Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Ялуторовска
Гимнастика – царица здоровья!
Автор:
Шмурина Елизавета
г Ялуторовск
МАОУ «СОШ № 3»
2 Б класс
Руководитель:
Катлинских Лидия Готфридовна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 3»
e-mail: katlinskikh.lida@mail.ru
г Ялуторовск
ул. Кармелюка 11
тел. (34535)2-00-46
e-mail- yalschool3.ru
г. Ялуторовск
2020 – 2021 учебный год
Аннотация
Заниматься меня отдали рано – в 5 лет. Когда я попала на тренировку, мне было очень интересно. Много необычных снарядов, таких, как брусья, бревно, прыжок. Я сразу попыталась сделать с ними упражнения повторить, но! Почему то не получалось!!!
И мой тренер говорил, что нам, таким маленьким, ещё рано выполнять упражнения на снарядах.и поэтому первый год тренировок проходил не как тренировка, а как игра: весело, интересно и легко! Зато всего после одного месяца таких занятий я уже сидела на всех шпагатах, вставала в мост и делала «колесо»!
Вы скажете: «Что-то слишком быстро!». А это всё потому, что приходя домой, я пыталась показать все элементы, которые мы учили на тренировках, своей маме дома. Мама со знанием дела подсказывала мне «маленькие хитрости», которые нужны для выполнения того или иного элемента. Например: куда нужно перенести тяжесть тела, когда встаёшь с мостика, какими мышцами нужно при этом оттолкнуться; как правильно нужно растягиваться, чтобы не травмировать связки и самое важное, нужно всегда было помнить, что перед выполнением элементов обязательно нужна разминка.
Не всё получается с первого раза – это факт! Я накручивала по 100-200 «колёс» дома каждый день, мама говорила: «Отдохни!», а я всё крутила и крутила и говорила: «Не остановлюсь, пока не получится!» И, о, счастье – получилось! Радости не было предела!!!
И все старанья эти не напрасны!
Победы вкус так чувствовать прекрасно!
Поддерживать спортсменов наших дружно
Готовы мы повсюду и всегда.
Я не смогу, наверно, никогда
Понять людей, что к спорту равнодушны!!!
Так начались мои маленькие победы – победы над собой! Мои старания заметил тренер и через год в 6 лет, мне предложили перейти заниматься в группу с взрослыми девочками. Там я была самая маленькая и по возрасту, и, наверное, поэтому старшие девочки ко мне очень хорошо относились – всегда доброжелательно подсказывали мне ошибки, жалели меня, если что-то не получалось, подбадривали. Поэтому я всегда с удовольствием ходила на тренировки. Мне очень нравилась моя компания, мои старшие подруги и самое главное мне нравилось то, что я уже умела делать что-то необычное.
Начинался этап соревнований. Мои первые выездные соревнования проходили в г. Ишиме, и поехала я туда, когда мне было 6 лет. Когда маме предложили взять меня на соревнования, она очень переживала, как я буду без неё справляться в поездке, и поэтому она сначала спросила меня, хочу ли я поехать на соревнования? Я сказала, что очень хочу!!! А тренер и старшие девочки пообещали, что я всегда буду под их присмотром! И мама отпустила меня. Из Ишима я вернулась с четырьмя наградами, тренер сказал, что это очень хорошо, так как это был турнир по спортивной гимнастике, посвященный памяти чемпиону В. Шахлину
После этого меня стали брать и на другие междугородние соревнования. Тренируюсь я сейчас 5 раз в неделю, по 3 часа в день! Одним словом, спорт –это моя жизнь! Про уроки я тоже не забываю. Всегда выполняю домашнее задание, даже если я приезжаю с соревнований, то обязательно прорешиваю всё, что прошли мои одноклассники, потому что не хочу, чтобы у меня были «тройки». Я очень стараюсь!!! Да, сейчас, конечно, не так легко, как раньше, когда я была маленькой. Требования в спорте и в учёбе всё выше и выше. И учебный и тренировочный процесс – уже не в игровой форме! Но как радостно и приятно прийти домой и громко крикнуть: «МАМА – Я ПЕРВАЯ!!!»
