналы: «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребёнок в детском саду»). |
В течении года |
Ст.воспитатель |
Ст.воспитатель |
6. |
Приобретение методической и научно-практической литературы по проблеме экологизации педагогической среды |
декабрь |
Ст.воспитатель |
Сеченикова В.Ю. |
7. |
Завоз чернозема, удобрений |
|
Зам.по АХР |
РКОЗ |
8. |
Налаживание контакта с АПК по посадке деревьев |
Ноябрь-март |
Заведующий |
|
9. |
Посадка декоративных кустарников |
май |
Зам по АХР |
Воспитатели, РКОЗ |
10. |
Пополнение зимнего сада растениями |
В течении года |
Зам.по АХР |
Воспитатели, РКОЗ |
11. |
Разработка плана постройки теплицы |
Декабрь-март |
Заведующий, Зам.по АХР |
|
12. |
Налаживание контакта с тепличным хозяйством по посадке овощных культур в теплице |
В течении года |
Заведующий, Зам.по АХР |
|
13. |
Создание экологической тропы, создание птичьей столовой |
декабрь |
Ст.воспитатель |
воспитатели |
14. |
Оформление наглядно - информационного стенда |
В течении года |
Ст.воспитатель |
Педагог кружка Сеченикова В.Ю. |
15. |
Создание в группах «Огорода на окне» |
Декабрь- апрель |
Ст.воспитатель |
воспитатели, дети |
16 |
Выгонка луковичных цветов |
Февраль-апрель |
Ст.воспитатель |
дети, воспитатели |
17. |
Постройка теплицы |
Март-апрель |
|
|
18. |
Подготовка огорода и теплицы к посадке овощных культур |
Апрель-май |
Зам.по АХР, ст воспитатель |
Зам.по АХР, ст воспитатель, воспитатели, РКОЗ |
19. |
Посадка плодовоягодных садовых культур |
Май, сентябрь |
Зам.по АХР, ст воспитатель |
Зам.по АХР, ст воспитатель, воспитатели, РКОЗ |
20. |
Посадка цветов на участках |
май |
Зам.по АХР, ст воспитатель |
Зам.по АХР, ст воспитатель, воспитатели, дети,РКОЗ |
21. |
Выращивание и уход за овощными культурами на огороде и в теплице. |
В течении лета |
Зам.по АХР, ст воспитатель |
Зам.по АХР, ст воспитатель, воспитатели,дети, РКОЗ |
22 |
Уход за плодовыми деревьями и кустарниками |
Апрель-октябрь |
Зам.по АХР, ст воспитатель |
Зам.по АХР, ст воспитатель, воспитатели, дети РКОЗ |
23. |
Сбор урожая |
Август-октябрь |
Зам.по АХР, ст воспитатель |
Зам.по АХР, ст воспитатель, воспитатели,дети, РКОЗ |
24. |
Подготовка огорода на следующий сезон |
октябрь |
Зам.по АХР, ст воспитатель |
Зам.по АХР, ст воспитатель, воспитатели,дети, РКОЗ |
25. |
Высадка рассады в теплую теплицу |
октябрь |
Зам.по АХР, ст воспитатель |
Зам.по АХР, ст воспитатель, воспитатели,дети, РКОЗ |
26. |
Уход за овощными культурами и сбор урожая в теплой теплице |
Октябрь-май |
Зам.по АХР, ст воспитатель |
Зам.по АХР, ст воспитатель, воспитатели,дети, РКОЗ |
27. |
Разработать план работы на следующий учебный год |
Январь-май |
Ст.воспитатель |
Заведующий, ст.воспитатель, педагог кружка Сеченикова В.Ю. |
Приложение №3
План мероприятий на этапе внедрения
2015-2016 учебный год
№ |
Мероприятие |
Дата |
Ответственный |
Исполнитель |
1. |
Подготовка огорода на следующий сезон |
октябрь |
Зам.по АХР, ст воспитатель |
Зам.по АХР, ст воспитатель, воспитатели,дети, РКОЗ |
2. |
Экскурсия в тепличное хозяйство |
2 раза в год |
Заведующий, ст.воспитатель, зам по АХР, Зам. зав по безопасности |
|
3. |
Высадка рассады в теплую теплицу |
октябрь |
Зам.по АХР, ст воспитатель |
Зам.по АХР, ст воспитатель, воспитатели,дети, РКОЗ |
4. |
Уход за овощными культурами и сбор урожая в теплой теплице |
Октябрь-май |
Зам.по АХР, ст воспитатель |
Зам.по АХР, ст воспитатель, воспитатели,дети, РКОЗ |
5. |
Оформление наглядно - информационного стенда -«Экологическая тропинка в детском саду»; - Фоторепортажи «Птички в садик прилетели»; - «Поступай в природе так, как подскажет экознак!»; -«Уголок природы в группах», «Огород на подоконнике»; -«Берегите елочку, красавицу наших лесов»; -«Ребенок и книга о природе». |
В течении года |
Ст.воспитатель |
Педагог кружка Сеченикова В.Ю. |
6. |
Экскурсии по экологической тропе детского сада |
По сезонам |
Ст.воспитатель |
Воспитиатели |
7. |
Экскурсии в Уголок сада на территории детского сада для целенаправленных сезонных наблюдений за плодовыми деревьями и кустарниками. |
По сезонам |
Ст.воспитатель |
Воспитатели |
8. |
Экскурсии в огород на территории детского сада для целенаправленных наблюдений за ростом и развитием овощей |
Май-октябрь |
Ст.воспитатель |
Воспитатели |
9. |
