Проект "Использование различных рифмовок и стихов на уроках английского языка”
Оценка 4.9

Проект "Использование различных рифмовок и стихов на уроках английского языка”

Оценка 4.9
pdf
01.03.2023
Проект "Использование различных рифмовок и стихов на уроках английского языка”
Брянцева С.А. ПРОЕКТ НПК 2023.pdf

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Талицкий ГО

МКОУ «Троицкая СОШ № 62»

“Использование различных рифмовок и стихов на уроках английского языка”

ПроектВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                 3

ГЛАВА  I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ                                                                                                                                                                        4

1.1.Роль лексического аспекта в обучении иностранному языку                            4

1.2. Обзор современных методических приемов в изучениианглийского языка           5

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НАНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ                                                                                           8

ПОСРЕДСТВОМ РИФМОВОК2.1. Этапы работы над рифмовками в процессе обучения                                                                                                                                                                                                     8

иностранному языку.                                                                                                                                               

2.2.  Критерии отбора рифмовок для уроков иностранного языка                         9

2.3. Экспериментальная работа по выявлению эффективностииспользования рифмовок для формирования лексических навыковна начальном этапе обучения       11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                                       16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                                             17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                                                                                                                  18

ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                                                                                                                  28

 

Попова Анна

Ученица 5 б класса

МКОУ “Троицкая СОШ №62”

Руководитель: Брянцева С.А.

Учитель английского языка

п.Троицкий

2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Наблюдения за учебной деятельностью в школе приводят к выводу о том, что именно лексическая сторона языка часто представляет наибольшие трудности для учащихся.

Преподаватели констатируют бедность вокабуляра школьников, их неспособность точно и полно выражать свои мысли на 4 иностранном языке, что позволяет говорить об актуальности проблемы формирования лексических навыков в процессе иноязычного обучения.

Объектом данного исследования является процесс формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку. Предмет исследования – потенциал рифмовок в обучении лексике на начальном этапе обучения.

Цель – выявить обучающий потенциал рифмовок и определить эффективность их использования для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.

Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:

                   проанализировать современные методики формирования лексических навыков в обучении английскому языку;

                   выявить потенциальные возможности рифмовок в обучении иноязычной лексике;

                   разработать принципы организации и критерии отбора рифмовок в обучении англоязычной лексике;

                   провести эксперимент, доказывающий/опровергающий эффективностьиспользования рифмовок для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения.

Гипотеза: мы предполагаем, что у школьников будут сформирован высокий уровень усвоения лексического материала, такий прием как рифмовки, способствуют более качественному усвоению лексического материала.

Таким образом, комплекс рифмовок  может быть использован в начальной школе по обучению иностранному языку учащихся, а также в учебно методической деятельности учителя английского языка.

ГЛАВА  I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ

1.1. Роль лексического аспекта в обучении иностранному языку

Лексика, или совокупность слов языка или диалекта, рассматривается как основная составляющая в системе языковых средств, несущая смысловые связи. Успешное овладение лексикой при обучении иностранному языку приобретает системообразующее значение. В связи с этим при обучении различным аспектам языка приоритетное внимание должно уделяться именно лексическому аспекту.

Лексический навык – это автоматизированное действие, связанное с выбором лексической единицы в соответствии с замыслом говорящего и ее правильное сочетание с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие слова и ассоциирование со значением в рецептивной речи.  [2, 146]

Лексикологи следующим образом определяют сущность лексического навыка: как способность моментально вызывать из долговременной памяти нужное слово при выполнении определённой речевой задачи;  как способность включать это слово в речевую цепь [7].

Для того чтобы правильно сформировать лексические навыки, нужно четко представлять основные этапы работы над лексическим иноязычным материалом. Этап введения лексики традиционно начинается с предъявления новой лексической единицы и ее объяснения. Учащимся следует объяснить употребление слова в предложении, его форму и сочетаемость/

На следующем этапе целесообразно осуществить звукобуквенный анализ. На этапе семантизации необходимо раскрыть значение слова. При этом основными семантическими приемами при обучении лексике являются опора на наглядность, включая предметную, языковую и речевую, а также толкование с использованием родного и иностранного языков, перевод лексической единицы. Кроме того, объяснение значения слова предполагает выявление его лексической и грамматической валентности, или сочетаемости.

Пассов Е.И. подчеркивает, что обучаемый сможет успешно запомнить новые слова, если одновременно предъявляемое ему количество лексических единиц равно или немного превышает средний объем его кратковременной памяти: по закону Миллера 7 + 2 [9, с. 53]. Общеизвестно, что повторение помогает лучшему запоминанию слов. Соответственно требуется минимально четырехкратное повторение, которое распределяется следующим образом: после запоминания, далее через 20-30 минут, затем через день и через 2-3 недели.

Вслед за этапом введения лексической единицы, как правило, следует этап закрепления, за которым идет заключительный этап практики в речевом общении.

Закрепление изучаемого лексического материала осуществляется с помощью серии подготовительных языковых упражнений. Затем формирование лексических навыков следует осуществлять также через различные языковые и речевые упражнения с использованием отдельных слов, словосочетаний, предложений, текстов/

Важно подчеркнуть, что для успешного формирования лексического навыка в процессе изучения иностранного языка недостаточно только сведений формально-структурного характера. Требуется и знание ситуативных, социальных и контекстуальных правил, а также социокультурные и лингвистические знания (знание способов образования лексических единиц и их сочетаемости, служебных слов, этимологии отдельных слов и т.д.) [5, c. 86- 95].

