Муниципальное
казенное дошкольное образовательное
учреждение
города Новосибирска «детский сад № 472 «Тигренок»
Ленинского района
«ЭКОБЭБИ»
Номинация: «Экологический проект»
Тема: «Путешествие по временам года»
Автор:
Ключерова Ирина Александровна(воспитатель)
Краткая аннотация проекта
* Целью данного проекта является создание условий для развития познавательной и эмоционально-творческой активности детей старшего возраста путём вовлечения их в совместное с взрослым проектирование деятельности экологического содержания.
* Данный проект необходим:
* Детям для развития
познавательных интересов к миру природы.
* Родителям для повышения уровня педагогической компетентности по
вопросам экологического воспитания в детском саду и семье.
* Воспитателям для улучшения в некоторой степени совместной формы
деятельности по экологическому воспитанию дошкольников - проектировании.
Методы реализации проекта
* Составить
перспективный план работы (с детьми, родителями, воспитателями).
* Интеграция со специалистами детского сада.
* Установить контакты с родителями по вопросам экологического воспитания в семье.
* Создать материальную
базу для создания условий реализации проекта.
Участники проекта
* Дети старшей группы № 3.
* Родители.
* Воспитатели
* Старший воспитатель.
* Узкие специалисты ДОУ (музыкальный руководитель).
Длительность проекта - 12 месяцев: (июнь 2017-май 2018 г.)
Актуальность проекта
Окружающий нас мир прекрасен
и удивителен. Мы восхищаемся гармонией форм, красок, звуков, разумностью
устройства. Для того, чтобы дошкольники смогли лучше понять яркие картины жизни
природы (леса, луга, водоёмов и т. д.), понять сезонные изменения, необходимы
определённые экологические знания. Традиционно в нашем детском саду эта работа
ведётся. Но результаты диагностики детей, анкетирования родителей, воспитателей
(приложение), показали, что существует проблема, которая выражается:
* в неудовлетворительных показателях уровней экологических знаний детей;
* в качестве уровня педагогической компетентности воспитателей;
* в отношении родителей к экологическому воспитанию детей в семье и в детском
саду.
Решение данной
проблемы мы видим в том, что необходимо объединить усилия воспитателей и
родителей через проектную деятельность.
Поэтому необходимость разработки проекта, направленно на обогащение
детского опыта новыми впечатлениями, знаниями о временах года, умение детьми
выражать свои суждения, умозаключения, включать воображение, память для
создания образов, эмоционально окрашивать своё отношение к происходящему.
Считаем, что реализация проекта позволит расширить и систематизировать знания
детей об изменениях, происходящих круглый год в растительном и животном мире, о
взаимосвязи в изменении времени года и одежды людей, труда, сформировать у
детей интерес к элементарной исследовательской деятельности в природе.
Необходимые условия реализации проекта
* Участие детей и родителей.
* Методические разработки.
* Перспективные планы.
* Конспекты.
* Интеграция образовательной деятельности.
* Интеграция со специалистами детского сада.
* Экологические мероприятия.
Цели и задачи проекта
Цель данного проекта является создание условий для развития познавательной и эмоционально-творческой активности детей старшего возраста путём вовлечения их в совместное с взрослым проектирование деятельности экологического содержания.
Задачи:
Для детей:
* Расширять представления детей о временах года; учить устанавливать связи между изменениями, происходящими в живой и неживой природе круглый год;
* Учить передавать свои впечатления по средствам художественно-творческой деятельности;
* Развивать
способность наблюдений за живой и неживой природой;
* Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и любовь к
окружающей среде.
Для родителей:
повысить уровень знаний по
данной проблеме с применением их в семье.
Для воспитателей:
совместно со специалистами разработать перспективный план по экологическому воспитанию.
Методы реализации проекта
1 этап - подготовительный
* Информирование о проекте коллектива, родителей.
* Подготовить диагностический материал – анкеты: для родителей воспитателей (Приложение).
* Составить смету расходов по приобретению необходимого пособия, оборудования, методической литературы.
2 этап – основной (июнь-май)
* Практическая
направленность работы по проблеме.
* Выявление затруднений в работе у вновь поступивших воспитателей по
вопросам экологического воспитания.
