Министерство общего профессионального образования Свердловской области
Управление Образования МО «Верхнесалдинский городской округ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени А.С.Пушкина»
Экскурсии в школьном музее как одна из активных форм патриотического воспитания обучающихся
Автор работы:
Хайруллина Диляра Аглямовна, учитель русского языка и литературы
В. Салда 2023 г.
Цель Проекта – создание актуальной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей.
Миссия Проекта – воспитание выпускников школы со сформированной широкой библиотекой патриотических качеств, высоким уровнем социальной и интеллектуальной компетентности.
Предлагаемая система ориентирована на воспитание у школьников внутренних, нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование патриотизма.
Форма данной учебно-воспитательной работы, построенная на принципах наглядности, самодеятельности учащихся, оказывает наиболее эффективное воздействие на современных детей. Эта форма работы имеет аудиовизуальные возможности, обладающие положительным эффектом в восприятии информации. Экскурсии, созданные для школьников с учетом возрастных особенностей и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей. Поскольку Проект ориентируется на формирование и развитие этических качеств личности средствами различных способов наглядности, экскурсии являются основополагающими в создании эмоционального отклика экскурсантов.
Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) выстраивается с учетом взросления школьников, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала.
Задача каждой экскурсии – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя (героев), модель поведения. К каждой экскурсии создается презентация, подбираются экспонаты, облегчающие способ подачи учебновоспитательного материала, раскрывающие замысел содержания ее. Важный результат экскурсии – возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством.
Основой системы воспитания Проекта является проведение социальных практик (участие в проектах, конкурсах, акциях), реализуемых в соответствии с тематикой прослушанных экскурсий.
Цель социальных практик – создание условий для развития у детей и подростков понимания и принятия ценности созидательных качеств личности, формирования потребности в проявлении активности.
Социальные активности популяризируют тему активного субъектного участия школьников на местном, региональном, национальном уровнях; предоставляют возможности для получения опыта участия в общественных процессах в контакте с различными общественно-государственными структурами (образовательные организации города, научно-практические конференции ВСГО (городские НПК для обучающихся 7-11 классов; Конкурс публичной защиты исследовательских работ и проектов обучающихся 2-6 классов «Мои первые исследования и открытия»; «Рождественские чтения»; «Грумовские чтения»), Всероссийский конкурс научно-методических разработок «Растим патриотов: теория и методика гражданскопатриотического воспитания в поликультурном мире», Межрегиональный конкурс «Мой музей» отдела музейной педагогики Московского государственного объединенного музея-заповедника; Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности»; Всероссийский конкурс «Напиши письмо фронтовику»; Всероссийский конкурс «Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Люди и судьбы» Мультимедийного исторического парка «Россия — моя история. Свердловская область»; участие в публикации в энциклопедии «Великая Отечественная» и др.)
Система воспитания школьников, создаваемая в рамках Проекта, позволяет организовать воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме.
Проект разработан в соответствии с рабочей Программой воспитания общеобразовательной организации, предназначена для реализации в общеобразовательном учреждении в течение 2020-2025 гг.
Проект предлагается реализовать в рамках основных (инвариантных) модулей Программы воспитания, что позволит соблюдать основные принципы единства и целостности, системности, преемственности и непрерывности, обеспечивающие максимальную эффективность воспитательной работы со школьниками.
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) может предусматривать:
-максимальное использование воспитательных возможностей содержания экскурсий на уроках для формирования у обучающихся понятий о нравственных качествах человека, традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений.
Система воспитания в рамках Проекта нацелена на формирование нравственных качеств личности школьников. Воспитательные занятия (экскурсии) проводятся в рамках внеурочной деятельности и состоят из следующих блоков:
1. Просмотр экскурсии на определенную тематику
2. Обсуждение экскурсии по материалам, представленным на мероприятии, во время которого решаются поставленные педагогом задачи
3. Участие в социально значимых практиках (инициативах), конкурсах по теме экскурсии.
Обсуждение идей социальных практик проводится сразу после экскурсии. Необходимо зафиксировать в сознании детей возникшую потребность подражать положительному примеру, выраженную в стремлении к конкретному действию. Завершением данного этапа работы должен стать составленный примерный план выполнения общественно полезного дела. Социальные практики могут быть реализованы на уровне класса; школы; за пределами школы (район, город, область, страна).
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, может предусматривать:
- планирование и проведение классных часов с использованием материалов экскурсии;
- формирование условий для доверительного общения и поддержки обучающихся в осмыслении и обсуждении значений нравственных качеств человека и последствий нравственного выбора человека для него лично, для его близких, общества, государства, мира; совместный поиск решений вопросов, поднимаемых темой экскурсии;
- поддержка классными руководителями инициативы школьников в реализации социальных практик, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении;
- организация социальных практик классного, школьного и внешкольного уровня, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения.
Реализация воспитательного потенциала социальных практик, нацеленных на создание предметно-пространственной среды, может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
-оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики школы; Российского государства в разные периоды истории, исторической символики региона;
-оформление тематических стендов, транспарантов, связанных с памятными историческими, военными событиями, в память героев и защитников Отечества;
- поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории, мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
-оформление и обновление стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-
нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях,
-пополнение и обновление материалов (экспозиции, экспонаты, выставки, летописи, архивы и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся может предусматривать:
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке, организации и проведению социальных практик.
