Всероссийский конкурс
социально-активных технологий
воспитания обучающихся «Растим гражданина»
Проект общественного взаимодействия
Экологический
маршрут
Волосовский муниципальный район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Изварская средняя общеобразовательная школа»
ДОО «Лидер»
Количество участников: 35
Проектная группа:
Литвинов Александр
Максимова Ангелина, Мищенко Иван
Прокопенко Мария, Тихомиров Никита
Руководитель проекта:
Чванова Надежда Васильевна,
заместитель директора по УВР
д. Извара
2020 год
Актуальность и значимость проекта
На свете много замечательных мест, связанных с историческими событиями, жизнью замечательных людей, природными достопримечательностями. Такие места есть и в нашей деревне. Однако в наш век стремительного технического прогресса мы все реже уделяем внимание краеведению, вспоминаем о наследии своего народа. А ведь только тот, кто хорошо знает историю своего края, гордится выдающимися людьми – своими земляками, тонко чувствует красоту природы, станет настоящим патриотом Родины.
В рамках Всероссийского конкурса социально-активных технологий воспитания обучающихся «Растим гражданина» активисты детского объединения «Лидер» МОУ «Изварская СОШ» выдвинули и детально проанализировали спектр проблем, значимых для школы и посёлка, и требующих первоочередного решения.
Их было несколько:
1) разработка экскурсии экологического маршрута;
2) благоустройство территории школьного двора;
3) орнитологический проект, направленный на создание скворечников и кормушек для зимующих птиц;
4) оформление зелёного уголка в рекреации начальных классов.
В ходе подготовительного этапа было проведено анкетирование обучающихся и работников школы по каждой проблеме.
В анкетировании приняло участие 115 человек. Результаты анкетирования показали следующее распределение голосов:
1) разработка экскурсии экологического маршрута – 47 голосов (40%);
2) благоустройство территории школьного двора – 33 (28%);
3) орнитологический проект, направленный на создание скворечников и кормушек для зимующих птиц – 10 (9%);
4) оформление зелёного уголка в рекреации начальных классов – 25 голосов (23%)
Обсудив результаты анкетирования, наша инициативная группа остановилась на разработке экскурсии по экологическому маршруту по природным особенностям Извары с дальнейшим размещением информации на сайте школы и участием во Всероссийском проекте «Я познаю Россию. Прогулки по стране». Мы считаем, что разработка экскурсии по экологическому маршруту актуальна для нашей деревни. Подобной экологической экскурсии, освещающей достопримечательности д. Извара, мы не нашли в Интернет-пространстве.
С целью подтверждения актуальности и новизны выбранной проблемы мы провели беседу с администрацией школы, учителями, представителями общественности.
Л.А. Козлова, директор школы: «Музей Н.К. Рериха в Изваре был открыт в 1984 году, в этом же году была открыта и Изварская школа, в которой постепенно вырастает школьный музей. Время постепенно стирает у новых поколений остроту восприятия о пережитом, поэтому привлечение внимания к историческим сведениям необходимо»
Т.В. Першина, учитель: «Данный проект, несомненно, интересен не только для подрастающего поколения, но и для всех социальных групп поселения. Проект даст возможность познакомить учеников, родителей, педагогов, общественность с особо охраняемыми природными объектами на территории музея-усадьбы и сохранить память о них на Интернет-ресурсе».
Е.В. Ширшова, медицинская сестра: «Не каждый житель Волосовского района знает о том, что в дерене Извара кроме музея-усадьбы сохранился Училищный дом, Форельная башня, функционирует Церковь Казанской иконы Божией Матери и старинный парк с незамерзающими родниковыми озерами. И задача, которая стоит перед вами современной молодежью – сохранить память об этих объектах. Я думаю, что ваш проект не только будет информационным, но и сможет привлечь внимание туристов для посещения нашей деревни».
Беседа с представителями общественности, администрацией и работниками школы подтвердила актуальность и новизну нашего проекта. Данный проект ориентирован на повышение патриотического и нравственного воспитания молодого поколения, повысит уровень социальной активности и привлечет внимание туристов, что расширит социальную сферу деятельности в деревне.
