Финансовая грамотность для старших дошкольников.
Проект «Маленький финансист»
Происходящие в обществе преобразования, формирование рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это обусловливает необходимость увязки образования с экономикой. Сегодняшние дети не могут жить без знания экономики.
Бережливость, организованность, трудолюбие и другие качества человека должны воспитываться с детства. Поэтому процесс экономического воспитания дошкольников должен быть целенаправленным и системным, что во многом зависит от психолого-педагогической готовности детей к этому.
Все вышеуказанное обуславливает необходимость проводить целенаправленную воспитательную работу по обучению финансовой грамоте детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами был разработан долгосрочный проект, направленного на формирование и развитие финансовой грамотности воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.
Тип проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.
Срок реализации проекта: октябрь-апрель.
Образовательные направления, в содержание которых входит проект: социальное и коммуникативное развитие, когнитивное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Постановка задачи: помочь дошкольникам сформировать представления об экономических понятиях: экономика по необходимости, норма жизни, деньги, товары, цена в соответствии с их возрастными характеристиками.
Цель проекта. Содействие финансовому образованию и воспитанию дошкольников, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
¾ сформировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
¾ развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством различных детских мероприятий;
¾ улучшить коммуникативные навыки детей;
¾ способствовать повышению интереса детей к профессиональной деятельности взрослых;
¾ развивать способность творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
¾ формирование первичных экономических понятий;
¾ научить детей правильному отношению к деньгам, способам их заработка и разумному их использованию;
¾ научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупки в магазине, путешествия и т.д.);
¾ воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.
Этап проекта:
Этап 1-организационный. На данном этапе происходит изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта; информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «экономист-дошкольник»; подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике; подбор необходимого оборудования и методических пособий для практического обогащения проекта; создание развивающей среды по теме.
Этап 2-практический: осуществление проектной деятельности в форме совместной деятельности педагога с детьми. Это использование раздаточных материалов в соответствии с тематикой проекта, изготовление методических пособий для занятий и атрибутики для игр; чтение художественной литературы, презентации, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение задач, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
3 этап-финал: подведение итогов проекта в виде игровой деятельности: театрализованная игра «Муха-Цокотуха».
Прогнозируемый результат:
¾ дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизни;
¾ родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;
¾ учителя получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Реализация проекта. Работа с детьми. Октябрь:
1. Разговор: «Что такое деньги».
2. Говорите о деньгах, о цене товаров, о том, какими они были раньше, какие они сейчас. Рассмотрение коллекции «Деньги СССР».
3. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
4. Чтение и запоминание пословиц и поговорок о деньгах.
Ноябрь:
1. Разговор с детьми «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор).
2. Чтение сказки " Кто работал-тот работал в монете, но превратился в рубль!»
3. Смотрите мультфильм " Как старик продал корову".
Декабрь:
1. Дидактическая игра "Профессия".
2. Смотрите мультфильм: "Смешарики. Азбука финансовой грамотности".
3. Чтение сказки К. Чуковского "Муха-Цокотуха".
4. Рассказ учителя о деньгах, о цене товара.
Январь:
1. Демонстрация презентации " История денег»
2. Смотрите мультфильм " Как старик продал корову»
3. Беседа "Дом, в котором живут деньги"
Задачи: дать начальные знания о банке (Банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, одалживает деньги).
Материал: комиксы "Жили-были деньги", фотографии героев.
Февраль:
1. Игра "Купи другу подарок».
Цель: научить вас подбирать монеты разного достоинства, в размере цены подарка.
2. Чтение произведений А. Романова "Чудеса в кошельке", К. Чуковского "Муха-Цокотуха".
3. НОД "Семейный доход».
Задачи:
¾ познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплатой, пенсией, стипендией;
¾ прояснить понимание студентами динамики доходов, расходов;
¾ развивайте память, мышление, логику, внимание;
¾ воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.
Производственная деятельность: изготовление чеков, банковских карт для сюжетно-ролевой игры "Супермаркет".
4. Дидактическая игра " Угадай, где продается».
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы товаров.
Март:
1. Сюжет и ролевая игра "Супермаркет».
2. Беседа " дорожные деньги».
3. Решение проблемной ситуации "Хочу и нуждаюсь».
4. Дидактическая игра "Кто работает, кто играет».
Цель: закрепить у детей представления о разнице между трудовой и игровой деятельностью (труд-инвалидность)
Апрель:
1. Смотрим мультфильм " Барбоскины и реклама."
2. "Магазин" - научитесь устанавливать собственную цену, стараясь продать "товар" по своей цене.
3. НОД "Путешествия по экономике страны»
В дальнейшем реализация мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольников будет продолжена. Также можно организовать работу с детьми по следующим направлениям: деньги "растут", если хранятся не в банке-копилке, а в банке; властные качества человека-хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие.
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей "Финансовое воспитание детей в семье". Экскурсия родителя с ребенком в магазин.
2. Совместная деятельность детей и родителей-рисование "магазин".
3. Беседа "Как я экономлю деньги дома."
По завершению проекта ожидаются следующие результаты. Дети понимают и ценят окружающий мир. Уважают людей, которые умеют хорошо работать и честно зарабатывать деньги. Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий "труд-продукт-деньги" и то, что ценность продукта зависит от его качества. Признают авторитетные качества человека-хозяина: бережливость, расчетливость, бережливость, трудолюбие, но в то же время щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Ведите себя правильно в реальных жизненных ситуациях. Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.