|
УТВЕРЖДАЮ Ректор КРИПКиПРО
_________________О. Г. Красношлыкова
«______» ____________________ 2014 г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о выпускной работе слушателя
факультета профессиональной переподготовки
Кемерово 2014
СОДЕРЖАНИЕ
№ раздела |
Наименование раздела |
Страница |
1. |
Общие положения |
3 |
2. |
Руководство выпускными работами |
4 |
3. |
Основные требования к выпускной работе |
5 |
4. |
Требования к оформлению выпускной работы |
5 |
5. |
Порядок защиты выпускной работы |
9 |
6. |
Этапы выполнения работы |
11 |
7. |
Приложение 1. Образец титульного листа |
13 |
8. |
Приложение 2. Образец оглавления |
14 |
9. |
Приложение 3. Образец оформления списка литературы |
15 |
10. |
Лист регистрации изменений, дополнений и проведении ревизии |
16 |
11 |
Лист согласования |
17 |
12 |
Лист рассылки |
18 |
I. Общие положения
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (приказ Минобрнауки РФ № 499 г. от 01.07.2013).
1.2 Итоговая аттестация слушателя факультета профессиональной переподготовки проводится в форме защиты выпускной работы.
1.3 Основные задачи выпускной работы:
- углубление и расширение теоретических знаний слушателей в области методологии, теории современных исследований изучаемой науки;
- самосовершенствование научно-творческой деятельности слушателей;
- формирование умений самостоятельной работы с научной и методической литературой, сбора и анализа фактического материала;
- обеспечение условий для личностного саморазвития слушателей; развития у них: когнитивных способностей, качеств исследователя, объективной самооценки, профессиональной мобильности, способности к самостоятельным суждениям и выводам;
- формирование умений провести констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, осуществлять диагностические процедуры, прогнозировать и проектировать педагогические процессы и явления, способности к определению цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования;
- развитие навыков обоснования актуальности проблемы и новизны полученных результатов;
- формирование навыков практического приложения приобретенных знаний и умений в профессиональной, практической деятельности.
1.4.При выполнении выпускной работы слушатель должен продемонстрировать:
- умение работать с литературой и использовать достижения науки для решения поставленной задачи;
- способность анализировать информацию;
- применение творческих подходов к решению поставленных задач;
- умение выработать рекомендации по итогам проведённых исследований и предложения по их внедрению.
1.5.Слушателям рекомендуется выбирать тему в соответствии с профилем их работы. Выпускающие кафедры предоставляют слушателям тематический перечень рекомендуемых тем, направлений исследований. Выбор темы осуществляется самими слушателями с учетом их интересов и реальных потребностей в теоретической и практической подготовке, конкретных задач организаций, направивших их на обучение. Тема должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной педагогической науки, а также состоянию и тенденциям развития региональной системы образования.
1.6. Темы выпускной работы обсуждаются на заседании кафедры, и по её решению, не позднее, чем за 3 месяц до окончания обучения, приказом ректора закрепляются за слушателями.
1.7. Изменение темы выпускной работы осуществляется в том же порядке, что и её утверждение, и может быть произведено не позднее, чем за 1 месяц до начала защиты выпускной работы.
II. Руководство выпускными работами
2.1. Руководитель выпускной работы утверждается, как правило, из числа профессорско-преподавательского состава Института со стажем научно-педагогической или руководящей работы не менее 5 лет.
2.2. К руководству выпускными работами могут привлекаться высококвалифицированные специалисты из органов государственной власти и местного самоуправления, представители образовательных организаций, имеющие высшее профессиональное образование, соответствующее специальности, по которой выполняется выпускная работа, и стаж практической деятельности не менее 5 лет.
2.3.Утверждение руководителя выпускной работы производится не позднее, чем за 3 месяца до окончания обучения.