* Разработка перспективных планов: развлечений, праздников, досугов, дидактических игр, конспектов, тематических прогулок; обогащение развивающей среды.
* Работа по самообразованию – активность в выставках.
* Разработка детского проекта «Книжки – лучшие друзья»
Методы реализации проекта
Сотрудничество с родителями
* Семейное анкетирование.
* «Экологическое воспитание в семье».
* Оказание помощи в
оборудовании участка и оснащении уголка природы и обогащении книжного уголка по
экологическому воспитанию.
* Совместная работа в подготовке конкурсов, выставок, праздников.
* Презентация семейных альбомов, плакатов.
* Участие в детском
проекте «Книжки – лучшие друзья».
* Участие в театрализованной деятельности детей: постановки сказки
«Репка».
Работа с детьми
* Информации о
состоянии экологического воспитания.
* Диагностика детей через дидактические, экологические игры, беседы,
рассматривание картин, иллюстраций, анкеты родителей.
* Выставка творческих работ (совместно с родителями): рисунки, изделия
из природного материала, изделия из глины, солёного теста, оригами,
коллективное панно из круп.
* Создание авторских книжек-малышек на темы: «Люблю берёзку русскую», «Волшебная осень», «Люблю зимнюю природу», «Ах, эта чудная весна!»
Методы реализации проекта
3 этап - заключительный
* Презентация
детского проекта «Книжки – лучшие друзья».
* Выставка продуктивной деятельности: книжек – малышек по каждому
времени года.
* Подготовка и
проведение праздника «Волшебная природа».
* Проведение выставок детско-взрослых работ по теме проекта.
* Постановка театрального представления «Путешествие в сказку «Репка».
* Презентация проекта «Путешествие во времена года».
Ожидаемые результаты
У детей:
* Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, научатся рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира.
* Дети активнее будут отражать свои впечатления о природе в творческой деятельности.
* Приобретут опыт
сотрудничества со сверстниками.
* Дети научатся любить природу, сопереживать её бедам, бережно относится
к неё.
* Обогатится самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями.
* Обогатить представления о многообразии природного мира, о взаимодействии человека и природы.
* Повысится познавательный интерес, сформируется потребность и желание активно изучать природный мир.
У родителей:
Родители в ходе выполнения домашних заданий проявят свою заинтересованность к
этой теме, продемонстрируют детям свою осведомлённость в этом вопросе и смогут
проявить творческий подход.
У воспитателей:
* Через освоение практического принципа обучения у педагогов повысится
уровень педагогической компетентности по данной проблеме. Реализуя проект,
участники процесса «Родители-дети-педагоги» создадут триаду «содружества».
* Обогатится
предметно-развивающая среда необходимым оборудованием, пополнится
учебно-методическая база по данной проблеме.
Достигнутые результаты (на июнь 2017 г.)
Созданы условия, обеспечивающие практическое ознакомление с природой (на участке, в группе).
* Успешно реализуется
система мероприятий, направленных на нравственное воспитание, развитие
любознательности, познавательной деятельности.
* Освоены способы ухода за объектами уголка природы, участка. Дети
работают совместно с воспитателями.
* Дети проявляют любознательность: задают разнообразные поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывают мнения, делятся впечатлениями со взрослыми, сверстниками, стремятся отразить их в продуктивной деятельности: создают поделки из природного материала, рисуют животных и растения простыми способами, раскрашивают контурные изображения.
* Опыт эмоционально-положительного отношения к природе у детей стал более устойчивым.
* Дети проявляют
интерес к природным объектам, особенностям их жизни.
* У родителей значительно повысилась активность участия в мероприятиях
ДОУ, обогатились знания по данной проблеме.
* Родители пришли к выводу, что такое содружество «Ребёнок-родители-воспитатель»
оказывает положительное влияние на воспитание и развитие их детей.
* У воспитателей значительно повысился уровень компетентности,
улучшилось качество педагогической работы по данному направлению.
Оценка качества реализации проекта
* Оценка эффективности данного проекта будет осуществляться по следующим направлениям: родители-дети-воспитатели.
* Оценка качества
практической деятельности будет оцениваться администрацией ДОУ при
непосредственном наблюдении за реализацией проекта.
