Управление образования администрации города Черемхово
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №16»
Муниципальная научно-практическая конференция «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»
г.
Черемхово, 2024
Содержание
Введение 3
1. Взаимосвязь физики и художественной литературы 5
2. Подбор сказок для составления альбома «Физические явления
и процессы в сказках» 7
Заключение 14
Литература 16
Введение
Среди научных дисциплин физика занимает особое место. Она является основой многих направлений научно-технического прогресса. Изучение физики способствует формированию творческой личности, способствует воспитанию подрастающего поколения.
Все мы с удовольствием читаем сказки, где нас окружает волшебный мир. Где животные и птицы разговаривают на человеческом языке. В сказках, созданных авторами, чьи имена затерялись в глубине времени, в гуще народной, отшлифовались десятками и сотнями поколений – мудрость, доброта, знания, столь необходимые людям.
Читая сказки, мы не обращаем внимание на встречающиеся там физические явления. Между тем они играют в них немаловажную роль: кто знает законы природы, часто торжествует победу, а кто не знает – терпит поражение.
Цель: раскрыть роль и значение физических явлений и законов в сказках, показать их роль в создании сказочной атмосферы и развитии сюжетов.
Задачи: 1. Проанализировать тексты сказок с целью выявления упоминаний о физических процессах и явлениях.
2. Классифицировать выявленные физические явления и процессы по разделам физики – механические явления, оптические явления, тепловые явления, звуковые явления и т. д.
3. Выявить примеры использования физических знаний и умений героев различных сказок в решении различных задач и проблем.
4. Продумать оформление альбома, подобрать сюжеты сказок, в которых встречаются физические явления и процессы, подобрать иллюстрации к сказкам
5. Создать альбом «Физические явления и процессы в сказках» для привлечения внимания ребят нашей школы к чтению сказок и изучению физики.
Объект проекта: русские народные сказки и сказки разных народов мира.
Предмет проекта: литературные фрагменты сказок, связанные с областью физики.
Методы работы над проектом: для решения поставленных задач в работе использовала методы поиска, изучения, анализа, обобщения.
Научная новизна исследования: если исследовать русские народные сказки, волшебные сказки и сказки народов мира, то можно найти много интересного. Тогда с большим интересом можно изучать физику, объясняя сказочные явления с точки зрения физических процессов и явлений.
Проблема, решаемая проектом: Выявление физических явлений и процессов в литературных произведениях – сказках и объяснение их роли в создании сказочной атмосферы, развития сюжета.
Практическая значимость: Полученные знания позволят учащимся лучше разбираться в физике: понимать физические процессы, уметь объяснять и применять полученные знания. Использование литературных материалов в учебном процессе повышает образность изложения тем по физике, делает уроки более интересными, эмоциональными и содержательными. Данный материал можно использовать на уроках физики в 7 – 9 классах и во внеурочной деятельности для расширения кругозора, развития познавательной активности.
Гипотеза: предположим, что события, описанные в сказках, можно объяснить с точки зрения физических явлений, процессов и законов.
Актуальность: изучение физических явлений и законов во взаимосвязи с рассмотрением их отражения в произведениях устного народного творчества повышает интерес к изучению физики и доступна людям разных возрастов, даже не обладающих большими знаниями в области технических наук. Выбор темы проекта был обусловлен необходимостью мотивировать себя, одноклассников и учащихся других классов к изучению физики.
Продукт проекта: альбом «Физические явления и процессы в сказках».
1. Взаимосвязь физики и художественной литературы
Физика и литература их взаимосвязь очевидна, эти науки дополняют друг друга. Потому что и та, и другая наука рассказывают о физических явлениях. Однако цель физики — объяснить явления с научной стороны, а цель литературы — описать их прелести или, возможно, недостатки, описать чувства, связанные с тем или иным явлением.
Мир физических явлений многообразен. Сюда входят и небесные тела, и механические явления, и изменения агрегатного состояния, и световые явления, и звуковые, и многое другое. И, конечно, каждое из этих явлений находит себя в литературных произведениях.
Многие русские сказки описывают переход воды из одного агрегатного состояния в другое. Например, в сказке «Лисичка сестричка и волк» описывается следующее: «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело то было зимой. Уж сидел он целую ночь, хвост его и приморозило». Здесь говорится о переходе из жидкого состояния в твёрдое, то есть о кристаллизации. В сказке «Снегурочка», наоборот, говорится о превращении жидкости в пар — о парообразовании.
Литература играет огромную роль в физике: она помогает понятно и просто объяснить сложные физические явления и процессы.