1.2. Обзор современных методических приемов в изучении английского языка

В процессе обучения иностранному языку, согласно ФГОС, предусматривается развитие важнейших коммуникативных умений, включая аудирование, говорение, чтение и письмо, а также развитие необходимых фонетических, графических, грамматических и лексических навыков.

Вслед за А.А. Фетисовой, под коммуникативной компетенцией мы понимаем способность и готовность обучаемого, при правильном использовании системы норм иностранного языка, адекватно выбирать коммуникативное поведение в соответствии с аутентичной коммуникативной ситуацией, а также способность к дальнейшему коммуникативному саморазвитию.

В нашей работе мы видим цель управления в обеспечении формирования лексических навыков с учетом психофизических и лингво психологических особенностей обучаемых, а также в предоставлении им свободы в комбинировании языкового материала в соответствии с намерениями и потребностями, реализуемыми в коммуникативных актах.

Как правило, знакомство с английским языком начинается с обучения лексике. Упражнения являются основным средством обучения на всех этапах овладения иностранным языком. Как правило, выделяют упражнения для усвоения учебного материала – так называемые условно-речевые упражнения – и для использования материала в устной речи – речевые упражнения.

На уроках иностранного языка большое место отводится формам занятий, обеспечивающим возможность каждому ученику принимать активное участие в уроке, стимулирующим речевое общение, способствующим формированию их интереса и стремления изучать иностранный язык.

Игровой метод - один из наиболее эффективных способов обучения лексике на уроках английского языка. Данный факт, в частности, объясняется тем, что игра способна снять достаточно высокую нагрузку школьной программы, она соответствует возрастным особенностям младших школьников. С помощью игровой деятельностью педагог может легко и быстро объяснить новый учебный материал, разнообразить работу на уроке, отработать сложные моменты, заинтересовать школьников в изучении английского языка с самого начала.

Информационно-коммуникационный метод. Использование ИКТ учитывает сложившиеся уже к началу обучения в школе навыки детей по использованию электронных устройств, а также создает определенные удобства для учителя. Использование компьютера, мультимедийной техники позволяет быстро создавать одномоментно графический образ слова с его звуковым и моторным образом. Например, на этапе введения новой лексики на экран выводятся слова и соответствующие им картинки. Вместе с графическим изображением слов школьники могут прослушать слово, при этом происходит формирование в их сознании звукового образа этих слов. Письменная фиксация лексических единиц содействует укреплению связей между словами, включая речемоторные, слуховые, зрительные, содействуя их более эффективному запоминанию.

Здоровьесберегающие технологии. На современном этапе проблема здоровья школьников является приоритетной, поскольку, согласно исследованиям психологов и врачей, более половины учащихся нередко испытывают учебный стресс, приводящий к ухудшению показателей физического и психического здоровья учащихся, снижению успеваемости, усилению состояния тревожности.

Смена видов учебной работы, использование игровой деятельности, наличие соревновательных моментов, стимулирование творческого отношения к теме урока – все это педагог должен включать в структуру занятия по иностранному языку. Это в итоге повышает умственную работоспособность обучаемых, их познавательную активность, мотивацию к изучению языка и новой лексики.

Метод, основанный на использовании стихотворений, песен и рифмовок. Практика преподавания английского языка показывает, что учителя нередко недооценивают значение стихов, песенного материала и рифмовок на своих уроках. Учитывая более развитое у школьников в начальных классах непроизвольное внимание и память, необходимо в план урока включать такие виды работ, снимающие напряжение, переключающие внимание детей, вызывающие позитивный эмоциональный настрой. Благодаря рифме легче усваивается новая лексика, активизируются в устной речи изученные лексико грамматические структуры [6].

Суммируя вышесказанное, подчеркнем, что при изучении английской лексики целесообразно использовать разнообразные методы и приемы комплексно. В этом случае возможно достижение высоких результатов в усвоении лексики, успешное формирование речевых навыков и развитие интереса детей к английскому языку.

ГЛАВА 2 . ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ПОСРЕДСТВОМ РИФМОВОК 2.1. Этапы работы над рифмовками в процессе обучения

иностранному языку.

Рифмовка представляет собой разновидность короткого поэтического текста. В литературоведении под рифмовкой понимается порядок чередования рифм в стихе, или созвучий окончаний двух слов. В поэтике выделяются различные виды рифмовок: смежные (поочередное созвучие смежных строк); перекрестные (чередование рифмующихся строк); кольцевые (созвучие первой и четвертой, второй и третьей строк); свободные (отсутствие закономерности в чередовании рифм). Все разновидности рифмовок активно используются в практике преподавания иностранных языков.

Рифмовки рекомендуется активно использовать во время гимнастики языка, фонетической зарядки. Такие поэтические тексты главным образом отображают явления и предметы окружающего мира, поступки, действия, оценки, понятные и близкие детям, отвечая их познавательным и речевым потребностям. Это обусловливает их содержательно личностную значимость для младших школьников. Языковой материал поэтических произведений имеет и коммуникативную ценность, поскольку маркирован речью [5].

