муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78»
Проект
«Моя новая школа»
Разработчик:
Хайлютдинова А.С.
2015 г.
г. Каменск-Уральский
Актуальность проекта.
Общеизвестно, что стратегические цели президентской инициативы «Наша новая школа» направлены прежде всего, на формирование человека XXI века: конкурентоспособного, профессионального, социально мобильного, высоконравственного, культурного, здорового.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала.
Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления.
Развивая мышление ребенка на каждом возрастном этапе создается как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения приобретенные в дошкольный период будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность действовать «в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в ненужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
Цель проекта: создание необходимых условий для развития логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе инновационных технологий.
Задачи проекта:
1. Изучить психолого — педагогическую и методическую литературу по теме проекта.
2. Создать условий для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий.
3. Поиск эффективных путей взаимодействия детского сада и семьи в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать план работы с использованием инновационных технологий на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.
5. Организовать образовательное игровое пространство через обновление предметно — развивающей среды.
Краткая аннотация проекта.
Данный проект направлен на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста. В нём представлено перспективное планирование работы с детьми с использованием инновационных технологий и план работы с родителями. Реализация проекта осуществляется при сочетании игровых методов и методов прямого обучения.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Сроки реализации проекта: июль 2016 г. — май 2017 г.
Тип проекта: исследовательский
Ожидаемый результат.
Образовательный аспект.
· Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков.
· Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
·
Развивающий аспект.
· Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
· Развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы.
·
Воспитательный аспект.
· Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Реализация проекта «Моя новая школа»
I этап - подготовительный
№ п.п. |
Содержание образовательной деятельности |
Цель деятельности |
Сроки проведения |
1. |
Изучение и анализ психолого — педагогической и методической литературы по теме проекта. |
Подбор методической и справочной литературы. |
Июль 2016 г. |
2. |
Обновление содержания предметно — развивающего пространства группы. |
Подбор необходимых игр и упражнений для практического обогащения проекта. |
Август 2016 г. |
3. |
Разработка перспективного планирования работы с детьми, родителями. |
Разработка системы занятий с использованием инновационных технологий и плана работы с родителями. |
Август 2016 г. |
4. |
Анкетирование родителей. |
Анализ значимости проекта для родителей. |
Сентябрь 2016 г. |
5. |
Диагностика уровня логического мышления детей старшего дошкольного возраста. |
Изучение уровня развития логического мышления детей, выявления уровня развития операций логического мышления, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. |
Сентябрь 2016 г. |
II этап — основной
Совместная деятельность |
Самостоятельная деятельность |
|
|
Сентябрь |
1. Конструирование «Лодочка» (двухцветный квадрат Воскобовича.) Цель: развитие мелкой моторики, развитие мыслительных операций. 2. Д/и «Лабиринт» (блоки Дьенеша) Цель: продолжать учить детей читать знаки символы. 3. «Цветные коврики — 2» (палочки Кюизенера) Цель: углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.
|
1. Игра «Сложи узор»: «Сова», «Жук» Цель: конструирование с опорой на схему, развитие комбинаторных способностей. 2. Конструирование из блоков Дьенеша Цель: развитие творческих способностей. 3. Конструирование «Портрет Мурашика» («Чудо – Соты») Цель: развитие воображения. |
|
Октябрь |
1. Д/и «Помоги Чебурашке» (блоки Дьенеша) Цель: упражнять детей в группировке геометрических фигур; развивать наблюдательность, внимание, память. 2. Игра «Прозрачный квадрат» (В. Воскобович) Цель: познакомить с эталонами формы и величины, соотношением целого и части. 3. Д/и «Измерение с помощь палочки - мерки» (палочки Кюизенера) Цель: учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать. 4. Д/и «Найди меня» (блоки Дьенеша) Цель: развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.