Физика также непосредственно связана с литературой: она даёт толчок для идей и создания новых литературных произведений. Многие писатели используют в сюжетах литературных произведений известные физические эффекты, писатели-фантасты описывают такие явления, которые порой дают толчок к научным открытиям в области физики.
Примеры взаимосвязи физики и литературы:
· Достоверное описание физических явлений. Художественное описание помогает создать наглядный зрительный образ изучаемого.
· Иллюстративное изображение открытий физики. История открытия законов, явлений, изобретения технических устройств мысли учёных, живших в далёкие века, обычно всегда привлекает читателей, вызывает у них живой интерес, побуждает задуматься о своей значимости в этом мире.
· Описание работы физических приборов и изобретений. Фрагменты многих приключенческих и фантастических романов содержат интересные описания физических приборов как существующих в действительности, так и выдуманных авторами.
Чтение сказок детям полезно по следующим причинам:
1. Расширяет словарный запас и тренирует память. Дети учатся говорить связно, красочно и понятно. Поскольку книжный язык сложнее разговорного, они начинают лучше концентрироваться и удерживать своё внимание.
2. Развивает фантазию, воображение и логику. Сказки учат детей мечтать, сочинять и способствуют развитию творческих данных.
3. Формирует мировоззрение и расширяет кругозор. Русские сказки и сказки народов мира помогают ребёнку узнать о людях разных национальностей, архитектуре и традициях, разных природных условиях.
4. Воспитывает и помогает адаптироваться к реальной жизни. Благодаря сказкам дети учатся разбираться в повседневных вещах, понимать мир, правильно трактовать события, анализировать и искать выход из сложных ситуаций.
5. Может компенсировать недостаток эмоций и помочь в расслаблении. Слушая сказки или читая их самостоятельно, дети испытывают множество эмоций: боятся, сочувствуют, радуются, веселятся, сопереживают. На это уходит немало сил, поэтому после прочтения дети легко расслабляются и готовы к отдыху или смене деятельности.
6. Прививает любовь к литературе и родному языку. В дальнейшем это станет большим преимуществом в процессах обучения и работы.
Один очень умный человек сказал: «Без физики нам не прожить!» Это значит, что во всех сферах жизнедеятельности человека мы сталкиваемся с проявлением физики в той или иной форме. Везде и всегда. А как же тогда сказки? Это же не научные сведения, процессы. Явления. На первый взгляд ничего общего.
Я предлагаю рассмотреть сказки знакомые с детства и неизвестные совсем. Где же там физика?
Картины физических явлений природы, описание различных технических процессов, конструкций, материалов, повествуют об открытиях ученых. При подборе литературного материала учитывалась связь с конкретным вопросом по физике. К исходным текстам сказок составлены вопросы, задачи по физике.
2. Подбор сказок для составления альбома «Физические явления и процессы в сказках»
1) «Репка»
«Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку –Тянут – потянут –И вытянули репку».
Вопрос:
1. Какие силы действовали на репку?
2. Какая сила удерживала репку в земле?
3. Что нужно сделать, чтобы выдернуть репку?
Ответ:
1. На репку действовали силы: сила тяжести репки, сила трения покоя и суммарная сила тяги всех героев.
2. Сила всемирного тяготения. Сила всемирного тяготения (гравитационная сила) – эта сила является силой притяжения и действует между всеми телами. Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения: две материальные точки притягиваются друг к другу с силой прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.
3. Для того, чтобы выдернуть репку, необходимо преодолеть сопротивление грунта, и сообщить репке какое-то минимальное ускорение a=F/m. Каждый участник может действовать с некоторой силой Дед-F1, Бабка-F2, Внучка-F3, Жучка -F4, кошка-F5, мышка- F6. Все персонажи сказки действовали в одном направлении, и равнодействующая F=F1+F2+F3+F4+F5+F6 ее хватило для выдергивания репки.
2) «Два Ивана - солдатских сына»
«Начали они биться смертным боем; Иван - солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне: «Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю»
Вопрос:
1. Почему сабля «докрасна раскалилась»?
2. Благодаря какому явлению её «нельзя в руках держать»?
Ответ:
1. Из-за трения об воздух. Трение об воздух или сила сопротивления – сила, препятствующая движению тел в жидкостях и газах.
2. Теплопроводность железа высокая. Теплопроводность — способность материальных тел к переносу энергии (теплообмену) от более нагретых частей тела к менее нагретым частям тела, осуществляемому хаотически движущимися частицами тела (молекулы, атомы и т.п.). [1]
3) «Три дровосека»
«Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. Лапоть говорит пузырю: Пузырь, давай на тебе переплывем! Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем. Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул».
