Проект мониторинга "ВЫЯВЛЕНИЕ "трудных " подростков в коррекционной школе"
Оценка 5

Проект мониторинга "ВЫЯВЛЕНИЕ "трудных " подростков в коррекционной школе"

Оценка 5
docx
20.05.2021
Проект мониторинга "ВЫЯВЛЕНИЕ "трудных " подростков в коррекционной школе"
Проект ВЫЯВЛЕНИЕ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.docx

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»

 

 

 

 

 

Проект мониторинга

«Выявление «трудных» подростков

 в коррекционной школе»

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                    Педагог-психолог                                                                                                                  Е.Н.Соломенцева

 

 

2021 год

Отклоняющееся от нормы поведение детей одна из центральных психолого-педагогических проблем.

         Подростки нуждаются сегодня в особой заботе государства , в помощи воспитателей и наставников, повышается значение воспитательной и психологической работы в образовательных организациях.

В отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвящённые девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска.

В науке существует несколько понятий, характеризующих эту группу:

- «трудновоспитуемый ребёнок»;

- «трудный подросток»;

- «педагогически запущенный ребёнок»;

- «социально-педагогически запущенный ребёнок»;

- «подросток с асоциальным поведением»;

- «подросток с отклоняющимся поведением».

Термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего они и нарушаются. В эту группу попадают: преступники, отшельники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы.

Виды социальных отклонений:

- невыполнение социальных обязанностей;

- нарушение норм морали;

- нарушение норм права (не уголовного);

- нарушение уголовного закона.

Дети к моменту поступления в коррекционную школу уже имеют различные отклонения от нормы в своём психическом и физическом развитии. Что обусловлено как биологическими факторами (родовые травмы, повреждение генетического аппарата, бытовые травмы и болезни и т.д.), так и социальными  (плохое питание, неустроенность быта и педагогическими (недостатки и ошибки семейного воспитания). Все эти факторы сочетаются. В результате, поступив в школу, такие дети начинают испытывать серьёзные трудности в адаптации к усложняющимися по мере перехода из класса в класс требованиям. Низкая адаптация обуславливает неадекватные поведенческие реакции, вместо адаптации происходит дезадаптация. Она может проявляться в формировании устойчивых стереотипов отклоняющегося и асоциального  поведения; в формировании патологических черт характера; в деформации системы отношений данного несовершеннолетнего с окружающими его людьми.

Мониторинг «Трудный подросток» необходим для выявления   воспитанников, нуждающихся в  особом внимании.

Цель мониторинга: количественная и качественная оценка категории детей «группы внимания» для последующей разработки научно-методического     обеспечения        профилактической деятельности в ОУ, а также для совершенствования содержания повышения педагогическими работниками специальных знаний по профилактической и коррекционной работе с проблемными воспитанниками.

Задачи:

1. Определить количество детей «группы внимания» в ОУ.

2. Выявить категории воспитанников «группы внимания».

3. Разработать рекомендации по организации профилактической работы с воспитанниками, требующими особого внимания и с детьми «группы риска».

Объект мониторинга – воспитанники школы с 4 по 9 класс.

Оценка качества профилактики девиантного поведения как процесса  предполагает анализ качества воспитательной работы в ОУ, в рамках которого осуществляется:

-              ранняя профилактика девиантного поведения;

-        профилактика, основанная на разнообразии методов и средств;

-        работа с различными группами школьников данной категории в рамках специальных психологических развивающих программ;

-        выявление и учёт школьников, требующих особого педагогического внимания, в т.ч. определение детей «группы риска» по фактору семейного неблагополучия;

-        анализ причин отклонения поведения;

-        определение и реализация мер, направленных на коррекцию поведения и связанных с системой отношений внутри ОУ;

-        определение и реализация мер по коррекции поведения, связанных с вовлечением обучающихся в социально ценные виды деятельности (дополнительное образование, спорт, общественная работа);

-        реализация комплексного подхода в профилактике при определении каждого специалиста в общей деятельности;

-        оценка промежуточных результатов профилактической деятельности;

-        охват школьников профилактической деятельностью.

        

Программные действия

Меры и мероприятия

Ответственные

 

 

1

 

Разработка теоретических оснований и программы

Мониторинга

1.1

Разработка теоретических оснований мониторинга

Педагог-психолог

1.2

Разработка программы мониторинга

Педагог-психолог

Социальный педагог

1.3

Разработка диагностического инструментария  и форм отчётности

Педагог-психолог

Социальный педагог

 

2

 

Проведение мониторинга

 

2.1

Сбор данных по ОУ

Классные руководители

2.2

Проведение диагностических мероприятий  по классам

Классные руководители

Педагог-психолог

2.3

Подготовка методических рекомендаций по организации и проведению профилактики с проблемными воспитанниками

Педагог-психолог

Социальный педагог

 

3

 

Обобщение результатов мониторинга

 

3.1

Обработка результатов мониторинга и подготовка аналитических материалов

Педагог-психолог

Социальный педагог

3.2

Разработка проекта «Выявление «трудных» подростков в коррекционной школе»

Педагог-психолог

Социальный педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 1.1. Карта класса «Обучающиеся в различных видах деятельности»

