Исследовательский проект.
Использование мультимедийных технологий на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Цель исследования: разработка проектов уроков физики в старших классах с использованием мультимедийных образовательных ресурсов.
Задачи:
— изучить современные системы средств обучения;
— исследовать использование интернет – технологии на школьных уроках физики;
— рассмотреть типы образовательных Интернет-ресурсов для преподавания физики;
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 6
1 Возможности использования электронных образовательных.......................... 9
Интернет-ресурсов на уроках физики.................................................................. 9
1.1 Современная система средств обучения.................................................... 9
1.2 Использование интернет-технологий на уроках физики в старших классах 16
1.3 Типы образовательных Интернет-ресурсов для преподавания физики... 18
1.4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................ 25
Актуальность темы исследования. В условиях стремительного развития информационных технологий, обуславливающих становление современного общества, существенно возрастает роль информационной грамотности человека, что является необходимым условием социализации личности. Одной из важнейших задач школы становится вооружение учащихся способностями к активной, самостоятельной обработке информации с использованием технологических средств, а одним из основных приоритетов общего образования становится формирование у учащихся информационной компетентности и умения их применять в образовательной деятельности. Очевидно, что решение этой задачи возможно лишь на основе всемерного использования новых информационных технологий в учебном процессе общеобразовательной школы.
В целях эффективного внедрения новых информационных технологий в обучение необходимо осуществить их интеграцию со всей инфраструктурой образования. Анализ методической, психолого-педагогической литературы показал, что средства мультимедиа и Интернет-технологии имеют ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения. Однако, вследствие недостаточной разработанности методики использования данных технологий на уроках физики проблема применения современных образовательных электронных ресурсов и средств мультимедиа для развития исследовательских умений учащихся оказалась не решена на практическом уровне, что обуславливает важность создания и применения данной методики и определяет актуальность темы выпускной работы.
Применение информационных технологий в образовательном процессе исследовались в трудах таких ученых, как Бородина О.В., Бешенков С.А., Липатов А.В., Шутикова М.И. и др.
Объектом исследования является образовательный процесс с применением современных электронных средств обучения в старших классах.
Предмет исследования– методика использования современных электронных средств обучения на уроках физики в старших классах.
Цель работы– разработка проектов уроков физики в старших классах с использованием электронных образовательных ресурсов.
Поставленная цель, определяет круг задач для ее достижения:
— изучить современные системы средств обучения;
— исследовать использование интернет – технологии на школьных уроках физики;
— рассмотреть типы образовательных Интернет-ресурсов для преподавания физики;
— обобщить тематическое планирование уроков физики на примере учебно- тематической программы в 10 классе с использованием электронных образовательных ресурсов;
Теоретической основой работы послужили научная, педагогическая, психологическая, методическая и учебная литература по теме исследования.
Методологическую основу исследования составили аналитико- описательный, включающий анализ методических данных с последующим обобщением и описанием полученных выводов, метод системного описания, педагогическое проектирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости применение электронных образовательных ресурсов на уроках физики в старших классах.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработаны проекты уроков с использованием Интернет-ресурсов, которые можно применять при
проведении уроков физики, а также материалы работы могут быть использованы учителями при подготовке уроков физики и учащимися для самообразования или подготовки домашнего задания по предмету.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи, теоретическую и методологическую основу исследования, теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются возможности использования электронных образовательных ресурсов на уроках физики в старших классах. Вторая глава посвящена практическому использованию существующих Интернет-ресурсов в преподавании школьного курса физики в старших классах.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по данной теме.
Материалы исследования были представлены на ежегодной научно- практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (секции «Методика обучения математике и физике»).
По теме исследования опубликована статья:
Пьянзин, А.В. Использование интернет-технологий на уроках физики / А.В. Пьянзин, Н.Ф. Романцова // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение». – 2019. – 130 с. – С.
В современных условиях, преподаватель все больше становится организатором учебной деятельности обучающихся, а не транслятором готовых знаний. Он выступает организатором, способным помочь сортировать потоки информации, быть в ней гидом и одновременно помощником в освоении навыков работы с информационными технологиями. Традиционные словесные методы обучения(рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, консультация, работа с книгой) трансформируются в аудио-, видео-, графические фрагменты, гипертекст, гипермедиа, медиалекции, форумы, чаты, видеоконференции, поэтому учебная деятельность обучающихся невозможна без использования современных систем средств обучения[26,32].
