Проект: «Может ли пустыня быть цветущим садом?». Путешествие в «Страну миражей»
Оценка 4.7

Проект: «Может ли пустыня быть цветущим садом?». Путешествие в «Страну миражей»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
4 кл
02.05.2020
Проект: «Может ли пустыня  быть цветущим садом?».  Путешествие в «Страну миражей»
Проект: «Может ли пустыня быть цветущим садом?». Путешествие в «Страну миражей»
Литовченко Анна_МБОУ СШ № 22_Проект Пустыня.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 22»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательский проект

 

 

 

Тема: «Может ли пустыня

быть цветущим садом?».

Путешествие в «Страну миражей»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Литовченко Анна ,

ученица 4 А класса,

Руководитель: Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижневартовск

 

Введение.

 На уроке окружающего мира мы изучали тему «Природные зоны России» и меня очень удивили слова арктическая  пустыня. Раньше я думала, что пустыня бывает только там, где очень жарко, например, в Африке, а, она находится  на юге России и занимает небольшую площадь по берегам Каспийского моря.

 Удивительные места: реки без устьев, озёра, без стоков, «сухие дожди», деревья без листьев, леса без тени. Такой лес нельзя сплавлять, из него нельзя строить, его никогда не пилят и не рубят, и там бывает «летний веткопад».  О каком лесе идет речь?

Тема вызвала у меня интерес и главный вопрос, на который я хочу получить ответ: «Может ли пустыня быть цветущим садом?» Цель моей работы: изучить разнообразную литературу,  провести опыты и доказать, что пустыня может быть цветущим садом.

Я поставила перед собой такие задачи:

      Познакомиться с особенностями пустыни, её растительным и животным миром.

      Устанавливать зависимость растительного и животного мира пустыни от её природных условий.

      Провести несложные опыты и сделать выводы.

Путешествие в «Страну миражей».

*     Если вы любите путешествовать по земному шару,

*     Хотите узнать секреты живой и неживой природы,

*     Желаете получить ответы на сложные вопросы,

* А также провести с нами интересные исследования, то
приступайте к изучению нашего проекта.

3 пути ведут к познаниям:

         Путь размышления самый благородный, путь подражания самый лёгкий, путь опыта самый горький! Поэтому свою работу я начну с описания проведённых мною опытов.

Темы самостоятельных исследований:

1.  Как в пустыне происходит испарение воды?

2.           Что такое солнечный свет и его влияние на климат пустыни.

3.          Откуда кактус в пустыне берет воду и для чего ему колючки?

4.           Условия жизни в пустыне и смена времён года.

5.  Могут ли в пустыне быть мороз и снег?

6.           Нужны ли пустыне растения и животные?

  Цель исследования:

1. Провести опыт «Испарение воды».

2. Определить состав солнечного света и его влияние на климат пустыни.

3. Выяснить строение кактуса и для чего ему колючки.

4. Охарактеризовать условия жизни в пустыне.

Опыт 1.На горящую спиртовку поставили металлическую крышку и стали понемногу лить воду. Вода испарялась. Пар невидим, и, чтобы доказать его существование, над крышкой щипцами держали холодное блюдце, на котором собирался конденсат. Этим мы доказали что и в пустыне, где горячий песок, вода быстро испаряется. (Там осадков мало, а испарение от 7 до 60 раз больше.)

Опыт 2.На пути солнечного луча я поставила лист бумаги с маленьким отверстием, а за ним стеклянную призму. Солнечный луч, проходящий через небольшое отверстие и призму, направили на белый экран. На нём я увидела цветовые полосы, похожие на радугу - это солнечный спектр.

Вывод. Я узнала, что освещение в разных поясах зависят от длины дня, прямого или рассеянного света, состава солнечного спектра. Например, в тундре короткое лето, длинные полярные дни и очень короткие светлые ночи. Солнце даёт рассеянный свет, больше сине - фиолетовых лучей, но мало красных. А в пустыне летом и дни светлее и их количество больше. Там преобладает прямой солнечный свет, а в его составе больше красных лучей. Свет нужен для жизни растений.

А откуда кактус в пустыне берёт воду? Гипотезы: из воздуха, из песка, из-под земли, ему не нужна вода, так как в самом кактусе она есть. 

Опыт № 3.Я поливала цветы на подоконнике и заметила, что листья фиалок поникли, и они не так плотны, как раньше, а кактусы не изменились. Я ещё несколько дней не поливала их, но наблюдала за тем, чтобы они не засохли. К концу недели я полила все цветы, кроме кактусов. Их я не поливала ещё несколько недель, но они не погибли. Потом я узнала, что зимой их поливают редко, а избыток воды приводит к загниванию.