Подводя итоги выше сказанного, мы считаем, что работа по претворению в жизнь проекта «Экологический маршрут» актуальна и нова.
Данный проект рассчитан на подрастающее поколение. Вырабатывая активную жизненную позицию через решение социальных проблем, встающих перед современным человеком, подростки учатся ответственному отношению к сохранению памяти.
Цель проекта: разработать экскурсию по экологическому маршруту и разместить её на сайте школы
Задачи проекта:
1. сбор и систематизация информации об экскурсионных объектах;
2. разработка информационного буклета экологического маршрута с распространением его в сети Интернет;
3. разработка путеводителя-карты «Экологический маршрут» и апробирование маршрута;
4. оформление странички «Экологический маршрут» на сайте школы
Методы работы над проектом:
1. Изучение различных источников информации.
2. Анализ и обработка полученных данных.
3. Творческая работа над оформлением печатной продукции по материалам проекта
Сроки разработки и реализации проекта:
Сентябрь 2019 – Июнь 2020
Сбор и анализ информации
Старинная русская усадьба Извара расположена на Ижорском плато. В средние века эта уникальная в историческом и природном отношении территория входила в состав Водской земли Великого Новгорода. С основанием Петербурга здесь возникли многочисленные дворянские усадьбы. Их главные особенности - красота природы, родники и плодородные почвы. С 1872 по 1900 годы Извара принадлежала родителям Н.К. Рериха.
В начале 20 века имение было выкуплено Министерством юстиции для размещения Санкт-Петербургской землевладельческой колонии. До наших дней сохранился господский дом 18 века, а также несколько хозяйственных построек 18-19 веков, старинный парк, незамерзающие родниковые озёра и Училищный дом земледельческой колонии со встроенной церковью.
Необходимо привлечь внимание общественности к особо охраняемым природным комплексам и объектам на территории музея-усадьбы:
- гидрологическая система Изварского озера, сплавинное озеро Глухое с экосистемой сфагнового болота;
- берега водоёмов с лугово-болотным растительным комплексом, популяциями редких видов растений и местами гнездования птиц, в том числе пойма реки Изварки;
- парковый комплекс конца XIX века;
- сложившиеся растительные группировки (декоративные композиции) из ивы ломкой на западной оконечности Изварского озера;
- система дренажных канав (исторический искусственный ландшафт);
- виды растений и животных, занесённые в Красные книги различного ранга;
- представители древесных экзотов: пихта европейская, лиственница европейская, липа обыкновенная;
- птицы, постоянно гнездящиеся на водоёмах: кряква, чирок-свистунок, чирок-трескунок, хохлатая чернеть, гоголь.
Таким образом, нам предстояло собрать и проанализировать объемную информацию по проблеме проекта.
Группа юристов изучила нормативную базу по проекту.
Базовые компоненты государственных нормативно-правовых актов по данной проблеме
1) Конституция Российской Федерации.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
3) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».
4) Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».
5) Приказ Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г.№293. Инструкция по организации и проведению экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации.
В результате изучения государственных нормативно-правовых актов по данной проблеме мы решили разработать и реализовать проект «Экологический маршрут». Почему мы дали такое название нашему проекту?
Большая часть деревни Извара это особо охраняемые природные комплексы и объекты, находящиеся на территории музея-усадьбы. Мы хорошо знаем знаковые места нашей деревни, но подробной информацией о каждом объекте имеет не каждый школьник и это можно сказать о многих жителях нашего посёлка. В своем проекте мы решили создать экскурсию «Экологический маршрут» по нашей деревне, сделать остановки в памятных местах и оборудовать их аудиогидами (подгруженными на школьный сайт и GoogleДиск), чтобы не только жители нашей деревни, но и все желающие смогли пройти по экологическому маршруту и познакомиться с особо охраняемыми природными объектами. Причем маршрут должен быть продуманным, действующим, предполагающий наличие и зон отдыха, и экологическую тропу, и исторические места и в то же время быть безопасным.
