Проект «Характеристика Мелового периода»
Оценка 4.7

Проект «Характеристика Мелового периода»

Оценка 4.7
Документация
docx
естествознание +1
10 кл
11.12.2019
Проект  «Характеристика Мелового периода»
Биологическая эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся образованием новых видов и преобразованием экосистем и биосферы в целом. Актуальность работы. На уроках биологии изучали развитие жизни на Земле. Наиболее заинтересовала тема: «Развитие жизни в Меловом периоде», захотелось более подробно изучить данный материал. Проблема: Какие животные и растения существовали в Меловом периоде. Цель работы:Разработать презентацию «Характеристика Мелового периода». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1. Познакомиться с развитием жизни в Меловом периоде; 2. Описать растительный мир Мелового периода; 3. Описать животный мир Мелового периода; 4. Разработать компьютерную презентацию.
весь проект Антипин.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

Проект

 

ТЕМА  «Характеристика Мелового периода»

 

 

 

 

               

 

                                                                                                                 Выполнил:  обучающийся

Группы МС-12

Антипин Анатолий  Владимирович

                                                                                                                    Руководитель: Королева Ольга Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснокамск 2019

 

Содержание

 

 

стр.

Введение

3

Глава 1 Характеристика Мелового периода

 

1.1.   Место мелового периода в общей картине развития органического мира

5

1.2.          Климат мелового периода

6

1.3.          Флора мелового периода

7

1.4.          Фауна мелового периода

7

Глава 2. Разработка компьютерной презентации «Развитие жизни в меловом периоде»

 

2.1. Правила составления компьютерной презентации

11

Заключение

16

Список литературы

19

Приложения

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Биологическая эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся образованием новых видов и преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Актуальность работы. На уроках биологии изучали развитие жизни на Земле. Наиболее заинтересовала  тема: «Развитие жизни в Меловом периоде», захотелось более подробно изучить данный материал.

Проблема: Какие животные и растения существовали в Меловом периоде.

Цель работы:Разработать  презентацию «Характеристика Мелового периода». Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.     Познакомиться с развитием жизни в Меловом  периоде;

2.     Описать растительный мир Мелового периода;

3.     Описать животный мир Мелового  периода;

4.     Разработать компьютерную презентацию.

Проект по количеству участников является индивидуальным, среднесрочным, меж предметным, информационным.

При работе над проектом использованы методы: теоретические (поиск и изучение литературы, изучение материалов СМИ, анализ и синтез); эмпирические (сравнение, анализ).

Работа над проектом  велась в следующей последовательности:

1.      Постановка проблемы и формулировка темы;

2.      Определение актуальности цели;

3.      Постановка задач;

4.      Выбор методов работы над проектом;

5.       Работа по выбранной теме;

6.      Презентация проекта.

Наиболее полезной для моей работы была книгаВологдина А.Г. «Земля и жизнь». В ней известный советский палеонтолог А. Г. Вологдин рассказывает как развивалась жизнь на Земле в различные эпохи и периоды, как века и тысячелетия изменяли растительный и животный мир Земли. В книге использованы новейшие научные данные, полученные автором при изучении органических остатков древнейших геологических эпох.

                                Глава 1. Характеристика  Мелового периоа

1.1.         Место Мелового периода в общей картине развития органического мира

Мелово́йпери́од, или мел, — последний период мезозойской эры. Начался 145,0 млн. лет назад, закончился 66,0 млн. лет назад. Продолжался, таким образом, около 79 миллионов лет.

Название происходит от писчего мела, который добывается из осадочных отложений этого периода, сформированных богатыми скоплениями ископаемых беспозвоночных морских организмов.

Меловой период подразделяется на 2 отдела, 2 надъяруса и 12 ярусов (рис.1).

