Проект «Метеостанция в ДОУ»
Оценка 4.8

Проект «Метеостанция в ДОУ»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
5 кл—7 кл
07.10.2023
Проект «Метеостанция в ДОУ»
создание предметно - развивающей среды для формирования и развития первичных естественно-научных представлений у старших дошкольников.
Проект_Метеостанция в ДОУ.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15 «Аленка» г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

 

 

 

 

 

 

Познавательно-исследовательский проект

«Метеостанция в ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор проекта:

Воспитатель высшей квалификационной

категории Крайнова О.Г.

 

 

 

2021-2022 г.г.

Тип проекта: поисково-исследовательский.

По содержанию: практико-ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

 

Актуальность

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Почему такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

 

 

Пояснительная записка

Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.

Экологическая развивающая среда должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

-эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения

Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.

Проблема:

у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для формирования и развития первичных естественно-научных представлений у старших дошкольников.

Задачи:

- познакомить с профессией метеоролога;

- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

- познакомить детей с назначением метеорологической станции;

- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

- формировать представления о четырех частях света.

 

Предполагаемые результаты:

1. Обогащение пространства ДОУ.

2. У детей сформируются элементарные естественно-научные представления о погоде и её значении в жизни человека, о профессии метеоролога: дети будут активно использовать специальные приборы для наблюдения за погодой, снимать показания с приборов; научатся фиксировать результаты наблюдений с помощью условных знаков; использовать результаты наблюдений для составления прогноза погоды; использовать прогноз погоды в деятельности.

3. Родители будут включены в активное сотрудничество, нацеленное на совместное развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта:

 

Срок исполнения

Мероприятия

Задачи мероприятия

Подготовительный этап

Май – июнь 2021г.

обозначение цели проекта;

постановка задачи данного проекта;

определение сроков проведения проекта;

составление плана работы над проектом.

1. Изучение методической литературы  по теме проекта.

2. Подбор наглядных и дидактических материалов по теме проекта.

3. Организовать Метеостанцию на территории детского сада с необходимым оборудованием.

Основной этап:

Июль

2021г.

Презентация «Что такое метеоплощадка?»

Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием.

Беседа «Что такое погода?»

Д/игра «Назови погодное явление»

Продолжать знакомство с погодными явлениями.

 

Совместная деятельность с детьми: «Знакомство с оборудованием метеоплощадки»

 

Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначением (флюгер показывает направление ветра, ветряной рукав – силу ветра, осадкомер – количество осадков).

Август 2021г.

Занятие на

метеоплощадке «Измерение осадков»

Познакомить со способами измерения осадков.

 

Совместная деятельность с детьми: «Как заполнять календарь погоды».

Д/игра «Какая погода сейчас»

Познакомить детей с календарем погоды, условными обозначениями; учить рисовать значки; развивать интерес к наблюдениям за природой.

Экскурсия в парк «Что такое компас?»

Формировать представление о частях света, познакомить с компасом

Сентябрь

2021г.

Занятие на

метеоплощадке «Какие бывают термометры?»

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром.

Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада.

Обучать детей работе с компасом, планом местности.

 

Д/игры: «Когда это бывает?»; «Что сначала, что потом»

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, основные признаки ранней осени.

Октябрь 2021г.

НОД на тему «Ветер, ветер, ветерок»; Продуктивная деятельность: изготовление игрушек для игры с ветром.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

Занятие на

метеоплощадке «Чем измерить скорость ветра?»

Познакомить со способами определения скорости ветра.

 

НОД на тему «Октябрь – грязник, листопад»

Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами.

Ноябрь 2021г.

Беседа-путешествие

«Загадки планеты Земля»

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца.

НОД на тему: «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде»

Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников).

 

Беседа «Почему песочные часы называются песочными?»

Выявить свойства песка и глины. Развивать мышление. Воспитывать аккуратность при работе.

Декабрь 2021г.

