Департамент общего образования Томской области
Томское областное
государственное казённое образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 15 I, II вида»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
школы-интерната № 15 I, II вида
________________ А.В. Маланина
ПроЕКТ
«Моделирование образовательного и коррекционно-развивающего процесса как один из путей организации жизнедеятельности слабослышащих младших школьников с целью формирования внутренней культуры»
База реализации проекта: обучающиеся начального блока
6 «б» класса (6 человек)
Автор и руководитель проекта:
Р.И. Моисеева
учитель начальных классов
Томск - 01.10.2013 г.
Введение
«Всякая функция в культурном развитии ребёнка выходит на сцену дважды, (в 2-х планах), сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая» Л.С. Выготский.
В России на протяжении многих столетий отношение к хлебу было особенное, то, как человек относился к хлебу – было показателем его внутренней культуры. Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к тому, хлеб – всему голова. Это ведь не зря сказано крестьянскими предками, хлеб действительно является вершиной той условной пирамиды, что называется культурой. На Руси хлеб был главной целью жизненных устремлений, его почитали, о нём слагали песни, былины.
Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовёт самой первой святыней.
Золотые слова забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» - в поле, в доме, в державе!
Конечно, в свободное от уроков время мы много говорим о необходимости бережного отношения к хлебу. Казалось, самое простое – уважай хлеб, береги его, следуй нашим советам. Но этого явно недостаточно. Для того чтобы младший школьник, на самом деле, стал уважительно относится к хлебу, необходимо уйти от поучений, назиданий – это не даёт положительного эффекта. Необходимо другое, более рациональное направление в работе – это моделирование образовательного и коррекционно-развивающего процесса организации жизнедеятельности слабослышащих детей с целью формирования внутренней культуры – прежде всего бережного отношения к хлебу.
Замечательная книга писателя Сергея Васильевича Максимова «Куль хлеба», впервые вышла в 1873 году, помогла нам найти ответы на многие вопросы о русском хлебе, как он раньше взращивался, добывался. В ней почерпнули тысячелетнюю культуру нашего народа, изображённую на хлебном «срезе», историю земледелия на Руси. Изученный материал адаптировали, поскольку слабослышащим младшим школьникам трудно воспринимать содержание этой книги в силу психофизиологических особенностей, явно выраженных вторичных нарушений речи.
Сегодня, к большому сожалению, у нас в школе, да и во многих других школах нередко можно наблюдать пренебрежительную картину к хлебу: дети кидаются им друг в друга, бросают на пол, оставляют недоеденные кусочки на столе, не обращают внимания, когда хлеб падает на пол. На эту картину нельзя смотреть без боли в сердце и душе.
Поэтому актуальной проблемой и предметом первоочередной важности необходимо формировать отношение к хлебу, учить уважать хлеб, говорить о хлебе, чтобы обращение к хлебу было святым и трепетным у детей, чтобы со словом МАМА рядом стояло слово ХЛЕБ. Чтобы не видно было брошенного недоеденного куска хлеба, пирога, булочки в мусорном баке, чтобы не лежал растоптанный в грязи хлебный кусок. Ведь это свидетельство безнравственного поступка, это недоработка родителей, воспитателей, нас – учителей.
. . .Мне больно, когда я, случается, вижу
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
Эй ты, попирающий корку ногою,
Ты топчешь достоинство наше людское.
Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс,
Земле, на которой родился и рос. Петрусь Бровка.
Школа – идеальное пространство для формирования разумного отношения к хлебу, так как большую часть времени дети находятся в стенах интерната, есть возможность на собственном примере, на примере старших товарищей демонстрировать бережное отношение к хлебу.
В школе-интернате есть все необходимые условия для педагогической деятельности в этом направлении, прежде всего – это
Нормативно – правовое регулирование деятельности ТОГКОУ школы-интерната №15 I, II вида включает:
Ø Конституцию Российской Федерации;
Ø Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
Ø Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
Ø Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым постановлением правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. №288.
Постановка проблемы с указанием причин
Как показывают результаты наблюдения, анкетирования, бесед, у большинства слабослышащих младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нет представления, как растёт хлебный колосок, дети не могут отличить пшеницу от сорняка. Не могут ответить на вопрос: «Почему хлеб называют чудом земли?»; «Почему он людям не надоедает?». Столь низкий уровень знаний о хлебе вполне объясним – как правило, родители не уделяли этому направлению необходимого, должного внимании, программа по курсу «Природоведение» содержит минимум часов.
