Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Русскошуганская основная общеобразовательная школа имени
П. Днепрова Муслюмовского муниципального района
Республики Татарстан»
Исследовательский проект
«Использование вторсырья в жизни человека»
Автор разработки: ученица 4 класса Хисаметдинова Радмилла
Руководитель проекта: учитель начальных классов МБОУ «Русскошуганская ООШ имени П. Днепрова
Муслюмовского муниципального района РТ»
Ускова Татьяна Николаевна
с. Русский Шуган, 2022 г.
Содержание
Введение
Актуальность проекта, цель, задачи, гипотеза, методы.……….……. 3-4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы утилизация бытовых отходов…………………………………………………………………………….5
1.1 Что такое вторичное сырьё………………………………………….…5
1.2 Виды вторичного сырья……………………………………………….5
1.3 Природа и вторичное сырьё……………………………………...…5-7
1.4 Проблема утилизации бытовых отходов……………….………...8-10
Глава 2. Практическое исследование переработки бытовых отходов …………………………………………………………………………………10-15
2.1. Подготовительный этап производства изделий из бытовых отходов……………………………………………………………………..10-11
2.2. Разработка изделий из бытовых отходов…………………………12-14
2.2.1. Техника работы с пластиковыми бутылками……………….…12-14
2.2.2. Техника работы с газетами, картоном, упаковками для яиц.14-15
2.2.3. Техника работы с полиэтиленовыми пакетами…………………15
Заключение. 16
Список использованной литературы.. 17
Приложение…………………………………………………………….……18-25
Введение:
Тема для моего проекта выбрана не случайно, она актуальна не только для больших городов, но и для нашего села. Я считаю, что тема использования вторичного сырья, актуальна в настоящее время, так как проблема окружающей среды стоит сейчас очень остро. На каждого жителя нашей страны в год приходится по 400 кг. твердого мусора. С мусором можно не только бороться, а учиться использовать отходы вторично, чтоб не усугублять экологическую ситуацию. Это важно не только для крупных городов (для городов с большой численностью населения), но и для таких небольших, как г. Набережные Челны и даже для наших сёл.
Актуальность исследования заключается и в том, что число мусороперерабатывающих заводов в России на сегодняшний день мало. Для того, чтобы не усугублять эту проблему сегодня, необходимы не только усилия властей. Мусоровоз не приедет в лес или на луг, чтобы убрать за вами пустую пластиковую бутылку, упаковку от шоколадки. Прежде всего, каждый человек должен сам соблюдать чистоту, а потом уже ждать этого от других .
В процессе работы над проектом была поставлена цель: использование вторичного сырья в быту.
Задачи проекта:
- анализ использования вторичного сырья;
- привлечение внимания к использованию вторичного сырья;
- посетить музей мусора (онлайн);
В результате исследования была выдвинута гипотеза: вторичное сырьё можно интересно и полезно использовать в быту и окружающей среде.
Практическая значимость проекта: данный материал можно использовать на уроках экологии, окружающего мира, технологии.
Новизна исследования заключается в попытке производства изделий из переработанных бытовых отходов детьми школьного возраста.
В процессе работы над проектом были использованы следующие методы:
- информационно-поисковый метод (средства массовой информации, с помощью системы Интернет);
- творческий подход (изготовить поделку из вторичного материала своими руками);
- эмпирических подход (применение своих творческих способностей на практике).
Работа проводилась в несколько этапов:
- подготовительный – обоснование проблемы;
- творческий – подбор материала;
- практический – изготовление поделки
Глава 1.
1.1. Что такое вторичное сырьё.
Вторичное сырье – это такой вид отходов, который может использоваться в качестве ресурса для дальнейшей переработки. Возможно применение вторичного сырья в качестве исходного материала.
1.2. Виды вторичного сырья.
