Проект на тему:
«Берегите птиц»
в старшей смешанной группе
«Верные друзья»
Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.
По содержанию: ребенок и охрана природы.
По составу участников – групповой.
Продолжительность проекта – краткосрочный.
Цель: формирование экологического мышления и воспитание экологической культуры
Задачи:
1. Расширять и обобщать знания детей о птицах.
2. Учить устанавливать связи единства и взаимосвязи в природе.
3. Совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности в общении с объектами природы для развития речи и психологических процессов.
4. Формировать практические навыки гуманного отношения к объектам живой природы на основе имеющихся представлений: быть доброжелательным к живым существам, эмоционально отзываться на их состояние; иметь интерес к живым объектам; стремиться осуществлять с ними позитивное взаимодействие; желание и умение заботиться о живом, создать необходимые для жизни условия.
5. Воспитывать позитивный интерес и формировать навыки учебной деятельности.
6. Оптимизировать детско-родительские отношения на основе совместной общественно значимой деятельности.
Этапы реализации проекта
1. Птицы нашего края – Занятие.
Программное содержание: расширять и углублять знания детей о птицах нашего края, воспитывать желание помогать птицам, заботиться о них, оберегать.
Подбор картин иллюстраций по данной теме.
2. Домашнее задание родителям и детям. Составление загадок, сказочных текстов, описательных рассказов, о птицах.
3. Наблюдения за птицами.
Беседа:
1) Прогулки, целевые прогулки в лес.
2) О зимующих птицах.
Как зимуют наши пернатые друзья?
Птицы разных стран.
Для чего нужна Красная Книга?
Домашние птицы.
4. Организация выставки художественной и познавательной литературы в группе.
Чтение художественной и познавательной литературы, беседы о прочитанном, заучивание стихов, закличек, пословиц, поговорок, народных примет о птицах.
5. Совместная деятельность воспитатель-дети-родители. Организация выставки детских рисунков.
6. Проблемные и образовательные ситуации:
а) от чего страдают птицы в городе? в лесу? (у реки, в болоте)
б) с какими трудностями встречаются перелетные, кочующие птицы?
в) какие трудности могут возникнуть у птиц в период вывода потомства?
г) что случится на земле, если не станет птиц?
д) как мы можем помочь птицам?
7. Акция «Берегите птиц» Конкурс на лучную кормушку для птиц сделанную совместно с родителями дошкольников
8. Детская продуктивная деятельность Рисование «Кормушка для птиц»;
Аппликация «Сказочная птица»;
Лепка «Синицы и снегири».
9. Игровая деятельность.
• Подвижная игра «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.
• Игра «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.
• Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
• Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.
• Подвижные игры "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
• Д/и «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)
• Д/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко) .
• Д/и «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)
• Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.
• Д/и "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.
• Д/и «Кто больше подберет действий (признаков)?»: закрепить знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях.
10. Художественная литература
• Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей»: знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
• Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей» (С. А. Есенина «Поёт зима, аукает» (В. Токмаковой «Сизари» (А. Прокофьева «Снегири» (Н. Рубцова «Ворона» и др.: продолжать совершенствовать художетсвенно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.
11. Трудовое воспитание
• Труд в природе – чистка кормушек
• Труд в природе – покормить птиц
12. Наглядная информация.
• Оформление папки-передвижки «Покормите птиц»
13. Работа с родителями.
• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад
• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
• Заучивание стихотворений про птиц
• Отгадывание загадок про птиц.
• Рассмотреть птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Результаты проекта
1. Совместная работа родителей с детьми по сбору материала к данной теме проекта:
- загадки,
- описательные рассказы о птицах.
2. Презентация проекта «Перелетные птицы», «Берегите птиц».
3. Выставка детских рисунков на конкурсе в ДОУ.
4. У воспитанников возник устойчивый интерес к творческой, поисково-
исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного
творческого мышления; повысился уровень экологической культуры воспитанников;
5. Предметно-развивающая среда группы обогащена материалом по экологии; расширено методическое обеспечение экологического образования в ДОУ.
Конспект занятия «Птицы нашего края»
Цели: развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении к среде обитания; обогащение словарного запаса; активизировать внимание и память (через элементы раскрашивания запоминать внешний облик птицы) ; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Материалы: иллюстрация с изображением дятла; магнитофон, фонограмма с барабанной дробью, которую издаёт дятел; раскраски, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель:
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это… (птица) .