Выставка даров природы, выращенных вместе с детьми «Осенняя ярмарка» |
Август-сентябрь |
Ст.воспитатель |
Воспитатели, дети
|
10. |
Зкскурсия на ферму «Подкормка животных» |
2 раза в год |
Заведующий, ст.воспитатель, зам по АХР, Зам. зав по безопасности |
|
11. |
Смотр-конкурс осенних букетов из цветов «Цветочные фантазии» |
сентябрь |
Ст.воспитатель |
Воспитатели, дети, родители
|
12. |
Экскурсия на поля колхоза «Наблюдение за уборкой урожая» |
|
Заведующий, ст.воспитатель, зам по АХР, Зам. зав по безопасности |
|
3. |
Смотр-конкурс сюжетных композиций из овощей«Дачные фантазии» |
октябрь |
Ст.воспитатель |
Воспитатели, дети, родители
|
14. |
Акция «Поможем нашим пернатым друзьям» -изготовление кормушек для птиц ( сделанных руками детей и их родителей) |
ноябрь |
Ст.воспитатель |
Воспитатели, дети, родители
|
|
Наблюдения за птицами |
в течении года |
Ст.воспитатель |
воспитатели |
15. |
Природоохранная акция «Сохраним елку – красавицу наших лесов!» |
декабрь |
Ст.воспитатель |
Воспитатели, дети, родители
|
16. |
Экскурсии в Уголок леса на территории детского сада для целенаправленных сезонных наблюдений за деревьями |
В течении года |
Ст.воспитатель |
воспитатели |
17. |
Природоохранная акция «Покормите птиц зимой» (в рамках Всероссийской акции «Покорми птиц») |
|
Ст.воспитатель |
Воспитатели, дети, родители
|
18. |
Создание в группах «Огорода на окне» |
Декабрь- апрель |
Ст.воспитатель |
воспитатели, дети |
19. |
Выгонка луковичных цветов |
Февраль-апрель |
Ст.воспитатель |
дети, воспитатели |
20. |
Природоохранная акция «Охота на «пластик» |
февраль |
Ст.воспитатель |
|
21. |
Природоохранная акция «Первоцветы» |
март |
Ст.воспитатель |
|
22. |
Экскурсия на колхозные поля «Посев на полях» |
|
Заведующий, ст.воспитатель, зам по АХР, Зам. зав по безопасности |
|
23. |
Акция «Сделаем участок детского сада красивым» |
май |
Заведующий, ст.воспитатель, зам по АХР |
Воспитатели, дети, родители, РКОЗ |
24. |
Экскурсии к цветнику на территории детского сада для целенаправленных наблюдений за цветами |
Май-октябрь |
Ст.воспитатель |
Воспитатели, дети |
25. |
Акция «Цветники на участках ДОУ» |
июнь |
Заведующий, ст.воспитатель, зам по АХР |
Воспитатели, родители, дети |
26. |
Экскурсии в Уголок луга на территории детского сада для целенаправленных наблюдений за травами и различными насекомыми |
Апрель-октябрь |
Ст.воспитатель |
Воспитатели, дети |
27. |
Природоохранная акция «Береги воду» |
июнь |
Ст.воспитатель |
Воспитатели, родители, дети |
28. |
Природоохранная акция «Чистые леса» |
апрель |
Ст.воспитатель |
Воспитатели, родители, дети |
29. |
Экскурсии в Уголок лекарственных и пряных растений на территории детского сада для целенаправленных сезонных наблюдений |
Май-сентябрь |
Ст.воспитатель |
Воспитатели, дети |
30. |
Создание альпийской горки |
май |
Заведующий, ст.воспитатель, зам по АХР |
Заведующий, ст.воспитатель, зам по АХР воспитатели, РКОЗ |
31. |
Открытые просмотры экологических мероприятий с детьми «Неделя экологической культуры» |
апрель- май |
Заведующий, ст.воспитатель |
Воспитатели, дети, родители |
32. |
Посадка семян овощных культур на огороде |
май |
ст.воспитатель, зам по АХР |
ст.воспитатель, зам по АХР, воспитатели, дети, РКОЗ |
Приложение №4
Образовательные области
1. Социально-коммуникативное:
«Социализация»
- Д/игра «Узнай и назови овощи и фрукты»
- Д/игра «Где что зреет?»
- Д/игра «Что было бы, если из леса исчезли…»
- Д/игра «Цветочный магазин»
- Д/игра «Вершки-корешки»
- Д/игра «Назовите растение»
- Д/игра «Земля, вода, огонь, воздух»
- Д/игра «Птицы, рыбы, звери»
- Д/игра «Береги природу»
- С/Р игра «Овощной магазин»
- С\Р игра «Ферма»
«Труд»
- уборка опавшей листвы;
- сгребание снега к стволам деревьев;
- посадка семян на огороде;
- посадка рассады в теплице;
- уход за цветами, овощными и плодовоягодными культурами (полив, рыхление, прполка);
- сбор урожая;
- приготовление салатов из овощей
- подкормка животных и птиц;
-экскурсия в тепличное хозяйство;
- экскурсия на ферму;
- зкскурсия на поля;
- экскурсия по экологической тропе;
- экскурсия в овощной магазин.
- Изготовление знаков «Берегите природу»
«Безопасность»
- «Грибы: друзья или враги? »;
- «Чем опасны ядовитые растения»;
- «Правила друзей природы»;
- «Что можно, что нельзя».
