Статья по теме"Развитие самообразовательных умений и навыков учащихся в процессе преподавания математики".
Оценка 4.7
Семинары
docx
математика
6 кл
07.04.2017
В статье "Формирование самообразовательных умений и навыков учащихся в процессе изучения математики," рассматриваются наиболее распространенные приемы работы с учащимися на уроке и во внеурочное время для развития и отработки навыков самостоятельного выполнения поставленной задачи, навыков самостоятельного выполнения домашних заданий и изучения нового материала.В статье "Формирование самообразовательных умений и навыков учащихся в процессе изучения математики," рассматриваются наиболее распространенные приемы работы с учащимися на уроке и во внеурочное время для развития и отработки навыков самостоятельного выполнения поставленной задачи, навыков самостоятельного выполнения домашних заданий и изучения нового материала.
Формирование самообразовательных умений инавыков, учащихся в прцессе изучения математики..docx
ФОРМИРОВАНИЕ
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И
НАВЫКОВ, УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
«Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал.»
К. Д. Ушинский.
Понятие деятельности — одно из основных в современной психологии.
Деятельностью называют процесс активности человека характеризуемый
предметом, потребностью и мотивом. Целями и условиями их достижения,
действиями и операциями.
Предмет деятельности то, на что направлен процесс (создание продукта
деятельности, приобретение знаний, саморазвитие.) Потребность в деятельности
это основной источник активности человека, его нужда в предмете деятельности.
Форма проявление потребности мотив это то, что побуждает человека к
деятельности, связано с удовлетворением определенной потребности.
Цель деятельности её направленность на определённый результат.
Под учебной деятельностью психологи понимают деятельность учащихся
направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих
приёмов решения, связанных с ним задач и, следовательно, на развитие школьников и
формирование их личности. Правильная организация учебной деятельности
основывается на потребности самих учащихся осуществлять творческие
преобразование учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Учебная задача является основным культурным компонентом учебной Её цель развитие ученика, подведение его к овладению
деятельности.
обобщёнными (основным) отношениями в рассматриваемой области, к усвоению и
овладению разными способами действий. (Сравните, например, с задачей трудовой
деятельности. Её цель изменение предметов, с которыми действует человек.)
1) Учебная задача это обобщённая цель деятельности, поставленная
(сформулированная) перед учащими в виде обобщённого учебного задания,
например: осознать и усвоить способ действия по решению дробно рациональных
уравнений, приёмы изучения теоремы по учебнику, план подготовки к зачёту по
математике и т. д. Такое обобщённое учебное задание создаёт учебную проблему
(проблемную ситуацию). Разрешая её, учащиеся овладевают знаниями и умениями,
развивают свои личные качества, направленные на «умение учиться», т.е.
достигают поставленной цели. Из сказанного следует, что обучение и развитие
ученика происходит только в процессе целенаправленной учебной деятельности.
Отсюда следует, что для обучения всех учащихся умению самостоятельно
решать любые математические задачи необходимо их обучить умению, находить
способ решения этих задач.
2) Задача учителя сформировать тем или иным путем обобщенный прием,
так как именно он создает ориентировочную основу необходимой деятельности по
решению ряда учебных задач и обеспечивает «переносимость» приема на широкий
круг новых задач. Степень овладения учащимися приемом учебной деятельности
характеризуется терминами «умение» и «навык», что отражает разный уровень
сформированности приема.
Первый уровень это умение, т.е. способность ученика выполнять действие в
составе приема, зная способ их выполнения.
Второй уровень это навык, т.е. способность ученика выполнять
действия быстро, автоматизировано. Владение совокупностью общеучебных
приемов учебной деятельности называют умением учиться. Деятельность
учащихся на уроке для достижения намеченной цели организуется по разному: краткое коллективное или индивидуальное повторение памятки
или ее демонстрация тем или иным способом, проверка выполнения
домашнего практического задания, включение специальных заданий на
использование памяток в самостоятельную работу учащихся на уроке и т.д.
Учитель создает ситуацию для практического использования памяток.
Анализ литературы и обобщения опыта преподавания математики показали,
что для формирования обще учебных организационных умений учащихся учителя
используют главным образом следующие приемы: работа с учебником, составления
плана ответа по предмету, организация домашней работы, контроль за усвоением
теоремы, общий прием контроля решения задачи и.т.д.
На практике наиболее удобным для многих учащихся, наряду с
общепризнанными приемами, является обучение по карточкамконсультантам.
Карточкиконсультанты, в которых содержаться все узловые компоненты
темы, алгоритмы решения, разобранные примеры по теме с использованием
алгоритма, вопросы к данной теме, помогают учащимся более четко
ориентироваться в теме, учат выделять главное и второстепенное, самостоятельно
разбираться в проблемах, составлять план ответа по изученному материалу. Данные
карточки удобны при выполнении домашнего задания, а так же пробных
проверочных работ, при которых можно пользоваться справочной литературой. Эта
форма работы приносит наибольшие плоды, так как учащийся надеется только на
себя и на свое умение использовать ранее изученный материал. В данной ситуации
работают все виды деятельности, что и приводит к усвоению материала на 90%.
Самостоятельная работа — это такая работа, которая выполняется без
непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально
предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся
достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или
иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе)
действий.
Самостоятельная работа, на мой взгляд, наиболее полно определяется А.И.
Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим
объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по
процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно
высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной
ответственности,
доставляет ученику удовлетворение как процесс
самосовершенствования и самопознания.
А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть
следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что
мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в
свободное время.
Педагогическое руководство
это управление самостоятельной
деятельностью учащегося на этапе ее непосредственного осуществления:
предъявление учебной задачи ученику, инструктаж по ее выполнению,
мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий
учащегося, оценивание результатов самостоятельной работы.
При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и
содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения,
основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле
имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой,
Принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой
активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся.
Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой
имеет следующие особенности. Перечислим некоторые:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.
Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя
заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая
вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее
как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем
заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение.
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и
побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако
здесь нельзя допускать крайностей:
содержание и объем
самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения,
должны быть посильными для учащихся.
3. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для
овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися Осуществлять это можно путем
требуется разное время.
дифференцированного подхода к учащимся.
Из сказанного выше следует, что обучение и развитие ученика происходят
только в процессе целенаправленной учебной деятельности, что предполагает такую
организацию деятельности учащихся в процессе обучения, при которой создаются
условия для эффективного усвоения учащимися знаний и способов деятельности,
для их развития. Поэтому формирование самообразовательных умений и навыков
учащихся, в процессе изучения математики один из важнейших ее приемов.
Статья по теме"Развитие самообразовательных умений и навыков учащихся в процессе преподавания математики".
Статья по теме"Развитие самообразовательных умений и навыков учащихся в процессе преподавания математики".
Статья по теме"Развитие самообразовательных умений и навыков учащихся в процессе преподавания математики".
Статья по теме"Развитие самообразовательных умений и навыков учащихся в процессе преподавания математики".
Статья по теме"Развитие самообразовательных умений и навыков учащихся в процессе преподавания математики".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.