Что такое проект и кейс?
Сегодня слово «проект» используется в самых разных значениях. Проект договора и проект здания, проект урока биологии 8 класса и проект нового самолета на предприятии. Кто-то подразумевает под этим словом некую модель, образ будущего результата, а кто-то – имеет ввиду деятельность по получению этого результата, все стадии его производства: от зарождения идеи до ее воплощения в реальность.
Нам предстоит интенсивная совместная работа, поэтому о понятиях и их трактовках следует договориться заранее. В этой части курса мы с вами определим, что же такое проект, что такое кейс, и в чем их различия.
Давайте посмотрим, какие особенности имеет слово «проект» в разных языковых пространствах и как трансформировалось это понятие в истории.
В европейских языках слово проект заимствовано из латыни: оно происходит от причастия projectus [прожектус], которое буквально означает: «выброшенный вперед»,
«выступающий», «бросающийся в глаза». «Выброшенный вперед», по отношению к времени – из настоящего в будущее.
«Бросающийся в глаза» – актуальный. И тут, в определении сущности проекта, мы подходим к проблеме, как к основе для формирования проектного замысла.
Среди главных значений в Словаре Liddell&Scott называются такие: «помеха, препятствие» и «задача, вопрос». Взаимопринадлежность их очевидна: помеха на пути идущего человека имеет вызывающий, актуальный характер, заставляет остановиться, задуматься и принять какие-то меры. То есть, если мы ничего не сделаем, то ситуация в будущем будет для нас крайне неблагоприятна.
В немецком языке слово Projekt [пройЕкт] появилось в XVII в. и функционировало наряду с Entwurf [энтвОрф] – набросок, эскиз. Отсюда в петровскую эпоху заимствуется и русское слово «проект», которое в своем семантическом спектре уже имело обычные
«план, предложение». Здесь мы говорим об образе, идее будущего, о том, каким нам хотелось бы его видеть.
Как в жизни, так и в мысли препятствие на пути как бы «провоцирует», пробуждает скрытые силы. Привычная для нас картина начинает меняться.
Всякий проект реализуется тогда, когда возникает проблема. Когда существующие решения не удовлетворяют нашим нуждам и нам необходимо искать новые или кардинально изменять прежние. Проект нужен тогда, когда осознается потребность в чем- то, но те, у кого эта потребность возникла, не знают, что и как нужно сделать, чтобы ее удовлетворить.
В таком случае говорят, что существует проблема.
Социокультурные проблемы – вызовы, которые не имеют решения на настоящий момент, не преодолены человечеством, но решение которых сверхактуально для вопроса выживания. Проблемы являются той точкой приложения усилий, на которую направлен вектор развития проектного замысла. Проблема – вызов, который нельзя игнорировать.
Давайте поймем, какие типы вызовов встречаются на практике.
1. Когда нужно что-то делать – например, изучать, но никто не знает в принципе, как и чем.
2. Когда возникает непреодолимое препятствие, мешающее деятельности.
3. Когда из двух гипотез может быть верна лишь одна, но обе претендуют на истинность.
4. Когда, если ничего не изменить, будет катастрофа.
В нашем контексте под термином «проблема» подразумевается конкретная задачная ситуация, которую нужно решить. Обычно она имеет несколько вариантов решения, не устраивающих заказчика в данный момент времени.
В общем виде, казалось бы, всё понятно. Но как выявить реальную проблему за ситуацией, которую мы наблюдаем? Или актуальную задачу за запросом заказчика?
Пример. Одна компания-производитель зубной пасты постоянно получала жалобы от покупателей: в магазинах им попадались полупустые тюбики зубной пасты. Нужно было решать проблему, и компания запросила разработку устройства, позволяющего выявлять пустые тубы по измерению веса тюбика, до его упаковки в коробку. Запрос заказчика был удовлетворен: для них разработали сложную и дорогостоящую инженерную систему.
Однако давайте подумаем – изменилась ли ситуация с наличием брака? Вовсе нет. Брак просто не поступал в сеть продаж. Это означает, что запрос заказчика не всегда направлен на изменение проблемной ситуации. Не всегда деятельность по выполнению заказа позволяет снять проблему.
В широком смысле проект сегодня понимается как способ изменения реальности через выявление и преодоление проблем в процессе реализации замысла с конкретным конечным результатом.
Давайте рассмотрим ключевые особенности проекта.
Проект ориентирован на определенную целевую аудиторию – у него всегда есть заказчики;
Проект решает «проблему» этих заказчиков;
Проект ограничен в ресурсах. Например, это деятельность, ограниченная по времени, а не бесконечный процесс доработок, смен курса и пр;
Проект – это управляемый процесс, а не хаотичный набор действий (о проектном управлении мы еще поговорим в следующем блоке);
Проект содержит в себе исследования и изобретения;
Результатом проекта является создание, разработка уникального продукта или услуги.