2. Речевое развитие:
«Коммуникация»
- «Осень»;
- «Осенние работы в поле»
- «Фрукты. Овощи»;
- «Домашние животные»;
- «Путешествие в лес»;
- «Как живётся птицам зимой?».
- «Перелетные птицы»;
- «Весна идет, весне дорогу»;
- «Первоцветы»;
- «Луг»;
- «Насекомые».
«Чтение художественной литературы»
Рус.нар. сказка «Репка»;
Рус.нар.сказка «Курочка Ряба»;
Укр.нар.сказка «Рукавичка»;
В. Бианки «Синичкин календарь»;
В.Пришвин «Ребята и зверята»,
«Приключения кузнечика Кузи»
«Лесная мозаика» В.Золотова
экологической сказки «Как люди речку обидели»
книги «Экология в картинках», «Отчего погибли киты», «Нефть в море»
произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие.
3. Познавательное развитие
- «Пернатые друзья»
- «Волшебница вода»
- «Весна, весна на улице»
- «На цветочной полянке»
- «Почему исчезают животные?»
- «В зимнем лесу»
- "Перелётные птицы"
- «На бабушкином дворе»
- «Живая и неживая природа»
- «Мы - друзья природы»
- «Люблю березку русскую»
- «Птицы»
- «К первоцветам в гости»
4. Художественно-эстетическое развитие:
«Художественное творчество»
"Листопад",
«Наш урожай»
"Зимушка-зима",
«Снегири»;
«Первоцветы»;
«Домашние животные»;
«Комнатные цветы»;
"Тает снежок, ожил лужок»
«Насекомые»;
«Букет цветов»
Перечень
необходимого оборудования, растений для реализации проекта
№ |
Оборудование |
Стоимость |
1. |
Фонтан |
20 000 руб. |
2. |
Посуда |
15 000 руб. |
3. |
Самовар |
20 000 руб. |
4. |
Деревья: |
|
|
Яблоня |
490 руб. |
|
Груша |
490 руб. |
|
Вишня |
490 руб. |
|
Слива |
490 руб. |
|
Рябина |
900 руб. |
|
Клен |
4 300 руб. |
|
Кустарник |
1 500 руб. |
|
Экзотические деревья |
5 000 руб. |
|
Земля |
14 000 руб. |
|
Песок |
12 000 |
|
Удобрения |
20 000 |
|
Побелка |
500 |
|
Забор декоративный |
5 000 |
|
Садовый инвентарь |
10 000 |
|
Семена, рассада |
5 000 |
|
Книги и журналы |
7 000 |
|
Микроскоп и лабораторное оборудование |
10 000 |
|
Глобус |
2 000 |
|
Фартуки, нарукавники, тряпочки, губки |
5 000 |
|
Клеенка |
1 500 |
|
Закрытая полка |
5 000 |
|
Информационные щиты, стенды и указатели |
10 000 |
|
Альпийская горка |
12 000 |
|
Теплицы |
40 000 |
|
Детская барная стойка |
10 000 |
|
Фоторамки и фотоальбомы |
5 000 |
|
Витрина для музея |
5 000 |
|
Скворечники |
3 000 |
|
Коллекции минералов |
3 000 |
|
Коллекции древисины |
3 000 |
|
Муляжи овощей, фруктов, грибов |
|
|
Коллекции насекомых |
3 000 |
|
|
|
ПРОЕКТ «ЭКО – ОГОРОД»
Педагогическое кредо проекта:
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое
богатство для интеллектуального, нравственного и
речевого развития ребенка.
/В. А. Сухомлинский/
Участники проекта: дети 3-7 лет, педагоги, родители.
По времени проведения: долгосрочный (2013-2016 учебный год)
Цель проекта:
Рассмотреть проблему экологического воспитания и образования дошкольников, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами. Знакомить с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания; формировать осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.
Формировать у детей «экологическое чувство», чувство сопричастности ко всему живому,
осознание планеты Земля «общим домом», прививать детям экологическую и
моральную ответственность перед каждым живым существом, формирование
экологической воспитанности дошкольников, выражающейся в гуманно-ценностном
отношении к природе, проявлением которой служат доброжелательность к живым
существам, эмоциональная отзывчивость на их состояния, умение заботиться о
живом, создавать необходимые условия для жизни.
Актуальность.
Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека. В последние годы все отчетливее выявляется зависимость состояния здоровья человека от экологической ситуации. Экологическое образование является новой категорией, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее направлениями, одним из которых является «здоровье».
Экологическое образование имеет задачу: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности.
Повышение эффективности образования дошкольников в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе разнообразных занятий, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей.
Новизна проекта:
- Экологическая работа в дошкольном учреждении, позволяет объединить усилия сотрудников дошкольного учреждения и родителей с целью сохранения и укрепления здоровья детей в условиях современной экологической ситуации;
- Оздоровительный эффект применения методики экологической работы с дошкольниками в современных экологических условиях;
- Возможность формирования экологических знаний у дошкольников в процессе занятий.
Задачи проекта:
1. Формировать у дошкольников экологические знания.
2. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
3. Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы, эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними, отзывчивость, любовь к родному краю, уважение к труду людей, традициям своего народа.
4. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны ;
5. Организовать просвещение родителей, направленное на формирование экологической культуры всех членов семьи;
6. Повысить профессионально-творческий уровень педагогов по данной проблеме
Образовательные задачи:
1.Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
2.Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
4. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
5. Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
6. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
7. Расширять и систематизировать знания детей о животных разных стран;
Воспитательные задачи:
1.Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой;
2. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
3. Развитие познавательного интереса к миру природы;
4. Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
5. Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
Ожидаемые результаты:
Система экологической работы
система экологического образования в детском саду включает в себя:
Создание эколого-развивающей среды в ДОУ.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в Дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая способствует:
· познавательному развитию ребенка;
· эколого-эстетическому развитию;
· оздоровлению ребенка;
· формированию нравственных качеств;
· формированию экологически грамотного поведения;
· экологизации различных видов детской деятельности.
· благоустройство территории вокруг Дошкольного учреждения
.
Широко используются следующие формы организации:
• Непосредственно образовательная деятельность;
• Совместная деятельность воспитателя с ребёнком;
• Самостоятельная деятельность;
• Непосредственно образовательная деятельность с воспитателем;
• Специально организованная деятельность со специалистами: тренинги с педагогом-психологом, театрализации и праздники с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре;
• Целевые прогулки, экскурсии в природу, что благоприятствует эстетическому, физическому развитию, способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
• Обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Грибы: друзья или враги? », «Чем опасны ядовитые растения», «Правила друзей природы», «Что можно, что нельзя» и т.д.
Воспитатели обогащают практический опыт детей по уходу за растениями, привлекая их к участию в разнообразных видах этой деятельности, предоставляя возможность для проявления не только самостоятельности, но и ответственности. Часто организуется совместная деятельность старших дошкольников с малышами (труд в природе, в которой старшие помогают младшим освоить правила поведения в природе). Освоенные способы ухода за объектами уголка природы дети используют, заботясь о растениях детского сада. Эта деятельность принимает характер элементарной природоохранной, поскольку дети практикуются в оказании помощи объектам природы, не имеющим прямой принадлежности к ним. Для экологического развития детей большое значение имеет и эстетическое восприятие природы. Для этого организуются специальные наблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений. На ежедневных и целевых прогулках, в деятельности на экологической тропе воспитатель побуждает детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений. В дошкольном возрасте у детей успешно развивается умение фантазировать. Мы включаем детей в увлекательную преобразующую фантазийную деятельность («Путешествие к таинственной планете», «Путешествие на машине времени», «Изобретение», в придумывание совместно со взрослым сказочных историй («Цветик-семицветик», «Превращения с волшебной палочкой») на природоведческие темы.
Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями.
Природа является основой детской изобразительной деятельности, содержанием для составления рассказов разного вида. Детская природоведческая литература, поэзия, музыка и другие произведения искусства отражают образы природного мира и способствуют накоплению эмоционально-чувственного опыта ребёнка. Интеграция экологического содержания с другими образовательными областями обеспечивает расширение представлений ребёнка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы. Предоставляет возможность переноса осваиваемых ребёнком способов познания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирования, моделирования, обобщения) в другие условия, способствует проявлению самостоятельности ребёнка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы.
Для интеграции экологического содержания со всеми образовательными областями наше Дошкольное учреждение использует следующие темы: «Невидимые нити», «Кладовая природы», «Чудеса в решете», «Круглый год», «Цветочный рай» , «Огород на окне». Мы организуем экологические праздники, развлечения. Они посвящены сезонности, датам экологического календаря: «День Земли», «День защиты детей», «Лето красное встречай!»…..
Эколого-образовательная среда ДОУ.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования и приобщения детей к природе родного края в ДОУ является организация эколого-развивающей среды.
Эколого-развивающей среда направлена на формирование элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения детей в природе
При построении модели эколого-развивающей среды мы выделили два направления:
1. Создание условий на территории ДОУ
2. Создание условий внутри ДОУ
В Дошкольном учреждении существуют развивающие центры природы: экологическая тропа, зимний сад, огород, уголок леса, уголок сада, уголок луга.
1.Центр экологическая тропа
Экологическая тропа на территории детского сада – это специально созданный оборудованный маршрут в природу. В качестве объектов экологической тропы являются различные виды пород деревьев, уголок леса, кустарники, цветочные клумбы, грядка с лекарственными растениями и т.д. Маршрут этой тропы предусматривает следующие объекты:
Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу. Экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.
Цель: знакомить дошкольников с растительным и животным миром нашей полосы, правилами поведения, учить понимать, чувствовать и любоваться природой.
Цели и задачи:
Для чего:
Экологическая тропа включает в себя интересные места для наблюдений на территории ДОУ. Созданы следующие объекты:
· игровые площадки;
· спортивная площадка;
· птичья столовая - созданы условия для подкормки птиц;
· зона воды - созданы условия для игр с водой;
· огород, фруктовый сад – созданы условия для выращивания овощных, ягодных и плодовых культур;
· фитогрядки - созданы условия для выращивания лекарственных и пряных растений;
· цветник «разноцветный островок»;
2. Центр экологии в группах
Цель: Формировать у детей умение видеть разнообразие растительного и животного мира, сравнивать его с родной природой. Развивать навыки ухода и бережного отношения к флоре и фауне.
Цели и задачи:
Для чего:
В него входят комнатные растения с различным строением, приспособленностью к условиям жизни, родом из разных стран.