* Оценка активности, включённости родителей в данный проект будут
оценивать после анкетирования при непосредственных беседах с родителями,
участие в совместных мероприятиях группы и ДОУ.
* Оценка качества овладения детьми знаниями о родной природе, уровня
экологической воспитанности будут оцениваться по результатам обследования в
конце реализации проекта и участия детей в различных мероприятиях ДОУ, района,
города.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
Диагностика детей
Животные
* Знают ли дети животных основных классов (звери, птицы, насекомые,
рыбы, земноводные)?
* Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?
* Знают ли, как обеспечить уход за животными?
* Владеют ли обобщёнными представлениями «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые»?
Растения
* Выделяют ли
дети растения среди других объектов природы?
* Умеют ли различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
* Знают ли потребности растений?
* Знают ли особенности ухода за комнатными растениями?
* Относят ли растения к живым существам?
Человек
* Как ты
думаешь, кто такой человек?
* Ребёнок – это человек? Почему ты так думаешь?
* Чем отличается взрослый человек от ребёнка? Чем они похожи?
* Чем все люди похожи?
* Чем человек отличается от животных и растений?
* Чем человек похож на животных и растения?
Приложение №2
Анкета для родителей «Я – мой ребёнок-природа»
* Как часто вы выходите (выезжаете) с детьми на природу? Какая цель этих мероприятий?
* Считаете ли вы себя экологически воспитанным человеком? В чём это проявляется?
* Ищите ли вы способы углублять, расширять ваши знания для более полного, гармоничного общения с детьми?
* С какими дарами природы вы возвращаетесь домой?
* Нравится ли вам отвечать на каверзные детские вопросы?
* Обсуждаете ли вы вместе с детьми что-то новое (только что узнанное) о животных, растениях?
* Есть ли у вашего ребёнка постоянные обязанности по уходу за комнатными растениями, домашними животными?
* Считаете ли вы, что воспитание в детях любви к природе обязательно?
* Говорите ли вы с детьми о том, как вести себя на природе?
* Какое мероприятие экологической направленности вы могли бы провести в детском саду (или оказать помощь в проведении подобных мероприятий)?
* Делаете ли вы вместе с детьми кормушки для птиц?
* Сделали ли вы сами что-нибудь нужное (полезное) для природы?
* Привлекаете ли вы детей к работе на земле (посадки овощей, цветов, деревьев и т. д.)
Приложение № 3
Анкета для воспитателей
* Считаете ли вы, что проектирование является одной из необходимых совместных форм деятельности экологического воспитания в детском саду и семье?
* Ваша роль в экологическом воспитании дошкольников?
* Какие формы, методы, приёмы вы используете для развития познавательных интересов, любознательности для проявления гуманно-ценностного отношения к природе на прогулках?
* Как часто вы используете проектирование по экологическому воспитанию дошкольников?
* Довольны ли вы уровнем экологической воспитанности ваших детей?
Если нет, обоснуйте, почему?
* Участвуют ли родители в экологическом воспитании детей?
* Считаете ли вы, что в вашей группе существует проблема экологического воспитания? Если да, какова причина?
* Что бы вы хотели изменить в работе в этом направлении?
* В какой методической помощи вы нуждаетесь?
Приложение № 4
Результаты диагностики детей
Дети старшего возраста (30 детей)
Цель: диагностика с помощью опосредованного контакта
воспитателя и ребёнка. Извлечь необходимую информацию об уровне экологической
культуры
Июнь 2017 г.:
низкий – 25%
средний – 35%
высокий – 40%
Май 2018 г.:
низкий –%
средний –%
высокий –
%
Приложение №5
Результаты анкетирования родителей
Родители (30 родителей)
Цель: определить уровень педагогической компетентности по
экологическому воспитанию в семье и в д/с.
Июнь 2017 г.:
низкий – 35%
средний – 65%
высокий – 5%
Май 2018 г.:
низкий –%
средний –%
высокий –
%
Приложение №6
Результаты анкетирования воспитателей
Педагоги (24 педагога)
Цель: определить уровень педагогической компетентности по
использованию проектирования и выявлении причины неудовлетворённого результата
мониторинга детей.
Июнь 2017 г.:
низкий – 0%
средний – 55%
высокий – 45%
Май 2018 г.:
низкий –%
средний –%
высокий
–%
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.