Итак, проект – это уникальная деятельность, направленная на достижение определенного результата (цели) при имеющихся ограничениях в ресурсах (времени,
деньгах и пр.), а также определенных требованиях к качеству и имеющая некий уровень риска.
Поскольку проект направлен на решение проблемы и в ходе его выполнения должен быть получен уникальный, не существовавший прежде результат, мы не можем предсказать, каким окажется этот результат – ни по форме, ни по характеристикам и свойствам, ни по производимому эффекту.
Мы можем лишь представить идею результата, но не того, что получится у нас реально. Одно мы можем сказать с уверенностью – будет получен практически значимый результат, направленный на решение конкретной проблемы, конкретной группы интересантов.
Что же важно для формирования пространства проекта?
1. Цель – ради чего реализуем проект?
2. Формулировка идеи проекта – что именно делаем?
3. Определение заказчика/интересанта – для кого мы это делаем?
4. Постановка задач и формулировка требований к проекту и продукту.
5. Организация работы по жизненному циклу проекта (об этом мы поговорим в следующей лекции).
6. Определение времени окончания проекта, анализ итогов проекта и применение полученных компетенций в дальнейшей деятельности.
Педагог должен удерживать в своём сознании характеристики проекта, как норму, формируя требования к замысливанию и реализации проекта. В то же время, педагог должен понимать избыточность этих требований на этапе введения в проектную деятельность учащихся.
Когда ребенок только начинает погружаться в какую-то тематику, странно ждать от его идей сверхуникальности, реализуемости и оформленного результата. Что же делать? Работать в привычном залоге и накачивать детей информацией, развивая их умения и навыки на абстрактных примерах и типовых заданиях, и только потом, спустя месяцы и годы, допускать к этому самому проекту?
Конечно же нет. Для погружения детей в инструменты проектной деятельности существует так называемый метод кейсов: case-study [кейс-стади] или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация). Это метод обучения через решение конкретных задач на основе реальной или смоделированной ситуации, содержащей уже преодоленную проблемную ситуацию или феномен.
Это означает, что кейс, в отличие от проекта, обладает большей степенью определенности, в том числе в понимании конечного результата. Этот путь уже кто-то проходил, и не один раз. Мы понимаем, каким будет результат. Понимаем, каким образом будет решена задач. Конечно, даже при работе с кейсом обучающиеся могут найти принципиально новый подход к его решению, однако его результат все равно предопределен в некоем интервале вариаций.
В основе кейса лежит преодоленная проблемная ситуация или решенная задача. Иными словами – решение кейса не уникально, не имеет объективной новизны, однако для обучающихся субъективная новизна сохраняется.
Практическое решение кейса нужно выработать, т.е. создать с нуля либо подобрать оптимальный алгоритм решения из набора готовых приёмов.
Результат решения кейса существует (и даже может быть известен команде, работающей над решением), но не известен способ достижения результата.
Резюмируя сказанное, давайте отметим основные различия и сходства проекта и
кейса.
Проект:
- имеет объективную практическую ценность;
- в одинаковой мере непредсказуем как в процессе работы над ним, так и при ее завершении;
- предполагает решение актуальных проблем;
- является гибким в направлении работы над ним и скорости ее выполнения.
Кейс:
- имеет субъективную практическую ценность (для ребенка кейс всегда является проектом);
- является проблемой, для которой кем-то уже было выработано решение;
- своей главной целью ставит достижение образовательного результата (теми, кто этот кейс решает).
У кейса и проекта есть много общего. Они оба дают ученику возможность учиться
в соответствии с его способностями. Способствуют налаживанию взаимодействия между обучающимися. Учат работать в команде, коммуницировать с заказчиком, распределять роли, подстраиваться к меняющимся условиям, распределять ресурсы. Дают команде инструменты проектной деятельности.
Необходимо помнить ряд качеств, мешающих ученикам осваивать проектную деятельность:
- зацикленность на ложных ограничениях – «у меня это не получится, потому что не получится никогда» или «я ничего не умею, поэтому и не стану ничего делать»;
- бездеятельностная рефлексия (разговор о «провороненных» возможностях без выхода на деятельность);
- страхи перед ситуацией – как поражения, так и успеха.
- отсутствие субъектности: «Скажите, что мне сделать и я сделаю» -- причем неважно, для чего именно.
- гипертрофированное самомнение – когда ребенок считает, что может и умеет всё, но ничем не подтверждает это на практике.
Вместе с тем проектная деятельность – мощный инструмент для личного развития.
Что же проектная деятельность развивает у обучающихся?
- способность выявлять проблему и переводить ее в ряд задачных ситуаций, требующих решения;
- способность к деловой коммуникации с интересантами и экспертами;
- способность переводить поражения в победы;
- ориентированность на действие;
- рефлексивное мышление.
Проектная деятельность повышает готовность к самообразованию и развивает целеполагание – прививает детям вкус к саморазвитию.
Результатом освоения основ проектной деятельности является высочайшая степень социализации ребёнка. Освоение проектной деятельности связано с осознанным формированием индивидуальной траектории развития.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.