Проект мультимедиа на уроках физики
Оценка 4.6

Проект мультимедиа на уроках физики

Оценка 4.6
docx
06.11.2022
Проект мультимедиа на уроках физики
проект мультимедиа на уроках физики.docx

Исследовательский проект.

Использование мультимедийных технологий на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Цель исследования: разработка проектов уроков физики в старших классах с использованием мультимедийных образовательных ресурсов.

Задачи:

     изучить современные системы средств обучения;

     исследовать использование интернет технологии на школьных уроках физики;

     рассмотреть типы образовательных Интернет-ресурсов для преподавания физики;

 

 

 

 

 

 


5СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 6

1   Возможности использования электронных образовательных.......................... 9

Интернет-ресурсов на уроках физики.................................................................. 9

1.1   Современная система средств обучения.................................................... 9

1.2         Использование интернет-технологий на уроках физики в старших классах  16

1.3   Типы образовательных Интернет-ресурсов для преподавания физики... 18

1.4   ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................ 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы исследования. В условиях стремительного развития информационных технологий, обуславливающих становление современного общества, существенно возрастает роль информационной грамотности человека, что является необходимым условием социализации личности. Одной из важнейших задач школы становится вооружение учащихся способностями к активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств, а одним из основных приоритетов общего образования становится формирование у учащихся информационной компетентности и умения их применять в образовательной деятельности. Очевидно, что решение этой задачи возможно лишь на основе всемерного использования новых информационных технологий в учебном процессе общеобразовательной школы.

В целях эффективного внедрения новых информационных технологий в обучение необходимо осуществить их интеграцию со всей инфраструктурой образования. Анализ методической, психолого-педагогической литературы показал, что средства мультимедиа и Интернет-технологии имеют ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения. Однако, вследствие недостаточной разработанности методики использования данных технологий на уроках физики проблема применения современных образовательных электронных ресурсов и средств мультимедиа для развития исследовательских умений учащихся оказалась не решена на практическом уровне, что обуславливает важность создания и применения данной методики и определяет актуальность темы выпускной работы.

Применение информационных технологий в образовательном процессе исследовались в трудах таких ученых, как Бородина О.В., Бешенков С.А., Липатов А.В., Шутикова М.И. и др.


Объектом исследования является образовательный процесс с применением современных электронных средств обучения в старших классах.

Предмет     исследования–     методика     использования     современных электронных средств обучения на уроках физики в старших классах.

Цель работы– разработка проектов уроков физики в старших классах с использованием электронных образовательных ресурсов.

Поставленная цель, определяет круг задач для ее достижения:

     изучить современные системы средств обучения;

     исследовать использование интернет технологии на школьных уроках физики;

     рассмотреть типы образовательных Интернет-ресурсов для преподавания физики;

     обобщить тематическое планирование уроков физики на примере учебно- тематической программы в 10 классе с использованием электронных образовательных ресурсов;

Теоретической основой работы послужили научная, педагогическая, психологическая, методическая и учебная литература по теме исследования.

Методологическую основу исследования составили аналитико- описательный, включающий анализ методических данных с последующим обобщением и описанием полученных выводов, метод системного описания, педагогическое проектирование.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости применение электронных образовательных ресурсов на уроках физики в старших классах.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработаны проекты уроков с использованием Интернет-ресурсов, которые можно применять при


проведении уроков физики, а также материалы работы могут быть использованы учителями при подготовке уроков физики и учащимися для самообразования или подготовки домашнего задания по предмету.

Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи, теоретическую и методологическую основу исследования, теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются возможности использования электронных образовательных ресурсов на уроках физики в старших классах. Вторая глава посвящена практическому использованию существующих Интернет-ресурсов в преподавании школьного курса физики в старших классах.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по данной теме.

Материалы исследования были представлены на ежегодной научно- практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (секции «Методика обучения математике и физике»).

По теме исследования опубликована статья:

Пьянзин, А.В. Использование интернет-технологий на уроках   физики   / А.В. Пьянзин, Н.Ф. Романцова // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение». 2019. – 130 с. – С.


1   Возможности использования электронных образовательных Интернет-ресурсов на уроках физики

 

1.1   Современная система средств обучения

 

 

В современных условиях, преподаватель все больше становится организатором учебной деятельности обучающихся, а не транслятором готовых знаний. Он выступает организатором, способным помочь сортировать потоки информации, быть в ней гидом и одновременно помощником в освоении навыков работы с информационными технологиями. Традиционные словесные методы обучения(рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, консультация, работа с книгой) трансформируются в аудио-, видео-, графические фрагменты, гипертекст, гипермедиа, медиалекции, форумы, чаты, видеоконференции, поэтому учебная деятельность обучающихся невозможна без использования современных систем средств обучения[26,32].

Актуальная         система          средств          обучения         обеспечивает выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС), является составной частью всех уровней информационно- образовательной среды образовательного учреждения и обеспечивает все составляющие образовательного процесса. При анализе метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий, прописанных в ФГОС основного общего образования, видно, что большинство из них базируются на методах научного познания с помощью интернет - технологий, что обусловлено требованиями, предъявляемыми к современному выпускнику школы.