Рисунок 1.  Деление Мелового периода

 

система

отдел

ярус

Возраст,
млн лет назад

Палеоген

Палеоцен

Датский

меньше

Мел

Верхний

Маастрихтский

72,1—66,0

Кампанский

83,6—72,1

Сантонский

86,3—83,6

Коньякский

89,8—86,3

Туронский

93,9—89,8

Сеноманский

100,5—93,9

Нижний

Альбский

113,0—100,5

Аптский

125,0—113,0

Барремский

129,4—125,0

Готеривский

132,9—129,4

Валанжинский

139,8—132,9

Берриасский

145,0—139,8

Юра

Верхняя

Титонский

больше

Деление дано в соответствии с IUGS
по состоянию на декабрь 2016 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.   Климат Мелового периода

Примерно 120 млн лет назад произошло аптскоеаноксическое событие (SelliEvent или OAE 1a)[2]. Ок. 116 млн л. н. средняя температура на планете упала на 5°С, глобальное похолодание продлилось больше миллиона лет. Затем опять началась потепление — вулканы Индийского океана стали накачивать в атмосферу углерод[3]. Глобальное потепление повлекло за собой обеднение кислородом океанических вод, что 94 млн лет назад привело к «аноксидной катастрофе» и вымиранию не приспособившихся к изменениям климата ихтиозавров.

Приблизительно 91,5 ± 8,6 млн лет назад произошло сеномано-туронское пограничное биотическое событие, приведшее к полному исчезновению ихтиозавров и плиозавров, семейств мегалозавровых и стегозавровых и сильно сократило видовое разнообразие других групп животных.

70 млн лет назад Земля охлаждалась. На полюсах сформировались ледяные шапки. Зимы становились суровее. Температура падала местами ниже -10 градусов, а на Аляске - и до -45. Для динозавров мелового периода этот перепад был резким и весьма ощутимым, более холодолюбивые виды стали шире распространены. Такие колебания температуры были вызваны расколом Пангеи, а затем Гондваны и Лавразии. Уровень моря поднялся и опустился. Струйные течения в атмосфере изменились, вследствие чего изменились и течения в океане.

В конце мелового периода температура стала резко подниматься. Существует гипотеза, согласно которой причиной этих изменений являлись океаны: вместо того, чтобы поглощать тепло, они, возможно, отражали его обратно — в атмосферу. Тем самым они вызвали парниковый эффект.

1.2.          Флора Мелового периода

Флора мелового периода была богата и разнообразна. Помимо перешедших из юрского периода видов растений, появляется новая, революционная ветвь цветковых растений. Цветковые растения, заключив "союз" с насекомыми имели преимущества перед своими предшественниками. Благодаря такому партнерству, цветковые растения распространялись гораздо быстрее. Постепенно заселяя сушу, новые группы растений стали образовывать обширные леса. Там к услугам наземных животных были самые разнообразные листья и прочая съедобная растительность. Благодаря появлению цветковых растений в меловой период количество растительной биомассы возросло.

    Обратный процесс происходил в море. Этому опять же способствовало развитие цветковых растений. Плотные корни препятствовали эрозии почвы и поэтому в море стало попадать меньше минералов. Снизилось количество фитопланктона.

1.3.                                   Фауна Мелового периода

1.3.1.  Насекомые

    Рост цветковых растений мелового периода способствовал увеличению видов насекомых, питающихся нектаром и разносящих пыльцу. Именно в меловой период. Появились насекомые, жизнь которых полностью зависит от цветковых растений. Это пчелы и бабочки. Насекомые собирали пыльцу и доставляли ее к месту назначения. Приманкой для насекомых стали ярко окрашенные лепестки и привлекательный аромат цветов. В свою очередь, сладкий сахаристый нектар, да и сама пыльца снабжали насекомых всеми необходимыми им питательными веществами. Меловой период стал началом эры тесного взаимодействия растений и насекомых.

1.3.2. Динозавры

    Среди наземных животных царствовали разнообразные динозавры. В меловой период особенно велико было разнообразие видов динозавров. Развитие растительного мира и увеличение растительной биомассы дало толчок к появлению новых видов растительноядных динозавров. 
    Из ящеротазовых динозавров, самым известным из которых был 
тиранозавр, распространены были тарбозавр, спинозавр, дейноних и другие . 
    Разнообразие птицетазовых динозавров особенно велико в меловой период. Широко известные в 
юрский период, стегозавры, исчезнут с лица планеты. Их место займут такие известные растительноядные динозавры как игуанодоны,трицератопсы, анкилозавры, пахицефалозавры и множество других видов.