Актуальная система средств обучения обеспечивает выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС), является составной частью всех уровней информационно- образовательной среды образовательного учреждения и обеспечивает все составляющие образовательного процесса. При анализе метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий, прописанных в ФГОС основного общего образования, видно, что большинство из них базируются на методах научного познания с помощью интернет - технологий, что обусловлено требованиями, предъявляемыми к современному выпускнику школы.
В настоящее время усвоение и обобщение готовых и доступных знаний в интернет-пространстве, выступает как вспомогательное средство интеллектуального развития человека. Первоочередной задачей становится формирование компетенций, а формирование компетенций в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обусловлено не результатом обновленного содержания, а способом их добычи,
представления. Их формирование является результатом опыта применения полученных знаний, умений.
Акцентируя внимание на практической направленности образовательного процесса, информационно-технологические компетенции не исключают знаниевого подхода. Они дополняют их, усилив практическую направленность и деятельностный характер. В литературе часто соотносят понятия компетентности и гибких умений, акцентируя внимание на том, что данное понятие не является новшеством для педагогов: произошло переименование понятия «формирование гибкого умения» в «формирование компетентности», что способствует информационной грамотности, как педагога, так и обучающегося [13,36].
Средства обучения традиционно рассматривались лишь как условие взаимодействия педагога и обучающихся, реализации того или иного метода обучения, так как изначально носителем знания являлся педагог (учитель, преподаватель), и он использовал определенные методы и средства, чтобы эти знания передать. Но если педагог – не единственный носитель знания, следовательно, обучающемуся необходимо их самостоятельно получить из окружающего мира, из различного рода источников информации. Без средств обучения обучающемуся тем более не обойтись в самостоятельной образовательной деятельности. От обучающегося сегодня требуется не просто
«усваивать» предлагаемый материал, но и познавать окружающий мир, вступая с ним в активный диалог; осуществлять сбор, обработку и преобразование информации; самому искать ответы и не останавливаться на дос- тигнутом[17,37].
В настоящее время широко распространены три подхода к разработке, конструированию и использованию средств обучения[18,21].
В соответствии с положениями первого подхода средства обучения никоим образом не влияют на качество приобретаемых обучающимися знаний и опыта деятельности, поэтому их использование необязательно, достаточно доски и мела, ясного объяснения. В этой позиции средства обучения отождеств-
ляются со средствами наглядности и контроля. Все остальные создают комфорт, без которого можно обойтись, чтобы не баловать обучающихся. В этой концепции явно недооценивается роль практической деятельности обучающихся в процессе обучения, игнорируется явление интериоризации и преувеличивается роль механического заучивания. Основной считается репродуктивная умственная деятельность по образцу, а речь рассматривается как средство выражения мыслей. Этот подход считается устаревшим.
Второй подход абсолютизирует роль средств обучения, которые рассматриваются как главные и единственно обеспечивающие достижение цели, а все остальные компоненты (методы, организационные формы) должны соответствовать и обусловливаться спецификой средств обучения.
Третий подход заключается в рассмотрении средств обучения, прежде всего, в системе деятельности педагога и обучающихся. Они выполняют определенные функции и обеспечивают в совокупности с другими компонентами приобретение обучающимися знаний и опыта деятельности определенного качества и обеспечивают умственное развитие обучающихся. Разработка и использование новых средств обучения неизбежно ведут за собой изменение состава действий и операций, и если новые действия более эффективны, то улучшается качество знаний и повышается умственное развитие обучающихся. Это следует из известной дидактической за- кономерности о том, что качество знаний обучающихся зависит от использования в учебной деятельности средств обучения.
Прежде чем говорить о построении системы современных средств обучения необходимо остановиться и выбрать одну из классификаций, являющихся важным технологическим основанием формирования любой системы материальных средств обучения[25,38].
Объекты, которые применяются в качестве средств обучения, имеют определенные характеристики (свойства), такие как возможность, их аудиовизуального восприятия, технология применения, системность, назна- чение и т. д. Каждая характеристика может служить основанием для их
классификации. Средства обучения можно классифицировать по различным основаниям: по субъекту деятельности, по составу объектов, их функции в учебном процессе, отношению к учебной информации и т. д. [13,19].
В настоящее время для отдельных учебных курсов приняты разнообразные классификации средств обучения, но, выбрав педагогический подход к классификации, основанной на формировании представления об окружающей действительности и организации разнообразных видов учебной деятельности учащихся, в основе всех существующих, лежит классификация, предложенная С.Г. Шаповаленко [8,16]. По данной классификации можно выделить следующие группы средств обучения: натуральные объекты; изображения и отображения натуральных объектов; средства обучения, представляющие описание предметов и явлений условными средствами; технические средства обучения. Эти группы представлены в таблице 1.