В настоящее время усвоение и обобщение готовых и доступных знаний в интернет-пространстве, выступает как вспомогательное средство интеллектуального развития человека. Первоочередной задачей становится формирование компетенций, а  формирование компетенций в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обусловлено не результатом обновленного содержания, а способом их добычи,


представления. Их формирование является результатом опыта применения полученных знаний, умений.

Акцентируя внимание на практической направленности образовательного процесса, информационно-технологические компетенции не исключают знаниевого подхода. Они дополняют их, усилив практическую направленность и деятельностный характер. В литературе часто соотносят понятия компетентности и гибких умений, акцентируя внимание на том, что данное понятие не является новшеством для педагогов: произошло переименование понятия «формирование гибкого умения» в «формирование компетентности», что способствует информационной грамотности, как педагога, так и обучающегося [13,36].

Средства обучения традиционно рассматривались лишь как условие взаимодействия педагога и обучающихся, реализации того или иного метода обучения, так как изначально носителем знания являлся педагог (учитель, преподаватель), и он использовал определенные методы и средства, чтобы эти знания передать. Но если педагог не единственный носитель знания, следовательно, обучающемуся необходимо их самостоятельно получить из окружающего мира, из различного рода источников информации. Без средств обучения обучающемуся тем более не обойтись в самостоятельной образовательной деятельности. От обучающегося сегодня требуется не просто

«усваивать» предлагаемый материал, но и познавать окружающий мир, вступая с ним в активный диалог; осуществлять сбор, обработку и преобразование информации; самому искать ответы и не останавливаться на дос- тигнутом[17,37].

В настоящее время широко распространены три подхода к разработке, конструированию и использованию средств обучения[18,21].

В соответствии с положениями первого подхода средства обучения никоим образом не влияют на качество приобретаемых обучающимися знаний и опыта деятельности, поэтому их использование необязательно, достаточно доски и мела, ясного объяснения. В этой позиции средства обучения отождеств-


ляются со средствами наглядности и контроля. Все остальные создают комфорт, без которого можно обойтись, чтобы не баловать обучающихся. В этой концепции явно недооценивается роль практической деятельности обучающихся в процессе обучения, игнорируется явление интериоризации и преувеличивается роль механического заучивания. Основной считается репродуктивная умственная деятельность по образцу, а речь рассматривается как средство выражения мыслей. Этот подход считается устаревшим.

Второй подход абсолютизирует роль средств обучения, которые рассматриваются как главные и единственно обеспечивающие достижение цели, а все остальные компоненты (методы, организационные формы) должны соответствовать и обусловливаться спецификой средств обучения.

Третий подход заключается в рассмотрении средств обучения, прежде всего, в системе деятельности педагога и обучающихся. Они выполняют определенные функции и обеспечивают в совокупности с другими компонентами приобретение обучающимися знаний и опыта деятельности определенного качества и обеспечивают умственное развитие обучающихся. Разработка и использование новых средств обучения неизбежно ведут за собой изменение состава действий и операций, и если новые действия более эффективны, то улучшается качество знаний и повышается умственное развитие обучающихся. Это следует из известной дидактической за- кономерности о том, что качество знаний обучающихся зависит от использования в учебной деятельности средств обучения.

Прежде чем говорить о построении системы современных средств обучения необходимо остановиться и выбрать одну из классификаций, являющихся важным технологическим основанием формирования любой системы материальных средств обучения[25,38].

Объекты, которые применяются в качестве средств обучения, имеют определенные характеристики (свойства), такие как возможность, их аудиовизуального восприятия, технология применения, системность, назна- чение и т. д. Каждая характеристика может служить основанием для их


классификации. Средства обучения можно классифицировать по различным основаниям: по субъекту деятельности, по составу объектов, их функции в учебном процессе, отношению к учебной информации и т. д. [13,19].

В настоящее время для отдельных учебных курсов приняты разнообразные классификации средств обучения, но, выбрав педагогический подход к классификации, основанной на формировании представления об окружающей действительности и организации разнообразных видов учебной деятельности учащихся, в основе всех существующих, лежит классификация, предложенная С.Г. Шаповаленко [8,16]. По данной классификации можно выделить следующие группы средств обучения: натуральные объекты; изображения и отображения натуральных объектов; средства обучения, представляющие описание предметов и явлений условными средствами; технические средства обучения. Эти группы представлены в таблице 1.

 

Таблица 1–Группы средств обучения

 

 

Группы

 

Средства обучения

Появившиеся средства обучения вместо существующих или (+)

дополнительно

Натуральные объекты

Микропрепараты,                реактивы, материалы, посуда, принадлежности, технические приспособлениястанки, машины, аппараты, установки

 

Изображения      и отображения натуральных объектов

Модели, муляжи, рисунки, картины, портреты,                   фотоматериалы, диафильмы,                    диапозитивы, кинофильмы, транспаранты

Видео- и звукозаписи Радио-и телепередачи

Управляемые ПК модели станков, устройств, учебных роботов,           на           основе конструкторов

Диапозитивы, видео- и аудиозаписи на магнитных и оптических компакт дисках

Описание    пред- метов и явлений условными средствами

Текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельной работы)

Учебно-методические комплексы (УМК), учебники с гипертекстом и гипермедиа, таблицы,     схемы,     графики, диаграммы, планы, карты на