Беседа «Эти удивительные камни»

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

Формировать умение классифицировать по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы. Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.

Беседа «Народные приметы»

Познакомить с приметами, которые могут предсказать погоду

НОД на тему: «Солнышко, солнышко, покажись» Д/игры: «Когда это бывает», «Отгадай-ка».

Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, дать понятие о том, что солнце нужно всем живым существам.

Январь 2022г.

«Опыт со снегом» (проводится на улице)

Активизировать поисковую деятельность детей, уточнить их представления о свойствах снега. Формировать умение рассуждать, делать выводы на основе полученных результатов.

НОД на тему «Снежная шуба».

 

Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, поземка, пороша, вьюга, иней; учить сравнивать эти явления, находить сходства и различия.

Февраль 2022г.

Беседа на тему: «Знать вчера недаром кошка умывала нос...».

Познакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу – к метели; кошка в печурку, стужа – на двор.

«Почва – живая земля»

Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

Формировать у детей умение обследовать, выявлять свойства почвы. Воспитание экологической культуры.

НОД на тему «Прошла зима холодная».

 

Уточнить представления детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам.

Март

2022г.

НОД на тему «Плывут в небе облака».

Д/и «На что похоже облако».

Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые. Показать зависимость количества облаков от таяния снега.

Экспериментальная деятельность «Театр теней»

Познакомить с понятиями «света» и «тени». Вызвать желание экспериментировать; формировать познавательный интерес к окружающей действительности.

Беседа на тему «Когда улыбается фиалка»;

Д/игра «Найди нужный цветок».

Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами.

 

Апрель

2022г.

Занятие на метеоплощадке «Для чего нужен барометр?»

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним .

Экспериментальная деятельность «Необычное в обычном»

Учить детей получать знания о природных свойствах предметов через экспериментирование. Закрепить знания детей о животных разных природных зон, о вулкане. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной земле.

НОД на тему «Насекомые – предсказатели погоды».

 

Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду: паук плетет паутину – к ясной погоде; муравьи закрывают ходы в муравейник – к дождю.

Май

2022г.

Занятие на метеоплощадке «Какая бывает почва»

Познакомить с проницаемостью разных видов почвы.

 

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений.

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов.

Заключительный:

Май

2022г.

Защита продукта проекта.

Итоговое мероприятие «Мы юные метеорологи»

Закрепить знания детей о природных явлениях, осадках и сезонных изменениях в природе, полученных в течение реализации проекта.

 

Работа с родителями:

1. Создание родителями картотеки «Народные приметы о погоде»

Цель: Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза погоды.

2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.

Цель: Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                 Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования. -3-у изд, испр. И доп. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2015. 250 с.

2.                 Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2006. - 288с.

3.                 Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения. №5 май/2008 – 61 с.

4.         А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

5.         И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

6.        И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в

детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

7.        Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности

дошкольников»

8.         Н. А. Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»

9.         Н.А. Короткова Образовательный процесс в группах детей старшего

дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - С. 208

10.       О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и

эксперименты для дошкольников».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Основное оборудование на метеоплощадке.

Наблюдение за ветром.

Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью ,меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление , откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава, а так же компаса  флажков и султанчиков расположенных в метеодомике.

Флюгер -состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части-флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгер по сторонам света выполняется с помощью компаса.

Ветряной рукав-позволяет определить силу ветра. Штиль-листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер-колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер-слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер-листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развивает рукав. Умеренный ветер-ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Сильный ветер-качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

Температура воздуха.

Необходимая вещь на метеостанции это - термометр. Он позволяет детям при помощи воспитателя определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д. Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру. Термометр расположен на метеодимике. Метеодомик расположен на метеоплощадке, так, чтобы вокруг нее был свободный обмен воздуха. Укреплен на железной подставке прочно. Стенки метеодомика моются по мере загрязнения, зимой очищаются от снега.