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства может предусматривать:
-участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий (дни открытых дверей, вечер встречи, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
-проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
-реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами патриотической направленности, ориентированных на воспитание обучающихся.
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел может предусматривать выполнение следующих социальных практик:
- участие во всероссийских и международных акциях, конкурсах по теме экскурсии;
- общешкольные праздники, ежегодные творческие мероприятия, фестивали, значимые события патриотической направленности, связанные с памятными датами.
В школе традиционно используются следующие формы по организации военно-патриотического воспитания школьников:
1) музейные экспозиции-выставки, например: «Жизнь школы в годы ВОВ», «Школа-госпиталь 18-45», «Сменившие указку на винтовку», «Учителя – ветераны ВОВ» и другие;
2) защита исследовательских проектов учащихся «Об учителях-ветеранах»,
«Выпускники приносят славу ей…», «Судьбы раненых бойцов госпиталя»,
«Оценка исторических событий в СМИ», «О выпускниках школы – афганцах»,
«Сменившие указку на винтовку», «Чтобы помнили…» и другие;
3) организация встреч с ветеранами горячих точек, членами Совета ветеранов города, ветеранами школы – детьми войны, представителями военных учебных заведений;
5) проведение дневных походов для старшеклассников военно-
патриотической направленности; военизированных эстафет «Весёлые старты» для 5-8 классов, школьных Малых Олимпийских игр; школьных игр в рамках декады молодого бойца: «Малая Зарничка» (5-9 классы), «Молодецкие забавы» (10-11 классы), спортивной игры по станциям «Сильнее, выше, лучше» (5-6 классы) и другие;
6) организация проведения в каждом классе в течение учебного года тематических классных часов (уроки Мужества, уроки, посвященные юбилейным датам);
7) ежегодное участие команды школы в городской военной игре-конкурсе
«Армейские старты»;
8) организация военных сборов для юношей 10 класса;
9) подготовка альбома «История школы» (раздел «Школа в годы войны, школа
– госпиталь, учителя – участники войны»), альбома «Афганская война. 1979 –
1989 гг. 25-летию вывода советских войск из Афганистана посвящается….» и
др.;
10) организация экскурсий учащихся за пределы Верхнесалдинского городского округа: Тагильская ракетная дивизия (п. Свободный); выставка военной бронетанковой техники (г. Н. Тагил); международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов ArmsEXPО (г. Н. Тагил, п.
Старатель);
11) организация и проведение школьных отборочных этапов для участия в городских конкурсах чтецов стихов «О героях былых времён», песен военной тематики «Песни, опалённые войной»; в конкурсах сочинения стихов, сочинений, рассказов, эссе, рецензий на произведения военной тематики;
12) возведение Памятного Креста на могиле солдат, умерших в военном госпитале 1845, ежегодно организация уборки территории, проведение митингов на мемориале Памятного Креста.
В работе с обучающимися используется опыт ветеранских организаций по преемственности поколений:
1)поздравление ветеранов – учителей, детей войны в день пожилого человека, День Победы (листовки в микрорайоне расклеивают учащиеся начальной школы);
2) взаимодействие актива школьного музея с городским Советом ветеранов (предоставление архивных материалов из школьного музея Л.П. Заводской); 3) участие в митинге у Памятного Креста воинам, умершим в госпитале 1845, на старом кладбище с приглашением ветеранов-педагогов, представителей Совета ветеранов (присутствуют и выступают М.Г.Злыгостева, Т.А.Ходанецкая, З.В.Кулакова); выступления на классных часах, уроках Мужества (например, встреча с выпускницей школы 1948 г Г.В.Оносовой).
Во всех перечисленных формах работы используется материал экскурсий «Жизнь школы в годы Великой Отечественной войны», «Школагоспиталь 18-45», «Сменившие указку на винтовку», «Учителя – ветераны Великой Отечественной войны», «Человек-легенда», «Чтобы помнили…» и др. При оформлении проектных исследовательских работ архивные документы изучаются непосредственно в самом музее. Экскурсии устраивались в дни боевой славы в аудиториях, экскурсоводы использовали презентации. Активно используются музейные экспозиции, связанные с традициями школы им. А.С.Пушкина, при организации литературных композиций, спектаклей, концертов, уроков, посвященных дням памяти поэта и т.д., традициями, которые зарождались еще в довоенное и военное время. В 2011-2016гг музей располагался в здании МУК, поэтому некоторые экскурсии были выездными, заочными, использовались презентации, где ребята знакомились с экспозициями музея виртуально. Но музей продолжал свою деятельность и непосредственно во временных музейных комнатах: экскурсии организовывались во время декады боевой славы, месячника военно-патриотического воспитания, посвященного 9 Мая, в праздник вечера Встречи выпускников, на городском семинаре.
Архивные документы используются при подготовке конкурсных работ, написании стихов, сочинений, рассказов, эссе, посвященных юбилейным датам (юбилей Победы, юбилей школы, юбилей директора школы Е.Б.Колтунова и другие памятные даты), при проведении митинга на мемориале Старого кладбища, а также при подготовке этапов игр «Армейские старты», «Малая Зарница» и др. в декаду боевой славы. Экскурсии проводятся для школ города, фрагменты экскурсий военной тематики используются на областных конкурсах «Модель воспитательной работы школы» и др. Большую помощь оказала экскурсионная выставка и архивный материал по военной теме из истории школы при написании книги о школе№1.
Таким образом, я считаю, что экскурсии в музее школы - одна из активных форм патриотического воспитания учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.