Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Ручеёк» города Гая Оренбургской области
(МАДОУ №19)
462635, Оренбургская область, Гайский городской округ,
проспект Победы, 12А,
тел. (35362) 4-08-76 e-mail: gaidetsad. 19@yandex.ru
Проект
«Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»
(Организация системы работы по внедрению метода «Интеллект-карты» в образовательный процесс ДОУ).
Разработала:
Макарова Марина Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ № 19
Гайский городской округ, 2020 г.
Проект
«Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»
Актуальность: В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), обновление дошкольных образовательных программ, изменения в информационной среде жизнедеятельности ребенка.
Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.
Интеллект - карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.
На мой взгляд, это один из эффективных и актуальных методов в современном дошкольном образовании. Поэтому, я разработала и реализую долгосрочный проект по применению инновационного метода интеллект –карт.
Цель проекта: развитие познавательных процессов и познавательных психических функций дошкольников путем создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода интеллект – карты.
Задачи проекта:
- создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;
- формировать познавательные действия, становление сознания, развивать воображение и творческую активность;
- развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;
- развивать умение визуализировать и оречевлять причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
- воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе;
- ознакомить педагогов с эффективным методом в образовательно-познавательной деятельности с детьми интеллект -карты;
- организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- повысился интерес детей к занятиям, возросла их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал;
- сформированы умения рассуждать, делать умозаключения, строить причинно – следственные связи;
- связная речь детей стала грамотнее, логичнее;
- повысилось профессиональное мастерство педагогов;
- родители повысили свою педагогическую грамотность, вовлечены в воспитательно - образовательный процесс, выросла их удовлетворенность подготовкой детей к школе.
Формы работы: с детьми: занятия по речевому и познавательному развитию с поэтапным составлением интеллект – карт, дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти; с педагогами: проведение консультаций, мастер – классов, семинар – практикумов по изготовлению интеллект- карт; с родителями: проведение индивидуальных и групповых консультаций, мастер- класса, открытый показ занятия.
Тип проекта: информационно - практико- ориентированный - творческий
По составу участников: групповой (дети, воспитатели, педагоги, родители).
По срокам реализации: долгосрочный (сентябрь 2017 года - май 2020 года).
Этапы работы над проектом:
Проект состоят из 3-х этапов:
1. Организационно - подготовительный (сентябрь – ноябрь 2017 г.).
2. Основной – практический (ноябрь 2017 г.- апрель2020г)
3. Заключительный (аналитический) (май 2020г.)
1 Этап. Подготовительный (информационно-аналитический):
- отбор участников проекта, подбор и изучение методической, справочной литературы по теме проекта;
- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
- обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
- вовлечение родителей воспитанников в реализацию проекта.
2. Этап. Основной (практический):
- консультации в уголок для родителей по теме проекта;
- мастер – класс с родителями по созданию интеллект – карт;
- подготовка памяток для родителей и педагогов по использованию интеллект – карт;
- создание интеллект - карт с участием детей и родителей;
- занятия с применением метода интеллект - карт;
- семинар – практикум с педагогами по применению в практической работе метода интеллект - карт;
- дидактические игры с детьми на развитие внимания, воображения, памяти.
3. Этап. Заключительный (аналитический):
- анализ результатов проекта;
- диссеминация педагогического опыта.
План – график мероприятий
Сроки |
Формы работы |
Формы отчета |
Организационно – подготовительный этап |
||
Сентябрь 2017 г. |
Сбор и анализ информации, работа с методической литературой; изучение интернет – ресурсов по теме проекта. |
Список использованной литературы.