2.4.Руководитель выпускной работы выполняет следующие функции:
- формирует задание на выполнение выпускной работы;
- составляет календарный график подготовки выпускной работы;
- оказывает помощь в подборе научной
литературы, справочных материалов и
других источников по теме выпускной работы,
необходимых для её выполнения;
- консультирует выпускников по основным разделам, вопросам выпускной работы;
- пишет отзыв на выпускную работу, где
оценивает степень
её актуальности, достоинства, недостатки
каждого раздела работы, теоретическую и практическую значимость, дает общую оценку выпускной работы.
III. Основные требования к выпускной работе
3.1. Наличие значимой в исследовательском, информационном, практическом, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения).
3.2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3.3. Индивидуальное или групповое (не более 2 человек) планирование и выполнение действий по решению проблемы. Каждый участник коллективной работы описывает и защищает результаты своего аспекта исследования.
3.4 Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
· выдвижение гипотезы;
· выбор методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
· сбор, систематизация и анализ полученных данных;
· выводы, выдвижение новых проблем исследования;
· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
· выбор способов оформления и предъявления конечных результатов (презентация, защита и пр.).
IY. Требования к оформлению выпускной работы
4.1. Структура выпускной работы включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- главы основной части;
- заключение (выводы);
- список литературы;
- приложения к выпускной работе (при необходимости).
4.2. Титульный лист является первой страницей выпускной аттестационной работы и заполняется по строго определённым правилам (приложение 1). Титульный лист не нумеруется.
4.3. Оглавление отражает содержание и структуру выпускной работы и помещается после титульного листа. В оглавлении приводятся все структурные элементы работы, включая введение, главы и параграфы основной части, заключение, список литературы, приложения, и указываются страницы, с которых они начинаются (приложение 2).
Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Все заголовки начинаются с заглавной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Подчеркивание, переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Оглавление, как и титульный лист, не нумеруется.
4.4. Во введении ставится проблема, избранная для исследования. Введение содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики выпускной работы (цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования).
Цель вытекает из темы и проблемы научного и/или практического поиска и имеет две составные части: теоретическую и практическую. Это свёрнутое (сжатое) и обобщённое описание направленной на объект деятельности и предполагаемого (планируемого) результата изучения объекта (явления).
Объект - эта та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования.
Предмет - изучаемое свойство объекта; какая сторона (особенность) объекта будет изучаться автором.
Гипотеза – предположение о причинно-следственной связи между изучаемым свойством педагогического объекта и определёнными факторами среды. Гипотеза проверяется опытным путём в ходе исследования. Она должна выражаться формулой, включающей две части: «Если [далее следует описание фактора и/или состояния объекта], то [далее следует описание характера связи между объектом и фактором]».
Задачи исследования - это составные части цели, которые обозначены, как правило, в параграфах оглавления.
Во введении должна быть отражена краткая характеристика используемых в работе методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели.
Вариант групповой работы предусматривает указание долевого участия слушателей в ее выполнении.
4.5. В основной части выпускной работы, состоящей из глав, излагается материал темы, решаются задачи, поставленные во введении.
4.5.1. В первой главе раскрывается теория исследуемой проблемы, дается критический анализ теоретической и методической литературы, периодики, анализируется практика и опыт новаторов, показывается позиция автора. Рекомендуемый объем – до 20 страниц.
4.5.2. Вторая глава включает, как правило, описание содержательного аспекта опытно-экспериментальной и/или методической работы выпускника(-ов) и достигнутых в ходе этой работы результатов; обобщается и систематизируется опыт работы слушателя, опыт коллег, показываются различные способы решения данной проблемы, определяется путь, модель решения проблемы, критерии, показатели, методы исследования. В этой же главе фиксируются результаты исследования. Для повышения компактности и наглядности используются таблицы и рисунки. Язык изложения должен обладать характерными чертами делового стиля с использованием соответствующей терминологии, конкретностью формулировок, полным отсутствием эмоциональных речевых средств и т. д.
Глава может быть посвящена проектированию педагогической деятельности, описанию ее реализации, оценке ее результативности. Она может включать систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплексов учебно-наглядных или учебно-методических материалов с обоснованием их разработки и рекомендациями по их использованию.