|
1. Игра «Сложи узор» Цель: конструирование без опоры на схему развитие мыслительных способностей. 2. Игра Магнитный конструктор «Магформерс» Цель: развитие воображения, творчества. 3. Игра «Квадрат Воскобовича» Конструирование «Конверт», «Домик», «Летучая мышь» Цель: развивать мелкую моторику, пространственное мышление. |
|
Ноябрь |
1. Д/и «Дополни» (палочки Кюизенера) Цель: упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление. 2. Д/и «Уникуб» Цель: познакомить с новой игрой, учить мыслить пространственными образами, умению комбинировать объёмные фигуры. 3. Д/игра «Волшебное дерево» (блоки Дьенеша) Цель: развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление. 4. Игра «Прозрачный квадрат» (В.Воскобович) «Парусник», «Самолётик». Цель: продолжать учить конструировать фигуры, опираясь на схемы в масштабе 1:1; развивать воображение. |
1. Конструирование из блоков Дьенеша, с опорой на закодированную схему. Цель: закреплять умение читать кодовое обозначение фигур. 2. Игры с «Волшебным квадратом». Цель: вспомнить по схемам складывание предметов. 3. Игра-головоломка Воскобовича «Три кольца» Цель: соединить части головоломки таким образом, чтобы в результате получились три пересекающихся между собой кольца.
|
|
Декабрь |
1. Д/и «Украшаем ёлочку мы в просторном зале» (блоки Дьенеша) Цель: развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур; развивать воображение, мелкую моторику при изготовлении аппликации. 2. Игра «Прозрачный квадрат» «Лошадка»(В. Воскобович) Цель: учить конструировать фигуры по схемам в масштабе 1:1, следуя правилам сложения из геометрических фигур. 3. Д/и «Запомни» (палочки Кюизенера) Цель: развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера. 4. Д/игра: «Найди такую же» (блоки Дьенеша) Цель: упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме |
1. Игры с «2- х цветным квадратом». Составление сказок, придумывание новых фигур; самостоятельные игры с волшебным квадратом. Цель: развивать мелкую моторику руки; пространственное мышление; творческое воображение. 2. Игра – головоломка «Танграм» Цель: развитие логического мышления, воображения. 3. Игра «Волшебная восьмёрка» Цель: закреплять умение выкладывать цифры. |
|
Январь |
1. Игра «Геоконт» (В. Воскобовича) Цель: познакомить с новой игрой, сочетать конструирование со сказкой; развивать мелкую моторику. 2. Игра «Волшебный поясок» Цель: познакомить с новым вариантом игры; развивать связную речь. 3. Д/игра: «Перемещение» (блоки Дьенеша) Цель: Упражнять в классификации геометрических фигур по цвету и форме. Развивать пространственное, логическое мышление. Развивать восприятие, внимание.
|
1. Игра «Уникуб» Цель: развивать умение конструировать из объёмных фигур. 2. Игра «Чудо соты» (конструирование по схемам) Цель: развитие воображения. 3. Игра «Сложи узор» (Кубики Б.П. Никитина) Цель: развивать способность детей к анализу и синтезу — важным мыслительным операциям. |
|
Проект «Путешествие в страну Сообразилию» Цель: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр - головоломок. |
|
||
Февраль |
1. Игра «Прозрачная цифра» (В. Воскобович) «Разноцветные полоски», «Сколько плосок» Цель: познакомить с правилами новой игры; развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать и сопоставлять. 2. Игра «Геоконт» Цель: конструирование прямоугольников; развивать мелкую моторику. 3. Д/и «Найди такую же» (блоки Дьенеша) Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме. 4. Д/и «Кто где живёт» (палочки Кюизенера) Цель: Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину). |
1. Конструирование из блоков Дьенеша. Цель: развитие воображения, логического мышления. 2. Игра «Чудо – Цветик» Цель: развитие воображения, логического мышления. 3. Игра «Прозрачный квадрат» Цель: развитие логического мышления, пространственных представлений. 4. Игра Магнитный конструктор «Магформерс» Цель: развитие воображения, творчества.
|
|
Март |
1. Д/и «Волшебный поясок» «Угадай с трёх раз» Цель: развитие логического мышления, умения чётко формулировать вопрос. 2. Игра «Логоформочки» (В.Воскобович) Цель: познакомить с новой игрой; развивать координацию «глаз – рука», развивать внимание, умение сравнивать и анализировать. 3. Д/игра: «Алгоритм» (блоки Дьенеша) Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их признаками и свойствами. Развивать умение размещать блоки в определённой последовательности. Развивать внимание, пространственное мышление. |
1. Игра «Уникуб» Цель: закреплять умение конструировать из объёмных фигур. 2. Игра – головоломка «Танграм» Цель: развитие логического мышления, воображения. |
|
Апрель |
1. Д/и «Кроссворды с блоками» (блоки Дьенеша) Цель: развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении из частей видеть целое. 2. Игра «Логоформочки» «Вершки – корешки» Цель: развивать умение выстраивать логические связи и зависимости, процессы внимания и памяти. 3. Игра «Геоконт» Составление предметов из разных геометрических фигур (домик, ракета). Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, творческое воображение.
