Проект "Масленица" в старшей группе
Оценка 4.6

Проект "Масленица" в старшей группе

Оценка 4.6
docx
14.03.2024
Проект "Масленица" в старшей группе
Русские народные праздники и традиции.
Масленница.docx

Краткосрочный проект в старшей группе

 «Масленица – Краса».

Подготовили воспитатели:

Такмакова А.В.

Югрина Е.С.

Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта: с 11 по 15 марта 2024 г.

Возраст детей: 4-6 лет.

Актуальность проекта:

Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Цель:

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

  • Для детей:

1.Формировать у детей гражданскую принадлежность.

2.Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.

3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.

  • Для педагогов:

1.Профессиональное самосовершенствование.

2.Создание информационной базы.

  • Для родителей:

3.Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.

Формы реализации проекта:

• Беседы по теме;

• Совместная творческая деятельность;

• Создание творческих работ детей и родителей;

• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;

• Чтение стихотворений, художественных произведений;

• Тематическое занятие.

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный:

• Разработка содержания проекта, составление плана работы;

• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);

• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;

• Подбор материалов для продуктивной деятельности;

• Заучивание закличек, частушек;

·         Памятка и буклеты «Традиции празднования Масленицы в России»;

·         Папка-передвижка «Масленица-проводы зимы».

  • Основной:

• Проведение тематического занятия;

• Разучивание русских народных песен, закличек;

• Чтение художественных произведений по теме.

• Прослушивание музыкальных композиций.

·        Подвижные игры и забавы на свежем воздухе

  • Заключительный:

• Оформление совместно с родителями коллажа «Масленичные забавы и развлечения»;

• Подведение итогов и обобщение знаний о русско-народной традиции, угощение от Масленицы.

Взаимодействие с родителями:

• Создание атрибутов для коллажа «Масленичные забавы и развлечения»;

• Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица».

Ожидаемый результат:

Дети:

• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

• Имеют представление о народных праздниках, играх;

• С интересом участвует в народных играх;

• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;

• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Педагоги накопление материала:

• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.

Родители:

• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.

Тематическое планирование

  • Понедельник

Тематическое занятие «Масленица»

Разучивание Народная игра - забава «Ручеек»

Чтение русских народных сказок «Как весна зиму поборола»

 

  • Вторник «Заигрыш»

Народная игра  «Солнышко»

Народная игра – забава «Перетягивание каната»

Загадки про масленицу

Слушание песни «Ой, блины, мои блины»

Народная игра - забава «Попади снежок в цель»

  • Среда «Лакомка»

Беседа «Значение и символика блинов»

Чтение русских народных сказок «Маслена»

Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»

Народная игра – «Змея»

Чаепитие с блинами

  • Четверг «Разгуляй»

Чтение масленичных закличек

Развлечение «Здравствуй, Масленица

Народная забава «Ленточная карусель»

Слушание песни «Как на Масленые недели»

Народная игра - забава «Ручеёк»

Чтение русских народных сказок «Соломенная Масленица»,

  • Пятница «Тёщины вечера»

Беседа«Что мы узнали о Масленице»

Исполнение русских народных песен

Игры в «снежки», «Бояре»

Чтение рассказа Крылатый, мохнатый да масленый»(В обработке И.В. Карнауховой)

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица», «Секрет Матрешки»

Народная игра - забава «Перепрыгни через костер»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Конспект беседы «Масленица» в старшей группе

 

Задачи:

• Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.

• Объяснить значение пословиц.

• Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.

• Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.

Ход:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?

В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.

А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:

- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!

И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.

Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.

Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?

- Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечькак какой-то мальчик закричал:

_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!

Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.

Понравилась вам сказка?

- О ком она?

- Какая была Зима?

- Какая была Масленица?

- Что задумала Зима?

- Что придумала Масленица?

- Зачем нужно было есть блины?

- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?

- Из чего люди сделали чучело?