Программа действий
В ходе подготовки к работе над проектом инициативная группа сформировала творческие коллективы юристов, социологов, журналистов, дизайнеров, конструкторов.
Программа деятельности групп:
«Юристы»:
1) изучение нормативно-правовой базы по теме проекта;
2) обоснование правомочности выполнения данного проекта.
«Социологи»:
1) изучение мнения общественности о необходимости разработки «Экологического маршрута» (связь с родителями, общественностью села, администрацией школы и Рабитицкого сельского поселения);
2) составление сметы проекта.
«Журналисты»:
1) изучение письменных источников и Интернет-ресурсов, сбор и анализ информации;
2) подготовка фотоматериала;
3) создание презентации и репортажа о ходе выполнения проекта.
«Дизайнеры»:
1) оформление памятных открыток;
2) оформление путеводителя по «Экологическому маршруту»;
3) оформление буклета «Экологический маршрут».
«Конструкторы»:
1) подготовка документов для размещения на сайте;
2) размещение буклета «Экологический маршрут» в социальных сетях;
3) оформление страницы «Экологический маршрут» на школьном сайте.
Реализация программы действий
Юристы изучили нормативно-правовые акты, провели их анализ. В результате этой работы мы убедились, что имеем право:
· проводить поисковую деятельность и другие мероприятия по популяризации особо охраняемых природных объектов на территории музея-усадьбы;
· разрабатывать экологические туристические маршруты по особо охраняемым природным объектам на территории музея-усадьбы.
Проанализировав нормативно-правовые акты, мы пришли к выводу, что наш проект не противоречит законам РФ и не ущемляет ничьих прав.
Социологи провели беседы с обучающимися школы, родителями, работниками школы, общественностью поселения по поводу их точки зрения на необходимость разработки проекта «Экологический маршрут».
Были опрошены обучающиеся средних классов (51 человек), родители (48 человек), работники школы и общественность поселения (37 человек). Из числа респондентов на вопрос «Как вы считаете, надо разместить в сети Интернет информацию об «Экологическом маршруте», «нет» ответили только 2 человека, «не знаю» - 8.
Вот что сказали некоторые участники опроса.
«Из переписки в социальных сетях со своими товарищами из других поселений нашего района я узнала, что некоторые из них даже не знают, что в нашем районе есть музей-усадьба Н.К. Рериха. Поэтому я считаю, что такой экологический маршрут нужен для нашего поселения и района» - сказала Е.В. Ширшова
«Я думаю, что ваш проект важен для школы, поселения и района, ведь он познакомит всех желающих с памятником природы регионального значения» - сказала директор МОУ «Изварская СОШ» Л.А. Козлова.
«Ваш проект расскажет моим детям о тех местах нашей деревни, которые посвящены памяти нашего земляка Н. К. Рериха» - сказала Е. А. Мищенко, заведующая художественно-постановочной частью МКУ «Изварское КДО».
Результаты ответов на вопрос «Как вы считаете, надо разместить в сети Интернет информацию об «Экологическом маршруте»
Группа социологов провела оценку собственных средств и возможностей для разработки проекта «Экологический маршрут», а также составила смету расходов и определила источники финансирования.
Для претворения в жизнь проекта «Экологический маршрут» нам нужен Интернет-портал, бумага для офисной техники, чтобы распечатать материалы проекта, фотобумага для распечатки памятных открыток, фотоаппарат.
При беседе с администрацией школы мы получили разрешение открыть туристическую страничку на официальном сайте школы. (Приложение 1). В размещении информации нам поможет А.И. Корниенкова, которая отвечает за ведение сайта.
Смета затрат на приобретение расходных материалов для реализации проекта «Экологический маршрут»
№ |
Наименование товара |
Цена (в рублях) |
Количество |
Стоимость (в рублях) |
1) |
Бумага для офисной техники |
250 |
1 пачка |
250 |
2) |
Фотобумага |
1000 |
1 пачка |
1000 |
3) |
Заправка катриджа |
1000 |
3 |
3000 |
Мы решили, что вполне можем справиться с таким проектом. Финансовую сторону вопроса мы обсудили с директором школы, которая пообещала выделить нам из школьных запасов бумагу для офисной техники, заправить при необходимости катриджи. Фотобумагу мы приобретем из денежных средств, полученных за сдачу макулатуры.
