Тема проекта:
Математические лайфхаки. Как быстро считать в уме
Автор проекта: Эмиль Я., обучающийся 7
класса
МОУ «Трубненская СОПЬ
Наставник проекта: Ботинкина Юлия Владимировна,
учитель математики Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Математические лайфхаки
1.2 Старинные способы вычисления
1.3 Устный счет: техника быстрого счета в уме
2. Практическая часть
2.1 Создание информационного буклета «Математические лайфхаки»
Заключение
Список литературы
Введение
Во все времена
математика была и остается одним из основных предметов в школе,
потому что математические знания необходимы всем людям. Не каждый школьник,
обучаясь в школе, знает, какую профессию он выберет в будущем, но каждый
понимает, что математика необходима для решения многих жизненных задач: расчеты
в магазине, оплата за
коммунальные услуги, расчет семейного
бюджета и т.д. Кроме того, всем школьникам необходимо сдавать экзамены в 9-м
классе и в 11-м классе, а для этого, обучаясь с 1-го класса, необходимо
качественно осваивать математику и прежде всего, нужно научиться считать.
Счет в уме является
самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает
память и помогает усваивать предметы математического цикла. Существует много
приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления
особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении
таблиц и калькулятора.
Правила и приёмы
вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако,
владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому,
что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками. Это
важно ещё и потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт
рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе. Сейчас, на этапе
стремительного
развития информатики и вычислительной техники, современные школьники не хотят
утруждать себя счетом в уме. В своем классе я провел небольшую анкету, и
выяснил, что производить
математические действия в уме: с
однозначными числами -8 человек, с двузначными -3 человека, не умеют считать в
уме -9 человек. Мне
захотелось найти и опробовать различные
приёмы быстрого вычисления,
узнать приемы устного счета.
Цель проекта: изучить
приемы устного счёта и представить их в виде математических лайфаков
для моих одноклассников.
Задачи проекта:
1. Проанализировать литературу и сети Internet по теме проекта и подобрать необходимую информацию.
2. Освоить некоторые приемы устного счета.
З. Провести анкетирование одноклассников в знаниях приемов быстрого счета.
4. Издать информационный буклет с математическими
лайфахаками,
1.1.Математические лайфхаки
Математика для кого
то интересная и увлекательная, а для кого то сущее непонятное
наказание. Но даже в этой достаточно сложной материи есть интересные приемчики
и закономерности, которые будут полезны каждому.
Так как термин
”лайфхак” означает раскрытие секрета быстрого и эффективного решения. Лайфкаки
в математике как раз позволяют нам быстро проводить расчеты со сложными
многозначными числами не прибегая к калькулятору или компьютеру.
1.2.Старинные способы вычисления
Умножение для ленивых или крестьянский способ умножения.
В России несколько
веков назад среди крестьян некоторых губерний был распространен способ,
который не требовал знание всей таблицы умножения. Надо было лишь уметь
умножать и делить на 2. Этот способ получил название Крестьянский (существует
мнение, что он берет начало от египетского).
Пример: умножим 47 на 35,
запишем числа на одной строчке, проведём между ними
вертикальную черту; левое число будем делить на 2, правое —
умножать на 2 (если при
делении возникает остаток, то остаток
отбрасываем); деление заканчивается, когда слева появится единица;
вычёркиваем
те строчки, в которых стоят слева чётные числа;
35 +70+ 140 +280+ = 1645 далее оставшиеся справа числа складываем — это результат.
47 23 11 5 |
35 70 140 280 |
1 |
1120 |
|
|
1)
2)
3)
2) Метод «решетки»
Выдающийся арабский
математик и астроном Абу Абдалах Мухаммед Бен Мусса аль — Хорезми жил и работал
в Багдаде. Учёный работал в Доме мудрости, где были библиотека и
обсерватория, здесь работали почти все крупные арабские учёные.
|
2 |
5 |
|
1 |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
7 |
5 |
|
Сведений о жизни и
деятельности Мухаммеда аль — Хорезми очень мало. Сохранились лишь две его
работы по алгебре и по арифметике, В последний из этих книг даны четыре правила
арифметических действий, почти такие же, что используются в наше время.
В своей
«Книге об индийском счете» учёный описал способ, придуманный в Древней Индии, а
позже названный «Методом решётки». Этот метод даже проще, чем применяемый
сегодня.
Пример: умножим 25 и 63,
Начертим таблицу, в которой две клетки по длине и две по ширине запишем одно число по длине другое по ширине. В клетках запишем результат умножения данных цифр, на их пересечении отделим десятки и единицы диагональю. Полученные цифры сложим по диагонали, и полученный результат можно прочитать по стрелке (вниз и вправо),
Мною рассмотрен простой пример, однако, этим способом можно умножать любые многозначные числа.