магнитных     и      оптических компакт дисках

Продолжение таблицы 1


Информацион- ные сети

 

Телекоммуникационные сети

Техническиесред

Кинопроекторы,          диапроекторы,

Мультимедиа-проектор,жк-

ства

графопроекторымагнитофоны,

панелимультимедиа

Обучения

видеомагнитофоны, телевизоры

проигрывательмультимедиа-

 

лингафонные                     устройства,

персональный       компьютер,

 

тренажеры,                       электронно-

моделирующие     программы,

 

вычислительная техника

программы мультимедиа

 

 

Цифровые          видео-          и

 

 

фотокамеры,     интерфейсные

 

 

устройства, датчики физико-

 

 

химических                величин,

 

 

видеоадаптеры,           модемы,

 

 

устройства связи, принтеры,

 

 

плоттеры,                    сканеры,

 

 

интерактивные экраны

 

Развитие микропроцессорной техники привело к созданию новых универсальных средств обучения, которыми необходимо овладеть современному педагогу. Более того, современный преподаватель должен нау- читься создавать необходимые системы средств обучения и овладеть современными технологиями их создания.

Таким образом, как видно из таблицы 1, только группа натуральных объектов не претерпела существенных изменений в связи с развитием микропроцессорной техники, да и то, если взять оборудование учебных мастер- ских станками, аппаратами и установками, управляемыми ПК, то и в этой группе будет наблюдаться качественное изменение средств обучения [3,36].

При рассмотрении эволюционного развития средств обучения наблюдается прямое выполнение философского закона перехода количества в новое качество, а также прохождение интеграционных процессов. Появление ПК является результатом интеграции не только ряда технических устройств, но единения машины и человека, обеспечивающего проявление синергетического эффекта, когда целое (социальный интеллект) оказывается существенно выше по степени своей разумности и информационной мощности любой ее составляющей. Этот эффект еще более усиливается, когда ПК соединяются в единую телекоммуникационную сеть.

Поэтому в наступившей эпохе глобальных информационных технологий


технической базой стал персональный компьютер, а методической – цифровое представление информации, в результате чего[14,38]:

     информация однородна: текст, звукоряд, видеоряд представляются единым образом в цифровом виде;

     информацию легко сохранять: она в цифровом виде не искажается при копировании, оптические носители информации имеют только гарантийный срок хранения десятки лет;

     информацию легко перерабатывать: все операции от рутинных (например, поиск информации) до творческих (например, ее преобразование) на компьютере проводятся либо автоматически, либо автоматизированы участием человека).

В таблице 2 рассмотрим преимущества и недостатки современных форм обучения на основе интернет-технологий в образовательном процессе.

 

Таблица 2 Преимущества и недостатки современных форм обучения на основе интернет-технологий

Преимущества

Недостатки

Возможность оперативной передачи и представления обучаемомуинформации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и

динамичной, текстовой и графической);

Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем, отсутствие эмоциональной окраски знаний

Возможность оперативного изменения информации с рабочего места преподавателя;

Организация компьютерного обучения требует соблюдения целого ряда индивидуально- психологических условий. Для такого обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат зачастую напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

Возможность организации электронных аудио и видеоконференций, деловых игр, в том числе в режиме реального времени.

Недостаточная        компьютерная        грамотность обучающихся   и   обучаемых,   отсутствие   опыта компьютерного обучения, многие преподаватели еще не готовы к такому методу преподавания,

отдавая предпочтение классическому;

Продолжение таблицы 2

 

Возможность    доступа    к    различным источникам   информации,   удаленным

базам      данных,      работы      с      этой

Недостаточная      интерактивность     современных курсов       обучения.       В       настоящее        время

содержательную        основу        многих        курсов


информацией;

составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых

текстовых заданий

Хранение информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности                   времени, возможность ее редактирования,

обработки и т.д.

Сложность администрирования процесса и мотивации к слушанию

Возможность учиться удаленно от места обучения и в любое время, что позволяет выработать индивидуальный

график обучения

Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны, при этом иметь высокую стоимость создания.

 

Чтобы   педагог   смог   построить   индивидуальную   систему    средств обучения по изучаемой дисциплине и воспользоваться ею, он должен[24,10]:

     знать и уметь пользоваться персональным компьютером и рядом программ- ных средств;

     уметь работать в информационных сетях;

     создавать и использовать средства обучения группы «Описание условными средствами и отображение натуральных объектов и явлений».

С помощью рассмотренной системы средств обучения появляется возможность поднять на новый качественный уровень демонстрационный и лабораторный эксперимент, повысить не только интерес обучающихся, но и обеспечить условия их творческого подхода к обучению, позволяя работать как самостоятельно, так и по заданию учителя. Педагогу данная система средств обучения позволит реализоваться в своем новом качестве организатора самостоятельной (коллективной, совместной и индивидуальной) учебной деятельности обучающихся.

Таким образом, современная система средств обучения позволяет заниматься процессом обучения индивидуально, в творческих группах, классах или аудиториях. Она позволяет как обучающемуся, так и преподавателю заниматься поиском и сбором новой информации, разрабатывать и создавать современные средства обучения.


