ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»
Проект мониторинга
«Выявление «трудных» подростков
в коррекционной школе»
Педагог-психолог Е.Н.Соломенцева
2021 год
Отклоняющееся от нормы поведение детей одна из центральных психолого-педагогических проблем.
Подростки нуждаются сегодня в особой заботе государства , в помощи воспитателей и наставников, повышается значение воспитательной и психологической работы в образовательных организациях.
В отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвящённые девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска.
В науке существует несколько понятий, характеризующих эту группу:
- «трудновоспитуемый ребёнок»;
- «трудный подросток»;
- «педагогически запущенный ребёнок»;
- «социально-педагогически запущенный ребёнок»;
- «подросток с асоциальным поведением»;
- «подросток с отклоняющимся поведением».
Термин «социальное отклонение» означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего они и нарушаются. В эту группу попадают: преступники, отшельники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы.
Виды социальных отклонений:
- невыполнение социальных обязанностей;
- нарушение норм морали;
- нарушение норм права (не уголовного);
- нарушение уголовного закона.
Дети к моменту поступления в коррекционную школу уже имеют различные отклонения от нормы в своём психическом и физическом развитии. Что обусловлено как биологическими факторами (родовые травмы, повреждение генетического аппарата, бытовые травмы и болезни и т.д.), так и социальными (плохое питание, неустроенность быта и педагогическими (недостатки и ошибки семейного воспитания). Все эти факторы сочетаются. В результате, поступив в школу, такие дети начинают испытывать серьёзные трудности в адаптации к усложняющимися по мере перехода из класса в класс требованиям. Низкая адаптация обуславливает неадекватные поведенческие реакции, вместо адаптации происходит дезадаптация. Она может проявляться в формировании устойчивых стереотипов отклоняющегося и асоциального поведения; в формировании патологических черт характера; в деформации системы отношений данного несовершеннолетнего с окружающими его людьми.
Мониторинг «Трудный подросток» необходим для выявления воспитанников, нуждающихся в особом внимании.
Цель мониторинга: количественная и качественная оценка категории детей «группы внимания» для последующей разработки научно-методического обеспечения профилактической деятельности в ОУ, а также для совершенствования содержания повышения педагогическими работниками специальных знаний по профилактической и коррекционной работе с проблемными воспитанниками.
Задачи:
1. Определить количество детей «группы внимания» в ОУ.
2. Выявить категории воспитанников «группы внимания».
3. Разработать рекомендации по организации профилактической работы с воспитанниками, требующими особого внимания и с детьми «группы риска».
Объект мониторинга – воспитанники школы с 4 по 9 класс.
Оценка качества профилактики девиантного поведения как процесса предполагает анализ качества воспитательной работы в ОУ, в рамках которого осуществляется:
- ранняя профилактика девиантного поведения;
- профилактика, основанная на разнообразии методов и средств;
- работа с различными группами школьников данной категории в рамках специальных психологических развивающих программ;
- выявление и учёт школьников, требующих особого педагогического внимания, в т.ч. определение детей «группы риска» по фактору семейного неблагополучия;
- анализ причин отклонения поведения;
- определение и реализация мер, направленных на коррекцию поведения и связанных с системой отношений внутри ОУ;
- определение и реализация мер по коррекции поведения, связанных с вовлечением обучающихся в социально ценные виды деятельности (дополнительное образование, спорт, общественная работа);
- реализация комплексного подхода в профилактике при определении каждого специалиста в общей деятельности;
- оценка промежуточных результатов профилактической деятельности;
- охват школьников профилактической деятельностью.