Виды вторичного сырья разделяют по классам по степени опасности. К первому классу относят ртутные лампы, материалы содержащие ртуть и мышьяк. Они очень ядовиты и наносят вред как человеку, так и окружающей среде. Первый класс отходов обязательно подлежит переработке. Ко второму классу опасности относятся батарейки, они также подлежат переработке. Твердые бытовые отходы наименее опасны и принадлежат к 3-5 классу. Это макулатура, стекло, металлолом, химикаты, нефтепродукты, пластмассы, резина, древесина. Как правило, большинство твёрдых бытовых отходов приходится на пятый и (меньше) на четвертый классы опасности. Это практически неопасные и малоопасные отходы. Так как природную среду они не отравляют, то в нашей стране они просто свозятся на свалки и хранятся там. Макулатура. Раньше в школах все сдавали отходы бумаги, устраивая соревнования, кто сдаст больше, и получали за это призы. У нас в лицее мы тоже сдавали макулатуру, но это было один раз. На данный момент придуманы технологии для переработки 95% всех материалов.
1.3. Природа и вторичное сырьё.
Рассматривая проблему утилизации, нужно сказать, что от человека зависит немногое. Для чистоты села или целой страны необходимы налаженный вывоз, сортировка и переработка мусорных отходов. Прежде всего, должно быть производство, предусматривающее практически полную переработку непригодного сырья. Тем не менее, не стоит мусорить и на без того загрязненных улицах. Выбрасывать отходы в положенных местах, чтобы внести свою маленькую и возможную долю в чистоту окружающей среды. В России идет на переработку всего 4% сырья. Весь остальной объём вывозят на полигоны, затем закапывают или сжигают. Сжигать отходы опасно, так как при сжигании выделяются канцерогены, а они вызывают тяжелые аллергические реакции. В России каждый год выявляют около 1000 нелегальных полигонов. Сегодняшнее население – общество потребителей. На каждого из нас в год затрачивается 20 т. сырья и, большая его часть, 97% идет в отходы. Люди эти отходы бросают в лесу , на пляже. В результате образуются стихийные свалки. И у нас за это никого не наказывают. Для разложения требуется:
картон |
до 1 года |
коробка из-под молока, сока |
5 лет |
пенопласт |
50 лет |
жестяная банка |
90 лет |
батарейка |
до 100 лет |
резиновые покрышки |
более 100 лет |
пластиковая бутылка |
от 100 лет |
полиэтиленовая пленка |
от 100 лет |
стекло |
1000 лет |
Зачем же нужна вторичная переработка. Если мусор не утилизировать и не перерабатывать, он будет в огромных количествах скапливаться на свалках, которые несут в себе серьезную угрозу экологии и человечеству. В первую очередь, свалки располагаются под открытым небом, а потому постоянно испытывают на себе различные воздействия окружающей среды. Выпавшие осадки приводят к появлению на мусорках жидкого фильтрата, содержащего в себе большую часть элементов из таблицы Менделеева. Фильтрат чрезвычайно ядовит и при этом он не только остается на поверхности свалки, но впитывается в почву и может попасть в грунтовые воды.
Ядовитый фильтрат загрязняет все в радиусе от 5 км от свалки и дальше. Не стоит забывать, что в России бытовое водоснабжение во многом работает за счет использования подземных вод, загрязнение которых свалками может привести к самым опасным и неприятным последствиям.
Но не только фильтратом опасны свалки. Известно, что на мусорках выделяется большой объем метана, который очень хорошо горит. В итоге мы имеем неподалеку от населенных пунктов хранилища отходов пластика и других материалов, которые периодически горят, образуя токсичные облака дыма, способные по велению ветра «накрыть» близлежащие поселки и города. Ядовитые облака могут привести к отравлению и крайне неблагоприятно влияют на экологическую обстановку в регионе в целом.
Еще одна причина, по которой следует в ближайшее время решить проблему свалок, состоит в том, что хранилища мусора занимают громадные территории, которые можно было использовать намного более рационально и эффективно. Здесь также собираются падальщики, являющиеся переносчиками самых разных опасных заболеваний.