Продуктом выполнения выпускной работы могут быть:
- Учебно-программные (элективные курсы, факультативные курсы, рабочие учебные программы и т.п.) или методические материалы (рекомендации; разработки: сценарии праздников, предметных недель, конспекты уроков и др.);
- Учебно-теоретические (учебники, учебные пособия) и/или учебно-практические материалы (сборники упражнений, тестов, заданий и пр.);
- Учебно-справочные (терминологический словарь, хрестоматия, учебный справочник) и/или учебно-библиографические материалы (аннотированные библиографические указатели).
- Учебно-наглядные материалы (схемы, таблицы, альбомы, атласы, карты, электронные материалы и др.);-
- Опытно-экспериментальная или проектная работы;
- Программа развития образовательной организации, бизнес-план, и др.
В работах коррекционной направленности желательно проводить констатирующую часть экспериментального исследования.
4.6. Заключение содержит важнейшие выводы автора, обобщенный анализ результатов своего научно-педагогического наблюдения, исследования или анализа. Здесь подводятся итоги теоретической и практической разработки темы, отмечается практическая значимость результатов, предлагаются обобщения и выводы по исследуемой проблеме, формулируются предложения и рекомендации.
В заключении автор должен соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить выводы в единое целое, оценить успешность проделанной работы. Иногда целесообразно построить заключение как перечень выводов, разбив его по пунктам, в каждом из которых необходимо выделить и обосновать один конкретный вывод.
4.7. После заключения представляется библиографический список использованной литературы. Каждый включенный в него литературный источник должен иметь отражение в рукописи исследования. Если слушатель делает ссылку на какие-либо заимствованные факты ученых или педагогов, то он должен в квадратных скобках указать номер публикации, согласно списка литературы (например: [4], [2; 16; 21], [цит. по 12]); если приводятся цитаты из работ других авторов, то кроме номера источника, указывается страница, с которой данная цитата (мысль) заимствована (например: [4, С. 24]).
В список литературы, составленный по ГОСТу, необходимо включать современные источники (в основном за последние 5 лет), с указанием работ ведущих специалистов региона по теме изучения. Не следует включать те работы, которые фактически не были использованы.
В список литературы включаются не менее 25 использованных в работе источников. Литература указывается в алфавитном порядке по фамилии автора.
Образцы оформления списка литературы представлены в приложении 3. Список литературы строится по единому алфавитному ряду и оформляется, согласно требованиям госстандарта (Р 7.05-2008).
4.8. Вспомогательные или дополнительные материалы, такие как копии подлинных документов, отдельные положения из нормативных документов, анкеты, перечень ключевых понятий, разработки фрагментов занятий и др. материалы, помещают в приложении. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты и т. д.
Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки (например, приложение 1). Каждое приложение начинается с нового листа, указывается прописными буквами и имеет цифровое обозначение.
4.9. Выпускная работа выполняется компьютерным способом. Текст печатается через 1,5 интервала с применением 14 размера шрифта. Размеры полей: сверху – 2.5 см, снизу – 2.0 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см. Красная строка – 1.25, выравнивание по ширине.
Страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номера страницы проставляются в нижнем правом углу. Первой страницей считается титульный лист, второй - оглавление, они не нумеруются, третьей - начало текста. Объем работы не менее двух и, как правило, не более 4 печатных листов (48-96 страниц).
Каждая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.
4.10. Стиль изложения – научный, предполагающий точность и достоверность приведенных сведений, четкость и ясность изложения материала, логичность и последовательность.
Таблицы должны иметь сквозную нумерацию и название, представленное перед таблицей. Рисунки подписываются внизу.
Содержание работы, особенно ее теоретическая часть, должно иметь ссылки на используемые источники, оформляемые номером в квадратных скобках согласно списку литературы.