1.2 Использование мультимедийных технологий на уроках физики в старших классах

 

 

В настоящее время существует достаточно много цифровых форм работы на уроках, но наиболее распространенными являются: интернет- конференция; практикумы; дистанционное обучение; презентации (как наглядный вариант лекционного и практического материала, представленного на экране компьютера). В основе всех форм обучения, с помощью Интернет- технологий лежат интерактивные методы обучения.

Интерактивные методы обучения с помощью Интернет-технологийпо своей сути это методы, позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение учащегося в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. К этим методам следует отнести[14,37]:

     метод модерации, который позволяет «заставить» обучающихся действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы;

     метод кейсов (Casestudy) – метод анализа ситуаций (метод, где учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики);

     презентацию.

Применение интернет-технологий при обучения физике строится на схемах взаимодействия «учитель = обучающийся» и «обучающийся = обучающийся». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель выполняет лишь роль помощника. Его задача – создать условия для инициативы обучающихся.

 

Задачи интерактивных методов обучения [13,18]:

     научить самостоятельному   поиску,   анализу   информации   и   выработке


правильного решения в конкретной ситуации;

     научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения;

     научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы технологий интернет обучения, применяющиеся на уроках физики, могут быть следующие[12,34]:

     интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами;

     метод проектов самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита на уроке физики;

     BarСаmr, или антиконференция. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходят поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

     Интеллект-карты– технология структурирования и анализа информации, способствующая значительному улучшению качества интеллектуального труда. Одно из достоинств технологии интеллект-карт–это наглядность и легкость восприятия представленной информации, большие массивы самой разной информации структурируются и легко усваиваются. Интеллект-карты также называют ментальными картами, картами памяти. Ментальные карты находят самое широкое применение на уроках физики:

     запоминание: подготовка к экзаменам, запоминание лекций, учебников, списков и пр.;

     презентации: проведение занятий, деловых встреч и переговоров;

     планирование: планирование времени, бюджета, разработка новых идей для обучения или любого мероприятия, составление планов на неделю, месяц и т. д.;

     мозговой штурм: генерация идей, коллективное решение задач;


     принятие решений: дает четкое видение предмета

Обобщая материал, можно выделить обязательное условиеприменения интернет технологий в процессе обучения -сотрудничество в процессе общения учителя и обучающихся, обучающихся между собой.

Сегодня все более важное значение приобретает «обучение в процессе деятельности» (learningby-doing) и способность к новаторству, определению собственной траектории обучения. В области образования и воспитания произошло перемещение интереса от «хранителей» к «соискателям» знания[15,10].

Таким образом, интернет обучение с использованием соответствующих программных средств позволяет реализовать субъектно-субъектный подход в организации учебных взаимодействий и способствует формированию активно- познавательной позиции обучающихся, что соответствует актуальным учебным потребностям современного образовательного процесса.

 

1.3   Типы образовательных Интернет-ресурсов для преподавания физики

 

 

В образовательном процессе для преподавания физики в условиях все большей цифровизации обучающей среды могут использоваться различные типы образовательных Интернет-ресурсов[20,35].

Для образовательного процесса, в современных условиях выделяют следующие основные типы образовательных Интернет-ресурсов (рисунок1).

Информационные источники сложной структуры (ИИСС)– к таким ресурсам относятся строго структурированные цифровые материалы (тексты, видеоуроки, аудиолекции, презентации, интерактивные модели и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области[17,36].


 

Рисунок 1 –Типы образовательных Интернет-ресурсов

 

 

Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) –полный набор учебно-методических материалов и средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, способствующих освоению учащимися дисциплины в соответствие с программой учебного плана. Сюда включены лекции, конспекты, готовое домашнее задание с решением, дополнительные материалы для самостоятельного изучения.

Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) носит вспомогательный характер, выражающиеся в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса[8,6].

Классификация видов образовательных ресурсов при преподавании физики относятся:

     наглядные ресурсы обучения, которые можно применять как на личных девайсах (система BYOD-BringYourOwnDevice(«Принеси свое личное устрой- ство»), так и на устройствах образовательного учреждения;

     практические ресурсы обучения.

 

 

 

 

Наглядные методы обучения физики реализуются через:

     интерактивные интеллект-карты(mindmaps) (например, FreeMind: http://www.softslot.com/software-2047-freemind-windows.html);

     интерактивные компьютерные «истории» (например, сайт «Выбор будущего» в игровой форме подготавливает к сдаче тестов и экзаменов по физике: httр://выбор будущего.рф);

     виртуальные музеи физики, ленты времени (timeline), (например, сервис для создания хроник: https://chronolines.ru/constructor/line/all/);

     иллюстрации учебного материала, выполненные с помощью инструментов дополненной реальности (например, «Увлекательная реальность» - образовательный комплекс для проведения интерактивных 3D-уроков по физике: http:// funreality. ru/ru/products/physics, html);

     приложения в игровой форме для мобильных устройств (например, приложение для изучения физики «Физика.Супертренинг»: https:// play, google. com) ит.д.