- Сегодня ребята, мы будем говорить о птице нашего края. Что это за птица, вы узнаете чуть позже. А сейчас я предлагаю ответить на один вопрос: какие птицы обитают в нашем краю? (ответы детей)
- А сможете ли вы отгадать, о каких птицах идёт речь в этих загадках?
Озорной мальчишка Эта птица никогда
В сером армячишке Для птенцов не вьёт гнезда
По двору шныряет, Сядет где-то на суку
Крошки собирает. И кричит: «Ку-ку, ку-ку! »
Ответы детей. (Воробей) Ответы детей. (Кукушка)
Не сверкает опереньем, Зимой на ветках – яблоки!
Не приятен он на вид, Скорей их собери!
А чудесным звонким пеньем Но вдруг вспорхнули яблоки,
Всех на свете удивит. Ведь это –… (Снегири)
Можно слушать без конца
Знаменитого певца. А кого в лесу недаром
Ответы детей. (Соловей) Называют санитаром?
О себе загадку вам
Кто летает, кто стрекочет – Загадать он хочет сам:
Рассказать нам новость хочет? - По деревьям я скачу,
Ответы детей. (Сорока) Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук-тук!
Где тут, где тут
Вредный жук?
Ответы детей. (Дятел)
- Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой отлучки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.
Набухают быстро почки,
Появляются листочки,
Всюду гомон, птичья трель –
Это в лес пришёл апрель.
Звонкий хор весёлых птичьих голосов пришёл в лес вместе с весной. Щебетание и посвистывание перекликаются с громкой барабанной дробью. Включить послушать фонограмму как дятел долбит клювом по стволу. Кто же это барабанит в лесу?
Ответы детей. (Дятел)
- Да, барабанную дробь выбивает своим крепким клювом большой пёстрый дятел.
Это он присел на сук
И стучит: тук-тук, тук-тук!
(Рассматривание изображение дятла)
- Ребята, а кто из вас видел дятла? Как он выглядит? Расскажите. (Рассказы детей.)
- Посмотрите на картинку. Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него чёрная. Крылья тоже чёрные, но с белыми крапинами. Брюшко этой птицы белое с чёрными крапинами. А на голове у дятла ярко-красное пятно, точно беретик. Хвост у него большой и упругий. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Провести физкультминутку «Зарядка»:
Мы ногами – топ-топ,
Мы руками – хлоп-хлоп. Движения выполняются по содержанию текста.
Мы глазами – миг-миг. Руки на поясе, моргаем глазами.
Мы плечами – чик-чик. Руки на поясе, плечи вверх-вниз.
Раз – сюда, два – туда, Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. Движения выполняются по содержанию текста.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора! Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить.
- У дятла большой и крепкий клюв. С его помощью он может сделать дырочку в достаточно твёрдом стволе дерева. А язычок у дятла длинный, иначе трудно было бы проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры.
Крепкий клюв помогает дятлу мастерить себе жилище. Чтобы выдолбить себе большое гнездо, ему потребуется около двух недель. Весной в этом дупле появятся у дятла птенцы. Они родятся слепыми, неоперившимися. Родители старательно будут выкармливать их мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек. Но вскоре птенцы подрастут и начнут сами добывать себе корм.
Целый день дятлы перестукиваются в лесу, отыскивая, чем бы прокормиться. Всё лето он кормится насекомыми, а наступит зима – чем ему кормиться? (Предположения детей).
Зимой дятлы остаются в наших краях и не улетают именно потому, что вместо живого корма (насекомых) – есть в лесу много сосновых и еловых шишек с семенами. Сорвёт дятел шишку, закрепит её в расщелине дерева, начнёт своим крепким клювом вылущивать из шишки вкусные семена. Часть семян уронит – не беда! Вслед за дятлом прилетят к тому месту другие птицы и начнут подбирать упавшие на снег семена. Оказывается, дятел не только о себе заботится.
- Ребята, перед вами лежат раскраски, с изображением дятла, я предлагаю вам раскрасить их цветными карандашами.
Рассмотреть раскрашенных дятлов.
- Ребята, что же нового, интересного вы узнали о дятле?
(Рассказы детей) .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.