V. Порядок защиты выпускной работы
5.1. Подготовленная в соответствии с установленными требованиями выпускная работа, на бумажном (кольцевой или жесткий переплет) и электронном носителях, представляется слушателем на факультет профессиональной переподготовки не позднее двух недель до начала защиты.
5.2. Руководитель представляет письменный отзыв на выпускную работу. На основании положительного отзыва решается вопрос о готовности выпускной работы и допуске слушателя к её защите. Издаётся соответствующий приказ по Институту.
5.3. Выпускная работа, допущенная к защите, направляется на внешнюю рецензию. В число рецензентов могут входить научно-педагогические работники учебных, методических и научных учреждений, квалифицированно владеющие информацией по изучаемой теме. Научный руководитель выпускной работы и не может быть рецензентом. Подпись рецензента должна быть заверена по месту его работы.
5.4. Содержание отзыва и рецензии доводится до слушателя за три дня до защиты, слушатель готовит ответы на замечания научного руководителя и рецензента, если таковые имеются.
5.5. Защита выпускной работы проводится на открытых заседаниях аттестационной комиссии (см. Положение об итоговой аттестации слушателей ФПП) с участием не менее двух третей её состава.
5.6. При защите выпускной работы слушатель делает краткое сообщение (не более 10 минут), в котором излагает цель, задачи, предмет, объект, гипотезу, методы исследования, результаты и выводы, обосновывает их. Доклад необходимо сопровождать презентацией и/или табличным и графическим материалом. Его содержание должно иллюстрировать основные положения работы. Весь иллюстративный материал должен быть аккуратно оформлен, иметь названия, условные обозначения и нумерацию.
При необходимости выпускнику задаются вопросы по теме выпускной работы, оглашается отзыв руководителя и рецензия на работу. Во время процедуры защиты желательно присутствие научного руководителя, возможно его выступление или выступление рецензента.
5.7. По окончании сообщения слушатель отвечает на вопросы членов комиссии по содержанию выпускной работы. Автор выпускной работы может высказать свое мнение по поводу замечаний, сделанных в отзыве и/или рецензии.
5.8. После публичной защиты, члены аттестационной комиссии на закрытом заседании обсуждают результаты защиты и простым большинством голосов выносят решение об оценке выпускной работы. При равном числе голосов мнение председателя является решающим.
Критерии оценки выпускной работы:
- актуальность темы и соответствие ее современным требованиям и тенденциям развития системы образования;
- полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической частей работы;
-эффективность и адекватность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы;
- обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, возможность их применения в практической деятельности;
- правильность и полнота анализа проблемы;
- качество доклада (сообщения) и ответов на вопросы при защите работы;
- степень самостоятельности автора в разработке выпускной работы.
5.9. Результаты защиты выпускной аттестационной работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания аттестационной комиссии.
5.10. Слушатель не допускается к защите выпускной работы по следующим причинам:
- не выполнен учебный план по конкретной образовательной программе;
- по вине слушателя нарушены сроки утверждения темы его выпускной работы;
- слушателем самостоятельно изменена тема выпускной аттестационной работы;
- выпускная работа не представлена в установленные сроки.
5.11. Слушатель, не защитивший выпускной работы, имеет право на повторную защиту, но не ранее чем через год.
5.12. Выпускная работа, согласно утвержденной номенклатуре дел, хранится в институте в течение 5 лет.
VI. Этапы выполнения работы
1-3 месяцы обучения – работа с литературными источниками по анализу проработанности интересуемой темы. Если работа опытно-экспериментальная – работа с научным руководителем по подготовке к организации и проведению исследования.
4-6 месяцы обучения – работа с научным руководителем по определению темы, методологических основ работы, планирование содержания глав, написание теоретической части. Если предусмотрено – проведение опытно-экспериментальной работы.
7-10 месяцы обучения – компоновка подготовленных текстов, написание введения, выводов, составление заключения. Сдача работы на проверку научному руководителю.
11–ый месяц – рецензирование работы.
12-ый месяц - подготовка доклада (выступления) и презентации для защиты работы.