Семенова Н.А. обосновывает необходимость работы над рифмовками в несколько этапов:

1.                 Подбор материала и ознакомление с ним. При подборе рифмовок педагогу следует учитывать возраст и уровень знаний школьников. Вначале нужно предложить учащимся прослушать стихотворение. Для этого можно подобрать смешную веселую рифмовку и позволить детям выразить свои эмоции, затем оценить их реакцию. Не нужно опасаться, если в поэтическом тексте встречаются незнакомые слова и выражения. Для их объяснения рекомендуется использовать наглядные средства или мимику.

2.                 Семантизация. Необходимо объяснить учащимся содержание рифмовки с использованием картинок и презентаций и попросить детей догадаться, о чем идет речь, корректируя их ответы.

3.                 Отработка. На первой стадии рекомендуется отработать наиболее трудные слова и выражения хором. Затем следует индивидуальное повторение слов и структур вслед за учителем или за диктором. Необходимо поощрять школьников повторять не только новые слова и выражения, но и имитировать интонацию английского языка. Если рифмовка длинная, то ее рекомендуется отрабатывать по частям. На следующей стадии учитель может одновременно с детьми декламировать стихотворение.

Рифмовки на уроке иностранного языка – не самоцель, их следует органично вплетать в ход урока. Рифмовки эффективны при использовании в качестве физкультминутки для снятия усталости и напряжения учащихся [11, c. 46-49]. Иллюстративный материал помогает в продолжении работы по повторению и закреплению изученного лексического материала. Это могут быть игры типа «Угадайка!», «Опиши животного», «Кто быстрее найдет слово?» и многие другие.

При этом важно помнить, что, несмотря на привлекательность и эффективность игровых методов, необходимо соблюдать чувство меры в их использовании, иначе игровые упражнения, к которым мы относим и рифмовки, утомят школьников и потеряют свежесть своего эмоционального воздействия [8, c. 366-370].

2.2. Критерии отбора рифмовок для уроков иностранного языка

Использование стихов и рифмовок на уроках английского языка позволяет оптимизировать учебный процесс, повышая мотивацию, снижая утомляемость, увеличивая темп урока.

Освоение лексики считается одним из наиболее трудоемких процессов в изучении английского языка. На решение этой задачи тратится до 70–80% учебного времени. Опираясь на практический опыт работы, многие учителя приходят к выводу, что использование стихов и рифмовок позволяет быстро и основательно запомнить лексический материал [10]. Поэтические тексты помогают увлекательной организации урока, введению игровых элементов, созданию эмоционального настроя, передаче определенных лингвострановедческих знаний. Практика также показала, что когда рифмовка выучена, то всё ее лексическое содержание включается в активный словарь ученика, что создает основания для неподготовленной речи.

С учетом вышесказанного, рифмовки должны соответствовать следующим критериям:

1)                они не должны быть длинными;

2)                их содержание должно быть легким для запоминания;

3)                лучше, если они музыкальные;

4)                они должны быть связаны с каким-то образом или темой;

5)                они должны заинтересовать обучаемого, заставить его вспомнить нужное слово, чтобы найти подходящую рифму или слово-отгадку к загадке.

Возьмем в качестве иллюстрации примеры рифмовок и их функциональные особенности при изучении иноязычной лексики. Короткие стихи облегчают запоминание правил чтения слов, например, рифмовка на правило чтения конечной английской буквы е:

Меня Яга заколдовала злая,

Когда я на конце, я не читаюсь

                При   изучении   новых          лексических единиц, например, по теме

«Животные», учащиеся могут изучить такие рифмовки, как:

A hare is kind.

A tiger is wild.

A mouse is small.

A giraffe is tall.

Следующие рифмовки также помогут запомнить названия животных и их любимые занятия:

I am a frog.

I like to walk in the fog.

I am a cat.

I like to sleep on the mat.

Рифмовки позволяют легко запомнить дни недели:

We dance on Sunday,

We work on Monday,

We read on Tuesday,

We write on Wednesday,

We count on Thursday,

We speak on Friday And we play on Saturday.

Для формирования лексических навыков на начальном этапе наряду с английскими стихами особенно эффективны рифмовки с включением строк на родном языке. Такую форму можно использовать для заучивания как отдельных слов, так и целых структур. Например:

Сказал волчице серый волк: «I want to go for a walk.»

«Нельзя гулять», – кричит волчица, – «Ты должен день и ночь

трудиться!»

С тех пор и воет серый волк: «I want to go for a walk.»

Чтобы школьники быстрее запомнили английские глаголы, можно предложить следующие рифмовки:

Бегут спортсмены разных стран.

Бежать, запомни, будет “run”.

Шумит, ликует стадион При свете ярких ламп.

Отлично прыгнул чемпион! А «прыгать» будет - “jump”.

Лексикой по теме «Дом» можно овладеть с помощью следующих рифмовок:

Иду я спать, гасите свет,

«Кроватка» по-английски – “bed”.

Да, запомнить я успела: «Стул» по-английски будет “chair”.

Такого рода рифмовки помогут, например, в изучении названий животных:

Кот стащил и съел омлет?

Он - воришка, этот cat.

а также в изучении цветов: Вот в черной шляпе человек.

Запомни, «черный» – это “black”.