Сегодня работе с детьми, имеющими дефицитарное развитие, уделяется гораздо больше внимания: разрабатываются индивидуально-коррекционные программы, организуются такие адаптивные формы работ как конкурсы, викторины, круглые столы, устные журналы, месячники речи и т.д. Но работе по воспитанию бережного отношения к хлебу у детей, с особенностями в развитии, уделяется крайне мало, да и психофизиология младших школьников с нарушениями слуха препятствуют полноценному познанию окружающего мира – речевая недостаточность (вторичные нарушения).
Исходя из выше сказанного, главная проблема – отсутствие познавательной активности у слабослышащих детей со сложной структурой дефекта, и как следствие весьма низкая эффективность знаний, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на отношение к хлебу в целом. Каковы причины вышеозначенной проблемы?
Слабая мотивация.
Отсутствие знаний.
Неимение возможности у родителей оказывать полноценную помощь своим детям.
Низкая познавательная активность.
Поэтому очевидна актуальность поиска технологий: педагогических, инновационных, речевых, коммуникационных, информационных с помощью которых у детей с нарушениями слуха повысится уважительное отношение к хлебу, познавательная активность, желание учиться, добывать самостоятельно знания и применять их в практической деятельности. Наглядность является одним из эффективных средств обучения слабослышащих детей, поскольку работа слухового анализатора протекает неполноценно. Поэтому, в процессе использования вышеозначенных технологий, работе зрительного анализатора отводится доминирующая роль.
Степень разработанности проблемы
Хлеб лежит перед нами на столе – обласканный пословицами, поговорками, стихами, можно сказать одушевлённый людской верой в его животворную силу. Сегодня молитва наших предков: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь...» как талисман для многих, как вечное желание блага, но не для всех.
Григорий Люшнин, находясь в фашистском концлагере, написал:
Крошка хлеба на землю упала – меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем столько зёрен лежит вдоль пашен!
Вот собрать бы их вместе – да в кучу, хлеб бы выпекли белый, пахучий.
Мы б окрепли и сильными стали, мы б фашистские тюрьмы сломали.
Снова вышли бы в бой, под бомбёжку. Да, жалеть надо хлебную крошку.
Проблема бережного отношения у детей к хлебу сегодня является одной из актуальных проблем. Вопросами экологического, морального, нравственного воспитания занимались такие известные педагоги и психологи как О.С. Богданова, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин. Идеи гуманизации, поиски путей развития ребёнка как своеобразной индивидуальности всегда были значимы для отечественной дефектологии, в частности, сурдопедагогики (Р.М. Боскис, Т.А.Власова, А.И. Дьячков, Г.Л.Зайцева, А.Г. Зикеев, Т.С.Зыкова, К.В.Комаров, К.Г.Коровин, М.И.Никитина, И.М.Соловьев и др.). Но, в то же время, недостаточно исследованы вопросы по нравственным канонам, моральным представлениям, обусловленным порядочным отношением ребёнка с особенностями в развитии к хлебу, к тому, что хлеб – неоспоримая ценность!
Такие сурдопедагоги как Е.Г. Речицкая, Е.П.Кузьмичева, С.А.Зыков отмечают, что экологическая культура любой личности немыслима вне её практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителя и ученика, а младшим школьникам с нарушениями слуха, со сложной структурой дефекта она просто необходима как воздух.
Исходя из сказанного, в свете современных преобразований в обществе рождаются новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения с особенностями в развитии. Сегодня остро стоит проблема уважительного отношения к хлебу детей-подростков, к труженикам села, данная проблема недостаточно изучена учёными, дефектологами, поэтому она актуальна и востребована на современном этапе развития педагогической деятельности.
Объект проектной деятельности
Организация работы по развитию уважительного, бережного отношения к хлебу, труженикам села; активности познавательной функции, с целью повышению продуктивности универсальных учебных действий в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.
Предмет проектной деятельности
Процесс организации экспериментальной, творческой, продуктивной инициативности по выявлению отношения людей к хлебу у детей со сложной структурой дефекта с целью развития познавательной активности и повышения внутренней культуры.
Методы
Анализ, опрос, наблюдение, сбор информации.