Журналисты занимались изучением письменных источников и Интернет-ресурсов по теме проекта (Приложение 2).
Изучая Интернет-ресурсы, мы обратили внимание на то, что в целом информации о памятных местах нашей деревни связанных с особо охраняемыми природными объектами на территории музея-усадьбы не очень много.
На официальном сайте Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре есть информация об истории Извары, о Музее, о жизни Н.К. Рериха в Изваре, о Пакте и Завете Рериха. (Приложение 3)
Изучив официальный сайт администрации Рабитицкого и Изварского сельского поселения, мы не нашли никакой информации о том, что на территории поселения находится особо охраняемый природный объект. (Приложение 4)
Изучив официальный сайт администрации Волосовского муниципального района, мы нашли краткую информацию о деревне и музее, в наличии адрес, время работы музея и телефон. Так же в наличии информация о празднованиях юбилейных дней со дня рождения Н.К. Рериха. (Приложение 5)
Мы также изучили информацию на официальном сайте Особо охраняемые природные территории Ленинградской области (Приложение 6) и Официальном туристском портале Ленинградской области (Приложение 7) и к нашему большому сожалению, на этих ресурсах также очень мало информации.
Иллюстрирование текста фотографиями памятных мест есть только на официальном сайте Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре и Официальном туристском портале Ленинградской области.
Изучив письменные источники и Интернет-ресурсы, мы собрали и систематизировали материал об объектах Экологического маршрута.
Дизайнеры занимались разработкой памятных открыток по Экологическому маршруту, информационных буклетов, карт-путеводителей. Результатом работы команды дизайнеров стали проекты информационных буклетов, карт-путеводителей и открыток.
Конструкторы разрабатывали оформление информационного портала «Экологический маршрут» «привязав» его к сайту школы.
В процессе работы над проектом мы составили карту Экологического маршрута. Собранный и систематизированный журналистами материал для размещения на сайте мы обработали, для этого конвертировали документы MS Word в PDF, из PDF в JPG.
Результаты работы над проектом
Собран и систематизирован материал об особо охраняемых природных объектах на территории музея-усадьбы, находящихся на Экологическом маршруте. Составлена карта движения. Для информирования общественности об «Экологическом маршруте» размещен буклет в социальных сетях «ВКонтакте», «Instagram». Оформлен информационный портал «Экологический маршрут» на сайте нашей школы.
«Экологический маршрут» начинается с вводного модуля в МОУ «Изварская СОШ», затем всем предлагается осмотреть Музей-усадьбу Н.К. Рериха в Изваре – первый в нашей стране государственный музей великого русского художника, учёного, путешественника, мыслителя и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.
Далее внимание экскурсантов будет обращено на здание Форелевой башни. Первый этаж предназначался для хранения молочных продуктов и электромотора, который работал ежедневно в течение двух часов для получения воды насосом из ключей. Второй этаж был занят вырастными аппаратами для мальков, которые затем перемещались в бетонные баки, а затем перенаправлялись в искусственные вырастные пруды. Третий этаж был в основном "лабораторным": здесь хранились образцы эмбрионов и взрослых особей рыбоводного хозяйства.
Заканчивается экскурсия осмотром здания Училищного дома Земледельческой колонии с ныне действующей Церковью Казанской иконы Божией Матерью, которую может посетить каждый желающий
По ходу маршрута мы познакомимся:
- с гидрологической системой Изварского озера;
- парковым комплексом конца XIX века;
- растительными группировками (декоративными композициями) из ивы ломкой на западной оконечности Изварского озера;
- видами растений и животных, занесённых в Красные книги различного ранга;
- представителями древесных экзотов: пихта европейская, лиственница европейская, липа обыкновенная;
- птицами, постоянно гнездящимися на водоёмах: кряква, чирок-свистунок, чирок-трескунок, хохлатая чернеть, гоголь.
