Проект "Молодой специалист-перспективное завтра"
В данный момент в детском саду встал вопрос о разработке проекта «Молодой специалист-перспективное завтра». Основанием для разработки проекта являются существенные изменения ситуации в учреждении по кадровому составу. В коллективе возникла необходимость осуществления адресного подхода к разным группам педагогов, поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста.
В понятие «молодой специалист», или «начинающий педагог» каждый вкладывает свой смысл. В одних случаях начинающими педагогами называют выпускников образовательных учреждений, работающих первые 3-5 лет. В других – педагогов до тридцатилетнего возраста. В третьих – специалистов, пришедших в ДОУ из других сфер профессиональной деятельности, например учителей. Но при всей условности вычленения временных рамок этой социально-профессиональной общности, отчетливо вырисовываются особенности этапа вхождения в профессию как этапа становления позиции, делающей человека субъектом собственной жизнедеятельности. Современное дошкольное образование остро нуждается в педагогах, способных адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации, специфику педагогической деятельности, новые условия профессиональной деятельности.
Путь развития и превращения в профессионала – это очень нелегкий путь. Как добиться ощущения каждым педагогом, что он не просто «идет на службу», а «идет на работу своей жизни». Ведь только в этом случае педагог сможет постоянно работать над собой и пытаться развиваться все больше и больше.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. И от того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в дошкольном учреждении или найдет себя в другой сфере деятельности.
Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики. Если молодого педагога в такой ситуации просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности: и в профессиональной, и в личностной.
Актуальность:
В условиях обновления дошкольного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. Главная роль в реализации основных требований Стандарта отведена педагогу. Педагог должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса. Инфантильный, неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Не умеющий адаптироваться, не владеющий коммуникационными навыками, не способный найти свое место в социуме педагог не научит этому своих воспитанников. Именно сейчас, когда в дошкольном образовании идут такие перемены, когда дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования, очень важно научить молодого педагога работать в соответствии с новыми требованиями стандарта.
В настоящее время в условиях изменения парадигмы образования методическую работу в МБДОУ нужно рассматривать как процесс изменения внутренних условий развития образовательного учреждения в соответствии с изменением внешних условий развития системы образования. Основная цель методической работы в этих условиях – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства. Методическая работа как система повышения квалификации формирует профессиональную деятельность педагогов и направлена на развитие педагогического мастерства.
Сегодня нужны педагоги, способные включиться в процессы обновления образования, владеющие компетентностью в информационной, исследовательской, проектной деятельности, понимающие и осознающие новую миссию педагога. Для решения задач современного образования необходима иная качественная подготовка и переподготовка педагога. Перед нашим образовательным учреждением стоит задача об организации работы постоянного повышения квалификации педагогов, пополнения новым поколением педагогов.
Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности образовательного учреждения. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Цель проекта:
Повышение уровня профессиональной компетенции молодых специалистов через дифференциацию и оптимальное сочетание видов и форм работы, стимулирование профессиональной творческой активности и стремления к профессиональному росту.
Задачи проекта:
· Оказать помощь молодому специалисту адаптироваться в новом коллективе;
· Повысить уровень методической подготовленности педагогов в соответствии с ФГОС ДО;
· Создать условия для накопление опыта, профессиональных умений, поиска лучших методов и приемов работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
в результате системной, разносторонней и целенаправленной методической работы молодые педагоги проходят адаптационный период уверенно, повышают уровень профессиональной подготовки, убеждаются в правильном выборе своей профессии, легко погружаются в работу по ФГОС ДО;
в ДОУ применяются эффективные формы и методы работы с молодыми специалистами, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого педагога;
молодые педагоги ведут работу по самообразованию, что позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
у молодых педагогов сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;
В результате работы по проекту планируется наработать практический материал в виде разработки нетрадиционных форм взаимодействия всех участников педагогического процесса.
Итогом работы будет проведение институционного конкурса «Молодой педагог – успешный педагог». Цель данного конкурса – дать возможность педагогам проявить свой профессионализм.
Направления работы:
· Организация наставничества,
· Методические семинары,
· Психологические семинары,
· Самообразовательная работа,
· Организация работы со специалистами,
· Распространение положительного, успешного опыта работы.
· Диагностика работы,
· Конкурсы, игры, тренинги,
Формы работы:
· Беседы;
· Собеседования;
· Тренинговые занятия;
· Встречи с опытными воспитателями;
· Открытые показы, мастер-классы;
· Тематические педсоветы, семинары;
· Методические консультации;
· Посещение НОД, ОД в режимных моментах;
· Взаимопосещения;
· Анкетирование, тестирование;
· Участие в мероприятиях различного уровня; прохождение курсов, посещение семинаров.
