Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 2»
Тема: Проект как средство
духовно-нравственного воспитания
младшего школьника
Автор: учитель ОРК и СЭ
высшей квалификационной категории
Татарникова Ольга Семёновна
г. Куртамыш
2022 год
tatarnikova15@mail.ru
8-919-571-68-14
Проект как средство
духовно-нравственного воспитания
младшего школьника
Особая сфера воспитательной работы –
ограждение детей, подростков, юношества
от одной из самых больших бед – пустоты
души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души….
В. Сухомлинский
Введение
Приоритетная роль в воспитании и обучении подрастающего поколения принадлежит школе. Но почему именно духовно-нравственное воспитание стало одной из главныхпроблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Поэтому проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны:
ü во-первых, государству необходимы не только широко образованные, но и высоконравственные люди, ответственные граждане, способные самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих их людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника;
ü во-вторых, современного ребенка (даже младшего школьника) окружает мощный информационный поток, который часто имеет негативный характер (телевидение, интернет, компьютерные игры). Он ежедневно обрушивается на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
ü в-третьих, нравственные знания важны и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения этих норм.
Наше внимание на это обращают нормативные документы различного уровня.
В Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения: и говорится, что воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Федеральные государственные образовательные стандартытоже обеспечивают духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.В соответствии со Стандартом на уровне начального общего образования одной из задач является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик,т.е. «портрета выпускника начальной школы»:
ü любящий свой народ, свой край и свою Родину;
ü уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
ü любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
ü владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
ü готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
ü доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Она представляет собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации для того, чтобы совместно обеспечить условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. А духовно нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Таким образом, духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся является главной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Основная часть
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы включены учебные предметы, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии.
Программа предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКиСЭ) обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Цель: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Ребенок – это в какой-то степени зеркало семьи. В нем, как в зеркале, отражаются ошибки родителей. И мы, школьные учителя, не всегда можем что-то изменить, повлиять на семью. А вот подсказать путь к возрождению духовных ценностей, воспитать на примерах русских православных традициях мы можем.
Одним из средств решенияэтих задач и является проектная и исследовательская деятельность обучающихся.Успех нас и наших детей в современном мире во многом зависит от способностей организовать свою жизнь как проект, то есть:
ü поставить цель,
ü наметить план действий,
ü задействовать нужные ресурсы;
ü в результате провести анализ собственных действий.
Сегодня в школе есть все возможности для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка с помощью именно проектной технологии.
Проектная деятельность – это такое средство, когда сотрудничают, творят вместе дети и взрослые. При этом учитель выступает в роли организатора детской продуктивной деятельности, источником информации, консультантом и экспертом.Ребёнок видит свои результаты и результаты коллективных действий группы, если это коллективный проект. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, интерес к познанию.
Учащиеся, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.
В конце учебного года ребята готовят проекты по любой из пройденных тем курса ОРК и СЭ, и принимают участие в районном конкурсе проектов, который проводится ежегодно, начиная с 2010 года, как был введён этот курс.
На уроках использую региональный компонент. Это формирует целостные знания о родном городе, о своём районе, крае, воспитывает любовь к «малой» Родине и уважение к историческому наследию родного края. Моя задача состоит в том, чтобы ученики не только сохранили, но и приумножили богатые культурные традиции Зауралья. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.
Предпочтение отдается творческим, исследовательским, информационным типам проектов. При подготовке обучающиеся собирают информацию не только из литературных источников, Интернет-ресурсов, но и из краеведческих материалов, из библиотеки воскресной школы, сотрудничаем с приходом св. апостолов Петра и Павла г. Куртамыша, интервью с жителями города.
Неоднократно утверждали, что восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступени к другой успешно проходит благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. Поэтому, каждый раз, готовясь к новому учебному проекту, я задаю себе вопрос: «Какую тему можно ещё предложить ребёнку, чтобы была интересной, необычной, актуальной, новой, яркой и запоминающейся? Такое, что останется в памяти ребёнка ярким следом?». Интересно придумывать что-то новое, нестандартное самому, но ещё интересней, когда тебя удивляет ребёнок своим необычным мышлением, творчеством.