Цель: Изучить спортивную гимнастику, как вид спорта, собрать информацию об истории спортивной гимнастики, собрать сведения из архива ДЮСШ, об особенностях снаряжения гимнасток, исследовать отношение к спорту и влияние гимнастики на обучающегося, доказать, что физическое самовоспитание и самосовершенствование – условия здорового образа жизни.
Задачи:
1. формировать потребность к здоровому образу жизни;
2. формировать представление о самой себе;
3. развивать мотивацию к занятиям гимнастикой;
4. развивать волевые качества.
Гипотеза исследования:
Я предполагаю, что для того, чтобы быть красивым, здоровым, сильным духом, человек должен заниматься спортом. Систематические и регулярные занятия благоприятно влияют на здоровье и работоспособность человека. Если я узнаю, как можно больше о гимнастике, то это будет не только моё увлечение, но и интересная наполненная и полноценная жизнь.
Тема работы особо актуальна в наше время, когда уделяется большое внимание здоровью человека.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
стр
Паспорт проектной работы 5 - 6
Введение 7 - 8
Глава I Основная часть 9
1.Почему я выбрала спортивную гимнастику 9
Глава II. Практическая часть 10- 12
1.От зарождения до олимпийских игр. 10
2. Условия для занятия гимнастикой в моем городе. 10
3. Сведения из архива ДЮСШ 10
4.Отношение сверстников к занятиям спортом. 10
5.Положительные и отрицательные моменты занятия гимнастикой 11 - 12
5.1 Гимнастика – занятие для молодых. 11
5.2. Эстетическое совершенство «художниц» 12
5.3. Влияние спортивной гимнастики на здоровье 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Приложение 15 -25
Паспорт проектной работы
Название проекта - «Гимнастика – царица здоровья!»
Автор проекта – Шмурина Елизавета, ученица 2 Б класса
Участники: Терлеев Тимофей, Корсуков Саша, Кудряшов Глеб, Полякова Варвара, Фёдорова Амина, Сафронова Вика, Сильванович Ирина
Состав проектной группы – учитель – Катлинских Лидия Готфридовна
родитель – Шмурина Наталья Юрьевна
Научный руководитель – Катлинских Лидия Готфридовна
Идея проекта:
По доминирующей деятельности – проект носит практико – исследовательский характер
По предметно-содержательной области – это межпредметный проект (окружающий мир, физическая культура)
По характеру контактов – общение среди участников школы.
Актуальность темы продиктована нашей действительностью. Здоровый образ жизни – это гарант успешности, хорошего настроения, а главное – долголетия!
Предмет деятельности.
Автор проекта попытался углубить знания о спортивной гимнастике, и ее влиянии на здоровье человека.
В ходе проектной работы Елизавета знакомилась с информацией по интересующей её теме в научно-популярной литературе, учебниках, энциклопедии, в Интернете, а также беседовала с родственниками, знакомыми, одноклассниками. Она подбирала иллюстрации, фотографии.
Кроме того, Елизавета приняла активное участие в создании буклета, предполагая различные, способы и средства для организации активного отдыха и здорового образа жизни.
Цель: изучить - спортивную гимнастику и ее влияние на здоровье человека
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. развить навыки самостоятельной исследовательской работы, изучая информацию о спорте;
2. показать важное, значение спорта в жизни человека;
3. сформулировать основные качества, которые помогут стать настоящим спортсменом;
Объект исследования: спортивная гимнастика
Предмет исследования: представление учащихся о спортивной гимнастике, их отношении к ней.