Главная цель проекта
Создание условий для развития когнитивных процессов, заинтересованности новыми «неразгаданными» тайнами природы. Определение роли хлеба в жизни человека посредством наблюдения за ростом и развитием культурного растения – пшеницы, его ценности и пользы для здоровья. Создание условий для развития внутренней культуры, для заложения основы нового экологического мышления у детей со сложной структурой дефекта, проявляющиеся в их этико-гуманном отношении к хлебу, как к живому, неповторимому организму.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
Ø Выявить уровень развития процессов познавательной активности младших школьников с ОВЗ;
Ø Создать условия для самореализации, развития познавательных интересов и подготовки к участию в экспериментально-практической, творческой деятельности;
Ø Сформировать систему знаний о росте и развитии злаковой культуры - пшеницы;
Ø Формировать умения анализировать полученную информацию, делать простые выводы, составлять план деятельности в соответствии с полученной информацией в устной и письменной форме;;
Ø Развивать общечеловеческие ценности: любовь, милосердие, трудолюбие, сострадание, благородство, уважение к людям труда;
Ø Проводить дифференцированную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу в соответствии с психофизиологическими особенностями развития детей, имеющих сложную структуру дефекта;
Ø Воспитывать у детей чувство бережного отношения к хлебу, игровое творчество, смекалку. Показать, что хлеб всегда был, есть и будет главным на столе.
Актуальность проекта
Данная тема проекта взята нами не случайно. Тема о хлебе во все времена является актуальной, потому что напрямую ежедневно связана с жизнью. Хлеб – это главный продукт для человека, в частности для ребёнка. Дети употребляют хлеб ежедневно, они привыкают к нему, отсюда важность этого главного продукта утрачивает свою значимость для них и без плановой, целенаправленной, кропотливой работы отношение к хлебу не меняется, а только усугубляется в сторону пренебрежительного обращения.
У детей с особенностями в развитии и здоровье появляется небрежное отношение к данному продукту. Поэтому, необходимо прививать понимание и убеждение в том, что хлеб даётся человеку с трудом, дорогой ценой, к нему надо бережно и с любовью относиться, поскольку данный продукт очень важен для здоровья человека.
Совершенствование системы коррекционного образования в соответствии с законом РФ «Об образования» требует внедрения в практику работу специализированных (коррекционных) образовательных учреждений комплекса мер, направленных на обеспечение каждому ребёнку с дефицитарным развитием адекватных условий для развития. Главное достоинство заключается в том, что данный проект обеспечивает школьникам достаточно высокий уровень самостоятельности – обучающиеся выступают в роли экспериментаторов, исследователей и исполнителей проекта.
Много лет тому назад человек был тесно связан с землей. Пахал, боронил, сеял, выращивал хлеб. Земля была «кормилицей» человека. Теперь же, многие люди отгородились от природы многоэтажными домами. Они не имеют возможность увидеть эту связь в своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации – это создание и организация развивающей среды, в которой бы находился ребёнок с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлением и событиями, происходящими в ней, пусть даже небольшими, задавать природе вопросы и получать на них ответы. Этот проект направлен на наблюдения, эксперимент, продуктивную, творческую, речевую, мыслительную деятельность детей с ОВЗ.
Гипотеза проектной деятельности
Если обучающиеся будут знать путь, который проходит зёрнышко до того, как превратиться в каравай, «тайны хлеба», то они научатся уважительно относиться к самому главному на земле продукту «хлеб» и смогут показать своё отношение сверстникам, родным и близким людям. Познавательная активность детей со сложной структурой дефекта станет эффективнее, слабослышащие дети научатся уважать труд взрослых, если урочные и внеурочные мероприятия будут сопровождаться в комплексе с традиционной динамико-оздоровительной работой, предметно-практической, экспериментальной деятельностью.
Научная новизна проекта
Новизна проекта заключается в оригинальной дидактической концепции, направленной на максимальное расширение возможностей детей со сложной структурой дефекта для самостоятельной, творческой, продуктивной, экспериментальной деятельности, способствующей развитию познавательной активности, учебных универсальных действий.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые:
Ø автор проекта – Р.И. Моисеева – учитель начальных классов школы-интерната №15;
Ø консультант – заместитель директора по НМР Л.Д. Дузькряченко;
Ø учитель информатики И.О. Шахмайкина;
Ø педагоги-дефектологи, работающие с глухими и слабослышащими детьми:
Ø председатель методического объединения Т.П. Мурина;
Ø школьный библиотекарь А.И. Черемных;
Ø специалист НИИ психического здоровья СО РАМН
Ø И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт;
Ø школьный врач высшей категории Т.Ф. Запорожан.