1.3.3. Первые млекопитающие

    Первые зверообразные животные появились еще в триасовый период, около 220 млн. лет назад. Эти животные принадлежат к так называемой группе синапсид.
В первой половине мелового периода, в среде этих незаметных, на фоне динозавров, млекопитающих стали происходить серьезные эволюционные процессы. В итоге процессы эти вылились в появление однопроходных сумчатых и плацентарных млекопитающих. Именно этим группам животных в конце мелового периода и начале кайнозойской эры суждено было стать преемниками динозавров.

    Подавляющее большинство меловыхсинапсид – млекопитающие. Примитивные дицинодонты и цинодонты еще не вымерли, но уже близки к тому. Почти все млекопитающие мелового периода относились к примитивному подклассу аллотерий и мало отличались от юрских предшественников. Это были маленькие существа весом 20-500 г похожие на мышей. Были и среди них достигающие в длину 1 м и весом до 14 кг репеномамы, но большинство были такими, же мелкими, как остальные млекопитающие мелового периода.

    В начале мелового периода от аллотериев отделились истинные звери – предки современных млекопитающих. Они довольно быстро разделились на три основные ветви: яйцекладущих, сумчатых и плацентарных млекопитающих, причем плацентарные уже разделились на лавразиатериев, гондванатериеви причем последние разделились на грызунов и приматов. Сумчатая ветвь породила почти современных опоссумов, а яйцекладущая ветвь – почти современных утконосов. Первым из известных приматоподобных млекопитающих являлся пургаториус.

 

1.3.4. Летающие

    Крылатые пресмыкающиеся – птеродактили занимали практически все ниши воздушных хищников. Меловой период породил самых больших летающих существ, когда либо живших на Земле. Это гигантскиеархеоптерикс и кетцаткоатль. На сегодняшний день окончательно не решен вопрос о том кто из них был крупнее.

    Но в меловой период у птерозавров появились конкуренты - птицы. И хотя первые птицы появились еще в юрский период, в меловой период, разнообразие их видов возросло. Переходный вид между птерозаврами и птицами - архиоптериксы вымерли. Таким образом, параллельно существовали летающие ящеры, и птицы. Некоторые меловые птицы, являются предками современных птиц. Уже в меловом периоде появились утки, полулапчатые гуси, гагары и ржанки, почти не отличающиеся от современных версий этих птиц. Многие из птиц мелового периода являлись тупиковой ветвью эволюции и в дальнейшем вымерли. Классификация птиц мелового периода весьма туманна и противоречива.   Размеры меловых птиц варьировались от 4 см до 1,5 м в длину, а вес – от нескольких граммов до нескольких килограммов.

1.3.5. Морская фауна

    В морях млекопитающих не было, а нишу крупных хищников занимали рептилии – ихтиозавры, плезиозавры, мозозавры, достигающие иногда 20-ти метровой длины.  Среди обитателей меловых морей большинство составляли плезиозавры с длинными шеями и маленькими головами, питавшиеся мелкой рыбой и моллюсками. Они не могли быстро плавать, но были очень маневренны, а их маленькая голова на очень длинной шее затрудняла их своевременное обнаружение косяком добычи – рыбы видели только маленькую голову, а огромное тело терялось вдали. Ярким представителем этого вида был эласмозавр длиной до 20 м и весом 14 т..

    Еще одним видом обитавшим в морях мелового периода были мозазавры. Мозазавры – очень крупные хищные, морские ящерицы, царившие в меловых морях. Они сменили морских крокодилов юрского периода. Это были весьма агрессивные животные – у многих мозазавров на костях обнаруживаются следы заживших переломов и укусов, явно полученных в драках с себе подобными.