Физминутка (Включение песни)

У весны сегодня день рождения! (Хлопки)

Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)

Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)

Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)

За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)

Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)

Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)

Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)

Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)

Не блины, а объеденье! (Хлопки)

Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)

А иные и с подушками! (Притопы)

А другие и с ракушками! (Притопы)

Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.

В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.

В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.

С масленицей связано большое количество поговорок.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно :

На тарелке он один - называем просто. (блин).

Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).

Испекли для дочек - назовем. (блиночек).

Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).

Огромный, как домище - назовем. (блинище).

- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?

Когда приходит Масленица?

Как люди празднуют ее?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадки о Масленице

С маслом и вареньем

Так они вкусны!

Сладкие, румяные,

Как солнышко — …(блины)

Празднуют его весной,

Этот праздник заводной,

На ярмарке гуляют

И блинами угощают. (Масленица)

Четыре ноги плюс два уха,

Крючком нос, округлое брюхо.(Самовар)

Он вкусней, чем сладкий торт,

И полезный для здоровья.

Макай блин в него и — в рот!

Ух, объедение какое!(Мед)

Чтобы солнце нам светило,

Не прячась за тучками,

Чтоб зима больше не злилась,

Мы сжигаем …(чучело)

 

Зима убегает,

Солнышко сияет,

Трава прорастает,

Когда так бывает?(Весной)

Светит ярко, всем улыбается,

Под ним гулять тепло и приятно,

Блины похожи на него получаются,

Что же это такое, ребята?(Солнце)

На блине горячем тает,

О нем каждый точно знает.

В Масленицу нарезают,

Из сливок делают, я знаю.(Масло)

Нынче пляски, песни, шутки,

Бубенцы, гармошки, дудки.

Взялся за руки народ —

Закружи нас …(хоровод)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа «Значение и символика блинов»

 

«Масленые беседы. Блин – символ Солнца».

Старшая группа.

Цель: Познакомить детей с традициями празднования Масленицы, с символикой праздника.

Задачи:

·              Знакомить детей с традициями русского народа — праздником Масленица;

·              Знакомить детей с праздничными символами;

·              Прививать уважение к традициям, обычаям и истории русского народа;

·              Развивать чувство ритма, ощущения танцевальных движений.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Познавательная», «Художественно-эстетическая» (раздел «Музыка»).

Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица с изображением народных гуляний; музыкальный репертуар: масленичные песни, заклички, хороводы.

Ход занятия:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Праздник у нас в разгаре широкий, радостный, яркий. Что за праздник у нас?

Дети: Масленица!

Музыкальный руководитель: Верно всё. Масленица. А что на Масленицу на столах у нас круглое, вкусное, сытное?

Дети: Блины!

Музыкальный руководитель: Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Во всю Масленицу пекут блины. Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый — блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. Но блины – не просто угощение. Они – древний символ возвращения к людям солнца и тепла. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой. А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица!». Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: «Здравствуй, широкая Масленица!». Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Вот и наш черед настал песни масленичные петь! Вспомним одну из них. Она называется «Ой, блины, блины…».

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть

Сотен пять, а может шесть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои — готовы!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Музыкальный руководитель: А ещё к блинам подавали сметану, варенье, масло, мед, рыбу, икру, яйца. Блин хорош не один. Блин не клин, брюхо не расколет! Как на масленой неделе из трубы блины летели! Но блины – не просто вкусное лакомство. Для наших предков они являлись особым – ритуальным символом. Они изображали солнце, просыпающееся после долгой зимы, согревающее весь мир своими тёплыми лучиками. И вся Масленая неделя превращалась в хвалу Солнца и Весны. Водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога. А какие мы с вами знаем игры на Масленицу?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Давайте теперь с вами поиграем. Нам нужно разделиться на две команды. Я каждой команде выдаю по сковороде, на подносе лежат блины, нужно брать по одному блину, положить их на сковороду, добежать до финиша, выложить блин на свое блюдо и вернуться обратно к своей команде и передать эстафету другому ребенку.

