Г. ИРКУТСК
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
Учебный проект
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ»
Авторы:
Андреева Дарья Суреновна,
Деменкова Софья Станиславовна,
учащиеся 6В класса
Руководитель:
Тиманова Лариса Викторовна,
учитель информатики
Иркутск,2022
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие информатики
1.1.Введение в информатику 4
1.2. Основы информатики 8
Глава 2. История развития информатики как науки
2.1 Этапы развития информатики 10
2.2. История развития информатики в России 12
2.3. Влияние информатики на развитие общества 13
Заключение. 18
Использованные источники 19
Введение
Тема является актуальной в изучении информатики, ведь деятельность людей всё в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Заложить фундамент информационной культуры призвана дисциплина «Информатика».
В наше время новые информационные технологии занимают очень важное место не только в специализированных, но и в повседневных сферах жизни. Компьютеры применяются в бизнесе, менеджменте, торговле, учебе и многих других сферах деятельности человека. В связи с тем, что постоянно происходит увеличение объема информации, возросло число людей, занятых в информационной сфере.
В соответствии с тенденцией быстрого продвижения общества к всестороннему использованию достижений научно-технического прогресса в области компьютерной техники и бурно развивающихся процессов информатизации во всех учебных заведениях предусмотрено изучение дисциплины, формирующей базовые знания в области информатики и компьютеризации управленческих процессов.
Цель работы: изучить историю развития информатики и ее влияние на развитие общества.
Объектом изучения в проектной работе является история информатики.
Предметом изученияявляется история развития информатики.
Цель работы– изучение темы «История развития информатики как фактор развития общества».
Задачи работы:
1. Ознакомиться с понятием « история информатики».
2. Рассмотреть историю развития информатики как науки влияющей на развитие общества.
3. Ознакомиться с историей развития информатики в России.
Глава 1. Понятие информатики
1.1. Ведение в информатику
Фундаментальной чертой цивилизации является рост производства, потребления и накопления информации во всех отраслях человеческой деятельности. Вся жизнь человека, так или иначе, связана с получением, накоплением и обработкой информации. Чтобы человек не делал: читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, разговаривает ли - он постоянно и непрерывно получает и обрабатывает информацию.
В области накопления научной информации ее объем, начиная с XVII века, удваивался примерно каждые 10 - 15 лет. Поэтому одной из важнейших проблем человечества является лавинообразный поток информации в любой отрасли его жизнедеятельности. Следует отметить, что определений информатики в современной литературе множество. Это происходит оттого, что данная область знаний относительно новая и соответствующий понятийный аппарат не совсем устоялся. Например, по определению А.П.Ершова информатика - «фундаментальная естественная наука». Академик Б.Н.Наумов определял информатику «как естественную науку, изучающую общие свойства информации, процессы, методы и средства ее обработки (сбор, хранение, преобразование, перемещение, выдача)».
Анализ определений позволил выделить их существенную часть и сформулировать то определение, которое приведено ниже.
Информатика - область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и других средств вычислительной техники. Основная функция информатики заключается в определении общих закономерностей, в соответствии с которыми происходит создание научной информации, ее преобразование, передача и использование в различных сферах деятельности человека.
Выполняя свою функцию, информатика решает следующие задачи:
- исследует информационные процессы в социальных системах;
- разрабатывает информационную технику и создает новейшие технологии преобразования информации на основе результатов, полученных в ходе исследования информационных процессов;
- решает научные и инженерные проблемы создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах человеческой деятельности.
Прикладные задачи заключаются в разработке более эффективных методов и средств осуществления информационных процессов с широким применение технических средств.
В состав технических средств входят компьютеры и связанные с ними периферийные устройства, линии связи, средства оргтехники и т.п., т.е. те материальные ресурсы, которые обеспечивают преобразование информации, причем главенствующую роль в этом списке играет компьютер. По своей специфике компьютер нацелен на решение очень широкого круга задач по преобразованию информации, при этом выбор конкретной задачи при использовании компьютера определяется программным средством, под управлением которого функционирует компьютер.
