Проект Искусство изображения
Оценка 4.9

Проект Искусство изображения

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитание
2 кл—3 кл
11.07.2022
Проект Искусство изображения
Организация адаптационного периода в группе раннего возраста от 2 до 3 лет средствами изображения
проект Искусство изображения.docx

Проект

«Искусство изображения»

(адаптация и развитие детей раннего возраста

средствами изобразительной деятельности)

 

МБДОУ № 33 «Аленький цветочек»

г. Сургут, 2021-2022 уч. г

автор проекта: Аникина Г.А.,

старший воспитатель

 

Пояснительная записка

Детский сад «Аленький цветочек» является пилотной площадкой по реализации комплексной образовательной программы «Теремок» в группах раннего возраста с 2 до 3 лет; научный руководитель Лыкова И.А.

Самым сложным периодом в жизни малыша, впервые пришедшего в дошкольное учреждение, является период адаптации – привыкания к новому окружению. Этот период вхождения в новую систему взаимоотношений, сопряжён с тревогами, страхами каждого конкретного ребёнка, как физическими, так и психическими. Для успешной интеграции в новый социум – социум детского сада - ребёнку необходима определённая смелость, а взрослым: родителям и педагогам, -    великое мастерство.

Чтобы ребёнок не только «позитивно принял новую среду», но и постарался активно изменить её условия, приспосабливая их под себя, приобретая тем самым необходимый комфорт – физический и психический -  воспитателям необходимо создать «творческий стиль адаптации». *  Он предполагает такое специально организованное образовательное пространство, в котором большая роль отводится искусству и разным видам детского художественного творчества.

Искусство – идеальный способ социализации личности.

Уже в первые дни посещения ребёнком детского сада, воспитатель создаёт в группе условия для совместного творчества детей и взрослых. Рассчитывая на гибкость психических процессов малыша и, присущее детям раннего возраста наглядно-действенное мышление, педагог предлагает маме и ребёнку различные средства и способы художественного изображения, вовлекая в интереснейшую игру по созданию ярких образов, например, на листе бумаги. Радость движения, цветные следы от ладошек, пальчиков, всё это моментально переключает внимание малыша с близкого человека на предмет деятельности, способствуя появлению положительных эмоций.

Маленькие картинки – первые совместные с мамой и воспитателем «шедевры» изобразительного искусства, - позволяется забирать с собой. Дома родителям рекомендуется ещё не раз   рассмотреть созданное изображение, которое как «маячок» напомнит ребёнку о детском садике и совместном творчестве с мамой и воспитателем.

На протяжении всего адаптационного периода, ежедневно в группе создаётся определённая творческая атмосфера.  Это не только делает пребывание ребёнка в детском саду привлекательным, но и способствует формированию дружной команды взрослых по воспитанию эстетических вкусов детей, эффективной социализации малышей, вновь пришедших в дошкольное учреждение, выявлению детских интересов и способностей.

Изобразительная деятельность уникальна своими вариациями. Сегодня дети рисуют, завтра лепят, наклеивают картинки – и всё это в купе с музыкой, театральной деятельностью и другими жанрами искусства создаёт привлекательный мир сообщества детского сада.

В нашем детском саду «Аленький цветочек» детям раннего возраста предлагается целый арсенал как традиционных, так и нетрадиционных средств, и способов изображения. Игра с изобразительными средствами является не только способом привлечения малышей в образовательную среду, неким сюрпризным моментом, но и способом познания мира сенсорных эталонов (цвет, форма, ориентировка…), социальных взаимоотношений в процессе индивидуального и совместного творчества.

Малыши включаются в сотворчество с взрослым: дополняют сюжет ритмом мазков, цветовых пятен, экспериментирует с изобразительным материалом. Изобразительная деятельность поддерживает его эмоциональную отзывчивость на выразительные образы незаконченной композиции, предлагая завершить её своим трудом. У ребёнка появляется уверенность в себе.

Работы, созданные изобразительными средствами, формируют у малыша новую культурную практику, способствующую его развитию и самореализации. «Каляки-маляки» ребенка раннего возраста – его самостоятельное творчество. Его рисунок – один из способов общения. Воспитатель и педагог-психолог могут узнать и настроение ребёнка и разгадать проблему, которая в момент изображения может быть «выплеснута» наружу.

Занятия с детьми раннего возраста лепкой, аппликацией, рисованием в течение дня легко интегрируются с другими видами искусства и детской деятельности. Всё это предусмотрено в методических рекомендациях  Ирина Александровны Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни» для реализации программы «Теремок».