Приложение 1
Образец титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет профессиональной переподготовки
Организация исследовательской деятельности
обучающихся по биологии
Выпускная работа
Работа допущена к защите
«___»_____________2014 г Исполнитель:
Иванова Вера Петровна
Работа защищена слушатель группы
« ___»_____________2014 г «Педагогика, психология и методика
с оценкой «____________» преподавания школьных дисциплин:
биология»
Председатель АК
______________________
Члены комиссии
1_____________________ Научный руководитель:
2_____________________ Корнева Мария Федоровна,
3_____________________ канд. пед. наук, доцент КРИПКиПРО 4_____________________ (или д-р пед. наук, профессор)
Кемерово, 2014
Приложение 2
Образец оглавления
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 |
|
Глава 1. |
(название главы, посвященной теоретическим вопросам) |
6 |
1.1. |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
6 |
1.2. |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
9
|
Глава 2. |
(название главы, согласно теме работы) . . . . . . . . . . . . . . . . |
10 |
2.1. |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
17 |
2.2. |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
22 |
2.3. |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
26 |
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
32 |
|
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
36 |
|
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
40 |
|
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
44 |
|
Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
46 |
Приложение 3
Образец оформления списка литературы
При оформлении списка рекомендуется соблюдать следующие правила: при указании нескольких работ одного автора источники располагаются по алфавиту заглавий; при совпадении первых слов в названиях источников их записывают по алфавиту вторых слов и т. д.; если источник полностью изучен, то указывается количество страниц документа (36с.); если рассматривается несколько страниц, то указываются номера страниц источника (С. 30-38).
Например:
Как спроектировать учебный процесс по курсу [Текст] : учеб. пособие для преподавателей / Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина, Н. И. Колесникова. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2014. – 83 с.
Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст] : учеб. пособие / М. Н. Кожина. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с.
Планирование, организация и управление образовательным процессом [Текст] / А. М. Коротеев, Т. А. Беляев, И. И. Иванов [и др.] ; под ред. А. М. Коротеева. – М. : Просвещение, 2013. – 286 с.
Статьи из сборников, журналов оформляются следующим образом:
Кочкина, Л. С. Социализация детей-сирот [Текст] / Л. С. Кочкина // Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска»: состояние, проблемы, перспективы : сборник научных статей / под научной ред. Н. А. Заруба, Н. Э. Касаткиной, Т. А. Фральцовой, С. Н. Чистяковой ; ред. коллегия: И. В. Карнаева, Е. Л. Руднева, Т. Н. Семенкова . – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003. – Ч.2. - С. 15-21.
Усова, А. В. Чтобы учение стало серьезным и успешным [Текст] / А. В. Усова // Педагогика. - 2000. - № 4. - С. 30-33.
Ссылка на диссертационные исследования:
Белозеров, И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв. [Текст] : дис. … канд. ист. наук: 70.00.02 / Белозеров Иван Валентинович. – М., 2012. – 215 с.
Электронные ресурсы:
Дубровин, Б. С. Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ [Электронный ресурс] : математика. - М. : Экзамен, 2011. – 1 электрон. опт. диск. (ресурс локального доступа).
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / ред. Т. В. Власенко. - М. : Рос. гос. б-ка, 2006. – Режим доступа: http://www.rsl. ru. – Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).
В список литературы в квадратных скобках могут быть включены [Видеозапись], [Звукозапись], [Карты] и др.
Список литературы строится по единому алфавитному ряду.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ
№ п/п |
Дата внесения изменения, дополнения или проведения ревизии |
Номера листов |
Шифр документа |
Краткое содержание изменения, отметка о ревизии |
Ф.И.О., должность, подпись лица осуществившего изменение документа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
№ п/п |
Наименование подразделения |
Должность |
Ф.И.О. |
Подпись |
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
ЛИСТ РАССЫЛКИ
№ п/п |
Наименование подразделения |
Должность получателя |
Ф.И.О. |
Подпись |
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.