Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Радуга» с. Троицкое
Проект
«Берегите книгу»
в подготовительной «Б» группе
Воспитатели: Николаенко Я.И.
2021 г.
Актуальность темы:
Отсутствие у детей интереса к чтению книг, является серьезной проблемой в наше время. В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер и другие гаджеты активно выступают ее конкурентами.
Дети действительно не хотят сегодня читать. Легче посмотреть мультик или фильм, чем прочитать книжку. Легче и быстрее.
Но эта легкость имеет две стороны: больше нет необходимости прикладывать собственные усилия, перерабатывая и воспринимая информацию. Все готово и упаковано для быстрого употребления. На первый взгляд, это замечательно. А если присмотреться внимательнее?
Чтение дает толчок фантазии. Слова, напечатанные на бумаге, преображаются в образы, и каждый чтец воображает себе героев книги по-своему. Этим книга выгодно отличается от фильма или мультика, в которых герои даны уже готовыми — такими, как их захотел представить создатель фильма. И отделаться потом от этого навязанного образа уже вряд ли получится: рамки установлены, крылья фантазии подрезаны, ей никуда больше не нужно лететь…
Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами.
Чтение дает основы для формирования нравственности. Ребенок переживает происходящее с героями книги, примеряет на себя, учится различать хорошее и плохое, доброе и злое, выбирает, на какой стороне он хотел бы быть. Иногда трудные переживания побуждают ребенка перечитывать одни и те же книги много раз, пока не выкристаллизуется собственная точка зрения, и эту работу души ничем заменить нельзя.
Польза чтения книг для детей очень велика дошкольный период – время, которое нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что приобщение ребенка к книжной культуре крайне важно и должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей. Наш проект позволяет в условиях детского сада расширять знания детей о книге, как о произведении искусства, источнике разнообразной информации, прививает интерес к чтению художественной литературы. Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности, обогащения его внутреннего мира, формирование нравственных человеческих качеств.
Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.
Продолжительность: среднесрочный (с 01.12.2021 г. по 31.01.2022 г.).
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.
Цель проекта: приобщение детей к книжной культуре.
Задачи
проекта:
· Сформировать у детей интерес к книге, как мотив подготовки к чтению.
· Закреплять представления детей о жанровых особенностях произведений.
· Поощрять творческие проявления в ролевых по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности.
· Познакомить с историей создания книги
· Закреплять правила культурного общения с книгой, поведения в библиотеке, книжном уголке.
· Закреплять знания детей о строении книги.
· Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки и процессе изготовления книг.
· Воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.
· Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы навыки самостоятельности, активности по взаимоотношению с книгой. Дети научились давать мотивационную оценку поступкам героев книг, понимают жанровые особенности книг. Увеличилось количество заученного литературного материала. У них появляется потребность посещать библиотеку. Расширяются нравственные представления о содержании произведений детских авторов.
Сформированы навыки бережного обращения с книгой, и умение подклеивать порванные книги.
Педагоги продолжают осваивать метод проектирования —
метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими
детьми, прислушиваются к их мнению.
Этапы
реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап –Заключительный
Подготовительный этап
· Сбор и анализ литературы по данной теме.
· Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
· Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
· Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
· Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
· ознакомление родителей с условиями, задачами проектной деятельности, алгоритмами совместной деятельности с детьми.
Основной этап
1. Проведение бесед, НОД по декоративному рисованию, лепке.
2. Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов
3. Дидактических, сюжетно-ролевых игр.
4. Просматривание презентаций и видеороликов и мультфильмов.
5. Проведение консультаций для родителей.
Заключительный
этап
Выставка «Книжка-самоделка»
План мероприятий
НОД: познавательное развитие «Путешествие в прошлое книги»,
«Знакомство с профессией библиотекарь»
рисование «Обложка книги», «Иллюстрации к моей книге»,
лепка «Мой любимый сказочный герой»,
развитие речи «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», пересказ р.н. сказки «Лиса и журавль», пересказ рассказа «Четыре желания» К Д. Ушинский.
Совместная деятельность: «Закладка для книг», «Ремонт книг», «Книжки-малышки».
Беседы: «Зачем нужны книги?»
«Как создается книга?», «Какие бывают книги», «Как нужно относиться к книге».
Рассматривание альбомов: «Детские писатели», «Какие книги бывают»
Трудовая деятельность: «Книжкина больничка» – подклеивание страниц у книг.
С/р игры: «Библиотека», «Мастерская книг».
Игры драматизации: настольный театр «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Рукавичка» - по желанию детей.
Чтение художественной литературы: Рассматривание портретов детских писателей и поэтов; рассматривание иллюстраций к произведениям.
Развлечение: «Книга – твой лучший друг»
Организация выставки: «Книжка-самоделка»
Работа с родителями.
1.Совместное составление описательного рассказа с родителями на тему: «Мой любимый сказочный герой».
2.Совместное оформление книжки-самоделки
3.Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения; записаться в библиотеку.
4.Печатная информация для родителей: «Как научить ребёнка любить книги», «Зачем читать книги?», «Сказки на ночь».
В ходе
реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
Обогатился литературный багаж детей, расширены
знания об окружающем мире, дети объединены общими впечатлениями, переживаниями,
эмоциями, что способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Сформировано
желание детей читать и беречь книгу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.