Проект,
практико-ориентированный,
направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников
«Логопедические ориентиры»
Рыбакова Ольга Николаевна,
МАДОУ «Детский сад № 332», г. Уфа,
учитель-логопед
Актуальность проекта.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Логопедические ориентиры – это маршрут коррекционной работы с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинка», ведущая ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Проект "Логопедические ориентиры" представляется, как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей.
Проект предназначен для детей 4 - 7 лет
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель:
повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи проекта:
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Увеличить объем коррекционного воздействия,
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта – 2,5 года
Этапы и стратегия реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
- подбор методик и стимульного материала для обследования развития речи детей разного дошкольного возраста.
- поиск и подбор новых программ и методических рекомендаций, соответствующих ФГОС для занятий с детьми.
- подбор консультационного материала популярного логопедического содержания для родителей и педагогов.
2 этап. Средний дошкольный возраст.
- диагностика актуального уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей) (январь).
- «Экран звукопроизношения», как анализ результатов речевого обследования.
- индивидуальные консультации с родителями детей, имеющих нарушения развития речи.
- консультации с воспитателями, чьи группы посещают дети, имеющие нарушения развития речи.
- семинар - практикум для родителей с детьми с НРР «Мяч и речь».
- подгрупповая организованная непосредственная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по развитию обще-речевых навыков по методическому пособию «ФГОС ДО: практика реализации. Логопедические занятия с детьми 4 - 5 лет» (по желанию родителей).
- посещение детьми среднего дошкольного возраста с НРР логопедического кружка «Говорилки» (по желанию родителей).
- индивидуальные встречи с родителями не реже 2 раз в мес. с целью обсудить динамику развития речи ребенка, дать рекомендации на дом.
3 этап. Лето.
- диагностика уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей) (июнь).
- рекомендации родителям детей с НРР на летний период.
- летнее развлечение речевого содержания.
4 этап. Старший дошкольный возраст (старшие и подготовительные группы).
- диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей) (сентябрь).
- «Экран звукопроизношения», как анализ результатов речевого обследования.
- индивидуальные консультации с родителями детей, имеющих нарушения развития речи.
- консультации с воспитателями, чьи группы посещают дети, имеющие нарушения развития речи.
- семинар - практикум для родителей с детьми с НРР старших групп "Говорилки".
- индивидуальная и подгрупповая организованная непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительных групп по коррекции нарушений развития речи.
- посещение детьми с НРР из старших групп логопедического кружка «Говорилки» (по желанию родителей).
- индивидуальные коррекционно-образовательные логопедические занятия с детьми старших групп по дополнительной коррекционно-образовательной программе «Говорилки» (по желанию родителей).
- индивидуальные встречи с родителями не реже 2 раз в мес. с целью обсудить динамику развития речи ребенка, дать рекомендации на дом.
- открытые занятия с последующей консультацией для родителей (по желанию родителей, по приглашению логопеда).
- развлечение речевого содержания в подготовительных группах "День рождения детской книги".
- итоговая открытая организованная непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительных групп, посещающими коррекционные логопедические занятия.
Конечным продуктом проекта будет являться:
• Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
• Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Список использованной литературы:
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.