Все это влияет на загрязнение почвы, атмосферы, подземные воды. Гниющие отходы выделяют отравляющие газы – метан, азот, сероводород. Когда сжигают пластик (бутылки, полиэтиленовые пакеты и т.д.) выделяется вещество – зарин, которое вызывает удушье. К счастью, сегодня сохранение окружающего мира становится все более актуальной темой, потому появляется все больше экологических государственных программ и открываются специализированные предприятия, занимающиеся приемом вторсырья для его дальнейшей переработки. Важность сортировки отходов. Одним из важнейших этапов борьбы со свалками и организации эффективного процесса переработки мусора является его сортировка. Сортировка предполагает разделение отходов на несколько групп, обычно: пластиковые отходы, макулатуру, металлические изделия. Из отсортированного материала посредством прессовки создают кубы вторичного сырья, которые в дальнейшем могут отправляться на дальнейшую переработку или употребление.
1.4. Проблемы утилизации отходов.
С каждым годом проблема утилизации бытовых отходов в городах становится все более актуальной. Некоторые отходы представляют прямую угрозу для здоровья человека, так как большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения.
Кроме того, от большинства твердых бытовых отходов (ТБО) исходит неприятный запах в результате ферментацией органических веществ. Многие компоненты ТБО содержат пожароопасные фракции и могут самовозгораться под воздействием высоких температур.
На сегодняшний день в городе Набережные Челны работает около 40 организаций, занимающихся сбором и вывозом мусора, из них 3 предприятия по переработке отходов: ООО «Мехуборка», ООО «Поволжская экологическая компания», МУП «Челныкоммунхоз».
Большинство из существующих организаций неэффективны. Их технологии по переработке отходов сильно устарели, сортировка мусора производится вручную. Отсутствует современная и эффективная система учета, управления и контроля образования, сбора, транспортировки и размещения мусора. Данные предприятия перерабатывают малые, незначительные объемы ТБО, вследствие чего основная часть отходов вывозится на полигон, который уже почти переполнен.
Я интересовался информацией о городе Набережные Челны , там отходы вывозились на Тогаевский полигон твердых бытовых отходов. Он же - бывший Тогаевский карьер. В 1986 г. он местами был глубиной 20 м, теперь полностью засыпан мусором. Тогаевский полигон в Тукаевском районе РТ начали рекультивировать в 2015 году. Стоимость первого контракта составила 84 миллиардов рублей. Свалка работала с 1981 по 2013 год. Занимает она 6,6 га. На ней регулярно возникали пожары. Даже после закрытия, полигон продолжал служить источником загрязнения: из-за отсутствия сортировки отходов на свалку попали просроченные лекарства, токсичные лаки и краски, ртутьсодержащие приборы и лампы.
Таким образом, в таком крупном городе Набережные Челны, где функционируют крупный автогигант и другие мелкие промышленные предприятия, а также проживают около 600 тысяч жителей, необходимы более радикальные способы борьбы с бытовым мусором, а именно вторичное использование бытовых отходов (Приложение 1)
Глава 2.
2.1. Подготовительный этап производства изделий из бытовых отходов.
С каждым годом население выбрасывает все больше упаковок, покрышек, бытовой техники. Из вторичного сырья с помощью разных техник декоративно-прикладного творчества можно сделать подарки, сувениры, украсить территорию школы детского сада, выложить бордюров цветочных клумб, стеклянная и пластиковая тара обретет вторую жизнь, если украсить её росписью, добавить аппликацию. Коробочки из-под сока йогуртов можно использовать для выращивания рассады.