Так рождаются темы для проектов по ОРК и СЭ с использованием краеведческого материала: «Православные выставки в Кургане», «Удивительное рядом». «Духовный подвиг архимандрита Антонина (Капустина)», «Проповедники веры», «Имя твоё не забыто, солдат… », «Именем героя названа моя улица», «Что такое подвиг», «Престольные праздники нашего края», «Дорога к храму», «Виртуальная экскурсия по историческим местам г. Куртамыша», «Милосердие – зеркало души», «Моя семья – моё богатство».
В основном это индивидуальные проекты, что позволяет ребёнку продемонстрировать свои достижения в освоении содержания данного курса, проявить самостоятельность, творчество.
Результаты выполнения индивидуального проекта отражают:
ü сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
ü способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
ü сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
ü способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Одним из удачныхреализованныхпроектов в системе духовно-нравственного воспитания можно считать проект «Удивительное рядом».Автор –ученица 5 «Г» классаКолупаева Мария. Он был представлен в 2011 году. На уроках «Основы православия» мы изучали тему «Храм», были на экскурсии в нашем храме, и это побудило Машу реализовать полученные знания в проекте. Храм не только очень красив и притягивает людей из разных городов и деревень, он считается намоленным местом, ведь ему более 200 лет. Поставила цель: узнать, чем он так интересен, почему так много людей посещают храм Петра и Павла.Это одно из удивительных мест города Куртамыша. Она побывала здесь вместе с мамой ещё раз, узнала историю храма, познакомилась со старинными иконами, местными святынями, а также узнала о правилах поведения в храме.Всё это она осветила в проекте. Уверена, что Маша будет почитать свою малую родину, её ценности.
В 2012 году разработан проект «Проповедники веры». Цель работы: узнать о священнослужителях Петропавловской церкви города Куртамыша, их жизни и деятельности. С этой работой прекрасно справился Сердюков Егор,ученик 5 В класса, а помогала, в основном его бабушка, Вера Александровна, которая часто бывает в храме.Вот уже более двух столетий Петропавловская церковь в нашем городе живет особой, духовной жизнью, освящая нашу землю, преображая человеческие души. В чём сила и мощь нашего храма? Здесь потрудились многие пастыри. У многих из них была трагическая судьба. Из его проекта мы узнали, о священнослужителях церкви в слободе Куртамыша, о служителях церкви в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, что в разные годы в Куртамышской церкви служили удивительные проповедники, всесторонне образованные, искренние и открытые. Они несли в народ пламенную веру. Всего их было 30! Отец Александр Тимушев – 31-й служитель. Больше всего всех нас затронула судьба протоиерея Григория Александровича Пономарева.
«Когда я захожу в школу, меня встречает молодой паренёк, смотрит на меня своими голубыми глазами с мемориальной доски и улыбается. Мне стало интересно, что это за человек, почему его портрет именно здесь разместили?».Так родился новый проект у Быковой Лизы «Имя твоё не забыто, солдат». Лиза часто посещала школьный музей, где рассказывали о Романе Лушникове. Поэтому тема проекта была ей близка. Цель: узнать ещё больше о жизни Романа Лушникова, о его подвиге. Источником информации была встреча с родителями Романа, материал школьного музея. Одной из задач было провести опрос в 4В классе и определить, знают ли одноклассники имя героя, который учился в нашей школе, и как увековечено его имя, обобщить собранный материал и выступить с презентацией перед одноклассниками. За отвагу и верность боевому товариществу Роман награжден медалью Суворова и орденом Мужества. В нашей школе 16 апреля 2003 года была установлена мемориальная Доска Памяти Романа Сергеевича Лушникова. 29 января 2009 года названа новая улица в городе Куртамыше. 5 ноября 2012 года состоялся митинг, посвящённый открытию памятной мемориальной доски у дома, где жил герой, на улице Грибоедова, дом 17. Надеюсь, что Лиза навсегда запомнила имя этого героя, и будет гордиться тем, что училась в этой же школе и, возможно, сидела за той же партой, что и Роман.