Практические методы обучения (упражнения, лабораторные и практические работы, расчетные задачи) модифицируются в[2,14].:

     компьютерные практикумы (например, виртуальные практикумы «Физикон»: http:// physicon.ru/products/courses/catalog/342/; сайт «Виртуальная образовательная лаборатория» http://www.virtulab.net);

     интерактивные тесты (например, сервис Proprofs: https://www.proprofs.com; сервис StudyStack: http://www.studystack.com);

     компьютерные тренажеры(например, интерактивный тренажер по физике

«Сила Ампера»: http://www.uchportal.ru);

     компьютерные интерактивные обучающие игры (например, генератор QR- викторин: http://www. classtools. net/ QR/create. php);

     виртуальные экскурсии (например, по «Ньютон парку»);

     вебинары            (например,            сайт            «Виртуальный            лицей»: http://edu.altspu.ru/course/index. php?categoryid=2).

Подобные    Интернет-ресурсы    позволяет   обучающимся    оперативно работать с информацией и представлять результаты работы. Данная модель


предполагает решение задач внедрения новых ИКТ в учебный процесс; создания и использования перспективных электронных обучающих средств и систем.

Все чаще компьютерные и другие цифровые устройства своим сотрудникам и обучающимся предоставляет образовательная организация. Сотрудник или обучающийся при этом может выбрать из предложенного ассортимента то устройство, которое лучше всего соответствует его рабочим/образовательным задачам и личным предпочтениям.

В любом случае, применение данных устройств требуют создания гибкой информационно-образовательной    среды,     способствующей     преодолению цифрового   разрыва       и    приобщить   к    современным    информационно- коммуникационным технологиям как преподавателя, так и обучающегося[1,21]. Современной       тенденцией    в    школьном   образовании   становится смешанное    обучение    (blendedlearning),    в    рамках    которого    наиболее

распространенной становится модель перевернутого обучения (flippedlearning).

Данная модель основана на электронном обучении с чередованием очных и дистанционныхформ.Освоение учащимися основного теоретического материала осуществляется самостоятельно дома посредством ознакомления с видео лекциями, размещенными на электронных образовательных ресурсах (например, Яндекс для подготовки к ЕГЭ: https://ege.yandex.ru;«Инфоурок»: https://infourok.ru/videouroki).Осуществление этой модели предполагает наличие у школьников компьютера или мобильных устройств с выходом в Интернет.

Обучение в классе ориентировано на обсуждение изученного дома теоретического материала и отработку его в практической деятельности.

В основе модели перевернутого обучения лежат активные методы обучения, проектная и исследовательская совместная деятельность обучающихся. Существуют онлайн-сервисы (padlet.com, RealtimeBoard, Pinterest, ThingLink, Glogster), которые позволяют обучающимся совместно работать в группе при обсуждении проблемных вопросов. Учитель при этом выступает в роли наставника, консультанта.


Инструментом,   который   помогает   педагогам   создавать   авторские образовательные продукты для электронного обучения, может служить ПО iSpring               (http://    www.ispring.ru).    Разработанные    в     нем    интерактивные образовательные продукты можно использовать как на компьютере, так и на любых мобильных устройствах, а также публиковать для СДО или на YouTube. Российский   учитель,   который  не    имеет   возможности   приобретать достаточно  дорогое  программное  обеспечение   и   раздаточные  мобильные устройства, чаще всего работает в рамках модели «Бриколаж» -он, будучи творцом, использует в образовательном процессе все подручные средства, кроме специально созданных инструментов. В основе данной модели лежат два принципа создавать новое из имеющегося старого и делиться своими продуктами с коллегами в сообществах. Помощь педагогам в этом случае сможет оказать профессиональная сеть методического обмена «Методический

кабинет Росметодкабинет. РФ» (http://росметодкабинет. рф)[7,25].

Можно    сказать,    что    использование    в    образовании,    в     условиях информатизации моделей и средств обучения с применением современных гаджетов   BYOD/CYOD,  а   также   смешанного   обучения   (blendedlearning, flippedlearning) способствует повышению цифровой грамотности обучающихся. Таким образом, анализ литературных источников показал, что средства обучения                   подразумевают      под собой          предметнуюподачу     материала, применяемое на уроках. С развитием информационных технологий стало доступнее количество примеров наглядных пособий и моделей, размещенных в интернет-пространстве, что, безусловно, служит не только дополнительным источником   информации   для   обучающихся,   но   и    способствует   более

углубленному изучения предмета.

К основным способам обучения современного и инновационного характера, включающих в образовательный процесс применение интернет- технологий, относятся:

     предметные технологии: интерактивные доски,панели, проекторы, мультипрезентации;


     информационные технологии: базы электронных уроков, различные он-лайн тесты и тренажеры.

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в том или ином виде, предусматривает использование современного оборудования, а так же предполагает наличие определённого набора знаний инновационного характера, как у учеников, так и педагога.

В контексте темы исследования, были рассмотрены основные типы образовательных информационных ресурсов, которые в своей комплектации имеют общее основание цифровые материалы: фотографии, видеоролики, аудиолекции, конспекты лекций.


                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

С помощью системы средств, основанных на Интернет-технологиях, появляется возможность поднять на новый качественный уровень демонстрационный и лабораторный эксперимент, повысить не только интерес обучающихся, но и обеспечить условия их творческого подхода к обучению, позволяя работать как самостоятельно, так и по заданию учителя. Педагогу данная система средств обучения позволит реализоваться в своем новом качестве организатора самостоятельной (коллективной, совместной и индивидуальной) учебной деятельности обучающихся.