(заполняет классный руководитель)

Класс______

 

Виды деятельности

Ф.И. ученика

количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

Д

1

Учебная деятельность

 

 

 

Равнодушие к учению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нежелание учиться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Поведение

 

 

 

Систематические нарушения дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нецензурная брань, жаргонная речь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порча школьного имущества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срыв уроков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Драки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Побеги из школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Невыполнение обязанностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Взаимоотношения со сверстниками

 

 

Изолированное положение в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Противопоставление себя коллективу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деструктивный лидер в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деструктивный лидер в микрогруппе,  состоящей из «трудных» обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жестокое обращение с младшими по возрасту и слабыми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ранние половые связи (если известно классному руководителю)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аморальные поступки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нетерпимое отношение к представителям иной национальности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Взаимоотношения со взрослыми

 

Конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грубость и бестактность в отношениях с педагогами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ложь в общении с педагогами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конфликты с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ложь в общении с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грубость и хамство в отношениях с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Проведение свободного времени

 

Не занимается систематически в кружках, секциях и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение свободного времени вне дома (с друзьями на улице)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

курение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа на улице

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состоит в неформальных экстремистких группах, в асоциальных неформальных молодёжных объединениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Противоправные поступки

 

Бродяжничество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попрошайничество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вымогательство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Азартные игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребление спиртных напитков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребление психоактивных веществ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проституция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порча имущества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нанесение телесных повреждений в результате драки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состоит на внутришкольном учёте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кражи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грабежи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Убийства или попытки убийства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поджоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угон автомашин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хулиганство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Противоправные действия сексуального характера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попытки суицида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 1.2

Класс____________________

Количество обучающихся в классе______

Заполнил классный руководитель______________

Критерии

Общее количество по каждому критерию

Учебная деятельность

Равнодушие к учению

 

Нежелание учиться

 

Поведение

 

Систематические нарушения дисциплины

 

Нецензурная брань, жаргонная речь

 

Порча школьного имущества

 

Срыв уроков

 

Драки

 

Побеги из школы

 

Невыполнение обязанностей

 

Взаимоотношения со сверстниками

 

Изолированное положение в классе

 

Противопоставление себя коллективу

 

Деструктивный лидер в классе

 

Деструктивный лидер в микрогруппе,  состоящей из «трудных» обучающихся

 

Жестокое обращение с младшими по возрасту и слабыми

 

Ранние половые связи (если известно классному руководителю)

 

Аморальные поступки

 

Нетерпимое отношение к представителям иной национальности

 

Взаимоотношения со взрослыми

 

Конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями

 

Грубость и бестактность в отношениях с педагогами

 

Ложь в общении с педагогами

 

Конфликты с родителями

 

Ложь в общении с родителями

 

Грубость и хамство в отношениях с родителями

 

Проведение свободного времени

 

Не занимается систематически в кружках, секциях и т.д.

 

Проведение свободного времени вне дома (с друзьями на улице)

 

курение

 

Работа на улице

 

Состоит в неформальных экстремистких группах, в асоциальных неформальных молодёжных объединениях

 

Противоправные поступки

 

Бродяжничество

 

Попрошайничество

 

Вымогательство

 

Азартные игры

 

Употребление спиртных напитков

 

Употребление психоактивных веществ

 

Проституция

 

Порча имущества

 

Нанесение телесных повреждений в результате драки

 

Состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

Состоит на внутришкольном учёте

 

Кражи

 

Грабежи

 

Разбой

 

Убийства или попытки убийства

 

Поджоги

 

Садизм

 

Угон автомашин

 

Хулиганство

 

Противоправные действия сексуального характера

 

Попытки суицида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 2. Анкета для родителей

Уважаемы родители! Мы просим вас принять участие в исследовании, которое направлено на выявление проблем в поведении обучающихся в целях совершенствования воспитательной работы в школе. Анкетирование проводится анонимно, просим вас быть искренними. Сделайте отметку в третьем столбце напротив описания поведения, которое наблюдается у вашего ребёнка.

Отмечаете ли вы у своего ребёнка?

Отметка

1

Учебная деятельность

 

Равнодушие к учению

 

 

Нежелание учиться

 

2

Поведение

 

 

Систематические нарушения дисциплины

 

 

Нецензурная брань, жаргонная речь

 

 

Порча школьного имущества

 

 

Срыв уроков

 

 

Драки

 

 

Побеги из школы

 

 

Невыполнение обязанностей

 

3

Взаимоотношения со сверстниками

 

 

Изолированное положение в классе

 

 

Противопоставление себя коллективу

 

 

Деструктивный лидер в классе

 

 

Деструктивный лидер в микрогруппе,  состоящей из «трудных» обучающихся

 

 

Жестокое обращение с младшими по возрасту и слабыми

 

 

Ранние половые связи (если известно классному руководителю)

 

 

Аморальные поступки

 

 

Нетерпимое отношение к представителям иной национальности

 

4

Взаимоотношения со взрослыми

 

 

Конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями

 

 

Грубость и бестактность в отношениях с педагогами

 

 

Ложь в общении с педагогами

 

 

Конфликты с родителями

 

 

Ложь в общении с родителями

 

 

Грубость и хамство в отношениях с родителями

 

5

Проведение свободного времени

 

 

Не занимается систематически в кружках, секциях и т.д.