|
Октябрь 2017 г. |
Консультация для родителей «Использование метода интеллект - карт в детском саду» |
Информация в уголок для родителей. Публикация на сайте «Арт-талант» |
Ноябрь 2017 г. |
Консультация для педагогов « Применение метода интеллект - карт в дошкольном образовании» |
Выступление на педагогическом часе. Победитель Международного дистанционного конкурса "Современный педагог" |
Ноябрь 2017 г. |
Разработка перспективного плана по внедрению метода интеллект - карт в образовательный процесс. |
Перспективный план |
Основной – практический этап |
||
Ноябрь 2017 г. |
Продукт проекта «Сохраним природу вместе» |
Интеллект – карта «Правила поведения в природе» |
Декабрь 2017 г. |
Итоговое мероприятие по тематической неделе «Одежда» |
Интеллект-карта «Одежда» |
Февраль 2018 г. |
Итоговое мероприятие по тематической неделе «Зимушка - зима» |
Интеллект-карта «Зима» |
Апрель 2018 г. |
Знакомство родителей с промежуточными результатами проекта. |
Представление родителям изготовленные интеллект- карты. |
Май 2018 г. |
Итоговое мероприятие по тематической неделе «Весна - красна» |
Интеллект-карта «Весна»
|
Октябрь 2018 г. |
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Берегите, животных!» |
Интеллект-карта «Мир животных» |
Февраль 2019 г. |
Итоговое мероприятие по тематической неделе «Жизнь на Севере» |
Интеллект-карта «Тундра» |
Апрель 2019 г. |
Реализация проекта «Кроссбукинг в детском саду» |
Интеллект-карта «Детские писатели» публикация на официальном сайте МАДОУ № 19 |
Май 2019 г. |
Обобщающее занятие по познавательному развитию по теме «Мой город» |
Интеллект-карта «Гай» |
Август 2019 г. |
Выступление на МО воспитателей подготовительных к школе групп Гайского городского округа |
Доклад «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников» Публикация на сайте «Знанио» |
Сентябрь 2019 г. |
Занятие по речевому развитию «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» |
Интеллект-карта «Сказки А.С. Пушкина» (открытое занятие для педагогов города) |
Октябрь 2019 г. |
Семинар-практикум для педагогов «Использование метода интеллект -карт в вопросах речевого развития дошкольников в группе комбинированной направленности». |
Сообщение по теме на педагогическом часе. |
Ноябрь 2019 г. |
Занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» |
Интеллект-карта по рассказу. Публикация на сайте «Знанио» |
Декабрь 2019г. |
Мастер – класс для родителей «Создание интеллектуальных карт с ребенком» |
Сообщение по теме на родительском собрании |
Январь 2020 г. |
Занятие по ФЭМП «Знакомство с арифметической задачей» |
Интеллект-карта «Арифметическая задача» |
Февраль 2020 г. |
Занятие по речевому развитию с использованием метода интеллект- карт на тему «Составление рассказа о зиме» |
Интеллект – карта «Зима» (муниципальная конкурсная работа «Мой лучший урок) |
Март 2020 г. |
Индивидуальная работа по составлению интеллект - карт. |
Индивидуальные интеллект -карты по теме «Моя мама» |
Апрель 2020 г. |
Совместная деятельность родителей и детей. |
Индивидуальные интеллект – карты по теме «Космос»
|
Заключительный (аналитический) этап |
||
Май 2020 г. |
Анализ результатов проекта |
Презентация для родителей и педагогов.
|
в течение всего времени реализации проекта |
Диссеминация педагогического опыта.
|
Публикации в СМИ |
Ресурсное обеспечение: ватман, цветные маркеры, клей, разнообразные картинки соответствующие теме интеллектуальной карты и журналы для вырезания из них картинок, презентации, интернет – ресурсы.
Таким образом, реализация проекта «Использование метода интеллект - карт в образовательном процессе ДОУ» имеет большое положительное значение для всех участников образовательного процесса нашего детского сада. Воспитанники усвоили технологию составления интеллект – карты. Они являются активными участниками на всех этапах работы: сбор материала, его систематизация, оформление, составление рассказов по ней. Имеют возможность видеть результаты своей деятельности, что повышает их самооценку и создает ситуацию успеха для каждого ребенка, повышает интерес к занятиям. Воспитатели и педагоги изучили и внедрили в практику новую эффективную методику работы по развитию познавательных процессов детей. Родители убедились в результативности метода и в том, что необходимо уделять особое внимание развитию ребенка в совместной домашней деятельности. Все мероприятия, запланированные в проекте на этот период, реализованы.
Список использованной литературы:
1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — №7.
2. Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. — М.: ООО «Попурри», 2019.
3. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2016. — №10.
4. Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности.- Анапа, 2019.
5. Ментальные карты в дошкольном образовании//Сборник материалов.- а. Хакуринохабль, 2018.
6. Романичева Е.С. Ментальные карты, или интеллект-карты// Литература в школе. — 2015. — №8.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.