Методы и приёмы:
1. Изучение интернет-ресурсов, специальной литературы, архива ДЮСШ
2. Ситуации своего будущего;
3.Подготовка программы для презентации и выступления;
Практическая значимость проекта и сроки реализации:
Материал проекта может быть использован учащимися начальных классов для проведения классного часа о спортивной гимнастике и ее влиянии на здоровье, а также будет полезен и взрослым, и детям в повседневной жизни. По продолжительности – над проектом работали с сентября по январь
Ожидаемый результат:
• развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
• создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
• обогащение взрослых и детей знаниями о спортивной гимнастике и ее влиянии на здоровье.
Введение.
Гимнастика… Какое совершенство…
Владенье телом, трепетность души,
И красота струящегося жеста,
И элементов трудных виражи!
До вздоха все отточены движенья.
Сама - мила, прозрачна и легка;
Но сколько в ней, упорства и стремленья,
И живости, и сил, и огонька!
Народная мудрость гласит: "В здоровом теле – здоровый дух". В нашей стране очень активно развивается спорт, как профессиональный, так и любительский. Для организации активного отдыха и здорового образа жизни предлагаются различные способы и средства. Я занимаю активную позицию в этом вопросе. Наблюдая за тем, как мои одноклассники тяжело просыпаются утром, нередко опаздывая на первый урок, трудно включаются в работу, зевают, ленятся, считаю необходимым вовлекать как можно больше детей в различные виды спорта. Свой творческий проект по физической культуре я решила посвятить самому изящному и зрелищному виду спорта – спортивной гимнастике. От своего наставника я наслышана о красоте и совершенстве этого вида спорта и о том, что гимнастика способствует развитию гибкости, ловкости, координации движений, чувства ритма. Но мне хотелось бы немного глубже проникнуть в историю зарождения этого вида спорта, собрать информацию об особенностях снаряжения гимнасток, исследовать влияние гимнастики на обучающегося, доказать, что физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие здорового образа жизни.
Актуальность: Здоровый образ жизни – это гарант успешности, хорошего настроения, а главное – долголетия!
Цель моего исследования: изучить спортивную гимнастику и ее влияние на здоровье человека. Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
1. развить навыки самостоятельной исследовательской работы, изучая информацию о спорте;
2. показать важное, значение спорта в жизни человека;
3. сформулировать основные качества, которые помогут стать настоящим спортсменом;
Гипотеза: Я предполагаю, что для того, чтобы быть красивым, здоровым, сильным духом, человек должен заниматься спортом. Систематические и регулярные занятия благоприятно влияют на здоровье и работоспособность человека. Если я узнаю, как можно больше о гимнастике, то это будет не только моё увлечение, но и интересная наполненная и полноценная жизнь.
Тема работы особо актуальна в наше время, когда уделяется большое внимание здоровью
человека.
Объект исследования: спортивная гимнастика
Предмет исследования: представление учащихся о спортивной гимнастике, их отношении к ней.
Методы и приёмы:
1. Изучение интернет- ресурсов, специальной литературы, архива ДЮСШ
2. Анкетирование и обработка результатов;
3. Ситуации своего будущего;
4. Подготовка программы для презентации и выступления;
Глава I. Основная часть.
Почему я выбрала спортивную гимнастику?
Спортивная гимнастика считается одним из самых красивых видов спорта. Но, как и для любого спортсмена, для гимнасток – это упорный и самоотверженный труд. Вот уже 4-ый год я пять раз в неделю по несколько часов занимаюсь гимнастикой. Не скрою, часто после таких тренировок болит спина, ноют мышцы, пальцы рук не чувствуют предмета, а дома ещё ждут школьные домашние задания. Поначалу, устав от постоянного контроля со стороны мамы и педагогов, требований тренера, пыталась бросить. Очень хотелось наесться вдоволь пирожных, полежать перед телевизором, поиграть в компьютере или погулять с подружками. Но, благодаря настойчивости мамы, вскоре привыкла, заметила положительные изменения в осанке, поняла, что во многом достигла большего, чем сверстники, почувствовала вкус побед. В прошлом году мне был присвоен I юношеский разряд.[1]
Глава II. Практическая часть.