Вопрос:
1. Какая сила помогла соломинке удерживаться на берегах реки?
2. Предположите, что будет с лаптем после падения в воду?
Ответ:
1. Сила трения покоя между соломинкой и берегами. Трение покоя (трение сцепления) – сила, возникающая между двумя контактирующими телами и препятствующая возникновению относительного движения. Эту силу необходимо преодолеть для того, чтобы привести два контактирующих тела в движение друг относительно друга.
2. Пузырь останется на плаву, так как лапоть сделан из бересты, а мы знаем, что плотность бересты меньше плотности воды. Плотность – скалярная физическая величина, определяемая как отношение массы тела к занимаемому этим телом объёму.
4) «Лисичка-сестричка и серый волк»
«Волк нашел на реке прорубь, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись рыбка и мала, и велика»… Мерзни-мерзни волчий хвост. Ясни, ясни на небе звезды. Хвост и замерз».
Вопрос:
1. Какие виды теплопередачи здесь имели место?
2. Почему лисица повторяла «ясни, ясни на небе звезды»?
Ответ:
1. Замораживание.
2. Если небо ясное, то погода холодная.
5) «Каша из топора»
«… Солдат говорит хозяйке: - Здравствуй, старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть, пожалуйста! – Да не из чего, родимый! Давай мне топор, я из топора кашу сварю! Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок… и давай варить. Попробовал… Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла мешочек крупы…Как бы сюда да чуток масла…Сдобрили кашу… Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашу есть!.. Старуха спрашивает: Служивый! Когда ж топор будем есть? – Да, видишь, он не уварился…»
Вопрос:
1. Какое физическое явление рассматривается в сказке?
2. Почему топор не «уварился»?
Ответ:
1. Диффузия.
2. Температура плавления металла выше температуры кипения воды - 100°С.Температура плавления – температура, при которой твёрдое кристаллическое тело совершает переход в жидкое состояние.
6) Сказка о молодильных яблоках и живой воде (русская сказка)[2]
«…Вдруг Иван Царевич говорит:
- Стой! Перчатку обронил.
А конь отвечает:
- В ною пору ты говорил, я уже 300 вёрст проскакал».
Вопрос:
1. С какой скоростью скакал богатырский конь, если Иван Царевич обращался к кону 2 сек. (справка: 1 верста = 1066,8 м).
2. Выразите скорость коня в км/ч.
Ответ:
1. v=s:t, v=1066,8:2 с=533,4 м/с.
2. 533,4м/с = 0. 5334км/(1/3600 ч) = 0, 5334*3600 = 1920,24 км/ч
7) Мудрый малыш (монгольская сказка)2
«Мудрый малыш заступился за отца:
- Почётный гость! Подпругу твоего коня сжевали козы. Вот и заставь их платить.
Промолчал чиновник, вскочил на коня и пустил его галопом. Но тут конь провалился ногой в кротовую нору, и седок полетел на землю»
Вопрос:
Почему «седок полетел на землю»?
Ответ:
Седок двигался по инерции.
Виды теплопередачи[3]
8) Русская сказка «Байка про тетерева».
«Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу дом, а сам не умеет одну-то ночь всего надо пережить. Эх – надумал он – куда ни шло! И в бултых снег...
В снегу и ночевал. Ничего. Тепло было. Поутру рано встал, но вольному свету полетел. Куда надо.»
Вопрос:
Что спасло тетерева от холода во время ночёвки в снегу?
Ответ:
Снег. Плохая теплопроводность снега объясняется тем, что его кристаллы неплотно прилегают друг к другу, между ними оказываются промежутки, заполненные воздухом.
9) «Зимовье зверей» (русская сказка)
Пришли к быку в хлев гусь и петух, хором говорят: «Пусти, брат, к себе погреться». Бык отвечает: «Нет, не пущу. У вас по два крыла, на одно ляжешь, другим оденешься, так и позимуете.»
«Не пустишь, – говорит гусь, – так я весь мох из твоих стен повыщипываю, тебе же холоднее будет.»
«Не пустишь, – говорит петух, – так я взлечу на чердак и всю землю с потолка сгребу тебе. Тебе же холоднее будет.»
Вопрос:
1. Чем с точки зрения физики были опасны угрозы гуся и петуха?
Ответ:
Они оба (мох и песок) уменьшают выход тепла из дома.