Таблица 1–Группы средств обучения
Группы |
Средства обучения |
Появившиеся средства обучения вместо существующих или (+) дополнительно |
Натуральные объекты |
Микропрепараты, реактивы, материалы, посуда, принадлежности, технические приспособлениястанки, машины, аппараты, установки |
|
Изображения и отображения натуральных объектов |
Модели, муляжи, рисунки, картины, портреты, фотоматериалы, диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, транспаранты Видео- и звукозаписи Радио-и телепередачи |
Управляемые ПК модели станков, устройств, учебных роботов, на основе конструкторов Диапозитивы, видео- и аудиозаписи на магнитных и оптических компакт дисках |
Описание пред- метов и явлений условными средствами |
Текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельной работы) |
Учебно-методические комплексы (УМК), учебники с гипертекстом и гипермедиа, таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты на магнитных и оптических компакт дисках |
Продолжение таблицы 1
Информацион- ные сети |
|
Телекоммуникационные сети |
Техническиесред |
Кинопроекторы, диапроекторы, |
Мультимедиа-проектор,жк- |
ства |
графопроекторымагнитофоны, |
панелимультимедиа |
Обучения |
видеомагнитофоны, телевизоры |
проигрывательмультимедиа- |
|
лингафонные устройства, |
персональный компьютер, |
|
тренажеры, электронно- |
моделирующие программы, |
|
вычислительная техника |
программы мультимедиа |
|
|
Цифровые видео- и |
|
|
фотокамеры, интерфейсные |
|
|
устройства, датчики физико- |
|
|
химических величин, |
|
|
видеоадаптеры, модемы, |
|
|
устройства связи, принтеры, |
|
|
плоттеры, сканеры, |
|
|
интерактивные экраны |
Развитие микропроцессорной техники привело к созданию новых универсальных средств обучения, которыми необходимо овладеть современному педагогу. Более того, современный преподаватель должен нау- читься создавать необходимые системы средств обучения и овладеть современными технологиями их создания.
Таким образом, как видно из таблицы 1, только группа натуральных объектов не претерпела существенных изменений в связи с развитием микропроцессорной техники, да и то, если взять оборудование учебных мастер- ских станками, аппаратами и установками, управляемыми ПК, то и в этой группе будет наблюдаться качественное изменение средств обучения [3,36].
При рассмотрении эволюционного развития средств обучения наблюдается прямое выполнение философского закона перехода количества в новое качество, а также прохождение интеграционных процессов. Появление ПК является результатом интеграции не только ряда технических устройств, но единения машины и человека, обеспечивающего проявление синергетического эффекта, когда целое (социальный интеллект) оказывается существенно выше по степени своей разумности и информационной мощности любой ее составляющей. Этот эффект еще более усиливается, когда ПК соединяются в единую телекоммуникационную сеть.
Поэтому в наступившей эпохе глобальных информационных технологий
технической базой стал персональный компьютер, а методической – цифровое представление информации, в результате чего[14,38]:
— информация однородна: текст, звукоряд, видеоряд представляются единым образом в цифровом виде;
— информацию легко сохранять: она в цифровом виде не искажается при копировании, оптические носители информации имеют только гарантийный срок хранения десятки лет;
— информацию легко перерабатывать: все операции от рутинных (например, поиск информации) до творческих (например, ее преобразование) на компьютере проводятся либо автоматически, либо автоматизированы (с участием человека).
В таблице 2 рассмотрим преимущества и недостатки современных форм обучения на основе интернет-технологий в образовательном процессе.
Таблица 2 – Преимущества и недостатки современных форм обучения на основе интернет-технологий
Преимущества |
Недостатки |
Возможность оперативной передачи и представления обучаемомуинформации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической); |
Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем, отсутствие эмоциональной окраски знаний |
Возможность оперативного изменения информации с рабочего места преподавателя; |
Организация компьютерного обучения требует соблюдения целого ряда индивидуально- психологических условий. Для такого обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат зачастую напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. |
Возможность организации электронных аудио и видеоконференций, деловых игр, в том числе в режиме реального времени. |
Недостаточная компьютерная грамотность обучающихся и обучаемых, отсутствие опыта компьютерного обучения, многие преподаватели еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому; |
Продолжение таблицы 2
Возможность доступа к различным источникам информации, удаленным базам данных, работы с этой |
Недостаточная интерактивность современных курсов обучения. В настоящее время содержательную основу многих курсов |
информацией; |
составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых текстовых заданий |
Хранение информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки и т.д. |
Сложность администрирования процесса и мотивации к слушанию |
Возможность учиться удаленно от места обучения и в любое время, что позволяет выработать индивидуальный график обучения |
Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны, при этом иметь высокую стоимость создания. |
Чтобы педагог смог построить индивидуальную систему средств обучения по изучаемой дисциплине и воспользоваться ею, он должен[24,10]:
— знать и уметь пользоваться персональным компьютером и рядом программ- ных средств;
— уметь работать в информационных сетях;
— создавать и использовать средства обучения группы «Описание условными средствами и отображение натуральных объектов и явлений».