Возможные сложности |
Пути преодоления |
Сложности в период адаптации |
Организация психолого-педагогической поддержки, психологическое сопровождение образовательного процесса |
Необходимость качественной подготовки педагогов к образовательному процессу. Компетентность в области современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникационных технологий |
Развитие методической службы, вовлечение педагогов в инновационную работу, работу в проблемных и творческих группах, выдвижение для участия в профессиональных конкурсах, презентация опыта работы, участие в проектах. |
Качественность и достоверность методов изучения потребностей, ценностей, оценки личностного и профессионального роста педагогов. |
Сотрудничество со специалистами, участие в работе семинаров, конференций, конкурсах. |
Недостаточный уровень личностно-профессиональной ответственности педагогов
|
Создание комплекса условий: организация методической работы, обеспечивающей освоение ценностно-смыслового пространства и усложнение видов педагогической деятельности; использование креативных заданий, актуализирующих для педагога педагогические ценности, свободу выбора стратегии педагогической деятельности. |
Разный уровень методической компетентности молодых педагогов |
Дифференцированный подход к педагогу в зависимости от уровня компетентности |
Для успешного профессионального роста педагога необходима уверенность в собственной социальной защищенности, финансовом благополучии |
Комплексная совместная работа по повышению рейтинга профессии педагога, стимулирование оплаты труда молодых педагогов, повышение квалификации. |
Содержание деятельности
Разрабатывается индивидуальный план работы для каждого вновь устроившегося молодого специалиста с целью оказания теоретической и практической помощи по вопросам саморазвития и организации образовательного процесса. Руководитель проекта организует посещения занятий и режимных моментов начинающих педагогов к опытным воспитателям.
План реализации проекта 2016 - 2018 год:
1 этап - подготовительный (аналитика – организационный)
2 этап - основной (практика - ориентированный)
3 этап - завершающий (систематизации и рефлексии)
№ п/п |
Содержание работы встреч с педагогами, практическая деятельность |
Сроки |
Ответственный |
1 этап - подготовительный (аналитика – организационный) |
|||
1. |
Собеседование с молодыми (вновь принятыми) педагогами ДОУ для определения направлений работы, |
1-я неделя
|
заведующий, зам.зав. |
2. |
«Вступление молодых специалистов в ряды педагогов МБДОУ»: «Несколько советов Молодым специалистам», «Несколько запретов начинающим воспитателям» |
1-я неделя |
|
3. |
Анкетирование, тестирование молодых педагогов |
1-я неделя |
зам.зав., педагог-психолог |
4. |
Выбор наставника |
1-я неделя |
заведующий, педагоги |
5. |
Тренинговые занятия для снятия тревожности |
1-я неделя |
педагог-психолог |
2 этап - основной (практика - ориентированный) |
|||
6. |
Методическая помощь, консультации по оформлению необходимой документации воспитателя |
Согласно индивидуального плана работы |
зам.зав., педагоги-наставники |
7. |
Современные подходы к планированию образовательной деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО |
Согласно индивидуального плана работы |
зам.зав., педагоги-наставники |
8. |
Изучение методических разработок «Как подготовить конспект, технологическую карту НОД» |
Согласно индивидуального плана работы |
зам.зав., педагоги-наставники |
9. |
Заседание группы «Молодых специалистов» «Изучаем Основную образовательную программу дошкольного образования», ФГОС, нормативы СанПиН |
1 раз в неделю |
заведующий, зам.зав., зедагоги-наставники, молодые специалисты |
10. |
Консультация «Совершенствование языковой и речевой компетенции педагогов» |
Согласно индивидуального плана работы |
зам.зав.,
|
11. |
Самостоятельная подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики, использование их в различных видах детской деятельности |
Согласно индивидуального плана работы |
молодые специалисты |
12. |
Круглый стол на тему: «Аннотация программ и технологий, используемых в ДОУ» |
Согласно индивидуального плана работы |
зам.зав |
13. |
Консультация: «Особенности организации режимных моментов в разных возрастных группах» |
Согласно индивидуального плана работы |
педагоги-наставники |
14. |
Семинар – тренинг «С утра до вечера (планирование разных видов деятельности в течение дня») |
Согласно индивидуального плана работы |
педагоги-наставники, молодые специалисты |
15. |
Выбор темы по самообразованию
|
Согласно индивидуального плана работы |
молодые специалисты |
16. |
Участие в семинаре – практикуме, помощь в подготовке выступлений |
Согласно индивидуального плана работы |
зам.зав., педагоги-наставники |
17. |
Изучение методических разработок «Формы работы с родителями» |
Согласно индивидуального плана работы |
зам.зав., педагоги-наставники |
18. |
Консультации «Взаимодействие с родителями воспитанников», «Общение воспитателя с родителями воспитанников» |
Согласно индивидуального плана работы |
педагоги-наставники |
19. |
«Аукцион педагогических идей» по требованиям к развивающей среде МДОУ в соответствии с ФГОС ДО |