Программные действия
№ |
Меры и мероприятия |
Ответственные
|
1
|
Разработка теоретических оснований и программы Мониторинга |
|
1.1 |
Разработка теоретических оснований мониторинга |
Педагог-психолог |
1.2 |
Разработка программы мониторинга |
Педагог-психолог Социальный педагог |
1.3 |
Разработка диагностического инструментария и форм отчётности |
Педагог-психолог Социальный педагог |
2 |
Проведение мониторинга
|
|
2.1 |
Сбор данных по ОУ |
Классные руководители |
2.2 |
Проведение диагностических мероприятий по классам |
Классные руководители Педагог-психолог |
2.3 |
Подготовка методических рекомендаций по организации и проведению профилактики с проблемными воспитанниками |
Педагог-психолог Социальный педагог |
3 |
Обобщение результатов мониторинга
|
|
3.1 |
Обработка результатов мониторинга и подготовка аналитических материалов |
Педагог-психолог Социальный педагог |
3.2 |
Разработка проекта «Выявление «трудных» подростков в коррекционной школе» |
Педагог-психолог Социальный педагог |
Приложение
Форма 1.1. Карта класса «Обучающиеся в различных видах деятельности»
(заполняет классный руководитель)
Класс______
№ |
Виды деятельности |
Ф.И. ученика |
количество |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
Д |
|||
1 |
Учебная деятельность |
|
|
||||||||||||
|
Равнодушие к учению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нежелание учиться |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Поведение |
|
|
||||||||||||
|
Систематические нарушения дисциплины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нецензурная брань, жаргонная речь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порча школьного имущества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Срыв уроков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Драки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Побеги из школы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Невыполнение обязанностей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Взаимоотношения со сверстниками |
|
|||||||||||||
|
Изолированное положение в классе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Противопоставление себя коллективу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Деструктивный лидер в классе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Деструктивный лидер в микрогруппе, состоящей из «трудных» обучающихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жестокое обращение с младшими по возрасту и слабыми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ранние половые связи (если известно классному руководителю) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аморальные поступки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нетерпимое отношение к представителям иной национальности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Взаимоотношения со взрослыми |
||||||||||||||
|
Конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грубость и бестактность в отношениях с педагогами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ложь в общении с педагогами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конфликты с родителями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ложь в общении с родителями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грубость и хамство в отношениях с родителями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Проведение свободного времени |
||||||||||||||
|
Не занимается систематически в кружках, секциях и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведение свободного времени вне дома (с друзьями на улице) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
курение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа на улице |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Состоит в неформальных экстремистких группах, в асоциальных неформальных молодёжных объединениях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Противоправные поступки |
||||||||||||||
|
Бродяжничество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Попрошайничество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вымогательство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Азартные игры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Употребление спиртных напитков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Употребление психоактивных веществ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проституция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порча имущества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нанесение телесных повреждений в результате драки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Состоит на внутришкольном учёте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кражи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грабежи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разбой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Убийства или попытки убийства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поджоги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Садизм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Угон автомашин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хулиганство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Противоправные действия сексуального характера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Попытки суицида |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма 1.2
Класс____________________
Количество обучающихся в классе______
Заполнил классный руководитель______________
Критерии |
Общее количество по каждому критерию |
Учебная деятельность |
|
Равнодушие к учению |
|
Нежелание учиться |
|
Поведение |
|
Систематические нарушения дисциплины |
|
Нецензурная брань, жаргонная речь |
|
Порча школьного имущества |
|
Срыв уроков |
|
Драки |
|
Побеги из школы |
|
Невыполнение обязанностей |
|
Взаимоотношения со сверстниками |
|
Изолированное положение в классе |
|
Противопоставление себя коллективу |
|
Деструктивный лидер в классе |
|
Деструктивный лидер в микрогруппе, состоящей из «трудных» обучающихся |
|
Жестокое обращение с младшими по возрасту и слабыми |
|
Ранние половые связи (если известно классному руководителю) |
|
Аморальные поступки |
|
Нетерпимое отношение к представителям иной национальности |
|
Взаимоотношения со взрослыми |
|
Конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями |
|
Грубость и бестактность в отношениях с педагогами |
|
Ложь в общении с педагогами |
|
Конфликты с родителями |
|
Ложь в общении с родителями |
|
Грубость и хамство в отношениях с родителями |
|
Проведение свободного времени |
|
Не занимается систематически в кружках, секциях и т.д. |
|
Проведение свободного времени вне дома (с друзьями на улице) |
|
курение |
|
Работа на улице |
|
Состоит в неформальных экстремистких группах, в асоциальных неформальных молодёжных объединениях |
|
Противоправные поступки |
|
Бродяжничество |
|
Попрошайничество |
|
Вымогательство |
|
Азартные игры |
|
Употребление спиртных напитков |
|
Употребление психоактивных веществ |
|
Проституция |
|
Порча имущества |
|
Нанесение телесных повреждений в результате драки |
|
Состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав |
|
Состоит на внутришкольном учёте |
|
Кражи |
|
Грабежи |
|
Разбой |
|
Убийства или попытки убийства |
|
Поджоги |
|
Садизм |
|
Угон автомашин |
|
Хулиганство |
|
Противоправные действия сексуального характера |
|
Попытки суицида |
|
Форма 2. Анкета для родителей
Уважаемы родители! Мы просим вас принять участие в исследовании, которое направлено на выявление проблем в поведении обучающихся в целях совершенствования воспитательной работы в школе. Анкетирование проводится анонимно, просим вас быть искренними. Сделайте отметку в третьем столбце напротив описания поведения, которое наблюдается у вашего ребёнка.