1. От зарождения до олимпийских игр.[2]
Меня заинтересовало значение слова «гимнастика». Из Википедии я узнала, что слово, «гимнос» - греческого происхождения в переводе – «обнажённый». В Древней Греции каждый юноша для совершенствования своего тела обязательно занимался физическими упражнениями, причем в обнажённом виде.
Спортивная гимнастика – исключительно женский вид спорта, но, несмотря на это, у него много поклонников. Он сочетает в себе такие виды искусства, как танец и музыка.
Листая страницы интернета, узнала, что основателями современной гимнастики стали 4 «Д». Это: Франсуа Дельсарт - французский теоретик сценического жеста, автор выражения «поэзия тела». Благодаря ему возникла Эстетическая гимнастика.
Автор ритмической гимнастики – Эмиль Жак Далькроз, преподаватель музыки и пения из Женевы, использовал её при подготовке к игре на музыкальном инструменте2
Французский физиолог Жорж Демени, создал танцевальную гимнастику, способствующую улучшению осанки, обретению гибкости и ловкости, плавности и грациозности походки.
Танцовщица Айседора Дункан, её танцы - построены на движениях свободной пластики, где смешаны спорт и искусство, напоминают современную художественную гимнастику.
Именно слияние этих 4-х направлений способствовало возникновению этого прекрасного вида спорта. В России он появился в конце XIX, начале XX века, как способ выражения движения, и стал олимпийским.
Первый чемпионат по спортивной гимнастике был организован в Советском Союзе в апреле 1941 года в Ленинграде. К сожалению, в 40-е годы развитие советского спорта остановилось из-за Великой Отечественной войны. И только с 1949 г. ежегодно начинают проводиться чемпионаты СССР, а с 1965 – соревнования на Кубок СССР по гимнастике. 1954 год славится первыми мастерами спорта. С показательными выступлениями гимнастки выезжают в Германию, Бельгию, Францию, Чехословакию, Югославию. После чего, в 1963 году, гимнастика признана Международной федерацией гимнастики видом спорта, а с 1984 года – олимпийским видом спорта.
Выводы: таким образом, Россия по праву считается родиной гимнастики. В истории её развития можно выделить следующие этапы:
с 1917 по 1945 гг. – зарождение как средство физического развития девушек;
с 1948 по 1954 гг. – становление гимнастики, как вида спорта;
с 1955 по 1983 гг. – совершенствование научно-методической основы советской школы гимнастики и выход её на международную арену;
с 1984 по 1992 гг. – выход на олимпийскую арену;
с 1992 г. – развитие гимнастики в условиях независимых государств.
2. Условия для занятия гимнастикой в моем городе.
Юным ялуторовчанкам повезло. В нашем небольшом городе уже более 18 лет существует секция по спортивной гимнастике.
Мой наставник – мастер спорта по художественной гимнастике, Аверина Ирина Николаевна, тренер высшей категории, трудится в спортивной школе, и подготовила за эти годы 3 кандидатов в мастера спорта и 15 обладательниц 1-го взрослого и 1-го юношеского разрядов по спортивной гимнастике. Ирина Николаевна имеет и хореографическое образование, поэтому все композиции её воспитанниц отличает особая гармоничность, согласованность и пластичность движений.
3.Сведения из архива ДЮСШ
Приятно отметить, что Ирина Николаевна, окончив Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, в г. Омск, в настоящее время занимается тренерской деятельностью в данной спорт школе. (Приложение 3)
Каждый год набирают малышей в ДЮСШ, следовательно, из года в год юные ялуторовчанки имеют возможность приобщиться к красоте.
4. Отношение сверстников к занятиям спортом.
С целью приобщения к занятию спортом и выявления отношения к урокам физкультуры, среди моих одноклассников была проведена беседа на тему: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Вывод: В моем классе 100% выбирают спорт!
5. Положительные и отрицательные моменты занятия гимнастикой.[3]
5.1. Гимнастика занятие для молодых.