10) «Горностай и заяц» (алтайская сказка)
Молча думал свою думу мудрый медведь. Перед ним жарко трещал костер, над огнём на железном треножнике стоял золотой котёл с семью бронзовыми ушками. Это свой любимый котел медведь никогда не чистил, боялся, что вместе с грязью счастье уйдет и золотой котел всегда был покрыт ста слоями сажи, как бархатом.
Вопрос:
В каком котле – чистом или покрытым сажей – вода закипает быстрей? Почему?
Ответ:
В покрытым сажей.
Сажа способствует нагреву котла, т.к. обладает хорошей теплопроводностью
Испарение.
11) «Кирпич и воск» (итальянская сказка).
Глину замесили водой долго мяли наготовили кирпичей, а потом сунули в огонь. Там-то мы и стали звонкими и твердыми.
Вопрос:
Почему кирпич стал звонким?
Ответ:
Огонь испарил воду с кирпича и поэтому кирпич стал твердым, звонким.
Движение и силы.
12) «Терёшечка» (русская сказка).
«Ведьма глянула и увидела его на высоком дубу. Кинулась грызть дуб. Грызла, грызла – два передних зуба выломала побежала в кузницу;
Кузнец, кузнец! Скуй мне два железных зуба».
Вопрос:
Зачем ведьме были нужны железные зубы?»
Ответ:
Твёрдость железа больше твёрдости дуба.
13) «Царевна лягушка»
«…Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зелёным лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет, да идет за ним – не остановится на отдых ни на часок…»
Вопрос:
Почему в сказках берут именно круглый клубочек?
Ответ:
Присутствует трение качения. Круглому предмету легче катиться по поверхности.
Движение молекул и температура тел.
14) «Кари Замарашка» (норвежская сказка)
Вот наконец добралась она до Золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с него золотыми каплями, и ветки, и цветы, и всё тоже было из чистого.
Вопрос:
Какая была температура в лесу, что золото капало золотыми каплями?
Ответ:
Температура плавления золота 1064,18°C
Световые явления. Скорость света
15) «Человек, который искал бессмертие» (итальянская сказка)
И тут Грантэста увидел что-то показалось ему страшнее бури. К долине приближалось чудовище, летевшее быстрее, чем луч света. У него были кожистые крылья, бородавчатый мягкий живот и огромная пасть с торчащими зубами.
Вопрос:
Что неверно с точки зрения физики, в этом отрывке?
Ответ:
Скорость не может быть выше скорости света. При обычных условиях нельзя превысить световой предел. Так как бесконечную энергию невозможно достичь.[4]
Отражение света.
16) «Собака и мясо» (ассирийская сказка).
Собака схватила в мясной лавке кусок говядины и бросилась бежать. Когда она добежала до реки, то увидела в воде свое отражение. Но ей показалось, что это другая собака с куском мяса в зубах. И этот кусок мясо больше того, который она стащила. Собака оставила мясо и бросилась в погоню за своим отражением.
Вопросы:
1. Почему собака смогла увидеть в реке себя?
2. Может ли изображение предмета, даваемое зеркальной поверхностью быть больше самого предмета?
Ответ:
1. Водная гладь имеет отражающее свойство.
2. Они равны, т.к. в плоском зеркале (речная гладь) размеры предмета и изображения всегда равны. [5]
Заключение
В процессе написания проекта я выяснила, что физические явления постоянно присутствуют в литературе и в том числе в русских народных сказках и сказках других народов мира. Изучение физических законов и явлений на фоне примеров из сказок делает уроки насыщенными, интересными, расширяют кругозор учащихся, даёт им представление о культуре и самобытности своего народа и народов мира.
Работая над проектом, я быстро находила нужную информацию, понимала, что нужно делать и как применить и объяснить явления и процессы, описанные в сказках.
Я выяснила, что многие сказки имеют глубокий научный и физический смысл, объясняют природу мира.
В каждой сказке я объяснила физическое явление, проиллюстрировала его, и составила качественные задачи – создала альбом – задачник.
Альбом-задачник можно использовать на уроках физики, для проведения викторин, внеклассных мероприятий.
Мне понравилось работать над этим проектом. Я нашла для себя много полезной и интересной информации. Теперь читая многие произведения литературы, я пытаюсь понять и объяснить события с физической точки зрения.
В дальнейшем я хочу продолжить проект по теме «Физика в пословицах, поговорках и в народных приметах».
Литература
1. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках, и сказках. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 128 с. – (Библиотека журнала «Физика в школе»; Вып.22) стр 46.