Некоторые рифмовки способствуют воспитанию нравственных качеств, формируют культуру поведения в социуме, уважительное отношение к людям:

Let us try to be politе In everything you do.

Remember always to say “Please” And don’t forget “Thank you” [8].

Таким образом, система рифмовок, имеющая многоцелевой и комплексный характер, оценивается как важное средство оптимизации урока английского языка на начальном этапе, учитывающем возрастные особенности младших школьников; повышения мотивации обучаемых, развития их памяти, привития необходимых в обществе нравственных личностных качеств, эффективного формирования лингвистических навыков, включая лексические. При использовании подобных поэтических текстов педагог должен учитывать их особенности, потенциальные возможности, лингво дидактическую ценность, опираться на общие и специальные критерии отбора и принципы организации предназначенного для изучения лексического материала.

2.3. Экспериментальная работа по выявлению эффективности использования рифмовок для формирования лексических навыков на

начальном этапе обучения

На основе проведенного теоретического исследования было принято решение провести эксперимент, позволяющий выявить практическую эффективность использования рифмовок для формирования лексических навыков у младших школьников.

Эксперимент был осуществлен на базе МКОУ “Троицкая СОШ № 62”, поселка Троицкий с 27.09.2022 по 07.02.2022, уроки проводились 11.09, 13.10, 18.11, 20.12, 25.01, 07.02. Для проведения эксперимента было выбрано два третьих класса (далее – группы А и Б), в которых по 10 учащихся соответственно. Эксперимент длился в течение 6 уроков в каждом из классов.

Суть эксперимента состояла в том, чтобы внедрить в учебный процесс одного из классов разработанный в соответствии с ранее выявленными в п.3.3. критериями комплекс рифмовок по теме «Seasons», а второму классу предоставить новый лексический материал в иной форме (в соответствии с УМК, без использования рифмовок).

Для анализа результата была выдвинута гипотеза «Использование рифмовок на уроках иностранного языка в начальных классах способствует более качественному усвоению лексического материала».

В рамках прогностического этапа целью эксперимента было подтверждение вышеупомянутой гипотезы об эффективности использования рифмовок для формирования лексического навыка на начальном этапе обучения. На основе цели были выявлены следующие задачи:

                  Составить комплекс рифмовок к УМК «Английский язык. Forward”

English. 3 класс. Часть 1»

                  Разработать методический комплекс в соответствии с текущей темой и лексикой согласно УМК [3] а также в соответствии с ранее

представленными критериями отбора;

                  Разработать контрольные задания с целью проверки усвоенных учениками знаний (приложение 2);

                  Внедрить комплекс рифмовок в процесс обучения группы А;

                  Провести контрольный тест для выявления различий в объеме полученных знаний;

                  Подтвердить/опровергнуть ранее выдвинутую гипотезу;

Практический этап установил, что схема данного эксперимента является параллельной, так как исследование проводилось параллельно в двух группах. В рамках эксперимента был разработан комплекс рифмовок к УМК «Английский язык. FORWARD 3 класс. Часть 1» (приложение 1).

Данный комплекс включает в себя три типа рифмовок:

                  моноязычные (английские) рифмовки:Orange is a pumpkin,

Orange is a cat,

Sleeping in the Sun On the orange mat. (Unit 3. What Colour?) • договорки (англо-русские рифмовки):

Ты не ленись, а повтори: Семья иначе … family.

Запомнить трудно разве? Муж по-английски … husband. (Unit 5.

Happy Birthday!)

                  авторские рифмовки: Маша любит книги read;

Паша любит вкусно eat; Может teach наш друг Иван,

Как собрать складной диван;

Speak без умолку Антон,

Our друг, конечно, он.

Your собака спит на chair,

Просит братик teddy bear,

Рассказал я, что хотел,

Получилось very well! (Unit 2. What We Like.)

Рифмовки скомпонованы в группы в соответствии с темой урока

(юнита) в УМК [3].

Однако, ввиду сжатых сроков проведения эксперимента, в учебный процесс было включено всего четыре рифмовки. Кроме того, были созданы методические разработки к каждому уроку с использованием данных рифмовок.

Рассмотрим структуру методических разработок к одному из уроков:

Урок 11.09. Тема: «Seasons and Months».

Тип: Урок изучения и первичного закрепления знаний. Цели:

                  знакомство с новым материалом;

                  формирование     ключевых  языковых   компетенций       на      уроке английского языка.

Задачи:

                  Развивающие: развить умение применять полученные знания на практике; способствовать развитию умения работать индивидуально и в парах;

                  Образовательные: содействовать формированию лексического навыка, навыка аудирования, чтения, говорения и коммуникативной компетенции; способствовать развитию навыков монологической речи; познакомить с новой лексикой;

                  Воспитательные: активизировать познавательную инициативу учащихся.

Задание 1. Познакомиться с рифмовкой, выведенной на слайд в сопровождении картинок (приложение 4, слайд 1).

Прочитать ее      сначала      про   себя,  а        потом вслух за учителем. Предположить ее смысл. Записать незнакомые слова в словарь. Поработать в парах: по очереди повторить по строчке.

Задание 2. Прочитать слова, словосочетания и предложения вслед за диктором, а затем самостоятельно [3, с.58, упр.4].

Задание 3.