С помощью рассмотренной системы средств обучения появляется возможность поднять на новый качественный уровень демонстрационный и лабораторный эксперимент, повысить не только интерес обучающихся, но и обеспечить условия их творческого подхода к обучению, позволяя работать как самостоятельно, так и по заданию учителя. Педагогу данная система средств обучения позволит реализоваться в своем новом качестве – организатора самостоятельной (коллективной, совместной и индивидуальной) учебной деятельности обучающихся.
Таким образом, современная система средств обучения позволяет заниматься процессом обучения индивидуально, в творческих группах, классах или аудиториях. Она позволяет как обучающемуся, так и преподавателю заниматься поиском и сбором новой информации, разрабатывать и создавать современные средства обучения.
В настоящее время существует достаточно много цифровых форм работы на уроках, но наиболее распространенными являются: интернет- конференция; практикумы; дистанционное обучение; презентации (как наглядный вариант лекционного и практического материала, представленного на экране компьютера). В основе всех форм обучения, с помощью Интернет- технологий лежат интерактивные методы обучения.
Интерактивные методы обучения с помощью Интернет-технологийпо своей сути – это методы, позволяющие внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение учащегося в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. К этим методам следует отнести[14,37]:
— метод модерации, который позволяет «заставить» обучающихся действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы;
— метод кейсов (Casestudy) – метод анализа ситуаций (метод, где учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики);
— презентацию.
Применение интернет-технологий при обучения физике строится на схемах взаимодействия «учитель = обучающийся» и «обучающийся = обучающийся». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель выполняет лишь роль помощника. Его задача – создать условия для инициативы обучающихся.
Задачи интерактивных методов обучения [13,18]:
— научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке
правильного решения в конкретной ситуации;
— научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения;
— научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методы и приемы технологий интернет обучения, применяющиеся на уроках физики, могут быть следующие[12,34]:
— интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ– например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами;
— метод проектов самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита на уроке физики;
— BarСаmr, или антиконференция. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходят поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
— Интеллект-карты– технология структурирования и анализа информации, способствующая значительному улучшению качества интеллектуального труда. Одно из достоинств технологии интеллект-карт–это наглядность и легкость восприятия представленной информации, большие массивы самой разной информации структурируются и легко усваиваются. Интеллект-карты также называют ментальными картами, картами памяти. Ментальные карты находят самое широкое применение на уроках физики:
— запоминание: подготовка к экзаменам, запоминание лекций, учебников, списков и пр.;
— презентации: проведение занятий, деловых встреч и переговоров;
— планирование: планирование времени, бюджета, разработка новых идей для обучения или любого мероприятия, составление планов на неделю, месяц и т. д.;
— мозговой штурм: генерация идей, коллективное решение задач;
— принятие решений: дает четкое видение предмета
Обобщая материал, можно выделить обязательное условиеприменения интернет технологий в процессе обучения -сотрудничество в процессе общения учителя и обучающихся, обучающихся между собой.
Сегодня все более важное значение приобретает «обучение в процессе деятельности» (learningby-doing) и способность к новаторству, определению собственной траектории обучения. В области образования и воспитания произошло перемещение интереса от «хранителей» к «соискателям» знания[15,10].
Таким образом, интернет обучение с использованием соответствующих программных средств позволяет реализовать субъектно-субъектный подход в организации учебных взаимодействий и способствует формированию активно- познавательной позиции обучающихся, что соответствует актуальным учебным потребностям современного образовательного процесса.
В образовательном процессе для преподавания физики в условиях все большей цифровизации обучающей среды могут использоваться различные типы образовательных Интернет-ресурсов[20,35].
Для образовательного процесса, в современных условиях выделяют следующие основные типы образовательных Интернет-ресурсов (рисунок1).
Информационные источники сложной структуры (ИИСС)– к таким ресурсам относятся строго структурированные цифровые материалы (тексты, видеоуроки, аудиолекции, презентации, интерактивные модели и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области[17,36].