Эстафета.

Музыкальный руководитель: Блинов мы с вами напекли, но вот не знаю, хватит ли на всю неделю? Сколько длится по времени масленичная неделя?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: А давайте вспомним все дни недели?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: На Масленичной неделе у каждого дня было своё название и значение. Давайте узнаем их.

Презентация «Масляная неделя».

Музыкальный руководитель: А вы с какими начинками любите блины?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами тоже попробуем испечь блины, но для того, чтобы их испечь, что нужно сначала сделать?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Правильно, нужно замесить тесто. А из чего мы с вами будем месить тесто? Вы заметили, на столе лежат картинки, на них нарисовать предметы, вам нужно выбрать, те картинки, на которых нарисованы нужные нам ингредиенты для теста.

Дети делятся на подгруппы и выбирают нужные картинки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русско-народное творчество

«О Маслёне»

Было это так давно, что мало кто и знает о том. Но всё же память народная обычай тот сохранила и почитать его велела с весельем да радостью - за терпение зимы длинной и холодов трескучих да за труды человеческие праведные.
На далеком Севере, в царстве белого снега да лазоревого льда народилась у Матушки Метелицы и Батюшки Солнца дочка. Долго думали Батюшка с Матушкой, как назвать своё дитятко. Смотрели на неё да любовались: круглолицая да румяная, глазоньки ясные, улыбка масляная – всё в Батюшку, а косы серебряные и нрав беспокойный – так это в Матушку. Думали, решали да и назвали Маслёной, чтоб никому не в обиду.

Как росла девонька, незнамо- неведомо, какие тётки-няньки колыбель качали – то тайной за семью печатями осталось. Но только выросла Маслёна умницей да красавицей. Стало быть, по уму воспитывалась да под присмотром была.

Холили да лелеяли родители дочку любимую, но свидеться доводилось всё реже. Недосуг Солнцу с Метелицей, работы у них - хоть отбавляй. Как оставить землю без метелей зимних, да без тепла солнечного? Нельзя никак.. Жизнь и судьба людская, они своим чередом, а Солнце с Метелицей - в сопровождении. Вот так и странствовали по миру они: то подсветить да подогреть, то остудить да замести снегом. Всякому своё дело.
Летели дни за днями, лето сменяла осень, а весна зиму. Выросла наша Маслёна. Скучала по Батюшке с Матушкой, как тут не скучать? Ждала их, родимых, гуляя по заснеженным просторам. Помогала добрая Маслёна в беде и немощи оказавшемуся человеку да зверю лесному, но от глаз посторонних хоронилась. А вот как всходило Солнце над снегами северными – приветливо улыбалась Маслёна – Батюшке родимому кланялась. Ласкал он любимую дочку теплыми лучами, да словами родительскими – на радость Маслёне. От счастья и тепла солнечного снежинки в сугробах начинали таять, да только не водой становились, оборачивались не капельками, а камушками драгоценными. Сверкали да переливались радужными цветами драгоценные батюшкины подарки.

А случалось, ветерок северный капризный подует - весточку о Метелице неся. Торопилась-поспешала Матушка к доченьке своей любимой!
Голубила, да обнимала-прижимала к себе дочку родненькую, слова материнские ласковые на ушко ей шептала, косы серебром прихорашивала, да щечки румянила. А то и обновкой порадует - шубку белоснежную пушистую на плечи набросит: «Расти, родная, живи да люби родителям и роду человеческому на радость!» Скажет, а сама да и взметнется снежной порошею туда, где её зимняя непогода дожидается.