1)           Прочитать текст «What Colour is Spring» про себя, а затем вслух за

диктором [3, с.59, у.6];

2)           Учитель говорит предложение на русском, а ученики ищут в

тексте на английском;

3)           Не глядя на текст, рассказать, что запомнил о весне и зиме. Задание 4. Опираясь на предыдущий текст и схемы предложений, описать лето и осень. [3, c.60, упр.7]; несколько учеников представляют свой рассказ на оценку.

Итак, в плане представлены тема, тип, цели и задачи урока, а также задания, которые включают в себя выбранную рифмовку и задания к ней (задание 1), задания из УМК (задание 2) и задания из УМК, но с нашими дополнениями и корректировками.

Все методические разработки для уроков экспериментальной группы представлены в приложении

3.                 Вспомогательный мультимедийный материал представлен в приложении

4.                 На завершающем этапе учащимся двух классов был предложен контрольный тест (приложение 2), который включает в себя два задания: «Завершите предложения, вставляя слова в пропуски» и «Напишите, что изображено на картинках».

Первое задание имеет четыре позиции (spring, summer, autumn, winter), второе – пять (snowflakes, buds, shoots, berries, fruits). За каждое правильно написанное слово ученик получает 1 балл, следовательно, максимальное количество баллов за тест – 9.

Результаты проведенного контрольного теста представлены в таблице 1. Первая колонка показывает количество баллов, полученных учеником за правильно выполненные задания. Вторая и третья колонка отражают количество учеников, получивших баллы, указанные в первой колонке, в группе А и группе Б соответственно. Из данной таблицы видно, что в экспериментальной группе А больше учеников, получивших высший балл.

 

Количество баллов за правильно выполненные задания (из 9 возможных)

Количество учеников в группе А, имеющих данный результат

Количество учеников в группе Б, имеющих данный результат

 

9 баллов

4 учащихся

2 учащихся

 

8 баллов

4 учащихся

0 учащихся

 

7 баллов

1 учащихся

1 учащийся

 

6 баллов

0 учащихся

4 учащихся

 

5 баллов

1 учащихся

3 учащихся

Чтобы определить средний балл в группе, были сложены все результаты учеников одной группы и поделены на количество человек. Общее количество баллов в группе А составило 80, мы поделили данное число на количество учеников в группе (10) и, округлив, получили 8 баллов. В группе Б общее количество баллов равняется 64, а количество учеников 10, таким образом, средний балл в группе Б составил 6 баллов.

Результаты представлены в таблице 2. Вторая колонка отражает общее количество баллов в группе за правильно выполненные задания, а третья колонка являет средний балл в группе, округленный до целых

 

Группа

Общая сумма баллов в группе

Среднее количество баллов в группе

 

Группа А

80

8

 

Группа Б

64

6

Из таблицы видно, что общее число баллов в группе А значительно превышает это же количество в группе Б. Средний балл экспериментальной группы А выше того же показателя группы Б, из чего необходимо сделать вывод, что гипотеза верна, и использование рифмовок на уроках иностранного языка в начальных классах способствует более качественному усвоению лексического материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование стихов на начальном этапе обучения является важным компонентом повышения мотивации обучаемых и эффективным средством их включения в активную учебную деятельность. Также рифмовки выступают в качестве средства прочного усвоения и расширения словарного запаса учеников, включают ранее изученную лексику, что вызывает ее новую активизацию и тем самым формирует лексический навык.

Для реализации поставленной цели были достигнуты следующие задачи:

                   определить роль лексического аспекта при обучении иностранному языку;

                   выявить      потенциальные   возможности       рифмовок  в        обучении

иноязычной лексике;

                   разработать принципы организации и критерии отбора рифмовок в обучении англоязычной лексике;

                   провести эксперимент, доказывающий/опровергающий эффективность использования рифмовок для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения

Для этого в учебном процессе требуется сочетание трех основных направлений методической работы: активизация словарного запаса обучаемых; развитие навыков употребления лексики и целенаправленное обогащение словарного запаса обучаемых. Продуктивность управления процесса может быть достигнута на основе системы психолого-педагогических, общедидактических, общеметодических и частнометодических принципов обучения.

После сбора и анализа необходимой литературы нами были проведены исследование и апробация разработанных методик с использованием рифмовок. Суть эксперимента состояла в том, чтобы внедрить методические разработки с рифмовками в учебный процесс одного из двух классов, после чего полученные знания подверглись проверке и сравнению. Учащиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты. Это подтвердило гипотезу, что рифмовки способствуют более качественному усвоению лексического материала, тем самым цель работы была достигнута, и выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Дальнейшему изучению подлежат вопросы использования различных форм рифмовок на других этапах обучения иностранному языку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 [Электронный ресурс]

http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС НОО.pdf 2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Изд-во «ИКАР», 2009. – 448 с. С. 146

3.                 Вербитская, М.В Английский язык: 3 класс учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 / [М.В. Вербитская, Б. Эббс,

Э. Уорелл и др. ]; под ред. М.В. Вербитской. - М.: Вентана - Граф: Pearson

Education Limited, 2014. - 96 с.

заменить на форвард

4.                 Бронская, В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников//Журнал «Современные исследования социальных проблем». Вып. 4. Т. 8, 2011. – С. 86-95

5, Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранному языку. Начальная школа: методическое пособие. – М.:Айрис-Пресс, 2004. – 240 с.

