Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Маньково-Березовская средняя общеобразовательная школа
Проект: «Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры»
Проект обучающегося 8 класса
Ильясова Петра Валерьевича
Руководитель проекта:
Колесникова Татьяна Николаевна
2021 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
I. Теоретическое исследование ……………………………………………5
1.1.История вопроса…………………………………………………………5
1.2. Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры. …..6
1.3. Музыка и пение — мощные оздоровительные факторы……………..7
II. Практическое исследование…………………………………………......8
2.1. Социологический опрос «Ваше отношение к музыке». ……………..8
2.2. Эксперимент «Влияние музыкального сопровождения на показатели развития физических качеств человека и его эмоциональное состояние». 8
2.3. Мини-сочинение «Музыка в моей жизни»……………………………9
Выводы……………………………………………………………………...10
Библиография………………………………………………………………11
Приложения………………………………………………………………...12
Введение
Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. (В. А. Сухомлинский.)
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. В каком-то смысле, вся история человечества — это поиск реальных путей к здоровой, полноценной жизни. Давно заметив неоспоримое и многосторонне влияние искусства на жизнь и здоровье, человек настойчиво обращался к нему в надежде на помощь. И искусство помогало ему, возвращая силы и душевное равновесие, делая его жизнь достойной человека. Такие возможности искусства не случайны — они лежат в самой его природе. Вполне возможно, искусство и было создано для того, чтобы не только приносить человеку эстетические радости, но и помогать ему, защищать его от всего того, что мешает нормально существовать.
В своей работе мы будем говорить о музыке, ее влиянии на здоровье человека и роли в физической культуре.
Актуальность: В наше время в обществе остро стоит проблема малоподвижного образа жизни, недостаточности физической активности, как следствие недостаточного интереса к занятиям физической культурой.
Объект исследования — здоровье человека.
Предмет исследования- музыка и физическая культура.
Цель нашего исследования — выявление позитивных сторон влияния музыки на здоровье человека, ее роль и место в физической культуре.
Методы исследования: в работе мы рассматриваем и изучаем научный материал по данной теме — результаты работы учёных разных времён, разных стран, проводим анкетирование, эксперимент.
Задачи:
– изучить литературу по теме исследования;
– провести социологический опрос;
– провести эксперимент
-проанализировать материал.
Методы исследования:
– обзор литературы по данной проблеме;
– анкетирование;
– эксперимент;
– анализ полученных данных.
Гипотеза: занятия с использованием музыки повышают настроение, стимулируют к выполнению физических упражнений.
Новизна проекта: осознание роли музыкального сопровождения на уроках физической культуры.
Практическая значимость: результаты проекта могут быть использованы на уроках физической культуры, музыки, на кружках по танцам.
I. Теоретическое исследование
1.1.История вопроса.
С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить её роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности. Одним из первых государств Древнего мира, узаконивших прикладное применение музыки в физическом воспитании подрастающего поколения в масштабах страны, была Спарта. В 663 году до н. э. некто Фалет завёз в Спарту из Крита гимнопедии (своеобразные специфические песни-пляски), под благозвучные мелодии которых выполнялись различные гимнастические упражнения, приемы борьбы и кулачного боя. В первом тысячелетии до н. э. музыкальная стимуляция в спортивной деятельности всё более прочно входит в обиход Олимпийских и других массовых спортивных состязаний античного мира. По мнению автора, массовое внедрение музыки в физическую культуры Спарты ранее других государств, по всей видимости, сыграло свою положительную роль в достижениях спартанских атлетов на Олимпийских играх в VII до н. э. Успешному примеру Спарты начинают следовать и другие государства.
Великий Сократ говорил: «Часто то, что прекрасно для бега, безобразно для борьбы, а то, что прекрасно для борьбы — безобразно для бега: потому что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно плохо приспособлено», и греки великолепно пользовались этим теоретическим положением в своей спортивной практике. Сведения о музыкальной стимуляции различных видов деятельности жителей древней Эллады содержатся в трудах Платона, Геродота, Лукиана, Эвклида и других древних учёных. В начале XX века наш знаменитый соотечественник академик Бехтерев стал изучать влияние музыки на организм человека с точки зрения медицины, и позднее его начинание было подхвачено в разных странах мира и лечебные эффекты музыки стали подтверждать экспериментально. В результате своих исследований Бехтерев пришел к выводу, что музыка влияет на системы дыхания и кровообращения человека, может устранять усталость и бодрить, он подчеркивал, что не случайно у людей сложилась традиция петь колыбельные детям и считал, что без них полноценное развитие ребенка вообще невозможно.[1]
1.2. Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры.
Помимо укрепления здоровья и совершенствования физической формы физическая культура имеет своей целью всестороннее развитие личности. Использование музыки во время занятий может сыграть большую роль. Так музыкальное сопровождение может способствовать:
– повышению работоспособности;
– развитию координации движений;
– воспитанию чувства и понимания ритма, такта мелодии, и как следствие выработке красивых выразительных движений;
– активации волевых усилий, возникновению эмоциональных переживаний;
– обогащению слухового и двигательного опыта.
Кроме того, использование музыки в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие:
– содействие всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности;
– способ тренировки одновременно тела и души;
– способствование организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале);
– содействие улучшению эмоционального фона на занятии и психоэмоционального состояния занимающихся.
Музыка способствует развитию координации движений, воспитывает у занимающихся чувство и понимание ритма, музыкального вкуса. Её применение на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает разнообразить тренировки, стимулировать и мотивировать тренирующихся к новым достижениям, а также ускоряет процессы освоения техники правильного выполнения движений.[2]
1.3. Музыка и пение — мощные оздоровительные факторы.