Дидактические материалы:
· модели наблюдений за птицами, развитием и ростом овощей, фруктов, календари наблюдений с заметками результатов наблюдений за объектами природы, фиксацией хода и результатов экспериментов;
· схемы с этапами труда по уходу за растениями;
· модели: описания животных, растений; для нахождения детьми характерных признаков растения или животного; связь его со средой обитания, приспособление к условиям жизни; со стадиями развития растений, животных; “живое-неживое”.
· альбомы и картотеки растений и животных нашего края;
· коллекции семян растений нашей полосы, природный материал;
· сюжетные и предметные картинки с явлениями неживой природы;
· лаборатория с разнообразными материалами для экспериментирования;
· модель “солнечная система”, природоохранные знаки, материалы по краеведению.
· календарь природы, погоды;
· подбор художественной литературы;
· посадки “огород на подоконнике”, дневники наблюдений;
· фотоматериал;
· поделки детей и родителей.
3.Комната эколого-эксперементальной деятельности:
Цели и задачи:
Игры – эксперименты:
4. Зимний сад
Цель: Расширять кругозор детей о природном многообразии; побуждать наблюдать, трудиться и экспериментировать; расширять представления о природе родного края.
В зимнем саду находятся:
· различные виды растений для наблюдений и труда с детьми;
· посадки «огород на подоконнике»;
· коллекции семян растений нашей полосы, природный материал;
· сюжетные и предметные картинки с явлениями неживой природы;
· фотоматериал;
· картины: пейзаж, натюрморты.
5.Огород, сад
Цели и задачи:
Для чего:
6. Музыкальный зал
7. Холл
Цели и задачи:
Для чего:
За 2014 – 2015 учебный год мы планируем создать:
«Экологический музей», где будут собираться различные экспонаты о природе (фотоальбомы, гербарии, коллекции камней, ракушек и т.д.), рисунки детей о природе, поделки из природного материала и т.д.
«Фитогостиная» - это фитобар и фитоогород. Фитобар – небольшая барная стойка с различными лекарственными сборами, чашками и самоваром. В осенне-зимний период будут заваривать детям травяные чаи и коктейли.
Фитоогород – выращивание пряных и лекарственных трав на подоконниках в осенне-зимний период.
Теплица – для выращивания цветов и овощных культур круглый год.
Экологический кружок «Юный путешественник»
В нашем дошкольном учреждении с октября 2014г. функционирует дополнительная образовательная услуга в рамках оказания платных дополнительных услуг «Юный путешественник», где работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Образовательная деятельность строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлена на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Взаимодействие с родителями.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.
Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:
· проведение родительских собраний экологической направленности («КВН», викторины и др);
· участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;
· участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
· совместное озеленение территории детского сада;
· тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми;
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Экологическое образование родителей – важное и сложное направление педагогического процесса в дошкольных учреждениях, которое во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы с учетом всех компонентов содержания.
Взаимодействие с социумом
Экологическое образование не является изолированным направлением в работе детского сада и имеет мировоззренческое значение, возникла необходимость экологизации всего образовательного процесса и налаживания сотрудничества с другими организациями. Одно из направлений работы Дошкольного учреждения - сотрудничество со школой, наиболее полно реализуется посредством совместных экологических праздников, природоохранных акций и др.
Так же мы хотим наладить сотрудничество с тепличным хозяйством, КСК «Воскресенский», чтобы проводить экскурсии с детьми в теплицы, на фермы, на колхозные поля для наблюдений за работой труженников, за ростом растений и жизнью домашних животных.
В Дошкольном учреждении существует оптимальная эколого-развивающая среда и созданы условия для здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Вывод.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В нашей работе с детьми по их экологическому воспитанию широко используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.
Эколого-развивающая среда в нашем детском саду направлена на формирование элементов экологической культуры и грамотного поведения детей в природе, позволяет реализовать все компоненты содержания экологического воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.
Важным аспектом в системе экологического образования в нашем детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Большое место уделяется совместной деятельности детей и их родителей. Семья как среда воспитания личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения, любви к родным просторам.
Природа открывает о себе всё новые и новые знания. Мы уверены, что сохранить и приумножить её для будущих поколений можно через осознанное бережное и положительно-деятельностное отношение, через формирование устойчивой позиции устойчивой позиции граждан в данных вопросах.
Программа проекта
n Подготовительный этап
n Технологический этап
n Внедренческий этап
n Итоговый этап
Подготовительный (приложение№1):
· Создание проекта, определение перспектив экологизации педагогического процесса и места данного направления в программе развития МБДОУ .
· Изучение потребностей и возможностей всех участников процесса (детей, родителей, педагогов):
-анкетирование родителей (Приложение№ 1);
-анкетирование педагогов ДОУ (воспитателей, специалистов);
· Детальный анализ программы , выявление возможностей её наполнения соответствующими парциальным тематическим содержанием, утверждение методического пакета на уровне ДОУ.
Технологический этап (приложение №2):
· Разработка экологической модели и технологии всестороннего использования данного направления как средства развития нравственного, познавательного и творческого компонентов личности ребёнка;
· Разработка дидактического обеспечения;
· Интенсификация педагогического процесса в направлении экологизации
· Создать «Банк педагогических идей» по вопросам развития экологической культуры дошкольников:
-сделать каталог и картотеку по воспросу экологического воспитания (журналы: «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребёнок в детском саду»);
-приобрести методическую и научно-практическую литературу по проблеме экологизации педагогической среды;
-изучить программы по экологическому направлению.
· Организовать и провести обучающий семинар по вопросам экологии для воспитателей Дошкольного учреждения с целью пропагандирования данного направления, обмена практическим опытом работы.
