Проект инновационной работы по теме «Формирование и развитие у дошкольников интеллектуальных способностей и предпрофессиональных компетенций на основе интегрированного STEAM – образования по направлению Babyskills»
Оценка 5

Проект инновационной работы по теме «Формирование и развитие у дошкольников интеллектуальных способностей и предпрофессиональных компетенций на основе интегрированного STEAM – образования по направлению Babyskills»

Оценка 5
Документация
docx
другое
5 кл—8 кл
27.01.2022
Проект инновационной работы по теме «Формирование и развитие у дошкольников интеллектуальных способностей и предпрофессиональных компетенций на основе интегрированного STEAM – образования по направлению Babyskills»
Представлен проект работы с детьми старшего дошкольного возраста по STEAM-образованию.
Инновационный проект Стем - лаборатория.docx

МБДОУ детский сад №9

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

инновационной работы по теме

«Формирование и развитие у дошкольников интеллектуальных способностей и предпрофессиональных компетенций на основе интегрированного STEAM – образования по направлению Babyskills»

Старший воспитатель:

Краева Анна Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2022г.г.

г.Ярцево

 

Тема инновационной деятельности

Формирование и развитие у дошкольников интеллектуальных способностей и предпрофессиональных компетенций на основе интегрированного STEAM – образования по направлению Babyskills.

 

Направление деятельности инновационной площадки

Инновационная деятельность направлена на апробацию и внедрение дошкольной образовательной авторской программы «Детская универсальная STEAM – лаборатория».

 

Инновационная деятельность направлена на создание условий реализации комплекса практических разработок по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество, осуществляется в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования, заданными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

 

Инновационная деятельность направлена на создание методических рекомендаций и практических разработок для педагогов дошкольных образовательных организаций по внедрению инновационной программы «Детская универсальная STEAM – лаборатория» в образовательную практику на основе материалов методического комплекса Программы.


Актуальность проблемы и новизна деятельности

В современной России приоритетным является развитие науки, техники и производств, подготовка квалифицированных кадров, способных ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, принимать нестандартные творческие решения. В условиях реализации ФГОС ДО, современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей.

 

По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, «инженерное образование в России нужно вывести на новый более высокий уровень. Для решения данной задачи требуется утверждение STEM-образования в нашей стране. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства».

 

В этой связи актуальными становятся формирование у детей раннего возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование:

·           Science (естественные науки) - освоение методов научного познания, с их помощью понимание законов природы.

·           Technology (технология) - цифровые лаборатории, средства сбора и обработки данных, т.е. инструментарий для применения методов научного познания. А также графический дизайн, программирование мобильных приложений, 3D-моделирование и т.д.

·           Engineering (инженерное искусство) - инженерный подход. Развитие инженерно-конструкторского мышления. Признаки инженерного подхода: создание прототипа, итерационность (повторяемость действий), создание материальных объектов (улучшение существующих или разработка принципиально новых).

·           Arts (творчество) - гуманитарные области знаний.

·           Mathematics (математика) - математические методы, статистика, программирование.

https://oceanmhs.org/wp-content/uploads/2017/03/STEAM.jpg

 

Обоснование значимости проекта

Проект является решением задач, поставленных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»:

- развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;

- создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты.

 

Проект также является решением одной из задач ФГОС дошкольного образования:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Предполагает «формирование познавательных интересов и действий дошкольников в различных видах деятельности» (ст.1.4 п.7).

Проект соответствует задаче «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года»:

- развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.

 

Одним из направлений развития образования является социокультурная модернизация, дающая установку на конструирование образования как социальной деятельности,  развитию индивидуальности человека в изменяющемся мире.

 

Данный проект предполагает внедрение в образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирование у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.

 

В основе данной концепции лежит теория детоцентризма, провозглашающая мысль о том, что в центре любых государственных решений и политических программ должна находиться идея детства.

Отсюда особый статус дошкольного образования, так как именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка и основы познавательного развития.