   Черепахи мелового периода практически не отличались от современных. Размеры меловых черепах варьировались от 20 см до 4,6 м, вес достигал 2 т. Большинство видов вели водный образ жизни.

    В меловой период возникли первые ящерицы и змеи, так что змеи. Они дошли до наших дней практически без изменений. Это относительно молодая группа животных.

Глава 2. Разработка компьютерной презентации «Характеристика мелового периода»

2.1.          Правила составления компьютерной презентации

Результатом работы над проектом является компьютерная презентация.

Презентация (от английского слова – представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).

Мультимедийная компьютерная презентация – это:

·                     динамический синтез текста, изображения, звука;

·                     яркие и доходчивые образы;

·                     самые современные программные технологии интерфейса;

·                     интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;

·                     мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;

·                     способность к обновлению, дополнению и адаптации информации;

·                     невысокая стоимость.

      С точки зрения организации презентации можно разделить на три класса:

·                     интерактивные презентации;

·                     презентации со сценарием;

·                     непрерывно выполняющиеся презентации.

Интерактивная презентация - диалог между пользователем и компьютером. В этом случае презентацией управляет пользователь, т. е. он сам осуществляет поиск информации, определяет время ее восприятия, а также объем необходимого материала. В таком режиме работает ученик с обучающей программой, реализованной в форме мультимедийной презентации. При индивидуальной работе мультимедийный проектор не требуется.

Все интерактивные презентации имеют общее свойство: они управляются событиями. Это означает, что когда происходит некоторое событие (нажатие кнопки мыши или позиционирование указателя мыши на экранном объекте), в ответ выполняется соответствующее действие. Например, после щелчка мышью на фотографии картины начинается звуковой рассказ об истории ее создания.

Презентация со сценарием - показ слайдов под управлением ведущего (докладчика). Такие презентации могут содержать "плывущие" по экрану титры, анимированный текст, диаграммы, графики и другие иллюстрации. При этом, автор должен понимать, что объекты, особенно меняющие положение, должны быть обоснованы целью презентации. Сами по себе это объекты отвлекают внимание и могут мешать воспринимать информацию. Порядок смены слайдов, а также время демонстрации каждого слайда определяет докладчик. Он же произносит текст, комментирующий видеоряд презентации.

В непрерывно выполняющихся презентациях не предусмотрен диалог с пользователем и нет ведущего. Такие самовыполняющиеся презентации обычно демонстрируют на различных выставках.

 

Преимущества презентаций

1.                 Последовательность изложения. При помощи слайдов, сменяющих друг друга на экране, удержать внимание аудитории гораздо легче, чем бегая с указкой меж развешанных по всему залу плакатов. В отличие же от обычных слайдов, пропускаемых через диапроектор, компьютерные позволяют быстро вернуться к любому из уже рассмотренных вопросов или вовсе изменить последовательность изложения.

2.                 Конспект. Презентация – это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего: о чем не забыть, как расставить акценты. Эти заметки видны только докладчику: они выводятся на экран управляющего компьютера. При этом текст презентации не должен дублировать выступление докладчика, а лишь дополнять, структурировать, акцентировать внимание на важном.

3.                 Мультимедийные эффекты. Слайды презентации – не просто изображение. В нем, как и в любом компьютерном документе, могут быть элементы анимации, аудио- и видеофрагменты.

4.                 Копируемость. Копии электронной презентации создаются мгновенно и ничем не отличаются от оригинала. При желании слушатели могут получить все показанные материалы.

5.                 Транспортабельность. Дискеты с презентацией гораздо компактнее свертка плакатов и гораздо меньше пострадает от частых путешествий то на одно, то на другое «мероприятие». Более того, файл презентации можно переслать по электронной почте, а если есть необходимость и оборудование - и вовсе перенести выступление в Интернет и не тратить время на разъезды.

Именно поэтому создание и применение электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально.

Мной разрабатывалась  обучающая презентация со сценарием.

Основное правило презентаций:

Простота, лаконичность (минимализм в подаче визуальной информации). Краткое изложение материала, максимальная информативность текста.

