Программное содержание:
1. Закреплять трудовые умения и навыки необходимые для стирки кукольного белья: отобрать и сортировать бельё, намочить, намылить, потереть кулачками, потереть в воде, отжать, прополоскать, выжимать прикладывая усилия, расправить, аккуратно повесить, прикрепляя прищепками.
2. Воспитывать культуру труда: приготовление всего необходимого для труда, умение ставить цель и планировать свою и общую работу (последовательность, распределять обязанности, договариваться о совместной работе), убрать и навести порядок на рабочем месте.
3. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, ответственность за порученное действие, активность, самостоятельность, аккуратность, положительные взаимоотношения: приходить на помощь при необходимости.
Форма организации: совместный труд.
Оборудование:
- мыло в мыльницах 3 шт.
- большой таз 1 шт. для полоскания
- маленький таз 3 шт. для стирки
- тряпки сухие 4 шт.
- большое ведро с тёплой водой 2 шт.
- прищепки 15 шт.
- ковшик 2 шт.
- ведёрки 2 шт.
- шнур
- клеёнка 3 шт.
- фартуки 6 шт.
Объём работы: 9 шт. белья (3 простынки, 3 платья, 3 штанишек).
Ход работы.
Руководство процессом труда.
1. Распределение работы:
1. Беседа: «Ребята, воспитатель младшей группы, Ольга Анатольевна, попросила нас помочь ей постирать кукольное бельё, потому что дети ещё маленькие и сами постирать не могут. Поможем им? Но для этого мы должны вспомнить, что нам понадобится, давайте сыграем в игру «Что нужно для работы?»».
2. Дидактическая игра «Что нужно для работы?»: «Ребята, перед вами лежат картинки с изображёнными на них орудиями труда. Правила игры такие: внимательно посмотреть на картинки, выбрать то орудие труда, которое понадобиться при стирке и объяснить, для чего оно нам нужно. Но будьте очень внимательны, на некоторых картинках изображены лишние предметы».
3. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»: «Сейчас мы должны вспомнить последовательность и способы работы. Для этого сыграем в игру «Что сначала, что потом?». Перед вами снова лежат картинки, но, на этот раз на них изображенные разные действия, которые нам нужно разложить по порядку. Правила таковы: каждый из вас подходит, смотрит внимательно на картинки, раскладывает их в правильной последовательности, и описывает, что и как происходит действие на этой картинке: надевание фартука, подготовка рабочего места, сортировка, намыливание, стирка (трение кулачками), полоскание, выжимание, расправление, развешивание, уборка рабочего места».
Последовательность:
- намылить (имитационный показ: кладём мокрую одежду на ладонь, другой рукой берём мыло, намочим его и трём мылом по одежде, намыливаем).
- потереть кулачками (имитационный показ: держим одежду 2-мя руками, и двигая кулачками вверх-вниз, трём её, прикладывая усилия).
- выжимать (имитационный показ: держим одежду 2-мя руками и двигая руки друг к дружке, прикладывая усилия, стараемся отжать, как можно больше воды, чтобы одежда была почти сухой).
- расправить (имитационный показ: берём одежду, кладём её на клеёнку и аккуратно разглаживаем её 2-мя руками).
4. Распределение детей по этапам: «А теперь, я распределю вас по этапам по 1 и несколько человек и скажу, что вы будете делать:
1 этап- сортировка - 1 человек;
2 этап- стирка - 3 человека;
3 этап- полоскание - 2 человека;
4 этап- развешивание – 1 человек (с 1 этапа работы).
5. Введение правил: «Перед тем, как приступить, давайте вспомним правила, которые нам с вами нужно будет выполнять во время труда:
1- Перед началом работы приготовить всё необходимое.
2- Работать аккуратно.
3- Доводить дело до конца.
4- По окончании работы навести порядок на рабочем месте.»
2. Процесс выполнения задания:
· Приёмы организации и планирования работы:
«Ребята, прежде чем начать выполнять работу, нам нужно подготовить всё необходимое на рабочем месте».