Так же мы предлагаем посетить музей-усадьбу Н.К. Рериха и арт-пространство Извара-15.
Участие в реализации социально-значимого проекта помогло нам по новому осмыслить важность знания истории малой родины, взглянуть на значимость сохранения памяти. Работа над проектом также дала нам возможность развить фантазию и творческое мышление, расширить свои знания по информационным технологиям.
Мы думаем, что с целью проекта мы справились: собрали материал об объектах, систематизировали, разработали экскурсию по Экологическому маршруту и разместили все на сайте.
В перспективе проекта – сбор дополнительного материала, голосовая оцифровка с последующим размещением на портале. Участие во Всероссийском проекте «Я познаю Россию. Прогулки по стране».
Приложение
Список Интернет-ресурсов с информацией об особо охраняемых объектах на территории музея-усадьбы
http://www.roerich-izvara.ru/ - официальный сайт Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре;
http://admrabit.ru/ - официальный сайт администрации Рабитицкого сельского поселения;
https://admizvara.wixsite.com/izvara/treatments - официальный сайт администрации Изварского сельского поселения;
http://волосовскийрайон.рф/ - официальный сайт администрации Волосовского муниципального района;
https://ooptlo.ru/ - официальный сайт Особо охраняемых природных территорий Ленинградской области
https://www.lentravel.ru – Официальный туристский портал Ленинградской области
Список печатных источников с информацией об особо охраняемых объектах на территории музея-усадьбы
Брошюра «Волосовский район». - Ленинградская область Администрация МО «Волосовский район», 2008
Музей в Изваре. – Управление культуры Леноблисполкома, 1986
Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре. – СПб., Комитет по культуре Ленинградской области ГБУК ЛО «Музейное агентство», 2014
По историческим местам Волосовского района. – Администрация МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области, 2018
Справочник для посетителя «Особо охраняемые природные территории Ленинградской области». - ООО «Стильное Петербургское Бюро», 2014
Туристская карта-схема По историческим местам. - Ленинградская область Администрация МО «Волосовский район», 2019
Черкасова О.А. Рерих на Волосовской земле. – СПб., ГП ЛО «ИПК «Вести», 2014
Скриншот страницы официального сайта Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре
Скриншот страницы официального сайта администрации Рабитицкого сельского поселения
Скриншот страницы официального сайта администрации Изварского сельского поселения
Скриншот страницы официального сайта администрации Волосовского муниципального района
Скриншот страницы официального сайта Особо охраняемых природных территорий Ленинградской области
Скриншот страницы Официального туристского портала Ленинградской области
Карта-путеводитель «Экологический маршрут»
Памятные открытки
«Экологический маршрут» (программа make-dp.com)
QR КОД информационного
портала туристко-краеведческого маршрута «Экологического маршрута
Ссылки результатов продвижения проекта
1. Опрошено 87 человек в д. Извара:
- 64 респондента знают, что главный персонаж деревни – историк, архитектор и художник Н.К. Рерих, и считают, что Экологический маршрут актуален.
- 23 респондента, считают, что Экологический маршрут не будет актуален, но, тем не менее, сами были в местном музее и им понравилось.
2. Публикация тематического контента по Экологическому маршруту на сайте школы, страницах в социальных сетях «Вконтакте» и Instagram.