Наверное, мы не открыли ничего нового, организуя проектную деятельность, направленную на адаптацию и развитие детей раннего возраста средствами изобразительной деятельности. Однако, мы постарались выделить значимость и подчеркнуть глубинное содержание очень важной для детей этого возраста культурной практики – искусству изображения!

Новизна проекта

В адаптационный период, который может длиться от 2 недель до 3 месяцев, не ограничивается типовым набором деятельности воспитателя, включающего в себя обзорную экскурсию по группе, игры в центрах активности: сенсорном, игровом, театральном, изобразительном, природном (с песком и водой). Новизна проекта в построении адаптационного периода на деятельности, представляющей из себя искусство изображения.

Это связано с целенаправленной стратегией выстраивания процесса освоения малышом нового пространства, в основе которого лежит деятельностный подход. Творческая художественная совместная деятельность, предложенная ребёнку и его родителю (законному представителю) воспитателем, «с порога» групповой призвана вызвать в нём радость и восторг от преображения, доверия к новому окружению и постройки под себя новой реальности.

Цель проекта: адаптация и развитие  детей раннего возраста средствами изобразительной деятельности

Задачи:

1.   Создать условия для лёгкой степени адаптации детей раннего возраста средствами изобразительной деятельности

2.   Способствовать развитию изобразительной деятельности в качестве  новой культурной практики.

3.   Воспитывать позитивную эмоциональную отзывчивость на творческую художественную деятельность.

Участники проекта: дети раннего возраста с 2 до 3 лет, Родители (законные представители) детей раннего возраста, воспитатели групп раннего возраста с 2 до 3 лет, старший воспитатель.

Сроки реализации: учебный период

Этапы реализации:

I этап – «адаптационный период» (от 1 недели)

предусматривает совместное посещение группы ребёнка и родителя (2 час.).

Цель: использование изодеятельности в качестве антистрессовой, здоровьесберегающей технологии.

Методика: знакомство с техниками и средствами изображения. Совместная работа ребёнка и родителя, ребёнка и воспитателя. Индивидуальная творческая работа передаётся домой, как «маячок» - напоминание о группе.

II этап – учебный период.

Предусматривает совместную и самостоятельную изобразительную деятельностью с детьми в режиме дня, на занятиях.

Цель: развитие изодеятельности как культурной практики.

Методика: в качестве основного приёма для мотивации деятельности – сюрпризный момент. В режимные моменты детям предлагаются предметно-графические модели с незавершёнными композициями на столе, мольберте, на картонных планшетах и др. Используются методические рекомендации к программе «Теремок»: «Первые шаги в мир искусства. Интегрированные занятия», авторы Н.В. Корчаловская, Е.Б. Колтакова; «Арт-методики для развития малышей», под редакцией И.А Лыковой. Занятия организуются в соответствии с методическими рекомендациями к программе «Теремок» «Изобразительная деятельность в детском саду», автор И.А. Лыкова

Результаты проектной деятельности:

1.     Для работы с детьми будет создана картотека предметно-графических моделей, в том числе с незавершёнными композициями,  наборы картинок для наклеивания, наборы разнообразных тематических печаток для оттиска, коробочки с штемпельными подушечками, валики и прочие нетрадиционные предметы для изображения.

2.     У детей расширятся и появятся новые графические навыки изображения. Закрепится новая культурная практика: самостоятельная изобразительная деятельность.

3.     Дети будут сохранять и транслировать окружающим продукты своей изобразительной деятельности.

Методические рекомендации к деятельности в проекте

      Тактика реализации адаптационных мероприятий с использованием приёмов и способов изобразительной деятельности следующая:

первые два дня – аппликация, как самый простой способ по исполнению изображения;

далее, 2 дня – лепка, «пластилинография», «тестопластика»;

следующие 2 дня- рисование.

Подобное чередование длится до завершения адаптационного периода каждого ребёнка.

Сначала «с порога» внимание ребёнка воспитатель привлекает крупной формой – например, мольберт с незаконченной композицией. Затем, воспитатель мотивирует малыша на деятельность с этим объектом вместе с мамой. Цель взрослых в данный период состоит в переключении детского внимания от переживаний и страхов на необычный объект.

Выполненная работа на крупной форме остаётся в группе на виду несколько дней. Это позволяет ребёнку разместить личный объект в новом помещении, сделать пространство привычным.

Далее ребёнок с мамой «вращается» среди центров активности самостоятельно, обживая пространство.