Вот тут-то среди сугробов снежных и встретился Маслёне кудрявый красавец молодец - Февраль.
Не углядела его Маслёна, а то схоронилась бы. Изумился да удивился Февраль: «Как стройна да красива эта северная Дива!» А чем больше глядел на неё добрый молодец, тем чаще сердце его колотилось, а душа добротою наполнялась. И думалось так ему: «Коли позову эту девицу к людям - она их улыбкой доброй согреет. Повеселеют тогда люди, весну дожидаясь." Недолго думая, пригласил Февраль Маслёну в гости.
Согласилась Маслёна, будто ожидала этого! Людям же такое условие поставила: зимней Метелице спасибо говорить, Солнцу кланяться, да про неё саму не забывать. На том они и порешили…
Явилась Маслёна к людям, только не в облике девицы-красавицы, а в образе бабы деревенской – краснощёкой, дородной. Нарядна так, что глаз не отвесть! Сама же весела да смешлива, задорная да щедрая.

Обрадовался народ деревенский: «Ай-да веселиться!»

 Целую неделю люди с Маслёной гуляли, вкусно ели да песни пели, играли да женихов-невест приглядывали. И так весело им было, что не заметили, как Зима в дорогу засобиралась, а дверь Весна постучалась.

…С тех пор давних так и повелось - Февраль Маслёну встречает, да и к людям провожает. А в память о том завели обычай - целую неделю веселья да гуляний Масленицей назвали. Обещание, данное Маслёне - выполняли: блины пекли - Солнцу кланялись. Блин круглый да золотистый – Солнцу благодарность, а вкусом масляным – о доброй и весёлой Маслёне память. Заканчивали праздничную неделю «Проводами зимы» да «Прощенным воскресеньем». Зиме и Метелице народ «спасибо» говорил, прощенья просил. Масленицу провожали до следующего года!

Так оно было. Так есть. Так и дальше будет! Вот такая она – Масленица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Народная игра  «Солнышко»

Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее (круг сжимается,

А весна милее (круг расширяется)

Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!».

Это сигнал детям разбегаться в разные стороны, а ведущий их ловит.

 

Народная игра - забава «Попади снежок в цель»

 

Бросаем снежки в обруч, передаем эстафету.

 

Народная игра – забава «Перетягивание каната»

И девчонок, и ребят

Вызываем на канат.

Десять слева, десять справа,

Только мускулы трещат.

Игра перетягивание каната (команда зима – команда весна)

 

 

 

Народная игра – «Змея»

«Змея» ходит перед игроками со словами:

Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу.

Подходит к одному из игроков:

– Хочешь быть моим хвостом?

– Хочу!

– Становись за мной!

Идут вдвоём:

Я змея, змея, змея,

я ползу, ползу, ползу.

Подходят к другому игроку:

– Хочешь быть моим хвостом?

– Хочу!

–Ползи!

Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих.

 

Подвижная игра «Перепрыгни через костер»

Дети по очереди перепрыгивают через «костер» (можно сделать из бумаги), стараясь не коснуться «языков пламени».

-А мы Масленицу ожидали,                                                                                          Дорогую гостьюшку встречали,                                                                                            Блинами гору устилали,                                                                                               Сверху маслицем поливали.                                                                                                Как от блинов гора крута,                                                                                                     Как от маслица гора ясна,                                                                                                       А на горушку снег сыплют,                                                                                                А нас маменьки домой кличут.                                                                                        Нам домой идти не годится,                                                                                           Мы надумали с горы прокатиться.                                                                                     Ой ты, Масленица-кривошейка,                                                                            Покатай-ка нас хорошенько.

«Ленточная карусель»

Эта забава тоже напоминает старинную русскую забаву для взрослых. В снег втыкается длинная палка или шест. К шесту так привязываются яркие ленты, чтобы они легко скользили и вращались на палке, но не спускались к земле. Каждый ребенок выбирает свою ленточку и бежит друг за другом по кругу.

Русская народная игра «Ручеёк»

Задачи: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук. 

 

Заклички на масленицу.

Широкая Масленица

Мы тобой не нахвалимся

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

С детьми поиграть

На горках кататься!