Таким образом, к программным средствам (продуктам) относятся операционные системы, интегрированные оболочки, различные прикладные пакеты, такие, как текстовые и графические редакторы, бухгалтерские и издательские системы и т.д. Конкретное применение каждого программного продукта специфично и служит для решения определенного круга задач.
Основной характеристикой человечества на рубеже третьего тысячелетия считается переход от индустриального общества к информационному.
Информатика - молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.
До настоящего времени толкование термина «информатика» (в том смысле как он используется в современной научной и методической литературе) еще не является установившимся и общепринятым.
Предметом изучения информатики является:
- аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
- программное обеспечение средств вычислительной техники;
- средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
- средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.
Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informatigue(информация) и automatigue(автоматика) и означает «информационная автоматика или автоматизированная переработка информации». В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computerscience(наука о компьютерной технике).
Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности в первую очередь связано с развитием компьютерной техники. Причём основная заслуга в этом принадлежит микропроцессорной технике, появление которой в середине 70-х гг. послужило началом второй электронной революции. С этого времени элементной базой вычислительной машины становятся интегральные схемы и микропроцессоры, а область, связанная с созданием и использованием компьютеров, получила мощный импульс в своём развитии. Термин «информатика» приобретает новое дыхание и используется не только для отображения достижений компьютерной техники, но и связывается с процессами передачи и обработки информации.
В нашей стране подобная трактовка термина «информатика» утвердилась с момента принятия решения в 1983 г. На сессии годичного собрания Академии наук СССР об организации нового отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации. Информатика трактовалась как «комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики». Информатика в таком понимании нацелена на разработку общих методологических принципов построения информационных моделей. Поэтому методы информатики применимы всюду, где существует возможность описания объекта, явления, процесса и т. п. с помощью информационных моделей.
Часто возникает путаница в понятиях «информатика» и «кибернетика». Основная концепция, заложенная Н. Винером в кибернетику, связана с разработкой теории управления сложными динамическими системами в разных областях человеческой деятельности. Кибернетика существует независимо от наличия или отсутствия компьютеров.
Кибернетика – это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.
Таким образом, информатика занимается изучением процессов преобразования и создания новой информации более широко, практически не решая задачи управления различными объектами, как кибернетика.
1.2. Основы информатики
Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Под понятием информатики объединяют ряд научных направлений, исследующих разные стороны одного и того же объекта – информации. Теоретическую основу информатики образует группа фундаментальных наук, которую в равной степени можно отнести и к математике, и к кибернетике: теория информации, теория алгоритмов, математическая логика, комбинаторный анализ, формальная грамматика и т. д. информатика имеет и собственные разделы: операционные системы, архитектура ЭВМ, теоретическое программирование, теория баз данных и др.
Материальная база информатики связана со многими разделами физики, с химией, а особенно – с электроникой и радиотехникой.
Ядро информатики – информационная технология как совокупность конкретных технических и программных средств, с помощью которых выполняются разнообразные операции по обработке информации во всех сферах жизнедеятельности человека.
Задачи информатики состоят в следующем: исследование информационных процессов любой природы; разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов; решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники технологии во всех сферах общественной жизни.
Информатика существует не сама по себе, а является комплексной научно-технической дисциплиной, призванной создавать новые информационные техники и технологии для решения проблем в других областях. Она предоставляет методы и средства исследования другим областям, даже таким, где считается невозможным применение количественных методов, процессов и явлений. Особенно следует выделить в информатике методы математического моделирования и методы распознавания образов, практическая реализация которых стала возможной благодаря достижениям компьютерной техники. Информатика, как никакая другая область знаний, характеризуется чрезвычайно высокой степенью динамики изменений.
2. История развития информатики как науки
2.1. Этапы развития информатики
Информатика - молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Генетически информатика связана с вычислительной техникой, компьютерными системами и сетями, так как именно компьютеры позволяют порождать, хранить и автоматически перерабатывать информацию в таких количествах, что научный подход к информационным процессам становится одновременно необходимым и возможным.
Информатика как наука стала развиваться с середины прошлого столетия, что связано с появлением ЭВМ и начавшейся компьютерной революцией. Появление вычислительных машин в 1950-е гг. создало для информатики необходимую аппаратную поддержку, т. е. благоприятную среду для ее развития как науки. Всю историю информатики принято подразделять на два больших этапа: предысторию и историю.