8 марта 2014 года исполнилось 90 лет со дня образования Куртамышского района. «Об этом событии мы узнали, – пишет в своей работе Данилова Ирина,– ещё весной 2013 года, когда наш учитель организовала экскурсию по родному городу. От гида, Сердюковой Ольги Анатольевны, мы узнали много интересного и полезного. Мы часто проезжаем, проходим мимо этих памятников, но никогда не задумывались, кому они посвящены. Получив большую информацию от экскурсии, я решила создать и посвятить данный проект юбилею моей малой родины, ответить на вопрос: для чего нужно знать историю своей малой родины?» Это была виртуальная экскурсия по историческим и памятным местам города Куртамыша. Изучив собранный материал, смогла найти ответ на поставленный вопрос: для чего нужно знать историю своей малой родины? С этим проектом Ирина побывала на классных часах в других классах школы.
В Священном Писании рассказано, как Бог сотворил прекрасный мир. Бог научил человека любить красоту и самому создавать её, участвуя в Божьем творчестве. Великое богатство хранит в себе православная культура. Где же можно увидеть это богатство?Богатство православной культуры можно увидеть и на православных выставках. О них мы узнали на уроках «Основы православной культуры», изучая тему «Культура и религия». Наш учитель спросила: «Вы знаете, что такое православная выставка?» «И я не знала, пока сама не побывала на ней, не посмотрела, что на ней представлено».
Трефилова Ксения решила тоже побывать на такой выставке зимой 2015 года и рассказать нам о ней более подробно. Она выяснила, каковы задачи таких выставок, история их появления и в чём заключается ценность православных выставок. А также было проведено мини-исследование: каковы были цели, задачи выставок, кто были участники, какой материал в 1904 году и в 2015. Вывод: расширились цели и задачи выставок, более разнообразной стала продукция. Участие стали принимать монастыри не только из России, но и монастыри, храмы, подворья, духовные издательства других государств.
Отдельного разговора заслуживает проект по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Духовный подвиг архимандритаАнтонина (Капустина)», который выполнила Юрчак Елена, ученица 4 Г класса в 2017 году. Цель этого проекта: выяснить, какой духовный подвиг совершил Антонин для нашей страны.Проблемный вопрос проекта: «В чём заключается ценность духовного подвига архимандрита Антонина?».
Губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил 2017 год в Зауралье Годом 200-летия архимандрита Антонина (Капустина). Наш земляк архимандрит Антонин (Капустин) – это уникальный человек, его знает и уважает весь христианский мир, с рассказа о нем начинают экскурсии гиды в Иерусалиме. Важно и нужно, чтобы и зауральцы хранили память о своём земляке. Село Батурино, где родился архимандрит Антонин, должно стать паломническим центром, сюда должны приезжать православные со всей России, –подчеркнул Губернатор.
Лена очень трепетно подошла к изучению этой темы: подробно описала жизнь этого человека, его заслуги перед Родиной. Узнала, в чём заключается главная заслуга архимандрита Антонина: он был и остаётся в истории русского Православия как «строитель Русской Палестины». В Иерусалиме его имя причислено к лику святых.
В школе, дома в семье, по телевидению часто можно услышать слово «подвиг». А что это такое? Что же приходит в голову при слове подвиг? Кто те люди, которые совершают подвиги, и можно ли их совершать каждый день? Кто-то вспоминает подвиги солдат во время ВОВ, кто-то думает о тех, кто спасает утопающего или выносит из огня, а кто-то о подвиге во время уборки урожая на полях. Как описать героические поступки людей? Такие вопросы были заданы Славой Балдиным, когда мы изучали тему «Подвиг» на уроке. Отсюда появилась тема для проекта «Что такое подвиг?». Цель проекта: узнать, что такое подвиг, какие бывают подвиги, рассмотреть героический путь 369 стрелковой дивизии, которая начала формироваться в Куртамыше с июля 1941 года и продолжилаформироваться в Кургане. Слава очень хорошо раскрыл понятие «подвиг», привёл примеры разных видов подвигов, с папой оформили карту боевого пути дивизии. Прикоснулся в теме и к своей семье: его прадедушка «Новиков Григорий Иванович, род. 1910,с. Озерное был призван в Советскую Армию в 1941 году,Звериноголовское. Рядовой.Был в последнем бою в апреле 1942г.» (запись из книги памяти) возможно, тоже был в этой дивизии.Разве после выполнения такого проекта у ребёнка не возникнет чувство патриотизма, гордости за свою семью и город?