Рисунок 1 –Типы образовательных Интернет-ресурсов
Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) –полный набор учебно-методических материалов и средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, способствующих освоению учащимися дисциплины в соответствие с программой учебного плана. Сюда включены лекции, конспекты, готовое домашнее задание с решением, дополнительные материалы для самостоятельного изучения.
Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) носит вспомогательный характер, выражающиеся в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса[8,6].
Классификация видов образовательных ресурсов при преподавании физики относятся:
— наглядные ресурсы обучения, которые можно применять как на личных девайсах (система BYOD-BringYourOwnDevice(«Принеси свое личное устрой- ство»), так и на устройствах образовательного учреждения;
— практические ресурсы обучения.
Наглядные методы обучения физики реализуются через:
— интерактивные интеллект-карты(mindmaps) (например, FreeMind: http://www.softslot.com/software-2047-freemind-windows.html);
— интерактивные компьютерные «истории» (например, сайт «Выбор будущего» в игровой форме подготавливает к сдаче тестов и экзаменов по физике: httр://выбор будущего.рф);
— виртуальные музеи физики, ленты времени (timeline), (например, сервис для создания хроник: https://chronolines.ru/constructor/line/all/);
— иллюстрации учебного материала, выполненные с помощью инструментов дополненной реальности (например, «Увлекательная реальность» - образовательный комплекс для проведения интерактивных 3D-уроков по физике: http:// funreality. ru/ru/products/physics, html);
— приложения в игровой форме для мобильных устройств (например, приложение для изучения физики «Физика.Супертренинг»: https:// play, google. com) ит.д.
Практические методы обучения (упражнения, лабораторные и практические работы, расчетные задачи) модифицируются в[2,14].:
— компьютерные практикумы (например, виртуальные практикумы «Физикон»: http:// physicon.ru/products/courses/catalog/342/; сайт «Виртуальная образовательная лаборатория» http://www.virtulab.net);
— интерактивные тесты (например, сервис Proprofs: https://www.proprofs.com; сервис StudyStack: http://www.studystack.com);
— компьютерные тренажеры(например, интерактивный тренажер по физике
«Сила Ампера»: http://www.uchportal.ru);
— компьютерные интерактивные обучающие игры (например, генератор QR- викторин: http://www. classtools. net/ QR/create. php);
— виртуальные экскурсии (например, по «Ньютон – парку»);
— вебинары (например, сайт «Виртуальный лицей»: http://edu.altspu.ru/course/index. php?categoryid=2).
Подобные Интернет-ресурсы позволяет обучающимся оперативно работать с информацией и представлять результаты работы. Данная модель
предполагает решение задач внедрения новых ИКТ в учебный процесс; создания и использования перспективных электронных обучающих средств и систем.
Все чаще компьютерные и другие цифровые устройства своим сотрудникам и обучающимся предоставляет образовательная организация. Сотрудник или обучающийся при этом может выбрать из предложенного ассортимента то устройство, которое лучше всего соответствует его рабочим/образовательным задачам и личным предпочтениям.
В любом случае, применение данных устройств требуют создания гибкой информационно-образовательной среды, способствующей преодолению цифрового разрыва и приобщить к современным информационно- коммуникационным технологиям как преподавателя, так и обучающегося[1,21]. Современной тенденцией в школьном образовании становится смешанное обучение (blendedlearning), в рамках которого наиболее
распространенной становится модель перевернутого обучения (flippedlearning).
Данная модель основана на электронном обучении с чередованием очных и дистанционныхформ.Освоение учащимися основного теоретического материала осуществляется самостоятельно дома посредством ознакомления с видео лекциями, размещенными на электронных образовательных ресурсах (например, Яндекс для подготовки к ЕГЭ: https://ege.yandex.ru;«Инфоурок»: https://infourok.ru/videouroki).Осуществление этой модели предполагает наличие у школьников компьютера или мобильных устройств с выходом в Интернет.
Обучение в классе ориентировано на обсуждение изученного дома теоретического материала и отработку его в практической деятельности.
В основе модели перевернутого обучения лежат активные методы обучения, проектная и исследовательская совместная деятельность обучающихся. Существуют онлайн-сервисы (padlet.com, RealtimeBoard, Pinterest, ThingLink, Glogster), которые позволяют обучающимся совместно работать в группе при обсуждении проблемных вопросов. Учитель при этом выступает в роли наставника, консультанта.