· Приобретение и изготовление различных видов экологического оборудования и инструментария (макеты природных зон и ландшафтов; муляжей, игровых символов; приборы для проведения экологических опытов и экспериментов).
· Оформить стенд и регулярно пополнять наглядно - информационную рубрику «Экология».
· Интегрировать данную рубрику в приоритетные направления , в том числе театрализованную деятельность. Постановка кукольного спектакля, концертной программы на экологическую тематику.
· Регулярное освоение окружающего природного и иного социума с целью проведения наблюдений, целевых прогулок, тематических мероприятий.
· Продолжить реорганизацию предметно-пространственной среды и экологической природоведческой зоны на территории детского сада.
Формы и методы работы по экологии:
-экологические занятия;
-экологические экскурсии;
-экологические конкурсы;
-обсуждение и проигрывание ситуаций;
-коллекционирование;
-экологические игры (дидактические, имитационные - игры моделирование экосистем, игры путешествия);
-инсценировки экологических сказок и др.
В программу экологического воспитания входит знакомство детей с трудовыми достижениями своих земляков, наблюдения, занятия, прогулки, экскурсии, экологические праздники, уроки поведения на природе. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и ДОУ. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлечь, приобщить и заинтересовать их жизнью детского сада, постоянно держать в курсе всех событий, помочь завоевать истинный авторитет у своего ребенка.
Экскурсионная работа с детьми
На территории нашего Дошкольного учреждения имеются уголок леса, уголок сада, уголок луга, огород, цветники, создана экологическая тропа, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью.
Темы экскурсий |
Участники |
Ответственные |
|
Экскурсии по экологической тропе детского сада (по сезонам) |
все возрастные группы |
воспитатели |
|
Экскурсии в Уголок леса на территории детского сада для целенаправленных сезонных наблюдений за деревьями |
все возрастные группы |
воспитатели |
|
Экскурсии в Уголок сада на территории детского сада для целенаправленных сезонных наблюдений за плодовыми деревьями и кустарниками. |
все возрастные группы |
воспитатели |
|
Наблюдения за птицами. |
все возрастные группы |
воспитатели |
|
Экскурсии к цветнику на территории детского сада для целенаправленных наблюдений за цветами |
все возрастные группы |
воспитатели |
|
|
Экскурсии в Уголок луга на территории детского сада для целенаправленных наблюдений за травами и различными насекомыми |
все возрастные группы |
воспитатели |
|
Экскурсии в Уголок лекарственных и пряных растений на территории детского сада для целенаправленных сезонных наблюдений. |
все возрастные группы |
воспитатели |
|
Экскурсии в огород на территории детского сада для целенаправленных наблюдений за россом и развитием овощей |
все возрастные группы |
воспитатели |
Экскурсии в тепличное хозяйство |
подготовительные и старшие группы |
воспитатели |
|
Экскурсии на поля |
подготовительные и старшие группы |
воспитатели |
|
Экскурсии на ферму |
подготовительные и старшие группы |
воспитатели |
Работа с родителями
Основная цель – это пропаганда экологических знаний, ликвидация экологической безграмотности и формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в быту, в местах отдыха; повышение уровня экологических знаний родителей и важность экологического воспитания их детей.
Тема мероприятия |
Форма проведения |
«Экологическое воспитание – что это такое?» |
Родительские собрания во всех возрастных группах или статья в газете для родителей |
«Берегите природу» |
Выпуск экологических листовок |
«Цветочные фантазии»
|
Смотр-конкурс осенних букетов из цветов |
«Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях» |
Консультация или круглый стол для родителей |
«Поможем нашим пернатым друзьям» |
Изготовление кормушек для птиц |
«Дачные фантазии» |
Смотр-конкурс сюжетных композиций из овощей |
«Сделаем участок детского сада красивым» |
Экологическая акция |
«Осенняя ярмарка» |
Выставка даров природы, выращенных вместе с детьми. |
«Неделя экологической культуры» |
Открытые просмотры экологических мероприятий с детьми |
Информационно – пропагандистская работа
Экологический стенд «Мы любим природу».
Основная тематика |
Периодичность выпусков |
· Фоторепортажи «Птички в садик прилетели» · «Экологический светофор: - «Поступай в природе так, как подскажет экознак!» |
1 раз в квартал |
· «Экологический театр в детском саду» · Фоторепортажи «Мы артисты – экологи» (рубрика «С места событий») |
1 раз в квартал |
· «Берегите елочку, красавицу наших лесов» · Фоторепортаж «В лесу родилась елочка» |
1 раз в квартал |
· Фоторепортажи «Уголок природы в группах», «Огород на подоконнике» · «Ребенок и книга о природе» |
1 раз в квартал |
· «Экологическая тропинка в детском саду» · Фоторепортажи «Посадка цветов», «Май - для цветов рай» и др. |
1 раз в квартал |
Природоохранные акции
Акции, как правило, приурочены к определённым датам, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильное воспитательное воздействие на дошкольников. В рамках природоохранных акций изготавливаются плакаты и листовки в защиту растений, животных и птиц.
Название акции |
участники |
|
Родители, дети, педагоги. |
|
Родители, дети, педагоги |
|
Родители, дети, педагоги |
|
Родители, дети, педагоги |
|
Родители, дети, педагоги |
|
Родители, дети, педагоги |
|
Родители, дети, педагоги |
|
Родители, дети, педагоги |
Заключение
Древние говорили: "Убедить своих учеников может только глубоко убеждённый в чём-либо учитель". Мы убеждены - необходимо окружить ребёнка красотой природы, чтобы он проникся мыслью, что важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя.