Предъистория информатики такая же древняя, как и история развития человеческого общества. В предыстории также выделяют (весьма приближенно) ряд этапов. Каждый из них характеризуется резким возрастанием, по сравнению с предыдущим этапом, возможностей хранения, передачи и обработки информации.
Первый этап предъистории информатики — освоение человеком развитой устной речи. Членораздельная речь, язык стали специфическим социальным средством хранения и передачи информации.
Второй этап — возникновение письменности. На этом этапе резко возросли возможности хранения информации. Человек получил искусственную внешнюю память. Организация почтовых служб позволила использовать письменность и как средство для передачи информации.
Третий этап — книгопечатание. Его можно смело назвать первой информационной технологией. Воспроизведение информации было поставлено на поток, на промышленную основу. По сравнению с предыдущим на этом этапе не столько увеличились возможности хранения информации (хотя и здесь был выигрыш: письменный источник — это часто один-единственный экземпляр, печатная книга — это целый тираж экземпляров), сколько повысились доступность информации и точность ее воспроизведения.
Четвертый этап предъистории информатики связан с успехами точных наук (прежде всего математики и физики) и начинающейся научно-технической революцией. Этот этап характеризуется возникновением таких мощных средств, как радио, телефон и телеграф, а позднее и телевидение. Появились новые возможности получения и хранения информации — фотография и кино. К ним очень важно добавить разработку методов записи информации на магнитные носители (магнитные ленты, диски).
С разработкой первых ЭВМ принято связывать возникновение информатики как науки, начало ее истории. Для такой привязки имеется несколько причин. Во-первых, сам термин «информатика» появился благодаря развитию вычислительной техники, и поначалу под ним понималась наука о вычислениях (первые ЭВМ большей частью использовались для проведения числовых расчетов). Во-вторых, выделению информатики в отдельную науку способствовало такое важное свойство современной вычислительной техники, как единая форма представления обрабатываемой и хранимой информации. Вся информация, вне зависимости от ее вида, хранится и обрабатывается на ЭВМ в двоичной форме. Так получилось, что компьютер в одной системе объединил хранение и обработку числовой, текстовой (символьной) и аудиовизуальной (звук, изображение) информации.
После второй мировой войны начала бурно развиваться кибернетика как наука об общих закономерностях в управлении и связи в различных системах: искусственных, биологических, социальных. Рождение кибернетики принято связывать с опубликованием в 1948 г. американским математиком Н. Винером, ставшей знаменитой, книги «Кибернетика или управление и связь в животном и машине.
2.2. История развития информатики в России
История информатики в нашей стране (сначала в Советском Союзе, а затем в России) насыщена драматическими событиями и резкими изменениями приоритетов. Это ощущается даже в терминологии. Термин «информатика» для обозначения совокупности научных направлений, тесно связанных с появлением компьютеров и их стремительным вхождением в сферу, определяемую жизнедеятельностью людей, у нас относительно новый. Он получил «права гражданств» в начале 80-х годов, а до этого, согласно определению, данному в Большой Советской энциклопедии, информатика рассматривалась как дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности.
Говоря об истории информатики в бывшем СССР и теперешней России, по сути, надо излагать историю отечественной кибернетики и частично прикладной математики и вычислительной техники. Сейчас во всем мире наблюдается повышенный интерес к истории науки. Это закономерно, так как 20-й век был насыщен важнейшими научными открытиями, небывалым техническим прогрессом, творчеством выдающихся ученых и инженеров. Развитие науки определяется немногими ключевыми идеями, развиваемыми конкретными лицами и школами. История информатики тесно связана с постепенным расширением области ее интересов. Возможность расширения диктовалась развитием компьютеров и накоплением моделей и методов их применения при решении задач различного типа.
2.3. Влияние информатики на развитие общества
Центральными понятиями информатики являются, прежде всего «информация» и «организация». Двадцать первый век с полным правом можно назвать веком информации. Трудно переоценить значение информации в развитие науки, технике, производство, в жизни человеческого общества.