Термометр- позволяет детям при помощи воспитателя определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д. Термометр служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль-граница между градусами тепла и холода. Отсчет температуры ведут от ноля градусов. Вверх от ноля отсчитывают градусы тепла, вниз-градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5, а пять градусов холода так: -5.

 

Наблюдение за осадками

Дождемер –используется для измерения количества выпавших осадков. Емкость для выпавших осадков прикреплена к метеодомику (обрезанная пластиковая бутылка с крышечкой снизу), мерный стаканчик, для измерения количества осадков, внутри метеодомика.

Снегомер-применяется для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова. Он изготовлен из трубки длиной 140 см, толщиной 2 см, имеет шкалу в сантиметрах.

Наблюдение за снежным покровом - состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется его признаками: равномерный (без сугробов). Умеренно неравномерный (небольшие сугробы). Без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы). С проталинами. Лежит только местами.

Планшет для наблюдения за снежинками - представляет собой картонку черного цвета с помощью ее дети рассматривают снежинки и замечают, что все снежинки имеют разную форму, но все они симметричны. Планшеты на каждого ребенка и лупа, находятся внутри метеодомика.

 

Наблюдение за небом и облачностью

Для определения вида облаков используется «ловец облаков», который расположен на метеоплощадке, а очки с разной степенью затемнения и трубы, которые находятся в метеодомике, позволяют детям наблюдать за небом независимо от погодных условий. Так же в метеодомике есть мини «ловцы облаков» рассчитанные на индивидуальные наблюдения.

 

Наблюдения за влажностью воздуха

Гигрометром нашего метеоцентра является сосновая шишка, которая расположена на метеодомике, если шишка раскрыта- воздух сухой, если шишка закрывается- воздух влажный.

 

Солнечные часы

Древнейшее приспособление для определения времени, они состоят из циферблата и стержня, тень которого, перемещаясь по циферблату вследствие движения солнца, показывает солнечное время. Солнечные часы находятся на метеоплощадке. Устанавливаются на метеоплощадке с 21 марта по 23 сентября.

Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводятся наблюдения за погодой. Данные заносятся в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. Так же все данные отмечаются на экране наблюдений расположенном на метеоплощадке. В конце месяца анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца сезона, как она менялась, сколько было ясных, пасмурных, дождливых, снежных, ветреных, морозных дней.

С наступлением тепла на метеоплощадку высажены растения-синоптики:

·  анютины глазки, одуванчики, календула перед дождем закрывают свои цветки;

·                    герань наоборот вытягивается и распрямляет стебли;

·                    лилии, гиацинты, флоксы - перед дождем усиленно пахнут;

·                    если на широких листьях канн утром выступают прозрачные капельки воды, днем обязательно пойдет дождь.

На метеоплощадке расположена «столовая для птиц» и скворечники, ведь птицы то же являются синоптиками, и помогают нам предсказать погоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

ФЛЮГЕР - Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части— флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений  по   сторонам  света.   К   штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

 

ВЕТРЯНОЙ РУКАВ - Позволяет определить силу ветра: Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер –  слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

Бесприборные наблюдения за ветром. Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются султанчики и вертушки. А также дети учатся использовать в исследовательской работе народные приметы, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.

 

КОМПАС – прибор для определения сторон света;

 

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ — простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. 

 

БАРОМЕТР— отмечает перемены, происходящие в воздухе. Напоминает часы. Вернее, будильник. Только вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка— контрольная. Ею мы отмечаем, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. В небе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато, когда стрелка упорно идет влево— запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом — дождя, а зимой —снега. Конечно, барометр не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать.

 

ДОЖДЕМЕР– прибор для измерения количества осадков. Детский дождемер выполнен из прозрачной пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Ее верхняя часть переворачивается горлышком вниз и вставляется в нижнюю часть бутылки. Маркером на стенке обозначаются деления. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала находилась на уровне глаз ребенка. Дождемер - служит для измерения количества осадков, мы узнаём, сколько миллиметров осадков выпало за интересующий нас период.