Нормативно-правовые:
Ø Конституция Российской Федерации;
Ø Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
Ø Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
Ø Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утверждённым постановлением правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. №288.
Ø «Проект закона Томской области «Социальный кодекс Томской области Всероссийского общества глухих».
Информационные:
Ø школьная библиотека, областная детско-юношеская библиотека;
Ø ресурсы сети Интернет;
Ø художественная, методическая, научно-популярная литература;
Ø телевидение;
Ø ресурсы РЦРО, ТОИПКРО, ГНМЦ, ИМЦ Департамента образования города Томска.
Материально-технические:
Проект реализуется на базе школы-интерната №15 I, II вида, оснащённого в соответствии с современными требованиями (компьютерный класс, видеокамера, фотоаппарат, сканер, актовый, спортивный зал, пришкольный участок).
Финансовые:
Финансовое обеспечение работы проекта осуществлялось за счёт спонсорских средств со стороны Армянской Диаспоры, родителей, администрации школы-интерната №15.
Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию
1 этап «Погружение в проект» (октябрь-ноябрь 2012 год)
Цель: определение последовательности, продолжительности деятельности, запуск эксперимента.
Задачи:
Ø назначить целевую группу, планирование работы;
Ø организовать совместную деятельность специалистов;
Ø выявить знания, умения и навыки обучающихся через анкетирование, тестирование.
2 этап «Организация деятельности» (ноябрь, декабрь 2012-январь 2013 год):
Цель: создание условий для экспериментальной, предметно-развивающей, учебно-воспитательной среды.
Задачи:
Ø определить специфику профессиональной ориентации специалистов;
Ø разработать конспекты урочных и внеурочных мероприятий, дидактические игры, обеспечить научно-методические и материально-технические условия;
Ø создать условия для активизации роли специалистов в процессе деятельности детей (библиотекарь, врач, психиатр, дефектолог)
3 этап «Осуществление деятельности» (январь, февраль, март 2013 год):
Цель: организация предметно-практической экспериментальной деятельности через отбор наиболее эффективных организационных, методических оздоровительных методов и средств для развития познавательной активности детей с дефицитарным развитием.
Задачи:
Ø создать условия для самостоятельного отражения полученных УУД;
Ø формировать умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы нравственно-экологического мышления;
Ø воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями, наблюдать за жизнью растений в частности ростков пшеницы в искусственных условиях.
4 этап Закрепление, «Презентация результатов» (февраль-март 2013 год)
Цель: организация отчётной деятельности по проекту «Золотой колосок».
Задача:
Ø Отчёт-сообщение на методическом объединении, педагогическом совете о проделанной работе с показом видеоматериалов, презентации.
Поэтапный план реализации проекта
1-ый этап «Погружение в проект» Цель: определение последовательности, продолжительности деятельности, запуск эксперимента |
||||
Задачи |
Мероприятия |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Ответственный (ФИО, должность) |
Ø назначить целевую группу, планирование работы; Ø организовать совместную деятельность специалистов; Ø выявить знания, умения и навыки обучающихся через анкетирование, тестирование
|
Групповое заседание; Изучение педагогического опыта (работа с Интернет-ресурсами, литературой в библиотеке); Тестирование обучающихся; Подборка материалов. Запуск эксперимента «Удивительное зёрнышко» |
(октябрь-ноябрь 2012 год) |
Активизация педагогов; Качественный анализ литературы, Интернет-источников; Определение стартовых возможностей детей. Повышается познавательная активность в связи с наблюдением за ростом пшеничных колосков |
Р.И. Моисеева, уч. нач. кл. Л.Д. Дузькряченко Зам. Директора по НМР; И.О. Шахмайкина – учитель информатики
|
2 этап «Организация деятельности» Цель: создание условий для экспериментальной, предметно-развивающей, учебно-воспитательной среды. |
||||
Ø Определить специфику профессиональной ориентации специалистов; Ø Разработать конспекты урочных и внеурочных мероприятий, дидактические игры, обеспечить научно-методические и материально-технические условия; Ø Создать условия для активизации роли специалистов в процессе деятельности детей (библиотекарь, врач, психиатр, дефектолог |
Написать памятки «Как ухаживать за ростками» и «Как оберегать пшеницу от вредителей»; Разработка и составление мероприятий |
(ноябрь, декабрь 2012-январь 2013 год |