Уникальность Программы заключается в том, что она комплексно обеспечивает модернизацию образования по содержанию, технологии, форме организации и материальной среде. Тем самым, создавая предпосылки продолжения политехнического и естественнонаучного образования далее в средней школе и в ВУЗе.

Предпосылки
Необходимость и целесообразность реализации федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций.

 Успешный опыт работы в статусе инновационной площадки по теме ранней профориентации дошкольников.

Кадровый потенциал образовательной организации.

Опыт сотрудничества с образовательными организациями, в том числе в рамках работы инновационных площадок.

Актуальные и перспективные ожидания, потребности государства и общества от образования.

Отсутствие практики апробации и внедрения программы STEM-образования детей возраста в Ярцево.

Возможность интеграции образовательных модулей авторской программы «Детская универсальная STEAM – лаборатория».

Возможность осуществления оценки эффективности реализации образовательной авторской программы «Детская универсальная STEAM – лаборатория».


Концепция инновационной деятельности

Основные идеи:

1.     Скоординировать усилия государства и общества по согласованию и реализации программ: «Развитие образования» на 2013-2020 годы», «Модернизация образования 2020», Национальная доктрина образования РФ до 2025 года, Федеральная программа работы с одаренными детьми и др.

2.     Выполнение государственного заказа на раннюю профориентацию и создание условий для развития кадрового потенциала в естественнонаучной и технической сферах.

3.     Стратегическая кадровая политика – воспитание лидеров для современного быстроменяющегося технократичного общества.

4.     Создание опыта конструирования образования как социальной деятельности, ведущей к развитию индивидуальности человека в изменяющемся мире.

5.     Теория детоцентризма, провозглашающая мысль о том, что в центре любых государственных решений и политических программ должна находиться идея детства.

 

Объект инновационной деятельности

Формирование и развитие у дошкольников интеллектуальных способностей и предпрофессиональных компетенций на основе интегрированного STEAM – образования по направлению Babyskills.

 
Предмет инновационной деятельности

Апробация и внедрение образовательной авторской программы «Детская универсальная STEAM – лаборатория».


Цель инновационной деятельности

Создание условий для апробации и внедрения образовательной авторской программы «Детская универсальная STEAM – лаборатория» в рамках организации образовательной деятельности.

Деятельность инновационной площадки предполагает три этапа:

·        подготовительный (аналитический этап) – февраль 2020 – август 2020 гг.,

·        основной (этап реализации) – сентябрь 2020 – май 2022 гг.,

·        заключительный (подведение итогов и разработка рекомендаций) – июнь – сентябрь 2022г.

 

Основные задачи инновационной деятельности

1.       Анализ методологических основ:

·          развития интеллектуальных способностей в возрастном аспекте;

·          нормативно-правовой базы организации образовательной среды в контексте требований ФГОС ДО;

·          организации познавательной деятельности дошкольников;

·          состояния научно-технического творчества дошкольников.

2.       Обучение участников инновационной деятельности в целях освоения ими возможностей работы с методическим комплексом STEАM-образования.

3.       Разработка диагностического инструментария и проведение исследования с целью отслеживания результатов инновационной деятельности.

4.       Развитие материально-технической базы дошкольной организации,  разработка программно - методического сопровождения по использованию STEAM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

5.       Создание условий для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества.

6.       Обеспечение формирования компетенций и стимулирование педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEAM - технологий.

7.       Апробация оборудования для реализации образовательной авторской программы «Детская универсальная STEAM – лаборатория».

8.       Анализ результатов инновационной деятельности.

9.       Создание методических рекомендаций и практических разработок по использованию методического комплекса STEM-образования в образовательном процессе.