- поручение (подготовка рабочего места): наденьте фартук, завяжите фартук друг другу, 2-постелите клеёнки, 2-расставьте тазы, 2-налейте воду в ведра (сначала набери воду в ковшик, а потом из ковшика налей воду в ведро и из ведра уже вылить в таз), 1-расставь мыло в мыльницах к маленьким тазам, 2-протяните шнур от одного стула к другому и крепко завяжите концы, 1-принеси прищепки и положи их возле шнура, 1-принеси сухие тряпки.
- напоминание: что нам понадобиться, если мы намочим столы?
· Приёмы контроля деятельности детей:
- Я смотрю, как вы подготовили рабочее место.
- Я сейчас посмотрю всё ли у нас готово к проведению работы.
- Я проверю, как ты тщательно намыливаешь.
- Покажите мне, как вы хорошо трёте одежду кулачками.
- Проверьте себя, не осталось ли грязных пятен.
- Я проверю, аккуратно ли вы полощите одежду, не разбрызгиваете при этом воду из таза.
- Я смотрю, как вы прикладываете усилия, когда выжимаете
- Проверьте себя, все ли вещи вы расправили ровно.
- Проверьте, все ли вещи развешаны аккуратно.
· Приёмы оказания помощи затрудняющимся детям:
- напоминание: прежде чем намыливать одежду, намочи её.
- вопрос: что ты сделаешь после того, как прополоскаешь бельё?
- частичный показ: посмотри, как нужно отжимать бельё, чтобы не осталось воды. Руками берёшь одежду, скручиваешь бельё, двигая ладони друг к другу, при этом прикладывая больше усилий.
- напоминание: при полоскании окунуть нужно несколько раз.
· Приёмы регулирующие взаимоотношения:
- поручение: парами сложите клеёнки, натяните верёвку, завяжите друг другу фартук, развяжите друг другу фартук.
· Приёмы организации уборки рабочего места:
- напоминание: «Что следует сделать после окончания работы? Правильно, убрать рабочее место».
- указание: 3-вылейте воду из тазов в вёдра (сначала из таза, зачерпнув воду ковшиком, вылейте в ведро, а потом из ведра вылейте воду в большое ведро), 1-сложи тазы, 2-собери мыло в мыльницах и отнеси к раковинам, 1-собери лишние прищепки, 3-протрите клеёнки сухими тряпками, 4-парами сложите клеёнки, 2-протрите столы сухими тряпками, развяжите фартуки друг другу.
- самоконтроль: «Ребята, посмотрите, всё ли вы убрали? Ничего не оставили? Чистые ли столы? Аккуратно всё убрано?»
3. Обсуждение результатов трудовой деятельности:
1. Самоанализ труда: «Ребята, а теперь, давайте подведём итог о совместно проделанной работе. Скажите, понравилось ли вам выполнять свою работу? А что вам показалось трудным в выполнении? Если вас ещё раз попросят помочь со стиркой, воспитатель из другой группы или мама, поможете им?
2. Анализ воспитателя: «Ребята, вы сегодня были молодцы, мне очень понравилось, как вы работали, а в конце убрали своё рабочее место, тем самым доведя дело до конца».
Поощрение детей:
- Маша, молодец, хорошо тёрла одежду кулачками, что и грязных пятен не оставалось.
- Коля хорошо выжимал одежду.
- Надя была очень аккуратной при выполнении своей работы.
- Витя, молодец, не расплёскивал воду.
- Миша аккуратно расправлял одежду.
3. Поощрение за аккуратность, доведение дела до конца.
4. Пословицы и поговорки:
- Без труда и отдых не сладок (Ведь всегда намного приятнее отдыхать именно тогда, когда знаешь, что ты выполнил свою работу от начала до конца).
- Глаза страшатся, а руки делают (Как бы не сложно, на первый взгляд, казалась работа, когда ты начнёшь её выполнять, всё пойдёт намного легче, чем казалось в начале).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.