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Поэтому педагоги нашего детского сада считают, что одной из приоритетных задач, является экологическое воспитание дошкольников.
Вывод
Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.
Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Литература
1. Афимьина В. «Маленькие экологи», 2009;
2. Бобылева Л.К. «К природе с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками»,2010;
3. Бобылева Л.К. «Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников», 2005;
4. Борцова Л.В., Малашенкова В.Л. « Экологические недели»;
5. Виноградова Н.Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг», 1993;
6. Зеленкова О.С. «Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей», 2010;
7. Морозова О.В. « Методика обучения детей 4-6 лет основным навыкам здорового образа жизни на основе биологической обратной связи, 2000;
8. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»1996;
9.Николаева С.Н. «Любовь к природе воспитывать с детства:рекомендации педагогам, родителям и гувернерам», 2002;
10.Николаева С.Н. «Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников, 2002;
11. Николаева С.Н. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», 2000;
12.Покидаева Т. Энциклопедия для любознательных « Где?Что?Когда?»;
13. Рыжова А.Н. «Наш дом природа: блок занятий «Я и природа», 2005;
14. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду: программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет», 2005;
15. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004;
16. Спекторов В.Б. «Дорожки здоровья и бодрости»,1982;
17. Шараманова С.Б. «Интеграция физического и экологического воспитания в группах дошкольного образовательного учреждения», 2010.
Приложение № 5
Анкета для родителей,
определяющая их отношение к экологическому воспитанию дошкольника.
1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города, края? __________________________________________________________
2. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе родного края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы? _______________________________________________________________
3. Какие места нашего города и района вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу, устраиваете совместные праздники?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Назовите места, которые ваша семья выбрала для выездов на природу.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Нужна ли вам помощь специалистов в организации совместного отдыха с ребенком, получении информации о природе района, города, области, в чем – то ещё? _______________________________________________________________
_________________________________________________________________
7. Хотели бы вы принять участие в туристических походах совместно с воспитанниками и педагогами ДОУ? ______________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение № 6
Акция
«Елочка – зеленая иголочка»
Цель:
Развивать экологическую культуру детей. Побуждать к размышлениям о сохранности окружающих нас лесов.
План:
1. Семинар – практикум для воспитателей на тему: «Формы проведения игр на экологическую тему».
2. Целевая прогулка на тему: «В лесу родилась елочка» младший дошкольный возраст.
3. Комплексное занятие на тему: «Сохраним елочку – красавицу наших лесов» подготовительные к школе группы.
4. Выпуск газеты «Назарьевское детство» на тему: «Елочная загадка»
5. Выставка детских рисунков на тему: «Елочка – зеленая иголочка», средний и старший дошкольный возраст.
6. Ручной труд: «Украсим елочку игрушками» старший дошкольный возраст.
7. Конкурс среди родителей и педагогов на тему: «Новогодние композиции»
8. Конкурс плакатов среди родителей в защиту елей
9. Новогодний праздник «В гости елочка пришла» Все возрасты.
Цель:
Расширять у детей представления о зимующих птицах. Развивать интерес и воспитывать любовь к птицам.
План:
Осень I этап
1. Организация прогулок с детьми старших и подготовительных групп объединенных одной целью: «Приготовим корм для зимующих птиц» (сбор семян дикорастущих трав, рябины, сирени).
2. Экологический праздник «Синичкин день»
3. Работа с родителями «Заготовим корм для птиц» (сбор семян подсолнечника, арбуза, дыни, злаков).
4. Беседы о птицах, занятия во всех возрастных группах.
5. Семейная мастерская «Птичья столовая». Изготовление кормушек.
6. Конкурс среди родителей на изготовление лучшей кормушки.
Зима II этап
1. Кормление птиц. Развешивание кормушек на территории Дошкольного учреждения.
2. Наблюдение за птицами. Подкормка.
3. Выпуск газеты для родителей на тему:«Помогите птицам!»
4. Выставка детских рисунков «Зимующие птицы»
5. Конкурс плакатов и листовок «Берегите птиц!»
Цель:
Формировать знания детей о свойствах воды и значении воды в жизни всего живого на земле. Воспитывать бережное отношение к воде в быту и к водоемам в природе.
План:
1. Папка – передвижка с информацией для родителей «Вода, которую мы пьем»
2. Памятка «Берегите воду!».
3. Беседы о воде и занятия во всех возрастных группах.
4. Экологический праздник «Берегите воду» старший дошкольный возраст.
5. Чтение стихов и сказок о воде, загадывание загадок, игры.
6. Рисование плакатов в защиту рек и водоемов.
7. Развешивание листовок на территории микрорайона.
8. Эксперименты с водой.
Цель:
Развивать у детей стремление активно, наравне со взрослыми, участвовать в деле охраны природы.
План:
1. Проведение тематических акций:
● «Береги березу!»
● «Охрана первоцветов»
● «Внимание, ландыши!»
● «Белая черемуха»
2. Тематические занятия во всех возрастных группах.
3. Экологический праздник «Красная книга – сигнал опасности» средний дошкольный возраст.
4. Знакомство детей с Красной книгой. Изучение первоцветов, занесенных в Красную книгу.
5. Изучение экологических знаков, правил поведение в природе.
6. Викторина «Природа вокруг нас».
7. Развлечение «День Земли» для детей старших и подготовительных групп.
8. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, экологические игры
9. Чтение рассказа «Почему нельзя рвать ландыши» с последующим обсуждением. Вопросы: 1. Как вы ведете себя в лесу с родителями?.2. Можно ли рвать цветы большими охапками?.3. Как вы поступите, когда на ваших глазах будут обрывать и топтать ландыши?
10. Выпуск информационных листов для родителей «Ландыши».
11. Рисование деревьев, цветов.
12. Выставка детских рисунков «Живи, Земля!»
13. Выпуск плакатов и листовок в защиту: березы и других деревьев: первоцветов, ландышей.
14. Экскурсии по экологической тропе, наблюдения за растениями.
15. Организация конкурса поделок детей и родителей из бросового материала
16. Субботники и весенние посадки деревьев с участием родителей и детей.
17. Акция «Очистим планету от мусора»
Цель:
Уточнять и расширять представление детей о перелетных птицах. Установить связь между изменениями условий и прилетам птиц. Воспитывать интерес к жизни птиц и заботливое отношение к ним.
План:
1. Тематические занятия во всех возрастных группах. «Птицы на крыльях весну принесли»
2. Экологический праздник для детей старших и подготовительных групп «День птиц»
3. Беседы о птицах из Красной книги»
4. Выпуск газеты для родителей «Птицы наши друзья»
5. Реклама птиц «Птичий хоровод» (дятел, дрозд)
6. Выставка детских рисунков «Перелетные птицы»
7. Акция «Птичий домик»
- изготовление скворечников совместно с родителями
- развешивание скворечников на территории детского сада.
Информационный листок
Памятка
Берегите воду! Помните, что вода – это жизнь.
■ Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.
■ Наполняя ванну лишь наполовину, вы расходуете 150 литров воды.
■ Разовый смыв в туалете расходуется 6-8 литров воды.
■ Каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды.
■ Оставленный открытым кран «выливает» за час около 500 литров воды (50 ведер)
■ Утечка через смывной бачок (тонкая струйка толщиной в спичку) уносит 400-500 литров в сутки!
Внимание! Проверти все ваши краны в вашей квартире!
Это мы можем:
■ При пользовании водой не включать ее сильным напором.
■ Своевременно выключать воду, быть бережливым при пользовании водой.
■ Не допускать утечки воды вследствие неисправности кранов и унитазов.
■ Своевременно производить ремонт сантехники.
■ Обращать внимание ребенка на бережное отношение к воде.
■ не позволять себе мусорить на улице и засорять водоемы.
Информационный листок
Растения в народных приметах
Весна
Из
березы течет много сока – к дождливому лету
Увидел
на вербе пушок – весна на шесток
Когда
цветет черемуха, начинается похолодание
Когда
распускаются листья на дубе, похолодание бывает еще более сильным
На
прудах появились листья белых кувшинок – заморозков можно не ждать
Если
листья появятся на березе раньше, чем на ольхе и на клене, лето будет сухое,
если наоборот – мокрое
Коли
на святого Федота (31 мая) на дубу макушка с опушкой – будешь мерить овес
кадушкой
Коли
на святого Федота дубовый лист развернулся, земля принялась за свой род
Рассада
пьет поливку – сухой сенокос, не вбирает – мокрый
Обильный
урожай щавеля – к теплому лету.
ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ
От
колебаний воздуха, издаваемых транзистором, не могут подняться в воздух шмели,
жуки и другие насекомые.
Ежи
не такие молчаливые. Они умеют петь. Услышать их можно весной в лесу. Их звуки
похожи на звуки дроздов. Не обижайте ежей, не трогайте их! И весной вы услышите
их песни.
Змеи
глухие существа. На шаги человека они реагируют потому, что всем телом ощущают
запахи, ощущают тепло и даже воспринимают звуковые колебания.
В
воде тот сильнее, кто плавает быстрее.
10%
лесных пожаров происходит от самовозгорания, ударов молний, а 90% - по вине
человека.
Мухи
глухие, у них нет слуха.
Береза
живет 100-150 лет, ель – 300, акация и сосна – 400, дуб – 500 и более лет.
Почему
крапива «жжется»? В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При
прикосновении к коже кончик волоска ломается и содержимое выливается на кожу.
По
мнению ряда ученых ежечасно вымирает один вид растений.
Вода
покрывает ¾ поверхности Земли. Пресная вода составляет всего 3%
Приложение №11
Диагностическая анкета «Я и природа»
Цель: проверка первоначальных умений, навыков вести себя в природе.
Вопросы:
1. Любишь ли ты отдыхать на природе?
2.Что ты больше всего любишь делать на природе?
3.Ты помогал животным, растениям?
4.Ты помогал взрослым в охране природы?
5.Любишь книги о природе? Какие?
Диагностика экологических знаний
1.Назови и покажи на картинке животных (более 5 домашних и диких)
2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5)
3. Назови признаки, отличающие птиц от животных
4.Назови зимующих птиц (3-4)
5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида)
6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?
7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?
8. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида)
9. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)
10.Узнай, назови растение по цветку (5-6)
11.Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений?
12.Назови и покажи части растений
13.Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 5-6 видов)
14. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?
15Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
16.Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Зачем рыбе нужен хвост, плавники?
17. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года.
Критерии оценки ответов:
1балл - если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается;
2балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов;
3балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.
Подсчёт результатов:
-26 баллов - низкий уровень;
-42 баллов - средний уровень;
-57 баллов - высокий уровень.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.