Проект "Хлеб всему голова"

  • docx
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 86 «Сударушка»

 

 

 

 

 

 

Образовательный краткосрочный проект

 «Хлеб – всему голова»

в подготовительной группе «Колокольчик»

 

 

 

 

 

 

Выполнили: Мищенкова А.В.

Учитель – логопед Полякова А.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Наименование проекта: «Хлеб – всему голова»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Сроки и этапы реализации

Продолжительность: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: 6.10.2025 – 17.10.2025г.

 Актуальность

Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб — это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.

 Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Задачи проекта:

Ø Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;

Ø Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;

Ø Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;

Ø Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;

Ø Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;

Ø Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;

Ø Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;

Ø Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ.

 

 

 

В основу данного проекта положены следующие идеи:

Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

 

      Мероприятия проекта:

1.    НОД по познавательному развитию «Как наши предки хлеб выращивали».

2.    Презентация «Хлеб всему голова».

3.    НОД по речевому развитию «Чтение сказки К.Паустовского «Тёплый хлеб».

4.    НОД по речевому развитию «Чтение сказки А.Ремезова «Хлебный голос».

5.    Чтение художественной литературы.

6.    НОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка «Хлеб, хлебобулочные изделия» (из солёного теста).

7.    НОД по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Золотые колоски».

8.    НОД по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Мельница».

9.    Раскрашивание раскрасок на тему «Хлеб», «Хлебобулочные изделия».

10.Беседа на тему «Хлеб всему голова».

11.Беседа на тему «О труде хлебороба».

12. Речевые игры на тему «Хлеб».

13. Дидактические игры по теме «Хлеб – всему голова».

14.Папка – передвижка для родителей «Всемирный день хлеба».

 

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Как наши предки выращивали хлеб».

   Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?

Воспоминанья о былом 
Мы ворошим теперь все реже 
И за обеденным столом 
Не делим хлеб, а просто режем, 
Притом, забыв про нож неострый, 
Ворчим, что хлеб немного черствый, 
А сами, может, в этот час 
Черствей его во много раз.
 

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.
Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.
Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. 

Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам. 
Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.
После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.
При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.

2. СЕВ 

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.
Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.
В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.
Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять.

 День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить. 

3. ХЛЕБ РАСТЕТ 
С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.
Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.
Мочи, мочи, дождь, 
На нашу рожь; 
На бабушкину пшеницу, 
На дедушкин ячмень 
Поливай весь день

Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:
Радуга-дуга, 
Перебей дождя, 
Подай солнышка.
 
Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.

4. ЖАТВА 
Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.
«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.
Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».

Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости.
Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА 
Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.
Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна.
Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.

А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.


6. НА МЕЛЬНИЦЕ 
Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.
Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.
Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.
Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.

С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы.


7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА 
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.
Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».
Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.
Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.

 8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ 
Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.
В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами.

Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай.

Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.
Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.

Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый. 
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. 
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, охраняло, берегло. 
В нем – земли родимой соки, 
Солнца свет веселый в нем… 
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! 
С. Погореловский 


Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.

Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»

Цель. Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб».

Предварительная работа. Накануне прочитать детям произведение К. Паустовского «Кот-ворюга».

 

Конспект НОД по речевому развитию.

Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос».

Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне»

Цель. Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

 

Чтение художественной литературы о хлебе.

    ·      Сказка «Легкий хлеб»

·       «Крупеничка»

·      «Крылатый, мохнатый, да масляный»

·       «Колосок»

·      В. Дацкевич «От зерна до каравая»

·      К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»

·       В. Ремизов «Хлебный голос»,

·      Я. Аким «Хлеб»

·      Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»

·      Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

·      И. Токмакова «Что такое хлеб»

·      Н. Самкова «О хлебе»

·      П. Коганов «Хлеб - наше богатство»

·      Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

 

Конспект НОД в подготовительной группе по художественно – эстетическому развитию.
Лепка «Хлеб, хлебобулочные изделия»
(из соленого теста)

Задачи:

- Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.

- Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.

- Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.

- Развивать мелкую моторику рук. Развивать воображение.

- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Материал: Картинки с изображением хлебобулочных изделий, слоёное тесто, мяч, дощечки для лепки, стеки, салфетки, цветной картон, подносы.

 

 

      

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

на тему:  «Золотистые колоски»

 Цель:  расширить знания детей о колоске, учить рисовать колосок гуашевой краской, передавая особенности его строения, закрепить навыки рисования с помощью кисточки, воспитывать художественный вкус, воспитывать желание помогать другим. Воспитывать бережное отношение к хлебу и к труду людей, которые делают хлеб. Рисунок с изображением колосьев.
Задачи: закреплять знания о строении колоса; упражнять в рисовании гуашью и кистью; развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность; развивать умение замечать красоту природы.
Материалы:  альбомный лист, гуашь цвета "охра", кисть белка. расширить и углубить знание детей о пшеничном колосе, его внешнем виде, закрепить навыки рисования с помощью кисточки.

- повышать мотивацию изобразительной деятельности через осознание ее нравственной значимости; совершенствовать общую и мелкую моторику.

 активизировать в речи детей прилагательные (желтый, колючий, золотистый).

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность при работе с красками. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

 

 

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе

на тему: «Мельница»

 

Программное содержание:

Цель: развитие художественного творчества у детей посредством овладения методикой конструирования  с элементами аппликации.

Образовательные задачи:

1. формировать умения следовать устным инструкциям;

2. обучать различным приемам работы с бумагой;

3. повторить основные геометрические фигуры.

Развивающие задачи:

1. развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию;

2. развивать у детей глазомер, приучать к точным движениям пальцев;

3. развивать пространственное воображение.

Воспитательные задачи:

1. воспитывать интерес к конструированию из бумаги;

2. формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

3. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Материалы и оборудование: заготовки для аппликации; ножницы; клей; кисти; альбомный лист; салфетка.

 

 

 

 

Беседа в подготовительной группе на тему: «Хлеб – всему голова»

 

Описание: Мероприятие предназначено

для детей старшего дошкольного

возраста, воспитателей дошкольных

учреждений и

родителей. 
Назначение работы: Беседа познакомит

детей с этапами приготовления хлеба,

с обычаями, традициями, с народным

фольклором. Для данного мероприятия

была разработана авторская игра   .

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности

 

 Беседа в подготовительной группе на тему: «О труде хлебороба»

 

Программное содержание: 

•         Уточнить, закрепить знания детей о труде хлеборобов (рассказать, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подаётся к столу).

•         Активизировать словарь детей названиями сельскохозяйственных машин и профессий – комбайнёр, дождевальная установка.

•         Учить осмысленно отвечать на вопросы воспитателя и понятно для окружающих выражать свои мысли.

•         Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду хлеборобов, выращивающих хлеб – самое главное богатство страны.

•         Индивидуальная работа.

 

 

Речевые игры

 

Игра 1. Грамматическая игра: «Отгадай, что это?»

Задача игры – учимся согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, развиваем у ребенка языковое чутье.

 

 Заключение.

В процессе работы над данным проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество. Все это способствует не только познанию природы, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям, понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры, практически полезные дела).

 

Выводы.

Данный проект способствовал систематизации знаний детей по теме «Откуда хлеб на стол пришёл», привлечению родителей к образовательному процессу. А также использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению качества образовательного процесса.

 

Используемая литература

1.    Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная  группа.

2.    Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окруже­нием: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

3.    Соломенникова О. А. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду.(6-7 лет). Конспекты занятий.


 

4.