 

ТЕРМОМЕТР- Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 0°. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: - 5°.

 

ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА -  Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру. Термометр помещен в психрометрической жалюзийной будке.

 Будка состоит из четырех жалюзийных стенок, пола, потолка и крыши, укрепленных на деревянном   остове. Стенки представляют собой двойной   ряд тонких деревянных планок— жалюзи, наклоненных внутрь и наружу будки под углом к горизонту. Одна из стенок (передняя) укреплена на петлях и служит дверцей. Пол будки состоит из трех досок, причем средняя доска укреплена несколько выше двух крайних для улучшения вентиляции будки. Потолок будки горизонтальный, сплошной, крыша наклонена в сторону, противоположную дверце, и немного выдается со всех сторон будки. Крыша укреплена над потолком так, чтобы между нею и потолком свободно протекал воздух. Будка с внутренней стороны и наружной стороны хорошо окрашена белой насыщенной краской. Будка   установлена   на   метеоплощадке   так, чтобы вокруг   нее   был свободный обмен воздуха. Укреплена на деревянной подставке прочно, не должна колебаться даже при сильном ветре. Стенки будки надо протирать или мыть от пыли по мере загрязнения.

 

 

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ - прибор для определения времени. Циферблат находится на колесе строго горизонтально. Стрелка (гномон) представляет собой штырь (палка).  Стрелка относительно циферблата находится перпендикулярно. Деление циферблата на часы-сектора производится механически.

 

ГИГРОМЕТР – прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

 

СУЛТАНЧИКИ, ВЕРТУШКИ - выполненные детьми, (приборы для определения направления и силы ветра) стали забавными элементами нашей собственной станции.

 

СНЕГОМЕР — метеорологический инструмент для измерения плотности и высоты снежного покрова. Снегомер состоит из палки, на которой есть шкала -деления в виде цифр для старших групп и цветные полоски для младших групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАГАДКИ

 

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет. (Снег)

 

Бежал по тропе луговой,

Кивали маки головой,

Бежал по речке голубой,

Речка сделалась рябой. (Ветер)

 

Это важный показатель,

Градусник - ее приятель.

Если жарко - высока,

А в мороз она низка. (Температура)

 

Пушистое, как вата
Плывет оно куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе  (Облако)

Утром бусы засвepкали,
Всю траву собой заткали,
Мы пошли искать их днем
Ищем, ищем — не найдем (Роса)

Ежедневно, по утрам,
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошёл —
Значит, новый день пришёл.
(Рассвет)

Сперва блеск,
За блеском — треск,
За треском — плеск. (Гроза)

Раскинулся цветной мост.
На семь сёл, на семь вёрст.
(Радуга)

Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает.
(Снег)

 

Одеяло белое
Не руками сделано —
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)

Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
А стоять не велит. (Мороз)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Стало видно далеко. (Туман)

Один льет, —
Другой пьёт,
Третий растёт. (Дождь, земля, трава)

Голубой платок,
Алый клубок —
По небу катается,
Людям улыбается. (Небо и солнце)

Искры небо прожигают,
А до нас не долетают.
(Звезды)

 

Есть общее название

Природы состояния.

От времени года

Зависит … Погода

 

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весною на весу

Превращается в росу. (Иней)

Ох, сегодня очень скользко! Поскользнулся бедный Колька!

И барахтался на льду

У девчонок на виду.

Чтоб никто не падал с ног,

Сыпят дворники песок. (Гололед)

 

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все (Солнце)

 

Без рук рисует,

Без зубов кусает.