Мир, в котором мы живём, наполнен природной музыкой, шелестом деревьев, пением птиц, различными шумами, громкими или тихими. Эта природная музыка является мощным энергетическим потоком, несущим гармонию в жизнь человека. Наверное, каждый человек любит петь или пытается петь. Но мало кто знает, что правильное красивое пение имеет не только эстетический, но и физиологический оздоровительный эффект. Правильное пение — это, в первую очередь, правильное дыхание. Правильное дыхание является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем и видов спорта. Например: йога, у-шу и другие. Приведены новейшие примеры лечебных свойств пения:
– пение помогает в лечении многих хронических заболеваний и депрессий.
– австралийские медики практикуют пение как помощь в улучшении состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов и др.
Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, стимулирует мыслительную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья, увеличивает работоспособность человека.[3]
II. Практическое исследование
2.1. Социологический опрос «Ваше отношение к музыке».
Для того чтобы выяснить как учащиеся и учителя школы относятся к музыке, мы провели социологический опрос (Приложение 1). Анонимно мы задавали всего 6 вопросов обучающимся 8, класса:
1. Какая музыка Вам больше нравится?
2. Как Вы думаете, правда ли, что музыка влияет на организм человека? Почему?
3. По-вашему, какая музыка оказывает больше пользы на организм человека?
4. Какую музыку и при каких обстоятельствах вы слушаете?
5. Зачем человеку музыка?
6. Какие песни вы любите петь?
Можно сделать вывод: практически все знают авторов классической музыки (называли при ответах в устной форме: Баха, Бетховена), слушают эту музыку, увлекаются современными музыкальными течениями, понимают, что музыка важна для здоровья человека.
2.1.Эксперимент «Влияние музыкального сопровождения на показатели развития физических качеств человека и его эмоциональное состояние»
Исследования о влиянии музыки на здоровье человека было организовано на базе нашей школы. В эксперименте приняли участие учащиеся 8 -го класса, учителя школы. Всего в эксперименте участвовали 10 человек.
Далее решили провести ещё один эксперимент в спортивном зале во время двух уроков физической культуры. Нас интересовала первая часть урока — разминка под музыкальное сопровождение и без него. Почему разминка так необходима и какое влияние она оказывает на организм?
– помогает избежать травм и растяжений во время занятий спортом,
– мышцы и связки разогреваются, и становятся более эластичными и прочными,
– повышается температура тела, в результате чего улучшается кровообращение и создается оптимальный сердечный ритм,
–увеличивается выносливость и работоспособность организма.
Урок в 8 классе мы начали с разминки под музыкальное сопровождение (Приложение 2). В результате музыкальной разминки у ребят повысилась текущая работоспособность организма, улучшилось настроение, улыбка присутствовала на протяжении всей разминки. Мы заметили, что музыка — одна из тех «изюминок», которые поднимают не только настроение, но и эффективность урока, превращая выполнение монотонных программных заданий в интересное занятие. Чего не скажешь о другом уроке, где учитель не использовал музыкального сопровождения. Ребята выполняли движения разминки, но не так задорно, как хотелось бы (Приложение2).
При подборе музыки, как для отдельных упражнений и заданий, так и для целых групп или серий упражнений, учитель использовал различный музыкальный темп: Медленный — дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, волны руками, туловищем, упражнения на равновесие; умеренный — упражнения на растягивание, для мышц шеи; средний — упражнения спортивно-гимнастического стиля, (махи, наклоны, выпады, на силу), элементы для рук, плечевого пояса, туловища, разновидности ходьбы, танцевальные шаги; быстрый — бег, прыжки, танцевальные движения;
Очень быстрый — бег, подскоки, танцы типа рок-н-ролла. Музыкальная разминка отвечает духу и требованиям своего времени, потребностям современной молодежи, повышает уровень мотивации к урокам физической культуры, повышает эмоциональный уровень проведения урока.
2.3.Мини-сочинение «Музыка в моей жизни»
Мы предложили ребятам 8 класса написать мини-сочинение на тему: «Музыка в моей жизни». Практически все написали, что музыка важна для здоровья человека (Приложение 3).
Вывод
На основании изученного материала можно сделать вывод о том, что музыкальное сопровождение в зависимости от цели применения способствует повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывает у занимающихся чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его применение на занятиях способствует преодолению нарастающего утомления и помогает избегать однообразия в проведении занятия, а также может ускорять процессы овладения техникой движения. Цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Библиография:
1. Желнерович В. Г., Игнатович Д. А., Григоревич И. В., Салычиц А. Ф. Воздействие музыкального сопровождения на физическую активность.1998 г.
2. Райгородский Б. Д. Что может музыка? — Музыка в школе, 2004, № 4.
3. Понкратьева Л. П., Минина В. А. Значение физической активности в жизни человека // Молодой ученый. — 2016. — № 24. — С. 568–571.
4. Фролова Т. А. Влияние музыки на здоровье человека. — Музыка в школе, 2008, № 1.
5.http://shekino30.russia-sad.ru/download/153173
6. https://moluch.ru/young/archive/15/1086/
7. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-malopodvizhniy-obraz-zhizni-sovremennogo-shkolnika-1657858.html.
Приложение 1. Социологический опрос «Ваше отношение к музыке».
Приложение 2. Эксперимент «Влияние музыкального сопровождения на показатели развития физических качеств человека и его эмоциональное состояние».
Под музыкальное
сопровождение
Без музыкального сопровождения
Приложение 3. Мини-сочинение «Музыка в моей жизни»
Скачано с www.znanio.ru
[1] http://shekino30.russia-sad.ru/download/153173
[2] https://moluch.ru/young/archive/15/1086/
[3] https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-malopodvizhniy-obraz-zhizni-sovremennogo-shkolnika-1657858.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.