6. Макарова, И.А. Работа с поэтическим текстом на уроке франц.яз. в средней школе//Иностранные языки в школе, 2012. – № 7. – С. 30-32 59 7. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку. – М.: «Альянс», 2015. – 210 с.

8.                 Михайлова, Т.Г. Использование поэтического микротекста в обучении РКИ//Сборник матер. V Международной научной конф. «Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты». – М., 2015. – С. 366-370

9.                 Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения

иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 1989. – С. 53

10.            Полякова,Е. Использование рифмовок на уроках английского языка в начальной школе [Электронный ресурс] www.maam.ru (опубл.

04.05.2015)

11 Щербакова, И.В. Использование физкультминуток, рифмовок и скороговорок на уроках иностранного языка//Журнал «Новая наука: опты,

традиции, инновации», 2015. – № 3. – С. 46-49

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Комплекс рифмовок

Unit 1. What We See and What We Have.

Моноязычные рифмовки:

I am the cat.

My name is Hat.

I am not fat.

I like to chat!

I am the dog.

My name is Jack.

My coat is white.

My nose is black.

The King is strong.

The King is brave.

What is his name? He is Nick Grey.

Договорки (англо-русские рифмовки):

Даже если ты молчун,

Даже если бука, Говори: "Good afternoon!",

Если встретишь друга.

Это днем, когда светло Вечер выдался плохой, С ветром или с ливнем.

Все равно, придя домой,

Ты скажи: "Good evening!"

Посмотри: опять светло, Синь на небосклоне.

Утро доброе пришло.

Говори: "Good morning!".

Авторская рифмовка по теме: Австралийский kangaroo

Встанет рано поутру,

Забежит по делу в bank,

Скажет всем за помощь thank.

Его добрый друг King Kong

Пригласит играть в ping-pong,

Забегут на skating rink– Лёд сегодня цвета - pink.

Напоследок добрый слон Sing веселую им song.

Попрощаются красиво - Скажут всем друзьям: «Good evening!»

Unit 2. What We Like.

Моноязычные рифмовки:

I can take a shower.

You can take a flower.

We can take a busIt is waiting for us. I see a bear on the chair, I see a cat under the hat.

Договорки (англо-русские рифмовки):

Мишка косолапый ходит еле-еле.

Мишка, медвежонок по-английски … bear.

Вещи чьи? Скажи скорее!

Вещи их.

Их значит … their.

Авторская рифмовка по теме:

Маша любит книги read;

Паша любит вкусно eat;

Может teach наш друг Иван,

Как собрать складной диван; Speak без умолку Антон, Our друг, конечно, он.

Your собака спит на chair,

Просит братик teddy bear, Рассказал я, что хотел, Получилось very well!

Unit 3. What Colour?

Моноязычные рифмовки:

(an umbrella) I've got a flower above my head.

Blue and yellow, green and red. Orange is a pumpkin, Orange is a cat,

Sleeping in the Sun On the orange mat.

Yellow is a star.

Yellow is the sun.

Yellow is the moon, When the day is done.

"Little grey mouse, Where is your house?" "I live under the floor, My flat has no door".

One, two, Red and blue.

Up and down, Yellow and brown.

This is a queen, Orange and green. That is a kite, Black and white.

Договорки (англо-русские рифмовки):

Служит Mouse маляром.

Ходит с кистью и ведром.

Зверю каждому свой цвет.

Льву по нраву толь red.

Green для клетки попугая.

Краска black совсем другая. Для медведя выбран white.

И медведь сказал: ¨All right!¨

А жираф сказал: ¨Люблю Цвет небесный, то есть blue.¨ -Кто ты? Mouse?

-Yes, I am.

-Ну, тогда тебя я съем.

Под охрану Cat был взят. Он, как tiger, полосат. Учить цвета я стала Цвет по-английски … colour. У меня сомнений нет Красный цвет конечно … red. Облизнувшись кошка съела Желток желтый. Желтый … yellow.

Я тону, иду ко дну Синий цвет конечно … blue.

Коричневое платье купила эта фрау, Мы знаем очень точно, коричневое … brown.

Ох, не спелый мандарин.

Он зеленый, просто … green.

Мышонок серый, убегай быстрей! Серый по-английски … grey.

Мышка – … mouse,

кошка – … cat

Белый … white, а черный … black.

Розовые розы падают на ринг.

Цвет красивый розовый, по-английски … pink.

Темный, темный наш чердак. Темный по-английски dark.

Светлый тон, запоминай:

Светлый по-английски … light.

Уверен, ты запомнишь:

Оранжевый цвет… orange.

В ярко-красных кедах топал.

Ярко-красный – значит … purple.

Авторская рифмовка по теме:

White соль стояла на столе, И yellow там стоял омлет.

Grey sparrow прилетел без сил И сел на orange апельсин.

Сквозь window пристально глядел, Увидел rainbow и запел.

Slow песня разлилась вокруг.

И bright, и light все стала вдруг.

Unit 4. How Many?

Моноязычные рифмовки:

Little yellow bee, bee, bee!

How many flowers can you see?

I've got a pet.

My pet is a pig.

His name is Pick. He is not big.

Договорки (англо-русские рифмовки):

Пчела жужжит мне: «Уходи!» А пчелка по-английски … bee.