Также я побывала (заочно) в музее мусора в калужской области. И вот, что я там узнала. На сегодняшний день коллекция музея состоит более чем из сотни оригинальных экспонатов. Это полезные предметы бытового пользования и Арт-объекты. Сами авторы проекта называют свой музей мусора в Калужской области ласково: «МУ МУ» - сокращение от первых букв полного наименования. Экспозиция занимает площадь 1000 метров и поделена на тематические зоны. По соседству с произведениями признанных мастеров можно наблюдать поделки обычных людей, занимающихся творчеством из бросового материала. Каждый посетитель музея может предложить и передать в дар экспозиции собственные произведения. При условии, что выполнены они из материала, который большинство современных людей не раздумывая выносит на помойку. (Приложение 2 )
В повседневной жизни мы очень часто сталкиваемся с такими бытовыми отходами как пластиковые бутылки и картон. Но не каждый из нас понимает, что из этих предметов можно изготовить очень красивые изделия для быта.
Мной была поставлена цель - показать людям всю красоту изделий из бытовых отходов. В течении учебного года наш класс собирал пластиковые бутылки, батарейки и бумагу. Из пластиковых бутылок мы делали клумбы для цветов, батарейки в количестве 230 штук директор школы сдал во временный пункт приёма батареек в село Муслюмово, макулатуру наша школа ежегодно собирает и сдаёт в пункт приёма в г. Альметьевск свыше 1000 килограмм.
(Приложение 3)
Это говорит о том, что бытового мусора очень много.
В нашем классе на уроках технологии нас обучают изготовлению поделок из бросового материала. Вот, например, мы делаем из пластиковых бутылок такиеподелки, как вазы, грибочки, «Сударушки», поделки из скорлупы яиц. (Приложение 4)
Я хочу поделиться техникой выполнения изделия – гриб из пластиковых бутылок на картоне.
Работа по изготовлению изделия состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный.
Выбираем материал изготовления. В нашем случае это пластмассовые бутылки и картон. Бутылки проходят этап чистки: они моются, обертка убирается, крышки собираются отдельно. Протереть картон, очистить его от жира.
Нам понадобится: сильнодействующий клей, ножницы, краска с кисточкой (гуашь), непроливайка, цветная бумага, бутылки и картон.
Обязательно, учащимся начальных классов объясняется техника безопасности работы с ножницами и клеем.
Таким образом, когда все подготовлено можно приступать к изготовлению изделия.
2.2.1. Техника работы с пластиковыми бутылками.
Сам процесс изготовления гриба состоит из нескольких этапов.
1. Отрезаем у пластиковой бутылки донышко и верхнюю часть с горлышком (примерно половину всей бутылки).
Рис. 1
2. Верхняя часть бутылки станет у нас ножкой грибочка, а донышко – шляпкой яркой поделки.
3. На этом этапе нужно провести окрашивание поделки из пластиковых бутылок. Используем акриловые краски. Красим элементы поделки изнутри, чтобы краска впоследствии оказалась защищенной пластиком (меньше будет мокнуть под дождем – дольше продержится).
Рис. 2
4. В обще-то, на фото ясно видно, как именно красить такие грибочки. Шляпка-донышко лучше всего подходит для мухомора, как выглядит этот гриб, знают все.
5. Хотя, возможны варианты. Например, сделать ножку частично зеленой, что позволит ей органично расположиться в траве, или – золотой, желтой, коричневой, белой, синей и т.д.
Детали поделки скрепляем посрединке кусочком проволоки или скручиваем болтиком (получится вообще очень аккуратно).
Рис. 3
7. Ну и, конечно, делать нужно не один грибок, а целое семейство. Можно, кстати, использовать в изготовлении бутылки разных размеров, тогда получатся и «взрослые» грибы, и грибочки - «детеныши».
8. Картон оборачиваем цветной бумагой и крепим гриб.
9. Заодно можно сделать чудную черепаху из пластиковой бутылки – используя одни только пробки и донышко. Согласитесь, рельефное донышко большой пластиковой бутылки – уже готовый панцирь черепахи. А для головки и лапок можно взять зелёный картон.