А тема другого проекта родилась спонтанно. «Однажды меня спросили: «Почему иконы пишут на Афоне?» А я подумал, как на айфоне можно написать икону? Решил, что это телефон. Было очень стыдно за свою безграмотность. Тогда и решил узнать, что же это за святое место». Так Холкин Егор, изучив материал, провёл для нас с ребятами небольшую виртуальную экскурсию по святым местам горы Афон в Греции и Новоафонскому монастырю в Абхазии, познакомил с историей этих монастырей, с местными святынями, а также узнали, почему эти святые места называют чудесами Божиими. При этом он расширил не только свой кругозор, но всех ребят, изучающих этот курс
«Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют так, чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь» –так начала свой проект Анна Сайфутдинова. Её заинтересовали вопросы «Что значит для человека семья и семейные ценности? И почему говорят: «Моя семья – моё богатство»? Цель проекта: определить понятия «семья», «семейные ценности» и что значит семья в жизни каждого человека, изучить родословную моей семьи.
Её семья – это представители большой, многодетной семьи, предки которой не забыты, история возникновения семьи передается из поколения в поколение. В этой работе она постаралась собрать все данные о семье, семье дружной, многонациональной. Информацию получали из разных источников: из беседы с родственниками, из оставшихся старых документов, фотографий, из художественной литературы о семье. После того, как материал был собран, с помощью родителей и старших сестёр оформили генеалогическое дерево своей семьи. Доказала, что их семья многонациональная, дружная, трудолюбивая, православная. Её отец, Сайфутдинов Фаргат Гумерович, уже семнадцатый год работает в храме Святых апостолов Петра и Павла, бабушка и дедушка Петровы живут в настоящее время в селе Костылёво и являются прихожанами храма Вознесения Господня. Поэтому вся семья постоянно посещают храм и живут по христианским заповедям.
В Евангелии Господь говорил: «О каждом дереве судим по плодам. Хорошее древо приносит плоды хорошие, плохое – плохие». Так и в жизни. Все члены семьи Анны, как плоды большого дерева, которые созревают во Славу Божию.
Я уверена, девочка усвоила и поняла, что у каждого человека могут быть свои ценности, а в её доме – это любовь, доброта, уважение, понимание, дружба, традиции, труд. И эти ценности будут пополняться, передаваться детям и внукам. Семейные ценности, традиции – это ещё и основа школьной успешности.
Милосердие! Что это такое? Что значит быть милосердным? Как им стать? Есть ли милосердие в настоящее время? Эти вопросы возникли у девочек Князевой Саши и Насти Михайловой, когда изучали тему «Милосердие». Так появилась тема «Милосердие – зеркало души». Цель: доказать,что милосердие и сострадание можно проявлять в любоевремя. Примеры милосердия брали из жизни города, школы.
Вот уже второй год весь мир борется со страшным вирусом COVID-19. И наш город не обошла стороной эта болезнь. Что там? Кто там, в «красной зоне»? Об этом они узнали из газеты «Куртамышская нива», от родных и близких людей, пообщались с работниками больницы по телефону. Нашли информацию о врача, медсёстрах, которые работают в «красной зоне». Это всё те люди, которые сталкиваются с коварной болезнью ежедневно, ежеминутно, ежечасно, помогая людям выздороветь своей добротой, чуткостью, вниманием, заботой. Разве это не милосердие?
О том, как ребята школы проявляют милосердие, как участвуют в различных акциях, трудятся в отряде «Позитив», оказывая посильную помощь ветеранам, пожилым людям, об этом тоже рассказали в проекте. Считают, что милосердие начинается дома. Нужно только оглянуться по сторонам и посмотреть, не нужна ли кому-нибудь помощь: родным, друзьям, соседям, пожилому человеку или малышу. Сами принимают активное участие в классных часах, акциях, стараются сказать доброе слово или оказать помощь.Милосердие свойственно только отзывчивому человеку, идущему на помощь без всяких рассуждений. Такими и будут эти девочки, т.к. в них уже заложены задатки доброты, сочувствия.
После изучения темы о праздниках православия, ребята решили выяснить, какие престольные праздники существуют в нашем районе, какие обычаи и традиции этих праздников сохранились в настоящее время, почему они называются престольными?