Инструментом, который помогает педагогам создавать авторские образовательные продукты для электронного обучения, может служить ПО iSpring (http:// www.ispring.ru). Разработанные в нем интерактивные образовательные продукты можно использовать как на компьютере, так и на любых мобильных устройствах, а также публиковать для СДО или на YouTube. Российский учитель, который не имеет возможности приобретать достаточно дорогое программное обеспечение и раздаточные мобильные устройства, чаще всего работает в рамках модели «Бриколаж» -он, будучи творцом, использует в образовательном процессе все подручные средства, кроме специально созданных инструментов. В основе данной модели лежат два принципа – создавать новое из имеющегося старого и делиться своими продуктами с коллегами в сообществах. Помощь педагогам в этом случае сможет оказать профессиональная сеть методического обмена «Методический
кабинет Росметодкабинет. РФ» (http://росметодкабинет. рф)[7,25].
Можно сказать, что использование в образовании, в условиях информатизации моделей и средств обучения с применением современных гаджетов BYOD/CYOD, а также смешанного обучения (blendedlearning, flippedlearning) способствует повышению цифровой грамотности обучающихся. Таким образом, анализ литературных источников показал, что средства обучения подразумевают под собой предметнуюподачу материала, применяемое на уроках. С развитием информационных технологий стало доступнее количество примеров наглядных пособий и моделей, размещенных в интернет-пространстве, что, безусловно, служит не только дополнительным источником информации для обучающихся, но и способствует более
углубленному изучения предмета.
К основным способам обучения современного и инновационного характера, включающих в образовательный процесс применение интернет- технологий, относятся:
— предметные технологии: интерактивные доски,панели, проекторы, мультипрезентации;
— информационные технологии: базы электронных уроков, различные он-лайн тесты и тренажеры.
Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в том или ином виде, предусматривает использование современного оборудования, а так же предполагает наличие определённого набора знаний инновационного характера, как у учеников, так и педагога.
В контексте темы исследования, были рассмотрены основные типы образовательных информационных ресурсов, которые в своей комплектации имеют общее основание – цифровые материалы: фотографии, видеоролики, аудиолекции, конспекты лекций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С помощью системы средств, основанных на Интернет-технологиях, появляется возможность поднять на новый качественный уровень демонстрационный и лабораторный эксперимент, повысить не только интерес обучающихся, но и обеспечить условия их творческого подхода к обучению, позволяя работать как самостоятельно, так и по заданию учителя. Педагогу данная система средств обучения позволит реализоваться в своем новом качестве – организатора самостоятельной (коллективной, совместной и индивидуальной) учебной деятельности обучающихся.
Таким образом, современная система средств обучения позволяет заниматься процессом обучения индивидуально, в творческих группах, классах или аудиториях. Она позволяет как обучающемуся, так и преподавателю заниматься поиском и сбором новой информации, разрабатывать и создавать современные средства обучения.
Анализ литературных источников показал, что средства обучения подразумевают под собой предметную подачу материала, применяемое на уроках. С развитием информационных технологий стало доступнее количество примеров наглядных пособий и моделей, размещенных в интернет- пространстве, что безусловно служит не только дополнительным источником информации для обучающихся, но и способствует более углубленному изучения предмета.
К основным способам обучения современного и инновационного характера, включающих в образовательный процесс применение Интернет- технологий, относятся:
— предметные технологии: интерактивные доски, панели, проекторы, мультипрезентации;
— информационные технологии: базы электронных уроков, различные он-
лайнтесты и тренажеры.
Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в том или ином виде, предусматривает использование современного оборудования, а так же предполагает наличие определённого набора знаний инновационного характера, как у учеников, так и педагога.
В контексте темы исследования, были рассмотрены основные типы образовательных информационных ресурсов, которые в своей комплектации имеют общее основание – цифровые материалы: фотографии, видеоролики, аудиолекции, конспекты лекций.
Структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления учебного материала отличаются принципиально. Если организация учебного процесса традиционным способом предполагает осуществление обратной связи между учеником и педагогом, то с применением Интернет-технологий на уроках появляется интерактивный партнер, как для учащегося, так и для педагога.
Таким образом, обратная связь осуществляется между тремя компонентами информационно-образовательного взаимодействия.
Существенно меняется роль педагога, который теперь не является единственным источником учебной информации. Функции педагога смещаются в направлении кураторства или наставничества. Педагог становится тьютором, который координирует учебный процесс, решает творческие и управленческие задачи.
Роль ученика также меняется. Из пассивного потребителя фактографической учебной информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации ученик переходит на новый, более высокий уровень получения образовательных ресурсов. С приходом Интернет- технологий ученик имеет возможность: использовать систему поиска информации, анализировать доступные ресурсы, выбирать по определенным признакам нужные ресурсы, обрабатывать информацию в больших объемах за
сравнительно малый промежуток времени, передавать информацию и обмениваться ресурсами с субъектами обучения.
Структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления учебного материала отличаются принципиально. Если организация учебного процесса традиционным способом предполагает осуществление обратной связи между учеником и педагогом, то с применением Интернет-технологий на уроках появляется интерактивный партнер, как для учащегося, так и для педагога.
Применяя интернет-технологии на уроках физики, обратная связь осуществляется между тремя составляющими информационно- образовательного взаимодействия: компьютер- ученик – учитель.
В этих условиях, существенно меняется роль педагога, который теперь не является единственным источником учебной информации. Функции педагога смещаются в направлении кураторства или наставничества. Педагог становится тьютором, который координирует учебный процесс, решает творческие и управленческие задачи.
Роль ученика также меняется. Из пассивного потребителя фактографической учебной информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации ученик переходит на новый, более высокий уровень получения образовательных ресурсов. С приходом Интернет- технологий ученик имеет возможность: использовать систему поиска информации, анализировать доступные ресурсы, выбирать по определенным признакам нужные ресурсы, обрабатывать информацию в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени, передавать информацию и обмениваться ресурсами с субъектами обучения.
1. Бешенков, С.А. Применение интерактивных средств – современный подход в обучении [Текст] / С.А. Бешенков, М.И. Шутикова, Е.А. Смирнова
// Информатика и образование. – 2017. – №6. – С. 20-24
2. Бородина, О.В. Мультимедийные обучающие и презентационные программы как средство обучения: проблемы и перспективы [Текст] / О. В. Бородина, А. В. Липатов // Инновации в образовании. – 2019. – №1. – С. 101-108
3. Брейнерт, И. А.Использование электронного образовательного ресурса в рамках современного развивающего урока [Текст] / И. А. Брейнерт // Начальная школа. – 2015. – № 7. – С. 50-51
4. Брыкин, Ю. В.Электронная образовательная среда: инклюзивный подход [Текст] / Ю. В.Брыкин, Д. Ю. Фролочкина // Народное образование. – 2019. –
№1. – С. 140-143
5. Видеоуроки / Физика 10 класс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://videouroki.net/video/fizika/10-class/
6. Видеоуроки / Физика 11 класс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://videouroki.net/video/fizika/11-class/fizika-11-klass/
7. Габдулхаков, В.Ф. Массовые открытые курсы: возможности, реальность, будущее [Текст] / В.Ф. Габдулхаков // Народное образование. – 2017. – № 9/10.
– С. 105-110
8. Гущина, О. М. Электронные образовательные ресурсы в создании информационного пространства образовательной организации [Текст] / О. М. Гущина, О. П. Михеева // Информатика и образование. – 2016. – № 2. – С. 42-50
9. Диденко, Г. А. Современные аспекты информатизации: концепция информационных сервисов [Текст] / Г. А. Диденко, О. А. Степанова
// Информатика и образование. – 2018. – № 7. – С. 57-61.
10. Диков, А. В.Интерактивные видеоуроки в социальных сетях Интернета [Текст] / А. В. Диков // Школьные технологии. – 2018. – № 1. – С. 65-70
11. Диков, А.В. Цифровая хроника: образовательный потенциал [Текст] / А. В. Диков // Народное образование. – 2016. – № 9/10. – С. 129-136
12. Ефимова, В. Г.Дидактическое обеспечение формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках физики [Текст] / В. Г. Ефимова, А. В. Худякова // Физика в школе. - 2018. - № 7. - С. 25-33
13. Игнатенко, И. И. Современные подходы к созданию образовательной среды [Текст] / И. И. Игнатенко // Наука и школа. – 2018. – № 2. – С. 135-139
14. Информатизация образования и методика электронного обучения [Текст] : материалы II Международной научной конференции, Красноярск, 25-28 сентября 2018 г. : в 2 частях / Сибирский федеральный университет ; под общ.ред. М. В. Носкова. – Красноярск : СФУ, 2018. Ч. 2. – , 2018. – 334 с.
15. Использование электронного обучения в образовательном процессе: проблемы и перспективы [Текст] / Н. В. Дворянчиков [и др.]
// Психологическая наука и образование. – 2016. – № 2. – С. 76-83
16. Караваев, Н. Л. Реализация системно-деятельностного подхода в условиях информационно-образовательной среды с применением инновационных образовательных технологий [Текст] / Н. Л. Караваев, Т. Н. Суворова
// Информатика и образование. – 2017. – № 8. – С. 38-43
17. Карамнова, Е. С.Методы обучения: традиционные и новые [Текст] : библиографический обзор / Е. С. Карамнова // Сибирский учитель. – 2016. –
№ 6. – С. 100-102.