Развивает любознательность Оказывает положительное влияние на познавательный интерес, как результативность прослеживается в экологическом, физическом, языковом, практико-предметном, экспериментальном направлениях |
Р.И. Моисеева, уч. нач. кл.; Л.Д. Дузькряченко Зам. Директора по НМР; И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт; Т.Ф. Запорожан – школьный врач; А.И. Черемных – школьный библиотекарь |
3 этап «Осуществление деятельности» Цель: организация предметно-практической, экспериментальной деятельности через отбор наиболее эффективных организационных, методических оздоровительных методов и средств для развития познавательной активности детей со сложной структурой дефекта. |
||||
Ø Создать условия для самостоятельного отражения полученных УУД; Ø Формировать умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить основы нравственно-экологического мышления; Ø Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями, наблюдать за жизнью растений в частности ростков пшеницы в искусственных условиях. |
Проведение бесед, викторин, уроков развития речи, трудового обучения, организация творческой выставки; Самостоятельная работа с литературой; Выполнение творческих работ; Игровая, предметная деятельность
|
(январь, февраль, март 2013 год |
Формирование умения видеть причину и следствие, делать выводы, строить логические суждения; Воспитание бережного отношения к хлебу, ответственности, наблюдательности за тем как обращаются с хлебом школьники во время еды
|
Р.И. Моисеева, уч. нач. кл.; И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт; Т.Ф. Запорожан – школьный врач; А.И. Черемных – школьный библиотекарь; Т.П. Мурина – пр. метод. объединения; И.О. Шахмайкина – учитель информатики |
4 этап Закрепление, «Презентация результатов» Цель: организация отчётной деятельности по проекту на методическом объединении |
||||
Ø Выявить динамику развития через обработку собранной информации; Ø Обобщить и распространить педагогический опыт работы с детьми со сложной структурой дефекта на методическом объединении, педагогическом совете школы |
Выставка творческих работ; Фотовыставка «Посадили зёрнышко»; Отчёт-сообщение на методическом объединении, педагогическом совете о проделанной работе с показом видеоматериалов |
(февраль-март 2013 год) |
Представление, обобщение материала на школьном уровне, семинарах, научно-практических конференциях
|
Р.И. Моисеева – автор проекта учитель начальных классов |
Конечный продукт проекта (критерии оценки эффективности реализации проекта)
Оценка эффективности организации урочной и внеурочной деятельности детей со сложной структурой дефекта, направленная на повышение познавательной активности, будет осуществляться на материале следующих критериев:
Ø формирование у младших школьников с нарушениями слуха осознанной, устойчивой, положительной мотивации к обучению и воспитанию;
Ø умение пользоваться полученными знаниями и навыками в урочное и внеурочное время;
Ø умение использовать полученные УУД для повышения самооценки, более сознательных, самостоятельных действий;
Ø создание и накопление в ТОГКОУ школе-интернате №15 методических разработок и внеурочных мероприятий для педагогов, студентов, проходящих учебную практику на базе школы-интерната;
Ø повышение уровня компетентности педагогов, родителей, студентов по вопросам организации деятельности детей с нарушениями слуха, имеющие сложную структуру дефекта;
Ø сотрудничество с партнёрами;
Ø специфика ориентирована на применение широкого комплекса технических средств,
Особый акцент сделан на использование компьютерных технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного и внеучебного процесса обучающихся с ОВЗ. Младшие школьники работают в охранительном режиме, поскольку большая часть информации, минуя слуховой анализатор, воспринимается детьми на зрительной основе – это и есть щадящий режим для подростков с особенностями в развитии.
Диагностический, предметно-практический инструментарий
(см. приложение Портфолио проекта)
Ø Работа с детьми.
Ø Работа с родителями.
Ø Анкетирование.
Ø Взаимодействие детей с педагогами
Ø Сценарии уроков.
Ø Сценарии внеурочных мероприятий.
Практическая направленность проекта
Материалы данного проекта помогут организовать урочную и внеурочную деятельность классным руководителям младших школьников, учителям дополнительного образования, воспитателям в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования.
Методическое пособие будет полезно, студентам педагогических вузов, обучающихся по специальности учитель начальных классов, учитель-дефектолог, учитель сурдопедагог, учитель-логопед, учитель-олигофренопедагог.