|
|
|
Группа МОУ «Изварская СОШ» https://vk.com/schoolizvara1984
|
Группа «Я познаю Россию. Прогулки по стране» https://vk.com/yapoznayurossiyu
|
Информационный портал «Экологического маршрута» на школьном сайте http://izvarasosh.ru/page.php?84 |
Информационный буклет: https://vk.com/schoolizvara1984?w=wall-123450831_2812%2Fall (31 лайк и 5 репостов, 1 комментарий) |
Вводная экскурсия: https://vk.com/yapoznayurossiyu?w=wall-150173191_15347 (57 лайков, 3 репоста) от 10 февраля |
|
Ключевая информация по проекту https://vk.com/schoolizvara1984?w=wall-123450831_3281%2Fall – (71 лайк, 11 репостов) |
Земледельческая колония: https://vk.com/yapoznayurossiyu?w=wall-150173191_15553 (60 лайков, 5 репостов) от 1 марта |
|
Форелевая башня: https://vk.com/yapoznayurossiyu?w=wall-150173191_15610 (37 лайков, 3 репоста) от 10 марта |
||
Музей: https://vk.com/yapoznayurossiyu?w=wall-150173191_15829 (58 лайков, 3 репоста) от 21 марта |
|
Добро пожаловать
на экологический маршрут!
Точка №1 на карте. Приветствуем всех гостей на Особо охраняемой природной территории музея-усадьбы Н.К. Рериха. ООПТ это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и оздоровительное значение. Эти территории изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.
Во время экскурсии мы будем соблюдать Правила:
- не трогать руками животных, пресмыкающихся, насекомых, посторонних предметов, не пробовать на вкус какие-либо растения;
- не пить сырую воду из открытых водоемов;
- сбор растений, листьев и т.п. производить только с разрешения педагога, ни в коем случае не пробовать их на вкус;
- не разжигать костер, не ломать деревья;
- бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры.
(пешеходная экскурсия) Мы с вами начинаем движение по парковому комплексу конца XIX века. Вытянутая в западном направлении от музейного здания узкая полоска сохранила все основные черты старого парка с системой дорожек и рядами деревьев разных пород, среди которых выделяется еловая и фрагмент липовой аллеи.
Много здесь посадок клена остролистного, ясеня обыкновенного более молодого возраста. Из широколиственных пород представлены также вяз шершавый и единичные экземпляры липы обыкновенной.
Хвойные, помимо ели обыкновенной представлены в парке четырьмя деревьями лиственницы европейской приблизительно столетнего возраста. Невдалеке поднимаются и кроны молодых деревьев сосны сибирской (кедра), посаженных несколько лет назад.
В окрестностях Извары проходит южная граница Ижорской возвышенности. Ижорская возвышенность – своеобразный природный ландшафт Ленинградской области. Она представляет собой карстовое плато, сложенное ордовикскими известняками. Уникальные особенности геологии и гидрологического режима этой территории оказывают заметное влияние на характер растительности и животного населения, в том числе и насекомых. О чем мы с вами поговорим чуть позже.
Точка №2 на карте. (Остановка около
Форелевой башни) На берегу возле запруды, из которой берет начало река Изварка,
и где мы сейчас с вами находимся, стоит Форелевая башня. Ранее, в
начале 20-го века здесь находился рыбоводный завод, являвшийся одним из самых
старых в Санкт-Петербургской Губернии.
Через два года после приобретения имения Верландер начал строить на самом берегу озера небольшое деревянное здание для искусственного рыборазведения. Затем, начал возводить каменный рыбоводный завод, который хоть и потерял свои функции, но все же стоит на этом месте по сей день.
Первый этаж предназначался для хранения молочных продуктов имения и электромотора, который работал ежедневно в течение двух часов для получения воды насосом из ключей. Второй этаж был занят вырастными аппаратами для мальков, которые затем перемещались в бетонные баки, а затем перенаправлялись в искусственные вырастные пруды. Третий этаж был в основном "лабораторным": здесь хранились образцы эмбрионов и взрослых особей рыбоводного хозяйства.
Продуктом производства Изварского рыбного хозяйства главным образом служили форель свирская и радужная американская, в несколько меньших размерах производили стерлядь.
Точка №3 на карте. На берегу Изварского
озера раскинулась примечательная порода деревьев - ива ломкая.
Полюбовавшись на нее, мы продолжаем наше движение по территории музея-усадьбы
(пешеходная экскурсия) Ива ломкая в среднем достигает 15-20 метров в высоту. Средняя продолжительность жизни ивы ломкой – 75 лет. Шикарная крона широко раскидистая, густая. Её ветви прямые, немного поникшие, голые, блестящие, немного красноватого или оливково-зеленого цвета. Комфортно себя чувствует по берегам рек, озёр, прудов и водоёмов.