***

А мы масленицу дожидаем,

Дожидаем, душе, дожидаем.

Сыр и масло в глаза увидаем,

Увидаем, душе, увидаем.

Как на горке дубок зелененек,

Зелененек, душе, зелененек.

А Ванюша, дружок, молоденек,

Молоденек, душе, молоденек.

Наша Масленица, будь счастливой,

Будь счастливой, душе, будь счастливой.

Наша горушка будь катливой,

Будь катливой, душе, будь катливой.

***

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Живёт Масленица

семь деньков.

Оставайся, Масленица,

семь годков .

***

Как вставала я ранёшенько,

Убиралася быстрёшенько:

Пришла к нам Масленица,

Принесла блинов да маслица!

***

Как на масленой неделе

Каждый день блины мы ели.

И мальчишки, и девчонки

Собирались на вечерки:

Песни пели и плясали,

Весну радостно встречали!

Весну радостно встречали,

Зиму на год провожали.

Встали дружно в хоровод –

В гости к нам весна идет!

Соломенная Масленица.

Жили – были старик и старуха. Понравилось им на Масленой неделе гулять да веселиться, пирогами и блинами объедаться, лакомиться. Не хочется поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку-другую попировать.

Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплел. Старуха ее в рогожку обрядила, заплела косу длинную, триаршинную, платок на голову повязала. Масленица получилась – тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза — что плашки, нос картошкой. Радуются старик и старуха – гуляй теперь и веселись хоть до Духа.

Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит:

— Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь блинок!

А старуха:

— Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок.

Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги. Испугались старик и старуха: старик в погреб залез, а старуха в клеть спряталась.

Ходит Масленица – пожируха, пустое брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит: в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела.

Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит. Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню:

Ай, Масленица – Обманщица.
До поста довела, сама удрала.

Крылатый, мохнатый да масленый 

(В обработке И.В. Карнауховой)

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:

— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!

А мышь ему:

— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!

— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

— На охоту.

— А какую ты, блинок, песенку поешь?

Блин заскакал на месте да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?

А блин ей:

— На сметане да с сахаром!

А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут воробей со стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.


 

Скачано с www.znanio.ru

Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица –

Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица –

Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие); •

Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие); •

Вторник «Заигрыш» Народная игра «

Вторник «Заигрыш» Народная игра «

Приложение Конспект беседы «Масленица» в старшей группе

Приложение Конспект беседы «Масленица» в старшей группе

Куда блин попал, там проталинка появилась

Куда блин попал, там проталинка появилась

А иные и с подушками! (Притопы)

А иные и с подушками! (Притопы)

Загадки о Масленице С маслом и вареньем

Загадки о Масленице С маслом и вареньем

Когда так бывает?(Весной) Светит ярко, всем улыбается,

Когда так бывает?(Весной) Светит ярко, всем улыбается,

Беседа «Значение и символика блинов» «Масленые беседы

Беседа «Значение и символика блинов» «Масленые беседы

Вот и наш черед настал песни масленичные петь!

Вот и наш черед настал песни масленичные петь!

Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами тоже попробуем испечь блины, но для того, чтобы их испечь, что нужно сначала сделать?

Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами тоже попробуем испечь блины, но для того, чтобы их испечь, что нужно сначала сделать?

Русско-народное творчество «О

Русско-народное творчество «О

Скажет, а сама да и взметнется снежной порошею туда, где её зимняя непогода дожидается

Скажет, а сама да и взметнется снежной порошею туда, где её зимняя непогода дожидается

Народная игра « Солнышко »

Народная игра « Солнышко »

Становись за мной! Идут вдвоём:

Становись за мной! Идут вдвоём:

Варианты: В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу

Варианты: В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу

И мальчишки, и девчонки Собирались на вечерки:

И мальчишки, и девчонки Собирались на вечерки:

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать

На сметанке мешан, На маслице жарен!

На сметанке мешан, На маслице жарен!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2024