Как и в любом спорте, в художественной гимнастике есть свои «плюсы» и «минусы». Главные качества гимнаста не только сила воли, выносливость, но и пластика. Поэтому, начинать занятия гимнастикой желательно с 4-5 лет, так, как организм ребёнка более восприимчив к развитию гибкости, координации и быстроты движений. И, как правило, уже к 16-ти годам многие спортсмены расстаются с гимнастикой и переходят в спортивный балет, фитнес или аэробику. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-25 лет.
5.2. Эстетическое совершенство "художниц".
Спортивная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Многочасовые тренировки развивают гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинируют спортсменку, совершенствуют её тело, учат владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляют чувство уверенности в себе, что очень важно в современном мире. Музыкальное сопровождение развивает слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца не только расширяют общий кругозор девушек, знакомят с народным творчеством, но и пробуждают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, чувства ритма, танцевальности и раскрепощенности, эмоциональности и совершенствованию двигательных качеств. По сравнению с художественной гимнастикой, спортивная — более доступный и безопасный вид спорта, но к внешнему виду спортсменок предъявляются очень высокие требования.
Исполняя гимнастический танец, «художница» обязана выглядеть эффектно. Волосы укладывают в тугой пучок, закрепляют шпильками и фиксируют лаком, чтобы причёска не распалась во время выступления. Важный атрибут каждой гимнастки - красивый, яркий купальник, расшитый стразами для большей яркости и привлекательности. На стопах только полутапочки.
5.3. Влияние спортивной гимнастики на здоровье.[4]
По мнению врачей, занятия гимнастикой положительно влияют на здоровье. Ведь частота пульса у гимнасток в 2 раза превышает частоту пульса сидящего человека. Следовательно, сердечно-сосудистая и дыхательная системы активно работают и развиваются, укрепляется иммунитет.
Однако, как и в любом виде спорта, возможны травмы. Чаще всего травмируются нижние конечности, а именно коленный и голеностопный суставы. Это связано с большим количеством сложных прыжков.
Синяки и ссадины – постоянные «гости» на моем теле.
И все же, я говорю спортивной гимнастике – ДА, я выбираю этот спорт, а вместе с ним – гармонию и красоту!
Заключение
При работе над проектом мы попытались смоделировать ситуацию моего будущего: с гимнастикой и без гимнастики
У гимнасток всегда прекрасная гордая осанка, красивая фигура, пластичные, красивые движения. А ведь это очень важно и для девочек, и для женщин, в которых они вырастут. Девочка, занимавшаяся, спортивной гимнастикой, в будущем сможет легко перейти к занятиям танцами, аэробикой, к тренерской деятельности. А еще в спортивной гимнастике дети обретают неповторимое умение преподнести себя, как, наверное, во всех зрелищных видах спорта. Улыбка, разворот плеч, наклон головы, каждый жест - все здесь выверено, красиво, уверенно. И, даже если девочка не пойдет по пути соревнований и славы, эти умения и навыки останутся с ней на всю жизнь, а это, согласитесь, тоже немало. На основании изученных фактов и проведенных исследований мы считаем, что наша гипотеза – «Предположим, что для того, чтобы быть красивым, здоровым, сильным духом, человек должен заниматься спортом. Систематические и регулярные занятия благоприятно влияют на здоровье, и работоспособность человека нашла свое подтверждение. БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ. СПАСИБОЗА ВНИМАНИЕ.
Так же мы разработали буклет. Он представлен в работе ( см. Приложение 1).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Богатырев В.С. Методика развития физических качеств юношей: Учебное пособие. – Киров, 1995 г.
2. Бирюк Е. В., Ритмическая гимнастика. Киев: Молодь, 1986.
3. Вострокнутов В.С. Формирование основ здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ (методическая разработка). – Москва.,Изд. Регион, 2000.
4. Вострокнутов В.С. Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой // Методические рекомендации. - Москва: Изд. Регион, 1999.