Целенаправленная, систематическая и комплексная организация деятельности данного проекта поможет детям с ОВЗ, имеющим выраженные отклонения в речевом развитии:
Ø сформировать внутреннюю культуру;
Ø обогатить язык специальной терминологией, наполняя речь определённым содержанием;
Ø запомнить более 15 разновидностей хлебобулочных изделий;
Ø называть какие зерновые произрастают на полях;
Ø описывать процессы выращивания зерновых и приготовления хлебобулочных изделий;
Ø перечислять профессии людей, которые выращивают и изготавливают хлеб;
Ø знать пословицы, загадки, истории, рассказы, сказки и стихи о хлебе;
Ø узнавать репродукции картин русских художников о хлебе;
Ø проводить виртуальную экскурсию по полю (выращивание злаковых культур);
Ø совместно с родителями составлять рецепты с использованием чёрствого хлеба;
Ø приобрести навыки группового взаимодействия, умение работать в коллективе.
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий
В ходе реализации проекта возможны:
Ø недостаточное принятие, понимание и усваиваемость материала детьми в силу психофизиологических особенностей. В этом случае необходимо адаптировать материал на соответствие детскому пониманию младших школьников со сложной структурой дефекта;
Ø Невозможность родителей помогать детям, неосуществимость родительско-детских отношений серьёзно заниматься с детьми, поскольку дети продолжительное время пребывают в школе-интернате№15. В этом случае привлечение сил методиста, психолога, библиотекаря, психиатра, школьного врача, а также индивидуально-дифференцированный подход со стороны классного руководителя, воспитателя выполнят компенсаторную функцию родителей, что сведёт к минимуму негативные последствия.
Опыт использования и степень распространения
Ø Очное участие во Всероссийской научно-практической конференции «Новое качество образования в новых условиях» г. Томск - представлена презентация «Особенности проектной деятельности в обучении детей с ОВЗ».
Опыт участников проекта в социокультурной жизни (предшествующая работа)
Ø Участие в III областном конкурсе рисунков «Моя будущая профессия» 14.03.2011;
Ø Участие в областном ученическом конкурсе «Марафон знаний» (весенний тур «Хочу всё знать!) 29.03.2011;
Ø Участие в областном конкурсе «Мой мир» творческих работ детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов 18.04.2011;
Ø Участие в областном конкурсе детских рисунков «Мир, в котором я живу» 25.04.2011;
Ø Участие в Межрегиональном конкурсе-викторине для обучающихся «Все работы хороши» 12.05.1011;
Ø Участие в Общероссийском детском экологическом движении «Зелёная планета» по итогам VII Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины», приуроченной 20-летию празднования Дня Независимости России Материалы по ПРОЕКТУ\Итоги VII Зелёная планета.doc 29.08.2011.
Система разработанных мероприятий по реализации проекта
Ø Анкета для диагностического инструментария «Моё отношение к хлебу»;
Ø Экспериментальная, предметно-проектная деятельность «Удивительное зёрнышко»;
Ø Практико-социальная деятельность;
Ø Заполнение анкеты-опросника;
Ø Ситуативные беседы: «Человек и хлеб», «Колосок и его загадки», «Орудия труда древних славян», «Блокадный хлеб Ленинграда» (внеурочная деятельность);
Ø Практические задания в рабочих тетрадях;
Ø Беседа «Хлеб и русское народное творчество»;
Ø Виртуальное экскурсия Материалы по ПРОЕКТУ\От зёрнышка до каравая.ppt
Ø Урок трудового обучения «Хлебный колосок»;
Ø Урочная деятельность, чтение рассказа В. Сухомлинского «Драгоценный колосок»;
Ø Урок развития речи «Есть хлеб – будет жизнь!»;
Ø Комбинированный урок Материалы по ПРОЕКТУ\ЗОЛОТОЙ КОЛОСОК МОИСЕЕВА 2013.ppt;
Ø Анкета-опросник «Без хлеба не обедают»;
Ø Экологический классный час «Знатоки хлеба»;
Ø Внеурочная деятельность, интеллектуальная викторина «Что я знаю о хлебе»;
Ø Внеурочная деятельность, рисунки, поделки, аппликация, памятка для школьника «Советы Колоска»;
Ø Анкета для диагностического инструментария «Моё отношение к хлебу»
Комментарий
Организация жизнедеятельности детей способствовала открытию для них новых тайн о хлебе. Дети узнали, каким долгим, трудным путём хлеб приходит к нам на стол. Также они открыли для себя, что хлеб очень полезен – это удивительный продукт, в нём содержатся питательные вещества. Хлеб почитали наши предки, относились к нему трепетно, бережно и с любовью, поэтому мы должны следовать этой старинной традиции, ведь один из показателей внутренней культуры человека – это его отношение к хлебу. Дети поняли эту истину и приняли ещё одну: «Чем больше будешь знать о хлебе, тем дороже для тебя будет хлеб».