Не огонь, а жжется? (Мороз)

 

По полю рыщет, поет да свищет,

Деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер)

 

Катится по голубому блюдечку
Золотое яблочко.
(Солнце)

 

Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.
(Ветер)

Что за звёздочка такая
На жакете, на платке,
Вся сквозная, вырезная,
А сожмёшь — вода в руке?
(Снежинка)

Летит сова
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)

Рассыпался горох
На семьдесят дорог,
Никто его не подберёт:
Ни царь, ни царица,
Ни красна девица. (Град)

Мост — как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)

 

Громко стучит,
Звонко кричит,
А что говорит,
Никому не понять,
И мудрецам не узнать
(Гром)

По небу ходит
Маляр без кистей,
Краской коричневой
Красит людей. (Солнце)

 

На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)

Крашеное коромысло
Через реку повисло. (Радуга)

 

Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (Молния)

 

В голубой станице —
Девица круглолица.
Ночью ей не спится:
В зеркало глядится. (Луна)

Голубой шатёр весь мир накрыл.
(Небо)

 

Он на лужах, посмотри,

Выдувает пузыри.

Хочет, чтобы я и ты

Не забыли про зонты. (Дождь)

С крыши льет, как из ведра,

Но не дождик это.

Уходи, зима, пора!

Ждем весну и лето!

Мне ответь и малыш

- Что же в марте льется с крыш? (Капель)

Народные приметы о погоде на каждый день

Как наши предки предсказывали погоду

по Солнцу

Солнце встает в облаках лучами вверх - к дождю.

Солнце летом восходит в тумане - днем будет тихо и душно.

Солнце на восходе красного цвета - к большому ветру.

Ярко-красное солнце на закате - к ветреной погоде.

Летом солнце сильно парит и лучи его темнеют — к сильной грозе.

Солнце светит сквозь дождь - к перемене погоды.

 

по Луне

Ясная круглая луна зимою - к стуже, летом - к ветру.

Перед дождем луна бывает мутновата и бледна, перед ветром - чиста и ярка.

Луна ослепительно белого цвета - к холодам, красная - к ветру.

Когда месяц весной красный - к большому теплу или грозе.

Зеленоватый месяц - на дождь.

 

по звездам

Яркие звезды зимою - к морозу, тусклые - к оттепели.

Зимой звезды блестят — к стуже, летом - к жаре.

Звезды «мигают» - к ненастью.

Мало звезд видно - к пасмурной погоде.

Если звезды редки - к ненастью или вьюге.

Звезды зимою сыплются с неба - к снегу, летом - к дождю.

Вообще звезды падают - к ветру.

 

по облакам

Облака быстро идут - к ветру.

На закате облака колечками - к дождю.

Тучи поднимаются - установится хорошая погода.

Облака плывут высоко - к хорошей погоде.

Небо кажется высоким - к ветру.

Синие облака - к теплу.

Синие вечерние облака - к перемене погоды.

 

по зорям

Утренняя заря скоро погорит - будет дождь.

Утренние зори скоро перегорают - к холоду.

Зарево на закате - к ветрам.

Закат в облаках - зимой жди снегопада.

Чистый закат солнца - к ветру.

 

по зарницам

Если зарницы появляются в засуху - то к пущей засухе.

Если летом часты зарницы - к урожаю.

Зарница играет, когда рожь цветет.

 

по радуге

Вечерняя радуга - к ветру, утренняя - к дождю.

Радуга долго стоит - к ненастью.

В дождь три радуги враз - три дня дождь.

Радуга до обеда - к дождю, вечером - к ветру.

Радуга зимою - к морозу либо к снегу.

Чем зеленее радуга, тем больше дождя, а чем краснее - тем больше ветра.

Если радуга яркая - будет ненастье.

Вообще, когда видят радугу, ждут перемены погоды.

 

по ветру

Если ветер при ясной погоде изменил направление - к перемене погоды и осадкам.

Когда в тихую погоду вдруг сделался вихрь, который поднимает на воздух листья, солому и другие легкие тела, то последует дождь и буря.

Ветер к вечеру усиливается - к ненастью.