Следующие правила презентаций:

·                     Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств);

·                     Отсутствие накопления, четкий порядок во всем.

·                     Тщательно структурированная информация.

·                     Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.

·                     Важную информацию (например, выводы, определения, правила и т.д.) нужно подавать большим и выделенным шрифтом и размещать в левом верхнем углу слайда.

·                     Второстепенную информацию желательно размещать внизу слайда.

·                     Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.

·                     Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.

·                     Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.

·                     Графика должна органично дополнять текст.

·                     Объяснение надо размещать как можно ближе к иллюстраций, с которыми они должны появляться на экране одновременно.

·                     Инструкции к выполнению задач необходимо тщательно продумать относительно их четкости, лаконичности, однозначности.

·                     Использовать эмоциональный фон (художественная проза запоминается лучше, чем специальные тексты, а стихи — лучше, чем проза).

·                     Всю текстовую информацию нужно тщательно проверить на отсутствие орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

·                     Производительность подаваемого материала увеличивается, если одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия информации (зарубежные источники это называют принципом модальности). Поэтому рекомендуется там, где это возможно, использовать для текста и графических изображений звуковое сопровождение.

 Алгоритм составления презентации:

1. Подготовил текст и изображения по выбранной теме.

2. Открылд программу MicrosoftPowerPoint.

3. Выбрал макет слайда.

4. Выбрал фон (тему) презентации.

5. Разместил информацию в соответствующих блоках.

6. Отредактировал презентацию.

7. Сохранил новый файл в папке жесткого диска (Приложение 1).

Заключение

Меловой период завершает мезозойскую эру, и поэтому его органический мир несёт все черты, характерные для переходного этапа. Наиболее значительные изменения претерпевает растительный мир суши. С конца раннемеловой эпохи (с альба) появляются первые покрытосеменные цветковые растения. С позднего мела покрытосеменные составляют уже ведущий элемент наземной флоры. Особенно много было насекомых, которые эволюционировали в тесной связи с растениями.

Интересны и динозавры.

Цель информационного  проекта « Характеристикамелового периода» - достигнута, для чего были решены задачи:  познакомился с климатическими условиями  жизни в меловом периоде, описал растительный и животный  мир, разработал компьютерную презентацию.

Автор считает ценным, что в ходе работы были приобретены умения проявлять самостоятельность в принятии решения, инициативу, приобретены навыки планирования, организации умственного труда, закреплены и углублены знания, полученные в процессе обучения биологии. Также получили развитие информационная и коммуникационная  компетенции автора, что выразилось в умении работать со специальной литературой и Интернет-источниками,  работать в команде.

Работая над проектом, автор узнал много интересного о жизни в меловом периоде.

В результате проекта был создана компьютерная презентация «Развитие жизни в меловом периоде». 

Теоретическая значимость информационного  проекта заключается в том, что в результате теоретико-методологического анализа обобщены знания о жизни в меловом периоде.

Практическая значимость исследовательского проекта заключается в том, что его материалы могут быть использованы для обогащения учебных занятий по биологии и экологии, а также во внеклассной работе

Список литературы

Учебники, брошюры:

1.                             Арустамов Э. А. «Биология с основами экологии»: учебное пособие / Э. А. Арустамов - М.: Дрофа, 2015;

2.                             Вологдин А.Г. «Земля и жизнь» - М., Академия, 2013.

3.                             Воронцов А.И. Развитие жизни. - М.: Академия, 2014;

4.                             Миркин Б М., Наумова Л.Г. Биология. - М., Академия, 2016.

5.                             Эткинз Питер «Десять великих дней науки. Как устроен наш мир» – М. Академия, 2015

Электронные источники:

1.     «Меловый период» [Электронный ресурс].URL:www.dinozavro.ru

2.     «Мел - меловой период»[Электронный ресурс].URL:http://ru.wikipedia.org

3.     «Морские  ресурсы» [Электронный ресурс].URL:http://priroda..ru/hunt/

 

 

 

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»

Проект «Характеристика Мелового периода»

Проект  «Характеристика Мелового периода»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2019