Список литературы для обучающихся:
1. Адаптивно-коррекционная программа по курсу «Природоведение» (III – V классы) слабослышащее отделение. Томск, 2009 г.
2. Безруких М.М. и др. рабочая тетрадь Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006 С. 30-34 «Плох обед, если хлеба нет».
3. Безруких М.М. и др. рабочая тетрадь Формула правильного питания: Рабочая тетрадь/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009 С. 68-71 «Как питались на Руси и в России»;
4. Безруких М.М. и др. рабочая тетрадь Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007 С. 37-41 «Блюда из зерна»;
5. Галенс Дж., Пир Н. Книга ответов для почемучки: Пер. с англ. А. Ишутиной. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. – 400 с.: ил.
6. Книга рассказов участников детского конкурса литературного творчества в рамках образовательной программы «Разговор о правильном питании»: «Весёлая книга о том, что вкусно и полезно». М.: ООО «Нестле Россия», «Издательство «Проспект» 2007.
7. Романов И.В. Природоведение. 5 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / И.В. Романов, Р.А. Петросова. М.: Дрофа, 2011.
8. Экологические наблюдения и эксперименты в школе А.И.Иванова.
Список литературы для педагогов:
1. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988.
2. Ветер А. А. Выгодская Г. Л, Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.
3. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 1-4 (68с), 5-8 (72 с.) – М.: Пед. университет «Первое сентября» 2008г.
4. Коноплева Л. Н.Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с.
5. Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2006. – 256 с. (Я иду на урок).
6. Начальная школа. Методическая газета объединения педагогических изданий «Первое сентября» для учителей начальной школы. Главный редактор газеты Мария Соловейчик. – М.: Учредитель ООО «Чистые пруды». 6/2010 г.
7. «Первое сентября». Festival.1september.ru. Диски с материалами участников Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007, 2008-2009, 2009-2010 гг.
8. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В. Яшковой. — М , 1971.
9. Синяк В. А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. — М., 1975.
10. Титова М.Ф. Изучение природы в 1 – 3 классах школ глухих: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 152 с.
11. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.
Список литературы для родителей:
1. Оздоровительная школа-интернат для глухих детей со сложной ...planetadisser.com/see/dis_86378.html
2. Познавательно – исследовательские занятия с детьми на экологической тропе» С.В.Машкова.
Список других источников информации:
1. Барыкин, К.К. Хлеб, который мы едим / К.К. Барыкин.- М.: Госполитиздат, 2000.
2. Данилов, Н.Ф., Романов, А.Н., Пархоменко, Н.Н. Мастера хлебопечения / Н.Ф. Данилов. - М.: Пищевая промышленность, 1977.- 104 с.
3. Ивин, М.Е. Хлеб сегодня, хлеб завтра / М.Е. Ивин. - Л.: Детская литература, 1980.-
4. Кузьминский, Р.В., Поландова, Р.Д., Патт, В.А., Кочергин, В.В. Хлеб в нашем доме / Р.В. Кузьминский. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 2001.- 112 с.
5. Куль хлеба и его похождения - Lib.ru: "Классика" az.lib.ru/m/maksimow_s_w/text_0110.shtml
6. Патт, В.А. Наш хлеб / В.А. Патт. - М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1999.-
7. Петровский, К.С., Ванханен, В.Д. Гигиена питания / К.С. Петровский. - М.: Медицина, 1982.- с. 162 – 179.
8. Плотников, П.М., Колесников, М.Ф. 350 сортов хлебобулочных изделий / П.М. Плотников. – М.- Л.:Пищепромиздат, 2000. – 270 с
9. Степаненко, В.И. Вечный хлеб / В.И. Степаненко. - М.: Советская Россия, 1982.-
10. Снижение и потеря мотивации к обучению. - Социальная сеть ...nsportal.ru/shkola/.../library/snizhenie-i-poterya-motivacii-k-obucheniyu
11. Хлеб – наше богатство | Социальная сеть работников ...
nsportal.ru/ap/drugoe/library/khleb-nashe-bogatstvo
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.