Провели исследование: сравнить престольные праздники нашего района с другими, сравнили обычаи и традиции праздников в прошлом и настоящем.После выполнения всей работыпоняли, что забывать историю своего края, обычаи, по которым жили наши предки, правила, по которым строилась вся их жизнь нельзя. Время и жизнь очень многое меняет, а вот народные традиции и обряды остаются в памяти народа навсегда. Они возвращают нас в далёкое прошлое, на них держится наша история. Приятно, что есть в мире место таким праздникам, которые делают нас чуть радостнее.
Многое знают наши ребята о храме Петра и Павла. Но хотелось бы получить представление о других храмах Курганской области и о святых местах нашего края, в чём заключается их духовная ценность. Собрали материал об этих святынях, наметили маршрут виртуальной экскурсии, подготовили фотоматериал о святых местах для презентации. Нашли ответ на проблемный вопрос проекта: «Почему выбранные нами места считаются Святыми?»
С этими проектами ребята выступали перед своими одноклассниками, приглашали их выступить и в другие классы.
Результаты участия обучающихся в районном конкурсе творческих проектов,
разработанных в рамках изучения курса
«Основы религиозных культур и светской этики».
Год |
Тема проекта |
Ф.И.О. обучающегося |
Результат участия |
2011 |
«Удивительное рядом» заочная экскурсия в храм Петра и Павла |
Колупаева М. |
Грамота 1 место |
2012 |
Тема: «Проповедники веры» |
Сердюков Е. |
Грамота 2 место |
2012 |
Благодатный огонь в Иерусалиме |
Коротанова Д. |
Грамота 1 место |
2013 |
«Имя твоё не забыто солдат» |
Быкова Е. |
Грамота 2 место |
2014 |
«Исторические памятники моей малой Родины»(виртуальная экскурсия) |
Данилова И. |
Грамота 1 место |
2016 |
Проект с элементами исследования «Православные выставки в Кургане» |
Трефилова К. |
Грамота 1 место |
2017 |
Проект с элементами исследования «Именем героя названа моя улица» |
Бухалко Е. |
Грамота 1 место |
2018 |
«Что такое подвиг?» |
Балдин В. |
Грамота 2 место |
2018 |
«Чудеса Божии» |
Холкин Е. |
Грамота 1 место |
2019 |
«Престольные праздники нашего края» |
Малетин С. Яковлев К. Пономарёва Д. |
Грамота 2 место |
2019 |
«Дорога к Храму» (виртуальная экскурсия по Святым местам Курганской области) |
Баранова К. Злыднев И. |
Грамота 1 место |
2021 |
«Моя семья-моё богатство» |
Сайфутдинова А. |
Грамота 1 место |
2021 |
«Милосердие- зеркало души» |
Михайлова Н. Князева С. |
Грамота 2 место |
Заключение
Итак, от усвоения нравственных ценностей в начале года мы пришли к их присвоению в конце изучения курса. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках ОРК и СЭ действительно является средством формирования их духовно -нравственного развития и воспитания.
Проектная деятельность позволяет сформировать личностные результаты освоения программы по «Основам православной культуры» и отражает:
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям;
- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений;
а также предметные результаты освоения программы и отражаетсформированность
- развития чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
- знаний достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- умений соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
- приобщения к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- усвоений нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- приобретения устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг.
Таким образом, работа над проектом помогает формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России, способствует формированию представления о мире, человеке, развивает творческие способности, устанавливаетсвязь между прошлым-настоящим-будущим, осуществляет присоединение к опыту предшествующих поколений и реалиям сегодняшнего дня.
Именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку, закладываются нравственные качества человека.
Эффективность воспитания ребенка будет зависеть ещё и от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
"У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал,образно говоря, своего потолка", - отмечал В.А. Сухомлинский.
Источники информации
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
4.Программа курса ОРК и СЭ.
5.. Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
6.. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012.
7. Материалвыступлений на рождественских чтениях и районном методическом объединении учителей начальных классов и учителей, ведущих курс ОРК и СЭ (2015-2017 год) (из личного опыта).
8. Материал из проектов обучающихся МКОУ Куртамышского района « Куртамышская средняя общеобразовательная школа№2»
Интернет-источники
4. http://nsportal.ru/
5. http://pedsovet.su/
Приложение
Проекты обучающихся за разный период временив электронном виде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.