Я разрезала вдоль детки двух разных кактусов. У одного стебель был мясистый, у другого - полый, но оба они содержали большое количество влаги.

Характеристика пустынь разных поясов.

         Бывают ли бури без дождя, реки, без устья, «сухие дожди»?

Бывают. Эти чудеса можно найти в Австралии, Африке, Америке, Азии. Это пустыни. Они занимают около 22% суши.

Поверхность пустынь различна. Есть каменистые пустыни, усеянные камнем и галькой, песчаные с движущимися барханами, и с глинистыми почвами. В Сахаре есть даже горы. 

Пустыня - это всегда страна солнца. Над ней почти всегда яркое, безоблачное небо. Жёлтое и голубое. Пустыня - это жёлтое и голубое. Жёлтое - пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и ещё дальше за горизонтом. Голубое - это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опаленная солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, - вот такая пустыня.

Я сравнила пустыни разных поясов. Для всех пустынь характерны общие черты: интенсивная солнечная радиация, континентальный климат с самым жарким летом на Земле, песчаные почвы днём нагреваются до 90, и быстро остывают ночью, пересыхающие реки и озёра. Есть места, где в год выпадает 1 мм осадков. В других местах дождя не бывало 400л.

Ни одна река не начинается в пустыне, лишь некоторые  пересекают её. Бывает, дождь испаряется, не долетев до земли.

Жаркие места бывают холодными:-20 - 30 – в азиатских пустынях. В Сахаре и в Долине Смерти в Америке до +57 ,  а зимой по ночам бывают заморозки.

 

Растительный мир пустынь.       Растения  пустыни очень  скудны, а местами их вообще нет. Там есть травы,  деревья, кустарники. Весной они пёстрым ковром устилают пустыни, но не долго. Растёт солянка, полынь, верблюжья колючка, алоэ, молочай, песчаная акация. Саксаул – настоящее дерево пустыни, хорошо переносит засуху. Осенью созревают плоды, и, попав в почву, за 2-3 дня прорастают. Сеянец растёт медленно,  корень за осень вырастает на 1м.

Там выживает мало растений. Все они по–разному борются с недостатком воды. Они имеют особые средства защиты: колючки, ядовитые побеги, глубокие корни, - это помогает им уцелеть.

Кактусы.   Они не похожи на другие растения, им привычны засуха, резкие перепады от жары к холоду, снег и мороз. Лучшая форма для жизни в пустыне – шар. Кактусы покрылись толстой кожицей, со слоем воска, или густым волосяным покровом, листья стали колючками. Побеги улавливают влагу из воздуха, а, опадая, укореняются.

Колючки бывают разными. Их длина - от 1мм до 25см. Кроме защиты они собирают влагу из воздуха. Некоторые могут обходиться без воды до 2-х лет и  хранят в стеблях до 3-х тонн воды.

Почва пустынь сухая и горячая, после дождя вода сразу уходит глубоко в песок. Поэтому у кактусов длинные корни, они расположены близко к поверхности и быстро впитывают воду.

Животный мир пустыни.     Если пески прогреваются до +90 градусов, то, как передвигаются животные и чем они питаются?

Животные приспособился к жизни в пустыне. Верблюд может выпить до 200 л. воды, а зимой не пить несколько месяцев.

Там живут антилопы, ящерицы, змеи, вараны, куланы, много скорпионов, и пауков. Почти все животные могут не пить месяцами: хищники утоляют жажду кровью убитых жертв, травоядные - влагой, растений. Тушканчик может не пить по 16 месяцев. Удав зарывается в песок. Тушканчики, суслики, зайцы, волки, лисицы в жару сидят в тени кустов или в норах. Спячка суслика длится около 9 мес.

Днем пустыня мертва. Здесь животные ведут ночной образ жизни.

Выносливость, зоркость, быстрота – вот качества, которыми пустыня наградила своих обитателей.

 

Вода в пустыне.   Реки без устьев. Озера без стоков, а есть ли в пустыне вода?

Да, есть. Хотя дожди в пустыне очень редки, глубоко под землёй немалые запасы воды, зажатые в твёрдых породах. Но есть места, где

твёрдые породы выходят на поверхность. Там, вода просачивается и образует оазис. Вокруг растут финиковые пальмы и другие влаголюбивые  растения.

 

Жизнь людей в пустыне.

А могут люди жить в пустыне?  Да они научились жить среди песков и  заставили её служить своим нуждам. Животных сделали предметом охоты, травы и кустарники – кормом для скота, деревья – топливом. Люди роют колодцы,  дождевые ямы, берут воду рек и озёр для питья и орошения. Используют пустыни для земледелия и животноводства.