Внедрение
образовательной авторской программы «Детская универсальная STEAM – лаборатория» позволит:

·        повысить уровень развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста;

·        сформировать у детей умение проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., развить воображение, овладеть навыками научно-технического творчества;

·        сформировать профессиональные компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей;

·        оценить эффективность реализации Программы при организации образовательной деятельности в ДОУ;

·        оптимизировать содержание образовательных модулей и механизм их интеграции в познавательной деятельности дошкольников;

·        оценить эффективность Программы как средства развития интеллектуальных способностей дошкольников.

 

Состав участников инновационной деятельности 

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты ДОУ, воспитанники старшей группы №1, родители воспитанников.

 

Финансирование деятельности инновационной площадки осуществляется из источников, установленных законодательством и предусмотренных Уставом ДОУ на основе решения о включении ОУ в состав инновационной площадки.

 

Материально-техническое обеспечение

Рекомендуемая программой «Детская универсальная STEAM – лаборатория» развивающая предметно-пространственная среда по каждому образовательному модулю, которую обеспечивают ресурсы ДОУ; привлеченные внебюджетные средства, спонсорская помощь.

 

Мониторинг процесса инновационной деятельности (система отслеживания)

Периодическая отчетность участников инновационной деятельности в соответствие с разработанными критериями.

Предоставление регулярной обратной связи об использовании образовательных модулей, о ходе процесса апробации и внедрения Программы.

 

Ожидаемые эффекты проекта

Научная значимость

Инновационная деятельность имеет научную значимость для обоснования новой современной системы развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM-образования.

 

Практическая значимость

Раскрытие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

Профессиональный и личностный рост педагогов, готовых к творческой и инновационной деятельности.

Внедрение в практику работы педагогов ДОУ методического комплекса для организации работы по Программе.

Обоснование эффективности Программы при включении в деятельность образовательных организаций.

Разработка методических и практических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных организаций по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами «Детская универсальная STEAM – лаборатория».

Трансляция достижений через систему детских фестивалей, конкурсов.

Обеспечение публикаций в педагогической прессе и специализированных сборниках, презентаций опыта инновационной деятельности на муниципальных, региональных и всероссийских научно-практических конференциях, интернет-форумах.

Проведение семинаров и участие в семинарах с презентациями результатов работы инновационной площадки.

Внедрение результатов инновационной деятельности в работу дошкольных образовательных организаций.

Повышение рейтинга  дошкольного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

Тема

«Формирование и развитие у дошкольников интеллектуальных способностей и предпрофессиональных компетенций на основе интегрированного STEAM – образования по направлению Babyskills».

Идея проекта

Инновационная образовательная деятельность позволит подготовить детей к техническому творчеству, сформировать и развить у дошкольников интеллектуальные способности и предпрофессиональные компетенции.

Срок реализации проекта

2020 - 2022 годы

Задачи

1.   Анализ методологических основ:

·     развития интеллектуальных способностей в возрастном аспекте;

·     нормативно-правовой базы организации образовательной среды в контексте требований ФГОС ДО;

·     организации познавательной деятельности дошкольников;

·     состояния научно-технического творчества дошкольников.

2.   Обучение участников инновационной деятельности в целях освоения ими возможностей работы с методическим комплексом STEM-образования.

3.   Разработка диагностического инструментария и проведение исследования с целью отслеживания результатов инновационной деятельности.

4.   Развитие материально-технической базы дошкольной организации,  разработка программно - методического сопровождения по использованию STEAM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

5.   Создание условий для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества.

6.   Обеспечение формирования компетенций и стимулирование педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEAM - технологий.

7.   Апробация оборудования для реализации образовательной авторской программы «Детская универсальная STEAM – лаборатория».

8.   Анализ результатов инновационной деятельности.

9.   Создание методических рекомендаций и практических разработок по использованию методического комплекса STEM-образования в образовательном процессе.

Участники

Заведующий – Н.Е.Тугарина

Старший воспитатель – А.В.Краева

Воспитатель – И.В.Черненко

Узкие специалисты

Воспитанники старшей группы №1

Родители воспитанников

Результат

1.             Раскрытие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

2.             Профессиональный и личностный рост педагогов, готовых к творческой и инновационной деятельности.