Таким образом, современная система средств обучения позволяет заниматься процессом обучения индивидуально, в творческих группах, классах или аудиториях. Она позволяет как обучающемуся, так и преподавателю заниматься поиском и сбором новой информации, разрабатывать и создавать современные средства обучения.

Анализ литературных источников показал, что средства обучения подразумевают под собой предметную подачу материала, применяемое на уроках. С развитием информационных технологий стало доступнее количество примеров наглядных пособий и моделей, размещенных в интернет- пространстве, что безусловно служит не только дополнительным источником информации для обучающихся, но и способствует более углубленному изучения предмета.

К основным способам обучения современного и инновационного характера, включающих в образовательный процесс применение Интернет- технологий, относятся:

     предметные технологии: интерактивные доски, панели, проекторы, мультипрезентации;

     информационные технологии: базы электронных уроков, различные он-


лайнтесты и тренажеры.

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в том или ином виде, предусматривает использование современного оборудования, а так же предполагает наличие определённого набора знаний инновационного характера, как у учеников, так и педагога.

В контексте темы исследования, были рассмотрены основные типы образовательных информационных ресурсов, которые в своей комплектации имеют общее основание цифровые материалы: фотографии, видеоролики, аудиолекции, конспекты лекций.

Структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления учебного материала отличаются принципиально. Если организация учебного процесса традиционным способом предполагает осуществление обратной связи между учеником и педагогом, то с применением Интернет-технологий на уроках появляется интерактивный партнер, как для учащегося, так и для педагога.

Таким образом, обратная связь осуществляется между тремя компонентами информационно-образовательного взаимодействия.

Существенно меняется роль педагога, который теперь не является единственным источником учебной информации. Функции педагога смещаются в направлении кураторства или наставничества. Педагог становится тьютором, который координирует учебный процесс, решает творческие и управленческие задачи.

Роль ученика также меняется. Из пассивного потребителя фактографической учебной информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации ученик переходит на новый, более высокий уровень получения образовательных ресурсов. С приходом Интернет- технологий ученик имеет возможность: использовать систему поиска информации, анализировать доступные ресурсы, выбирать по определенным признакам нужные ресурсы, обрабатывать информацию в больших объемах за


сравнительно малый промежуток времени, передавать информацию и обмениваться ресурсами с субъектами обучения.

Структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления учебного материала отличаются принципиально. Если организация учебного процесса традиционным способом предполагает осуществление обратной связи между учеником и педагогом, то с применением Интернет-технологий на уроках появляется интерактивный партнер, как для учащегося, так и для педагога.

Применяя интернет-технологии на уроках физики, обратная связь осуществляется между тремя составляющими информационно- образовательного взаимодействия: компьютер- ученик – учитель.

В этих условиях, существенно меняется роль педагога, который теперь не является единственным источником учебной информации. Функции педагога смещаются в направлении кураторства или наставничества. Педагог становится тьютором, который координирует учебный процесс, решает творческие и управленческие задачи.

Роль ученика также меняется. Из пассивного потребителя фактографической учебной информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации ученик переходит на новый, более высокий уровень получения образовательных ресурсов. С приходом Интернет- технологий ученик имеет возможность: использовать систему поиска информации, анализировать доступные ресурсы, выбирать по определенным признакам нужные ресурсы, обрабатывать информацию в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени, передавать информацию и обмениваться ресурсами с субъектами обучения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.   Бешенков, С.А. Применение интерактивных средств современный подход в обучении [Текст] / С.А. Бешенков, М.И. Шутикова, Е.А. Смирнова

// Информатика и образование. 2017. №6. С. 20-24

2.   Бородина, О.В. Мультимедийные обучающие и презентационные программы как средство обучения: проблемы и перспективы [Текст] / О. В. Бородина, А. В. Липатов // Инновации в образовании. – 2019. №1. – С. 101-108

3.   Брейнерт, И. А.Использование электронного образовательного ресурса в рамках современного развивающего урока [Текст] / И. А. Брейнерт // Начальная школа. 2015. 7. – С. 50-51

4.   Брыкин, Ю. В.Электронная образовательная среда: инклюзивный подход [Текст] / Ю. В.Брыкин, Д. Ю. Фролочкина // Народное образование. 2019.

№1. С. 140-143

5.   Видеоуроки / Физика 10 класс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://videouroki.net/video/fizika/10-class/

6.   Видеоуроки / Физика 11 класс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://videouroki.net/video/fizika/11-class/fizika-11-klass/

7.   Габдулхаков, В.Ф. Массовые открытые курсы: возможности, реальность, будущее [Текст] / В.Ф. Габдулхаков // Народное образование. 2017. 9/10.

С. 105-110

8.   Гущина, О. М. Электронные образовательные ресурсы в создании информационного   пространства   образовательной   организации    [Текст]    / О. М. Гущина, О. П. Михеева // Информатика и образование. 2016. – № 2. С. 42-50

9.   Диденко, Г. А. Современные аспекты информатизации: концепция информационных сервисов [Текст] / Г. А. Диденко, О. А. Степанова

// Информатика и образование. 2018. 7. С. 57-61.