Понятие «информационные ресурсы» или «информационный потенциал» охватывает широкий круг технических и организационных средств обработки и передачи данных, знания и навыки людей, а также сами данные, записанные в той или иной форме. Можно выделить следующие группы информационных ресурсов:
- информацию, зафиксированную на физических носителях, а также технологию его обработки;
- средства передачи информации и коммуникации, включая навыки приемы их использования;
- средства обработки информации;
- органы и службы, занимающиеся сбором и обработкой информации.
Тенденция перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу наиболее заметно в Японии. Здесь активно развивается в государственных масштабов программа создания к 2001 году информационного общества.
В настоящее время более половины от общей численности трудоспособного населения промышленно развитых стран занято в информационной сфере. Таким образом, информация становится основным предметом труда.
Слово «информация» происходит от латинского informatio – разъяснение, ознакомление, осведомленность. Понятие информация неоднократно изменялось, его пределы то расширялись, то сужались. Сначала под этим словом понимали «представление», «понятие», затем «сведения», «передачу сообщений».
В связи с прогрессом в технике, развитием массовых коммуникаций (телефон, телеграф, радио, телевидение и др.) и в особенности с ростом объема передаваемых сообщений появилась необходимость их измерения для улучшения условий передачи. Первые попытки количественного измерения информации были сделаны Р.Фишером (1921 г.). Проблемами хранения информации, передачи ее по каналам связи и задачами определения количества информации занимались Р.Хартли (1928 г.) и Х.Найквист (1924 г.). Р.Хартли определил меру количества информации для некоторых задач, ввел единицу информации (бит), заложил основы теории информации. Наиболее существенный вклад в разработку и обобщение этих вопросов внес американский инженер К.Шеннон (1948г.).
Идея алгоритмического измерения количества информации, высказанная в 1965 г. академиком А.Н.Колмогоровым, близка к «разнообразностной» трактовке информации. Суть ее заключается в том, что количество информации определяется как минимальная длина программы, позволяющей преобразовать один объект в другой. Чем больше различаются два объекта между собой, тем сложнее (длиннее) программа перехода от одного объекта к другому. Длина программы при этом измеряется количеством команд (операций), позволяющих воспроизвести последовательность.
Человек научился преобразовывать информацию, кодировать ее, обрабатывать и передавать на большие расстояния. В этом помогли ему компьютеры и другие кибернетические устройства.
Теория информации – полезный, но не универсальный инструмент. Ее интересует количество информации лишь с точки зрения возможности передачи данных, сообщений оптимальным образом. Она основана на вероятностных, статистических закономерностях явлений. Поэтому не все ситуации описываются моделью Шеннона. Подобно тому, как масса не исчерпывает характеристик вещества, так и количество информации не исчерпывает всех характеристик информации.
Попытки оценить не только количественную, но и качественную сторону информации способствовали развитию семантической (смысловой) и прагматической концепции информации. В процессе электронной реализации обработки информации синтаксис преобладает над семантикой, форма превалирует над содержанием.
Информационные процессы всегда связаны с переносом энергии, ее потерей в одном месте и накоплением – в другом. Обмен информацией совершается не вообще между материальными телами, а только между теми и них, которые представляют собой систему, обладающую каким-то минимумом организованности.
На проходившей, в октябре 1984 года Всесоюзной конференции по информатике, академик А.А.Самарский показал слайд, на котором информатика в виде грациозной красавицы с цветком в руках опиралась на трех китов – модель, алгоритм и программа. Действительно, без модели, алгоритма и программы информатика, неразрывно связанная с машинной обработкой информации, существовать не может.
Понятие «организация» обозначает способность материи порождать бесконечное разнообразие связей и отношений между объектами, оформлять и упорядочивать их изменения. Это понятие непосредственно связано с понятием системы, структуры, с понятием уровней.
Существует два аспекта организации: функциональный (или динамический) и структурный. Первый аспект характеризует внутреннюю стабилизацию и динамичную устойчивость системы, ее целостность и формируется для решения противоречий с факторами, которые воздействуют на систему со стороны внешней среды.