Муравей заполз на бант. Муравей иначе ant.

Каждый из ребят поймет:

Птица по-английски … bird.

Авторская рифмовка по теме: В доме номер seventeen Есть чуднЫе шесть картин.

На одной суровый cock

Встал на ледяной каток. Bird и bee сидят на крыше На картине, что повыше. Желтый chick и королева На второй картине слева. Dirty pig упал в канаву На картине первой справа.

Ant попавший в паутину На еще одной картине. На последней белый kid На тебя с неё глядит.

В доме номер seventeen

Есть чудесных six картин.

Unit 5. Happy Birthday!

Моноязычные рифмовки:

I am a teacher.

It is a toy.

She is a girl.

He is a boy.

You are my pupils

And we are true friends,

And they are your parents, Grandparents and aunts.

We have a date to celebrate Which comes but once a year.

And so today we'd like to say From all of us to you, "Happy birthday!

Happy birthday!

"Happy birthday to you!"

Договорки (англо-русские рифмовки):

Ты не ленись, а повтори: Семья иначе … family.

Запомнить трудно разве?

Муж по-английски … husband.

А вяжет мужу теплый шарф Его жена, его же… wife.

Ко мне пришел друг на обед

Друг по-английски просто … friend.

Трудный вам задам вопрос:

«Как назвали лошадь?» … horse.

Авторская рифмовка по теме:

Маленькой улитке - snail

Иметь хотелось длинный tail, Она просила horse-лошадку Ей одолжить хотя бы прядку.

На день рожденья лошадь-horse

Свой длинный расчесала хвост

И вместо coins или toys Улитке подарила хвост!

Unit 6. What’s Your Job?

Моноязычные рифмовки:

This Is  How I Go I am a driver,

This is how I go.

You are a speaker, This is how you go. He is a rider, This is how he goes.

She is a doctor, This is how she goes. We are farmers, This is how we go.

They are teachers,

This is how they go.

Договорки (англо-русские рифмовки):

Говорила сыну мама:

Дедушка твой фермер — farmer.

Книга понравится вам о корриде.

Если ты с книжкой, зовешься ты ... reader

Поворот крутой направо,

Справлюсь с ним - лихой я ... driver

Утром каждым в школе птичьей,

Всех птенцов петь учит ... teacher

Работает в поле упорно, упрямо Смотрит на небо с тревогою ... farmer

Кто бежит так утром рано? Тренируется наш ... runner

Doctor - деткам говорит,

Пусть животик не болит!

Авторские рифмовки по теме: What’s the matter? Что случилось?

Что с тобою приключилось? Может в доме вспыхнул fire?

Или просто слишком tired? Thirsty, может, ты иль sick… Расскажи, чего поник?

Doctor кашель лечит в миг.

Reader знает много книг.

Dancer может танцевать.

Helper любит помогать.

Всех обгонит быстрый runner. Teacher в школу встает рано.

Jumper прыгнет выше крыши.

Speaker скажет – все услышат.

Skier, skater любят зиму Им она необходима.

Player всех зовет играть,

Shopper жаждет покупать. Swimmer плавает как кит. Driver гонит свой болид. Eater может съесть рулет, Writer – написать буклет.

“What’s your job?”- спрошу тебя. Ты ответь мне, не шутя.

Если слушал мой стишок, То ответь же: “What’s your job”?

Unit 7. Animals.

Моноязычные рифмовки:

Little mice, little mice!

Would you like a piece of ice?

We would like a piece of cheese. Yes, please!

Always try to be polite In everything you do.

Remember always to say "Please", And don't forget "Thank you".

Who lives in Africa?

He, she or me?

One lion, and two and three...

Tiger, Tiger, burning bright In the forest of the night.

Договорки (англо-русские рифмовки):

Кто играет, угадай?

Крокодил наш, (crocodile).

Что написано? Читай-ка!

Здесь тигренок спит, наш (tiger).

Кот стащил и съел омлет. Он воришка, этот cat.

В цирке он большой талант, Слон могучий — elephant.

Игрушку вдруг я захотела.

Куплю зайчонка: заяц — hare.

Крокодил, мы это знаем, По-английски —Crocodile. Начинает наш денёк Петушок горластый — cock.

Грозный лев, пусть каждый знает, По-английски будет — lion.

Гиганта жирафа легко узнав,

Мы по-английски скажем: «Giraffe».

Авторские рифмовки по теме:

Положил я ключ на шкаф, Ты достань его, giraffe. Elephant, прошу, не спи, А до школы подвези.

Crocodile тоже нужен – Переплыть поможет лужу.

Tiger ждет меня в саду – С ним гулять потом пойду. Как прекрасно жить, когда Animals – твои друзья.

Только шесть пробили clock, Песни петь стал старый cock.

Cat скрывается от mice. И погодка просто nice!

Unit 8. Seasons and Months.

Моноязычные рифмовки:

Spring is green.

Summer is bright,

Autumn is yellow, Winter is white.

Winter brings us snowflakes,

Spring – green buds and shoots. Summer brings us berries, Autumn – golden fruits.

Spring is coming!

Warm and nice!

Ice is melting! Poor ice!

Договорки (англо-русские рифмовки):

Прошу, ответьте мне, месье:

"Год по-английски будет...?" - ... year.