5. Воробьева С.П. Показатели физического здоровья как фактор формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой // Олимпийское образование и олимпийский спорт: история, состояние и перспективы развития, тезисы II обл. науч. конф. молодых ученых).
6. Евсеев Ю. И., Физическая культура. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
Казакевич Н. В., Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е., спортивная гимнастика. Методическое издание в электронной версии. СПб, 2001.
Моисеева Л. В., спортивная гимнастика как нетрадиционная форма занятий по физическому воспитанию. Методическое издание в электронной версии. Саранск, 2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Буклет
Спортивная гимнастика-вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. Для женщин – на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках, вольных упражнениях, для мужчин – в вольных упражнениях , прыжках, на коне, кольцах, брусьях и перекладине.
Будьте здоровы!
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№3 » г Ялуторовска
Гимнастика – царица здоровья!
Шмурина Елизавета,
ученица 2 б класса
Вольные упражнения
Выполняются на специальном гимнастическом ковре 12на 12 м. Ковер имеет эластичную поверхность-достаточно плотную для толчков, но в то же время, обеспечивающую спортсменам мягкое приземление. Они представляют собой комбинацию из отдельных элементов (кувырок, сальто, шпагат, стойки на руках) и их связок, разных по темпу и «настроению».
Опорный прыжок
Выполняется с разбега с использованием дополнительной опоры. Длина снаряда – 1,6 м., ширина – 0, 35 м .Спортсмен разбегается по специальной дорожке длиной 25 м. и шириной 1м., отталкивается ногами от мостика – амортизирующего приспособления высотой 20 см. наклонного к линии разбега, а затем производит дополнительный толчок руками от снаряда. Исполняемые прыжки могут быть прямые, сальто с переворотом.
Разновысокие брусья
Это спортивный снаряд, применяющийся в спортивной гимнастике у женщин. У мужчин используются параллельные брусья. Представляют собой две горизонтальные жерди, расположенные на разной высоте. Представляют собой сдвоенный снаряд. Отличие брусьев от перекладины заключается также в диаметре жерди, а также тем, что жердь деревянная, а не из стали.
Бревно – один из снарядов в спортивной гимнастике. Это горизонтальный брус длиной 5 м. и шириной 10 см. , поставленный на высоте 125 см. Снаряд покрыт кожей или замшей. Соревнования на бревне входят в программу турниров. Выступление на бревне состоит из трех этапов, подъем на снаряд, выступление и завершающий соскок.
Конь – один из снарядов в спортивной гимнастике. Упражнения на коне входят в программу мужских соревнований, кроме того, конь использовался до 2000 года в качестве снаряда для опорного прыжка. Конь состоит из металлической подставки и вытянутой деревянной или пластиковой основы, обшитой специальным эластичным материалом, предотвращающим скольжение. Упражнения на коне состоят из комбинации маховых движений ногами, а так же кругов ноги вместе и ноги врозь, проходок по коню, соскока. Все элементы могут выполняться, как в упоре поперёк, так и в упоре продольно. На теле, в упоре на ручках, в упоре на одной ручке, между ручек и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Репетиция перед выступлением
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Первое место в городе Ишиме с тренером Авериной Ириной Николаевной
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Кубок главы города
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Выступление Лизы
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Во время выступления
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Первое место на кубок главы города Ялуторовска
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Заслуженная награда в городе Ишиме
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Первое место на всероссийском дне гимнастики в городе Ишиме
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Тренировочные упражнения на коне
Скачано с www.znanio.ru
[1]Бирюк Е. В., Ритмическая гимнастика. Киев: Молодь, 1986.
[2]Вострокнутов В.С. Формирование основ здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ (методическая разработка). – Москва.,Изд. Регион, 2000.
[3]Воробьева С.П. Показатели физического здоровья как фактор формирования интереса учащихся к занятиям физической культурой // Олимпийское образование и олимпийский спорт: история, состояние и перспективы развития, тезисы II обл. науч. конф. молодых ученых).
[4]Евсеев Ю. И., Физическая культура. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.