18. Каширин, Д. А. Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе. Физика. 7 – 11 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ / Д. А. Каширин, Е. Г. Квашнин. – Москва : Просвещение-регион, 2011. – 264 с.
19. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
20. Лабораторные работы для учащихся 10 – 11 классов / Физика / Другие методические материалы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/fizika.html.
21. Монахова, Г. А.Инновационные технологии в формальном и неформальном образовании педагогических работников [Текст] / Г. А. Монахова, Н. В. Монахов // Информатика и образование. – 2016. – № 6. – С. 19-22
22. Мякишев, Г. Я. Физика. 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. – 19-е изд. – Москва : Просвещение, 2013. – 366 с. 27.
23. Мякишев, Г. Я. Физика. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. – 19-е изд. – Москва : Просвещение, 2013. – 366 с.
24. Нечаева М. А.Активные методы обучения при изучении нового материала [Текст] / М. А. Нечаева // Химия в школе. – 2015. – № 9. – С. 35-39.
25. Носкова, Т. Н. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде [Текст] / Т. Н. Носкова, Т. Б. Павлова, О. В. Яковлева // Высшее образование в России. – 2017. – № 8/9. – С. 121-130
26. Пахунов, А. В. Принципы создания учебного курса с максимальной индивидуализацией траектории обучения [Текст] / А. В. Пахунов
// Инициативы XXI века. – 2016. – № 2. – С. 19-22.
27. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // Российская газета, N 139, 21.06.2012.
28. Пустовит, С. О.Учебные фильмы в цифровом формате как важный инструмент обучения [Текст] / С. О. Пустовит // Химия в школе. – 2016. – № 6.
– С. 35-42
29. Семенова, И. Н. Конструирование методов обучения для "Современной глобально-информационной" образовательной парадигмы [Текст] / И. Н. Семенова // Сибирский учитель. – 2018. – № 1. – С. 51-57
30. Синенко, В. Я. Интеграционные процессы в образовании как инновация [Текст] : методологические и технологические аспекты / Василий Яковлевич Синенко, Надежда Ефимовна Буланкина // Сибирский учитель. – 2017. – № 1. – С. 34-39
31. Солодихина, М. В.Кейс-задачи на уроках физики [Текст] / М. В. Солодихина, Н. И. Одинцова // Физика в школе. – 2019. – № 1. – С. 18-26
32. Сорокина, Е. В. Цифровое образовательное пространство: от электронных образовательных ресурсов к электронному обучению [Текст] / Е. В. Сорокина
// Информатика и образование. – 2017. – № 9. – С. 10-14.
33. Трайнев, В. А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика) [Текст] : монография / В. А. Трайнев. – Москва : Дашков и К°, 2016. – 255, [1] с.
34. Факторы, влияющие на содержание и характер профессиональной деятельности современного учителя в информационно-образовательной среде [Текст] / М. М. Абдуразаков [и др.] // Информатика и образование. – 2018. –
№ 10. – С. 42-51
35. Физика в анимациях. – [Электронный ресурс]. – [Режим доступа]: http://physics.nad.ru. 42. Физика в опытах и экспериментах. – [Электронный ресурс]. – [Режим доступа]: https://www.getaclass.ru/course/fizika-v-opytah-i- eksperimentah.
36. Христочевский, С. А.К вопросу о создании когнитивных ресурсов для электронного образования [Текст] / С. А. Христочевский // Информатика и образование. – 2017. – № 9. – С. 5-9
37. Цебренко, К. Н. Моделирование электронной среды образовательной организации в соответствии с требованиями федеральных стандартов [Текст] / К. Н. Цебренко // Информационные ресурсы России. – 2018. – № 4. – С. 38-43
38. Шалкина, Т. Н. Управлениекачествомэлектронного
образовательного ресурса: анализ проблем и опыт реализации [Текст] / Т. Н. Шалкина // Информатика и образование. – 2016. – № 2. – С. 23-28
39. Шишова, А.А. Электронные ресурсы в помощь школьникам [Текст] / А. А. Шишова // Современная библиотека. – 2019. – № 1. – С. 44.
40. Якушина, Е. В. Как не ошибиться с выбором электронных ресурсов? [Текст]
/ Е. В. Якушина // Народное образование. – 2017. – № 3/4. – С. 177-185.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.