3.             Внедрение в практику работы педагогов ДОУ методического комплекса для организации работы по Программе.

4.             Обоснование эффективности Программы при включении в деятельность образовательных организаций.
Разработка методических и практических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных организаций по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами
«Детская универсальная STEAM – лаборатория».

5.             Трансляция достижений через систему детских фестивалей, конкурсов.

6.             Обеспечение публикаций в педагогической прессе и специализированных сборниках, презентаций опыта инновационной деятельности на муниципальных, региональных и всероссийских научно-практических конференциях, интернет-форумах.

7.             Проведение семинаров и участие в семинарах с презентациями результатов работы инновационной площадки.

8.             Внедрение результатов инновационной деятельности в работу дошкольных образовательных организаций.

9.             Повышение рейтинга  дошкольного учреждения.

Условия

1.   Групповое помещение

2.   Стартовый комплект STEAM – оборудования

3.   Методические пособия для организации работы по STEAM– образованию

4.   Программа «Детская универсальная STEAM – лаборатория», автор Е.А.Беляк

Инновационный продукт

1.   Обобщенный педагогический опыт

2.   Технологические карты, конспекты НОД

Распространение педагогического опыта

1.   РМО

2.   Профессиональные конкурсы

3.   Мастер – класс

4.   Открытые мероприятия

5.   Интернет – ресурс

6.   Сайт

План реализации проекта

1 этап - подготовительный (аналитический этап) – февраль 2020 – август 2020 гг.:

1.     Курсовая подготовка – STEAM – образование

2.     Приобретение стартового комплекта «STEAM – лаборатории»

3.     Разработка локальных актов для организации работы

4.     Первичная диагностика детей

5.     Разработка дорожной карты проекта

2 этап - основной (этап реализации) – сентябрь 2020 – май 2022 гг.:

1. Реализация цикла практических занятий по модулям

2. Мастер – класс для родителей и педагогов

3. Участие в РМО, профессиональных конкурсах

4. Обеспечение педагогов необходимыми информационными и методическими пособиями.

5. Оформление фотоотчетов, подготовка мультимедийных презентаций

6. Размещение информации о ходе инновационной работы на официальном сайте детского сада

7. Обобщение педагогического опыта

3 этап - заключительный (подведение итогов и разработка рекомендаций) – июнь 2022 – сентябрь 2022г.г.:

1. Обобщение результатов

2. Оценка интеллектуального развития и технического творчества детей

 

 


 

МБДОУ детский сад №9

МБДОУ детский сад №9

Тема инновационной деятельности

Тема инновационной деятельности

Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является

Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является

Одним из направлений развития образования является социокультурная модернизация, дающая установку на конструирование образования как социальной деятельности, развитию индивидуальности человека в изменяющемся мире

Одним из направлений развития образования является социокультурная модернизация, дающая установку на конструирование образования как социальной деятельности, развитию индивидуальности человека в изменяющемся мире

Возможность осуществления оценки эффективности реализации образовательной авторской программы «Детская универсальная

Возможность осуществления оценки эффективности реализации образовательной авторской программы «Детская универсальная

Основные задачи инновационной деятельности 1

Основные задачи инновационной деятельности 1

Программы при организации образовательной деятельности в

Программы при организации образовательной деятельности в

Разработка методических и практических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных организаций по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами «Детская универсальная

Разработка методических и практических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных организаций по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами «Детская универсальная

Паспорт проекта Тема «Формирование и развитие у дошкольников интеллектуальных способностей и предпрофессиональных компетенций на основе интегрированного

Паспорт проекта Тема «Формирование и развитие у дошкольников интеллектуальных способностей и предпрофессиональных компетенций на основе интегрированного

Апробация оборудования для реализации образовательной авторской программы «Детская универсальная

Апробация оборудования для реализации образовательной авторской программы «Детская универсальная

Условия 1. Групповое помещение 2

Условия 1. Групповое помещение 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2022