После долгого затишья ветер подул - будет дождь, а зимой снег.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

 

по дождю и снегу

Если с утра дождь - до полдня дождь.

Пошел дождь зарею - рано перестанет.

Если дождь начинается крупными каплями, он скоро перестанет.

Летом мелкий дождичек - ожидай грибов.

Ночная гроза - к хорошей погоде.

Если осенью снега рано нанесет, то и весна будет ранняя.

Если снег осенью выпал на деревья, не сбросившие листву, он скоро растает.

Снег хрустит под ногой - к стуже, к морозу.

 

по грому

Утром слышен гром - к вечеру жди дождь.

Когда гремит и гремит - быть дождю.

Частые раскаты грома, сливающиеся в непрерывный гул, предвещают град.

Чем сильней раскат грома по весне, тем лучше будет урожай.

Долгий гром - к ненастью, отрывистый - к просветлению.

До первого грома змея не жалит.

Гром ранней весной - перед холодом.

Если ранней весной сверкнет молния, а грома не будет слышно, жди сухое лето.

 

по росе, туману, инею

Роса обильная - к теплу и ветру.

Росы нет на траве - будет дождь.

Чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

Туман не образуется, роса слабая или совсем не выпадает - возможны гроза и ливень.

Роса и туман предвещают хорошую погоду.

Туман поднимается вверх - к дождю.

Морозный иней на траве - к дождю.

После очень сильной изморози наступает оттепель.

Деревья в инее - небо будет синее.

Если днем был иней - ночью снег не выпадет.

 

по растениям

Лес шумит - к непогоде.

Рябина цветет - к долгому теплу.

Черемуха цветет - к холодам.

Сильно цветет черемуха - к мокрому лету.

Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.

Одуванчики закрываются днем - к дождю.

Цветы пахнут сильнее - дождь близок.

Если ноготки рано утром развернут венчики - к ясной погоде.

Соцветия ноготков перед дождем закрываются.

Закрыт цветок фиалки - жди дождя.

Грибов вдоволь - снега вдоволь, нет грибов - снега нет.

Много орехов, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.

Много одежки на луковицах - к холодной зиме.

 

по поведению животных

Собака катается - к дождю и снегу.

Собака по снегу валяется - к вьюге.

Кошка моется и лижет лапку - к ветру.

Кошка клубком - к морозу.

Кошка лежит брюшком вверх - к теплу.

Дворовая птица ощипывается - к ненастью.

Цыплята прячутся - к сырой погоде.

Гуси и утки ныряют - к дождю.

Утки кричат и плещутся - на дождь, а тихи - на грозу, гром.

Петухи вечером перекликаются - к ветру.

Птица хохлится - к непогоде.

Куры кудахчут - к ненастью.

Курица стоит на одной ноге - к стуже.

Куры хвостами вертят - к метели.

Надвигается гроза, однако пчелы не прячутся в улей - значит, дождя не будет.

Если крот делает высокие кучи, надо ждать плохой погоды.

Кроты усиленно роют землю - перед дождем.

Птицы сидят на верхушках деревьев - к непогоде.

Утки рано улетают на юг - к скорому снегу.

Когда грач улетает - снег пойдет.

Грач прилетел - через месяц снег сойдет.

Вороны расселись на нижних ветках деревьев - жди ветра.

Ворона кричит - к метели.

Вороны в небе устроили хороводы - к снегопаду.

Соловьи много и долго поют - к ветру.

Стрижи и ласточки летают низко и с криком - к дождю.

Ласточки прилетели - скоро гром загремит.

Ласточки летают высоко - к ветру.

Воробьи прячутся под стреху - к морозу, к метели.

Воробьи расчирикались - к дождю, а зимой - к бурану.

Вечером рыба играет - к хорошей погоде.

Много лягушек далеко от воды - к дождю.

Лягушки квакают - к дождю.

Рыба ходит по дну - к дождю.