Затем родителю и ребёнку предлагают, перед уходом домой, выполнить изобразительную работу (по аналогии с первой по технике выполнения) на индивидуальном картонном планшете в рамочке «на память», закрепляя положительные эмоции от совместного творчества.

 Темы детских работ могут быть сориентированы на тематическую неделю образовательной программы. Допускается выбор ребёнком сюжета изображения по его желанию. Например, ребёнку предлагаются планшеты с заготовками петушок ( зайка, котик…), для которого нужно нарисовать (провести линию) дорожку к домику.

Выполненную совместную с взрослыми работу ребёнок забирает домой. Родителям предлагают в условиях семьи рассмотреть рисунок, поделку вместе с ребёнком и предложить малышу «поделиться» рассказом о своих достижениях с другими родственниками. Кроме этого, «подарок», вывешенный в комнате ребёнка «на виду», становится объектом, «призывающим» малыша к новому посещению детского сада.

Радость и восторг от выполненной работы вызывает у ребёнка доверие к новому сообществу, стимулирует его возвращение к творчеству в условиях группы, облегчая, таким образом привыкание к дошкольному учреждению.

         Дальнейшая работа по изодеятельности организуется в группе воспитателем в режимные моменты и на занятиях в соответствии с методическими рекомендациями к программе «Теремок».

          Изобразительные средства и оборудование

К использованию в проекте предлагаются традиционные и нетрадиционные средства и оборудование, соответствующие возрасту детей с 2 до 3 лет: стол, накрытый бумагой, стол, накрытый клеёнкой, мольберты, бумага разного размера, бумажные или пластилиновые формы с незаконченными изобразительными композициями, ёмкости с водой, песком, картонные планшеты в рамках, пальчиковые краски, мелки восковые, грифельные цветные мелки для рисования на асфальте, доске на прогулочном участке, карандаши цветные, фломастеры, маркеры, цветная гуашь, «печатки», «штампики» для оттиска, крутящиеся валики, скомканная бумага, губка, тематические картинки - стикеры на желатиновой основе, пластилин, тесто и др.

Литература

1. Арт-методики для развития малышей: методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от двух месяцев до трёх лет)/ Под редакцией И.А. Лыковой – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. - 128 с.2-е издание, доработанное и дополненное.

2. Лыкова И.А., Файзуллаева Е.Д. Адаптация к детскому саду ребёнка раннего возраста. Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. - 96 с.2-е издание, доработанное и дополненное.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни. Методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. - 144 с.2-е издание, доработанное и дополненное.

4. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трёх лет/научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. - 160 с.

 (2-е дополнительное издание)

 


 

Проект «Искусство изображения» (адаптация и развитие детей раннего возраста средствами изобразительной деятельности)

Проект «Искусство изображения» (адаптация и развитие детей раннего возраста средствами изобразительной деятельности)

Рассчитывая на гибкость психических процессов малыша и, присущее детям раннего возраста наглядно-действенное мышление, педагог предлагает маме и ребёнку различные средства и способы художественного изображения, вовлекая…

Рассчитывая на гибкость психических процессов малыша и, присущее детям раннего возраста наглядно-действенное мышление, педагог предлагает маме и ребёнку различные средства и способы художественного изображения, вовлекая…

Малыши включаются в сотворчество с взрослым: дополняют сюжет ритмом мазков, цветовых пятен, экспериментирует с изобразительным материалом

Малыши включаются в сотворчество с взрослым: дополняют сюжет ритмом мазков, цветовых пятен, экспериментирует с изобразительным материалом

Это связано с целенаправленной стратегией выстраивания процесса освоения малышом нового пространства, в основе которого лежит деятельностный подход

Это связано с целенаправленной стратегией выстраивания процесса освоения малышом нового пространства, в основе которого лежит деятельностный подход

Предусматривает совместную и самостоятельную изобразительную деятельностью с детьми в режиме дня, на занятиях

Предусматривает совместную и самостоятельную изобразительную деятельностью с детьми в режиме дня, на занятиях

Подобное чередование длится до завершения адаптационного периода каждого ребёнка

Подобное чередование длится до завершения адаптационного периода каждого ребёнка

Дальнейшая работа по изодеятельности организуется в группе воспитателем в режимные моменты и на занятиях в соответствии с методическими рекомендациями к программе «Теремок»

Дальнейшая работа по изодеятельности организуется в группе воспитателем в режимные моменты и на занятиях в соответствии с методическими рекомендациями к программе «Теремок»

Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова,

Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2022