Чрезмерный выпас скота, массовая вырубка саксаула разрушили растительного покрова. Песок под влиянием ветра, начинает перемещаться. Известны случаи, когда целые города в пустыне заносились песками. Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, колодцы. Но растения выпускают новые корни, и продолжают расти. Движение барханов можно остановить, есть посадить много деревьев.

 

                                 Заключение.

 В настоящее время на земле происходит опустынивание: вырубаются деревья на дрова, строятся новые дороги, города, интенсивно вырубаются леса, а это приводит к печальным последствиям: происходит обмеление рек, нарушается миграция,  равновесие в природе и растет площадь пустынь.

Много веков человек ведёт войну против пустыни, но борьба эта очень трудная. Чтобы отвоевать кусочек земли, надо затратить много труда и знаний. Люди пытаются превратить пустыню в цветущий сад. Уже запланирована и ведется работа по высадке леса широкой полосой от северного побережья к югу пустыни Сахары на 1500 км.

Так может ли пустыня быть цветущим садом?

 Да, может в двух случаях.                           

1-ый случай. В пустыне 2 времени года - короткий сезон дождей и долгий засушливый сезон. Многие растения во время сухого сезона сохраняются в виде семян глубоко в песке. Но как только пойдут дожди, они быстро прорастают и дают цветы и семена. Некоторым для этого нужно всего 8-10 дней.

Пустыня Каракумы лишь рано весной покрыта ярким ковром из цветущих растений, так как в это время повышается уровень воды в реках за счёт осадков, таяния снега и ледников в горах. Пока не исчезла весенняя влага и не наступила сильная жара, цветут тюльпаны, ирисы, маки, везде ковёр из злаков и осоки. Но не пройдёт и месяца, как пустыня примет унылый вид. Растения в пустыне не образуют сплошного покрова. Они растут пучками и редкими кустиками.

 

2 -ой случай. Если человек искусственно создаст водоёмы и займётся высаживанием деревьев и растений.

                                                                                                

 

 

 

 

 

 

                                Отчёт о проделанной работе.

Я выбрала этот проект потому, что окружающий мир – это один из любимых мною предметов. Изучая тему «Природные зоны России» меня очень удивило сочетание слов арктическая и антарктическая пустыня. Раньше я думала, что пустыни бывают только в зоне экватора, то есть там, где очень жарко, например, в Африке, а, оказывается, зона пустынь находится и на юге России. Еще мне показалось странным, что там бывают реки без устьев, озёра без стоков, «сухие дожди», не смачивающие поверхности, леса без тени, деревья без листьев, а в самый разгар лета происходит «летний веткопад».

В настоящее время на земле происходит опустынивание: вырубаются деревья на дрова, строятся новые дороги, города, интенсивно вырубаются леса, а это приводит к печальным последствиям: происходит обмеление рек, нарушается миграция и равновесие в природе и растет площадь пустынь. А можно ли человеку исправить свои ошибки и помочь природе?

         Работу над этой темой я начала с того, что изучила большое количество разнообразной литературы. Потом мы провели запланированные опыты и наблюдения, они помогли нам в доказательстве гипотез. На протяжении всей работы я делала для себя определённые выводы, которые оформлены на слайдах презентации. Ещё я хочу отметить и тот факт, что изученная литература помогла мне не только в изучении данной темы.

         И в заключение хочу сказать, что мне было очень интересно работать над данным проектом: я узнала для себя очень много полезной и интересной информации; понравилось проводить опыты в кабинете физики и наблюдения за комнатными цветами; выступать на научном обществе учащихся с данной презентацией.

         Но всё же не обошлось и без трудностей. Помимо выполнения домашних заданий приходилось подолгу сидеть в читальном зале городской детской библиотеки, перечитать очень большой объем научной литературы, я ещё не умею хорошо работать с компьютером. Но в этом учебном году я уже работаю над новым проектом.

 

 

 

                                                                                


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 22»

Введение. На уроке окружающего мира мы изучали тему «Природные зоны

Введение. На уроке окружающего мира мы изучали тему «Природные зоны

Цель исследования: 1. Провести опыт «Испарение воды»

Цель исследования: 1. Провести опыт «Испарение воды»

Бывают. Эти чудеса можно найти в

Бывают. Эти чудеса можно найти в

Колючки бывают разными. Их длина - от 1мм до 25см

Колючки бывают разными. Их длина - от 1мм до 25см

Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, колодцы

Барханы постоянно передвигаются, засыпая деревья, колодцы

Отчёт о проделанной работе. Я выбрала этот проект потому, что окружающий мир – это один из любимых мною предметов

Отчёт о проделанной работе. Я выбрала этот проект потому, что окружающий мир – это один из любимых мною предметов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020