Точка №4 на карте. (Остановка с
осмотром родников) И вот перед нами родники. Родники в Изваре -
это место, имеющее большое значение в жизни Рерихов. Документы рассказывают,
что изварские родники освещались во время праздника Крещения Господня,
священника приглашала матушка Николая Рериха, Мария Васильевна.
Во время исследования изварских озер и реки Изварки было зарегистрировано 54 вида и групп видов беспозвоночных животных.
Точка
№5 на карте.
(Остановка на обзорной площадке с видом на Изварские озера)
(пешеходная экскурсия) Самая представительная часть животного мира Извары – грызуны: рыжая полёвка, желторотая и полевая мышь.
В 2007 году в парке обнаружена уникальная колония подземной полёвки. В пределах Ленинградской области постоянное обитание этого вида зафиксировано лишь в одной точке Бокситогорского района. На реке Изварка отмечено поселение речного бобра. Пойменная часть реки Изварка является сезонным резерватом крупных копытных: лося и косули. Из редких насекомоядных отмечено обитание куторы – прибрежного обитателя чистых проток и озер. Довольно обычны лесные виды млекопитающих – лисица, заяц беляк, белка, крот, обыкновенная бурозубка, ёж.
Всего на территории Извары и ее окрестностей зарегистрировано 126 видов птиц. В виду наличия озёр, речек, а также заболоченных участков, здесь встречаются различные водные и околоводные птицы: большая выпь и водяной пастушок – включены в Красную книгу Ленинградской области, чирок-свистунок и чирок-трескунок – гнездятся на Изварском озере, хохлатая чернеть, камышница и лысуха - гнездятся на Изварском и Грызовском озёрах.
Точка №6 на карте. (Остановка с осмотром изварских родников и озер)
(пешеходная
экскурсия) Из семейных воспоминаний Николая Ефремовича Андреева.
«…Имение представляло собой прекрасный помещичий дом из двух этажей с множеством надстроек и даже с башней, откуда открывался прекрасный вид на окрестности. …Барский дом был окружен громадным садом, который переходил в парк, а парк якобы переходил прямо в лес, во что я не верил, но так и никогда не установил границу… В саду были прекрасные цветники, в громадном парке с широкими аллеями позже часто объезжали молодых коней. Мой любимец, кучер Абрам, тайком от родителей брал меня в шарабан, объезжая еще только начинавших ходить в упряжке коней. Этот в парк в осенние или зимние вечера гудел таинственно и страшно, в нем было много прудов, берега которых соединяли элегантные мостики. Пруды были большие, почти озерного типа, и во всех них и в принадлежавших к ним канавах выводили форель, которую имение продавало. Одним из главных заказчиков был знаменитый гастрономический магазин Елисеева в Петербурге.
Было там и огромное молочное хозяйство, с великолепными помещениями для рогатого скота, подтверждающими мои соображения о том, что это были постройки XIX века. Коров было много, вероятно, больше 120 голов. Выделывалось масло, которое тоже отвозили в Петербург.
Точка №7 на карте. (Остановка с
осмотром здания Конюшни)
Были большие конюшни, отличные рабочие лошади, тоже исчислявшиеся десятками, и великолепная барская конюшня, где стояли купленные вместе с имением орловские рысаки.
Точка №8 на карте. (Остановка с осмотром здания музея-усадьбы) И вот перед нами Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре - первый в нашей стране государственный музей великого русского художника, учёного, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха был открыт в 1984 г.
Старинная русская усадьба, возникла в начале 18 века на месте средневекового поселения Взвар Водской пятины Великого Новгорода. В 18-19 веках Изварой владели Шереметьевы, Трубецкие, Салтыковы, Веймарны.
В 1872 году усадьбу приобретает отец художника К.Ф. Рерих. С этого момента Извара становится «родным гнездом» для Николая Рериха, источником его вдохновения и творчества, во многом определившим мировоззрение и круг его интересов. «Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре», - писал он. Родители Н.К. Рериха владели Изварой в течение 28 лет.