Относительно второго аспекта организации можно сказать следующее. Сама информатика должна существовать и развиваться в рамках определенных организационных структур (например, предприятий, фирм, городов). Именно такое понимание организации мы имеем в виду, говоря о встраивании информационных технологий в общественные организации. Внимание к проблемам организации, к организационным структурам – это, полагаю, показатель высокого профессионализма в отношении к информатике.
Следовательно, одним из элементов организации производства, требующих своего развития, является организация работы информационных систем. Информатику можно рассматривать как инструмент для модернизации организации.
До становления информатики была недостаточно изучена сторона пользователя. Человек только функционировал, обслуживая компьютер, и не овладевал искусством организации. Теперь он перестает быть только «приемником» информации, становясь главным действующим лицом информационного процесса.
Наличие вычислительной техники на предприятиях, учреждениях еще не означает более эффективную их работу. Без необходимой организации эта техника не оправдывает себя и приносит лишь убытки.
Мероприятия, идеи, положения, которые служат тому, чтобы такую организацию осуществить, развивать и приспосабливать постоянно к новым условиям, а также технология их использования определяются как организационные информационные ресурсы.
Важным объектом организации является функциональная группа персонала человеко-машинных систем. Необходимо выбрать оптимальный по числу и психологической совместимости состав групп.
Таким образом, организация неразрывно связана с человеческим фактором. Аспект организации – не только составная часть трудовой деятельности; он пронизывает все формы общественной жизни, такие как политика, культура, образование и другие. Сама организация становится непосредственным объектом информационных технологий.
И все это – в тесной взаимосвязи человеческих и машинных аспектов, что определяется в конечном итоге эффективностью организации.
Таким образом, развитие информатики существенно повлияло на развитие общества, изменило его структуру, сделало его информационным обществом.
Заключение
Начиная с середины XX века, на протяжении жизни одного поколения, произошли необычайно масштабные и глубокие изменения в развитии науки и техники, оказавшие беспрецедентное влияние на развитие всех сторон жизни человечества.
Информатика является сравнительно молодой в списке наук, но, тем не менее, достаточно значимой и рассмотрела процесс ее становления как науки. Да, на ее развитие повлияла математика, но при этом предмет изучения информатики является информация - общенаучное и социальное понятие. Трудно не заметить, какое место в нашей жизни заняла информатика. Становление информатики тесно связано с развитием компьютера. В настоящее время информатика и ее практические результаты становятся важнейшим двигателем научно-технического прогресса и развития человеческого общества. На смену одним технологиям приходят другие, более совершенные и более сложные.
В процессе работы над работой мы выяснили, что информатика является молодой наукой, переживающей свое становление на наших глазах. И, тем не менее, несмотря на свой возраст, информатика на сегодняшний день – это одна из фундаментальных областей научного знания. К тому же, учитывая современное распространение персональных компьютеров, а так же информационных технологий, информатика становится еще и обязательной дисциплиной для учащихся не только старших классов и учреждений профессионального образования, но и для младших школьников.
Этот путь информатика прошла за короткий промежуток времени, однако она и по сей день непрерывно развивается.
Очевидно, что информатика является фактором, влияющим на развитие общества, в корне меняются способы и виды взаимодействия не только между отдельными членами общества, но и целыми государствами.
Список использованных источников
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Гелиос АРВ, 2018. с. 203.
2. Борзенко А.В. Информатика и кибернетика, М.: Инфра-М, 2017. с. 379.
3. Гейтс Б. Информатизация - дорога в будущее? М.: Наука, 2019. с. 190.
4. Левин В. И. «История развития информационных технологий» Москва 2019.
5. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К Практикум по информатике. Учебное пособие. – М.: 2016, 608 с.
6. Острейковский В.А. Информатика: Учебник. – М.: Высшая школа, 2018.
7. Симонович С. В., Общая информатика. – СПб.: Питер, 2017 г.
8. Соболь Б.В. Информатика : учебник-Изд. 3-е, дополн. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 446с.
9. Юсупова Р. М., Котенко В. П. «История информатики и философия информационной реальности» Москва академический проект 2017.
10. http://informatikaco18.blogspot.com/2019/04/blog-post_14.html
11. https://kopilkaurokov.ru/informatika/presentacii/komp-iutier-na-sluzhbie-u-chielovieka
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.