 

 

Проведение свободного времени вне дома (с друзьями на улице)

 

 

курение

 

 

Работа на улице

 

 

Состоит в неформальных экстремистких группах, в асоциальных неформальных молодёжных объединениях

 

6

Противоправные поступки

 

 

Бродяжничество

 

 

Попрошайничество

 

 

Вымогательство

 

 

Азартные игры

 

 

Употребление спиртных напитков

 

 

Употребление психоактивных веществ

 

 

Проституция

 

 

Порча имущества

 

 

Нанесение телесных повреждений в результате драки

 

 

Состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

 

Состоит на внутришкольном учёте

 

 

Кражи

 

 

Грабежи

 

 

Разбой

 

 

Убийства или попытки убийства

 

 

Поджоги

 

 

Садизм

 

 

Угон автомашин

 

 

Хулиганство

 

 

Противоправные действия сексуального характера

 

 

Попытки суицида

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 3. Общие сведения по школе «Обучающиеся в различных видах деятельности»

(заполняется педагогом-психологом)

Класс______

 

Виды деятельности

Класс, количество обучающихся

Количество по каждому критерию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

Д

 

 

 

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

1

Учебная деятельность

 

 

 

Равнодушие к учению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нежелание учиться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Поведение

 

 

 

Систематические нарушения дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нецензурная брань, жаргонная речь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порча школьного имущества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срыв уроков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Драки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Побеги из школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Невыполнение обязанностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Взаимоотношения со сверстниками

 

 

Изолированное положение в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Противопоставление себя коллективу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деструктивный лидер в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деструктивный лидер в микрогруппе,  состоящей из «трудных» обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жестокое обращение с младшими по возрасту и слабыми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ранние половые связи (если известно классному руководителю)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аморальные поступки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нетерпимое отношение к представителям иной национальности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Взаимоотношения со взрослыми

 

Конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грубость и бестактность в отношениях с педагогами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ложь в общении с педагогами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конфликты с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ложь в общении с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грубость и хамство в отношениях с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Проведение свободного времени

 

Не занимается систематически в кружках, секциях и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение свободного времени вне дома (с друзьями на улице)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

курение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа на улице

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состоит в неформальных экстремистких группах, в асоциальных неформальных молодёжных объединениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Противоправные поступки

 

Бродяжничество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попрошайничество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вымогательство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Азартные игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребление спиртных напитков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Употребление психоактивных веществ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проституция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порча имущества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нанесение телесных повреждений в результате драки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состоит на внутришкольном учёте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кражи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грабежи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Убийства или попытки убийства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поджоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угон автомашин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хулиганство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Противоправные действия сексуального характера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попытки суицида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ГБОУ «Специальная школа-интернат с

ГБОУ «Специальная школа-интернат с

Отклоняющееся от нормы поведение детей одна из центральных психолого-педагогических проблем

Отклоняющееся от нормы поведение детей одна из центральных психолого-педагогических проблем

Дети к моменту поступления в коррекционную школу уже имеют различные отклонения от нормы в своём психическом и физическом развитии

Дети к моменту поступления в коррекционную школу уже имеют различные отклонения от нормы в своём психическом и физическом развитии

Оценка качества профилактики девиантного поведения как процесса предполагает анализ качества воспитательной работы в

Оценка качества профилактики девиантного поведения как процесса предполагает анализ качества воспитательной работы в

Разработка диагностического инструментария и форм отчётности

Разработка диагностического инструментария и форм отчётности

Приложение

Приложение

Форма 1.1. Карта класса «Обучающиеся в различных видах деятельности» (заполняет классный руководитель)

Форма 1.1. Карта класса «Обучающиеся в различных видах деятельности» (заполняет классный руководитель)

Грубость и бестактность в отношениях с педагогами

Грубость и бестактность в отношениях с педагогами

Поджоги

Поджоги

Форма 1.2 Класс____________________

Форма 1.2 Класс____________________

Нетерпимое отношение к представителям иной национальности

Нетерпимое отношение к представителям иной национальности

Угон автомашин

Угон автомашин

Форма 2. Анкета для родителей

Форма 2. Анкета для родителей

Деструктивный лидер в микрогруппе, состоящей из «трудных» обучающихся

Деструктивный лидер в микрогруппе, состоящей из «трудных» обучающихся

Грабежи Разбой

Грабежи Разбой

Форма 3. Общие сведения по школе «Обучающиеся в различных видах деятельности» (заполняется педагогом-психологом)

Форма 3. Общие сведения по школе «Обучающиеся в различных видах деятельности» (заполняется педагогом-психологом)

Побеги из школы Невыполнение обязанностей 3

Побеги из школы Невыполнение обязанностей 3

Состоит в неформальных экстремистких группах, в асоциальных неформальных молодёжных объединениях 6

Состоит в неформальных экстремистких группах, в асоциальных неформальных молодёжных объединениях 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021