В 1900 г. М.В. Рерих продает усадьбу А.П. Верландеру – почётному гражданину Санкт-Петербурга.
Точка №9 на карте. (Остановка с осмотром кареты, каменного креста и здания Музея-усадьбы Н.К. Рериха)
Одно из приоритетных направлений работы Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре с момента его создания стало археологическое изучение территории Ижорского плато. У истоков это изучения стоял сам Н.К. Рерих. Археология стала для него источником вдохновения и поставщиком фактического материала, закономерный образом привела его к теме Руси в живописном литературном творчестве, пробудила глубокий интерес к культуре славян, каменному веку. Археологические исследования Н.К. Рериха в первую очередь были связаны с изучением сельских районов Севера-Запада: раскопки деревне русских могильников на Ижорском плато, в Порховском уезде Псковской губернии на Валдае. Он руководил составлением археологической карты Санкт-Петербургской губернии.
(пешеходная экскурсия) Музей Н.К. Рериха в Изваре - музей комплексный: мемориальный, историко-культурный и природный. В настоящие время археологическая экспозиция музея ограничена несколькими витринами, в которых представлены материалы из древнерусских могильников Ижорского плато. Однако собственные археологические коллекции музея Н.К. Рериха невелики.
Экспозиция в Усадебном доме включает 8 залов, рассказывающих о жизни и творчестве Н.К. Рериха, его научной, просветительской и миротворческой деятельности.
В 1912 году имение Извара приобретает Министерство юстиции, специально под размещение здесь Петербургской земледельческой колонии.
Проект Александра
Александровича Яковлева «Училищный дом» Земледельческой колонией
был утвержден в 1914 г. Уникальный образец культуры 20 века – в его проекте
блестяще синтезированы принципы стиля модерн с элементами северных
строительных приемов. Специально для колонии был разработан и в годы 1 мировой
войны, несмотря на многочисленные трудности, воплощён в жизнь проект
«города-сада» с жилыми, хозяйственными, учебными строениями и парком,
выраженными в стиле модерн и органично вписанные в ландшафт.
Точка №10 на карте. (Остановка с осмотром Училищного дома) Документально прослеживается переписка М.П. Беклешова с Н.К. Крупской по вопросам трудового воспитания детей. По настоятельной просьбе общественности и её рекомендации Министерство юстиции России выкупает Изварскую усадьбу с землями для размещения в ней в лучших условиях Санкт-Петербургской Земледельческой колонии и ремесленного приюта. Они создавались для жизни и обучения труду мальчиков и юношей в возрасте от 10 до 18 лет из числа «бездомных, осиротелых и обездоленных»
Девизом колонии было: «Кто открывает школу - тот закрывает тюрьму». Воспитание велось в соответствии с лучшими традициями русской и мировой педагогики.
Точка
№11 на карте.
К зданию Училищного дома пристроена поныне
действующая церковь во имя Иконы Казанской Божией Матери.
Каменная однопрестольная церковь органично вписалась в общий ансамбль строения.
Её оштукатуренное и окрашенное в белый цвет здание с арочными окнами разных
размеров и общим входом в храм и с увенчанной высоким тонким шпилем с крестом
звонницей – всё это производило впечатление гармоничной завершённости, не
бросаясь в глаза, но и не теряясь на фоне вытянутого массивного двухэтажного
здания Училищного дома.
В 1920 году Казанскую церковь закрыли, долгое время она пустовала, пока в конце 1980-х годов в ней не расположился салон для демонстрации видеофильмов. Возвратили церковь верующим лишь в 1991 году, отреставрировали и в настоящее время она является действующим приходским храмом Волосовского благочиния Гатчинской и Лужской епархии, в котором, как и прежде, совершаются богослужения.
Приглашаем всех в гости!
По вашему желанию вы сможете посетить:
- церковь во имя Иконы Казанской Божией Матери,
- музей-усадьбу Н.К. Рериха
- Культурный центр Извара - 15
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.