Интернет источники
2. https://урок.рф/library_kids/fizika_v_literature_221023.html?ysclid=lv7kzer7pz35861845 -физика в литературе.
3. https://obuchonok.ru/node/7361?ysclid=lv7q00vn4t538785470
4. https://electroinfo.net/teorija/davajte-razberemsja-pochemu-nichto-ne-mozhet-byt-bystree-sveta-mozhno-li-dvigatsja-bystree-sveta.html
5. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4c5e8c5837ad3f07925da83c6a4c0d9cb62c80e1-10141678-images-thumbs&n=13
6. https://yandex.ru/search/?text=температура+плавления+золота+в+градусах+цельстя&lr=11274&clid=2270455&win=633
7. Рисунки – картинки к сказкам
1. https://gas-kvas.com/grafic/uploads/posts/2024-01/gas-kvas-com-p-geroi-skazki-repka-na-prozrachnom-fone-dly-20.jpg
2. https://advour.ru/wp-content/uploads/d/c/0/dc002887affc0fd6417cb4d4517bd290.jpeg
3. https://gas-kvas.com/grafic/uploads/posts/2023-10/1696481167_gas-kvas-com-p-kartinki-puzir-solominka-i-lapot-22.jpg
4. https://baby-dryg.com/wp-content/uploads/2021/09/skazka_lisa_i_volk.jpg
5. https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673480632_gas-kvas-com-p-detskii-risunok-kasha-iz-topora-30.png
6. https://papik.pro/izobr/uploads/posts/2023-02/1677349911_papik-pro-p-illyustratsiya-k-skazke-molodilnie-yabloki-8.jpg
7. https://litvek.com/icl/i/60/416560/i_004.jpg
8. https://sun9-3.userapi.com/impg/Aw4B3HeMBEzwml3YfDYZGBH3MjT409xHXr5h3w/D2KRlb7NcQs.jpg?size=1400x934&quality=95&sign=61841946ca7322e0b5e5e02ac148cb6f&c_uniq_tag=EFLs6Bs3wiGdK9aNb3s4G8xsj8_ASK9fLy0Z35v217s&type=album
9. https://kartinki.pics/uploads/posts/2022-12/1670510844_1-kartinkin-net-p-zimove-zverei-kartinki-instagram-2.jpg
10. https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg53NmAPbx-cQm9C89Xjgt_PnCs8gdbHUG3Mek4gyNGeJS9uAbDbhJu_hCY-c0VUy0r_07Quu_PkIxdaTq40PUg0Fj_grZYPtfj4Hglq8YmVR5Np8ZywSNPKwM4XbqSJTzY-Ten6UgGs7QZzRyZrGhnFK6NGtig98pcs7aO4AiYW1ROsM1r54vAP7xBew/w1200-h630-p-k-no-nu/1.jpg
11. https://i.ytimg.com/vi/ORuQE08T1zM/maxresdefault.jpg
12. https://orenburgkniga.ru/wp-content/uploads/9/f/6/9f6a619e014d4d09ba31d85838cc801f.webp
13. http://cdn-us.rapfa.me/track/7612330/49fd0b1b-7028-4268-8cc8-9983c59325e2_radio.jpg
14. https://sun9-57.userapi.com/impf/7w67HgqYAm5zj0qbokUwbYYfEEQ69DdqgM52Ww/XjUBy6Q_SWE.jpg?size=642x450&quality=96&sign=abd129022d22afaa11833bb4d0d686dc&c_uniq_tag=Z48zWvjtsaoKvE2a5LXvYNyRL6YP8Gl4VWSUWaEdoJw&type=album
15. https://img.stl24.com/list/FANTASY/HILDEBRANDT/full/0590.jpg
16. https://i.pinimg.com/originals/24/1f/84/241f84412e48a457a8d2128f5ef27d7b.jpg
Скачано с www.znanio.ru
[1] https://урок.рф/library_kids/fizika_v_literature_221023.html?ysclid=lv7kzer7pz35861845
[2] Тихомирова С.А. Физика в пословицах. Загадках, и сказках. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 128 с. – (Библиотека журнала «Физика в школе»; Вып.22) стр 46.
[3] https://obuchonok.ru/node/7361?ysclid=lv7q00vn4t538785470
[4] https://electroinfo.net/teorija/davajte-razberemsja-pochemu-nichto-ne-mozhet-byt-bystree-sveta-mozhno-li-dvigatsja-bystree-sveta.html
[5] https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4c5e8c5837ad3f07925da83c6a4c0d9cb62c80e1-10141678-images-thumbs&n=13
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.