№ |
Отмечаете ли вы у своего ребёнка? |
Отметка |
1 |
Учебная деятельность |
|
|
Равнодушие к учению |
|
|
Нежелание учиться |
|
2 |
Поведение |
|
|
Систематические нарушения дисциплины |
|
|
Нецензурная брань, жаргонная речь |
|
|
Порча школьного имущества |
|
|
Срыв уроков |
|
|
Драки |
|
|
Побеги из школы |
|
|
Невыполнение обязанностей |
|
3 |
Взаимоотношения со сверстниками |
|
|
Изолированное положение в классе |
|
|
Противопоставление себя коллективу |
|
|
Деструктивный лидер в классе |
|
|
Деструктивный лидер в микрогруппе, состоящей из «трудных» обучающихся |
|
|
Жестокое обращение с младшими по возрасту и слабыми |
|
|
Ранние половые связи (если известно классному руководителю) |
|
|
Аморальные поступки |
|
|
Нетерпимое отношение к представителям иной национальности |
|
4 |
Взаимоотношения со взрослыми |
|
|
Конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями |
|
|
Грубость и бестактность в отношениях с педагогами |
|
|
Ложь в общении с педагогами |
|
|
Конфликты с родителями |
|
|
Ложь в общении с родителями |
|
|
Грубость и хамство в отношениях с родителями |
|
5 |
Проведение свободного времени |
|
|
Не занимается систематически в кружках, секциях и т.д. |
|
|
Проведение свободного времени вне дома (с друзьями на улице) |
|
|
курение |
|
|
Работа на улице |
|
|
Состоит в неформальных экстремистких группах, в асоциальных неформальных молодёжных объединениях |
|
6 |
Противоправные поступки |
|
|
Бродяжничество |
|
|
Попрошайничество |
|
|
Вымогательство |
|
|
Азартные игры |
|
|
Употребление спиртных напитков |
|
|
Употребление психоактивных веществ |
|
|
Проституция |
|
|
Порча имущества |
|
|
Нанесение телесных повреждений в результате драки |
|
|
Состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав |
|
|
Состоит на внутришкольном учёте |
|
|
Кражи |
|
|
Грабежи |
|
|
Разбой |
|
|
Убийства или попытки убийства |
|
|
Поджоги |
|
|
Садизм |
|
|
Угон автомашин |
|
|
Хулиганство |
|
|
Противоправные действия сексуального характера |
|
|
Попытки суицида |
|
Форма 3. Общие сведения по школе «Обучающиеся в различных видах деятельности»
(заполняется педагогом-психологом)
Класс______
№ |
Виды деятельности |
Класс, количество обучающихся |
Количество по каждому критерию |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
Д
|
||
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
|||||
1 |
Учебная деятельность |
|
|
|||||||||||
|
Равнодушие к учению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нежелание учиться |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Поведение |
|
|
|||||||||||
|
Систематические нарушения дисциплины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нецензурная брань, жаргонная речь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порча школьного имущества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Срыв уроков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Драки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Побеги из школы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Невыполнение обязанностей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Взаимоотношения со сверстниками |
|
||||||||||||
|
Изолированное положение в классе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Противопоставление себя коллективу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Деструктивный лидер в классе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Деструктивный лидер в микрогруппе, состоящей из «трудных» обучающихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жестокое обращение с младшими по возрасту и слабыми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ранние половые связи (если известно классному руководителю) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аморальные поступки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нетерпимое отношение к представителям иной национальности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Взаимоотношения со взрослыми |
|||||||||||||
|
Конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грубость и бестактность в отношениях с педагогами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ложь в общении с педагогами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конфликты с родителями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ложь в общении с родителями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грубость и хамство в отношениях с родителями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Проведение свободного времени |
|||||||||||||
|
Не занимается систематически в кружках, секциях и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведение свободного времени вне дома (с друзьями на улице) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
курение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа на улице |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Состоит в неформальных экстремистких группах, в асоциальных неформальных молодёжных объединениях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Противоправные поступки |
|||||||||||||
|
Бродяжничество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Попрошайничество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вымогательство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Азартные игры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Употребление спиртных напитков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Употребление психоактивных веществ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проституция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порча имущества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нанесение телесных повреждений в результате драки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Состоит на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Состоит на внутришкольном учёте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кражи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грабежи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разбой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Убийства или попытки убийства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поджоги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Садизм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Угон автомашин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Хулиганство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Противоправные действия сексуального характера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Попытки суицида |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.