Согласно индивидуального плана работы |
педагоги-наставники |
20. |
Посещение НОД опытных педагогов |
Согласно индивидуального плана работы |
молодые специалисты |
21. |
Практикум «Проведение педагогической диагностики» |
Согласно индивидуального плана работы |
педагоги-наставники |
22. |
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (примерная тематика родительских собраний) |
Согласно индивидуального плана работы |
педагоги-наставники, молодые специалисты |
23. |
«Планирование воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительной период», «Особенности среды развития ребенка в летний период» |
Согласно индивидуального плана работы |
педагоги-наставники |
24. |
Индивидуальное консультирование педагогов по запросам |
Согласно индивидуального плана работы |
|
3 этап - завершающий (систематизации и рефлексии) |
|||
25. |
Отчет о проделанной работе за учебный год |
Октябрь, 2018 |
зам.зав., педагоги-наставники |
26. |
Выступление молодых специалистов на педагогических часах, советах |
Сентябрь – декабрь, 2018 |
молодые специалисты |
27. |
Участие в методических объединениях |
Сентябрь – декабрь, 2018 |
молодые специалисты |
28. |
Мониторинг уровня педагогического мастерства |
Через 1 год реализации проекта |
Зам.зав. |
29. |
Участие в институционном конкурсе «Молодой педагог – успешный педагог» |
Декабрь, 2018 |
молодые специалисты |
Мониторинг результативности проекта (Мониторинг уровня педагогического мастерства)
Выявить уровень педагогического мастерства педагогов по следующим направлениям:
· воспитательно-образовательной;
· учебно-методической;
· социально-педагогической.
Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
· осуществление целостного педагогического процесса;
· создание развивающей среды;
· обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
· знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
· умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой;
· умение руководить основными видами деятельности дошкольников;
· умение взаимодействовать с дошкольниками.
Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
· планирование воспитательно-образовательной работы;
· проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
· знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
· умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
· владение современными технологиями.
Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
· консультативная помощь родителям;
· создание условий для социализации детей;
· защита интересов и прав детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
· знание основных документов о правах ребёнка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
· умение вести педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Контроль и функцию управления за реализацией проекта осуществляет заместитель заведующего МБДОУ. Все специалисты ответственны за работу с молодыми педагогами по своим направлениям. Кроме этого, педагоги-наставники, закрепленные за конкретным педагогом, несут ответственность за работу с молодыми специалистами.
Ресурсное обеспечение.
Приобретение методической литературы;
Стимулирующие выплаты специалистам и педагогам – наставникам.
Система управления и контроль за реализацией проекта.
Литература
Асаева И.Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений / И.Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования. № 4. С. 38-41
Афонькина Ю.А. «Практикум по дошкольной педагогике», М 1998 г.
Белая К.Ю. «Управление в ДОУ», М. 2006г.
Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети», М. 2001 г.
Вертохвостова Г. Мониторинг как средство повышения профессиональной компетентности педагогов / Г. Вертохвостова // Народное образование. 2007. С. 121-126.
Елжова Н.В. «Систама контроля и методическая работа в ДОУ» М. 2007 г.
Кашапов М.М. Психологические основы решения педагогической ситуации. Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1992.
Козырева О.А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога / О.А. Козырева // Дополнительное профессиональное образование. 2015. № 4. С. 24-25.
Лившиц В.Б. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников / В.Б. Лившиц // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2015. № 12. С. 16-23.
Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А.А. Майер // Управление ДОУ. 2017. № 1. С. 8-14.
Панкова Е.П. Методическая работа в ДОУ как средство повышения профессиональной компетентности воспитателей. Интернет-ресурс: http://piklucoz.ru/ konf/Upravlenie_kach/ pankova.htm.
Соломенникова О.А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения / О.А. Соломенникова // Педагогическое образование и наука. 2007. № 3. С. 4-5.
Справочник старшего воспитателя, №5, 2007г., №10, 2008 г., №9, 2016 г.
Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В., Капунова Т.М., Мамонова О.С. Аттестация педагогов системы дошкольного образования: первая и высшая квалификационные категории. Методические рекомендации. М.: Педагогическое общество России, 2014.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.