Это технология изготовления только одного изделия. Можно, таким образом, изготавливать и другие изделия из различных бытовых отходов.
2.2.2. Техника работы с газетами, картоном, упаковками для яиц.
На уроках технологии , а так же во внеурочное время мы изготавливаем вот такие бумажные тарелочки и маски из старых газет. Технология очень проста. Нужно взять старую газету, нарвать её на кусочки, заранее приготовить фарфоровую тарелку для обклеивания.
1.Обмазать тарелку водой.
2.Наложить 1 слой бумаги, чередуя его с клейстером (из теста). Далее продолжать такую работу, пока не сформируется бумажное изделие.
3. Снять бумажную тарелочку с фарфоровой и положить на просушку.
4. Подравнять края ножницами.
5. Покрасить тарелку орнаментом.
2.2.3.Технологию изготовления поделок из упаковок для яиц и кройку шитья платьев из полиэтиленовых пакетов я покажу в приложении. (Приложение 5, 6)
Благодаря таким урокам можно воспитать у школьников экологическую культуру. (Приложение 7)
Заключение.
Каждый человек может внести свой вклад в уменьшение количества отходов. Не надо оставлять мусор в местах отдыха, в лесу, на пляже. Бытовые отходы относить в специально предназначенные контейнеры, не устраивать свалок в непредназначенных местах. Покупая товары в магазинах, обращать внимание на экологически безопасную упаковку.
Список литературы
1. Бобович Б.Б.,Девяткин В.В. Переработка отходов производства и потребления. М.: Интермет инжиниринг, 2000
2. Дабаева М.Д. Эколого-безопасная утилизация отходов: монография / М.Д
3. Кузнецов В.А., Крапильская Н.М., Юдина Л.Ф. Экологические проблемы твердых бытовых отходов. Сбор. Ликвидация. Утилизация. Учебное пособие - Москва: МИКХиС, 2005.
4. Лотош В.Е. Переработка отходов природопользования. Екатеринбург: Полиграфист, 2007.
5. Мюллер К.Ф. Право окружающей среды. Основы природоохранного права. М.:Эксмо, 2002
6. Сидоренко О.Д. Биологические технологии утилизации отходов
животноводства: учеб. пособие / О.Д. Сидоренко, Е.В. Черданцев. - М.: Изд - во МСХА, 2001. - 74 с
7. Улицкий, В.А.; Васильвицкий, А.Е.; Плущевский, М.Б. Промышленные отходы и ресурсосбережение. М.: Сашко, 2006.
8. Шапиро С., Флаерти-Зонис К., Либэл Д. Окружающая среда и мировое сообщество: Учеб. пособие / Пер. с англ. – Новосибирск, 1995. – 299 c.
9. Шубов Л.Я., Ставровский М.Е., Шехирев Д.В. Технология отходов мегаполиса: Учебное пособие. М.: Наука, 2005.
10. http://fb.ru/article/326862/vtorsyire---eto-chto-takoe
11.http://fb.ru/article/326862/vtorsyire---eto-chto-takoe
12.http://www.saveplanet.su/articles_156.html
13. https://yandex.ru/images/search?text
Приложение 1
Г. Набережные . Челны (вторичное использование сырья - макулатуры).
«Переработка полимеров – пластиковых бутылок»
«Переработка стекла»
Приложение 2
Музей мусора в Калужской области ласково: «МУ МУ»
Приложение 3.
Приложение 4
Приложение 5.
Игрушка – крокодильчики. Шкатулка для пуговиц.
Пасхальные петушки. Весёлая гусеница.
Кормушка. Цветы.
Торшер. Коробка для хранения ёлочных игрушек.
Подставка для пасхальных яиц. Подставка – полочка для подушек.
Игрушка – паровоз. Игрушка – мозаика.
Весёлые шашки.
Приложение 6.
Платья для куклы.
Одежда.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.