10.   Диков, А. В.Интерактивные видеоуроки в социальных сетях Интернета [Текст] / А. В. Диков // Школьные технологии. – 2018. – 1. – С. 65-70


11.   Диков, А.В. Цифровая хроника:   образовательный потенциал   [Текст] / А. В. Диков // Народное образование. 2016. 9/10. С. 129-136

12.   Ефимова, В. Г.Дидактическое обеспечение формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках физики [Текст] / В. Г. Ефимова, А. В. Худякова // Физика в школе. - 2018. - № 7. - С. 25-33

13.   Игнатенко, И. И. Современные подходы к созданию образовательной среды [Текст] / И. И. Игнатенко // Наука и школа. – 2018. – № 2. С. 135-139

14.   Информатизация образования и методика электронного обучения [Текст] : материалы II Международной научной конференции, Красноярск, 25-28 сентября 2018 г. : в 2 частях / Сибирский федеральный университет ; под общ.ред. М. В. Носкова. – Красноярск : СФУ, 2018. Ч. 2. , 2018. 334 с.

15.   Использование электронного обучения в образовательном процессе: проблемы и перспективы [Текст] / Н. В. Дворянчиков др.]

// Психологическая наука и образование. – 2016. 2. С. 76-83

16.   Караваев, Н. Л. Реализация системно-деятельностного подхода в условиях информационно-образовательной среды с применением инновационных образовательных технологий [Текст] / Н. Л. Караваев, Т. Н. Суворова

// Информатика и образование. – 2017. № 8. С. 38-43

17.   Карамнова, Е. С.Методы обучения: традиционные и новые [Текст] : библиографический обзор / Е. С. Карамнова // Сибирский учитель. 2016.

№ 6. – С. 100-102.

18.   Каширин, Д. А. Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе. Физика. 7 11   кл.: Пособие для учителей общеобразовательных   школ / Д. А. Каширин, Е. Г. Квашнин. – Москва : Просвещение-регион, 2011. – 264 с.

19.   Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

20.   Лабораторные работы для учащихся 10 11 классов / Физика / Другие методические материалы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/fizika.html.


21.   Монахова, Г. А.Инновационные технологии в формальном и неформальном образовании педагогических работников [Текст] / Г. А. Монахова, Н. В. Монахов // Информатика и образование. – 2016. № 6. – С. 19-22

22.   Мякишев, Г. Я. Физика. 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. – 19-е изд. – Москва : Просвещение, 2013. – 366 с. 27.

23.   Мякишев, Г. Я. Физика. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. – 19-е изд. – Москва : Просвещение, 2013. – 366 с.

24.   Нечаева М. А.Активные методы обучения при изучении нового материала [Текст] / М. А. Нечаева // Химия в школе. – 2015. № 9. – С. 35-39.

25.   Носкова, Т. Н. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде [Текст] / Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова, О. В. Яковлева // Высшее образование в России. – 2017. – № 8/9. С. 121-130

26.   Пахунов, А. В. Принципы создания учебного курса с максимальной индивидуализацией траектории обучения [Текст] / А. В. Пахунов

// Инициативы XXI века. – 2016. – № 2. – С. 19-22.

27.   Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // Российская газета, N 139, 21.06.2012.

28.   Пустовит, С. О.Учебные фильмы в цифровом формате как важный инструмент обучения [Текст] / С. О. Пустовит // Химия в школе. 2016. 6.

С. 35-42

29.   Семенова, И. Н. Конструирование методов обучения для "Современной глобально-информационной"     образовательной      парадигмы      [Текст]      / И. Н. Семенова // Сибирский учитель. 2018. – № 1. С. 51-57


30.   Синенко, В. Я. Интеграционные процессы в образовании как инновация [Текст] : методологические и технологические аспекты / Василий Яковлевич Синенко, Надежда Ефимовна Буланкина // Сибирский учитель. – 2017. – № 1. – С. 34-39

31.   Солодихина,      М.      В.Кейс-задачи       на уроках физики       [Текст]       / М. В. Солодихина, Н. И. Одинцова // Физика в школе. – 2019. – № 1. С. 18-26

32.   Сорокина, Е. В. Цифровое образовательное пространство: от электронных образовательных ресурсов к электронному обучению [Текст] / Е. В. Сорокина

// Информатика и образование. 2017. 9. С. 10-14.

33.   Трайнев, В. А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика) [Текст] : монография / В. А. Трайнев. Москва : Дашков и К°, 2016. – 255, [1] с.

34.   Факторы, влияющие на содержание и характер профессиональной деятельности современного учителя в информационно-образовательной среде [Текст] / М. М. Абдуразаков др.] // Информатика и образование. 2018.

№ 10. С. 42-51

35.   Физика в анимациях. [Электронный ресурс]. [Режим доступа]: http://physics.nad.ru. 42. Физика в опытах и экспериментах. [Электронный ресурс]. [Режим доступа]: https://www.getaclass.ru/course/fizika-v-opytah-i- eksperimentah.