Я спрошу сейчас у вас:

"Как назвали месяц?" - ... month.

К названьям я уже привык Неделя по-английски ... week.

В этот день я жду гостей День, иначе - просто ... day.

Уже зима, надень-ка свитер!

Зима – иначе будет … winter. Капель звенит дзинь-дзинь, дзинь-дзинь, Пришла весна иначе … spring.

Догадайтесь сами, Лето это … summer.

Лечу впервые самолетом, А за окошком осень … autumn.

Авторская рифмовка по теме: Море плещется у ног – Это Summer, мой дружок. Если листьев ворох есть – Autumn наступила здесь. Winter вьюгой машет снежной, Инеем укроет нежно.

Если слышишь ты капель – Spring уже стучится в дверь

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Завершите предложения, вставляя слова в пропуски. – 4 балла

    In ______________ the sky is clear and the trees are green.

    In ______________ the trees are bright green and the birds sing their songs.

    In ______________ the sky is grey and we can see a lot of white trees. • In

______________ the trees are red and yellow and we can see a lot of fruits and vegetables

2. Напишите, что изображено на картинках

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

Попова Анна Ученица 5 б класса

Попова Анна Ученица 5 б класса

Цель – выявить обучающий потенциал рифмовок и определить эффективность их использования для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

Цель – выявить обучающий потенциал рифмовок и определить эффективность их использования для формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

Лексикологи следующим образом определяют сущность лексического навыка: как способность моментально вызывать из долговременной памяти нужное слово при выполнении определённой речевой задачи; как способность включать это…

Лексикологи следующим образом определяют сущность лексического навыка: как способность моментально вызывать из долговременной памяти нужное слово при выполнении определённой речевой задачи; как способность включать это…

Важно подчеркнуть, что для успешного формирования лексического навыка в процессе изучения иностранного языка недостаточно только сведений формально-структурного характера

Важно подчеркнуть, что для успешного формирования лексического навыка в процессе изучения иностранного языка недостаточно только сведений формально-структурного характера

На уроках иностранного языка большое место отводится формам занятий, обеспечивающим возможность каждому ученику принимать активное участие в уроке, стимулирующим речевое общение, способствующим формированию их интереса…

На уроках иностранного языка большое место отводится формам занятий, обеспечивающим возможность каждому ученику принимать активное участие в уроке, стимулирующим речевое общение, способствующим формированию их интереса…

Это в итоге повышает умственную работоспособность обучаемых, их познавательную активность, мотивацию к изучению языка и новой лексики

Это в итоге повышает умственную работоспособность обучаемых, их познавательную активность, мотивацию к изучению языка и новой лексики

Это обусловливает их содержательно личностную значимость для младших школьников

Это обусловливает их содержательно личностную значимость для младших школьников

При этом важно помнить, что, несмотря на привлекательность и эффективность игровых методов, необходимо соблюдать чувство меры в их использовании, иначе игровые упражнения, к которым мы…

При этом важно помнить, что, несмотря на привлекательность и эффективность игровых методов, необходимо соблюдать чувство меры в их использовании, иначе игровые упражнения, к которым мы…

A hare is kind. A tiger is wild

A hare is kind. A tiger is wild

Он - воришка, этот cat. а также в изучении цветов:

Он - воришка, этот cat. а также в изучении цветов:

Для анализа результата была выдвинута гипотеза «Использование рифмовок на уроках иностранного языка в начальных классах способствует более качественному усвоению лексического материала»

Для анализа результата была выдвинута гипотеза «Использование рифмовок на уроках иностранного языка в начальных классах способствует более качественному усвоению лексического материала»

Our друг, конечно, он. Your собака спит на chair,

Our друг, конечно, он. Your собака спит на chair,

Не глядя на текст, рассказать, что запомнил о весне и зиме

Не глядя на текст, рассказать, что запомнил о весне и зиме

Чтобы определить средний балл в группе, были сложены все результаты учеников одной группы и поделены на количество человек

Чтобы определить средний балл в группе, были сложены все результаты учеников одной группы и поделены на количество человек

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Использование стихов на начальном этапе обучения является важным компонентом повышения мотивации обучаемых и эффективным средством их включения в активную учебную деятельность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Использование стихов на начальном этапе обучения является важным компонентом повышения мотивации обучаемых и эффективным средством их включения в активную учебную деятельность

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//

My name is Hat. I am not fat

My name is Hat. I am not fat

Напоследок добрый слон Sing веселую им song

Напоследок добрый слон Sing веселую им song

Yellow is the moon, When the day is done

Yellow is the moon, When the day is done

Белый … white, а черный … black

Белый … white, а черный … black

His name is Pick. He is not big

His name is Pick. He is not big

And they are your parents, Grandparents and aunts

And they are your parents, Grandparents and aunts

This Is How I Go I am a driver,

This Is How I Go I am a driver,

Или просто слишком tired? Thirsty, может, ты иль sick…

Или просто слишком tired? Thirsty, может, ты иль sick…

Договорки (англо-русские рифмовки):

Договорки (англо-русские рифмовки):

Unit 8. Seasons and Months. Моноязычные рифмовки:

Unit 8. Seasons and Months. Моноязычные рифмовки:

Инеем укроет нежно. Если слышишь ты капель –

Инеем укроет нежно. Если слышишь ты капель –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2023