Рассмотрю еще
один пример: перемножим 987 и 12:
рисуем прямоугольник З
на 2 (по количеству десятичных знаков у каждого множителя); затем квадратные
клетки делим по диагонали; вверху таблицы записываем число 987;
слева таблицы число
12; теперь в каждый квадратик впишем произведение цифр, расположенных
в
одной строчке и в одном столбце с этим квадратиком, десятки ниже
диагонали,
единицы выше; всех треугольников, цифры в них складывают вдоль справой стороны;
1 1 8
Этот алгоритм умножения
двух натуральных чисел был распространен в средние века на Востоке и Италии.
Неудобство этого
способа мне хотелось бы отметить в трудоемкости подготовки прямоугольной
таблицы, хотя сам процесс вычисления интересен
и заполнение таблицы
напоминает игру.
З)Умножение на пальцах.
Древние египтяне
были очень религиозны и считали, что душу умершего в загробном мире
подвергают экзамену по счёту на пальцах. Уже это говорит о том значении,
которое придавали древние этому способу выполнения умножения натуральных чисел
(он получил название ПАЛЬЦЕВОГО
СЧЕТА).
Умножали
на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Для этого на одной руке вытягивали
столько пальцев, насколько первый множитель превосходил число 5, а на второй
делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. После
этого брали столько десятков, сколько вытянуто пальцев на обеих руках, и
прибавляли к этому числу произведение загнутых пальцев на первой и второй руке.
Пример: 8 9=72
Позже пальцевой счёт
усовершенствовали — научились показывать с помощь пальцев числа до 10000.
1.3.Устный счет: техника быстрого счета в уме
1 . Возведение в квадрат
числа, заканчивающиеся на 5. Алгоритм прост. Число до последней пятерки,
умножаем на это же число плюс единица. К
оставшемуся числу дописываем 25,
35 35 = (3925=1225
2. Чтобы умножить число на 5 (50, 500).
Алгоритм прост. Нужно разделить данное число на 2, а затем умножить на 10 (100,
1000).
42 5 = (42:2) • 10 =210
З . Чтобы умножить числа близкие к
100. Нужно дописать числа, которых не хватает от этого числа до числа 100.
Теперь вычитаем накрест — это первые цифры в числе, последние — это перемножаем
числа в кружке.
96 х 9312
4 .Чтобы умножить двузначное число на 1 1 нужно развести цифры числа, а посередине записать их сумму
32 11 (3+2) 2=352
5.Умножение на 9.
Чтобы умножить число на 9, к нему приписывают О и отнимают исходное число.
Примеры:
241 = 2410 - 2169
847 = 8470—847 =7623
2.1 Создание информационного буклета «Математические лайфхаки»
Я провел среди одноклассников анкету и получил следующие ответы
1. Зачем нужно уметь считать?
(Чтобы быть умным, чтобы в обществе не стать насмешкой, это просто полезно пригодится в жизни, чтобы с читать деньги, посчитать сдачу в магазине, чтобы считать деньги)
2. Часто ли ты считаешь устно без калькулятора?
(Да-8 человек, нет-10 человек)
З. Применяешь ли ты при вычислениях приемы быстрого счета?
(Да- 7 человек, нет-11 человек)
4. Знаешь ли ты приемы быстрого счета?
(Да-6 человек, нет -12 человек)
5. Хотел бы ты узнать приемы быстрого счета, чтобы использовать их в жизни?
(Да-9 человек, нет -13человек)
Я подготовил небольшой буклет, который поможет желающим освоить приемы устного счета. Для подготовки буклета я использовал WORD 2010.
Возможно, что с первого
раза у многих не получится быстро, с ходу
выполнять эти или
другие подсчеты. Пусть сначала не получится использовать прием, показанный в
работе. Не беда. Нужна постоянная вычислительная тренировка. Из урока в урок,
из года в год. Она поможет приобрести полезные навыки устного счета.
Как мы видим, быстрый счёт это уже не тайна за семью печатями, а научно разработанная система. Раз есть система, значит, её можно изучать, ей можно следовать, ею можно овладевать.
Все рассмотренные мною методы устного умножения говорят о многолетнем интересе ученых, и простых людей к игре с цифрами.
Используя некоторые из этих методов на
уроках или дома, можно развить скорость вычислений, привить интерес к
математике, добиться успехов в изучении всех школьных предметов.
Описывая старинные
способы вычислений, я попытался показать, что как в прошлом, так и в будущем,
без математики не обойтись.
1.
«Устный счет». Э.Л.Струнников
2. Развитие вычислительной культуры учапдихся. НЛ. Мельникова
З. Устный счет — гимнастика ума. ГА. Филиппов
4. http://matsievsky.newmail.ru/sys-schi/flel 5 .htm
5. http://sch69.narod.ru/mod/l/6506/hystory.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.