|
1. Игры с «4- х цветным квадратом». Составление сказок, придумывание новых фигур; самостоятельные игры с волшебным квадратом. Цель: развивать мелкую моторику руки; пространственное мышление; творческое воображение. 2. Игра «Прозрачный квадрат» Цель: развитие логического мышления, пространственных представлений. 3. Игра «Колумбово яйцо» Цель: учить читать схематические изображения, выстраивать образ по схеме. |
|
Проект «В поисках сокровищ» Цель: способствовать развитию воображения дошкольников, используя программируемого мини — робота Bee – Bot, способствующего формированию у детей логического мышления, пространственной ориентации. Закреплять умение программировать мини — робота Bee – Bot. |
|
План работы с родителями.
Месяц |
Содержание образовательной деятельности |
Цель деятельности |
Сентябрь 2016 г. |
Консультация «Развитие логического мышления как одно из условий успешного обучения в школе». |
Активизировать знания родителей о пользе развития логического мышления. |
Октябрь 2016 г. |
Встреча с педагогом психологом. |
Дать понятие формирования мыслительных операций у дошкольников. |
Ноябрь 2016 г. |
Советы для родителей «Развивающая предметная среда дома». |
Дать родителям ряд рекомендаций для создания центра сенсорного развития дома. |
Декабрь 2016 г. |
Индивидуальные консультации для родителей о выборе игр. |
Оказать помощь в выборе игр, соответствующих возрасту детей. |
Январь 2017 г. |
Буклет «Совместные игры дома» |
Побудить к совместной деятельности родителей и детей в совместных играх. |
Февраль 2017 г. |
День открытых дверей. |
Показать наглядную модель организации и проведения игр на развитие логического мышления. |
Март 2017 г. |
Круглый стол «Какие логические игры и конструкторы выбрать» |
Побудить родителей обратить внимание на многообразие логических игр и конструкторов, научить их выбирать полезные, развивающие мышление и память детей игры. |
Апрель 2017 г. |
Игра «Мегамозг» |
Повышение активности родителей в развитии логического мышления детей для успешного обучения в школе. |
Май 2017 г. |
Родительское итоговое собрание «Нужно ли развивать мыслительную деятельность детей?» Анкетирование. |
Подвести итоги совместной работы педагогов и родителей по развитию логического мышления детей. |
III этап - заключительный
№ п.п. |
Мероприятие |
Цели |
Сроки проведения |
1. |
Подведение итогов по реализации проекта. |
Презентация опыта работы для педагогов ДОУ по формированию навыков мыслительной и интеллектуальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. |
Май 2017 г. |
2. |
Итоговая диагностика уровня логического мышления детей старшего дошкольного возраста. |
Оценка эффективности проекта. |
Май 2017 г. |
Список литературы.
1. Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003.
2. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.
3. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. – Москва, 2008.
4. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. - Оникс-СПб, 2006.
5. Кузьмина В.А. Открываем мир цветной алгебры с помощью палочек Кюизенера. – Новочебоксарск, 2011.
6. Любченко И.И. Педагогические основы развития логического мышления у старших дошкольников, инновационные подходы выполнения концепции развития дошкольного образования2010 — 2016 г.: Учебно-методическое пособие. - Умань: ИПЦ «Визави», - 2011. - 134с.
7. Михайлова З.А. Логика и математика для дошкольников [Текст]/ З.А. Михайлова. – СПб. Издательский дом “Литера”, 2000. – 97с.
8. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры с палочками Кюизенера. – Москва, Мозаика-Синтез, 2010.
9. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст]: методическое издание /Р.Л. Непомнящая, Е.А. Носова. – СПб. Акцидент, 2000.– 121с.
10. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007.
11. Панова Е.Н. дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Е.Н.Панова. – Воронеж. ТЦ “Учитель”, 2006. – 79с.
12. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. — М., 2013.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.