Чем больше бывают к осени муравьиные кучи, тем суровее будет зима.

Муравьи перед дождем убирают вынесенные на воздух личинки (яйца), прячутся в муравейники, а если ожидается сильный дождь - закупоривают входы.

Если во время дождя пауки начали плести паутину, вот-вот дождь прекратится.

Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.

Комары-толкуны поднимаются столбом - к ветру.

Комары звенят громче и пронзительнее - перед дождем.

Мухи льнут и больно кусают - к ненастью.

Кузнечики трещат - к ясной погоде.

Много мелкой мошки летает - к дождю.

Сверчок в избе сильно трещит - к теплу, к снегу.

Много майских жуков - к жаркому лету, засухе.

Земляные черви выползают наружу - к ненастью.

Оводы особенно злы перед дождем.

Стрекозы летают беспокойно, рывками, низко к земле - к дождю.

Бабочки-крапивницы в ясную погоду начинают прятаться под крыши, в щели - вскоре будет дождь.

Яркое свечение светлячков - к хорошей погоде.

 

Признаки хорошей погоды

Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.

Ласточки и стрижи летают высоко.

Комары-толкуны толкутся столбом.

Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

Божья коровка, взятая на руку, быстро взлетает.

Соловей поет всю ночь.

Птицы весело поют.

Раскрыты цветы кувшинки.

Голуби разворковались.

Паук усиленно плетет сети (к сухой погоде).

 

Признаки ухудшения погоды

Рыба не клюет - она сыта.

Пчелы сидят в улье и громко гудят.

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации.

Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.

Возле цветов желтой акации много насекомых.

Крот нагребает высокие холмики.

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Аленка» г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Аленка» г

Тип проекта: поисково-исследовательский

Тип проекта: поисково-исследовательский

Пояснительная записка Детство – это радостная пора открытий

Пояснительная записка Детство – это радостная пора открытий

Цель проекта : создание предметно - развивающей среды для формирования и развития первичных естественно-научных представлений у старших дошкольников

Цель проекта : создание предметно - развивающей среды для формирования и развития первичных естественно-научных представлений у старших дошкольников

Этапы реализации проекта:

Этапы реализации проекта:

Этапы реализации проекта:

Этапы реализации проекта:

Январь 2022г. «Опыт со снегом» (проводится на улице)

Январь 2022г. «Опыт со снегом» (проводится на улице)

Апрель 2022г. Занятие на метеоплощадке «Для чего нужен барометр?»

Апрель 2022г. Занятие на метеоплощадке «Для чего нужен барометр?»

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Приложения Основное оборудование на метеоплощадке

Приложения Основное оборудование на метеоплощадке

Ноль-граница между градусами тепла и холода

Ноль-граница между градусами тепла и холода

Устанавливаются на метеоплощадке с 21 марта по 23 сентября

Устанавливаются на метеоплощадке с 21 марта по 23 сентября

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ФЛЮГЕР -

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ФЛЮГЕР -

Конечно, барометр не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе

Конечно, барометр не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ - прибор для определения времени

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ - прибор для определения времени

ЗАГАДКИ Бел, да не сахар,

ЗАГАДКИ Бел, да не сахар,

Одеяло белое Не руками сделано —

Одеяло белое Не руками сделано —

Народные приметы о погоде на каждый день

Народные приметы о погоде на каждый день

Если зарницы появляются в засуху - то к пущей засухе

Если зарницы появляются в засуху - то к пущей засухе

Если ранней весной сверкнет молния, а грома не будет слышно, жди сухое лето

Если ранней весной сверкнет молния, а грома не будет слышно, жди сухое лето

Птица хохлится - к непогоде.

Птица хохлится - к непогоде.

Бабочки-крапивницы в ясную погоду начинают прятаться под крыши, в щели - вскоре будет дождь

Бабочки-крапивницы в ясную погоду начинают прятаться под крыши, в щели - вскоре будет дождь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2023