36.   Христочевский,   С.   А.К   вопросу   о   создании    когнитивных ресурсов для электронного образования [Текст] / С. А. Христочевский // Информатика и образование. 2017. – № 9. – С. 5-9

37.   Цебренко, К. Н. Моделирование электронной среды образовательной организации в соответствии с требованиями федеральных стандартов [Текст] / К. Н. Цебренко // Информационные ресурсы России. 2018. 4. С. 38-43

38.   Шалкина, Т. Н. Управлениекачествомэлектронного

образовательного ресурса: анализ   проблем   и   опыт   реализации   [Текст]   / Т. Н. Шалкина // Информатика и образование. – 2016. – № 2. – С. 23-28


39.   Шишова, А.А. Электронные ресурсы в помощь школьникам [Текст] / А. А. Шишова // Современная библиотека. – 2019. – № 1. С. 44.

40.   Якушина, Е. В. Как не ошибиться с выбором электронных ресурсов? [Текст]

/ Е. В. Якушина // Народное образование. 2017. 3/4. С. 177-185.


 

Скачано с www.znanio.ru

Исследовательский проект. Использование мультимедийных технологий на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Исследовательский проект. Использование мультимедийных технологий на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования

Объектом исследования является образовательный процесс с применением современных электронных средств обучения в старших классах

Объектом исследования является образовательный процесс с применением современных электронных средств обучения в старших классах

Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи, теоретическую и методологическую основу исследования, теоретическую и практическую значимость работы

Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи, теоретическую и методологическую основу исследования, теоретическую и практическую значимость работы

Возможности использования электронных образовательных

Возможности использования электронных образовательных

Их формирование является результатом опыта применения полученных знаний, умений

Их формирование является результатом опыта применения полученных знаний, умений

Все остальные создают комфорт, без которого можно обойтись, чтобы не баловать обучающихся

Все остальные создают комфорт, без которого можно обойтись, чтобы не баловать обучающихся

Средства обучения можно классифицировать по различным основаниям: по субъекту деятельности, по составу объектов, их функции в учебном процессе, отношению к учебной информации и т

Средства обучения можно классифицировать по различным основаниям: по субъекту деятельности, по составу объектов, их функции в учебном процессе, отношению к учебной информации и т

Информацион- ные сети

Информацион- ные сети

В таблице 2 рассмотрим преимущества и недостатки современных форм обучения на основе интернет-технологий в образовательном процессе

В таблице 2 рассмотрим преимущества и недостатки современных форм обучения на основе интернет-технологий в образовательном процессе

Хранение информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки и т

Хранение информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки и т

Использование мультимедийных технологий на уроках физики в старших классах

Использование мультимедийных технологий на уроках физики в старших классах

Методы и приемы технологий интернет обучения, применяющиеся на уроках физики, могут быть следующие[12,34]: — интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов,

Методы и приемы технологий интернет обучения, применяющиеся на уроках физики, могут быть следующие[12,34]: — интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов,

Обобщая материал, можно выделить обязательное условиеприменения интернет технологий в процессе обучения -сотрудничество в процессе общения учителя и обучающихся, обучающихся между собой

Обобщая материал, можно выделить обязательное условиеприменения интернет технологий в процессе обучения -сотрудничество в процессе общения учителя и обучающихся, обучающихся между собой

Рисунок 1 –Типы образовательных

Рисунок 1 –Типы образовательных

FreeMind: http://www.softslot

FreeMind: http://www.softslot

ИКТ в учебный процесс; создания и использования перспективных электронных обучающих средств и систем

ИКТ в учебный процесс; создания и использования перспективных электронных обучающих средств и систем

Инструментом, который помогает педагогам создавать авторские образовательные продукты для электронного обучения, может служить

Инструментом, который помогает педагогам создавать авторские образовательные продукты для электронного обучения, может служить

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в том или ином виде, предусматривает использование современного оборудования, а так же предполагает наличие определённого набора знаний инновационного характера,…

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в том или ином виде, предусматривает использование современного оборудования, а так же предполагает наличие определённого набора знаний инновационного характера,…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ С помощью системы средств, основанных на

ЗАКЛЮЧЕНИЕ С помощью системы средств, основанных на

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в том или ином виде, предусматривает использование современного оборудования, а так же предполагает наличие определённого набора знаний инновационного характера,…

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в том или ином виде, предусматривает использование современного оборудования, а так же предполагает наличие определённого набора знаний инновационного характера,…

Структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления учебного материала отличаются принципиально

Структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления учебного материала отличаются принципиально

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Диков, А.В. Цифровая хроника: образовательный потенциал [Текст] /

Диков, А.В. Цифровая хроника: образовательный потенциал [Текст] /

Монахова, Г. А.Инновационные технологии в формальном и неформальном образовании педагогических работников [Текст] /

Монахова, Г. А.Инновационные технологии в формальном и неформальном образовании педагогических работников [Текст] /

Синенко, В. Я. Интеграционные процессы в образовании как инновация [Текст] : методологические и технологические аспекты /

Синенко, В. Я. Интеграционные процессы в образовании как инновация [Текст] : методологические и технологические аспекты /

Шишова, А.А. Электронные ресурсы в помощь школьникам [Текст] /

Шишова, А.А. Электронные ресурсы в помощь школьникам [Текст] /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022